Что значит утопический социализм
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ» в других словарях:
Утопический социализм — (от греч. U не, нет и topos место, букв. место, которого нет) представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии… … Политология. Словарь.
утопический социализм — [см. утопия] – домарксовские социалистические учения (впервые возникшие в 16 – 17 вв. – Томас Мор, Кампанелла), строившие несбыточные планы переустройства общества на социалистических началах, исходя не из классовой борьбы и законов развития… … Словарь иностранных слов русского языка
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие Утопический социализм восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер,… … Большой Энциклопедический словарь
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие утопического социализма восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители: Т. Мюнцер … Современная энциклопедия
Утопический социализм — УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие “утопического социализма” восходит к сочинению Т. Мора “Утопия” (1516). Крупнейшие представители: Т.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Утопический социализм — Коммунизм … Википедия
Утопический социализм — мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия»… … Большая советская энциклопедия
утопический социализм — утвердившееся в литературе общее обозначение разнородных представлений об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия»… … Энциклопедический словарь
Утопический социализм — (греч. u нет, topos место, т. е. место, которого нет) совокупность социальных учений, в которых в еще незрелой форме выразилось стремление к установлению нового типа общества, где отсутствуют эксплуатация человека человеком и все иные формы… … Научный коммунизм: Словарь
Утопический социализм (социал-утопизм)
Утопический социализм или социал-утопизм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.
Консерваторы, которые видели, что оседлая жизнь сельскохозяйственного общества была нарушена настойчивыми требованиями индустриализма, были так же склонны, как и их радикальные коллеги, возмущаться корыстной конкуренцией капиталистов и убожеством промышленных городов. Однако, радикалы отличались своей приверженностью равенству и готовностью представить себе будущее, в котором промышленная мощь и капитализм были разделены. К своему моральному возмущению условиями, которые довели многих рабочих до нищеты, радикальные критики промышленного капитализма добавили веру в способность людей использовать науку и понимание истории для создания нового и славного общества. Термин «социализм“ вошел в обиход около 1830 года для описания этих радикалов, впоследствии некоторые стали обозначаться как «утопический социализм».
Одним из первых утопических социалистов был французский аристократ Клод-Анри де Сен-Симон. Сен-Симон не призывал к государственной собственности на производственные мощности, но выступал за общественный контроль собственности посредством централизованного планирования, при котором ученые, промышленники и инженеры будут предвидеть социальные потребности и направлять энергию общества на их удовлетворение. По мнению Сен-Симона, такая система была бы более эффективной, чем капитализм. Сен-Симон считал, что история проходит через ряд этапов, каждый из которых отмечен определенным расположением социальных классов и набором доминирующих убеждений. Таким образом, феодализм с его земельной знатью и монотеистической религией уступал место индустриализму — сложной форме общества, характеризующейся опорой на науку, разум и разделение труда.
В таких обстоятельствах, — утверждал Сен-Симон, — имеет смысл передать экономическое устройство общества в руки его наиболее знающих и продуктивных членов, чтобы они могли направлять экономическое производство на благо всех.
Другой ранний социалист, Роберт Оуэн, сам был промышленником. Оуэн впервые привлек к себе внимание, управляя текстильными фабриками в Нью-Ланарке (Шотландия), которые были одновременно высокорентабельными и, по меркам того времени, удивительно гуманными: на них не работали дети младше 10 лет. Фундаментальное убеждение Оуэна состояло в том, что человеческая природа не фиксирована, а сформирована. Люди эгоистичны и порочны потому, что социальные условия сделали их такими.
Измените условия, — утверждал Роберт Оуэн, — и люди изменятся; научите их жить и работать вместе в гармонии, и они сделают это.
Таким образом, в 1825 году Оуэн решил создать модель социальной организации «Новая гармония» на земле, которую он купил в американском штате Индиана. Это должно было быть самодостаточное кооперативное сообщество, в котором имущество находилось в общей собственности. Новая Гармония потерпела неудачу в течение нескольких лет, забрав с собой большую часть состояния Оуэна, но вскоре он обратил свое внимание на другие усилия по развитию социального сотрудничества — профсоюзы и кооперативные предприятия, в частности.
