девичье поле новодевичий монастырь
Экскурсии в Новодевичий монастырь в Москве
Православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, основанный в 1524 году, спустя 500 лет превратился в музейный комплекс. Экскурсия в Новодевичий монастырь позволит приблизиться к храмам, соборам, склепам и кладбищу на Девичьем поле, прогуляться по парку вдоль двух прудов, насладиться живописной местностью у сквера монастыря. Пешие экскурсии проходят ежедневно под началом профессионального гида.
Внимание! В 2021 году Новодевичий монастырь подлежит реставрации до 2022 года. Большие группы для проведения экскурсий внутрь монастыря не пускают.
Расписание экскурсий 2021
Стоимость билетов
Цена экскурсий по Новодевичьему монастырю – 300 рублей. Школьникам, студентам и пенсионерам РФ услуга обойдется 100 рублей. Вход на территорию монастыря для самостоятельного посещения бесплатный. Купить билет можно на официальном сайте партнера Sputnik8.
Как добраться
Новодевичий монастырь находится в центре транспортной развязки. До места проведения экскурсий курсирует общественный транспорт:
Также жители и гости города, желающие посетить экскурсию по Новодевичьему монастырю, легко доберутся собственным транспортом или воспользуются службой такси.
История основания Новодевичьего поля
Основателем Новодевичьего монастыря, ставшего популярным объектом для исторических экскурсий, является князь Василий Иванович, отец Ивана Грозного. В мае 1524 году Василий III в память присоединения Смоленска (1514), начал строительство первого храма под Москвой и поставил чудотворную икону Божьей Матери, полученную в городе, более века находившегося под властью Литвы.
Надвратный храм Преображения
Пятиглавая церковь Преображения построена во второй половине XVII века над северными вратами Новодевичьего монастыря. Изящный и легкий внешне храм кажется парящим над обителью. Высокий четверик с тремя рядами окон завершен поясом крупных белокаменных раковин и гранеными барабанами с фигурными главками. Экскурсия в Преображенскую церковь впечатлит многоярусным иконостасом конца 17 века.
Экскурсия по Мариинским палатам
Древние иконы, нуждающиеся в восстановлении, не покидают стен Новодевичьего монастыря. Работы, обозримые на экскурсиях, отправляются в местные реставрационные мастерские, принадлежавшие до 16 века стрелковым дивизиям. По приказу императора Петра I кирпичные палаты с белокаменными деталями послужили покоями сестры императора Марии Алексеевны. В XX веке Мариинские палаты стали реставрационными мастерскими Государственного исторического музея (ГИМ).
Сотрудники музея обладают аттестатом и опытом работы более 20 лет. В руки мастеров попадают настоящие реликвии, неповторимые шедевры конца XVIII-XIX веков. Восстановление икон занимает недели, месяцы. Готовые работы представлены к обозрению любителям церковных экскурсий.
Ирининская башня
Увидеть отреставрированные иконы предлагается на выставке «Огненные языки благодати». В Ирининских палатах представлено более 50 произведений XVIII века из иконостаса храма Сошествия Святого Духа Новодевичьего монастыря. Иконы прежде были недоступны для обзорных экскурсий, помещение предназначалось членам царской семьи, посещавшим обитель, молиться в церкви могли немногие.
Иконостас привлекает интересной техникой исполнения, разнообразием материалов. Большинство икон Новодевичьего музея написано на жести, на дереве, в европейском стиле.
Сестры обители сохраняют традиции иконописцев. На протяжении 15 веков мастера используют проверенные рецепты создания красок. Пигменты дают минералы: бирюза, лазурит, малахит, глина для яркости, желток для стойкости. Основой для икон служат деревянные доски, сделанные из липы, кипариса. Для отдельных элементов росписи применяются соли, нитраты. Готовые иконы покрывают олифой, освещают. Групповые экскурсии по Новодевичьему полю позволяют приблизиться к памятным реликвиям.
