Что значит условия выбора вставленных орфограмм
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Что значит : обозначьте условия выбора вставленных орфограмм?
Что значит : обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.
20 балов дам)) мне СРОЧНО.
Нужно объяснить, какое правило нужно применять.
На письме нужно выделить приставку и подчеркнуть букву Е.
Как понять?
Графически обозначьте вставленные орфограммы.
Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм?
Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.
Комната хорошо побеле.
Ыми красками картина, жела.
Обозначьте условия выбора этих букв.
Что значит географически обозначить условия выбора орфограмм?
Что значит географически обозначить условия выбора орфограмм.
Проходящий между двумя институтами.
Срочно, помогите, плиз❤️.
Что такое условие выбора орфограммы?
Что такое условие выбора орфограммы?
Как обозначить условия выбора вставленных орфограмм в слове : Пропита(н, нн)ая?
Как обозначить условия выбора вставленных орфограмм в слове : Пропита(н, нн)ая.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначьте условия их выбора?
Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначьте условия их выбора.
23. Выпишите слова с пропущенными буквами группируя их по видам вставленных орфограмм обозначьте условия выбора орфограмм?
23. Выпишите слова с пропущенными буквами группируя их по видам вставленных орфограмм обозначьте условия выбора орфограмм.
Слова : тумманой, бледным, стройным, зелёным, влажным, проносит.
Выбери правельное написание и обозначьте условие выбора букв з или с?
Выбери правельное написание и обозначьте условие выбора букв з или с.
Методическая статья. «» Виды орфограмм».
Методическая статья. Орфограмма
— буквенные орфограммы – небуквенные орфограммы
— орфограмма – чёрточка (при переносе слов)
— проверяемые орфограммы – непроверяемые орфограммы
— условия выбора орфограммы
— опознавательные признаки орфограммы
Чтобы обобщающие орфографические понятия заработали, необходимо
Орфограмма – такое написание в слове или сочетании слов, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
Какое написание в слове называется орфограммой?
Что такое орфограмма?
Любое ли написание в слове можно считать орфограммой?
Прочитайте слова и напишите только те из них, в которых есть орфограмма.
Щука, гриб, мел, ложка, норка, шум, водный, водить.
5. Спишите, распределяя записанные на доске слова в группы:
— слова без орфограмм
— слова с одной орфограммой
— слова с двумя орфограммами.
Подчеркните орфограммы в словах.
Подчеркните орфограммы в корнях (приставках, суффиксах, окончаниях) диктуемых слов.
Подчеркните орфограммы имён прилагательных.
Приведите примеры слов с орфограммами приставок.
Тип орфограммы – это разновидность орфографического написания по способу его графического изображения:
* большие и малые буквы
* пробел (раздельное написание)
* контакт (слитное написание)
* чёрточка при переносе
Назовите буквенные типы орфограмм.
Какие орфограммы – буквы известны вам?
Приведите примеры слов с орфограммами разных видов.
Заполните таблицу примерами из упражнений учебника:
Орфограммы – согласные буквы
Орфограммы – большие буквы
Выпишите слова и сочетания слов с орфограммами небуквенного типа.
Составьте таблицу (см. задание № 4) «Небуквенные орфограммы».
Перечислите известные вам орфограммы – дефисы.
Найдите в списке орфограмм орфограммы-пробелы и орфограммы-контакты. Приведите свои примеры на каждый вид орфограмм данного типа.
Сгруппируйте диктуемые слова по типам орфограмм.
Выпишите только те слова, в которых есть орфограммы разных типов.
Светло-жёлтое платье, ровная поляна, неожиданно показались, длинноногая цапля, судоремонтный завод, небольшой сундучок, тёмно-синее небо, не льётся ручьём, кого-то позвали, обогревает комнаты, грустный вид, долго нездоровится, мал ростом, нежно-лимонного цвета.
Какого типа изучаемая нами орфограмма? К какому типу относится рассматривая сегодня орфограмма?
Вид орфограммы – написание, регулируемое определённым орфографическим правилом.
Назовите вид изученной орфограммы.
Какие виды орфограмм проиллюстрированы примерами, записанными на доске?
Сгруппируйте диктуемые слова по видам орфограмм.
Сегодня мы познакомились с новым видом орфограмм небуквенного типа. Какие виды орфограмм небуквенного типа мы уже изучили?
Вариант орфограммы – это одно из возможных нормативных написаний орфограммы определённого типа
Сколько вопросов написания имеет рассматриваемая орфограмма?
Приведите примеры вариантных орфограмм.
Назовите виды орфограмм, которые имеют варианты написания.
Почему труднее усвоить правила написания вариантных орфограмм?
По какому орфографическому признаку сгруппированы следующие слова?
6. Распределите диктуемые слова с изученной орфограммой по вариантам написания.
Опознавательный признак орфограммы – это сигнал того, что в данном слове или сочетании слов находится орфограмма, сигнал точки применения правила. Признаками орфограмм являются некоторые языковые (лингвистические) особенности слов.
