Что значит устойчивость общественных интересов
—>Точка Зрения —>
Общественные интересы – интересы большинства общества, которые основаны на общественной природе человека, могут быть реализованы только сообща, коллективно, и не могут быть реализованы отдельными лицами или группами лиц независимо от остальных членов общества.
Для того, что бы разобраться, что такое общественные интересы, разберемся с потребностями в этом ключе. Для этого нужно разделить потребности на:
Указанный список объединяет все мыслимые потребности людей.
Так же можно различить потребности, устанавливающие социальную справедливость, и потребности, нарушающие ее, и потребности, не имеющие к ней отношения. Этот вариант не совсем совпадает с вышеуказанным перечнем, но об этом позже.
* (добавлено 18.11.12)
Здесь следует сделать ссылку на более позднюю статью, где рассматривается вопрос о самих потребностях подробно, и установить связь между статьями и утверждениями в них. Дело в том, что указанные выше потребности 1 и 2 есть вторичные потребности, которые базируются на первичных потребностях отношений, определяемых по ссылке. Поэтому мы тут видим, что способы реализации базовых потребностей отношений могут как разделять, так и объединять людей. В последнем случае мы получаем консолидированное общество, имеющее субъектность, т.е. способное достигать общих целей. Этого не получается, если доминирует разделяющий людей способ реализации потребностей отношений.
Когда общество осознает, т.е. принимает некие общепринятые формулировки, определяющие потребности большинства и их смыслы, появляются планы действий по реализации тех или иных потребностей тем или иным способом. И тогда можно уже говорить об общественных или о частных (личных) интересах.
Личные интересы – интересы личности, интересы личностей по отдельности.
Частные интересы – часть личных интересов, не учитывающая общественные.
Общественные интересы – часть личных интересов, согласованная и совпадающая с интересами большинства других личностей общества.
Соответственно могут быть люди, не имеющие общественных интересов в качестве личных. И тогда общественные интересы становятся существующими как бы сами по себе, как выражение интересов общества как целого.
Здесь следует акцентировать внимание на том, что в основе общественных интересов лежат потребности, способствующие социальной справедливости, поскольку социальная справедливость есть такие представления об отношениях, которые способствуют комфортному совместному существованию людей, т.е. способствуют жизни и развитию общества. Такие потребности обусловлены эволюцией или животной природой человека. Но подробнее об этом я тут не буду, поскольку об этом много написано специалистами по биологии, этологии и эволюционной психологии. Совсем другая картина возникает, когда эти потребности реализуются в виде интересов, т.е. неких планов и жизненных позиций, а так же в виде общественных законов, устанавливающих отношения между людьми. И ключевой вопрос в этом – вопрос о том, кто считается человеком СВОИМ. Все альтруистические общественно полезные мотивы поведения распространяются у всех общественных животных только на своих. Иллюстрирует это, например, тот факт, что для успешного ведения войны и снятия ограничения на убийство требуется такой феномен как «расчеловечивание противника”. Подобное происходит и при криминальном делении на пацанов и лохов. Похожее происходит при делении общества на классы. Точно тоже самое лежит в основе властвующих групп, кланов или семей, и в основе любых коалиций.
И происходит все это в результате взаимодействия общественных потребностей, и потребностей разделения, которые я упоминал выше. Это может происходить как неосознанно, так и рассудочно. Нас же интересует рассудочный или культурный вариант решения проблемы противоречия этих потребностей, коль скоро основная цель данной статьи – анализ и синтез общественного устройства.
Теперь, как я обещал, будем рассматривать несовпадение потребностей разделения и объединения в качестве общественных. Речь идет о конкуренции, кооперации и иерархическом ранжировании.
Любая кооперация основана на природном феномене взаимного альтруизма, предполагающего у людей добрую волю, доверие и честность или честь.
Конкуренция же способствует доминированию наиболее приспособленных к имеющейся ситуации (следует напомнить, что люди, в отличие от других животных, сами эту ситуацию для себя и создают). Конкуренция есть механизм обеспечивающий, помимо обладания благами для удовлетворения физиологических потребностей, иерархическое ранжирование в соответствии с имеющимся ранговым потенциалом и конкретными условиями для карьерного роста, которые были и есть очень различны (даже в рухнувшем Советском Социализме).
Возникает вопрос – является ли культивирование конкуренции общественным интересом и потребностью объединения? Конечно, к потребностям объединения конкуренция не относится. Но вот можно ли её отнести к общественным интересам? И вот здесь можно вспомнить о капитализме и социализме. Напомню, что я писал ранее.
При капитализме в качестве основного мотива к общественно полезной деятельности выбрана конкуренция в виде опосредованном товарно-денежными отношениями и властным ресурсом или концентрацией денег и власти, что нарушает справедливость оценки общественной полезности, и конкуренция сводится к праву сильного .
При социализме, как желаемой модели, конкуренция за общественное признание объединяет в себе обе столь противоречивые природные движущие силы как конкуренция и кооперация (взаимный альтруизм).
Поэтому при капитализме, если общество желает сделать конкуренцию общественно полезной, оно вынужденно направлять усилия на обуздание конкуренции.
При социализме культивируется конкуренция за общественное признание, которую не требуется ограничивать.
Теперь можно сделать некоторые выводы.
Только конкуренция за общественное признание находится в сфере общественных интересов, как сочетающая в себе и эгоистические и альтруистические мотивы.
Стремление к доминированию в общественной иерархии является общественным интересом, при условии достижения такого доминирования через прямое общественное признание, лишенное влияния властных или материальных ресурсов.
При этом, сама общественная иерархия лишается своих негативных проявлений, и остается только решением задачи централизованного согласованного управления.
Общественное признание является ключевым обобщенным мотивом поведения человека, но не после мотивов удовлетворения физиологических потребностей, а включающим и окультуривающим эти мотивы. Это единственный и обобщенный мотив, способный удовлетворить все возможные потребности человека и включить в себя все возможные интересы, разрешая их противоречия. Это тот личный интерес, который способен увязать частные и общественные интересы.
Остается последний вопрос – может ли один человек, одна личность самостоятельно и в одиночку, действуя в общественных интересах, реализовать их? И достаточно ли мотива общественного признания для этого, т.е. может ли одна личность реализовывать общественные интересы без нарушения каких-либо органических природных ограничений, мешающих этому?
Он находится в области представлений о справедливости. Эти представления предполагают, что вклад конкретного человека в общественную жизнь должен быть обязательно оценен и признан обществом на неких равных для всех условиях.
Оба примера говорят о том, что в общественном устройстве должна присутствовать многоукладность (двухукладность) экономики. Централизованное планирование деятельности по удовлетворению общественных потребностей или интересов, и свободный рынок производства товаров, где правит спрос для удовлетворения частных потребностей и интересов в случае, если это не противоречит общественным.
Возникает закономерный вопрос – а каким образом освободить инициативу производителей, удовлетворяющих частные потребности? Можно ли это сделать в условиях общественной собственности на средства производства? Что значит двухукладность?
Если бы речь шла, например, об услугах парикмахера, то это не сложный вопрос. Парикмахеру не нужны наемные рабочие, а если он захочет руководить салоном, где будет определять кого нанимать, а кого нет, т.е. отбирать по квалификации, используя свое уже имеющееся ИМЯ (признание), то единственный ограничитель, который следовало бы поставить – это не собственность помещения, а аренда. Тогда стоимость средств производства такого салона будет смехотворно мала, и никакого властного и финансового влияния на оценку обществом полезности его труда не будет. Не будет монополизма даже в зачатке. Но вот если говорить о велосипедах, то для их производства уже нужны дорогостоящие специализированные производственные фонды, а не просто помещение. Так сможет ли решить проблему свободного инициативного конкурирования производителей велосипедов общественная собственность на средства производства? Ответ – сможет. Если каким-то образом обеспечить руководство госпредприятиями признанными обществом руководителями, которые будут выполнять функции организаторов или «манагеров”, как сейчас говорят. И функцией государственного управления экономикой будет не ограничение негативных вывертов конкуренции, как при капитализме, а ровно наоборот – её обеспечение. Т.е. не должно быть одно предприятие по производству велосипедов. И предприятия эти должны быть на хозрасчете. Государство же должно установить механизм уравнивания зарплат на однотипных предприятиях, учитывая трудность мобильности рабочих рук между городами, и этим поставив их менеджерам равные рамки. В общем, вопрос решаем. Тем более, что как утверждает Анатолий Вассерман, в настоящее время нет проблемы точного планирования в экономике. Вычислительная техника позволяет.
И, тем не менее, вопрос уравниловки не столь прост и требует отдельного рассмотрения. Но видимо, не в этот раз.
З.ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА
Что это за качества или навыки? В первую очередь, это навыки преобразования природы или умение создавать и использовать орудия труда и действовать в соответствии с технологиями. Во-вторых, это навыки общения друг с другом или умение подчинять себя нормам взаимодействия. Их еще называют навыками «коммуникации». Тем самым деятельностное отношение к миру требует, чтобы люди обладали определенными техническими знаниями и умениями, берегли их и развивали. Кроме того люди должны уметь понимать друг друга, сотрудничать друг с другом, выполнять приказы, подчинять себя требованиям совместного существования.
Только общество может обеспечить сохранение и развитие таких целей. Если я открыл какой-то новый прием изготовления орудий и не сообщил об этом другим, то мой опыт исчезнет со мной. Поэтому только коллективное хранение накопленного опыта жизни может гарантировать, что найденный навык не пропадет. Кроме того, именно коллектив через давление общественного мнения в состоянии заставить каждого отдельного индивида подчиниться социальным нормам. И, наконец, только в обществе могут выжить не просто самые сильные, но и самые умелые и умные. потому что они нужны именно ему.
В чем необходимость общественного интереса? Животные в нем не нуждаются, потому что их поведение определяется видовой программой. Человек преобразует мир, вступая тем самым в новое, еще не освоенное пространство, поэтому постоянно попадает в ситуацию выбора направлений своих действий и средств для их осуществления. Общественный интерес представляет собой разработку и закрепление таких целей и средств, на основании которых можно принимать решение о пути человеческого бытия.
Второй важной причиной существования общественного интереса является разделение труда. Наряду с преимуществами в производительности труда разделение труда приводит к возникновению различных, не совпадающих и даже противоположных друг другу интересов. Достаточно представить себе общество, разделившееся на крестьян, ремесленников и торговцев. Общественный интерес тем самым выступает условием объединения различных социальных групп.
Находит он свое выражение в мировоззрении: философии, религии, мифологии, в социальных нормах, которые формулируются на основе таких мировоззрений. Носителем его выступают все те члены общества, что заинтересованы в его сохранении, социальные институты, например государство.
Во-вторых, общественный интерес вполне сочетается с изменчивостью человеческой жизни. Это значит, что проявляется он в исторически конкретных формах и носит тем самым исторический характер. Например, в обществах консервативного типа, где больше нуждаются в исполнителях, общественный интерес воплощается в требовании беспрекословного подчинения существующим обычаям. Образно говоря, новаторы избыточны для системы такого типа. Прямо противоположная ситуация там, где общество нуждается в творческих личностях. Но между двумя столь различными типами обществ есть сходство. Оно состоит в том, что потребность в исполнителях или творческих личностях есть общественная потребность. Благодаря отбору индивидов с определенными качествами сохраняется и общество определенного типа.
Что считается государственными и общественными публичными интересами в ГК РФ?
Согласно статье 152.1 ГК РФ возможно обнародование фото-видео материаллов без согласия изображенного на них лица в случаях если использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. Так вот что это за общественные и иные публичные интересы? Что может быть подведено под это понятие и кем?
Законодательство не содержит определения государственных, общественных и публичных интересов. Для целей применения указанной статьи ГК РФ Верховный Суд РФ дал некоторые разъяснения относительно указанных понятий:
Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.
Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.
К общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.
Судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют.
Современная финансовая политика России и общественные интересы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественные интересы — это объективные потребности в некоем благе, возникающие у различных классов, социальных слоев, групп либо коллективов.
Сущность общественных интересов
Понятие общественных интересов относится к области социологии и характеризует интересы сообщества или среднестатистических представителей населения в части благополучия, стабильности, безопасности и прогресса. Общественные интересы существуют наряду с личными и государственными, зачастую противопоставляясь друг другу. В отличие от личного, общественный интерес характеризуется широким распространением среди населения, тогда как личный характеризует интересы отдельного гражданина.
Главный защитник общественных интересов – государство, однако часто с целью их защиты создаются общественные или частные организации, которые организуют митинги с целью повлиять на решения местных и федеральных властей в области защиты прав общества.
Не всегда интересы государства и общества совпадают, что вынуждает власть искать компромиссы и влиять на массовое сознание через СМИ. Границы между частными интересами отдельных людей и общественным интересом до сих пор не установлены, что свидетельствует о расплывчатости данного понятия.
Общественные интересы в сфере экономики
Повышение благосостояния населения – это основная цель социальной политики государства, так как оно определяет качество жизни. Однако у этой цели имеется и экономическая составляющая, связанная со степенью остроты демографических проблем, качеством трудовых ресурсов, уровнем производительности труда и платежеспособного спроса, доходами бюджета, внутренней ресурсной базой финансовых рынков, а также нагрузкой на бюджет в социальной сфере.
Через экономическую сферу все субъекты общества обеспечиваются необходимым для существования количеством материальных благ и услуг.
Готовые работы на аналогичную тему
Ключевым интересом общества является макроэкономическая устойчивость, обеспечивающая условия для нормальной деятельности каждого его субъекта. Устойчивость макроэкономики к внешним и внутренним угрозам одновременно обеспечивает и способность всех сфер общества к устойчивому развитию. С позиции макроэкономики общество заинтересовано в:
Макроэкономическая устойчивость связана с антициклическим управлением экономикой, денежно-кредитной, финансовой и валютной политикой, формированием резервов на государственном уровне. В данной ситуации возникает дилемма, связанная с выбором между аккумулированием национального дохода в резервные фонды и его направлением на обеспечение общественных потребностей.
Влияние малого бизнеса на развитие общества выражается в следующих аспектах:
В сфере сельского хозяйства общественные интересы связаны с необходимостью обеспечения населения доступными по цене и качественными продуктами питания.
Увеличение объема финансовых ресурсов, используемых для решения общественно необходимых задач, связано с повышением полноты и эффективности использования ресурсов и привлечением иностранных инвестиций. Кроме того, общество заинтересовано в экономии исчерпаемых природных ресурсов и повышении энергоэффективности. Чем дешевле становится использование энергии, тем больше экономический рост и тем быстрее сокращаются расходы бюджета на оплату энергии. Особенно важным становится управление эффективностью использования бюджетных фондов как источников финансирования государством общественных потребностей.
Защита общественных интересов в современной России
Защита общественных интересов обусловлена постоянным стремлением человека к социальной справедливости. Коллективные общественные интересы менялись на всем протяжении истории человечества. При росте требований людей могут меняться и сами их предпочтения, что приводит к смене акцентов общественного интереса. Если ранее важнейший компонент был связан с правом на личную свободу, безопасность и свободный труд, то сейчас одним из ключевых интересов становится право людей на отдых.
Государство влияет на общественные интересы через телевидение и другие средства массовой информации, тем самым пытаясь повернуть приоритеты и предпочтения населения в выгодную для него самого сторону. В настоящее время в России почти каждая семья стремиться иметь автомобиль, следовательно, обладание им становится уже общественным интересом. Аналогично можно рассуждать и относительно размеров жилья. Ту жилплощадь, которую предоставляло государство советскому человеку, нынешний россиянин вряд ли сочтет привлекательной. Новые общественные интересы включают право на интернет, мобильную связь и прочие средства коммуникации.
Общие методические указания по изложению и организации материала
2. 1. 3. Понятие общественного интереса
Что это за качества или навыки? В первую очередь, это навыки преобразования природы или умение создавать и использовать орудия труда и действовать в соответствии с технологиями. Во-вторых, это навыки общения друг с другом или умение подчинять себя нормам взаимодействия. Их еще называют навыками «коммуникации». Тем самым деятельностное отношение к миру требует, чтобы люди обладали определенными техническими знаниями и умениями, берегли их и развивали. Кроме того люди должны уметь понимать друг друга, сотрудничать друг с другом, выполнять приказы, подчинять себя требованиям совместного существования.
Только общество может обеспечить сохранение и развитие таких целей. Если я открыл какой-то новый прием изготовления орудий и не сообщил об этом другим, то мой опыт исчезнет со мной. Поэтому только коллективное хранение накопленного опыта жизни может гарантировать, что найденный навык не пропадет. Кроме того, именно коллектив через давление общественного мнения в состоянии заставить каждого отдельного индивида подчиниться социальным нормам. И, наконец, только в обществе могут выжить не просто самые сильные, но и самые умелые и умные, потому что они нужны именно ему.
В чем необходимость общественного интереса? Животные в нем не нуждаются, потому что их поведение определяется видовой программой. Человек преобразует мир, вступая тем самым в новое, еще не освоенное пространство, поэтому постоянно попадает в ситуацию выбора направлений своих действий и анализа средств для их осуществления. Поэтому общественный интерес представляет собой разработку и закрепление таких целей и средств, на основании которых можно принимать решение о пути человеческого бытия.
Второй важной причиной существования общественного интереса является разделение труда. Наряду с преимуществами в производительности труда разделение труда приводит к возникновению различных, не совпадающих и даже противоположных друг другу интересов. Достаточно представить себе общество, разделившееся на крестьян, ремесленников и торговцев. Общественный интерес тем самым выступает условием объединения различных социальных групп и создания общества.
Находит он свое выражение в формах мировоззрения: философии, религии, мифологии, в социальных нормах, которые формулируются на основе таких мировоззрений. Носителем его выступают все те члены общества, что заинтересованы в его сохранении, социальные институты, например государство.
Во-вторых, общественный интерес вполне сочетается с изменчивостью человеческой жизни. Это значит, что проявляется он в исторически конкретных формах и носит тем самым исторический характер. Например, в обществах консервативного типа, где больше нуждаются в исполнителях, общественный интерес воплощается в требовании беспрекословного подчинения существующим обычаям. Образно говоря, новаторы избыточны для системы такого типа. Прямо противоположная ситуация там, где общество нуждается в творческих личностях. Но между двумя столь различными типами обществ есть сходство. Оно состоит в том, что потребность в исполнителях или творческих личностях есть общественная потребность. Благодаря отбору индивидов с определенными качествами сохраняется и общество определенного типа.
2. 1. 4. Способы регуляции общественных отношений: нормы, традиции, идеалы
Анализ общественного интереса показывает нам, с какими трудностями сталкивается общество, какие препятствия оно должно преодолеть, чтобы себя сохранить. Ведь хотя люди и являются существами общественными, но они также обладают и различными интересами? И причина здесь не в их настроениях? Условием возникновения устойчивых различий и даже противоречий в интересах является разделение труда. Понятно, что специализация, например, в изготовлении орудий, позволяет улучшить их качество и увеличить количество. Кажется, чем более люди специализируются, тем более попадают во взаимную зависимость друг от друга. Ведь именно взаимозависимость, которая строится на основе разделения труда, становится устойчивой и создает тем самым общество.
Какими же чертами они обладают? Любая норма является предписанием, т.е. выражает не реальное, а ожидаемое поведение человека. Норма говорит о том, как следует или как надлежит поступать. Все нормы регулируют действия двумя основными способами. Они либо запрещают или ограничивают что-либо. Наиболее ярким примером запретов являются правовые нормы. Либо они указывают, что следует делать и к чему следует стремиться. Наиболее ярким примером таких указаний являются моральные нормы. Вспомним известное требование «любить ближнего».
Отклонение от их исполнения предполагает наказание или санкции. И наоборот стимулом к выполнению выступает обещание вознаграждения за исполнение. Совокупность санкций и вознаграждений за выполнение социальных норм принято называть словом «социальный контроль». Выполняет функцию социального контроля или государство с помощью специальных органов принуждения, или само общество через давление общественного мнения.
Социальные нормы выполняют в обществе определенные функции. Мы помним, что основная задача социальных норм не просто упорядочить человеческое поведение, а обеспечить стабильность и устойчивость общественных отношений. Каким образом это делается? В первую очередь добросовестное следование нормам делает поведение людей предсказуемым, прогнозируемым. Во-вторых, выполнение норм должно сделать поведение людей взаимосогласованным. Если один человек в своих поступках учитывает интересы других, то снижается доля конфликтов в отношениях. Вот почему основное содержание социальных норм состоит в указании как взаимодействовать с окружающими.
Итак, социальные нормы определяют поведение людей в обществе. Как они связаны с общественным интересом? Их отношения можно представить как цель и средства ее достижения. Общественный интерес указывает, к чему люди должны стремиться. Социальные нормы конкретизируют его, показывая как его достичь.
Теперь если мы вспомним, что общественный интерес носит конкретно-исторический характер, то сможем наметить два основных полюса его воплощения. Их принято обозначать словами «традиции» и «идеалы». Это означает, что цели и способы регулирования поведения людей будут различными.
Что же такое «традиции»? В самом широком смысле это совокупность знаний и ценностей, которые унаследованы нами от прошлого, которыми мы пользуемся и которым доверяем, т.е. не требуем доказательств. Носит она легитимный характер, т.е. признана обществом. Основная функция такой традиции обеспечить передачу накопленного опыта от одного поколения к другому для дальнейшего использования. В таком виде традиция есть в любом обществе. Без нее оно просто не сможет просуществовать.
Правовые нормы также являются традицией. Они могут быть созданы много лет назад. Но мы живем по ним. Моральные нормы или обычай обмениваться кольцами при бракосочетании также принадлежат к традиции. Но разница в том, что первые записаны, а вторые содержатся только в коллективной памяти. Такие традиции, как правило, закрепляются не волей государства, а силой общественного мнения. Так часто места общественных гуляний, время праздников, популярность рынков определяется не постановлениями мэра города, а пристрастиями общественного мнения. В таком виде традиция существует и в современном обществе. Но степень ее распространения в разных сферах жизни различна. В основном она преобладает в области нашей повседневной жизни.
Но есть еще один смысл слова «традиция». Это подозрительное, враждебное, отрицательное отношение ко всяким новациям, изменениям, преобразованиям. Такая традиция существует и в современных обществах. Ее еще называют консерватизмом. Общество, где такая традиция начинает преобладать среди большинства людей, влиять или даже определять сущность социальных институтов, становиться основой деятельности государства, принято назвать традиционным обществом.
Теперь мы видим, как традиция выступает регулятором общественных отношений. Ее основная задача обеспечить преемственность, закрепление и передачу накопленного опыта жизни. Можно образно сказать, что традиция ориентирует на прошлое. Ее абсолютизация приводит к росту консерватизма, боязни новизны, преклонению перед прошлым. Социальные нормы в таком обществе приобретают особый характер. Они не просто обеспечивают стабильность общественных связей, а закрепляют особые общественные отношения.
2.1.5. Человек и общество. Общественный и индивидуальный интерес
Анализируя специфику человеческого существования, мы открыли в ней наличие некоторых внутренних противоречий. Это противоречие между природным и социальным. Проявляется оно в конфликте чувств и разума, мотивов и целей, деятельности и поведения. Анализируя свойства общественного интереса, мы также увидели, что он не всегда совпадает с желаниями отдельного человека. Действительно, общество предстает некоторой совокупностью норм и социальных институтов, которая принуждает каждого отдельного человека соответствовать своим требованиям.
Что означает этот казалось бы понятный факт? Означает он то, что мы не просто вынуждены жить в обществе. Мы живем в нем и не мыслим своего существования без него. Общественный характер человеческого существования означает, прежде всего, что все предметы желаний человека или потребности произведены обществом. Представления людей о том, что они могут и что хотят, формируются только в социальной среде. Писатель может создавать совершенно новаторские произведения. Однако, если он желает быть понятым и принятым окружающими, то созданное им хоть в чем-то, но должно соответствовать общепринятым представлениям о том, что такое искусство.
Во-вторых, общественный характер человеческого бытия состоит в том, что все потребности человека формируются с ориентацией на окружающих. Это означает, что общество стремится выработать в людях те потребности, которые предполагают связь с другими людьми, их оценку и одобрение. Вот почему для человека становится важным мнение окружающих. Можно сказать, что человек создается как существо коллективистское.
Таким образом, все наши знания, желания и возможности социальны. Они являются не только целями, к которым мы сознательно должны и хотим стремиться, но и причинами, которые неосознанно определяют наше поведение. Поэтому мы страдаем не только от отсутствия пищи, жилища и одежды, но и от непонимания со стороны других людей. Это и есть часть нашей традиции, внутри которой мы живем и которую считаем естественной средой нашего обитания.
Откуда же берется различие между интересами человека и общества? А создано оно, как ни удивительно, самим обществом. В основе лежит уже известное нам разделение труда. Оно приводит к формированию различных социальных групп, а значит к осознанию отличия своего интереса от интересов остальных групп.
Чем сложнее и масштабнее становится общество, тем чаще возникает ситуация несовпадения общественных задач и потребностей индивидов. Дело в том, что требования общества перестают быть понятными и доступными отдельному человеку. Более того, не всегда они совпадают с его интересами. Так происходит разрыв между повседневностью, бытом, обыденной жизнью и целями и задачами общественных органов.
Наконец, чем сложнее и динамичнее становится общество, тем сильнее оно нуждается в проявлениях человеческой индивидуальности. Постоянные изменения требуют от людей развития способности создавать новые способы жизни и уметь к ним приспосабливаться. А когда общество само ориентируется на постоянное развитие, то оно начинает требовать от людей развития творческой инициативы.
Таким образом, даже индивидуальный интерес есть интерес социальный, т.е. сформированный обществом или спровоцированный его развитием. Но хотя он порожден особенностями общественного развития, само общество может по-разному к нему относиться. Оно может его подавлять, терпеть или поощрять. При этом необязательно, что оно всегда право. Ведь в исторически определенном обществе могут господствовать эгоистические интересы группы людей, пришедших к власти и маскирующих свои цели под маской общественных.
Поэтому индивидуальный интерес столь многообразен. Он может состоять в стремлении к свободе и своеобразию. Он может складываться из собственных представлений человека о лучшем общественном устройстве или в стремлении отстаивать интересы той социальной группы, к которой он принадлежит. Он может состоять в предпочтении ценностей повседневной жизни общественным ценностям.
Различным является и отношение общества к проявлениям индивидуального интереса. Прежде всего, разрыв между интересами человека и общества может быть весьма незначительным. Причина в неразвитости самосознания, что наиболее характерно для первобытных обществ. В таких обществах индивид не отделяет себя от коллектива и не осознает себя как нечто особое, индивидуальное, имеющее свои своеобразные желания и потребности.
Разрыв между целями общества и индивида и подавление индивидуального интереса наиболее ярко проявляются в тоталитарных режимах, которые стали возникать в начале 20 в. В таких режимах от каждого человека требуют, чтобы он жил только общественными интересами. Это эпоха, когда самосознание, как отдельного человека, так и социальных групп, достаточно развито. Поэтому в тоталитарных режимах не просто провозглашается приоритет общественного над личным, но и подавляется все проявления индивидуального интереса, которые с ним не совпадают.
2.1. 6. Общество и культура
Все, что создано человеком, само собой не сохраняется. Поэтому свои цели, планы, созданные предметы он должен превращать в образцы как ориентиры для всех окружающих и последующих поколений. Культура, таким образом, становится совокупностью образцов человеческого выживания. Значение таких образцов состоит в том, что они указывают предметы, к которым должен стремиться человек, что он должен уметь и желать. Что значит слово «должен»? Кому должен и перед кем? В первую очередь перед самим собой. Ведь достижение образцов требует усилия, которые человек вынужден предпринимать, если хочет выживать как специфическое существо.
Если теперь соединить все полученные признаки, то можно дать следующее определение культуры. Культура есть совокупность искусственно созданных ценностей, которые выступают для людей образцами и которые люди обязаны выполнять, если хотят выживать именно как человеческие, а не природные существа.
Теперь мы можем ответить на вопрос о связи общества и культуры. Люди по-разному могут относиться к культурным ценностям. Ведь культура требует способности самоконтроля, самоограничения. Вступая в общественные отношения, люди часто руководствуются стремлениями личной выгоды. Тогда культурные ценности они будут воспринимать либо как средства реализации личных интересов, либо как нечто чуждое, навязанное им. Вот почему культура является одной из сил, факторов, причин, воздействующей на общественные отношения и формирующей их наряду с другими силами, такими как личные или групповые интересы, экономические, социальные или политические факторы.