Экскурсия в Смоленский собор
Главные храмы Новодевичьей обители образуют правильный, обращенный к востоку крест. В центре находится Смоленский собор — главный храм монастыря, возводившийся по обету князя Василия III в память возвращения Смоленска в состав Руси (1514). Собор посвящен Богоматери Одигитрии (переводится с греческого языка как «путеводительница»). Имя архитектора точно не установлено. Историки предполагают, построить итальянский архитектор Алевиз Фрязин по образцу Успенского собора Московского Кремля.
Здание встречает участников экскурсии монолитными стенами с арочными проемами. Фасады лишены украшения. Трехчастная аспида опоясана тонким арочным ободком. Своды оперты на крестчатых столпах (новшество пришло из Италии). Главы собора сдвинуты на восток, в сторону алтаря. Отдельная часть здания оказывается не под куполом, а вынесенным вперед. Замысел древних зодчих хорошо прослеживается при экскурсиях в ясную погоду. Направленный сверху поток света льется сквозь щелевидные окна на алтарь.
Собор окружает с трех сторон закрытая белокаменная галерея с арками (часть проемов заложена). В 17 веке с севера и юга галерею дополнили двумя высокими крыльцами со ступенями, направляющими заказчиков экскурсий к входу в собор. На галерее были возведены 4 придельные церкви (сохранились две) и малый престол в диаконнике собора. Высота главного Новодевичьего собора 42 м.
Исторический памятник сохранил настенную фресковую роспись XVI –XVII веков. Одновременно формировался облик пятиярусного иконостаса в резных золоченых рамах, выполненных императорскими мастерами Оружейной палаты в Москве. Зимой собор закрыт для экскурсий. Мера позволяет продлить жизнь уникальным фрескам, сохранившимся на стенах Новодевичьего храма.
Важно! Старейший храм Новодевичьего монастыря открыт для экскурсий с начала июня до середины сентября. Помещение не отапливается.
Усыпальница Смолнеского собора
Князь Василий III, Иван Грозный придавали Новодевичьей обители особое значение: давали льготные грамоты, жертвовали дворцовые села, иконы. Делало пожертвования большинство бояр, но в 1610 году монастырь был разорен и сожжен поляками. Нынешние экскурсии проходят по палатам, отреставрированным в годы царствования Романовых.
В XVI–XVII веке на монастырском погосте создавался некрополь для знатных особ. Усыпальница под храмом вмещает 160 захоронений, не доступных для экскурсий. Памятники требуют бережного отношения, тщательной научной реставрации и кропотливого изучения. Увидеть своими глазами надгробные плиты Рюриковичей, наследников боярских родов, первых инокинь монастыря, первой жены и дочери Ивана Грозного, а также наследниц царя Алексея Михайловича могут только историки, искусствоведы.
Первые христиане, спасаясь от ранения, проводили богослужения в катакомбах Новодевичьего монастыря. Сохраняя традиции, воспоминания о кровопролитных событиях, под храмом возводили памятники, оставляли скрипты. Белокаменные прямоугольные плиты, выполняющие функции надгробий, содержат резные надписи на верхней плоскости, расширение у изголовья.
Новые испытания на долю Новодевичьей обители выпали в 1812 году при нашествии Наполеона. После Бородинского сражения французы направились в Москву, император приказал укрепить северные и южные ворота, установить против северных ворот пушки, а приходскую церковь Иоанна Предтечи у стены монастыря «взорвать порохом». Укрепление Новодевичьего монастыря позволяло складировать провиант, фураж.
Покидая крепость, французские солдаты, согласно приказу Наполеона, оставили горящие свечи в кельях и храмах, а подклет Смоленского храма оснастили бочками с порохом и зажгли фитили. Мать-казначея Сара, заручившись помощью монахинь, потушили свечи и фитили. Монастырь уцелел. Тело спасительницы захоронено у западных стен Смоленского собора.
На монастырском кладбище также был найден последний приют 100 активных участников и свидетелей происшествий 1812 года. До 2021 года уцелело 12 надгробий. Обычно гиды выделяют на экскурсиях памятник Денису Давыдову, вдохновлявшему партизанское движение против Наполеона. Будучи писателем, Давыдов оставил потомкам уникальные хроники военного времени.
