Что значит управлять финансами 6 класс
Проект «Финансовая грамотность. С чего начать?». 6-й класс
Класс: 6
Со знанием должно быть обязательно связано умение.
Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим
или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять,
так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.
А.Дистервег
Цель: Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках математики.
Задачи:
Основополагающий вопрос: Как не быть обманутым?
Актуальность:
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Математическое образование не должно быть абстрактным, и вопрос “А зачем нам нужно изучать математику?” должен возникать всё реже.
Современная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Правительство Российской Федерации при формировании Стратегии развития страны на период до 2020 года обозначило задачу повышения экономической грамотности населения как одну из приоритетных.
На сегодняшний день по оценке экспертов мы имеем низкий уровень финансовой грамотности что приводит к неумению управлять личными финансами, принятию неэффективных финансовых решений.
Кроме того, материалы ЕГЭ по математике содержат очень много задач практического содержания. Например:
1. Товар на распродаже уценили на 35%, при этом он стал стоить 1300 рублей. Сколько рублей стоил товар до распродажи?
2. Независимая экспертная лаборатория определяет рейтинг мясорубок на основе коэффициента ценности, равного 0,01 средней цены P (в рублях), показателей функциональности F, качества Q и дизайна D. Рейтинг R вычисляется по формуле R=4(2F+2Q+D)−0,01P.
В таблице даны цены и показатели четырёх моделей мясорубок.
Классный час на тему «Финансовая грамотность» (6 класс)
Конспект урока для 6 класса на тему
«Урок финансовой грамотности»
Классный час 6 класс
Учитель математики Козлова Ирина Георгиевна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Село Надежда 2015 год
Обучающая : сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
Развивающая : развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления финансового отчета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.
Воспитательная : формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.
Основные понятия: финансы, финансовая грамотность.
Навыки и умения: перечислять основные виды доходов и расходов; составлять финансовый отчет.
Форма проведения урока: беседа, работа по группам.
1. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
2. Изучение нового материала
Объяснение нового материала, выполнение игрового задания.
3. Закрепление нового материала
Проверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания.
4. Подведение итогов урока
Ход классного часа :
Тема нашего урока «Финансовая грамотность». Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями : финансы, финансовая грамотность, научимся рисовать свои желания, составим для себя памятки на будущее с полезными советами.
2. Изучение нового материала.
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?
Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.
Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
В упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Используя деньги, мы просто не видим, на что мы их тратим и не радуемся?
А если мы будем записывать или рисовать то, что купили, причем не обязательно все подряд, а для начала самое интересное, то не только разовьем свою память, но и изменим отношение к деньгам, потому что будем фиксироваться не на цене, а на ценности. А это ведь совсем другое дело.
Делайте это каждый день, потому что каждый день нам что-то все равно хочется. А потом делайте то, что хочется. Потому что это поможет освободиться от желания.
И каждый день пишите, что еще вы сегодня хотите?
Дело в том, что вы начнете лучше понимать себя, разовьете наблюдательность. И между делом научитесь рисовать. Никто не запрещает вам ( это даже полезно) начать прорисовывать детали того, что вам хочется.
При этом вы еще и получите большое удовольствие.
И, в итоге, вы найдете путь ресурсам своего подсознания, для реализации желания. Причем самым выгодным способом.
Просто не бегите сразу в магазин, как только у вас оно появилось, а просто взвесьте все.
3. Закрепление нового материала.
Сейчас мы с вами посмотрим на вашем примере, как лучше осуществить желаемое и ответим на вопросы.
Практическое занятие № 1. На листе бумаги с соседом по парте написать или нарисовать то, что вам больше всего хочется в настоящее время. И посчитать минимальные затраты на свое желание. Все это должно быть в пределах размера карманных денег.
Давайте обсудим ваши рисунки и ответьте на вопрос, позволяют ли вам ваши карманные деньги осуществить желаемое? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации.
Я понимаю, что это может звучать очень странно, но если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите, то ваше желание обходиться вам слишком дорого.
Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги?
Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определять то, что ему хочется.
Приведите свои примеры ( предполагаемые ответы – реклама дорогих телефонов и др. гаджетов).
Главное, начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, что в этом есть самого интересного? Потому что если вы это найдете, ваша жизнь начнет меняться. А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.
10 советов управления деньгами для ребенка:
1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Не тратьте все деньги сразу.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.
6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
8. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.
9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.
10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.
4.Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? (Предполагаемый ответ : финансы, финансовая грамотность).
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все мы время от времени становимся заложниками рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.
Так что дело не в размере дохода, а в том, что именно вы себе не можете позволить прямо сейчас, и есть ли у вас список, чтобы иметь возможность посмотреть на него со стороны?
Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше, иметь четкое представление о том, что вам хочется!
Игра № 2. А сейчас я предлагаю вам игру: логические загадки на тему финансовой грамотности.
Класс делиться на 2 команды (девочки и мальчики)
Половинку от зарплаты называют как, ребята? (аванс)
Та бумага не простая, и владелец её знает,
Что она ему раз в год дивиденды принесёт. (акция)
В этой фирме все бывают, бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
7. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
10. Есть он в банке, ресторане, и на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт: где расход, а где приход.
Математику он знает, цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход – ничего не пропадёт!(бухгалтер)
12. В наши дни не встретишь эту очень малую монету.
Внеклассное мероприятие в 6 классе «День финансовой грамотности»
Внеклассное мероприятие в 6 классе «День финансовой грамотности»
Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным
Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство.
Задуматься о своих деньгах один день в месяц важнее, чем тридцать дней их зарабатывать.
Цель мероприятия : формирование основ финансовой грамотности через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре.
— образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;
— развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;
— воспитывающая: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.
Заранее класс делится на две команды, учитель подготавливает монетки из бумаги.
Быть финансово грамотным человеком в 21 веке так же важно как умение читать и считать. Как сказал Роберт Кийосаки » Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».
С чего же начинается финансовая грамотность? Запомните одно простое правило: либо деньги работают на вас, либо мы работаем на них, третьего не дано!
Задание 1: Конкурс Загадок
1. Давно мы в изобилии
Рождаемся на свет,
Но у одних нас много,
А у других нас нет (Деньги)
3. Книга-раздвига:
Два листа,
Серёдка звенит
Или пуста. (Кошелек)
4. Герб и циферки в рядах
Стоят на разных сторонах (Монета)
5. Её дают и предлагают,
Точней всего на рынке знают (Цена) ( http://www.proza.ru/2013/06/15/633 )
6. На товаре быть должна
7. Журчат ручьи, промокли ноги,
8. Он финансовый факир,
9. Будут целыми, как в танке,
10. Дела у нас пойдут на лад:
11. Приносить доходы стал
12. Чтобы дом купить я смог,
13. Люди ходят на базар:
14.И врачу, и акробату
15. Из какого аппарата
Ведущий: Де́ньги — всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг и способный непосредственно на них обмениваться (Википедия).
Задание 2. Кто знает больше экономических терминов.
Дается пять минут, на листе бумаги, каждая команда должна написать как можно больше экономических терминов. Какая команда напишет больше терминов, та и получает монету.
Ведущий: А знаете ли Вы, что рыночные отношения начали формироваться еще в VII-VIII тысячелетия до н.э. В то время первобытные люди обменивались друг с другом лишними продуктами, а пропорции устанавливались в зависимости от обстоятельств. С появлением общественного разделения труда бартер постепенно становился неудобным, и наши предки начали использовать в роли денег разные предметы.
Задание 3. Где 10 рублей?
Допустим, я взяла у тебя в долг 100 рублей, с которыми я пошла в магазин и по дороге потеряла. Встретив друга, я попросила у него занять мне 50 рублей, на которые я купила две шоколадки по 10 рублей каждая.
У меня осталось 30 рублей, которые я отдала тебе. Таким образом, я осталась должна тебе ещё 70 рублей, и 50 рублей другу. Итого 120 рублей долга, плюс у меня в наличии есть две шоколадки, которые я купила за 20 рублей. Итого 140 рублей!
Куда делись ещё 10 рублей?
Подсказка: Обратите внимание на последнее прибавление: правомерно ли вычислять общую сумму долга, упуская её выплаченную часть [30 рублей]?
Ответ: Дело в том, что для того, чтобы определить общую сумму долга нам нужно прибавить к оставшейся сумме долга [120 рублей] ее выплаченную часть [30 рублей], вместо этого нам предлагается добавить сумму стоимости двух шоколадок [20 рублей], которые частью долга не являются.
Ведущий: А знаете ли вы, что чем меньше стоят шоколадки, тем больше денег вы потеряете: взяла в долг 100 рублей, плюс еще 50, купила две шоколадки по 5-ть, с 50-ти осталось 40, вернула оставшиеся 40 первому заимодавцу, осталась должной 60 и 50, итого 110, плюс 2-е шоколадки за 10. Итого 120. Куда делись остальные 30 рублей?
