гороховое поле московская область
Не знаю, согласитесь со мной или нет, но живя в Москве, не знать её историю позорно. Конечно, она громадная, и трудно объять такое большое объятное. Но стремиться исследовать хотя бы центр надо.
Наконец, звезды сошлись, как надо, в минувшую субботу. И мы примкнули к группе товарищей, для которых нет плохой погоды. И которые решили, как и мы, пройти путь «От газгольдеров до Немецкой слободы». Единомышленников видно сразу и издалека.
Встретились на выходе из туннеля, идущего от Курского вокзала к улице Казакова.
Родное местечко! Пять лет изо дня в день я дважды проходила здесь на автомате, не задумываясь об исторической ценности этого места, воспринимая, как есть.
АРМ (от «арматура»)
Наш гид Александр, рассказывая об истории этого райончика, заставил живо ощутить обстановку 30-летней давности и более раннюю. Ну могла ли я представить, что это были просто тогдашние гороховые поля!
Много интересных фактов об устройстве этих сооружений и об истории этой промзоны (в том числе, что за АРМ такой) было поведано, после чего мы последовали дальше по маршруту.
Улица Казакова (бывшая Гороховая)
Естественно, останавливались у особо примечательных домов, чтобы послушать интересные истории. Друг напротив друга ГУЗ (институт землеустройства) и НИИ Радио. Соседство их интересно тем, что одно здание открывало, а другое закрывало эпоху сталинского классицизма.
Мало старых домов осталось. Интересным показалось изображение разрушенного дома на торцевой стене уцелевшего. Отсюда мы прошли двориками через ЖК Гороховый, 12 к Гороховому переулку.
Гороховый и другие переулки
Поблизости во дворе современной многоэтажки расположилось архитектурное чудо, которое никогда бы в жизни не обнаружили сами и не увидели бы. Старообрядческая церковь по проекту архитектора Бондаренко, построенная на деньги Саввы Морозова и других староверов. Об истории Воскресенского храма читайте здесь. Реставрируется долго, потому что не тянут деньги из казны, а всё сами, сами. Цитата из википедии:
По состоянию на 2009 год, реставрация храма ещё продолжается, так как проводится исключительно на средства самой поморской старообрядческой общины. Но основной объём работ уже сделан: почти полностью отреставрирован иконостас, настелен паркет. Продолжаются фасадные работы. По четвергам вечером совершаются старообрядческие молебны в три канона, также служба регулярно совершается по праздникам, служатся требы.
Прошло 10 лет. Даже не знаю, какой срок загадать для посещения этого места, чтобы увидеть обновлённое здание.
Приметная церковь
Гороховое поле в Москве примечательно выгодно расположенным на пересечении трёх улиц и, в отличие от предыдущего, заметно выделяющимся «Храмом Вознесения Господня на Гороховом поле». Основной капитал был Николая Никитича Демидова (того, чьим домом был нынешний ГУЗ). Ну и как водится, на деньги прихожан.
Из истории, рассказанной о нём, мне показалось особенно интересным, что его построили из б/у кирпичей. Ранее они были Моисеевским женским монастырём.
Гороховое поле в Москве. Усадьба Разумовского
На улице Радио (бывшей Вознесенской) надолго остановились возле усадьбы Разумовского. Меня очень опечалила судьба этой потрясающей деревянной постройки. Сейчас здание выглядит прилично, хотя не нашла информации, можно ли пройти внутрь (там вроде как Музей физкультуры) и погулять по территории. Но что пришлось ему перенести!
Гороховое поле в Москве. Усадьба Демидова
Бывшая усадьба Никиты Акинфиевича Демидова «одноэтажная с полуподвалом, сложная в плане, с несколькими ризалитами», с пристройкой для домашнего театра и громадной парковой территорией. С «террасами, спускавшимися к Яузе, с искусственными прудами, фонтанами, гротом, с мраморными и чугунными садовыми скульптурами (последние были отлиты на уральских заводах Демидова)». Вот ещё:
«Растения хозяин выписывал из-за границы, а также привозил с Урала – здесь были высажены кедры, пихты, в теплицах росли южные деревья и кустарники – пальмы, тисы, фикусы. Достопримечательностью усадьбы были оранжереи, где выращивались апельсины, персики, ананасы, виноград, арбузы, а также разнообразные цветы».
