Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс

Разбор слова по составу – примеры (3 класс, русский язык)

В школе ребятам приходится производить различные виды лингвистических разборов. Разбор слова по составу позволяет запомнить виды морфем. В ходе этого разбора в слове выделяются значимые части слова – в статье рассмотрим, что это за части и как их правильно находить.

Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс

Из чего сделаны слова

Разбирать слова по составу школьники начинают еще в 3 классе, и этот навык помогает им на протяжении всей школьной жизни. В самом деле, как узнать, какое правило применить, если не понимаешь, где находится орфограмма: в приставке, корне или суффиксе. А может, в окончании? Вот почему умение разбирать слово по составу (делать морфемный разбор) так важно.

Слово состоит из морфем, как дом из комнат. Каждая выполняет свою функцию.

Нередко выделяют и другие аффиксы (словообразующие морфемы): постфикс –ся (-сь), соединительную гласную в сложных словах и т.п.

Как сделать разбор слова по составу и ничего не упустить

Чтобы выделить окончание, поизменяем слово: дом – дома – дому – домом. То, что изменяется, и есть окончание.

В слове может быть нулевое окончание: в данном случае оно не представлено, а при изменении слова появляется; нулевое окончание обязательно надо обозначить пустым квадратиком. В нашем примере слово с нулевым окончанием – дом.

Если трудно, напишите слова одно под другим, тогда будет проще заметить изменяющуюся часть. Вот так:

Если слово вообще не изменяется (наречие, деепричастие), у него вообще нет окончания – не нулевое, а нет, ведь слово не изменяется, так что окончание не появится – пустой квадратик рисовать не надо, это ошибка!

В сложных числительных бывает два окончания: пят-и-десят-и, пять-ю-десять-ю.

Можно опять писать слова одно под другим, если так удобнее:

Повторяющаяся часть – это корень.

Не забываем, что существуют чередования, и обращаем внимание на значение корня: снег и –снеж- (снежок), пень и –пн- (пня) – это одни и те же корни, а –вод- (водичка) и –вод- (водитель) – как раз разные.

В словах бывает два корня: пар-о-воз.

слезинка – слеза (нет слова слезина); один суффикс –инк-

Примеры

Приведем примеры разбора слова по составу.

Окончание –ть (вычита-ю, вычита-ешь).

Корень –чит- (читаю, читка).

Окончание нулевое (подоконник-а, подоконник-и)

Корень –окон- (окн-о, окон-ный).

Что мы узнали?

Разбор слова надо начинать с окончания, затем выделить основу, корень, приставку (приставки) и суффикс (суффиксы). Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. Найти корень поможет подбор однокоренных слов. При поиске аффиксов (суффиксов и приставок) действенным считается словообразовательный метод (поиск ближайшего предшественники в словообразовательной цепочке).

Источник

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Слово и его лексическое значение»

Подробный конспект урока, предполагающий различные виды работ на уроке: парная, групповая, коллективная.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Слово и его лексическое значение»»

Менькова Оксана Викторовна 3 класс Урок №11

Русский язык 1 четверть

Тема урока: «Слово и его лексическое значение».

Цели преподавания: 1. Создание условий для формирования понятия «лексическое значение слова». Ознакомление с новым разделом курса – лексикой.

2. Развитие умения наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать; развитие познавательной активности учащихся; развитие самооценки и коммуникативных навыков.

3. Воспитание интереса к родному языку; умения вести учебный диалог.

2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.

3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы: Учебник «Русский язык, 3 класс», карточки, задания и планы работы для групповой работы, музыкальное сопровождение.

1. Организационный момент (музыкальное сопровождение).

Начинается наш урок,

Урок родного языка.

Наша память крепка.

Внимание наше растёт.

Мы готовы работать.

2. Минутка чистописания.

3. Постановка темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы снова обратимся к тайнам русского языка.

— У меня на парте письмо. Хотите прочитать это письмо?

