Легендарные электрогитары. Gibson Les Paul. Часть 1
Проводник (струна в нашем случае), колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами, производит изменение в магнитном поле, которое в свою очередь генерирует переменный ток в проволоке, намотанной вокруг этих магнитов. Сила электрического тока пропорциональна амплитуде колебаний проводника в магнитном поле. (Вспоминаем Фарадея?) Такой же принцип лежит в основе электромоторов, генераторов, игл фонографа и акустических динамиков.
Уже в 1925 году Бошам экспериментировал с использованием иголок от фонографа на однострунной электрогитаре и рассчитывал, что разработанное устройство может «снимать» вибрации с каждой отдельной струны, и преобразовывать эти вибрации в эквивалент электрических колебаний, которые можно было бы усилить одним из ламповых усилителей, которые широко применялись в радиотехнике того времени.
После нескольких месяцев проб и ошибок Бошам совместно с Полом Бартом разработали действующий звукосниматель-датчик (pickup) из двух подковообразных магнитов и шести магнитоводов. Каждая струна проходила над своим отдельным магнитоводом, колеблясь в индивидуальном магнитном поле. Для обмотки катушки была использована проволока мотора от стиральной машины Бошама.
Убедившись в работе устройства, Бошам связался с Гарри Уотсоном, управляющим завода National String Instrument Company и высококвалифицированным мастером. Тот, при помощи подручных инструментов, всего за несколько часов вырезал на кухонном столе Бошама алюминиевые гриф и корпус первой в мире электрогитары. Ее назвали «сковорода» (Frying Pan).
Готовый прототип Бошам представил Адольфу Рикенбакеру. Рикенбакер, кстати сказать, родственник героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (26 воздушных побед), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее Instruments Rickenbackers. Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность (2700 «сковородок» продано с 1932 по 1939 год) и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории серийного производителя электрогитар. Надобно заметить, что патент на электрогитару был получен лишь в 1937 году, и это позволило конкурентам воспользоваться базисными моментами изобретения.
Заявка на патент для «сковороды»
Вот так нужно играть на «сковородках»:
Переходим, собственно, к Gibson Guitar Company. Орвил Гибсон был производителем мандолин в середине-конце 1890-х годов. Он одним из первых разработал гитару по подобию скрипки, с выпуклой декой, которую называют также арктоп и начал их выпуск в 1894 в своей домашней мастерской в Каламазу, штат Мичиган, не забыв получить патент на дизайн инструмента. Спрос на его изделия превышал возможности Гибсона, и в 1902 году пятеро бизнесменов в Каламазу сформировали Gibson Mandolin-Guitar Mfg. Co., Ltd. Не совсем ясно, какую роль играл в компании сам Гибсон, есть косвенные свидетельства того, что он был довольно эксцентричным человеком и, возможно, страдал психическим расстройством. Получив в 1908 году (отступных?) 500 долларов (соответствует примерно 20 тыс. нынешних долларов), оставшиеся десять жизни он провёл по большей части в больницах.
Орвил Гибсон
Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в привычном «испанском» стиле был Ллойд Лоар. Лоар работал инженером на фирме Gibson, и ещё с 1920-х годов занимался проблемой электрического усиления звука гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной-единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро вернулось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone привёл Gibson к созданию устроившей настоящую революцию и во многом повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.
Ллойд Лоар
Несмотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же довольно часто возникали проблемы с обратной связью, наводками (в случаях, когда микрофон подносили к датчику, раздавался жуткий свист) а также с множеством нежелательных обертонов.
Gibson ES-150
Лес Пол и Тед Маккарти на фабрике в Каламазу
В марте 1950-го у Fender появилась электрогитара со сплошным корпусом (Esquire с одним звукоснимателем). Маккарти вспоминает реакцию Gibson: «Мы наблюдали за тем, что делали Fender, понимая, что они завоевывают на Западе популярность. Я следил и следил за ними и сказал, что нам надо войти в этот бизнес. Мы даем им фору, они единственные, кто делают такую гитару с таким пронзительным звуком, что нравится парням, играющим кантри-и-вестерн. Мы обговорили это и решили сделать такую же…»
Пять с половиной минут просмотра – и вы легко представите, как изготавливают деку LP :
Лес Пол в юности
Скоро стало ясно, что его амбиции не будут ограничиваться исключительно музыкой. Лестер имел прирожденные технические способности, которые он применял не только в музыке, но также и в изготовлении своих собственных музыкальных и электронных приспособлений. Позже, ему повезло предложить несколько музыкальных изобретений в нужное время и в нужном месте, и историки сегодня раздумывают, считать Леса Пола музыкантом или же изобретателем. Обычно они сходятся на том и другом.
Как и большинство исполнителей того времени, молодой Лестер вскоре заинтересовался идеей усиления звука своей гитары. Он вспоминает, что в отроческие годы пытался усилить гитару, «втыкая в нее иглу фонографа». Вскоре после этого он применил старый телефон и радио своих родителей для того, чтобы привлечь внимание публики на концерте в местном баре.
Семь минут просмотра – и гриф гитары с анкерным стержнем будет готов. На нём разместят лады и вклеят его в деку, потом заготовку покрасят и отполируют.
Лес Пол стал большой звездой звукозаписи, но после длительного перерыва, потребовавшегося ему, чтобы оправиться от автомобильной аварии, он достиг еще большей популярности, когда подключил к своим выступлениям певицу Мэри Форд. Пол знал Форд (настоящее имя Колин Саммерс) с 1945 года, но их отношения были узаконены только в 1949 году. Гитара, а также теперь еще и голос, прошли через процесс многократной записи, и Лес Пол с Мэри Форд выдали череду больших хитов. Под конец 50-х годов Лес Пол и Мэри Форд, «Музыкальные Любимцы Америки» были звездами первой величины.
Лес Пол и Мэри Форд
LES PAUL & MARY FORDHow High the Moon (Nancy Hamilton / Morgan Lewis) 1951
Маккарти вспоминает: «Фил, бизнес-менеджер Леса, сказал, что он хочет внести один пункт в контракт: Лес Пол должен был согласиться, что не будет играть ни на одной гитаре кроме Gibson в течение действия контракта. Если на четвертый год он бы появился с Gret sc h, это отменило бы все, и он не получил бы ни цента».
Но Маккарти непреклонен: «Я точно говорю вам, как мы сделали Les Paul. Мы целый год разрабатывали эту гитару, и Лес никогда ее не видел, пока я не привез ему ее в Пенсильванию».
Пол говорит, что черный цвет для Custom выбрал именно он: «Потому, что когда вы на сцене в черном фраке и с черной гитарой, люди видят, как двигаются ваши руки, фокусируясь на них: они видят, как ваши руки порхают». Пол утверждает, что Gibson перепутали всю линейку, так как, насколько он был в курсе, более дешевый голдтоп должен был быть только из красного дерева, а более дорогой Custom должен был иметь более трудоемкую комбинацию клена и красного дерева.
Помимо обычного Р-90 у бриджа Custom имел звукосниматель нового типа у грифа. Эта модель скоро получила кличку » alnico «, навеянную сплавом алюминия, никеля и кобальта, из которого были сделаны характерные прямоугольные полюса. Он был разработан Сетом Ловером, экспертом по радио и электронике, который периодически работал с Gibson в 40-х и ранних 50-х, помимо своей основной работы по обучению персонала и наладке оборудования для американского флота.
Custom также был первой моделью, на котором появился новый бридж Gibson Tune-O-Matic, который использовался с отдельным струнодержателем в виде бруска. Разработанный Тедом Макккарти Tune-O-Matic впервые для Gibson давал возможность индивидуально изменять длину каждой струны, улучшая точность настройки.
Очертания корпуса у Junior оставались прежними, самым очевидным отличием от собратьев по линии LP у него был плоский корпус из красного дерева. Он не выглядел ничем, кроме как дешёвой гитарой.
Четыре с половиной минуты займёт просмотр процесса натяжки струн и комплектование LP электронной начинкой.
Сет Ловер и первый хамбакер
Заявка на патент хамбакера
Продажи оригинальных LP у Gibson в целом достигли пика в 1956 и 1957 году, и на основе этих моделей позже будут базироваться основные вариации на тему LP. Среди известных гитаристов LP в 50-х увлекались: Фрэнни Бичер (гитарист Билла Хэйли), Гитар Слим, Фредди Кинг, Джон Ли Хукер, Карл Перкинс и другие.
CARL PERKINSBlue Suede Shoes (Carl Perkins ) 1956
HUBERT SUMLIN, SUNNYLAND SLIM & WILLIE DIXONCome On Home Baby 1964
Этот малыш, Хьюберт Самлин, был не слишком заметен за могучими плечами харизматичного гиганта блюза Хаулин Вулфа, но во многом именно его телепатическая связь с Волком более 20 лет создавала яркий и яростный звук. Волк в своём завещании назвал его сыном, Джими Хендрикс, Эрик Клэптон и Джимми Пейдж, будучи новичками, восхищались его игрой, а Кит Ричардс и Мик Джеггер взялись оплатить расходы на его похороны.
Продажи LP голдтопов начали сокращаться, поэтому в 1958 году Gibson изменили их внешний вид, перейдя в попытке продавать больше гитар на более традиционный санбёрст (окраска санбёрст, s unburst, характеризуется затемненными краями корпуса с мягким переходом цвета на более светлые оттенки ближе к его середине). Хотя для этих моделей среди гитаристов и коллекционеров широко используется имя Standard, Gibson не называли их Standard в своей литературе до 1960 года, гитара вообще не имела имени. Несмотря на то, что производство в 1959 и 1960 годах было больше, чем в предыдущие два года, увеличение было скромным, и модель Sunburst была снята в 1960 году. Фактически LP Sunburst выпускались только между 1958 и 1960 годом и ноябрьский прайс-лист Gibson от 1959 года выставляет их по цене 280$. Среди гитаристов и коллекционеров она с тех пор стала самой дорогой электрогитарой с цельным корпусом всех времен. Санбёрсты обычно продаются за огромные суммы, намного превосходящие цены других коллекционных гитар, и фактор, который определяет величину их цены обычно вообще не имеет дела к звуку или пригодности гитар, а только к их внешнему виду.
