Что значит уж небо осенью дышало
Стихотворение и анализ «Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Краткое содержание
Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» – лишь небольшая часть из обширной панорамы русской природы, изображенной в романе «Евгений Онегин». Поэт описывает скучную картину поздней осени – конец октября. Пасмурное небо, затянутое тучами, моросящий дождик, – все пропитано духом осени. Солнышко пока еще греет, но в нем уже нет летней блистательной яркости, и оно все раньше скрывается за горизонтом, дни становятся короче.
Осенний туман. Фотография
Слышится шум опадающих листьев, поля покрываются густым туманом. Усиливает скучное настроение караван улетающих на юг гусей. Все говорит о наступающем увядании. Приближается ноябрь…
Анализ
История создания
Пейзажную зарисовку «Уж небо осенью дышало…» А.С. Пушкин написал в селе Михайловское, в 1824 году, в свет оно вышло вместе с пятой главой романа «Евгений Онегин» в 1828 году. Поэт создавал его в свою самую любимую пору, но не «золотой осенью», когда, по его словам, ему работалось особенно легко и плодотворно, а в преддверии ноябрьских холодов. Произведение можно назвать лирическим отступлением из четвертой главы романа «Евгений Онегин», которое стало самостоятельным стихотворением.
Стихотворение относится к реалистическому направлению в литературе. По жанру же оно настолько соответствует всем канонам классической пейзажной лирики, что его можно сравнить с живописной картиной художника.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб. Чередование рифмы – мужская – женская. Последние две строки имеют парную рифму.
В стихотворении автор широко использует средства художественной выразительности. Эпитет «лесов таинственная сень» указывает на то, что в густом лесу многое может быть скрыто от глаз, слышатся лишь таинственные шорохи веток, листвы. Когда же листья «с печальным шумом» опали и лес обнажился – исчезла и таинственность. Небо Пушкин сравнивает с человеком, его дыханием, применяя олицетворение «уж небо осенью дышало».
Определение «гусей крикливых караван» говорит о том, что своим криком гуси прощаются с летом и тем местом, откуда им предстоит длинное путешествие в теплые края.
Для того, чтобы читатель представил себе звуки природы, автор использует прием, называемый аллитерацией, когда повторяются согласные звуки, создающие звуковой образ. В этом стихотворении Пушкин удачно использовал чередование звуков «с-ч-ш-ж» — «С пеЧальным Шумом обнаЖалась».
Большую роль в стихотворении играют глаголы. Здесь они выступают в качестве олицетворений: туман «ложился», ноябрь «стоял», небо «дышало», пора «приближалась». Благодаря этому приему, образ природы не кажется неподвижным, а продолжает жить, дышать и двигаться, несмотря на общую картину увядания.
Проблематика и основная идея произведения
А.С. Пушкин очень талантливо описал совсем не располагающее к поэзии время года – позднюю осень. Пасмурный день поэт изобразил так, что угасание природы вызывает у читателя не меньшее восхищение, чем ее расцвет.
Автор показывает, что чудесными могут быть не только весна, лето, зима или «золотая осень». Несмотря на опавшие листья, наступление холодов, отлет птиц, природа остается такой же величественной и прекрасной. Главная мысль стихотворения – любовь к природе родного края, умение увидеть в ней нечто необыкновенное, независимо от времени года.
Как можно объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало» и др?
Задание по литературе для 3 класса Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
Образные выражения, которые использует Александр Пушкин в отрывке из романа «Евгений Онегин» для описания осенней природы необычайно выразительны.
Небо у поэта дышит осенью. Это уже не чистое и прозрачное летнее небо, это небо укрытое осенними тучами, прохладное и уже не такое голубое.
Таинственная сень лесов обнажалась, то есть теряла листву. Старинное слово Сень означает полог, шатер, и мы понимаем, что шатер листвы, которым были укрыты леса с приходом осени становится все тоньше, теряет свою таинственность с потерей листвы.
Объясним смысл выражений, которые использует Пушкин для описания тех изменений в природе, которые случаются с приходом осени.