— Кто желает его прочитать? (Дети вскрывают письмо и читают задание.)

— «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Успехов вам!»

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы «лишнюю» букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

— Какое слово у вас получилось? (Это слово «лексика»).

(На доске у учителя карточка со словом «лексика»).

— Что означает это слово? (ответы детей).

— Какой вопрос возникает? (Что такое лексика?)

(Вопрос учащихся фиксируется на доске).

4. Работа над новым материалом.

1. Введение нового понятия.

— Прочитайте информацию в учебнике. (Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)

— Что вы узнали из прочитанного?

— В этом разделе мы будем изучать слово и его значение. Мы узнаем историю появления слов в нашем языке. Мы узнаем, какие слова называются однозначными и многозначными. Мы познакомимся со словами синонимами и антонимами.

2. Изучение нового материала.

— Почему ошибся Федя? (Федя не знал значение этих слов.)

А где можно уточнить значение слов? (Значение слов можно уточнить в толковом словаре Ожегова.)

(Учитель демонстрирует «Толковый словарь» детям).

— Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём? (Какой он формы? Из чего он сделан? Для чего нужен этот предмет?)

— Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.

Физкультминутка. (Музыкальное сопровождение).

3. Самостоятельная работа в группах.

— Предлагаю закрепить полученные знания. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который:

— прочитает задание для группы;

— определит, кто из участников группы представит отчёт ;

— поднимет сигнал о выполнении работы в группе.

— Внимание, группы! Вам нужно:

1. Взять файл с заданием на парте.

2. Прочитать задание.

3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).

4. Вывесить выполненное задание на доску.

5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

1.Соедините значение и слово.

2. Для этого из группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.

3. Возьмите клей-карандаш.

4. Приклей карточку со словом рядом с его значением.

Источник

Лексическое значение слова

Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс

Всего получено оценок: 98.

Всего получено оценок: 98.

Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в таких словарях. Каждый ученик 3 класса должен употреблять слова правильно, понимая, что они означают – тогда речь человека будет точной и красивой.

Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс

Определение понятия и способы объяснения значения слова

Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.

Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.

Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также используют словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьный. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.

Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.

Подбор синонимов и антонимов также помогает понять, что означает то или иное слово.

Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?

Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.

Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.

В помощь школьникам и не только им созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.

Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс

Что мы узнали?

Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно прочитать в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно. Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык, 3 класс

Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).

Тема. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что изучает лексика, определять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Лексика, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс

Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 классЧто значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс

Как видно из иллюстраций, одно и то же слово может обозначать разное.

Сегодня на уроке мы узнаем, что можно назвать с помощью слова, как определить смысл (лексическое значение) слова, с помощью какого словаря это можно сделать, что это за слова, которые одним словом называют разные объекты.

Итак, как помним из курса русского языка 1 класса, слова могут называть:

Рассмотрите рисунок. Какой предмет Вы увидели? Прочитайте его название.

Что значит узнать новое слово и как это сделать 3 класс

На иллюстрации нарисована кастрюля.

Что обозначает слово «кастрюля»? Прочитайте толкование этого слова.

Кастрюля – предмет круглой формы из металла, предназначен для варки пищи.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.

Лексическое значение слова «кастрюля» – предмет круглой формы из металла, предназначен для варки пищи.

Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.

В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:

Малышка – ласково о маленьком ребёнке.

Прочитайте стихотворение, которое услышала Алиса из сказки Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье»:

Варкалось. Хливкие шорьки

И хрюкотали зелюки,

Как мемзюки в мове.

Знаете ли Вы значения «слов», из которых состоит стихотворение? Можно ли найти их лексическое значение в толковом словаре?

Мы не можем найти эти слова в словаре, не можем объяснить смысл этих слов, указать лексическое значение. Следовательно, словами они не являются. Каждое слово имеет лексическое значение.

Например, иголка (у ежа, у ёлки, штопальная, швейная).

1. Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

Варкалось, замурзякали, кристкали.