THE ROLLING STONES(I Can’t Get No) Satisfaction (Mick Jagger / Keith Richards) 1966 (запись 2002)
Первой рок-звездой в Британии, заполучившейLP, стал Кит Ричардс (в 1964-м), это былаLP1959 года с вибратоBigsby, а мир увидел её в шоу Эда Салливана 1966 года.
Официальный гитарист компании Брюс Болен также вспоминает плачевное состояние дел в Gibson: «Одна из причин, по которой меня наняли, была в том, что продажи электрогитар Gibson проваливались. Все, что у нас было – SG, плюс полу-акустики, и они продавались не очень хорошо. Компания в то время держалась на акустиках с плоским верхом. Поэтому меня наняли, в основном, за тем, чтобы я начал продавать гитары».
AL KOOPER & MIKE BLOOMFIELDStop (Jerry Ragovoy / Mort Shuman) 1968
Игра Майкла Блумфилда с сильным привкусом джаза и этнической музыки, была поразительно новаторской для середины 60-х и оказала непосредственное влияние на ряд восходивших в тот момент звёзд рок-гитары, которым предстояло диктовать гитарную моду к началу 70-х.
Вот тут-то всё и завертелось.
LES PAULCaravan (Duke Ellington / Irving Mills / Juan Tizol) 1991
Так сложилось, что сейчас под именем Gibson выходит не одна модель Les Paul Custom, а более двух десятков самых разных версий знаменитой гитары и потому обычному человеку бывает трудно сразу разобраться в этом «карнавале красавиц». Попробуем систематизировать знания для того чтобы можно облегчить процесс выбора «той самой гитары».
Самый первый Les Paul Custom появился на свет в 1954 году. В то время у Gibson существовала всего одна модель Les Paul, которая так и называлась Les Paul Model безо всяких дополнительных слов типа Standard, Classic и т.д. Cо временем, когда Les Paul стал именем целой серии гитар, то эту первую модель стали называть Les Paul 1952 GoldTop. Словосочетание GoldTop напоминает нам о позолоченном покрытии корпуса гитары, а цифра 1952 обозначает год в котором появилась эта модель, и следовательно произошло рождение первой гитары Les Paul.
В 1955 году сотрудник Gibson инженер Seth Lover (ныне сотрудничает с Seymour Duncan) изобрел первый в мире датчик типа хамбакер. В 1956 году этот датчик стали устанавливать на Les Paul GoldTop, а с 1957 года на Les Paul Custom.
Таким образом с 1957 по 1960 год выпускался инструмент, который называется второй версией Les Paul Custom (либо просто 57 Custom), отличающийся как сказано выше только звукоснимателями. Новые революционные датчики были невероятно прогрессивным шагом и чтобы подчеркнуть это, а также создать видимость конкуренции со Stratocaster, новые модели стали помимо обычной версии выпускаться с тремя звукоснимателями. Однако, модели с тремя датчиками не были никогда особо популярны и впоследствии от этой идеи отказались. Точно также как и от идеи с Bigsby, которые перестали ставить на Les Paul после 1960 года.
Но в целом, среди большинства гитаристов 50-ых годов гитары Les Paul были совсем не популярны. И такое положение дело подтолкнуло Gibson к тому, что в 1960 году линия Les Paul была закрыта. Трудно представить такое, но эти гитары прекратили выпускать.
Потом только в 1968 году было возобновлено производство Les Paul. А целых долгих 8 лет мир жил без Les Paul. Эти восемь лет стали очень серьезным водоразделом в умах коллекционеров. Благодаря этим годам, гитары Les Paul 1952-1960 выпуска стали невероятно дороги и превратились в побольшей части гитары для коллекций.
Новая гитара, повторюсь, по-началу имела название Les Paul и была представлена тремя моделями: Standard, Custom, Junior.
В середине 60-ых годов имя Les Paul исчезло с гитар Gibson, новые гитары получили имя SG. И все затихло до 1968 года.
Вернемся в 70-ые. Во второй половине 70-ых годов произошло еще одно интересное событие. Gibson открыли новую фабрику в Нэшвиле и постепенно стали переводить туда все производство из Каламазу, где базировались испокон веков. На новой фабрике в Нэшвиле большая часть (но не все) Les Paul конца 70-ых производились с кленовыми грифами. Причем некоторые из них имели еще и кленовую накладку на гриф.
Не смотря на такую «радикальщину» и «негибсоновость», Les Paul с кленовыми грифами все равно звучали на 100% по-лесполовски. И более того уловить разницу между разными грифами (клен и махогони) бывает крайне затруднительно. Хотя по большей части надо заметить, что Les Paul с грифами из клена как правило имеют больший вес и звучат «более агрессивно и жестко», если так можно выразится. Речь идет, понятное дело, о нюансах, но они есть. Это «более злые гитары».
Что же касается, мировой рок-музыки, то лицом модели Les Paul Custom в 80-ые годы можно назвать Randy Rhoads (с его опять таки белым инструментом) из коллектива Ozzy.
В 90-ых произошло еще одно заметное событие для Les Paul Custom. Решено было поделить все гитары этой модели на две цветовые группы.
Самыми первыми Les Paul Custom в версии от Custom Shop стали делать модели, полностью копирующие Les Paul Custom 54 года и 57 годов.
Эти гитары были по своему звучанию получше обычных Les Paul Custom от Gibson USA. Многие отмечали, что в Black Beauty за счет отказа от клена на корпусе было больше низов и «мяса». Хотя их грифы в духе 50-ых, были толще обычных грифов Les Paul Custom и следовательно менее удобны.
Следующая ступенька развития Les Paul Custom в отделении Custom Shop была модель Florentine. У нее был полуакустический корпус в духе Gibson ES-335. Эта модель выпускавшаяся в 90-ых годах достаточно большими тиражами ныне снята с производства. Она была ориентирована на джаз/блюзовых исполнителей и очень хорошо звучала на чистом звуке, либо с перегрузом. У нее также была версия Plus с более «красивым кленом».
Начиная с 90-ых годов Gibson стали делать именные модели Les Paul, чего раньше за ними не замечалось. Именные Les Paul разных музыкантов производили и производят как отделение Gibson USA так и Custom Shop. Направление Les Paul Custom отмечено тремя именными гитарами:
Gibson через свое отделение Custom Shop копирует личные гитары Zakk для всех желающих. Стоит, правда, это очень дорого. Многие фанаты Zakk предпочитают покупать также как он старые гитары, ставить EMG и перекрашивать их. Это дешевле ровно в три раза, чем покупка Custom Shop. И звучит намного лучше.
Выпуск Custom Shop моделей 54 Black Beauty, 57 Black Beauty и 68 Custom привел в начале 2000-ых годов к тому что продажи обычных Les Paul Custom от Gibson USA стали резко падать. Люди предпочитали покупать Custom Shop, при том что разница в цене была минимальна, а иногда ее и вовсе не было.
Таким, образом ныне Gibson пытается представить все возможные варианты Les Paul Custom. Не стоит забывать о корейских и японских Epiphone, которые также делают Les Paul Custom, но только в варианте «для бедных».
Gibson Les Paul был выпущен в 1952 году в Соединённых Штатах Америки, став второй по счёту цельнокорпусной электрогитарой в мире. Отличительными особенностями новой модели явились корпус и гриф, выполненные из красного дерева, придающего инструменту глубокий низ и плотную середину, толстый выпуклый кленовый топ, добавляющий звучанию яркие верха, а также клеевое соединение грифа с корпусом, обеспечивающее длительный сустейн. С конца 1956 года на инструмент стали устанавливать хамбекеры PAF, созданные инженером Сетом Лавером и считающиеся сегодня классикой звучания Les Paul.
Однако на заре эпохи гитарной музыки Gibson Les Paul не пользовался большой популярностью, поэтому в 1961 году был заменён на эргономичный Gibson SG в качестве визави недорогому Fender Stratocaster. Аналогичная участь постигла футуристические модели Explorer и Flying V, являвшиеся инновацией президента компании Теда МакКарти и значительно опередившие своё время. Возобновление производства Les Paul началось лишь в 1968 году, а в 1974 году фабрика Gibson переехала из Kalamazoo (штат Мичиган) в Nashville (штат Теннесси), где продолжается выпуск инструментов по сей день. Завод по производству полуакустических гитар располагается в Memphis (штат Теннесси), а акустических гитар в Bozeman (штат Монтана).
Всю хронологию производства Gibson Les Paul условно можно разделить на четыре эры:
За прошедшие полвека на гитарах Gibson Les Paul сыграло множество легендарных музыкантов и групп: Les Paul, Paul McCartney, Jimmy Page, Billy Gibbons, Ace Frehley, Randy Rhoads, Zakk Wylde, Slash, Gary Moore, Vivian Campbell, Joe Perry, Richie Sambora, Guns n’ Roses, Santa Cruz и др.
2. Конструктивные особенности Gibson Les Paul
Рассмотрим конструктивные особенности культового музыкального инструмента. В качестве материала корпуса используются различные сорта красного дерева (гондурасский, тихоокеанский) и корина. Отличительной особенностью тихоокеанского махогони является его малый вес и более низкое звучание на перегрузе, добавляющее гитаре глубину. В целом, разница в массе может быть обусловлена применением редких сортов древесины, срезом заготовки выше по стволу либо иной технологией сушки. Корина в свою очередь обладает ярко выраженной серединой и отличным резонансом, обеспечивая инструменту плотность аккомпанемента. Конструкция корпуса бывает цельной, перфорированной (с отверстиями или выборками различной геометрии) либо полой.
