Грязная маржа что это
Маржа — что это такое? Виды, формула, отличия от прибыли и наценки
Маржа – это разница, заключающаяся в стоимости покупки и стоимости продажи любого товара. Показатель маржи высчитывают как в денежном эквиваленте, так и в процентах.
Содержание
Что это такое
Маржа является одним из основных показателей, на которые обращают своё внимание эксперты. Показатели маржи позволяют сделать вывод относительно положения компании, оценить её рыночную стоимость и прочее.
Чаще всего понятие связывают с отраслью торговли, при этом каждая из отраслей на рынке имеет свою норму маржи. Для рыночной торговли показатель равен 30%. Если эксперты отмечают высокие показатели маржи, то можно смело делать заключение о том, что перед нами успешная компания с правильно выставленными ценами на товары или услуги.
Примечательно, что термин пришёл к нам из английского языка (Marge), и дословно переводится, как «поля страницы». На первый взгляд значение термина может показаться совершенно далёким от коммерции, но это не так. Представьте себе обыкновенную книгу, где на каждой из страниц текст находится между боковых полей. В этом случае, поля хоть являются частью страницы, но они выполняют совершенно другие обособленные функции.
Начинающие предприниматели, часто задаются вопросом: зачем нужна маржа, не является ли она обыкновенной наценкой на товар. Сразу скажем, что наценка и маржа — совершенно разные понятия. Маржа позволяет рассчитать показатель рентабельности конкретной компании.
Для определения эффективности ведения бизнеса необходимо учитывать показатель маржинальности. В том случае, если он находится на уровне ниже среднего – фирма испытывает кризисный период, получая маленький процент дохода.
Существует несколько направлений в экономике, где маржа является важным показателем.
Предлагаем рассмотреть основные виды маржи:
Формула
Торговля является основной отраслью, где понятие «маржа» имеет наиболее удельный вес. Ни один анализ и экспертное мнение относительно деятельности компании не обходится без маржи, соответственно, каждый предприниматель должен в обязательном порядке ознакомиться с формулой расчёта.
Формула выглядит следующим образом:
Цена товара*кол-во реализованного товара – затраты на товар*кол-во товара = маржа.
Чтобы формула была более понятной, приведём простой пример.
Компания, специализирующаяся на продаже бытовой техники, закупила 30 электрических чайников по 750 рублей. За месяц было продано 24 чайника, стоимость каждого из них составила 1000 рублей. Производим расчёт по формуле:
24*1000 – 30*750 = 1500 рублей. В данном случае относительная маржа составляет (24*1000 – 30*750)*100%= 15%
Отличия от прибыли и наценки
Мы уже говорили ранее о том, что маржа и прибыль – это разные понятия. В чём заключаются основные отличия? Прежде всего, маржа выражается в разнице начальной стоимости товара и его продаже. Иными словами, маржа – чистый доход компании.
Прибыль – результат совокупных операций. Маржу можно смело называть промежуточным результатом, её можно высчитать на разных стадиях ведения бизнеса, в то время, как прибыль является окончательным, суммарным результатом. Маржа может быть высчитана с разных видов деятельности одной фирмы, в то время как прибыль считается общим показателем.
Кроме того, молодые предприниматели часто путают показатели маржи с наценкой. Наценкой принято считать отношение начальной цены к цене с учётом «накрутки». Маржа представляет собой отношение дохода к начальной цене товара.
Давайте рассмотрим простой пример, где в числах видна разница между маржой и наценкой.
Мы приобретаем товар стоимостью 200 рублей, а реализуем его за 400 рублей. В этом случае наценка составит 100%, а маржа определяется следующим способом: (400-200)/400= 50%. Примечателен тот факт, что наценка на разные группы товаров может колебаться от 100% до 300%, а вот маржа никогда не превысит показатели в 100%.
Советы
Вывод
Маржа – важнейший показатель, позволяющий определить эффективность работы компании, выявить системные ошибки, приводящие к понижению уровня прибыли. Как правило, повышение уровня маржинальности свидетельствует о том, что компания движется в верном направлении, обеспечивая постоянный приток денежных средств. Используйте простые расчёты показателя маржи в своей деятельности, и вы сможете оптимизировать расходы и увеличить прибыль компании.