Когда он говорит, что небо дышит осенью, он имеет ввиду, что на небе все чаще появляются осенние тучи, льет долгий и мелкий осенний дождь, становится прохладней.
Когда поэт говорит, что леса обнажаются, он описывает листопад, деревья становятся голыми, без листвы.
Когда он сравнивает гусей с караваном, поэт описывает гусиную стаю, которая отправляется на юг.
Все в мире познается в сравнении и Пушкин прекрасно понимал, что описание красоты зимнего утра, того впечатления, которое оно произвело на поэта и того впечатления, которое он собирался добиться своими строками у читателя, будет неполным, если не сравнить эту красоту с чем-то прямо противоположным. Поэт выбрал для сравнение образ зимней вьюги, которая прошла накануне.
Говоря про «печаль» и «мутное» небо, поэт показывает как поменялось его настроение, ведь утро он описывает уже словами «великолепными», «чудесный».
Вчера все было плохо, с утра все стало очень хорошо и поэта неудержимо манят снежные блестящие просторы, он хочет пронестись по ним на санках, отдавшись бегу коня.
Последние строки наполнены энтузиазмом и бодростью, предвкушением, даже азартом.
На протяжении почти всего развития событий, князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» воспринимает царевну-лебедь просто как волшебную чудесную птицу, которая помогает ему потому, что он сам спас ее при первой встречи от черного коршуна. Хотя сама лебедь и признается Гвидону, что он спас девицу от чародея, подтверждения своих слов она не дает.
Посмотрим, как обращается царевна-лебедь к Гвидону. Сперва она благодарит его за спасение:
Когда князь печальный появляется на берегу, лебедь всякий раз обращается к нему со словами:
А потом не забывает добавить ласковые «Душа моя».
Художник Иван Билибин непросто сделал иллюстрации к пушкинской «Сказке о царе Салтане», он рисовал их как эскизы к одноименной опере Римского-Корсакова и потому на этих иллюстрациях тщательно проработаны особенности костюмов героев, они необычайно красочные и очень достоверные.
Стихотворение «Зимний вечер» довольно грустное, буря в нем воет и плачет и хорошего настроения как не бывало. Даже выпить предлагает поэт с горя. Читая эти стихотворение хочется притихнуть и натянуть одеяло.
Стихотворение «Зимнее утро» написано совсем в иной тональности. Поэт использует очень красивые эпитеты, он рассказывает какое прекрасное зимнее утро и как ему хочется прокатиться на лошадях. Это стихотворение дарит чувство радости и заставляет восторгаться красотами зимней природы.
Описание первого снега в отрывке под названием «Опрятней модного паркета» Пушкин вставляет сразу после описания появления на льду гуся, который падает на льду и сделано это видимо не случайно. Падает гусь, падает первый снег и тоже ложится на лед. Такая вот игра слов.
Что касается самого первого снега, то поэт сравнивает его со звездами, он в этом описании мелькает и вьется. Мы представляем себе как снег кружится и сверкает под лучами солнца, как его слегка завивает ветер.
И еще автор называет снег веселым, видимо чтобы подчеркнуть общее настроение отрывка и показать взаимосвязь между веселыми забавами детей на льду и падением первого снега.
Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало… (+ Анализ)
«Уж небо осенью дышало…»
Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Анализ стихотворения Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
1 вариант
Краткий анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало…» по плану
На тихих берегах Москвы.
Евгений Онегин. Глава девятая. Отрывки из путешествия Онегина
«Уж небо осенью дышало…»: анализ
Стихотворная зарисовка «Уж небо осенью дышало» — это небольшой отрывок из романа «Евгений Онегин», ставший самостоятельным стихотворением. Зарисовка написана в жанре лирического пейзажа, и изображает картину осени – времени года, которое так любил Пушкин. В это время, по признанию самого поэта, ему всегда писалось особенно легко.