Выпуклый топ имеет переменную толщину 6-18 мм и производится из клёна с художественным рисунком волокон. Крайне редко в качестве материала используют гавайский коа, дающий гитаре самые сочные обертона и наилучшую читаемость при игре соло, орех или секвойю, обладающих наиболее резким и острым звучанием, а также махогони, обеспечивающий инструменту очень жирный перегруз.
Ввиду выпуклого топа и применения бриджа tune-o-matic гриф Les Paul вклеен в корпус под углом 4-5º, а голова дополнительно наклонена под углом 16-17º. Вследствие этого у гитары улучшается резонанс и становится ярче атака, а бриджевый звукосниматель поднимается значительно выше некового. Кроме того, за счёт наклона грифа гитаристу удобнее играть стоя.
Традиционно для покрытия гитар Gibson использует тонкий нитроцеллюлозный лак, позволяющий дереву дышать и максимально резонировать благодаря отсутствию эффекта стягивания древесины. В то же время, недостатками данного покрытия является его низкая износостойкость, поэтому во избежание царапин с инструментами необходимо обращаться очень бережно.
Рис. 1. «Угол вклейки грифа и наклона головы»
Примерно в то же время с 1969 по 1982 годы грифы гитар изготавливались из 3-х продольных кусков древесины (не считая «ушей» головы грифа), а с 1970 по 1982 годы на шейке грифа присутствовала волюта. В интервале с 1975 по 1982 годы вместо махогони для производства грифов использовали клён, который устанавливается сегодня на именные версии Zakk Wylde и DJ Ashba. Принципиальной разницы в звуке между кленовым и махогоневым грифами нет, если не считать чуть более резкую атаку, лучшую читаемость на басовых струнах и слегка менее сочные обертона. С 1975 по 1981 годы в качестве материала накладки на гриф также опционально предлагался клён.
В период с 1952 по 1960 годы грифы Les Paul отличались глубокой вклейкой в корпус. После возобновления выпуска модели в интервале с 1969 по 1975 годы вклейка грифа имела среднюю глубину, затем стала короткой. В настоящее время версия Standard, а затем и Studio вновь получили глубокую вклейку грифа. Кроме того, глубокую вклейку имеют переиздания Historic Reissue и Collector’s Choise, которые производятся из облегчённого красного дерева, а также ряд дорогих и именных версий (Elegant, Ultima, Carved Flame, Class 5, Black Widow, Alex Lifeson, Zakk Wylde и др.).
Рис. 3. «Глубина вклейки грифа»
Рис. 4. «Длинный и короткий гриф»
Рис. 5. «Короткая и глубокая вклейка грифа»
Рис. 6. «Профили грифов ’60, ’59, ’58»
Начиная с 2008 модельного года на версии Standard была внедрена асимметричная геометрия профиля, при которой закругление в районе тонких струн имеет меньший радиус, обеспечивая комфорт при постановке большого пальца. Во всех грифах Gibson установлен компрессионный (односторонний) анкерный стержень под накидной ключ.
Рис. 7. «Симметричный и асимметричный профиль грифа»
В качестве накладок на гриф используется классический африканский палисандр, индийский и бразильский палисандр, гранадилло, чёрное дерево, ричлайт и клён. Африканский палисандр характеризуется жирным звуком с задемпфированными высокими частотами. Индийский палисандр отличается резкой атакой и высокой читаемостью, а бразильский палисандр дополнительно ярко выраженной верхней серединой и более сочными обертонами. Гранадилло в целом тождественен индийскому палисандру. Эбони имеет жирный компрессированный звук и одновременно обеспечивает инструменту яркую атаку и превосходную читаемость. Ричлайт представляет собой прессованную бумагу, пропитанную фенольными смолами, обладая самым резким и острым звучанием и превосходя в этом отношении чёрное дерево. Клён даёт гитаре наиболее быструю и собранную атаку вкупе с отличной читаемостью целых аккордов и отдельных нот, но несколько меньшую сочность обертонов.
Радиус накладок на большинстве выпускаемых гитар составляет 12″, что добавляет удобство игры аккордами в начальных позициях. До середины 2010-х годов торцы ладов закатывались под окантовку грифа, являясь визитной карточкой Gibson.
Важной особенностью конструкции гитары является то, что она имеет укороченную мензуру 24,75” (629 мм). В результате этого струны при одинаковом строе натянуты слабее, чем на инструментах со стандартной мензурой 25,5” (648 мм), что даёт менее резкую атаку, но больший сустейн. Поэтому на Les Paul необходимо устанавливать комплекты более толстых струн.
Кроме того, при сокращении мензуры уменьшается расстояние между ладами, благодаря чему становится легче играть сложные фигуры с большой растяжкой пальцев (в духе Randy Rhoads). В частности, расстояние между нулевым порожком и 22 ладом на гитаре с мензурой 25,5” составляет 463 мм, а на гитаре с мензурой 24,75” – 447 мм. Т.е. грифы Les Paul оказываются короче примерно на 1,5 см.
Рис. 8. «Правильное положение струнодержателя stop bar»
Рис. 9. «Датчик Gibson 57′ Classic со снятой крышкой»
Потенциометры на Gibson Les Paul часто устанавливаются с различным номиналом. Регуляторы громкости могут иметь сопротивление 300 кОм, а тембра – 500 кОм. После замены потенциометров Volume на 500К звучание гитары становится ярче за счёт меньшего срезания верхних частот. Дополнительное преимущество даёт установка регуляторов типа push-pull для отсечки катушек в режим сингла. При этом следует иметь ввиду, что в результате переменной толщины кленового топа новые потенциометры встанут лишь в нижние отверстия деки.
Рис. 10. «Схема распайки датчиков Gibson (4Conductor) с потенциометрами push-pull для отсечки катушек на сингл»
Сделав небольшое отступление следует сказать, что push-pull являются универсальными переключателями. Их можно использовать как вместо потенциометров громкости (наиболее популярно), так и вместо потенциометров тембра, а также ставить отдельно (потребуется сверлить гитару). Они подходят для переключения соединения катушек series / parallel в каждом датчике, коммутации in phase / out phase между двумя датчиками, отсечки humbucker / single (при этом к одному потенциометру можно присоединять как 1, так и 2 датчика), а также для выбора отсекаемой катушки south / north (если на 1 датчик поставить 2 переключателя). Кроме того, их можно использовать вместо переключателя toggle. В общем, любая прихоть за ваши деньги!
Переключатель toggle в стандарте коммутирует 2 звукоснимателя по схеме B, B+N, N. В версиях Les Paul с 3 датчиками (Black Beauty, Artisan, Peter Frampton, Ace Frehley) тумблер имеет дополнительный контакт, благодаря чему коммутация осуществляется по схеме B, B+M, N. Однако данная распайка была признана большинством гитаристов неудачной, поэтому многие поступали следующим образом: toggle оставляли для классического переключения между бриджем и неком, а для среднего датчика выводили собственные регуляторы громкости и опционально тембра, в результате чего появилась возможность подключать его в любое время независимо от основных звукоснимателей.
Рис. 11. «Переключатель toggle с дополнительным контактом»
На протяжении нескольких десятилетий гитары Les Paul имели цельный корпус. Однако начиная с 1983 года Gibson стал активно экспериментировать с перфорацией внутри деки, в результате чего инструменты получили корпус с 9 несимметричными отверстиями для правильной балансировки и уменьшения массы инструмента.
Рис. 12. «Внутренние полости версий Les Paul»
Рис. 13. «Корпуса Gibson Les Paul Standard (2008-2011) и Custom/Classic »
Рис. 14. «Рентгеновские снимки корпусов Custom/Classic, Florentine/Elegant/Ultima/Black Widow и Supreme»
3. Модельный ряд Gibson Les Paul
На сегодняшний день модельный ряд Les Paul представлен следующими гитарами: Custom, Supreme, Standard, Traditional, Classic и Studio. Кроме того, выпускаются именные модели известных гитаристов (Gary Moore, Slash, Zakk Wylde, Ace Frehley, Alex Lifeson, DJ Ashba и др.), различные переиздания снятых с производства экземпляров (Historic Reissue 1954 / 1956 / 1957 / 1958 / 1959 / 1960 и Collector’s Choise с глубокой вклейкой грифа, облегчённым красным деревом и др.), а также узкие серии (Government, Peace, LPJ, LPM и др.).
GibsonLesPaulCustom – корпус с отверстиями – махогони/клён, гриф – махогони/эбони либо ричлайт, перламутровый ромб на голове грифа с 5-слойной окантовкой, маркеры в виде перламутровых прямоугольников, защитная панель на верхней деке с 7-слойной окантовкой.
GibsonLesPaulSupreme – полый корпус – клён/махогони/клён, гриф – махогони/эбони либо ричлайт, планета на голове грифа с 5-слойной окантовкой, маркеры в виде разрезанных перламутровых прямоугольников (аналогично версиям 25/50 Anniversary и Custom Super 400), 7-слойная окантовка топа, увеличенные корпус и пластинка гнезда джека, отсутствие крышек на задней деке.
GibsonLesPaulClassic – корпус с отверстиями – махогони/клён, гриф – махогони/палисандр, облегчённое дерево, тонкий профиль грифа, открытые звукосниматели, состаренные маркеры, защитная панель на верхней деке.
Рис. 15. «Модельный ряд Gibson Les Paul: Custom, Supreme, Standard, Traditional, Classic и Studio»
Существует несколько десятков комбинаций цветов и оттенков, в которые красят Gibson Les Paul. Наиболее популярными из них являются Cherry Sunburst, Honey Burst, Desert Burst, Tobacco Burst, Lemon Burst, Ice Tea, Ebony, Wine Red, Alpine White, Gold Top и др.
Сегодня у каждого гитариста есть возможность прикоснуться к инструменту, ставшему символом рок-музыки. Однако неискушённым музыкантам стоит остерегаться азиатских копий, многие из которых продаются под видом настоящих гитар.