«Как вы считаете, является ли маржа важным показателем деятельности компании? Возможно, игнорирование простой формулы приводит многих неопытных предпринимателей к ряду системных ошибок и пора это исправлять?».
Что такое маржа и как ее рассчитать
Разбираемся в терминах маржа, маржинальность и наценка, чтобы больше никогда не путать их, а также учимся грамотно управлять финансами
Разбираться в финансовых терминах полезно не только стартаперам и предпринимателям. Знание матчасти здорово облегчает жизнь студентам, самозанятым, всем неравнодушным и интересующимся.
В статье мы предлагаем разобраться с терминологией, закрепить ее формулами и рассмотреть на примерах, чем отличаются маржа, маржинальность и наценка.
Отличие маржи от маржинальности
Маржу и маржинальность легко перепутать, но это разные понятия.
Маржа показывает разницу между выручкой и затратами на переменные расходы. Она выражается в рублях и позволяет увидеть, какая сумма остается у компании после продажи товара или услуги за вычетом расходов.
Выручка – это сумма, которую получают при продаже. Допустим, продали торты на 10 тысяч рублей или запчасти на 3 млн рублей.
Переменные расходы – это расходы на то, что связано с производством и продажей, обычно от них зависят объемы реализации. Если переменные расходы больше, то выручка выше, и наоборот. К переменным можно отнести затраты на исходные материалы, упаковку, зарплату менеджеров и курьеров, которые получают проценты от продаж.
А вот траты на аренду помещений и оборудования, интернет, электричество, отопление, воду, зарплату сотрудникам, не имеющим отношения к продажам, – относятся к постоянным расходам, от них выручка не зависит.
Представим, что вы продаете свечи ручной работы в соцсетях. За день вы продали свечей на 7 тысяч рублей – это и есть ваша выручка.
Расчет маржи по формуле будет выглядеть следующим образом:
Маржа = выручка – стоимость материалов – стоимость упаковки – стоимость доставки – проценты менеджеру
Давайте посчитаем маржу по формуле за сентябрь:
Выручка с продажи свечей – 150 тысяч рублей.
Переменные расходы – 70 тысяч рублей.
Маржа = 150 000 – 70 000 = 80 000 рублей.
Теперь посчитаем маржу за октябрь:
Выручка с продажи свечей – 220 тысяч рублей.
Переменные расходы – 115 тысяч рублей.
Маржа = 220 000 – 115 000 = 105 000 рублей.
В октябре маржа выросла почти в полтора раза. Это хорошо или плохо? Иными словами, можно ли по марже судить об успехе компании?
Для оценки эффективности есть еще один термин.
Маржинальность – это простая формула отношения маржи к выручке. Она выражается в процентах. С ее помощью удобно проводить сравнения, строить графики и отслеживать динамику продаж.
Итак, сравним показатели за два месяца.
Сентябрь: 80 000 / 150 000 х 100% = 53%
Октябрь: 105 / 220 000 х 100% = 48%
Несмотря на рост выручки, маржинальность упала. Это значит, что вместе с выручкой сильно выросли и переменные расходы. Возможно, стоит оптимизировать траты, чтобы сделать работу эффективнее.
Могут ли маржа и маржинальность быть отрицательными?
Да. Например, маржа будет отрицательной, если вы продадите товар ниже суммы переменных расходов.
Важно: максимальное значение маржинальности – 100%.
Бизнес по производству свечей и никакой другой не может быть маржинальным более чем на 100%.
Уверенность в завтрашнем дне важна каждому бизнесмену. Если вы самозанятый и вам срочно нужны деньги на развитие своего дела, у Совкомбанка есть выгодное предложение. Только для вас – низкая процентная ставка, сумма займа может достигать 5 000 000 рублей на 5 лет. Воспользуйтесь кредитным калькулятором и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас по программе «кредит для самозанятых».
Отличие маржинальности от наценки
Для начала разберемся в терминологии.
