Что значит янг эдалт
Young Adult Fiction: особенности жанра и целевой аудитории
Литература Young Adult (сокращается обычно в YA, дословно «молодые взрослые») — одно из наиболее популярных литературных направлений на Западе, о котором у нас говорят мало и как-то неуверенно. Неуверенность можно понять. Разобраться в деталях сложно — Young Adult уже давно разделилось на множество ветвей, а эксперты даже не могут окончательно сойтись во мнении по возрастным рамкам.
Сразу оговоримся, что считать «young adult» мы будем подростков и молодых людей в возрасте от двенадцати до (примерно) двадцати лет. Значит ли это, что книги YA будут интересны только им? Нет, посмотрите на того же «Гарри Поттера». Многим читателей направления далеко за восемнадцать лет, и поэтому есть люди, настаивающие на том, что возрастные рамки надо расширить.
Если упростить, то Young Adult — литература, которая строится вокруг читателя, и не просто читателя, а читателя-подростка. Например, подростки приходят в художественную литературу не за тем, чтобы их чему-то учили. Или снисходили до них, говорили с позиции всезнающего взрослого — им такого и в жизни хватает.
Подростки хотят читать о том, что им интересно, будь то эскапистские приключения сверстников или истории о том, как выжить в нашем мире, и чтобы с ними говорили на равных. Еще они любят ассоциировать себя с персонажами, находить в книгах свои переживания и свой опыт. Отсюда и другая особенность — в Young Adult в главной роли почти всегда подростки.
Часто говорят, что для литературы Young Adult важен динамичный и увлекательный сюжет — это не совсем так. В современном массовом искусстве культивируются персонажи. Успех молодежных произведений, будь то книги, кино или игры, во многом определяется тем, насколько персонажи яркие и интересные, насколько успешно они смогут существовать вне произведения, в том числе в творчестве фанатов.
Часто авторы YA делают главного героя усредненным, лишенным отличительных характеристик. Даже если он или она «избранные». Цель — дать возможность читателю симпатизировать протагонисту и примерить его роль на себя.
Авторы активно эксплуатируют подростковый дух бунтарства (отсюда столько антиутопий — «Бегущий в лабиринте», «Голодные игры», «Дивергент», «Младший брат» и многие другие). Бунтуют в основном против мира «испорченных» взрослых, причем этот мотив мы видим и в фантастических работах, и в реалистических. По большому счету даже «Над пропастью во ржи» Сэлинджера с оговорками можно причислить к литературе YA — тут и протагонист-подросток, и тематика подходящая. С другой стороны, эволюция героя отсутствует, и сам по себе посыл книги адресован в большей мере взрослым, а не подросткам. По той же причине сложно причислить и «Реальный мир» Нацуо Кирино к Young Adult — повесть рассказывает о подростках, но разговаривает автор со взрослыми, показывает им, во что они превращают жизни молодых людей.
Более того, в «Реальном мире» хватает жестких сцен даже по меркам направления (убийство матери подростком как некий акт освобождения). Это подводит нас к одной из главных проблем Young Adult в России. Книги в этом жанре запросто могут содержать сцены секса, издевательств, насилия, употребления алкоголя и наркотиков, рассуждения о сексуальности и сексуальной ориентации, самоубийство персонажей и так далее. Этот список повергает в ужас сердобольных родителей и наше правительство, болезненно обеспокоенное моральным обликом подростков, отсюда появляется ярлык «18+», лишающий целевую аудиторию возможности легальным путем приобрести книгу.
Но сцены для совершеннолетней аудитории (с точки зрения российского законодательства, по крайней мере) есть не во всех YA. Популярный пример — «слезодавилка» Джона Грина «Виноваты звезды». В сентиментальной истории о любви двух больных раком подростков обсуждается тема принятия потери любимого человека, тема важная и затрагивающая многих людей. Возможно, именно это сочетание сентиментальности и близкой многим темы и привело роман к успеху.