Зелёный, красный, грустный.

Девочка, ученица, внучка.

Музей, стадион, театр.

2. Определите, что такое лексическое значение слова. Укажите правильный ответ.

То, что обозначает слово, определяет его смысл, объясняет значение.

Звуки и буквы, с помощью которых слово произносится или записывается.

То, что можно придумать и записать с помощью звуков и букв.

Раздел науки о языке, который формирует умение правильно писать.

3. Укажите, на какой строке записано лексическое значение слова «берёза».

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Состоит из 6 букв, 6 звуков.

Безударные гласные в слове – е, а.

Осина, сосна, ольха, кедр.

Укажите, в каком словаре можно определить лексическое значение слова.

Укажите слова, которые имеют несколько значений.

Кастрюля, светофор, колокольчик, язык.

Определите, о каком слове идёт речь в словарной статье.

Небольшой стеклянный сосуд с горлышком.

1. Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

Броздь, кливляка, страгд.

Внук, сын, дочь, отец.

Музей, стадион, театр.

2. Определите, что такое лексическое значение слова. Укажите правильный ответ.

То, что обозначает слово, определяет его смысл, объясняет значение.

Звуки и буквы, с помощью которых слово произносится или записывается.

То, что можно придумать и записать с помощью звуков и букв.

Раздел науки о языке, который формирует умение правильно писать.

3. Укажите, на какой строке записано лексическое значение слова «ураган».

Сильный штормовой ветер.

Состоит из 6 букв, 6 звуков.

Безударные гласные в слове – у, а.

Укажите, в каком словаре можно определить лексическое значение слова.

Укажите слова, которые имеют несколько значений.

Кастрюля, светофор, язык, игла.

Определите, о каком слове идёт речь в словарной статье.

Вся разветвлённая часть дерева с его листвой.

Источник

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Лексическое значение слова»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра начального образования

Конспект урока по русскому языку в 3 «Г» классе

Оськина Елена Сергеевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: «Лексическое значение слова»

— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

— познакомить с лексическим значением слова;

— формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова;

— расширить понятие учащихся о лексическом значении слова;

— работать со схемой «Что я знаю о значениях слов в русском языке»;

— уметь пользоваться толковым словарём;

— уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.

I .Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.

— Открываем тетради, записываем дату. Сегодня 24 сентября. Классная работа.

II . Орфографическая минутка

— Начнём урок с творческого словарного диктанта.

— Записываем словарный диктант. Но он будет необычный. Вы должны понять, что это за слова по рисункам и лексическому значению слова, что оно обозначает.

1. Посмотрите рисунок хлебного злака. Из овсяной муки можно приготовить овсяную кашу. Какое слово вы запишите? Овёс;

2. Сторона горизонта, где восходит солнце. Восток;

3. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря;

5. (картинка) Это хлебный злак. Пшеница.

— Поставьте ударение в словах, выделите непроверяемую орфограмму.

1. О в ё с. В слове овёс ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

2. В о ст о к. В слове восток ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

3. З а р я . В слове заря ударение падает на второй слог, запоминаем букву а в первом слоге.

4. О р е х. В слове орех ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

5. Пш е н и ца. В слове пшеница ударение падает на второй слог, запоминаем букву е в первом слоге.

— Ребята, что вы записали? ( Мы записали слова )

— Какая орфограмма есть во всех словах? ( Непроверяемая орфограмма )

— Где можно проверить написание данных слов? ( В орфографическом словаре )

— Каждое слово имеет свое собственное значение. Чтобы узнать это значение, мы определим, что означает слово.

III . Работа со шмуцтитулом

— Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39. Прочитайте название раздела. ( Слово в языке и речи )

— Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39)

IV . Определение темы и задач урока

( на интерактивной доске выведена тема урока )

Прочитайте тему урока. ( Лексическое значение слова )

— Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; узнаем, с каким словарем работать, чтобы определить лексическое значение слова )

V . Воспроизведение знаний о лексическом значении слова

— Все слова русского языка собраны в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Их около 57000 слов

VI . Работа с упражнением

Откройте учебник на стр. 40, упр. 64. Прочитайте. (Читают текст)

— Как вы поняли этот текст? ( В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке ).