О царице Софье
В 1690 году обустроена колокольня в стиле барокко по ярусной схеме с белокаменными кружевами сверху донизу, 3 и 5 уровень наиболее выдающейся среди московских колоколен занимают звонницы. При царевне Софье смягчили срубы крепостные стены и башни, выглядевшие слишком строго рядом с новыми сооружениями.
После стрелецкого бунта в 1689 году Софью постригли в монахини с именем Сусанна, на протяжении оставшихся 5 лет жизни стрелецкая караульня стала домом и одновременно женской тюрьмой царевны.
При входе в покои сохранилась в первозданном облике печь с изразцами, существовавшая при Софии, постоянная экспозиция Софьи. Экскурсии проводят сотрудники музея, монахи. На выставке представлены образы Богоматери XVIII-XX веков, не покидавшие церковных стен. Особое место среди музейных экспонатов занимает священная икона Божией матери Виктора Васнецова (подлинник находится во Владимирском соборе). Ссылаясь на документальные подтверждения, гид сообщит: младенцу Христу художник предал черты собственного сына.
Отдельный экспонат экскурсии также посвящен настоятельнице монастыря игумении Серафимы черной. Имя игуменьи связано со становлением монашеской жизни монастыря в конце XX века. Потомственная дворянка воспитывалась в православной семье. До принятия пострига была ученым, лауреатом Государственной премии, принимала участие в создании скафандр для космонавта. Восьмидесятилетняя игуменья Серафима соединила в лице прошлое настоящее России.
Жизнь монастыря течет по уставу, написанному в 16 веке первой настоятельницей преподобной Елены Девочкиной. Главное правило Новодевичьего монастыря: не иметь имущества, трудиться совместными силами, молиться. Принимая решение поступить в обитель, сестры отказывается от мирских привычек и радости, жертвуют имеющиеся драгоценности храму. Традиционное монашеское облачение, созданное в собственных мастерских монастыря, черных тонов. Образ послушниц передает участникам экскурсий совершенный покой, отрешение от суеты. Сестринские наряды в Новодевичьем монастыре отшивает Щеткина Ирина. До отречения от мирской жизни монахиня окончила Московский текстильный институт, получила диплом художника-модельера, работала в частном доме Моды, затем создавала театральные костюмы.
Успенский храм
Успенский храм-трапезная построен в 1686 году по приказу сестры Петра I царевны Софьи. Необходимость возведения здания вызвана общей перестройкой монастыря в едином стиле. Храм высотой в два этажа открывает двери для экскурсий и богослужения в нижнюю «теплую» церковь Успения Божией Матери, верхнюю — «холодную» (неотапливаемую) церковь Сошествия Святого Духа. На второй этаж ведет узкая лестница, созданная в южной стене.
Трапезная палата представлена заказчикам экскурсий обширным (площадью более 2000 м2) хорошо освещенным, устроенным на высоком подклете зданием с цельным рядом залов, тремя парадными крыльцами, роскошной внутренней, внешней отделкой. Трапезная и храм являются единым сооружением, одновременно церковь, относительно столовой возвышена.
Крестильный храм
В подклете Успенского храма создана купель для крещения детей и взрослых полным погружением. Баптистерий устроен в форме креста. Откачка воды осуществляется принудительно после совершения таинства Крещения. Ливневая канализация в монастыре не отсутствует, в центральные стоки нельзя сливать священную воду. Вода откачивается и уходит с грунтовыми водами за границы монастыря.
Новодевичье кладбище
Пешая экскурсия по парку вдоль прудов
Ансамбль Новодевичьего монастыря дополняет парк, раскинувшийся вдоль Западной стены у большого и малого пруда. Пруды, образованные старицей Москвы-реки, окружены аллеей. Для удобства проведения экскурсий, пруды соединены белокаменным мостом, неподалеку расположен сквер.