Как художник создает свою картину короткими мазками, так и Пушкин рисует словами свои поэтические зарисовки. Эта строфа в композиции 4-й главы служит экспозицией, описанием времени года, в которое происходили события главы. Она написана простым и выразительным языком, и укладывается в 10 строчек из 14-ти онегинской строфы. В этом коротком стихе использованы смежные и кольцевые рифмы, женские чередуются с мужскими.
Уж небо осенью дышало – всего одна метафора, и читатель видит посеревшее небо, затянутое тучами, и готовое в любой момент излиться дождем.
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Эти строчки взаимосвязаны. День стал короче, потому и солнце на небе появляется реже.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Судя по всему, Михайловское окружали лиственные леса, ветер с шумом срывал листья с деревьев. В другом описании осени встречаются другие строки, говорящие о том же.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
Лес потому и стал прозрачным, что облетели листья, и сквозь ветки где-то видна единственная зеленеющая ель. Вернемся к нашему описанию осеннего пейзажа.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Видимо, Пушкин любил осенний сентябрь с его бархатным летом и пестрый октябрь, а ноябрь, больше напоминавший зиму, наводил на него скуку, как и на большинство обитателей уезда. Хотя осенняя скука ничуть не мешала творить поэту. Самые лучшие произведения создавались осенью (например, знаменитой болдинской), самые красивые и добрые строки посвящены этому времени года, за исключением любовной поэзии, конечно.
Стихотворение довольно динамично, в природе происходят определенные процессы, события. Их поэт выразил глаголами: дышало, блистало, становился, обнажалась, ложился, тянулся, приближалась, стоял.
Урок литературного чтения по теме «А.С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало»». 2-й класс
Класс: 2
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с отрывком из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “ … Уж небо осенью дышало”.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, аудиозаписи из цикла “Времена года” П.И. Чайковский, рисунки с осенними пейзажами, “Литературное чтение” (2 часть) учебник, автор Н.А. Чуракова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Сегодня проводится занятие в клубе “Ключ и заря”. Это занятие – для самых наблюдательных членов клуба.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
– Как зовётся? (Осень)
– Правильно. Осенью зовётся. Какая погода чаще всего бывает осенью.
Сейчас я загадаю вам загадки, которые имеют непосредственное отношение к осени. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь?
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали
Нам по радио сказали
Что и завтра он придёт
И польёт наш огород. (Дождь)
Бежал по тропке луговой
Кивали маки головой
Бежал по речке голубой
Речка сделалась рябой. (Ветер)
Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года”
– Какие чувства возникли при прослушивании?
– Какую картину увидели?
– К какому времени года подходит эта музыка? (Осень)
– Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи.
– Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором
3. Подготовка к первичному восприятию стихотворения.
– Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету, где указаны даты жизни А.С. Пушкина). Вы уже знаете немного о жизни и творчестве поэта. Сегодня услышите новые стихи поэта. Мы поговорим о том, как любил это время года А.С. Пушкин. Он сам об этом говорил так: “ Осень… любимое моё время … пора моих литературных трудов”
– Послушайте такие стихотворные строчки:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго…
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод…
– Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, – осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца. Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе и на Москву, Московскую область, и А.С. Пушкин не мог выехать из Болдино три месяца.
Пушкин в это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин”
– Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.
(На доске открываются рисунки с осенними пейзажами)
Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте одно из них. Это отрывок из романа А.с. Пушкина “Евгений Онегин” “… Уж небо осенью дышало”
4. Первичное восприятие стихотворения.
Чтение стихотворения (Учитель читает стихотворение наизусть).
5. Проверка качества первичного восприятия.
– О каком времени года идёт речь?
– Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?
6. Вторичное восприятие стихотворения.
– Давайте перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени.
Осенние листья по ветру летят,
Друг с другом они попрощаться хотят.
Осенние листья кружатся,
Ковром разноцветным ложатся
7. Анализ произведения.
– Откройте учебник на с. 51 и прочитайте первую строчку.
– Как вы понимаете? Что значит “небо … дышало”?
– Прочитайте стихотворение самостоятельно.
(Оно разделено на две части; есть слова, требующие объяснения.)