Искренне сожалею, почему в годы моего обучения кружок «Педагогического наследия Надежды Константиновны Крупской» (у меня даже есть удостоверение лектора-экскурсовода по этому самому наследию) был, а исторического хотя бы мини-музея не было!
Гороховое поле в Москве. Ещё пара домов
Думаю, через какое-то время продолжим исследования.
Гороховое поле. Гороховский и Денисовский переулки.
С чем ассоциируется гороховое поле? У меня с детством. Отправляли меня на каникулы в деревню к бабушке. А вокруг поля. Самое счастье было, когда засевали поле недалеко от деревни такой штукой, которая называлась вика-смесь. Если просто поле засеять горохом, то толку мало, он будет стелиться по земле и всё или сгниёт или просто стручки грязными будут. А здесь вперемешку со злаковыми получалось нормально, была ему опора. Но агроном тоже был не дурак, знал, что рядом с деревней всё вытопчут, поэтому сажали подальше от народа. Но мальчишек это не останавливало. Как только начинал поспевать горох, все мы были в полях. Не могу себе представить детство без горохового поля и без яблок. А потому приглашаю прогуляться по московскому гороховому полю.
Этот старый московский район между Басманной слободой, Царской дорогой (Покровкой), Земляным валом (Садовое кольцо) и Яузой, когда-то был полем краями его были речки Чечёра и Черногрязка. Сеяли на том поле горох, отсюда и название района. Позже такое же название получила и улица (сейчас улицы Радио и Казакова). Сохранил название только переулок, да и то видоизменённое. Теперь он Гороховский. А ведь он, хоть и был полевой дорогой, напрямую вёл из центра Москвы в Немецкую слободу.
Вот с него мы и начнём, тем более, что главные интересности Горохового поля находятся именно на нём. А для этого свернём со Старой Басманной улицы.
2. Усадьба Ивана Демидова работы Матвея Казакова.
3. Классицизм в чистом виде.
Следующим владельцем дворца стал генерал от инфантерии Николай Иванович Демидов. После его смерти с 1833 года усадьбой владели: один из московских чудаков, отличавшийся феноменальной скупостью, И. Быков, уроженец Тифлиса Г. Тамамшев, купец М. Степанов, который в 1858 году продал владение Межевому ведомству для школы межевых топографов. С 1873 года здесь разместился Константиновский межевой институт, переехавший со Старой Басманной. Преподаватели жили здесь же на казенных квартирах. Одну из них неоднократно посещал Достоевский: его родная сестра была замужем за преподавателем А. Ивановым.
4. И даже герб там, где ему положено быть. Только жаль, что не демидовский.
С 1930 года учебное заведение переименовано в Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. С 1993 года – Государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК). Университет обладает богатейшим музеем старинных геодезических инструментов, атласов и карт.
6. Дальше по переулку главный дом городской усадьбы А. Е. Александрова. Построен в начале 19-го века, во второй половине того же века перестраивался.
8. Следом за посольством ещё один особняк
Особняк этот был построен для простого, хоть и богатого крестьянина С.К. Морозова. К известной династии Морозовых он отношения не имел, но особнячок построил. Дом построен в 1901-м году архитектором Бутусовым.
9. Особенно хороши два больших выступающих окна по краям фасада второго этажа. Эти окна фланкируют белокаменные колонны сложного ордера. Их большие треугольной формы фронтоны выходят за рамки стены и образуют два аттика. Основание фронтонов поддерживают головки девушек, очень похожих на лорелей из стиля модерн, чьи волосы переплетаются с затейливым орнаментом в верхней части оконных наличников.