Подобные темы отмечены в трудах Франсуа-Мари-Шарля Фурье, французского клерка, чье воображение, было столь же экстравагантным, как и у Оуэна.
Современное общество порождает эгоизм, обман и другие пороки, — обвинял человечество Фурье, — потому что такие институты, как брак, семья, в которой доминируют мужчины, и конкурентный рынок, ограничивают людей повторяющимся трудом или ограниченной ролью в жизни и, таким образом, сводят на нет потребность в разнообразии.
Более того, противопоставляя людей друг другу в конкурентной борьбе за прибыль и рынок, в частности, рассматривает и стремление к гармонии. Соответственно, Фурье представлял себе форму общества, которая в большей степени соответствовала бы человеческим потребностям и желаниям. Такая “фаланстерия” (фаланстер, фаланстерий), была бы в значительной степени самодостаточным сообществом примерно из 1600 человек, организованным в соответствии с принципом “привлекательного труда”, который гласит, что люди будут работать добровольно и счастливо, если их работа затрагивает их таланты и интересы. Однако, в какой-то момент все задания становятся утомительными, поэтому у каждого члена фаланстеры будет несколько занятий, переходящих от одного к другому по мере того, как его интерес ослабевает и растет. Фурье оставил место для частных инвестиций в своем утопическом сообществе, но каждый член должен был делиться собственностью, а неравенство в богатстве, хотя и допускалось, должно было быть ограничено.
Идеи общей собственности, равенства и простой жизни были изложены в фантастическом романе «Путешествие в Икарию» (1840) французского социалиста Этьена Кабе. Икария должна была стать самодостаточным сообществом, объединяющим промышленность и сельское хозяйство, насчитывающим около миллиона человек. На практике, однако, Икария, которую Кабе основал в Иллинойсе в 1850-х годах, была размером с фаланстер фурьеристов, и разногласия среди икарийцев побудили Кабе уйти в 1856 году.
Национализм и национал-патриотизм
Фашизм, его разновидности и направления:
Консерватизм, его разновидности и направления:
Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)
Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)
Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)
Коммунизм, его разновидности и направления:
Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)
Социализм, его разновидности и направления:
Либерализм, его разновидности и направления:
Анархизм, его разновидности и направления:
Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Смотреть что такое УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ в других словарях:
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного разви. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов общест. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социа-листич. началах, не опирающиеся на знание объек. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
утопический социализм [см. утопия] – домарксовские социалистические учения (впервые возникшие в 16 – 17 вв. – Томас Мор, Кампанелла), строившие несбыт. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
одно из течений в общественной мысли, способ обоснования неизбежности создания некоего «идеального» общества (социализм, коммунизм), которое будет резко отличаться от реальной действительности. Идеи утопического социализма были еще в трудах античных философов (Платон). Собственно утопический социализм возник в Западной Европе как интеллектуальная реакция на зародившееся в 14 – 15 вв. капиталистическое общество с присущими ему социальным неравенством и эксплуатацией наемного труда (Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье, Г. Бабеф, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон). В трудах этих мыслителей присутствовали два главных начала: резкая критика капитализма (прежде всего частной собственности как его основы) и нередко весьма детальный образ будущего, которое якобы станет альтернативой «бесчеловечному» капитализму. Идейное содержание утопического социализма явилось одним из источников возникновения в середине 19 в. марксизма, как цельной теории революционного преобразования капитализма в коммунизм. В России идеи утопического социализма нашли воплощение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского. Особое место занимает учение А.И. Герцена о возможности построения в России «крестьянского» (русского) социализма. Научная социалистическая традиция в русской общественной мысли наиболее последовательно и глубоко была представлена в произведениях Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Утопический социализм стал закономерным явлением общественной мысли. Он отразил острейшие социально-экономические проблемы и противоречия общества. В нем выразилась вековая мечта человечества о более разумном и гуманном устройстве общественной жизни. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «утопического социализма» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г.Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
— учения об идеальном обществе, основанном наобщности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие»»Утопический социализм»» восходит к сочинению Т. Мора «»Утопия»» (1516).Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т.Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т.Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г.Чернышевский. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «утопического социализма» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г.Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
(utopian socialism) ранние формы социалистической мысли нового времени (включая идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна), критиковавшиеся Марксом как *утопические* (см. Утопия; Утопические коммуны), поскольку они считались основанными на неадекватной научной концепции динамики капиталистического общества и необходимости классовой борьбы. смотреть
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Название восходит к сочинению Т. Моора «Утопия» (1516). смотреть
Европейский утопический социализм
Евгений Финешин. 2013 г.
Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их представителей, но особенно значительного количества приверженцев они достигают во времена экономического неблагополучия и кризисов. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. Социалистический идеал возник как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были бы представлены всем. Хотя идеи великих социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего строя, тем не менее, они были порождены условиями материальной жизни общества и отражали стремление определенных классов. В коренном переустройстве возникавшего капиталистического способа производства были заинтересованы трудящиеся массы и рабочий класс.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что и на сегодняшний день сохраняется актуальность продолжения изучения теорий утопического социализма. Цель данной работы заключается в том, чтобы проследить развитие и особенности идей утопического социализма в Европе на различных исторических этапах.
Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI—XVII вв.
Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. «У утопийцев законоведом является всякий. Ведь. у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование». Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему наказания. Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в «рабство». Основная мысль Мора сводится к тому, что принудительные работы — более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь.
Т. Кампанелла «Город Солнца».
Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII вв.)
Теории утопического социализма в Англии XVII в.
Теории утопического социализма во Франции XVII-XVIII вв.
Политические и правовые учения утопического социализма в Европе в XIX в.
Утопический социализм
Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму, учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.
Содержание
Утопический социализм в древности
Первые идеи о более справедливом обществе скорее всего зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства. Следы подобных воззрений встречаются при изучении как фольклора, так и мифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.
В Древних Греции и Риме зачатки идей утопического социализма проявились в идущем ещё от Гесиода мечтании о возвращении минувшего «золотого века», когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации. Тема достижения справедливого политического устройства была одной из наиболее обсуждаемых греческими философами, искавшими решение проблемы имущественного неравенства и «естественного состояния» общества, в котором оно пребывало в доклассовые времена. Нужно также отметить и роль уравнительных реформ в Спарте, а также платоновскую модель рабовладельческого «коммунизма», осуждавшую частную собственность («Государство»).
Значительный вклад в развитие учения об утопическом социализме внесла уравнительная социальная идеология раннего христианства, несущая в общество проповедь братства, всеобщего равенства и потребительского коммунизма. Воздействие этих идей сохранило свою силу вплоть до ХIX века, когда легло в основу теории христианского социализма.
Предсоциализм в средневековье
Утопический социализм в Новое время
Одними из первых социалистов-утопистов нового времени были англичане Дж. Уинстэнли и Джон Беллерс. Во Франции социальные утопии XVII—XVIII веков выливались как правило в форму художественных романов-путешествий, где идеализированное общество добродетельных туземцев противопоставлялось полному несправедливости европейскому обществу (Г. де Фуаньи, д´Алле, Гедевиль и другие). В XVIII веке с проповедью революционного ниспроведения гнёта и эксплуатации выступал Ж. Мелье, стоявший на позициях общинного патриархального коммунизма. Для многих коммунистических сочинений того же столетия основополагающим мотивом была просветительская теория «одинаковости естественной природы» человечества и вытекающего из этого положения «равенства прав» всех людей. Исходя из этих идей, Морелли и Г. Мабли обосновали коммунизм с точки зрения теории естественного права.