Рис. 16. «Крышка анкера и окантовка грифа»
Рис. 17. «Шейка грифа классическая и с волютой»
Разумеется, звучание выдержанных пород дорогого красного и чёрного дерева не идёт ни в какое сравнение с китайскими, корейскими и прочими имитациями. Некоторые «знатоки» устраивают в интернете сравнительные тесты американских и азиатских гитар, включая их через дешёвые шнуры в цифровые процессоры, соединенные с домашней стереосистемой. Естественно, любой инструмент в подобных условиях будет звучать примерно одинаково. Однако стоит подключить настоящую гитару через профессиональный кабель ценой несколько тысяч рублей за метр (Analysis Plus, Evidence Audio, Lava Cable и др.) к дорогим ламповым стекам (Diezel VH4, Hughes & Kettner TriAmp, Orange Rockerverb, Fortress Odin и др.) на концертной громкости (120-130 dB), как разница в звуке станет очевидна даже непосвящённому в музыкальные вопросы человеку. Другими словами, любительское оборудование просто не способно раскрыть потенциал, заложенный в инструменты уровня Gibson Les Paul Custom Shop.
4.ОбзорGibson Les Paul Custom Shop
1. Gibson Les Paul Custom
Gibson Les Paul Custom (1969)
Первая версия Les Paul Custom увидела свет в 1954 году. Отличительными особенностями инструмента явились накладка на гриф из эбони, отсутствие кленового топа, вместо которого делался выпуклый махогони, и золотая фурнитура. Благодаря чёрной расцветке гитара получила рекламное название Black Beauty. Начиная с 1957 года на инструмент стали устанавливать хамбекеры PAF.
Gibson Les Paul Custom (1971)
С момента возобновления производства модели в 1968 году на ней появился кленовый топ, однако вклейка грифа стала сначала средней (1969 год), а затем короткой (1976 год). В период с 1969 по 1982 годы грифы гитар склеивались из 3-х продольных кусков древесины, при этом с 1975 по 1982 годы вместо красного дерева использовали клён, предлагавшегося также в качестве опции для накладок на гриф в 1975-1981 годах.
Gibson Les Paul Custom (1972)
Одновременно в интервале с 1969 по 1976 годы корпус представлял собой «бутерброд» из 4-х поперечных кусков махогони-клён-махогони-кленовый топ (скленный из 3-х составных частей). Начиная с 1983 года дека получила перфорацию в виде 9 несимметричных отверстий для облегчения нагрузки и правильной балансировки при игре стоя. Масса Custom составляет от 4 до 5 кг.
Gibson Les Paul Custom 20th Anniversary (1974)
В 1974 году в честь 20-летнего юбилея с начала выпуска версии Custom была анонсирована серия гитар Les Paul Custom 20th Anniversary, имеющих именной маркер на 15 ладу. По конструкции и звучанию инструмент не отличается от своих современников, имея корпус в виде «бутерброда» и склеенный из 3-х кусков махогоневый гриф. Однако начиная со следующего года материал грифа у всех Les Paul был заменён на клён, поэтому 20th Anniversary представляет собой своеобразный рубеж между двумя эпохами. Благодаря коллекционной ценности стоимость гитары на вторичном рынке достигает сегодня 5000-10000$.
Gibson Les Paul Custom (1979)
Традиционными цветами для покраски версий Custom вплоть до начала 1990-х годов оставались чёрный, белый и вишнёвый, когда перед покупателями предстали спецификации Plus и Premium Plus с расцветкой sunburst различных оттенков. Сегодня на вторичном рынке можно встретить винтажные Custom с прозрачным топом, что говорит об их перекраске предыдущим владельцем. Рисунок клёна на таких инструментах, как правило, весьма невыразителен либо вовсе отсутствует.
Gibson Les Paul Custom (1980)
Gibson Les Paul Custom (1997)
В период расцвета тяжёлого рока в 70-х и 80-х годах ушедшего столетия гитары Gibson Les Paul Custom использовали в качестве основного концертного инструмента такие известные гитаристы, как Ace Frehley, Randy Rhoads и Zakk Wylde.
Gibson Les Paul Custom (2006)
2. Gibson Les Paul Recording
Gibson Les Paul Recording (1971-72)
Gibson Les Paul Artisan (1977)
Отличительными особенностями инструмента являются инкрустация накладки и головы грифа лепестками цветов и сердечками вкупе с логотипом Gibson в винтажном стиле. Важно отметить, что в течение срока выпуска конструкция гитары претерпевала заметные изменения. Так, первоначально устанавливаемый stop bar сменился струнодержателем с винтами микроподстройки, винтажный бридж был заменён на современный tune-o-matic, появились версии с двумя звукоснимателями, корпус из «бутерброда» стал цельным, а на шейке грифа исчезла волюта. Гриф традиционно для своего времени выполнен из трёх кусков клёна с накладкой эбони и имеет короткую вклейку. Корпус не содержит полостей и отверстий. Масса инструмента составляет 4,7-5 кг.
По звучанию на перегрузе Artisan превосходит серийные Custom и аналогично версиям Anniversary и Artist обладает объёмным низом, плотной серединой и сочными обертонами с длительным сустейном. Подключение центрального звукоснимателя в среднем положении переключателя toggle добавляет риффам жирность, но снижает читаемость.
В целом, выпущенные в конце 1970-х годов на фоне внутрикорпоративной конкуренции заводов Kalamazoo и Nashville новаторские Artisan, Anniversary и Artist представляют собой лучшие инструменты со времён золотой эры Les Paul вплоть до появления исторических переизданий Historic Reissue в 1993 году.
4. Gibson Les Paul 25/50 Anniversary
Gibson Les Paul 25/50 Anniversary (1979)
Юбилейная серия 25/50 Anniversary была выпущена в 1978-1979 годах на фабрике Kalamazoo тиражом более 3500 экземпляров. Гитары имели собственную нумерацию и поставлялись по предварительному заказу, сделанному не позднее 31 декабря 1978 года. В комплект входила пряжка для ремня с фирменным логотипом серии. Цена инструмента составила 1200$.
Gibson Les Paul 25/50 Anniversary (1979)
По звучанию Les Paul с кленово-эбоневым грифом является одной из самых мощных гитар среди всех выпускаемых версий легендарного инструмента. Классические Custom с грифом из махогони и клёна заметно уступают Anniversary в плотности аккомпанемента. Благодаря применению нестандартного дерева версия 25/50 обладает объёмным низом и жирной серединой с сохранением сочных обертонов и длительного сустейна на соло. Во время игры приглушёнными нотами гитара отличается высокой читаемостью.
К сожалению, Gibson не стали применять вклейки из чёрного дерева или ореха в грифах других заказных инструментов (не считая пришедшего на смену в 1979-1982 годах Les Paul Artist с активной электроникой, лимитированного Custom Super 400, а также именной версии Vivian Campbell в 2018 году), что делает 25/50 Anniversary очень ценной не только для музыкантов, но и для коллекционеров.
5. GibsonLesPaulArtist
Gibson Les Paul Artist (1979)
Gibson Les Paul Artist пришёл на смену 25/50 Anniversary и выпускался на фабрике Nashville в период с 1979 по 1982 годы. Обе гитары имели переклеянный 5-кусковый кленовый гриф с полосками чёрного дерева. Конструктивные отличия Artist заключались в иной инкрустации головы грифа и эбоневой накладки, наличии выборки под живот на нижней деке, комбинации из 3-х потенциометров и 3-х переключателей, а также установке двух печатных плат активной электроники Moog во фрезерованные углубления корпуса.
Выпуск версии Artist можно расценить как ответ фабрики Nashville на вышедший годом ранее инновационный 25/50 Anniversary из Kalamazoo ввиду внутрикорпоративной конкуренции заводов в период их сосуществования в 1974-1984 годах. Цена гитары составляла 1300$.
По звучанию на перегрузе описанные инструменты идентичны и обладают объёмным низом, плотной серединой и сочными обертонами с длительным сустейном. Активная электроника со множеством регулировок расширяет традиционные представления о возможностях Les Paul и является новаторской для своего времени. Корпус не содержит полостей и отверстий. Гриф имеет короткую вклейку. Масса Artist составляет 4,6-4,7 кг с печатными платами и 4,2-4,3 кг в случае демонтажа электроники.
6. GibsonLesPaulFlorentine
Gibson Les Paul Florentine Limited Run (1996)
Gibson Les Paul Florentine выпускается мелкими сериями с момента образования мастерской Custom Shop в 1993 году и является предшественником версий Elegant, Ultima, Black Widow. Все гитары имеют полый корпус с сохранением «хребта» только под звукоснимателями и бриджем. Конструктивные отличия Florentine заключаются лишь в короткой вклейке грифа и присутствии f-вырезов на кленовом топе у большинства экземпляров.
По звучанию инструменты Florentine и Elegant идентичны и обладают хорошими акустическими свойствами, а также более воздушным, но менее компрессированным звуком при игре соло. На плотности аккомпанемента и величине сустейна полый корпус практически не сказывается. Масса Florentine составляет 3,7 кг.
7. GibsonLesPaulElegant
Gibson Les Paul Elegant (2004)
После расширения отделения Custom Shop в 1997 году Gibson выпустил инновационную версию Elegant, продержавшуюся на конвейере до 2004 года. Инструмент имеет полый корпус, гриф с глубокой вклейкой, мультирадиусную накладку из эбони с маркерами из натурального перламутра и увеличивающуюся по толщине окантовку топа, что является большой редкостью для Gibson. В период с 1997 по 1999 годы на голове грифа над колокольчиком анкера красовался круговой логотип Custom Shop. Масса Elegant составляет 3,7 кг.
8. Gibson Les Paul Ultima
Gibson Les Paul Ultima (2003)
На перегрузе Ultima превосходит аналогичные Elegant и Florentine, имея более низкое и одновременно острое читаемое звучание. В то же время при игре соло инструменты в целом похожи и обладают объёмным, но не столь компрессированным звуком в сравнении с цельнокорпусными собратьями.