Новодевичий женский монастырь, Москва
Новодевичий монастырь, после Кремля, пожалуй, вторая по значимости и красоте достопримечательность Москвы. Его историческую ценность и прекрасное состояние оценил и Комитет всемирного наследия, включив Новодевичий монастырь в 2004 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО России.
Предание гласит, что в Россию икона «Одигитрия» попала в середине XI-го века, когда византийский император Константин IX-й Мономах выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил её в путь этой иконой. А слово «одигитрия» с греческого означает «путеводительница». После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес её в начале ХII-го века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
28 июля 1525 года в новый собор торжественно, с крестным ходом из кремлевского Благовещенского собора была перенесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери.
История Новодевичьего монастыря тесно связана с именами Бориса Годунова (1552-1605) и его сестры Ирины Федоровны. Ирина Годунова, после смерти супруга царя Фёдора I-го Иоанновича, постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. С собой она привезла и брата Бориса, который оставался в монастыре до своего избрания на царский трон. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство.
Вейс И.А. Новодевичий монастырь. Москва.
Несмотря на понесённые в Смутное время утраты, Новодевичий монастырь быстро обрёл прежнюю красоту и достаток. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценных предметов. Во второй половине XVII-го века во владении монастыря числилось около трёх тысяч икон, множество ценной церковной утвари и богослужебных предметов.
В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I-м из Брабанта.
Оправившись после наполеоновского нашествия, Новодевичий монастырь в XIX-м и начале XX-го века слыл одним из лучших столичных монастырей.
Литография Ж.К. Башелье с оригинала Орлова.
Некрополь монастыря в конце 1920-х годов подвергся почти полному уничтожению. В настоящее время от всего некрополя — а было там примерно 3000 захоронений — осталось около сотни могил. Его разрушили по идеологическим причинам, как кладбище классово чуждых элементов — аристократов, дворян, военных, представителей духовенства и купечества. Это вызвало протест со стороны Московского университета, так как наряду с «классово чуждыми элементами» пострадали памятники деятелям истории и культуры, имеющие неоспоримые, признанные новой властью, заслуги перед отечеством. Разрушение некрополя остановили, даже восстановили некоторые утраченные памятники. Правда, это происходило не всегда удачно. Например, при восстановлении памятников на могилах Соловьева и Уварова были использованы фрагменты памятников, снятые с чужих могил.
В 1994 году Новодевичий монастырь был возрожден, в нем начались реставрационные работы, после чего в нём возродилась монашеская жизнь. В марте 2010 года – комплекс почти всех монастырских зданий был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. Однако сохранил Новодевичий монастырь и статус музея. В частности, Смоленский собор является филиалом Исторического музея, а помещениях Покровской церкви и Мариинских палат размещаются его реставрационные мастерские.
План-схема Новодевичьего монастыря.
Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).
Колокольня (1683-1688 гг.).
Успенская церковь с трапезной палатой (1682-1687 гг.), Покровская башня (1680-е г.).
Трапезная палата (1682-1687 гг.
Стрелецкая караульня при Напрудной башне (XVII в.), Напрудная и Саввинская башни (1680-е г.).
Предтеченская (Ирининская) башня (1680-е г.) и Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).
Чеботарная и Затрапезная башни (1880-е г.).
В 1909 году И.Я. Стеллецким был обнаружен длинный подземный ход, ведущий к Москве-реке в виде кирпичного туннеля. Этот ход был прорыт на случай осады монастыря.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Несколько недель назад был проездом в Москве и посетил это место. Не ожидал, что практически в центре города есть такое атмосферное место. Погода была мрачная (первое фото не мое) и местами переходящая в метель, но прогулка мне понравилась. Предлагаю вам прогуляться вместе со мной по монастырю и узнать что нибудь интересное.