Наценка – это способ получить прибыль посредством надбавки. Например, вы испекли печенье, потратив на него 200 рублей, а продаете за 500, с наценкой в 300 рублей. Выразить наценку можно не только в рублях, но и в процентах, и рассчитать по формуле как отношение маржи к переменным расходам (или, иными словами, к себестоимости).
У наценки нет максимального значения, потому что накинуть на себестоимость товара вы можете любую сумму. Это зависит от ситуации на рынке и спроса на ваш товар. Обычно, если товар редкий и пользующийся высоким спросом, наценка выше.
Рассмотрим различия между наценкой и маржинальностью.
Вернемся к примеру со свечами, где за сентябрь выручка составила 150 тысяч рублей, переменные расходы (или себестоимость) – 70 тысяч рублей, маржа – 80 тысяч рублей.
Посчитаем наценку: 80 000 / 70 000 х 100% = 114% – то есть с каждого вложенного в товар или услугу рубля мы получаем 114% прибыли.
Посчитаем маржинальность: 80 000 / 150 000 х 100% = 53% – то есть каждый рубль выручки приносит компании 53% дохода.
Использование показателей в жизни
Торговая наценка позволяет увидеть, сколько денег вы заработаете, но не гарантирует высокой прибыли. Например, можно сделать высокую наценку, но все равно уходить в минус из-за большого количества расходов.
Маржинальность является более емким показателем и позволяет:
Рассмотрим на примере компании с хенд-мейд свечами. Допустим, вы увеличили выручку и маржу, каждый месяц получаете больше, чем в предыдущий, а маржинальность при этом не растет. Это говорит о том, что вы теряете много денег на переменных расходах.
Например, выросла стоимость материалов и услуг курьера, а вы не заметили этого. Подкорректируйте эти моменты, чтобы ваша прибыль росла вместе с выручкой. И не забывайте заставлять деньги работать на вас, например, откройте вклад под высокий процент в Совкомбанке.
Кроме работы внутри компании, вы можете сравнивать показатели маржинальности конкурентов. Еще на этапе запуска это позволит вам рассчитать возможную прибыль и оценить свою эффективность относительно других.
Также маржинальность используется при расчете точки безубыточности.
Точка безубыточности – граница, переходя которую компания выходит в ноль. Рассчитывается по формуле как отношение постоянных расходов к маржинальности и выражается в рублях.
Допустим, постоянные расходы для производства свечей составляют 20 тысяч рублей. Тогда точка безубыточности равна 20 000 / 53% х 100% = 37 736 рублей.
Значит, как только выручка составит 37 736 рублей, компания перекроет постоянные расходы и начнет выходить в плюс. Лучше, если это случится ближе к началу месяца.
Предприниматели могут изучить список товаров с высокой маржинальностью. То есть те, которые гарантирую высокую прибыль. К ним относят цветы, косметику, безалкогольные напитки.
Для оценки эффективности зачастую также используют рентабельность. Она рассчитывается как отношение прибыли к интересующим нас ресурсам и показывает, насколько эффективно они используются.
Как контролировать маржинальность товаров
Пример со свечами, который мы рассматривали, очень простой. Сделать подсчеты для такого бизнеса можно в Excel или на листе бумаги.
В случаях, когда речь идет о крупных компаниях или производстве, используются специальные программы, которые автоматизируют процесс.
Лучше следить за маржинальностью ежемесячно, сравнивая показатели и делая выводы. Это позволит держать компанию под контролем, видеть, какие товары продаются лучше и вовремя корректировать слабые моменты.
Выручка или валовой доход. Грязная прибыль или валовая прибыль. Маржа
Зачем их измерять?
Цифры выручки, валовой прибыли, маржи дают самое первое укрупненное представление о бизнесе в целом, без деталей. Они помогают померять среднюю температуру бизнеса и оценить в принципе направление движения в сторону прибыли. Помогают не ошибиться. Служат для управления бизнесом.
Многие бизнесмена ими и ограничиваются, но быстро теряют бизнес.
Как их измерить?
Все пришедшие к вам деньги являются выручкой или валовым доходом. Но для оптимизации бизнеса надо понимать, как устроена грязная (валовая) прибыль. Это просто и уже вам знакомо на уровне инстинкта…
Если от дохода отнять себестоимость товара, то получим ту самую грязную прибыль.