В 1914 году дом сменил владельца. В апреле, перед началом Первой Мировой войны его приобрел купец Николай Петрович Бахрушин. Он принадлежал к большой семье владельцев суконных и кожевенных фабрик, был сыном Петра Алексеевича. Он недавно потерял любимую жену Любовь Сергеевну из рода чаеторговцев Перловых. Сюда он переехал с младшими детьми и семьей старшей замужней дочери. В первом этаже находилась квартира владельца из 17 комнат, с кухней и ванной. В шестигранном эркере со двора был устроен зимний сад. Слева к основному зданию примыкал еще один двухэтажный дом, где был приемный кабинет зятя, Николая Федоровича Пупышева, врача и владельца санатория «Надеждино» в Фирсановке. Во дворе длинного владения, другой стороной выходившего на улицу Гороховое поле, были хозяйственные строения – птичник, гараж, конюшня, сеновал, прачечная. А еще дальше ворота вели в сад с прудом и беседкой.
10. Напротив особняка самое интересное здание района. Целый готический замок.
11. У меня сложилось впечатление, что эти пристройки были сделаны позже.
Стиль вроде как сохранён, а вот кирпич другой.
После пересечения с Токмаковым переулком, Гороховский переулок становится Денисовским. Назван в 19-м веке по фамилии владельца находившихся здесь (на ручье Кукуй) бань. Первоначально назывался Голландский переулок — по голландской церкви.
12. На перекрёстке находится ещё одна городская усадьба.
В 18-м веке это было владение Н. Е. Струйского, потомка князей Шуйских, издателя, поэта. Струйский дружил с художником Фёдором Рокотовым и посвятил ему строки: «То Рокотов: мой друг!». В 1771 году Николай Еремеевич продаёт усадьбу секунд-майору, надворному советнику Петру Борисовичу Белавину, а сам поселяется в своём имении Рузаевка неподалёку от Пензы.
Белавин возводит в усадьбе новый каменный дом, конюшню, хозяйственный корпус. При Белавине и появилась та архитектурно-планировочная структура усадьбы, которая в целом сохранилась до наших дней. До этого часть усадьбы занимал усадебный сад с большим прудом, в дальнем углу сада протекала речка Чечора.
В пожар 1812 года все постройки, кроме северного флигеля, сгорели. И после Отечественной войны усадьбу пришлось восстанавливать. Достройка владения производилась и в 1837 году. В 1842 году усадьбу приобрёл купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Дмитрий Иванович Четвериков.
Весной 1890 года сын Четверикова Михаил Дмитриевич разделил владение на две равновеликие части: южную часть с садом оставил себе, а северную вместе с главным домом продал промышленнику, потомственному почётному гражданину Николаю Александровичу Варенцову.
Ещё в конце 1870-х годов Варенцов одним из первых российских предпринимателей занялся закупкой и доставкой хлопка из Средней Азии. Обладая ярким предпринимательским талантом и честностью, он вскоре достиг больших коммерческих успехов. Николай Александрович был гласным Московской городской думы, имел награды: орден Св. Станислава 3-й степени и золотую Бухарскую звезду 1-й степени. Умер он в 1947 году в возрасте 84 лет. После себя оставил интересные воспоминания «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое».
Вплоть до 1917 года Варенцов и Четвериков оставались владельцами усадьбы. После революции и национализации здесь устроили коммунальные квартиры, а позже расположились различные советские конторы. В главном доме сохранялась планировка парадной анфилады, зал с хорами, гостиные, вестибюль.
С 1995 года в усадьбе поселилось Общество купцов и промышленников России. Усадьба является объектом культурного наследия федерального значения. В 2001 году была осуществлена полная реконструкция памятника с заменой части построек усадьбы бетонными копиями. Ограда парадного двора была выстроена в конце 19-го века. Перед домом стоит очень старая лиственница с обломанной в результате попадания молнии (по другой версии в результате урагана) верхушкой – редчайший дендрологический памятник в Москве.