Новодевичий монастырь в Москве был основан князем Василием III в 1524 году. Монастырь был заложен в честь иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии». Известно, что еще за 9 лет до строительства храма князь дал обет, что если удастся вернуть в состав Московского княжества Смоленск, захваченный литовцами, то он построит новый монастырь. Таким образом, в 1523 году из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на сооружение монастыря. Главный собор монастыря (Смоленский) строился в 1524-1525 годах. Завершение строительства было приурочено к престольному празднику 28 июля. Достоверно не известно, кто из мастеров строил монастырь. По одним данным – это Алевиз Новый, а по другим – зодчий Нестор, который погиб во время строительства. Сам монастырь назвали Новодевичьим из-за легенды, в которой говорилось, что на этом месте татаро-монголы отбирали русских девушек для доставки в Золотую Орду.
Фото 2.
Несмотря на то, что первоначально монастырь строился из дерева, его башни и стены были очень высокими и восхищали своей красотой. Первой игуменией Новодевичьего монастыря стала Елена Девочкина из Суздаля. До нашего времени на территории монастыря сохранилась её могила, к которой приходят паломники.
Обитель стояла на склоне, который вел к Лужникам, в излучине Москвы-реки. Такое месторасположение позволяло держать под контролем переправу через реку, и играть роль монастыря-сторожа, защищая Москву с юго-западной стороны. При Борисе Годунове, в конце 16 века у монастыря были выстроены каменные стены и 12 башен, которые возводились по образцу стен Кремля.
Несмотря на то, что монастырь был женским, мощные крепостные стены и башни Новодевичьего монастыря представляли собой серьезное препятствие для захватчиков. Конечно же, защищали Москву не сами монахини, в случае необходимости в монастырь снаряжались отряды стрельцов. Именно пушки Новодевичьего монастыря сорвали переправу войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.
Фото 3.
В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство. Кроме того монастырь являлся местом, где принимали постриг в монахини самые знатные женщины, принадлежавшие к царским фамилиям и боярским родам. Здесь приняли постриг вдова Василия IV (Шуйского) Мария Петровна Буйнова-Ростовская, дочь царя Михаила Федоровича царевна Татиана. Вдова царя Бориса Годунова Ирина также именно здесь постриглась в монахини под именем Александры, и жила до своей смерти в монастырских каменных палатах, над которыми был надстроен деревянный терем. После пострига все имущество бывших мирянок переходило к монастырю, что делало его очень богатым и влиятельным.
Монастырские стены в то время часто служили темницей. Так, по приказу Петра I в Новодевичий монастырь была заточена царевна Софья, которая после подавленного Стрелецкого бунта была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны, и прожила в монастыре с 1698 года по 1704. Здесь же жила Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра I, которая была была сослана в Суздальский Покровский монастырь, и там пострижена в монахини под именем Елена. Император Петр I в 1727 году разрешил ей вернуться в Москву, в Новодевичий монастырь, где она прожила с 1727 по 1731 год.
Фото 4.
С восхождением на престол фамилии Романовых начался новый этап в жизни монастыря. В так называемое Смутное время, в конце 16-начале 17 веков, монастырь несколько раз переходил из рук в руки, и в конце концов был сожжен паном Гоносевским. Но уже в период правления Михаила Федоровича Романова Новодевичий монастырь был восстановлен и стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче был обращен в место царского богомолья. В честь этого монархи отдали в дар монастырю обширные земельные вотчины, драгоценности и денежные средства.
Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле «московского барокко». За короткий промежуток времени была выстроена колокольня (возможно автор Яков Бухвостов), надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.
Фото 5.
В 1724 году в Новодевичьем монастыре открылся приют для девочек-подкидышей, рассчитанный на 250 человек. Девочки здесь не только жили, но и обучались плетению голландских кружев, для чего Петр I выписал мастериц из Брабанта, передававшим свое мастерство воспитанницам.
Во время войны с Наполеоном Новодевичий монастырь был захвачен, и там разместилась армейская батарея. Французские солдаты планировали сжечь монастырь, но, после поджога они покинули монастырь, а монахини во главе с казначеей Сарой сумели погасить огонь. Часть монастырских сокровищ была вывезена в Вологду, что спасло их от расхищения.