Ввиду невысокого спроса в середине 2000-х выпуск гитары был переведён в режим предварительного заказа, а спустя несколько лет её окончательно сняли с производства. В середине 2010-х годов Gibson ограниченным тиражом переиздал версию Ultima с цельным корпусом, глубокой вклейкой грифа и классической инкрустацией головы ромбами из натурального цветного перламутра по цене 9000$. В настоящее время ранее произведённые Ultima представляют собой значительную коллекционную ценность, их стоимость на вторичном рынке достигает 6000-8000$.
9. GibsonLesPaulSupreme
Gibson Les Paul Supreme (2013)
Версия Supreme, появившаяся в 2003 году, формально не относится к Custom Shop, однако конструктивно во многом схожа с выпускаемой им продукцией. Гитара имеет полый корпус, разделённый на секции, который склеен аналогично акустическому – верхняя и нижняя деки выполнены из клёна, а обечайка из красного дерева. При этом на задней деке отсутствуют отверстия для замены электроники, что значительно усложняет возможность апгрейда через расширенное отверстие под пластинкой для джека. Гриф имеет короткую вклейку. Масса Supreme составляет 3,9 кг.
При игре риффов гитара кардинально отличается по звучанию от всех Les Paul – у неё полностью убран низ и отсутствует плотность аккомпанемента, зато имеется очень яркая верхняя середина и режущие слух высокие частоты. При игре соло различие несущественно и заключается в менее сочных обертонах и легко извлекаемых медиаторных флажолетах. Сустейн инструмента сопоставим с другими заказными версиями Les Paul.
Gibson Les Paul Supreme Limited Run (2007)
В 2007 году ограниченным тиражом 400 экземпляров был выпущен Les Paul Supreme, имеющий накладку на гриф без перламутровых маркеров. По звучанию гитара более схожа с махогоневой версией Les Paul, отличаясь чуть меньшей плотностью аккомпанемента, но обладая ярко выраженной верхней серединой, а также достаточно резкой и острой атакой. Масса Supreme Limited Run составила 4,4 кг.
10. Gibson Les Paul Carved Flame
Gibson Les Paul Carved Flame Chameleon Limited Run (2003)
В 2003-2005 годах отделение Custom Shop ограниченным тиражом выпустило инновационную версию Carved Flame. Кленовый топ гитары обладает фрезеровкой в виде языков пламени, покрашенных в цвета хамелеон. Корпус содержит уникальную перфорацию, включающую 17 прямоугольных вырезов различной площади. Гриф имеет глубокую вклейку. Масса Carved Flame составляет 3,8 кг.
Gibson Les Paul Carved Flame Natural Limited Run (2003)
По звучанию Carved Flame является одной из лучших заказных версий Les Paul. Благодаря наличию полостей гитара ярко и громко звучит в акустику. При игре на перегрузе инструмент отличается глубоким низом, жирными и сочными обертонами, очень быстрой и собранной атакой вкупе с высокой читаемостью аккордов и отдельных нот. Во время исполнения композиций создаётся впечатление, что на гитаре установлены звукосниматели с керамическими магнитами, а накладка на гриф вероятнее всего выполнена из гранадилло.
По совокупности характеристик Carved Flame превосходит большинство выпускаемых версий Custom Shop. К сожалению, Gibson не использовали подобную перфорацию на других заказных гитарах, что делает данный инструмент очень ценным не только для музыкантов, но и для коллекционеров.
11. Gibson Les Paul Class 5
Gibson Les Paul Class 5 (2001)
С конца 1990-х по начало 2000-х годов подразделение Custom Shop выпускало версию Class 5, отличительной особенностью которой являлся корпус с уникальной перфорацией в виде 17 отверстий. Все гитары были сделаны на основе классического Standard и обладали очень красивым кленовым топом. Гриф имеет ’60 профиль и глубокую вклейку. Колки, бридж и потенциометры выполнены в винтажном стиле. Масса Class 5 составляет 4-4,2 кг.
Gibson Les Paul Class 5 (2002)
В 2002 году фабрика Gibson выпустила необычный Class 5 изумрудного цвета. При этом окантовка корпуса и грифа были выполнены из чёрного пластика, а накладка имела инкрустацию из цветного перламутра. Фурнитура визуально всё также тяготела к аутентичным инструментам 1960 года, но угол вклейки грифа составлял современные 5º.
Звучание гитары на перегрузе в целом не отличается от серийных Standard, хотя отдельные экземпляры способны конкурировать с переизданиями. Поскольку подобная перфорация не использовалась на других заказных инструментах, Class 5 представляет сегодня большую ценность для коллекционеров.
Gibson Les Paul Black Widow 1957 Chambered Reissue Limited Run (2009)
В конце 2000-х и начале 2010-х годов отделение Custom Shop выпустило ограниченные серии Widow Limited Run, включающие в себя коллекционные гитары Black Widow, Blue Widow, Green Widow, Red Widow, Purple Widow и Orange Widow. Конструктивно Black Widow схож с версией Elegant, однако по звучанию кардинально отличается от своего прообраза благодаря использованию облегчённого красного дерева. Гриф имеет глубокую вклейку. Масса Black Widow составляет 3,4 кг.
Инструменты Black Widow были выпущены в 2009 году ограниченным тиражом 25 экземпляров и имеют собственные порядковые номера с аббревиатурой линейного ряда, а также фирменный знак серии в виде паука. В ноябре 2015 года во время посещения Москвы владельцем одной из 25 эксклюзивных гитар с серийным номером BW 009 стал легендарный Slash.
В результате применения облегчённой древесины вкупе с внутренними полостями версия Black Widow 1957 Reissue оказалась одной из наиболее лёгких во всей линейке Les Paul. При игре риффов инструмент обладает очень низким и плотным перегрузом, сопоставимым с другими переизданиями. В то же время на соло звучание гитары сухое, словно внутренних полостей нет вообще, а на усилителе полностью убрали реверберацию. В целом, Black Widow можно охарактеризовать как полную противоположность версии Supreme.
13. GibsonLesPaulKorina
Gibson Les Paul Standard Korina Limited Run (2001)
Gibson Les Paul Standard Korina 1958 Reissue 40th Anniversary (1998)
Представленный экземпляр 1958 Reissue был выпущен в 1998 году отделением Custom Shop по оригинальным спецификациям 1950-х годов. Спустя десятилетие Gibson снова анонсировал серию переизданий Korina в честь полувекового юбилея легендарных гитар. Цена инструмента на вторичном рынке достигает 10000-15000$.
К сожалению, несмотря на улучшенные частотные характеристики и великолепный резонанс древесины вкупе с небольшой массой, корина не получила широкого распространения в гитаростроении вследствие своей дороговизны, вызванной исключительным произрастанием породы в тропиках Западной Африки, малым количеством годных для производства заготовок и сложной технологией сушки. В результате этого корина, позиционируемая в качестве «супер махогони», остаётся по большей части уделом премиальных гитар класса Custom Shop.
14. GibsonLesPaulKoa
Gibson Les Paul Custom Koa Limited Run (2009)
В результате замены кленового топа на гавайский коа при игре соло гитара обрела фантастическую читаемость на бриджевом датчике вкупе с очень сочными обертонами и практически бесконечным сустейном на неке. В то же время при игре риффов инструмент не отличается от традиционных экземпляров. Гриф имеет короткую вклейку. Корпус содержит перфорацию в виде 9 несимметричных отверстий. Масса Koa составляет 4,1-4,4 кг.
Представленная гитара была выпущена в 2009 году ограниченным тиражом в отделении Custom Shop. Многие последующие переиздания Koa выполнялись с внутренними полостями и не обладают столь жирным компрессированным звуком. Цена инструмента на вторичном рынке достигает 5000-10000$.
К сожалению, аналогично ситуации с белой кориной, применение коа в гитаростроении ограничено его высокой стоимостью, связанной с произрастанием древесины на Гавайском архипелаге в Тихом океане. Наиболее близкими по звучанию к коа являются бразильский палисандр, кокоболо, гранадилло и венге, используемые на дорогих инструментах класса Custom Shop.
15. Gibson Les Paul Classic Custom Shop
Gibson Les Paul Classic Custom Shop (1995)
В конце 1990-х и начале 2000-х годов подразделение Custom Shop ограниченным тиражом выпускало версию Classic с топом из махогони и наладкой из индийского палисандра. По звучанию гитара максимально приближена к переизданиям R9 и R0, имея стенобитный низ, плотную середину, очень острые верха вкупе с высокой читаемостью, сочными обертонами и практически бесконечным сустейном. Инкрустация грифа выполнена из перламутра с зеленоватым оттенком. На звукоснимателях отсутствуют защитные крышки. Фурнитура представлена винтажными колками и инвертированным бриджем на шпильках без втулок. Корпус содержит 9 несимметричных отверстий. Гриф имеет короткую вклейку. Масса Classic Custom Shop составляет 3,7-3,9 кг.
Gibson Les Paul Standard Custom Shop (2011)
В 2011 году отделение Custom Shop выпустило классическую версию Standard, покрашенную в необычный серый цвет с голубыми языками пламени. Отличительными особенностями инструмента явились отсутствие защитных крышек на звукоснимателях вкупе с хромированными рамками, отсечка некового датчика в режим последовательного / параллельного соединения катушек, а также использование более лёгкого цельного куска красного дерева в качестве материала деки (аналогично переизданию R8). По звучанию гитара практически не отличается от классического Standard. Корпус не содержит полостей и отверстий. Гриф имеет глубокую вклейку. Масса Standard Custom Shop составляет 4,2 кг.