Назовите (обозначьте, укажите) опознавательный признак изучаемой орфограммы.
Сгруппируйте слова с небуквенными орфограммами по опознавательным признакам.
Какие опознавательные признаки имеют орфограммы – гласные буквы?
Подберите свои примеры слов, в которых присутствуют два или несколько опознавательных признаков орфограмм разных типов; назовите и подчеркните орфограммы, на которые они указывают.
Определите на слух по опознавательному признаку место применения правила.
Местонахождение орфограммы – это строго закреплённое её положение в слове или между словами в зависимости от типа.
большие и малые буквы
буквы Ъ и Ь всегда находятся в целом слове
гласные и согласные буквы располагаются в морфеме
* дефисы, пробелы, контакты помещаются
Орфограмма – чёрточка – между словами
Орфограммы – пробелы – между словами
Подчеркните орфограммы, укажите (назовите, обозначьте ) их местонахождение.
Приведите орфограммы приставок, корней…
Сгруппируйте диктуемые слова по месту расположения орфограмм.
Приведите примеры слов с орфограммами разных видов, имеющих одинаковое местонахождение и общий опознавательный признак.
Орфограммы каких типов располагаются между словами?
Какого типа орфограммы располагаются между словами?
Выпишите из диктуемого текста слова, в которых орфограммы находятся меду морфемами, обозначьте условия их выбора.
Условия выбора орфограмм- это также языковые особенности слова, от которых зависит выбор правильного написания. Условия выбора орфограмм по своему языковому характеру могут быть фонетическими, структурными, морфологическими, синтаксическими, семантическими.
Обозначьте условия выбора орфограммы.
Объясните условия выбора орфограмм в окончаниях диктуемых слов.
Сколько условий выбора имеет рассматриваемая орфограмма?
Сколько условий слитного (раздельного, дефисного) написания имеет изучаемая орфограмма?
Какие общие условия выбора имеют подчёркнутые орфограммы?
От каких условий зависит выбор букв в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов?
С какими разделами науки о языке связаны условия выбора орфограмм – гласных букв в суффиксах?
Заполните примерами таблицу «Условия выбора орфограмм – чередующихся безударных гласных в корне».
Приведите примеры слов с орфограммами, у которых опознавательный признак является одновременно и одним из условий выбора.
Почему прилагательные карманный, революционный, растрёпанный, маринованный нельзя отнести к одному виду орфограмм «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных?
Докажите, что рассматриваемая орфограмма имеет морфологические, структурные и синтаксические условия выбора.
Назовите виды орфограмм с фонетическими и структурными условиями выбора.
Найдите в записанных на доске словосочетаниях слова на изученную орфограмму, сгруппируйте их по условиям выбора.
Все приведённые вопросы и задания можно разделить на две группы в зависимости от
места использования в структуре урока.
Вопросы и задания, обслуживающие процесс ознакомления с орфограммой и видами орфограмм
Вопросы и задания, направленные на формирование, совершенствование и контроль орфографических умений
1. Любое ли написание в слове можно считать орфограммой?
1. Приведите примеры слов с орфограммами приставок.
2. Сколько вариантов написания имеет рассматриваемая орфограмма?
2. Сгруппируйте слова по месту расположения в них орфограмм.
3. Укажите в словах фонетические (морфологические, структурные) приметы, сигнализирующие о наличии орфограмм.
3. Выпишите слова с орфограммами небуквенного типа.
Работа над ошибками
Работа строится в 3 этапа.
Содержание работа по этапам
1. Анализ ошибок в тетради, где они допущены.
2. Орфографические ошибки разбираются в таблице.
3. Ученик указывает тип, вид орфограммы, записывает слово (с графическим выделением) и три примера на эту орфограмму.
Идёт работа с орфографическим дневником «Мои ошибки».
Это специальная тетрадь, где фиксируются все слова, в которых были допущены ошибки в течение четверти.
В этом индивидуальном дневнике указывается вид работы, из которой выписываются слова с ошибками.
Орфограмма в этих словах графически выделяется.
В конце каждой четверти создаются консультационные группы (по 5 человек).
Далее организуется зачёт по работе над ошибками
Учащиеся диктуют по 20-25 слов из орфографического дневника
Карточка оформляется таким образом:
— слова пишутся через запятую,
— графически обозначается нужная
— ниже ставится роспись того ученика,
кто диктовал, проверял и оценивал
На обратной стороне карточки указывается, чья она и за какую четверть зачёт.
Оценки выставляются в журнал.
Учитель после каждой четверти
проверяет ведение орфографического дневника и выписывает часто повторяемые орфограммы для словарной работы на уроках следующей четверти.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-050104
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.
бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Все эти элементарные правила надо бы как-то донести до многих современных блогеров. А то страшно же — читаешь порой статью, а там ошибка на ошибке. Причём, такие глупые ошибки, что недоумеваешь, как они вообще дожили до своих лет.