Есть еще такая легенда:
«В знак собственной победы Новодевичий монастырь пожелал спалить Наполеон. Отступая из Москвы, его армия вбросила множество свечей в разбросанную в здании солому, а также установила бочки с порохом, поместив поверх них зажженные фитили. Но монахини ревностно охраняли свою обитель, вовремя обнаружили опасность и потушили пожар. Однако Наполеону было важно увидеть зарево над зданием. Поэтому он остановился на Воробьевых горах, и ждал. У него был план: если ничего не произойдет, вернуться и повторить попытку. О коварном плане узнал местный житель, дом которого стоял вплотную к монастырю. Поэтому, чтобы спасти святыню, он решился на поджог собственного жилища. Этого оказалось достаточно, чтобы обмануть Наполеона: увидев пламя, он стал отступать.«
В 1922 году Новодевичий монастырь прекратил свое существование. Теперь здесь появился «Музей раскрепощенной женщины», который в 1926 году превратился в историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Некоторые здания были переданы для других нужд. В кельях работали детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные. Просторная трапезная была отдана под гимнастический зал.
Фото 6.
В Новодевичьем монастыре в 1939-1984 годах жил и работал известный историк—реставратор П.Д. Барановский. Сейчас на территории монастыря установлена мемориальная доска с его именем.
Осенью 1943 года при Новодевичьем монастыре начали работать Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, которые спустя некоторое время были переименованы в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в Троице-Сергиеву Лавру. В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм. А начиная с 1964 года на монастырской территории расположилась резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.
Начиная с 1994 года Новодевичий монастырь снова стал действующим. Причем, это единственный московский монастырь, который находится не в прямом подчинении Патриарха, а подчиняется Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Часть строений, включая и старинный Смоленский собор, осталась в ведении музея.
Фото 7.
Множество людей посещают Новодевичий монастырь. Верующие приходят поклониться древним святыням и помолиться, туристы посещают сам монастырь и музеи, расположенные на его территории, а также некрополь. Монастырское кладбище стало последним пристанищем для многих знаменитых людей. Здесь похоронены сёстры Петра I, С.П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. Некрополь состоит из двух частей: старой – сильно разрушенной в советское время и новой, которая появилась в конце 19-начале 20 века, когда при расширении кладбища часть его вышла за пределы монастыря.
Большой популярностью у посетителей монастыря пользуется Софьина башня. На самом деле башня называется Напрудной, но в честь царевны Софьи, отбывавшей заключение в караулке при башне, это сооружение получило второе имя. Народная молва превратила Софью в святую и к башне потянулась вереница паломников, хотя, церковью Софья канонизирована не была.
ЮНЕСКО включила Новодевичий монастырь в список всемирного наследия. Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.
Вот так выглядит сейчас колокольня. Реставрация. А недавно в новостях вы могли видеть как она горела, вернее леса вокруг нее.
В 1690 г. завершили строительство монастырской гордости — величественной колокольни с украшениями из белого камня, оригинальными на каждом их пяти ярусов. В среднем ярусе устроили церковь святого Иоана Богослова, ниже в первом ярусе — преподобных Варлаама. и Иосафа-царевича. Эти церкви были устроены в 1686 — 1688 гг., т. е. за два года до завершения колокольни. Обновили их в 1795 г.
По первоначальному плану колокольня должна быть восьмиярусной и превышать звонницу Ивана Великого. Однако при Софье успели построить только пять ярусов. Шестой достраивали уже при игуменье Палладии Дуровой и Петре I, который испытывал неприязнь ко всем делам Софьи. С достройкой шестого яруса колокольня поднялась ввысь более чем на 34 сажени (73 м). В двух сквозных 3-м и 4-м ярусах разместили звонницу. На некоторых колоколах были отлиты адреса. На малой звоннице, например, висели колокола с надписями: «Лета 7059 (1551) при царе Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном Архиепископе Макарие, Митрополите всея Руси», «Лета 7136 (1628) году маия в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Ивановичь Воро тынъской по княгине Марие князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марие Петровне, по своей матери и по своихъ родителях», на остальных колоколах подобные посвящения, даты отливки и вес «13 апреля 1630″; четвертый колокол был отлит в 1673 г. в Девентере, пятый — без указания даты, шестой — «1651 — 200 пуд» (3200 кг), седьмой — «3 августа 1684 — 540 пуд» (8640 кг). Колокол, отлитый 1 декабря 1688 г., подарен князьями Иоанном и Петром Алексеевичами. На большой звоннице висел 6200-килограммовый колокол, отлитый мастером Иваном Маториным, изготовившим в свое время Царь-колокол.