Утопический социализм времён Просвещения прокламировал право человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, превращение земли в общедоступную собственность. В годы Великой французской революции происходила политизация этих идей морального социализма. Сторонники эгалитарных (уравнительных) утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав и подчинения их нуждам общества («Бешеные»). С дальнейшим углублением революции происходила радикализация взглядов утопистов-революционеров: от наивных первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции — до планов коммунистических преобразований с помощью санкюлотской революционной диктатуры (Ф. Буассель). Квинтэссенцией развития радикального утопизма были взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных, впервые выдвинувших требование коммунистической революции с введением после её победы коммунистической диктатуры и обосновавших необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму. Выражая взгляды людей домашинной эпохи, бабувизм показывал идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, в распределении предлагал строгую уравниловку, всеобщий аскетизм, выказывал негативное отношение к людям умственного труда.
Утопический социализм в ХIX веке
В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права». В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления о уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.
В то же время печальный исход Великой Французской революции свидетельствовал о несостоятельности действий революционных масс, об определяющей миссии думающего меньшинства и волевых решений отдельных личностей. Не отрицая воздействия на общественную жизнь рационалистических идей духовного мира, то же время социалисты-утописты возрождали религиозные идеи- «новое христианство» Сен-Симона; пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.
В это время в среде последователей социализма возникают движения — сен-симонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и другие), фурьеризм (В. Консидеран), оуэнизм. Предпринятые в 20 — 40-е годы XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг в США, после кратковременных успехов оканчивались неизменным крахом. Та же судьба постигла и «икарийские» колонии Э. Кабе. Всего же было более 40 попыток создания в США фурьеристских фаланг. Наиболее известная — Брукфарм, близ Бостона, просуществовала с 1841 по 1846 год.
В 1830 — 40-х года в среде социалистов выкристаллизовывается несколько течений. Одно разрабатывало проекты производительных ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, К. Пеккёр, П. Леру и другие) или ассоциаций эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон) и рассматривало их как основное средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путём на основе сотрудничества классов. Другое течение, английских социалистов-рикардианцев (У.Томпсон, Д. Ф. Брей и другие) объявили прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, и для устранения этой несправедливости выдвинули экономически необоснованную теорию получения рабочими «полного продукта их труда». Тем не менее в Англии это течение косвенно способствовало развитию чартистского движения.
В среде тайных революционных обществ Европы 30 −40-х годов XIX века создавались учения необабувистского коммунизма, с его требованием немедленного коммунистического переустройства путём революционного переворота и введения революционной диктатуры, вводящей общность имущества. Во Франции эти воззрения разделяли Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и другие. Использование теоретиками социализма и коммунизма этого времени некоторых идей утопического социализма позволило им сделать важный шаг от уравнительных принципов к коммунистическому принципу «от каждого по способности, каждому по потребности». В произведениях Дезами и В. Вейтлинга теория утопического коммунизма достигла своей вершины.
Близкую форму к утопическому социализму представляли взгляды китайского революционного демократа Сун Ят-сена. Таким образом, можно констатировать, что учение утопического социализма было не региональным, чисто европейским явлением — его идеи, соединяясь с идеологией национально-освободительных движений, выдвигались также в странах Африки, Азии, Латинской Америки.
Утопический социализм в России
Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.
В то же время ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского социализма (В. С. Печерин и др.). Такой «религиозный» социализм продолжал существовать и позже- среди некоторых петрашевцев и народников, а также членов Кирилло-Мефодиевского общества.
В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.
В 60 — 70-е годы XIX века в России, в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма — «русский», или крестьянский социализм, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века. Впрочем, иногда рассматривались и иные возможности строительства социалистического общества — например, через создание крупной промышленности (Д. И. Писарев и др.).
Наиболее глубокая концепция русского утопического социализма была разработана Н. Г. Чернышевским, которого В. И. Ленин считал «величайшим представителем утопического социализма в России». В 70 — 80-е годы представители утопического социализма также заимствовали у марксизма его отдельные идеи (П. Л. Лавров и др.).