А вот еще одна известная книга, «13 причин почему» Джея Эшера (по ней недавно на Netflix вышел нашумевший сериал), в плане провокационности противоположный пример. Роман представляет собой тринадцать записей покончившей с собой девушки, в которых она называет тринадцать причин самоубийства, в числе которых издевательства, изнасилование, предательство. Такие книги, помимо всего прочего, помогают подросткам, переживающим трудности в жизни, понять, что они не одиноки.
Серия Рика Янсли «Монстролог» сочетает традиционный сюжет о подающем надежде ученике таинственного монстролога с элементами хоррора. Популярная серия «Орудия смерти» Кассандры Клэр — городское фэнтези о принятии себя, решениях и их последствиях. Среди комиксов, пожалуй, самый яркий пример — серия «Скотт Пилигрим против всех» Брайана Ли О’Мэлли с отсылками на массовую культуру, запоминающимися персонажами и своеобразным юмором. Про бесконечные антиутопии, которые некоторые даже выделяют в отдельный жанр «Young Adult Dystopia», мы уже говорили — лучше напоследок назовем пару необычных работ. «Сказки тысячи ночей» Э. К. Джонстон — медленная и атмосферная фантазия на тему «Тысячи и одной ночи», но достаточно самобытная. «Сказки сироты» Кэтрин М. Валентэ — еще одна работа, вдохновленная «Тысяча и одной ночью», но более экспериментальная и в плане стилистики, и в плане построения сюжета и использования иллюстраций.
Направление Young Adult шире и многообразнее, чем может показаться на первый взгляд, спорные возрастные рамки и довольно общие характеристики способствуют выходу произведений самого разного плана. Можно даже Крапивина и «Тимура и его команду» записать в YA со скидкой на советские реалии. Подытожим сказанное выше о направлении:
Автор: Алексей Мелихов, филолог, специалист по зарубежной литературе
Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!
Книжные полки поколения Z: Что такое Young Adult литература и как она стала популярной
Когда появилась литература для подростков, как она завоевала читательский интерес и какую роль играет в современной литературе?
Фотография: Обложка книги «Виноваты звёзды»
Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Литература для «молодых взрослых» нацелена на аудиторию с 12 до 18 лет, но сегодня возрастные границы размыты и книги с маркировкой Young Adult читают как в 14, так и в 25. Когда появилась литература для подростков, как она завоевала читательский интерес и какую роль играет в современной литературе?
Первый young adult
В литературе термин «молодые взрослые» первой использовала британская писательница и критик Сара Триммер в 1802 году в журнале The Guardian of Education. Триммер выделила литературу для детей до 14 лет и молодых людей с 14 до 20 лет. Тем не менее большая часть детских произведений 19 века — романы Жюля Верна, Марка Твена и Чарльза Диккенса — ориентировалась на взрослого читателя. Настоящий расцвет УА-литературы пришелся на шестидесятые годы 20 века.
Первой книгой, позиционирующей себя как литература для подростков, стал роман «Изгои» американки Сьюзен Хинтон, вышедший в 1967 году. Хинтон написала роман в 16 лет и рассказала о настоящей подростковой жизни: выживании в бедных кварталах, детях из неполных семей, классовом неравенстве и враждующих молодёжных бандах.
Период с начала семидесятых и до середины восьмидесятых считается золотым веком подростковой литературы. Писатели старались расширить границы прозы и описывали табуированные среди подростков темы. Авторы как Джуди Блум, Лоис Дункан и Роберт Кормье писали о подростковом максимализме, половой жизни и психических заболеваниях. В восьмидесятых Young Adult стал жанровым, тогда на книжных полках появлялось больше фантастики и хоррора.
Феномен Гарри Поттера
Во второй половине девяностых популярность подростковой литературы упала, но ситуация изменилась с выходом саги о Гарри Поттере. Хотя первые три книги Поттерианы не относятся к категории Young Adult, публикация первой части культовой истории Джоан Роулинг в 1997 году положила начало новой эры подростковой литературы.