Как вы понимаете слово сень?
(Сень – покров, который образуют кроны деревьев, их ветви и листья.)
– Как вы понимаете почуя? (Почуя – от “чуять”: чувствовать.)
– Как понимаете слово караван? (Караван – группа кого, чего-нибудь, двигающихся друг за другом)
– Перечитайте первую часть и подумайте, радует ли героя наступление осени. (Герой отмечает, что наступление осени связано с замиранием и угасанием жизни, поэтому осенняя пора его радует.)
– Какое настроение вызывает у поэта осень? (Скуку, печаль)
– Докажите словами из текста.
– Найдите те строчки, которые помогают представить, что происходит осенью в лесу.
– Поэт стремится к тому, чтобы мы только это увидели или ещё и услышали? (“Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась” Поэт стремится к тому, чтобы мы смогли не только представить картину осени, но и услышать её звуки.)
– Найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелётные птицы осенью. Мы это только видим или можем представить звуки, которые они издают? (“Гусей крикливых караван тянулся к югу…”. Слово “крикливых” позволяет представить крик птиц.)
– Кто видел в небе журавлей или гусей? Как они летят? Почему в полёте они кричат? (Они прощаются с родными местами.)
– А почему А.С. Пушкин употребил слово “тянулся”?
– Поэт описывает раннюю или позднюю осень? Докажите словами из текста. (Стоял ноябрь уж у двора)
– Как вы понимаете это словосочетание? А знаете ли вы, что ноябрь в народе называли “предзимник”? Почему?
– Какие строчки подсказали вам ещё в начале стихотворения, что поэт пишет о поздней осени? (“Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась”)
– Какой образ леса вы представили? (Лес сбросил листья, причём сделал это с шумом, то есть от резких порывов ветра.)
– Первая часть – это впечатления и наблюдения поэта?
– Это отдельные впечатления или они складываются в целостную картину? (Это впечатления и наблюдения, которые складываются в целостную картину.)
– Как это показано знаками препинания в тексте? (Первая часть – это одно предложение, а между отдельными наблюдениями поэт ставит запятые.)
– Прочитайте первую часть так, как будто вместо запятой стоят точки. Что изменилось? (Не получилось целостной картины.)
– Как нужно читать эту часть? Прочитайте выразительно. Перечитайте вторую часть стихотворения. Что вы заметили? (Это одно предложение.)
– Какие знаки стоят в конце некоторых строчек?
– Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что обозначает этот знак.
Точка с запятой сообщает, что в одном высказывании объединяются различные наблюдения или размышления.
– Вы согласны с такой расстановкой знаков? Зачитайте отдельные наблюдения автора.
Работа в группах.
Миша медленно читал вторую часть стихотворения. После каждой паузы он записывал свои ощущения от картины осени.
– Прочитайте, что у него получилось.
Темно и холодно.
Тихо.
Голодно.
Страшно.
Пусто.
Тихо.
Можете расшифровать эту запись?
– Какие строчки породили каждое Мишино ощущение? Соотнесите их с Мишиной записью.
– Каких животных вы представляете, когда читаете вторую часть?
(Ученики в парах читают и обсуждают текст на с. 53, 54.)
– Какие образы создал поэт? К чему он стремился? (Поэт стремился, чтобы мы при помощи воображения представили и лето, и осень.)
Творческая работа (на партах лежат листочки)
– Как вы воспринимаете осень?
Какими словами вы могли бы выразить своё отношение к осени? Продолжите ряды слов-ассоциаций:
Унылая пора, грустно, ___________________
Краса, яркие краски,___________________________
8. Подведение итогов урока.
– С каким произведением А. С. Пушкина мы познакомились? (Мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина “…Уж небо осенью дышало”.)
– Какой теме посвящено стихотворение?
– Чему научились на уроке? (Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.)
– Я, думаю, эта работа вам поможет научиться выразительно читать стихотворение.
9. Рефлексия.
– У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке:
– если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек;
– если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
– если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
– Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Сегодня хорошо поработали, молодцы. Спасибо за работу!