Продолжаем движение по Денисовскому переулку. Застройка очень пёстрая. Кроме сохранившихся исторических зданий есть здесь и хрущёвки, и позднесоветские дома. Со сталинками хуже.
14. Есть и деревянный шедевр в полузаброшенном состоянии.
15. А сейчас его разрушает вода. На фото видно, что кусок водосточной трубы отсутствует, дождевая вода течёт прямо по стене.
16. Во дворах Денисовского переулка прячется очень необычный храм.
17. Это Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы 2-й Московской общины старообрядцев Поморского законобрачного согласия. Фото с Pastvu.ru)
18. Церковь стоит во дворах жилых домов, с переулков её не видно. Кроме того, она окружена высоченным забором и постройками, подобраться к ней очень сложно.
19. Ещё одно фото с Pastvu.ru. Здесь ещё без куполов.
Здесь я приведу почти целиком статью Марии Подъяпольской, из которой станет понятно такое нетривиальное название храма и его историческая подоплёка.
Этот оригинальный по своей архитектуре храм был построен в 1907-1908 годах для Второй московской общины поморского законобрачного согласия.
На протяжении долгих веков после раскола старообрядцы подвергались преследованиям, им нельзя было строить свои церковные здания, открывать школы. Государство и официальная православная церковь относилась к ним с недоверием. Ситуация стала меняться в лучшую сторону лишь после революционных событий 1905-1906 годов и появления Высочайшего указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В частности, старообрядцам было разрешено строить свои церкви – в результате за десять с небольшим лет (до 1917 года) в Москве и по всей России было построено огромное количество новых старообрядческих храмов.
Эта церковь построена по проекту известного архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, который много работал по заказу старообрядческих общин. Бондаренко был одним из апологетов неорусского стиля, ставшего столь популярным в начале 20-го века, и в своих работах обращался в первую очередь к наследию древнерусского искусства. Не стала исключением и церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы. Архитектор так писал об этом: «Предо мною развернулось широкое поле деятельности, на котором я мог проверить свои силы. Появилась возможность дать новое, исходя из хорошего старого русского народного искусства. Я вспомнил наш Север… Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой».
Воскресенско-Покровский храм, освященный летом 1908 года, был построен по типу древних новгородских и псковских церквей 16 века с элементами поморской архитектуры. Но те приемы, что характерны для древнерусского зодчества, были переосмыслены архитектором по-новому, это была не стилизация, не копирование памятников прошлого, а новое направление в архитектуре, воплотившее все, что было накоплено искусством к началу 20 века. Спроектированный Бондаренко храм был двухэтажным, с большой моленной и комнатами для собраний общины. Одной из достопримечательностей храма была звонница, покрытая изразцовой черепицей, ее фасад был украшен майоликовым панно с изображением ангелов, держащих икону Воскресения (эта икона – копия с чудотворного образа, располагавшегося над Спасскими воротами Кремля). Майоликовой плиткой были оформлены и боковые фасады церкви, а окна были украшены разноцветными витражами. Внутри храма помещалось множество старинных икон, некоторые из которых относились к 16-17 векам.
Храм в Токмаковом переулке стал общероссийским центром поморцев, приемлющих брак. Это были приверженцы одного из течений старообрядчества, которые «священства не приемли», поскольку считали, что истинное священство прекратилось со смертью тех, кто был рукоположен еще в старые, дониконовские времена (т.е. до церковного раскола). Такие старообрядцы стали жить вообще без священников, отчего и получили название «беспоповцы». Из церковных таинств приверженцы этого учения сохранили крещение и исповедь. Отдельные функции священников у беспоповцев выполняли миряне. Поморским согласием называется одно из самых многочисленных беспоповских обществ, возникшее в конце 17 века – это те старообрядцы, кто считает, что таинство брака также могут совершать миряне (потому их еще зовут беспоповцами-брачниками).
После прихода к власти большевиков храм продолжал действовать вплоть до 1930 года, когда был закрыт. Ценные иконы и утварь были переданы в музеи, а в самом церковном здании размещался сначала театр, потом швейный цех и штемпельная фабрика. Храм был возвращен верующим только в начале 1990-х годов. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.