К сожалению, фамилия зодчего колокольни тоже не сохранилась. Когда архитектор В. И. Баженов увидел ее, он воскликнул, что это чудное создание, равного которому в мире нет. Архитектор О. И. Бове писал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря… более обольстит очи человека, вкус имеющего».
А вообще она должна выглядеть вот так :
Кстати, на счет названия, существует и другая версия, которая гласит, что оно произошло от фамилии первой настоятельницы монастыря — Елены Девочкиной. А, согласно третьей истории, святилище стало Новодевичьим в противовес более старому архитектурному памятнику — Зачатьевскому монастырю, называвшемуся еще Стародевичьим.
Фото 8.
Долгое время жительницами обители могли становиться исключительно представительницы знати и монарших родов. Среди них оказались: вдова Федора Иоанновича — царица Ирина Годунова, дочь императора Михаила Романова — царевна Татьяна, сестры Петра I (Софья, Екатерина и Евдокия), а также его же первая супруга — Евдокия Лопухина. Многих из них насильственно постригли в монахини.
Фото 9.
Много легенд было посвящено монастырю и в наши времена. Можно выделить две самые известные. Согласно первой, если отправиться в ночное время суток в прилегающий к ансамблю монастыря сквер и встретить там восход полной луны, то, возможно, кто-то из ближайших родственников человека достигнет вершин в этой жизни, добьется успеха, став известным на каком-либо поприще. Вторая история очень романтичная. Она рассказывает, что если весной посетить этот сквер со своим любимым человеком, сорвав с деревьев несколько листьев и высушив их, можно увековечить верность друг другу.
Фото 10.
Вокруг Смоленского собора и Успенского храма были похоронены тысячи знатных и почетных граждан того времени. Территория кладбища была разбита на 14 участков, которые делились на три разряда. Захоронение на участках 1-го разряда стоило 1000 рублей, 2-го — 500, 3-го — 300 рублей. Кладбище было элитарным. Соответственно этому сооружались и надгробные памятники, изготовленные из ценных пород мрамора, а также из бронзы и чугуна по проектам известных скульпторов.
По исследованиям профессора Д. М. Артамонова, в земле монастыря покоится 90 друзей и знакомых А. С. Пушкина. Из воздвигнутых над их захоронениями памятников сохранились 16: И. М. Бодянскому (1835. Здесь и далее указана дата смерти.- Авт.)- историку, профессору Московского университета; Д. M. Волконскому (1835) — генерал-лейтенанту, сенатору; Д. В. Давыдову (1839) — поэту-партизану, герою Отечественной войны; А. И. Тургеневу (1845)- тайному советнику, общественному деятелю и литератору; А. А. Шаховскому (1846) — князю, поэту, драматургу и театральному деятелю; М. Н. Загоскину (1852) — писателю, участнику Отечественной войны; П. Трубецкому (1860) — князю, декабристу; Н. М. Орлову (1866) — генералу, декабристу; Е. Н. Орловой (Раевской) — жене Орлова; И. И. Лажечникову (1869) — писателю; Н. В. Сушкову (1871) — писателю; Н. А. Милютину (1872) — исполняющему обязанности товарища министра внутренних дел; М. П. Погодину (1875) — историку, издателю; А. С. Уварову (1884) — князю, сенатору, археологу; М. И. Муравьеву-Апостолу (1886) — декабристу; С. Н. Кривцовой (1901) — жене историка П. Н. Батюшкова.