В те годы считалось, что дети читают простые и понятные рассказы и издатели были убеждены, что роман о мальчике-волшебнике с множеством персонажей и сложным устройством магического мира не найдёт читательский отклик, но последовавший интерес и коммерческий успех убедили издательства в потенциале молодежного направления в литературе. Феномен Гарри Поттера показал, что подростковая аудитория готова к многослойным жанровым романам, после чего Young Adult стал полноценным направлением со своей целевой аудиторией.
Почему Young Adult так популярен
В большинстве романов писатели интерпретируют подростковый дух бунтарства, желание идти против системы, несправедливости и сил зла.
Так в начале 21 века популярными стали романы в жанре антиутопии, как трилогия Сьюзан Коллинз «Голодные игры», «Дивергент» Вероники Рот и серия «Бегущий в Лабиринте» Джеймса Дэшнера. Популярности литературным первоисточникам прибавили последовавшие экранизации. После выхода фильмов герои романов перестали существовать исключительно в фандомах, сегодня они являются полноценной частью массовой культуры.
Также литература заговорила о психологических проблемах и ментальном состоянии подростков. Яркий пример — «13 причин почему» Джея Эшера. В романе главная героиня называет тринадцать причин самоубийства, среди которых буллинг, изнасилование и предательство.
Джон Грин, один из самых популярных современных писателей в жанре УА, в романе «Виноваты звезды» рассказал историю любви двух смертельно больных подростков. В этой сентиментальной на первый взгляд истории обсуждается тема принятия потери любимого человека.
Такие книги помогают подросткам, переживающим подобные проблемы, понять, что они не одни. В подростковой литературе нет попытки научить чему-то читателя, наоборот роман говорит об актуальных для него проблемах на равных, поэтому часто главными героями романов выступают сами подростки.
Young Adult сегодня
У подростковой прозы нет жанровых границ, эта литература объединяет в себе разные истории, она говорит с читателем на одном языке, поэтому интересна не только подросткам, но и взрослым. Согласно исследованиям, только в начале 10-х годов 55% читателей подростковой литературы составляли взрослые.
Сегодня появляются отдельные серии и издательства, которые специализируются на УА-литературе. В 2018 году появилось издательство Popcorn Books, которое переводит зарубежную молодежную литературу на русский язык. За прошедший год в издательстве вышло около 15 переводных романов, среди которых продолжение нашумевшего «Назови меня своим именем» — «Найди меня» Андре Асимана, роман «Лишь» Эндрю Шона Грира лауреата Пулитцеровской премии 2018 года и книга нигерийской писательницы Ойинкан Брейтуэйт «Моя сестрица — серийная убийца», которая вошла в длинный список Букеровской премии в 2019 году.
Спрос на книги YA показывает, что в современной книжной индустрии подростковая литература стала полноценной и востребованной нишей со своей преданной аудиторией.
Что значит янг эдалт
За годы своего существования термин «Young Adult» (дословно «молодые взрослые») так и не получил чёткого определения. Он пришел в кино из литературы: Кэмбриджский словарь толкует его как «книги для людей позднего подросткового возраста или в возрасте около 20 лет». В литературе YA – возрастная категория, но точно не жанр, считают эксперты. А вот в кинематографе Young Adult совпадает с канонами жанра так называемого подросткового кино.
Для кино и сериалов этот термин шире и чётче: героям всегда от 12 до 20 лет, они обязательно проходят через процесс взросления и сталкиваются с необычными, трудными обстоятельствами.
Каталог Netflix по Young Adult
Ко второму – сериалы и кино с сюжетом в вымышленном мире. Элементы фэнтези и фантастики – метафора для подростковых проблем: неприятия себя и других, давления со стороны окружающего общества, самореализация через тайный, уникальный дар. Сюда подходят шоу вроде «Судьба: Сага Винкс» (Fate: The Winx Saga) о школе фей и ««Сумеречные охотники» (Shadowhunters: The Mortal Instruments) об охотниках на демонов из серии «Орудия смерти» Кассандры Клэр.