Идём дальше по Денисовскому переулку.
20. Дом 30. Дом построен в 1903-м году. Архитектор Даукш. Не так давно здесь размещалась типография №13 Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
21. Ещё один старинный особняк с палатами 18-го века.
22. На красной линии переулка стоят два флигеля.
По архитектуре видно, что раньше это здание имело производственное назначение. До 1917 года там была ткацкая фабрика, принадлежавшая крупным текстильщикам Щаповым.
На фабрике ткали «холстинки, саржинки, тик, платки, то есть товар не набивной (ситцы), а узорчатый, тканный в полоску и клетку из английской бумажной пряжи и русской льняной». Со временем оборудование фабрики совершенствовали ручными станками Жаккарда для изготовления дорогих узорчатых тканей. В 1918 году фабрику национализировали. Она стала называться — «Имени Героя труда Осипа Звонкова», а позже «Красная работница».
После закрытия фабрики 1990-е был проведен капитальный ремонт здания и до 2002 года там размещался пассаж «Денисовский двор». Библиотеку в это здание перевели на время реконструкции особняка Салтыковой на Бронной.
24. И уже в самом конце переулка, в том месте, где он упирается в улицу Бауманскую есть ещё один примечательный дом.
В сообщении использована информация из статей Алексея Дедушкина и Анастасии Соловьёвой.
Гороховое поле
Бывшая демидовская усадьба переходит уже к другим владельцам, из которых в летописях московского быта получил особенную известность богач-раскольник И. А. Быков, заперший дом и живший в каморке привратника у ворот. Так он прожил, как рассказывал московский бытописатель, много лет «совершенным затворником, выходя на свет божий только для прогулки в лавочку да для того, чтобы собственноручно подмести двор и обширный роскошный сад своего демидовского дворца. И только раз в году, в светлое воскресение после обедни, устраивал он сам себе редкое угощенье: брал ключ, отпирал парадные двери, поднимался по мраморной лестнице, молча обходил анфилады роскошных, богато убранных зал и, кончив обход, запирал их снова до будущего года». После него дворец перешел к его сыну, а от него некоему «тифлисскому гражданину» Г. С. Тамамшеву и купцу М. А. Степанову, продавшим в конце 1858 г. всю усадьбу за 100 тысяч рублей Межевому ведомству для школы межевых топографов.
Институт имеет богатый музей, обладающий ценной коллекцией старинных геодезических инструментов, атласов и карт.
Гороховский переулок выходит к пересечению с Токмаковым (он называется по имени одного из домовладельцев в 1723 г.), как раз к одному из сохранившихся здесь архитектурных памятников.
Все в храме было сделано по проекту И. Е. Бондаренко: и иконостас темного мореного дуба, и бронзовая утварь, и украшения кованого железа, и майолика, выполненная в гончарной мамонтовской мастерской «Абрамцево» в Бутырках. Церковь получилась очень уютной, «полной древнерусской мечты», как писали в старом архитектурном путеводителе. Теперь это чудесное произведение зажато между плоских коробок современных строений, окружено забором и постепенно разрушается.
Большой дворец стоит в глубине парадного двора, ограниченного по бокам двумя флигелями, выходящими на красную линию улицы. Центральная часть дворца выделяется богатой обработкой сдвоенных колонн на выдвинутых вперед портиках и прекрасного рисунка полукруглой лоджией с кессонированным полукуполом и дверью в центре, куда ведут два марша лестницы. Эта часть дворца была по желанию владельца построена из дубовых брусьев, поставленных вертикально. Тут, в самой здоровой части дома, и находилась хозяйская спальня, ибо тогда полагали, и. вероятно, не без основания, что значительно полезнее для здоровья жить в деревянном, а не каменном доме. Дом отделали с необыкновенной даже для тех расточительных времен роскошью, и истратили на него, как полагали, более миллиона рублей. Дорогие зеркала, бронза, позолота украшала дворец, стены многих комнат порывали редчайшие гобелены, а подоконники делались из ляпис-лазури, ценного поделочного камня. Жозеф де Местр писал о дворце Разумовского, что он «превосходит все, что можно видеть в этом роде в Европе». По роскоши с дворцом соперничал обширный парк площадью более 28 десятин, раскинувшийся по обеим берегам Яузы, полный редких растений, с беседками, статуями, с целой системой прудов и каналов.