Небольшая зарисовка для отчетливого видения…
Раньше все дороги вели в Рим. Представьте себя императором Рима… По всем дорогам к Вам текут деньги за проданный товар. Это-выручка, валовый доход.
Также и в вашем бизнесе. И у вас сначала образуется выручка — одна большая куча. Затем приходите Вы и отделяете небольшие кучки — отдаете ваши обязательства — мытарю, работникам, жене, любовнице…
Мысль для осознания:
Если вы не умеете измерять метрики своего бизнеса в процессе, то в конце рано или поздно увидите, что все расходы скушали доходы. Вместо кучки образовалась ямка
Маржа
Часто эффективность бизнеса проще измерить в процентах.
Если мы разделим грязную прибыль на выручку и умножим на 100%, то мы получим маржу.
Соответственно, валовая маржа сделки — это валовая прибыль со всех сделок, поделенная на выручку и умноженная на 100%.
Что вы теряете, если не знаете этих цифр?
Если одной фразой, то вы уже догадались, что деньги кучками считать неправильно. Потому что в итоге у вас образуется одна большая ямка.
Почему?
Потому, что когда принимали решения не считали эффективность этих решений (маржу). В итоге доход есть, а прибыли нет. Эффективность бизнеса = 0.
Наглядный пример оценки вашего решения:
Пускай ваш товар — паркетная доска стоит 10 000 рублей за 1 кв, метр. и себестоимость составляет 5000 рублей. При продаже 100 м кв выручка составила 100 х 10000 = 1,000,000 рублей.
Себестоимость равна 100 х 5000= 500 000 рублей. Валовая прибыль будет равна 1000 000-500 000 = 500 000 рублей. Маржа составит 500 000/1000 000 х 100%=50%
Это параметры конкретной сделки. Они говорят, что есть смысл такую сделку сделать.
Но, предположим, что в нашем примере сырье покупается за доллары, а продукция продается за рубли. Доллар неожиданно запланировано подрос, да и таможня ввела 15% пошлину на деревянный паркет.
В результате себестоимость выросла до 9000 рублей. В новых условиях выручка не изменилась, себестоимость партии стала 100 х 9000 = 900 000 р., грязная прибыль стала 100 000.
Маржа или эффективность сделки упала до 100 000 : 1 000 000 х 100%= 10%
Смысл данной одиночной сделки уже сомнителен.
Правда, этот же клиент предлагает еще сделку на 1000 м кв в долларах (по курсу пересчета стоимость 1 м кв составила 15000 р).
Выручка составила 1000 м х 15000=15,000,000 миллионов рублей. Себестоимость: 1000 х 5000 = 5 000 000. Валовая прибыль =10 000 000. Если мы сложим выручку от 2-х сделок = 16 000 000, вычтем себестоимость= 900 000 + 5000000 = 5 900 000, то грязная прибыль составит 10 100 000.
Тогда валовая маржа будет: 10,100,000 : 16,000,000 = 63%.
Вывод: чтобы не терять перспективного клиента за рубли, не снижать загрузку предприятия = сделку с 10% маржой можно делать.
В целом есть на хлебушек и еще на икру осталось
Маржа – что это такое в торговле и бизнесе
Маржа – это экономический показатель, отражающий разницу между валовой выручкой и себестоимостью товаров. Маржа может быть выражена как в денежном выражении, так и в процентном.
Маржа – это не прибыль от продажи чего-либо и не торговая наценка. Не следует путать эти понятия. В данной статье мы разберем, чем они отличаются друг от друга, приведем формулы и на примерах рассчитаем маржу для торговли, банковской и биржевой деятельности.
Что такое маржа
Кто-то скажет, что маржа – это и есть торговая наценка. Однако эти два понятия совершенно разные, и вот почему.
В бизнесе, будь то торговля, строительство или другая отрасль, понятие «себестоимость» включает в себя не только закупочную цену товаров (материалов, комплектующих и др.). К затратам относятся также сопутствующие расходы: аренда производственного помещения и офиса, зарплата сотрудников и налоговые отчисления, расходы на доставку, амортизация оборудования и многое другое.