17. Gibson Les Paul Standard 1960 Reissue
Gibson Les Paul Standard 1960 Reissue VOS 50th Anniversary (2010)
Переиздание Gibson Les Paul Standard 1960 года отличается от описанного ниже переиздания 1959 года толщиной грифа и массой корпуса. В остальном инструменты идентичны и в сравнении с современными версиями характеризуются более узкой головой грифа с винтажными колками и логотипом, инвертированным бриждем tune-o-matic на опорных шпильках, использованием облегчённого красного дерева вкупе с индийским палисандром, надписью R0 в темброблоке и др. Спецификация True Historic отличается от Standard Historic применением наиболее лёгкой древесины, установкой прозрачных ручек потенциометров, слегка поднятым вверх колокольчиком анкера и золотистым логотипом Gibson. На перегрузе версия 1960 Reissue обладает очень низким и плотным звучанием, сопоставимым с 1959 Reissue. Корпус не содержит полостей и отверстий. Гриф имеет глубокую вклейку. Масса R0 составляет 3,6-3,7 кг.
Начиная с 2004 года Gibson выпускает серию переизданий с пустотами Chambered Reissue, обладающих более объёмным, но менее компрессированным звуком и являющихся самыми лёгкими гитарами в истории Les Paul. Масса CR0 составляет всего 3,2-3,3 кг.
Интересно отметить, что серийная версия Classic 1960 в отличие от лимитированного 1960 Reissue имеет гриф с короткой вклейкой под углом 5º, корпус с 9 несимметричными отверстиями и массу 3,8-3,9 кг.
18. Gibson Les Paul Standard 1959 Reissue
Gibson Les Paul Standard 1959 Reissue Yamano (2005)
Серия Reissue представляет собой переиздание классических Gibson Les Paul Standard 1958-1960 годов выпуска по аутентичной заводской спецификации. В течение трёх лет «золотой эры» Les Paul было выпущено всего 1700 гитар, из которых 635 экземпляров пришлось на 1959 год. В настоящее время указанные инструменты являются самыми дорогими гитарами в истории и их стоимость нередко может превышать 1 миллион долларов при продажной цене 300 долларов. Именно на таком Les Paul играл Gary Moore на альбомах Still Got The Blues и Blues Alive, который принадлежит сегодня Kirk Hammet.
Gibson Les Paul Standard 1959 Reissue VOS (2016)
Переиздания Les Paul Reissue регулярно выпускаются с 1983 года и по сей день (мелкосерийное производство началось ещё в 1970-х годах). Однако первые 10 лет гитары изготавливались из стандартного махогони и имели короткую вклейку грифа (период Pre-Historic). Аутентичные R9, производство которых стартовало после открытия мастерской Custom Shop в 1993 году, отличаются от обычных Standard использованием облегчённого красного дерева, благодаря которому они звучат гораздо ниже новых инструментов. Разница в массе может быть обусловлена применением редких сортов махогони, срезом заготовки выше по стволу либо иной технологией сушки древесины. При этом в качестве накладки на гриф используется индийский палисандр, дающий инструменту более резкое звучание и лучшую читаемость.
Gibson Les Paul Standard 1959 Reissue CS VOS (2015)
В разные годы на Reissue устанавливались датчики ’57 Classic, Burst Bucker или Custom Bucker, являющиеся данью истории и не позволяющие гитаре в полной мере раскрыть заложенный в неё потенциал при игре на перегрузе. Головы аутентичных грифов немного уступают по ширине и толщине накладки современным экземплярам и имеют винтажные колки с короткими штоками и пластиковыми ручками, надпись Les Paul и колокольчик анкера смещены вверх, бридж tune-o-matic с узкой станиной крепится в дереве на шпильках без втулок и развёрнут регулировочными винтами в сторону звукоснимателей (модель ABR-1), потенциометры снабжены металлическими скобками, внутри темброблока установлены конденсаторы типа «шмель» и нанесена надпись R9. Корпус не содержит полостей и отверстий. Грифы всех переизданий Historic Reissue имеют глубокую вклейку под углом 4º. Масса R9 составляет 3,8-3,9 кг.
Gibson Les Paul Standard 1959 Reissue VOS M2M (2016)
Gibson Les Paul Standard 1959 Reissue Brazilian Rosewood #9 3434 (2003)
В 2001-2003 годах была выпущена ограниченная партия R9 с накладкой на гриф из бразильского палисандра, дающего гитаре более резкую атаку, ярко выраженную верхнюю середину и очень сочные обертона при игре соло. Цена инструмента на вторичном рынке достигает 10000-15000$.
Gibson Les Paul Standard 1959 Reissue 50th Anniversary Proto #8 (2009)
В 2009 году в честь 50-летнего юбилея гитар Les Paul Standard 1959 была выпущена ограниченная партия R9 тиражом 25 экземпляров, у которой отсутствовала защитная накладка на деке, а вместо серийных номеров стояла надпись Proto # 1. 25, обозначающая предсерийные прототипы гитар 59-го модельного года.
На сегодняшний день гитары 1959-1960 True Historic Reissue являются лучшими серийно выпускающимися инструментами во всей линейке Les Paul, обладая эталонным звучанием и малым весом благодаря применению отборной древесины родом из Фиджи в Тихом океане.
19. Gibson Les Paul Standard 1958 Reissue
Gibson Les Paul Standard 1958 Reissue (2005)
Переиздание Gibson Les Paul Standard 1958 года отличается от описанного выше переиздания 1959 года толщиной грифа и массой корпуса. В остальном версия R8 аналогична R9 и в сравнении с современными гитарами характеризуется немного уступающей по ширине головой грифа с винтажными колками, слегка смещёнными вверх надписью Les Paul и колокольчиком анкера, бриджем tune-o-matic на шпильках с регулировочными винтами и пружинкой, развёрнутыми в сторону звукоснимателей и др. Датчики Custom Bucker имеют небольшое сопротивление и слабый выходной сигнал, в результате чего не позволяют дереву полностью раскрыть заложенный в него потенциал. В то же время R8 не обладает достаточным низом при игре на перегрузе в отличие от облегчённых версий R9 и R0. Корпус не содержит полостей и отверстий. Гриф имеет глубокую вклейку. Масса R8 составляет 4-4,1 кг.
Gibson Les Paul Standard 1958 Reissue Silver Flame (2003)
Представленная гитара 1958 Reissue Silver Flame была изготовлена ограниченным тиражом в 2003 году и отличается от классического переиздания R8 необычным цветом Silver Flame. Масса 1958 Reissue Silver Flame составляет 4 кг.
Gibson Les Paul Standard 1958 Reissue 50th Anniversary Silver Sparkle (2008)
Представленная гитара 1958 Reissue 50th Anniversary была изготовлена ограниченным тиражом в 2008 году и отличается от классического переиздания R8 необычным цветом Silver Sparkle. Масса 1958 Reissue 50th Anniversary составляет 4,2 кг.
20. Gibson Les Paul Standard 1957 Reissue
Gibson Les Paul Standard 1957 Reissue Brazilian Rosewood #7 3268 (2003)
Переиздание Gibson Les Paul Standard 1957 года отличается от переиздания 1958 года отсутствием прозрачного цвета Sunburst. В остальном инструменты идентичны и по сравнению с современными гитарами характеризуются более узкой головой грифа с винтажными колками и логотипом, инвертированным бриждем tune-o-matic с пружинкой, применением облегчённого красного дерева и др. Датчики PAF имеют мягкое классическое звучание, не позволяющее инструменту полностью раскрыть свой потенциал при игре на перегрузе. По количеству низких частот R7 уступает версиям R9 и R0 вследствие использования более тяжёлой древесины. Корпус не содержит полостей и отверстий. Гриф имеет глубокую вклейку. Масса R7 составляет 4-4,1 кг.
Gibson Les Paul Standard 1957 Reissue MM Brazilian Rosewood #7 3491 (2003)
Представленная гитара MM 57 25 была выпущена в 2003 году ограниченным тиражом по заказу дилера Music Machine. Отличием от серийных переизданий 1957 года явились применение облегчённого красного дерева и утончённый профиль грифа с накладкой из бразильского палисандра, использовавшегося на многих Reissue в 2003 году. Масса R7 MM 57 составляет лишь 3,8 кг. Цена инcтрумента на вторичном рынке достигает 10000-15000$.
21. Gibson Les Paul Standard 1956 Reissue
Gibson Les Paul Standard 1956 Reissue (1996)
Переиздание Gibson Les Paul Standard 1956 года отличается от переиздания 1957 года отсутствием хамбекеров, вместо которых установлены синглы-мыльницы Soap Bar. В остальном гитары идентичны и выполнены из облегчённого красного дерева. Корпус не содержит полостей и отверстий. Гриф имеет глубокую вклейку. Масса R6 составляет 4-4,1 кг.
22. Gibson Les Paul Custom 1957 Reissue
Gibson Les Paul Custom 1957 Reissue Black Beauty Yamano (2003)
Переиздание Gibson Les Paul Custom 1957 года отличается от современной версии материалом топа, глубиной вклейки грифа, отсутствием перфорации корпуса и бриджем на шпильках в дереве. С момента начала производства в 1954 году гитара имела выпуклый махогоневый топ, применяемый вместо клёна. В качестве звукоснимателей использовались синглы Soap Bar (P-480). Благодаря чёрной расцветке инструмент получил рекламное название Black Beauty. Начиная с 1957 года на Custom стали устанавливать хамбекеры PAF, считающиеся сегодня классикой Les Paul.
Gibson Les Paul Custom 1957 Reissue (2003)
Поскольку дека целиком выполнена из красного дерева, гитара обладает очень жирным перегрузом с ярко выраженной верхней и нижней серединой, в результате чего звучит гораздо резче и плотнее современных Custom несмотря на винтажные датчики. На соло нотам немного не хватает высоких частот, но сочные обертона присутствуют в неизменном количестве. Корпус не содержит полостей и отверстий. Гриф имеет глубокую вклейку. Масса B-7 составляет 4,3-4,7 кг. По звучанию 1957 Reissue бесспорно является лучшей гитарой среди всех Les Paul Custom.