Краткая история YA в литературе
В 1805 году британская писательница Сара Триммер впервые разделила детскую литературу (Books for Children) для детей младше 14 лет и молодежную (Books for Young Persons) для подростков от 14 до 21 года. Журнал Smithsonian утверждает, что сам термин Young Adult появился веком позже – его придумала библиотекарь Маргарет Скоггин в 1944 году, чтобы точнее и удобнее классифицировать книги для молодежи. «Молодыми взрослыми», по сути, называли тинейджеров.
Прорыв произошел в 1950-х, после выхода «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Реалистичное отображение жизни 16-летнего Холдена Колфилда в США после Второй мировой войны захватило воображение читателей 12–18 лет – «молодых взрослых». После успеха Селинджера, в 1960-е годы, американские книгоиздатели наконец выделили Young Adult в отдельную нишу. Самыми знаковыми представителями направления в то время были «Изгои» Е.С. Хинтон (1967) и «Шоколадная война» Роберта Комье (1974) о компаниях молодых героев, которые справляются с типичными подростковыми проблемами. Но в те годы издатели ещё не поняли, как обращаться с жанром Young Adult: «Изгоев» ошибочно рекламировали как книгу для взрослых, и продажи были очень низкими. Подросткам предлагалось читать в основном жанровую литературу – приключения, научную фантастику, хорроры.
По-настоящему YA изменился с выходом серии книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере – первая книга «Гарри Поттер и философский камень» вышла в 1997 году. Это была история о ребёнке, который рос и развивался вместе с читателями помладше, и вместе с тем о волшебном мире, в который молодые взрослые могли уйти от реальности. С одной стороны, Поттер боролся с могущественным врагом, с другой – сталкивался с обычными проблемами взросления: неуверенностью в себе, трудностями в общении, первой любовью. «Философский камень» разлетелся тиражом в 120 миллионов копий. Читателям понравились история главного героя и устройство волшебного мира. Произведения young adult начали постепенно перемещаться в миры фэнтези и фантастики: серия о Гарри Поттере проложила путь и «Сумеркам», и «Голодным играм».
Как YA покорял кино
В кино Young Adult прорывался через крупные франшизы. После фильмов о Гарри Поттере (2001-2011) зрителей захватила серия «Сумерки» (2008-2012) о подростке Белле Свон и её бойфренде-вампире. Чаще всего герои YA шли к одной сюжетной цели: победить Лорда Волдеморта, окончить магическую школу, построить счастливую семейную жизнь с вампиром и так далее. Особняком стоит только трилогия «Хроники Нарнии» (2005-2010), где не было одного общего сюжета. Фильмы объединяло место – волшебная страна Нарния, куда юные герои могли возвращаться раз за разом.
Особенную популярность получили YA-антиутопии. Франшиза «Голодные игры» (2012-2015) имела огромный успех и обратила на себя внимание Голливуда. Молодым зрителям понравилась история Китнисс Эвердин, обычной девушки-подростка, которая бросила вызов лидеру авторитарного государства Панем. Мир «Голодных игр» имел чёткое деление на районы-дистрикты, каждый из которых был чем-то примечателен, Китнисс пыталась разобраться в любовном треугольнике (совсем как в «Сумерках»), а жизни героев постоянно угрожала опасность из-за смертельного соревнования.
За «Голодными играми» последовали «Дивергент» (2014-2016), «Бегущий в лабиринте» (2014-2018) и многочисленные попытки запустить франшизы в жанре young adult, многие из которых в итоге провалились.