Иными словами, если говорить о торговле, себестоимость равна закупочной цене товара плюс издержки. Разница между конечной ценой и себестоимостью – это валовая прибыль.
Маржа – это отношение разницы между валовой прибылью к объему реализации. В торговле чаще всего используется процентная маржа.
Что касается торговой наценки, то для этого примера она составит 45%:
Простыми словами, маржа – это показатель, рассчитываемый аналогично валовой прибыли в денежном или процентном отношении. Напомню, что существует 3 вида прибыли:
Но вернемся к марже. Мы выяснили, что маржа и валовая прибыль – это родственные понятия: маржинальность определяется удельным весом валовой прибыли в выручке от продаж.
Что показывает маржа
Маржа – это один из основных индикаторов экономической эффективности бизнеса. С помощью этого показателя определяется рентабельность продаж, доходность сделки и динамика прибыли компании.
Что же показывает маржа? Рост или падение показателя свидетельствует об изменении доли прибыли в объеме продаж. При снижении маржи следует предпринять шаги по увеличению прибыли: оптимизировать расходы, расширить зону охвата рынка и др.
Рассмотрим виды маржи.
Какая должна быть маржа
Для разных отраслей существуют различные маржинальные нормы. Приведем средние показатели маржинальности в таблице.
Наименование отрасли | Средний показатель маржи |
---|---|
Торговля | 30% |
Производство и строительство | 15% |
Банковский сектор | 6% |
Биржевая торговля | 4% |
В торговле процент маржи колеблется в пределах 20-40%. Если этот процент меньше, высока вероятность получения убытка, т.к. в торговых организациях, как правило, много косвенных расходов, которые не относятся напрямую к торговой деятельности, но являются необходимыми для успешных результатов сделок. К таким расходам можно отнести акции, бонусы, представительские расходы, рекламу и др.
В производственной сфере косвенных расходов меньше, поэтому показатель в размере 15-20% считается нормой. А в биржевой торговле маржа может составлять 3-5% и менее.
Вероятно, возникнет вопрос: может ли маржа быть больше 100 процентов? Нет, не может. Обратившись к формуле, приведенной выше, это легко проверить: если подставить в формулу показатель маржи, равный 101%, и рассчитать отпускную цену, то результат принимает отрицательное значение. Это говорит о том, что решение неверно, т.к. цена не может быть отрицательной.
Как рассчитать маржу
\( ОР \) – объем реализации;
\( С \) – себестоимость.
\( ЧП \) – чистая прибыль.
\( ПД \) – процентный доход;
\( ПР \) – процентный расход;
\( А \) – стоимость активов.
Как рассчитать маржу с помощью Excel
Рассчитаем валовую (ВМ) и чистую маржу (ЧМ) для торговли по нескольким периодам, используя таблицу Excel.
Период | Выручка без НДС | Покупная цена товаров | Сопутствующие издержки | Вал. прибыль | ВМ, % | Операц.доходы | Операц. расходы | Внереал. доходы | Внереал. расходы | Чистая прибыль, тыс.$ | ЧМ,% |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I кв. 2019 | 300 | 190 | 50 | 60 | 20,00 | 20 | 15 | 12 | 53 | 17,67 | |
II кв. 2019 | 360 | 220 | 50 | 90 | 25,00 | 14 | 15 | 11 | 78 | 21,67 | |
III кв. 2019 | 320 | 240 | 60 | 20 | 6,25 | 17 | 15 | 9 | 13 | 18 | 5,63 |
IV кв. 2019 | 410 | 300 | 65 | 45 | 10,98 | 18 | 16 | 4 | 15 | 36 | 8,78 |
I кв. 2020 | 330 | 240 | 60 | 30 | 9,09 | 10 | 16 | 5 | 11 | 18 | 5,45 |
II кв. 2020 | 370 | 250 | 60 | 60 | 16,22 | 11 | 16 | 3 | 15 | 43 | 11,62 |
III кв. 2020 | 490 | 310 | 70 | 110 | 22,45 | 13 | 17 | 10 | 16 | 100 | 20,41 |
Как видно из таблицы, в периоды с III квартала 2019 г. по I квартал 2020 г. компания работала с минимальной прибылью. Это обусловлено увеличением закупочных цен и сопутствующих расходов. Начиная со II квартала 2020 г. ситуация улучшилась: вырос объем продаж и процент торговой наценки, что способствовало росту валовой и чистой маржи.