23. Gibson Les Paul Custom 1968 Reissue
Gibson Les Paul Custom 1968 Reissue 10th Anniversary #20 (2003)
Gibson Les Paul Custom 1968 (2000)
В 2003 году в честь собственного 10-летнего юбилея отделение Custom Shop ограниченным тиражом 30 экземпляров выпустило эксклюзивную серию переизданий Custom 1968 Reissue 10th Anniversary. В дальнейшем ввиду большой популярности Gibson произвёл ещё 10 таких гитар. Все инструменты были подписаны лично Лесом Полом. По звучанию переиздания R68 не отличаются от серийных Custom прошлых лет. Корпус выполнен без полостей и отверстий. Гриф имеет глубокую вклейку.
Gibson Les Paul Custom 1968 (2005)
Наравне с аутентичным 1968 Reissue фабрика Gibson в 2000-е годы выпускала версию Custom 1968, имеющую в сравнении с оригиналом прозрачный фигурный топ (были и исключения) и иногда более лёгкую древесину. Масса Custom 1968 и 1968 Reissue составляет 4,2-4,9 кг.
24. Gibson Les Paul Zakk Wylde (Bullseye + Camo)
Именной Gibson Les Paul мистера Закка Вайлда существенно отличается по конструкции и звуку от классических гитар благодаря кленовому грифу и активным датчикам EMG. Примеры звучания инструмента можно услышать на альбомах Ozzy Osbourne и Black Label Society. Корпус не содержит полостей и отверстий. Гриф имеет глубокую вклейку. Масса Zakk Wylde составляет 4,4-4,7 кг.
Gibson Les Paul Custom Zakk Wylde Bullseye
Гитара выпускалась в 2-х вариантах: Bullseye (зебра) и Camo (хаки). Помимо окраски основным отличием являлось то, что у версии Bullseye гриф был с накладкой эбони, а Camo выходили с конвейера с накладкой из клёна (предлагавшейся в качестве опции на версии Custom в 1975-1981 годах).
Gibson Les Paul Custom Zakk Wylde Camo
Поскольку гитара пользуется большой популярностью и стоит даже на вторичном рынке более 3000$, со временем появились разнообразные китайские имитации. Вот несколько существенных факторов, которые помогут вам отличить оригинал от подделки:
1. Серийные номера подделок значительно отличаются от оригиналов.
2. Аутентичный гриф имеет 3-х кусковую конструкцию и глубокую вклейку в корпус, лады закатаны под окантовку.
Подделка выполнена из одного куска клёна с приклеенной головой грифа, вклейка в корпус короткая, окантовка без бендинга.
3. На оригинальных инструментах датчики EMG имеют логотип с наклейкой на тыльной стороне и чёрную металлическую проводку. На китайских имитациях датчики без опознавательных знаков и с разноцветными проводами.
4. Оригинальный инструмент имеет анкерный стержень под накидной ключ «мама». У китайских реплик вставной анкерный ключ «папа».
5. У оригинальных инструментов треугольные вставки под логотипом Gibson на голове грифа ровные и симметричные. У китайских реплик они абсолютно корявые, неодинаковых размеров с разным углом наклона.
25. GibsonLesPaulSlash (Rosso Corsa + Vermillion)
Gibson Les Paul Slash Rosso Corsa (2013)
Gibson Les Paul Slash Vermillion (2013)
По звучанию обе гитары являются улучшенными версиями Standard. Именные датчики Slash обладают сбалансированной частотной характеристикой, включающей яркие верха, острую середину и приемлемый низ, вкупе с отличной читаемостью на перегрузе. При этом Rosso Corsa звучит значительно ниже, чем более лёгкий Vermillion, являясь исключением из общей тенденции Custom Shop. В остальном инструменты идентичны.
26. Gibson Les Paul Alex Lifeson
Gibson Les Paul Alex Lifeson (2014)
Именной Gibson Les Paul канадского гитариста Alex Lifeson во многом повторяет инновационную версию Axcess и отличается от классической гитары применением утонённого корпуса с эргономичной фрезеровкой задней деки, отсутствием пятки грифа и наличием тремоло Floyd Rose GraphTech Ghost с интегрированными в сёдла пьезокерамическими звукоснимателями. Потенциометры громкости снабжены отсечками для параллельного включения катушек хамбекеров. Выборка под тремоло отличается небольшими размерами, однако ввиду выпуклого топа и высокого положения станины её вполне хватает для повышения строя. Звукосниматели утоплены в корпус сильнее, чем на классических Les Paul с бриджем tune-o-matic. Корпус выполнен без полостей и отверстий. Гриф имеет глубокую вклейку под углом 4º. Масса Alex Lifeson составляет 3,9 кг.
Благодаря корпусу из облегчённого красного дерева и накладке на гриф из индийского палисандра на перегрузе инструмент обладает очень мощным звуком, сопоставимым с переизданиями. По сравнению с классическим гитарами риффы звучат гораздо плотнее и ниже, имея при этом быструю и резкую атаку. В то же время на соло инструмент совершенно не отличается от аутентичных Les Paul с фиксированным струнодержателем, сохраняя сочные обертона и длительный сустейн. При игре на чистом звуке отсечки датчиков позволяют исполнять красивые переборы, а пьезодатчик даёт эффект 12 струнной гитары с яркими верхами и упругой серединой.
В целом, именную модель Alex Lifeson можно охарактеризовать как самый удобный и функциональный Les Paul с великолепным звуком на всех каналах лампового усилителя. По совокупности характеристик данная гитара является одной из лучших версий легендарного инструмента.
Именной Gibson Les Paul бессменного гитариста Aerosmith был выпущен в 1996 году подразделением Custom Shop тиражом 200 экземпляров. Гитара имела чёрный прозрачный цвет корпуса, гриф из трёх кусков огненного клёна, накладку эбони с чёрной окантовкой и логотипом летучей мыши на 12 ладу, надпись Joe Perry на голове с индивидуальным серийным номером, а также звукосниматели с чёрными крышками и заказной намоткой бриджевого датчика.
В период с 1997 по 1999 годы выпуск гитары перевели в серийное производство с изменениями спецификации. В частности, инструмент получил палисандровую накладку с классической инкрустацией и отсутствием окантовки, открытые звукосниматели и встроенный в темброблок эффект «вау» с батарейкой, активируемый одним из потенциометров. Надпись Joe Perry переместилась с головы под струнодержатель, логотип Gibson оказался написан со смещением диакритической точки к заглавной букве, а серийный номер стал стандартным. Корпус гитары содержит перфорацию из 9 отверстий. Гриф имеет короткую вклейку. Масса Joe Perry составляет 4 кг.
В 2004 году подразделение Custom Shop выпустило следующую именную версию Boneyard с тигровым топом, состаренными маркерами на грифе, индивидуальными логотипом и серийным номером на голове, а также опциональным тремоло Bigsby.
Первая версия увидела свет в 1997 году и явилась по сути единственной подписной моделью Ace Frehley, которая основана на современном Les Paul Custom. Гитара имеет двухкусковый фигурный топ ААА цвета sunburst, корпус и гриф из махогони, накладку эбони с инкрустацией молниями и подписью на 12 ладу, три звукоснимателя DiMarzio Super Distortion, перламутровые ручки колков, металлические крышки темброблока и анкера с изображением карточного туза, а также нарисованный на голове портрет музыканта в образе инопланетянина. Инструмент использовался в концертном туре и съёмках клипа Psycho Circus с одноимённого альбома группы.
Интересно отметить, что вслед за лимитированным тиражом 300 экземпляров в том же году началось производство аналогичных серийных гитар с топом класса АА, металлическими ручками колков, пластиковыми крышками анкера и темброблока, а также стандартными серийными номерами на голове, которое продолжалось до 2001 года и ценится сегодня гораздо ниже продукции Custom Shop.
В свою очередь вторая версия Budokan выпуска 2011-2012 годов фактически представляет собой переиздание принадлежащего музыканту винтажного Les Paul Custom производства 1974 года с традиционными для своего времени корпусом «бутерброд», трёхкусковым топом без рисунка и трёхкусковым грифом из махагони с волютой. Гитара покрашена в нестандартный цвет sunburst и имеет отверстия под другой тип колков. Однако в отличие от оригинала по середине и в неке установлены датчики DiMarzio PAF. Стоит упомянуть, что на инструменте самого музыканта нековый датчик был заменён на свето-дымовую машину для создания эффекта горящей гитары.
Третья версия 2015 года является переизданием личного Les Paul Standard выпуска 1959 года с характерными для «золотой эры» облегчённым красным деревом и глубокой вклейкой грифа. При этом на представленной гитаре лады не закатаны под окантовку, а на голове также имеются отверстия под другой тип колков, что приближает её к серии Collector’s Choice, выполненной по индивидуальным спецификациям хозяина раритета. По звучанию инструмент не отличается от «неименных» переизданий, обладая глубоким низом и плотной серединой. Корпус выполнен без полостей и отверстий. Масса Ace Frehley ’59 Reissue составляет 3,9 кг.
29. Gibson Les Paul Gary Moore
Gibson Les Paul Gary Moore (2013)
Именной Gibson Les Paul знаменитого блюзмена Gary Moore выпускался в 2000-2001 годах и был сделан на основе легендарной модели 1959 года, участвовавшей в записях бессмертных альбомов Still Got The Blues и Blues Alive, точной копией которой сегодня является Collector’s Choice #1. Спустя два года после трагического ухода музыканта в 2011 году Gibson решили переиздать подписную серию его инструментов.
Представленная гитара имеет накладку на гриф из гранадилло и сделана из облегчённого красного дерева, благодаря которому при игре риффов и соло схожа с современными переизданиями Les Paul R9 и R0. Доработанные звукосниматели Burst Bucker с крышками дают инструменту великолепную читаемость на брижде вкупе с очень сочными обертонами на неке. При этом верхний датчик развёрнут южным полюсом в противоположную сторону. Корпус содержит перфорацию в виде 9 несимметричных отверстий. Гриф имеет короткую вклейку. Масса Gary Moore составляет 3,9 кг.