При Александре 1 А. К. Разумовский вернулся на государственную службу, став министром народного просвещения. Он уделял большое внимание распространению образования: в первые же годы были открыты 42 приходских и 24 уездных училищ, несколько гимназий и институтов. Он же основал царскосельский лицей, присутствовал при вступительных и переводных экзаменах. Страстью его была ботаника, которой он всерьез занимался, создав прекрасные коллекции как в московской усадьбе, так и в своей подмосковной в Горенках. Разумовский ушел в отставку в 1816 г. и через шесть лет скончался. После смерти А. К. Разумовского дворец и усадьба перешли к сыну, известному своим беспутством и расточительной жизнью.
В Александринское сиротское отделение, в просторечии называвшееся Разумовским пансионом, летом 1876 г. отдали А. И. Куприна, пробывшего там до 1880 г., когда он поступил во 2-й кадетский корпус. С пансионом связан его первый литературный стихотворный опыт.
В советское время во дворце устроился физкультурный институт, занимавший его много лет. Физкультурники столь рьяно занимались там спортом, что довели бывший дворец до того, что он превратился почти в руину, на восстановление которой уже ни у кого нет средств.
На том же участке были построены и другие здания, которые также принадлежали к ведомству императрицы Марии и, в частности, 2-й женской гимназии, встроенные теперь в советское здание (ул. Казакова, 16).
Церковь закрыли в 1933 г. и передали под клуб Аэродинамического института, в последующее время в ней побывали и слесарная мастерская, и типография, и склады, оставившие здание в обезображенном виде. Теперь ее вернули общине верующих.
Облик демидовского дома запечатлен в «Альбоме» лучших частных московских зданий, собранном М. Ф. Казаковым.
Демидовский сад был не только местом гуляний и затей, там находились большие оранжереи и даже зверинец: так, в газете «Московские ведомости» в 1777 г. предлагалось желающим «покупать разныя заморския оранжерейныя деревья с плодами и без плодов, цветы, кусты и зверей, называемых Маралами, Американских малого росту оленей, да башенные с четвертями часы».
После смерти владельца Слободской дом предается забвению, наследники в нем не заинтересованы и тут в 1820-х гг. обосновывается Дом трудолюбия, которому покровительствовала супруга московского военного генерал-губернатора Т. В, Голицына. Впоследствии он стал Институтом благородных девиц, названным в честь императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра 1, Елизаветинским. В институте бесплатно обучались дочери обер-офицеров и чиновников в чинах не выше титулярного советника, а на платное обучение могло претендовать потомство дворян, духовенства и купцов, но, правда, при условии, если они торговали в России. По воспоминаниям современника, «. большие, высокие и светлые классные комнаты и дортуары, два прекрасных обширных зала, из которых один с колоннами, составляли его внутреннее помещение. Церковь была большая, но очень уютная и располагающая к молитвенному настроению. Большой парк с двумя прудами, где летом плавали лебеди, с лодкой и купальней доходил до Яузы и был отделен от нее невысоким деревянным забором».
По сведениям, поданным в начале XVIII в. ее пастором в Московскую духовную консисторию, каменное здание кирхи построили по грамоте царя Михаила Федоровича в 1683 г. «коштом обретающихся в Москве лютерского закона иностранных разных чинов людей». Однако, судя по фотографиям, которые донесли до нас ее облик, кирха позднее была значительна перестроена. В 1920-х гг. ее здание, совершенно не исследованное, было снесено (возможно, какие-то остатки вошли в конструкции башни с ветряным двигателем).