Как YA завоевал сериалы
Главные героини «Сплетницы» (Gossip Girl)
В сериалах были свои первопроходцы – например, «Баффи, истребительница вампиров» (1992-2003) о героинях студенческого возраста, которые сражаются с паранормальными существами; более реалистичная «Сплетница» (2007-2012) о подростковых интригах; «Волчонок» (2011-2017) об оборотнях-школьниках. Но настоящий бум начался в 2017 году, после выхода шоу «13 причин почему» от Netflix и «Ривердейл» от The CW. Успех сериалам обеспечили социальные сети: исполнители главных ролей активно общались с фанатами и рекламировали шоу, например, в твиттере. Кроме того, эти сериалы показывали не по телевидению, а на стриминг-платформах. В исследовании Pew Research Center говорится, что 61% людей в возрасте от 18 до 29 лет (ключевая аудитория young adult) смотрят сериалы и фильмы именно на стриминг-площадках.
Одним из последних хитов на рынке young adult стала адаптация итальянского мультсериала 2004 года «Судьба: Сага Винкс» (2021) — история о земной девушке-старшекласснице, поступающей в школу фей в волшебном мире. Успешным вышел и первый сезон сериала «Тень и кость» (Shadow and Bone) (2021), экранизации серии романов Ли Бардуго от Netflix. За два месяца его посмотрели 55 миллионов зрителей. Главная героиня Алина Старкова обнаруживает в себе силы мага-гриша, которые способны изменить фэнтези-мир и жизнь её родного королевства, Равки.
Экспресс-знакомство с жанром: фильмы и сериалы
Для понимания Young Adult достаточно познакомиться с самыми знаковыми представителями этого жанра. Среди фильмов отличные примеры выбрали сами подростки-пользователи киносайта iMDB:
А вот верхушка топа лучших YA-шоу по версии пользователей сайта Ranker:
Какие проекты в жанре YA провалились
YA-фильмы, действие которых происходит в вымышленных мирах, снимать сложно и дорого – это потопило многие фэнтези-франшизы, включая «Хроники Нарнии». Сборы каждой последующей части «Бегущего в лабиринте» падали, заставив режиссёров свернуть проект и не экранизировать две последние книги.
Киностудии часто выбирали материал, неподходящий для экранизаций. Например, у серии книг «Дивергент» изначально был нечёткий сюжет и запутанная матчасть – из-за этого провалилась и экранизация. Фильм «Игра Эндера» (2013) был основан на популярном романе Орсона Скотта Карда. Но маркетологи неправильно определили целевую аудиторию: смотреть картину пришли не подростки (как положено для young adult), а взрослые фанаты книги 1985 года, которых кино не устроило.
Недавняя попытка экранизировать «Поступь хаоса» Патрика Несса тоже провалилась. После неудачного показа фокус-группе его отправили на затянувшиеся досъёмки. Но критикам всё равно не понравилось, как концепцию Несса о мужчинах, которые слышат мысли друг друга, воплотили на экране.
В России тоже пытались создать фэнтези-истории по типу YA, но аудитория приняла их плохо. Обе части франшизы «Тёмный мир» о студентках, которые борются с существами из параллельного мира, имеют пользовательский рейтинг 4,3 на «КиноПоиске». Зрители в отзывах жаловались на банальность, штампы, плохие спецэффекты и игру актёров. Провальной вышла стимпанк-сказка «Эбигейл» о девушке из мира, поражённого загадочной болезнью. Фильм собрал всего 100 миллионов рублей при бюджете в 155 миллионов рублей. Фонду Кино пришлось вернуть вложенные в него деньги через суд.
Грядущие релизы в жанре YA
Ориентируясь на общие черты young adult, к этому жанру относится даже грядущая экранизация «Дюны», научно-фантастического романа Фрэнка Герберта 1965 года. Главный герой – типичный представитель аудитории, пятнадцатилетний Пол Атрейдес. У него есть сложные жизненные обстоятельства, уникальный дар и происхождение, а по сюжету Полу приходится не только бороться за власть на планете Арракис, но и разбираться в самом себе под давлением враждебного социального окружения. «Дюна» Дэни Вильнёва с Тимоти Шаламе может стать как хитом, так и очередным фейлом – зрители узнают об этом только 1 октября 2021 года.