По соотношению цена-качество именная модель Gary Moore является лучшей версией в линейке Les Paul, поскольку звучание гитары практически не отличается от переизданий 1959-1960 Reissue при гораздо меньшей стоимости.
5. Хронология производства Gibson Les Paul
5) 1956 – появляется хамбекер PAF (ныне ’57 Classic), который начинает устанавливаться вместо синглов Soap Bar на Gold Top, а в следующем году на Custom.
6) 1958-1960 – выпускается LesPaulStandard (официальное название присвоено лишь в 1975 году), расцветка sunburst, хамбекеры PAF, гриф ежегодно утоняется (профили ’58, ’59 и ’60); одновременно Gibson анонсирует футуристические модели Explorer и Flying V, сделанные из корины, примеру которых следует Les Paul Korina.
7) 1961-1967 – Gibson снимает с производства модель Les Paul, запуская вместо неё эргономичную модель SG, именуемую в начале Les Paul по аналогии с предшественником.
8) 1968 – Gibson возобновляет производство модели Les Paul ввиду повышенного спроса на выпущенные ранее гитары.
10) 1969-1982 – Gibson меняет технологию производства Les Paul с целью удешевления себестоимости выпускаемой продукции (период Norlin): корпус представляет собой «бутерброд» махогони-клён-махогони-кленовый топ (1969-1976), гриф склеивается из 3-х кусков (1969-1982), выпускается из клёна (1975-1982) либо склейки клён-орех или клён-эбони (1978-1982), имеет среднюю (1969-1975) и короткую вклейку (1976-н/время), на шейке грифа присутствует волюта (1970-1982) и штамп Made in U.S.A. (1970-н/время), в качестве опции предлагается кленовая накладка (1975-1981), серийный номер представляет комбинацию YDDDYRRR (1977-2013, 2019-н/время), логотип Gibson имеет слегка изменённое написание (отсутствие точки на «i», замкнутый контур букв «b» и «o»), маркировка Second обозначает уценённые гитары.
20) 2011-н/время – вместо накладок из эбони на версиях Custom и Supreme в конце года начинает использоваться материал Richlite, изготавливаемый из прессованной бумаги, пропитанной фенольными смолами.
6. Звукосниматели для Gibson Les Paul
В оригинале все гитары Les Paul комплектуются фирменными датчиками Gibson, имеющими классическое звучание на перегрузе. Однако в современных тяжёлых стилях музыки их потенциала оказывается явно недостаточно, поэтому многие гитаристы в качестве апгрейда устанавливают мощные хамбекеры, предназначенные для хай-гейна.
Тестирование проводилось на гитаре Gibson Les Paul Custom Koa и ламповом усилителе Marshall JCM 2000 TSL 60 TubeTone Platinum+ Mod (лампы 6Н2П-ЕВ + EL34, внутренняя проводка и кабели Vovox, гейн 7/10 на ритм-канале и 5/10 на соло-канале, динамик Celestion Vintage 30, концертная громкость 120 dB). Звукосниматели распаивались согласно инструкциям на сайтах производителей, поскольку каждый бренд имеет собственную цветовую схему. Расстояние от бриджевого датчика до открытых струн составляло 2 мм.
Необходимо отметить, что описанные преимущества и недостатки тестируемых моделей полностью справедливы лишь при их установке на Gibson Les Paul. В случае использования датчиков на гитарах иной конструкции и породы дерева результаты могут отличаться, поскольку звукосниматели в первую очередь передают звучание древесины, добавляя к нему различную окраску (эквализацию сигнала), поэтому экстраполяция полученной информации может оказаться неверной.
Gibson498T – серийно устанавливается на Gibson Les Paul Custom и имеет классический хамбекерный звук с увеличенным выходным сигналом. На риффах гитаре не хватает плотности перегруза и низких частот, на соло звучание очень острое и читаемое.
+ сглаженная середина, яркие верха, высокая читаемость
— отсутствие низа, двухпроводная конструкция в стоковом варианте
DiMarzioSuperDistortion – первый в мире хамбекер, выпущенный для замены стоковых звукоснимателей в 1972 году. Является первопроходцем хэви-металла и выступает своеобразным эталоном для сравнения всех хай-гейновых датчиков.
Первоначально в магазине была куплена современная версия Super Distortion, однако ввиду неудовлетворительных характеристик вслед за ней на вторичном рынке приобретён аутентичный двухпроводной экземпляр 70-х годов. Отличительными особенностями оригинала являются прямоугольные ножки опор вместо треугольных и дополнительные отверстия в верхних пластинках, через которые видны витки катушек.
Интересно отметить, что современные DiMarzio Tone Zone и Air Zone, являющиеся аналогом Super Distortion на магнитах алнико (классическим и с воздушным зазором между магнитоводами и магнитом), обладают схожей «неаутентичной» частотной характеристикой с преобладанием верхней середины в ущерб плотности звучания. В то же время, имея опыт игры на винтажных датчиках X2N, Tone Zone и Evolution на других гитарах из красного дерева, в сравнении с Super Distortion их можно ранжировать следующим образом: X2N очень сильно бустирует низкие и средние частоты на перегрузе, ввиду чего у гитары теряется атака и читаемость; Tone Zone находится на грани бустирования, выдавая самый глубокий низ и жирную середину, но более сглаженные верха и атаку, а также имея катушки с различной намоткой (двухрезонансная конструкция), дающей «двухголосовое» звучание датчика и более сочные обертона; Evolution обладает сопоставимым по мощности выходным сигналом и средними частотами, но отличается менее глубоким низом и более яркими верхами, а также двухрезонансными катушками, воспринимаясь в целом острее и резче без потери плотности.
+ объёмный низ, плотная середина, яркие верха, высокая читаемость
— микрофонный эффект при большой громкости на хай-гейне
Seymour Duncan Invader – самый злой звукосниматель от Seymour Duncan с тремя керамическими магнитами. По частотной характеристике похож на аутентичный DiMarzio Super Distortion за исключением смещения акцента в область верхней середины, что субъективно делает звучание более агрессивным, и немного лучшей читаемости. Имеет стенобитный, острый и прорезающий гейн. Благодаря большим магнитоводам подходит как для гитар с фиксированным бриджем, так и для инструментов с тремоло-системами. В целом, по своему тембру данный звукосниматель рассчитан преимущественно под игру хэви-металла, нежели классического хард-рока.
+ объёмный низ, острая середина, яркие верха, очень высокая читаемость, универсальное межосевое расстояние магнитоводов
BareKnuckleWarpig – самый мощный звукосниматель от Bare Knuckle, комплектующийся по заказу золотой крышкой. Выпускается также на магнитах алнико, дающих более плотное, но менее резкое звучание. По сравнению с аутентичным DiMarzio Super Distortion характеризуется немного меньшими нижними и верхними частотами, но отличается самой жирной серединой среди всех тестируемых моделей. Благодаря наличию подчёркнутой верхней середины похож по звучанию на Seymour Duncan Invader. Одновременно Warpig имеет высочайшую читаемость и собранность гейна, а также быструю керамическую атаку. В целом, по характеру перегруза данный звукосниматель идеально подходит для игры современного хард-рока и металла, добавляя Gibson Les Paul агрессивное модерновое звучание.
Bill Lawrence L-500XL – самый мощный звукосниматель от Bill Lawrence. Оснащён двумя рельсовыми магнитоводами, что делает его универсальным для фиксированных бриджей и тремоло-систем. По звучанию является наиболее нестандартным во всей тестируемой линейке – режущие слух верха и довольно неплохой низ сочетаются с полностью вырезанной серединой. При этом датчик заводится уже на среднем гейне, а при переходе на хай-гейн из усилителя раздаётся свист даже во время игры. Ещё одной неприятной особенностью являются пластиковые ножки опор с легко срывающимися витками дюймовой резьбы. В целом, данный звукосниматель рассчитан исключительно под игру хэви-металла.
+ высокая читаемость, универсальное расстояние рельсовых магнитоводов
— несбалансированная частотная характеристика, микрофонный эффект при большой громкости даже на среднем гейне, пластиковые ножки опор
Gibson500T – самый мощный звукосниматель от Gibson. По звучанию схож со стоковой моделью 498T, обладая ещё большим выходным сигналом, что делает его грязнее при игре пассажей. В целом, имея опыт сравнения различных датчиков Gibson, включая аутентичные 57 Classic и 57 Classic+, можно утверждать об отсутствии во всех моделях необходимого количества низких частот, что не позволяет Les Paul в полной мере раскрыть свой потенциал на перегрузе.
+ сглаженная середина, яркие верха
— отсутствие низа, появление грязи на хай-гейне
7. Полезные советы
После покупки Gibson Les Paul гитаристу необходимо сделать следующие вещи:
1) Желательно поменять струны на комплект толщиной 10-50 или больше;
2) Закрутить stop bar в корпус на полную глубину;
3) Установить высоту струн (2-2,5 мм над 22 ладом), отстроить прогиб анкера (1,5-2 мм над 12 ладом), отрегулировать мензуру, настроить высоту звукоснимателей (2-3 мм от открытых струн), выставить уровень регулируемых магнитоводов по радиусу накладки грифа;
4) Заменить потенциометры громкости номиналом 300K на 500К, возможно с отсечкой на сингл.
В целом, при покупке дорогой версии Les Paul класса Custom Shop наилучшим вариантом будет обратиться за помощью к профессионалам.
8. Серийные номера
Кроме того, отдельные лимитированные версии и именные модели (25/50 Anniversary, Heritage, Spotlight, Leo’s, Music Machine, некоторые Yamano, Black Widow, Collector’s Choice, Alex Lifeson, Ace Frehley, Joe Perry, Slash, Zakk Wylde и др.) имеют собственную серийную нумерацию.
Получить более подробную информацию и проверить серийный номер вашего Gibson Les Paul можно здесь:
Над данной статьей с 2014 по 2020 годы трудились Vlad X & Jin