Сохранились памятники С. А. Волконскому, Н. Н. Вяземской (Римской-Корсаковой), А. Н. Муравьеву, А. Ф. Писемскому и Е. П. Писемской, А. Н. Плещееву, Н. В. Рукавишникову, С. М. Соловьеву, Вл. С. Соловьеву, Вс. С. Соловьеву, В. И. Тимофееву, П. А. Черткову, А. В. Якушкину и другим. В целом на кладбище стоят памятники 12 декабристам и 25 участникам Отечественной войны 1812 г.
Последним на территории кладбища был захоронен легендарный полководец А. А. Брусилов, герой первой мировой войны и советский военный деятель (1 сентября 1853 — 17 марта 1926).
Фото 11.
Кладбище монастыря в пределах монастырских стен было разорено в 1930-х гг. По состоянию на 1925 г. на его территории находилось 2811 захоронений с надгробными плитами или памятниками. Отцы города распорядились очистить его от захоронений представителей дворянских и купеческих фамилий, оставив могилы только тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также деятелей науки, литературы и искусства. В результате после «прополки» на поверхности осталось около ста памятников. Следует отметить, что сотрудники музея прилагают усилия для восстановления мест захоронения наиболее известных и дорогих истории Родины граждан.
Многие видные писатели, артисты, государственные и партийные деятели, военачальники похоронены на другом кладбище, образовавшемся за пределами монастыря, за его южной стеной. Инициатором создания этого кладбища была монастырская игуменья в конце XIX в. Оно известно под названием Новодевичьего.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Большой пруд, расположенный близ Новодевичьего монастыря, окружен ореолом мистики и тайны. Как известно, на льду этого водоема Петр I собственноручно рубил головы взбунтовавшимся стрельцам. С тех пор, как гласит людская молва, вокруг пруда постоянно собираются души убиенных, желающие найти своих палачей. Также в окрестностях святыни видели и фантомы узниц, насильно подвергшихся постригу. Но, в отличие от павших стрельцов, эти души благосклонно относятся к каждому, в особенности стараясь помогать женщинам, оказавшимся в стенах монастыря.
Фото 17.
Вообще говорят кормить уток хлебом очень вредно для них. Они привыкают и перестают искать нормальную пищу. Перестают получать необходимые им вещества, болеют и умирают.
Фото 18.
Когда идешь вокруг монастыря создается стойкое ощущение, что это какая то крепость. Вполне себе одинаковые ощущения от прогулки вокруг Кремлевский стен.
Фото 19.
Что то отваливается и немного разваливается …
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
А это как секретный лаз какой то из фильмов
Фото 24.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
История, передающаяся из уст в уста, рассказывает, что, если посетить Напрудную башню архитектурного памятника (другое название — Софьина башня), то сбудутся все желания. Именно в этом строении в 1698 была заточена царевна Софья — сестра Петра I, пытавшаяся занять его место на престоле. Существует легенда, что стены монастыря приобрели волшебную силу, так как Софья сильно страдала живя в своей необычной тюрьме. С тех самых пор сюда стремится прийти каждый, кто хочет вылечиться от болезней, обрести счастье, вернуть в жизнь радость. А чтобы желание исполнилось, достаточно прислониться к стенам башни и произнести его.
Фото 36.
Фото 37.
Фото 38.
Фото 39.
Фото 42.
Фото 43.
Фото 44.
Фото 45.
Фото 46.
Фото 47.
Фото 48.
Фото 49.
Фото 50.
Фото 51.
Фото 52.
Фото 53.
А вот тут так без палева древние могилы рядом с гаражами, вернее гаражи чуть ли не на могилах.
Фото 54.
А это какое то неизвестное видимо захоронение, все развалилось и отвалилось.
Фото 55.
Фото 56.
Фото 57.
Фото 58.
Фото 60.
Фото 61.
Фото 62.
Фото 63.
Фото 64.
Фото 65.
Фото 66.
Фото 67.
Фото 68.
Фото 69.
Фото 70.
Фото 71.
Фото 72.
Фото 73.
Фото 74.
Фото 75.