— Согласны ли вы с мнением автора? (Ответы детей)

— А ведь действительно, сколько прекрасных слов в русском языке. Прочитайте слова, которые в тексте называются громкими, богатые, гордые, светлые и радостные. ( Мир, дружба, родина, Россия )

— А как вы думаете, что такое мир? ( 1. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара; 2. Спокойствие, отсутствие вражды, войны )

— Что мы понимаем под словом Россия? ( Россия – название государства, страны, населенные русскими )

— Найдите слова, которые характеризуются в тексте, как слова полные прелести, нежности, легкости. ( Берёза, солнце, счастье, весна, радость )

— Хорошо, прочитайте слова, которое лучится светом, лаской. ( Мама )

— Запишите любые 3-4 слова, которые вам особенно понравились.

— Прочитаем, что такое лексическое значение слова в рубрике Вспомните! ( То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например, лексическое значение слова весна — « время года, следующее за зимой » . Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю. )

— Что же такое лексическое значение слова?( То, что обозначает слово, является его лексическим значением )

VII . Работа со схемой

Стр. 40, упр. 65. Рассмотрим схему на странице 41. Посмотрите внимательно на схему.

— Что значит однозначные слова? ( Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение )

— Приведите примеры однозначных слов из таблицы. ( Грач, гитара, перстень, парта, глобус )

— Какие слова называют многозначными? ( Многозначные слова- это слова, имеющие два и более значений )

— Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов. ( Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла )

— Скажите, какое значение имеет слово колокольчик? ( Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок)

— Скажите, какое значение имеет слово игла? ( Слово игла – инструмент для шитья; и игла на ветке ели или сосны )

— И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы? ( Антонимы – слова, противоположные по значению ).

— Найдите в таблице слово с его значением. ( Лексическое значение дано к слову перстень ).

— А к какой группе относится слово перстень? ( Слово перстень относится к однозначным словам )

— Запишите слово «перстень» и его лексическое значение.

VIII . Упражнение в распознавании лексического значения слова

— Упр. 66. Прочитаем текст.

— О чем этот текст? (О росе)

— Какое явление природы названо красивым словом роса? ( Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады )

— Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве? ( Утром роса переливается разноцветными огоньками )

— Посмотрите внимательно на слово роса. Произнесем его, как мы его слышим. ( Раса )

— А теперь, как надо правильно его произносить. ( Роса )

— Хорошо. Ребята, запишите предложение из этого упражнения, в котором говорится о солнышке и о капельках росы. ( Солнышко осветило капельки росы )
— Выделите грамматическую основу. И в слове «роса» выделите орфограмму.

IX . Работа со словарем

— Посмотрите, на выставке у нас есть толковые словари Ожегова Сергея Ивановича, Даля Владимира Ивановича. У вас в учебнике тоже есть толковый словарь на стр. 152. С ним мы и будем работать. Откроем его.

— Как расположены слова в словаре? ( По алфавиту )

— Найдите в нем слово герб. Прочитайте его лексическое значение. Какое это слово однозначное или многозначное? ( Однозначное )

— Следующее слово журавль. ( Многозначное )

— Дальше слово заря. ( Многозначное )

— И последнее слово альбом. ( Однозначное)

— Ребята, альбом – это словарное слово.

— Скажите, какая орфограмма встретилась в слове альбом? ( непроверяемая орфограмма в корне слова )

— Запишите слово альбом тетрадь. Это слово нужно запомнить.

— Выделите непроверяемую орфограмму и поставьте ударение.

— Чему мы учились на уроке?

— Для чего нам необходимо знать лексическое значение слова?

— Поднимите руку, кому было легко на уроке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *