Что значит устное 2 класс
План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению.Тема: «Устное творчество русского народа» 2 класс.УМК «Школа России»
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе «Устное творчество русского народа» УМК «Школа России»
Форма урока: урок-игра
поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств.
Сегодня у нас необычный урок
О жанрах устного народного
То, что читали, повторим.
Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?
(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.
Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
— Какие произведения фольклора вам знакомы?
— Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?
— Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?
2.Работа с учебником и справочником.
-Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике
-А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)
-Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Что в кружочке здесь стоят.
Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.
-Как вы думаете, а для чего нужны потешки?
(Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)
-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?
(Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)
-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.
-Что такое сказка? (Ответы детей. )
— Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.
Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.
— Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.
А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)
Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
— Каких былинных героев-богатырей вы знаете?
III . Работа в группах. Игра «Литературное лото».
1. Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами.
2. Попросим разложить карточки с текстами на игровом поле.
Пословицы и поговорки
Карточки с текстами
1. Ходит кот по лавке,
Где найдёт, тут и спать укладет.
2. “Сердце матери греет лучше солнышка” ( Пословица)
3. Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках
По кочкам, по кочкам –
Сверху лягушку! (Закличка)
несли сорок грошей,
Несли по два гроша.
7. Потягунюшки, порастунюшки!
10. А у нас во дворе
И нечаянно хвостом
11. Обманули дурака
Чтоб тебя разнесло.
12.От топота копыт,пыль по полю летит. (Скороговорки)
13.“Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба”. (Сказка)
IV . Подведение итогов работы групп.
— С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-304403
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Класс: 2
Презентация к уроку
Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, прививать любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества.
1. Вступительное слово учителя:
Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.
Давайте сегодня повторим все, что мы узнали на этих волшебных уроках, путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи вам!
2.Основной ход урока:
1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?
Давайте проверим, что скажут нам волны синего океана.
(Учитель показывает Слайд 2 презентации.)
Конечно, вы правы. Мы знаем:
2) Следующая остановка – “ русские народные сказки”.
Учитель: “Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш народ.
Какие сказки вы знаете?
Чему учат народные сказки?
Назовите любимую сказку.
А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.
Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
(Ответ: колобок.)
Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
(Ответ: Емеля.)
В) Еще одна загадка
На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет.
(царевна-лягушка)
3)Следующая остановка – “Потешки”.
Для чего они создавались? (Рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.)
Где можно было услышать потешки? (На ярмарках, народных гуляниях и праздниках.)
Вспомни наизусть свои любимые потешки.
4) Остановка – “Скороговорки”.
Какие скороговорки ты знаешь?
Что такое скороговорка?
Какой темп речи нужен для скороговорки? (Быстрый и четкий.)
Вспомни несколько скороговорок.
Что такое загадки?
Что развивает загадка в человеке?
Вспомни твои любимые загадки.
1. – Стоит чудо в семи шубах,
Кто его тронет – сам заплачет.
(Лук.)
2 – Стоит в горшке
На окне ежик.
(Кактус.)
3. Горбатый мост
На четырех столбах стоит.
(Верблюд.)
4. В пустом дупле по сто домов.
По сто котлов,
В середине – ярмарка.
(Улей.)
5. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)
6) Остановка “Былины”.
Герои былин – богатыри, которые обладали недюжинной силой, умом и отвагой.
Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.
Каких героев былин ты знаешь?
Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.
Назови те былины, которые ты уже читал?
7) Остановка “Колыбельные песни”.
Учитель: Название песни “колыбельная” происходит от слова “колыбель”. Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.
– Прочитайте выразительно колыбельные песни, которые вы подготовили.
Открытый урок во 2 классе на тему «Устное народное творчество»
«Устное народное творчество»
— Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям устного народного творчества;
— Развивать любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, слушать товарищей, работать в группах;
— Воспитывать любовь к чтению, к русским народным сказкам, устному народному творчеству, умению любить свою Родину.
-Совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
— Продолжать работу по сплочению коллектива.
I . Организация. Начало урока.
-Добрый день дорогие гости. Нам приятно видеть Вас на нашем уроке литературного чтения. Это обобщающий урок и Вы увидите заключительную часть работы над темой.
-Ребята, пришло время поздороваться с нашими гостями.
-Здравствуйте, скажем руками.
-Здравствуйте, скажем глазами.
-Здравствуйте, скажем в дом.
-Здравствуйте, станет радостей кругом.
II .Мотивация учебной деятельности.
-Сегодня у нас урок, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная:
В нём ты увидишь море и тайгу,
Жирафов, близко Солнце и Луну.
Вот Скрудж Магдак нас всех заворожил,
Рекламой Якубович рассмешил.
-Что же это? (Телевизор)
-Ребята, а почему я начала урок с этой загадки. (Сегодня Всемирный день телевидения)
-А кто из вас любит смотреть детские передачи, мультфильмы по телевизору?
-Давайте сегодня попробуем провести урок телепередачи «Карусель». Но, одно условие! Зрителями будут наши гости, а вы участниками передачи. Мне позвольте быть главной ведущей.
— Итак, что такое карусель? Это аттракцион, вращающаяся платформа, на которой установлены сиденья, в виде лошадок и других животных.
II . Постановка темы урока.
— На нашей весёлой карусели мы отправимся в интересную, чудесную страну, название которой вы отгадаете, послушав выступление детей.
Э. Успенский «Память» (Перевёртыши)
Частушка
-Ребята, что за произведения мы услышали? (Произведения УНТ)
-Так как же называется эта удивительная страна? (УНТ)
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд 1
— УНТ – это удивительная страна, но ей можно дать и другое название, какое? (Фольклор) Слайд 2
Ш. Этап актуализации знаний.
— Ребята, вспомним, какие жанры фольклора мы уже изучили? Слайд 3
-Давайте вспомнить определение каждого жанра.
1. Жанры русского фольклора
Потешки – игры взрослого с ребёнком ( с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребёнка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Сказка- бытовые, волшебные, о животных.
-Как вы думаете, почему эти жанры называются народными? (Потому что не известны их первые авторы, люди ещё не знали письма и они передавались из «уст в уста»)
-А почему люди придумали сказки, считалки, потешки, поговорки, скороговорки? Для кого они были придуманы? (Для маленьких детей)
-Правильно, ребята! Ведь раньше не было детских садов, школ, не было книг, учебников. Родители сами обучали своих детей. А для того, чтобы им было интересно, взрослые придумали «весёлую школу».
-Итак, ребята, мы отправляемся в путь на нашей весёлой карусели. Клип «Карусель».
— Ипервая наша остановка называется «Викторина». Слайд 4
-А поможет нам её провести «Сказительница», Кто же это ? Слайд 5
Определение слова «Сказитель».
— Сегодня мы работаем в группах. Первая группа поднимите руки, вторая, третия. Слайды 6-17 по пороядку.
— Молодцы! Я вижу, что вы знаете произведения УНТ.
3. Музыкальная пауза. Физминутка.
-Отправляемся дальше на нашей карусели. Клип «Карусель».
-Мы останавливаемся на музыкальной паузе. (Выступление девочки, частушки).
— Какой жанр фольклора мы услышали? (Частушки)
IV . Развитие умений – применение знаний.
-Наша карусель привезла нас в театр. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали произведения УНТ, делали выставку рисунков, на уроках технологии лепили из пластилина Дымковские игрушки, выполняли работу Городецкая роспись — русский народный художественный промысел, защищали проекты. А сегодня мы инсценируем сказку. Скажите, пожалуйста, какую сказку вы готовили дома для прочтения по ролям? (русская народная сказка «Заюшкина избушка»). О чём эта сказка?
1. Назовите героев сказки.
2. Где жили Лиса и Заяц? Найдите отрывок в тексте.
3. Что значит «ледяная»? А «лубяная»? Лубяная избушка – это избушка, сделанная из лубков. Лубок- это кора липы.
4. Что изменилось в природе? И что сделала Лиса? Что стало с домиком Лисы? Найдите отрывок в тексте.
5. Ребята, посмотрите на доску и выберите слова, которые помогут представить Лису:
— Хитрая, находчивая, подлая.
6. А кто был в сказке добрым? Выберите слова, которые помогут представить Зайку:
— Добрый, трусливый, грустный, заботливый.
7. Кто из героев сказки хотел помочь Зайчику? (Собака, Бык, Медведь, Петух).
8. Прочитайте, кто гнал Лису первым? Кто гнал Лису потом? Кто еще?
9. Смогли Собака, Бык и Медведь выгнать Лису? (НЕТ). Почему?
10. Как Лиса всех пугала? Что она кричала? Найдите и прочитайте в тексте.
— Кто в сказке оказался самым храбрым и помог Зайчику? (Самым храбрым оказался Петух).
— Прочитайте, как Петушок грозил Лисе? (Ку-ка-ре-ку….).
11. А как Лиса в лес убегала? (Без оглядки, быстро).
12. Ребята, а что всегда побеждает зло? (Добро).
Молодцы, ребята, хорошо знаете сказку. А сейчас вы превратитесь в героев сказки, а для этого нам необходимо правильно передать характер героев. Как это сделать? (С помощью интонации, мимики, жестов).
Каждая группа – это маленький театр. Посоветуйтесь, кого вы выберите режиссером своего маленького театра. Режиссеры могут встать, чтобы я вас увидела. У меня несколько вопросов к вам, уважаемые режиссеры. Какой роли вы должны уделить особое внимание? (роли зайчика). Как нужно будет сыграть роль зайчика? (чтобы зайчика пожалели). Уважаемые режиссеры, распределите роли в группах. Договаривайтесь. Кто справился, поднимите руку. Молодцы. Проведите, пожалуйста, репетицию. Ребята, не надо стесняться, можно встать и попробовать жесты. Ребята, сегодня мы с вами посмотри один спектакль. Кто хочет? Кто играет роль автора, нужно будет назвать произведение. Для настоящего спектакля чего нам не хватает? (костюмов)
После просмотра. Похлопаем нашим артистам.
— Кто готов рассказать, справились ли ребята со своей ролью?
— Ребята, я уверена, что если бы я выбрала другую группу, у вас получилось бы тьакже хорошо. Мы обязательно в этом убедимся на следующем уроке.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Произведения УНТ есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
VI. Рефлексия .
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
— Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – прикрепите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.- Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось. Я рада, что вам было интересно и познавательно на нашем уроке. Спасибо за урок.
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Устное народное творчество
Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.
Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, песнями; учебники.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю» наизусть.
III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
— Ребята, на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их.
1. 4,1; 6,1; 5,1; 1,2; 2,1; 3,1.
2. 1,2; 1,1; 4,2; 2,1; 6,2; 1,2; 2,1; 3,1.
3. 5,1; 7,1; 2,1; 4,2; 2,2; 3,1; 6,1; 5,1; 7,1; 2,1.
(Дети расшифровывают слова, учитель записывает их ниже или выставляет карточки со словами. Получится: «Устное народное творчество».)
— Вы расшифровали название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать. Как вы понимаете это название?
— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?
IV. Физкультминутка
Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Быстро, бесшумно на воду садятся.
Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
V. Работа по теме урока
— Разберемся с помощью авторов учебника, проверим наши предположения.
(Дети читают текст на с. 14.)
— Как вы поняли слово «устное»? (Примерный ответ. Устное — значит, из уст в уста, т. е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец — сыну, бабушка — внучке и т. д. Атак как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)
— Что означают слова «творчество» и «народное»? (Примерный ответ. Творчество — от слова «творить», т. е. создавать. Народное — значит, что это создал народ, а не кто-то один.)
— Найдите в словарике (с. 213) объяснение выражения «передавать из уст в уста».
— Ребята, как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки.)
— Прочитайте пословицы на с. 15, объясните их смысл.
— Что ценит русский народ, каких людей уважает? (Ценит труд, уважает трудолюбивых людей.)
— Придумайте рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
(Ученики работают самостоятельно.)
— Расскажите, что у вас получилось.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
Домашнее задание
Выписать в рабочую тетрадь несколько пословиц о трудолюбии.
Конспект урока литературного чтения 2 класс «Устное народное творчество»
2 класс Лит чтение Тема: устное народное творчество.
Цель деятельности учителя
Создать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества – пословицами
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся: пересказывать текст с опорой на картинку, определять понятие «действующее лицо»; получат возможность научиться: осознавать точность, яркость, лаконичность пословицы.
Метапредметные: познавательные : ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные : с облюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.
Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; проявляют чувство гордости за свою Родину
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический
Мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, графическая модель «Лесенки достижений»; словари; выставка книг по теме; карточки со словами для составления пословицы