Зачем считать маржинальность
Показатели маржинальности рассчитываются владельцами бизнеса, финансовыми аналитиками, инвесторами. Расчеты нужны для определения эффективности работы компании или рентабельности сделки. Простыми словами, маржа показывает, насколько оптимально соотношение между доходами и расходами, и как будет изменяться чистая прибыль.
Чистую прибыль можно использовать, например, выплатить дивиденды участникам. Оставшаяся после выплаты доходов сумма называется нераспределенной прибылью и учитывается на одноименном счете бухгалтерского баланса.
Если чистая прибыль уменьшается до распределения – это говорит о том, что растут издержки. Возможно, какие-то направления деятельности компании являются убыточными. А может, это просто временное явление, и вложения, сделанные на данном этапе, окупятся в дальнейшем.
Зная, какая должна быть маржа для отрасли в благополучные годы, следует проанализировать маржинальность за несколько периодов, как показано в примере выше. Таким образом, несложно определить причину падения прибыли и предпринять шаги по оптимизации расходов.
Для некоторых видов бизнеса следует учитывать такой фактор, как сезонность. В рассмотренном нами примере от сезонов вряд ли многое зависит, т.к. прибыль снизилась в III и I кварталах. Возможно, в этих периодах были закуплены товары по более высокой стоимости или издержки остались на прежнем уровне при падении продаж.
Применение
Попытаюсь объяснить простым языком, как применяется маржа в различных сферах.
В экономике
Маржинальность рассчитывается в отдельных сегментах:
Например, можно рассчитать маржинальность по экспорту продукции в отдельные страны мира или по реализации какой-либо категории товаров на внутреннем рынке.
Таким образом, маржа в экономике показывает рентабельность продукции, товаров, работ или услуг на внутреннем и мировом рынках.
В банковской сфере
Рентабельность кредитного учреждения определяется показателем процентной маржи, которая рассчитывается как разница между доходами и расходами:
В биржевой деятельности
Доход трейдера определяется показателем вариационной (или плавающей) маржи. Здесь нужно разобраться, что значит использовать маржу. Открывая позицию, трейдер вносит на свой депозит некую сумму, которая является гарантийным обеспечением сделки. При росте цены актива эта сумма увеличивается на разницу котировок, при падении цены – уменьшается. Таким образом, размер вариационной маржи должен укладываться в сумму гарантийного обеспечения сделки. Если эта сумма полностью использована и счет не будет пополнен, позиция закрывается. Ситуация, при которой деньги на счете израсходованы полностью, носит название Margin Call.
Форекс
Большинство сделок на Форекс совершается с использованием кредитного плеча – заемных средств, предоставляемых трейдеру брокером. Без кредитного плеча большинство трейдеров работать не смогут – далеко не все располагают суммами в десятки, а то и сотни тысяч долларов.
Маржа на Форекс – это, по сути, залоговое обеспечение для брокера. В случае неудачного исхода сделки на депозите остается некая сумма, которая нужна в целях:
Маржа на Форекс считается по формуле:
\( V \) – объем сделки (контракта);
\( L \) – размер кредитного плеча (левериджа);
\( R \) – текущий обменный курс.
Чем больше размер кредитного плеча, тем большая сумма залога потребуется для обеспечения сделки.
Примеры
Зная, как рассчитывается маржа в теории, приведем примеры расчета в цифрах.
Заключение
Итак, краткое определение термина «маржа» можно озвучить так: это величина, характеризующая рентабельность. Рассмотренный нами показатель используется во всех сферах экономики: производство, торговля, страхование, банковское дело, биржевая торговля.
В бизнесе полезно рассчитывать не только валовую, но и чистую маржу, т.к. помимо прямых издержек существуют косвенные, а также процентные доходы и расходы. Отслеживание показателя маржинальности позволит своевременно внести корректировки: пересмотреть расходы, провести сравнительный анализ цен с конкурентами и др.