А знаете ли вы, что, если вы купите шоколадки за деньги первого займа, у вас всё получится совершенно иначе: допустим, я взяла у тебя 100 рублей и купила на них 2 шоколадки по 10 рублей каждая. У меня осталось 80 рублей. Вдобавок я взяла у другой подружки 50 рублей. Так я осталась должной тебе 100 рублей и подружке 50. Итого 150. Ну а 20 рублей, как известно, я потратила на шоколадки, которыми я угощу каждую из вас! ( https://uucyc.ru/riddles /%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8)
Ведущий: История денег в России уходит в далекое прошлое. Первые деньги пришли к нам из арабских стран в XIX веке до н.э. и назывались дирхемами. Золото и серебро являлось средством платежа еще в Киевской Руси, во времена правления князя Владимира Святославича (конец X начало XI века). Слово «монета» вошло в русскую речь только во времена правления Петра Великого. Именно тогда наши предки начали активно искать золото, но находили лишь в небольших количествах при переработке серебряных руд.
Задание 4. Мы говорим о лицевой стороне монеты – «орел», а об оборотной – «решка». С «орлом» понятно, это давний символ российской государственности, а почему «решка»?
Ответ: Это разговорное слово образовалось от слова «решетка» – вензеля, отображающего царские инициалы в виде вязи на оборотной стороне монет. ( https://www.metod-kopilka.ru/podborka_zagadok_po_ekonomike-27660.htm )
Задание 5. В русском языке есть много пословиц о деньгах. Давайте сыграем в игру
Ведущий: Кредитные деньги появились одновременно с прогрессом в товарном производстве. Получателю предоставляется определенная сумма с условием принятия обязательств об ее погашении в установленный договором срок. Рассматриваемый вид средств создан не из обращения, а из кругооборота капитала. Он определяется не золотовалютными резервами государства, а количеством предоставленных займов. Но когда и как появились кредитные деньги? История возникновения кредитных средств начиналась с векселей, впервые созданных в Италии в средние века. Затем появились банкноты. В XIX-XX столетии стали пользоваться популярностью чеки. После этого были внедрены электронные деньги, а также пластиковые карточки. История денег. Деньги: история возникновения
4. Подведение итогов.
8. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости. [ Урок финансовой грамотности ]
Ведущий: Изменилось ли ваше отношение к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи?
Конспект урока по финансовой грамотности 6 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Дзержинского района Волгограда»
Методическая разработка занятия
по теме « Доходы и расходы»
Выполнила: Тихомирова Т.Б.
учитель истории и обществознания
стаж работы 26 лет,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка к занятию по теме «Доходы и расходы».
В настоящее время важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:
1. ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2. финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
Актуальность проблем программы финансовой грамотности школьников обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни страны, так и отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной деятельности в школьном образовании.
Исходя из концепции современной школы, можно выделить следующие основные цели занятий по финансовой грамотности:
— формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;
— формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
— выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.
Реализация поставленных целей направлена на воспитание молодых людей, которые:
— будут ответственными гражданами своей страны;
— смогут максимально эффективно использовать свои возможности на благо и себя и общества;
— будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;
— смогут мыслить системно, объективно, заменяя эмоциональные
суждения объективным и обоснованным анализом;
— будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности.
Методическая разработка занятия «Доходы и расходы» предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ.
Цель занятия: познакомить учащихся с понятиями «доходы и расходы».
Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.
2 Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.
3 Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету.
4 Развивать умения работать в группе.
5 Способствовать экономическому воспитанию школьников на основе полученных знаний
При проведении занятия используются следующие методы: наглядный, частично – поисковый, практический.
Формы работы разнообразные: индивидуальная, групповая, фронтальная
При проведении занятия используются ЭОР.
Данное занятие является одним из цикла занятий по финансовой грамотности.
Планируемые результаты: Учащиеся узнают составляющие семейного бюджета; основные источники доходов и расходов семьи.
Технологическая карта занятия по теме «Доходы и расходы»
Ф.И.О. учителя: Тихомирова Т.Б.
Познакомить учащихся с понятиями «Доходы и расходы» и его составляющими.
Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.
Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.
Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету.
Развивать умения работать в группе.
Способствовать экономическому воспитанию школьников на основе полученных знаний.
Учащиеся узнают составляющие семейного бюджета; основные источники доходов и расходов семьи.
Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины
Домашнее хозяйство, семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.
1. Сообщение темы и целей занятия. Мотивация познавательной деятельности.
Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка познавательной задачи.
«В каждой семье есть мечты, и есть планы,
Чтоб их исполнить, помни о главном:
Четко просчитывать нужно доходы, Соизмерять только с ними расходы.
В жизнь воплотишь самый дерзкий проект,
Если рассчитан точно бюджет».
Проанализируйте данное выражение.
Жизнь семьи складывается из множества мелочей, но ничто так не влияет на ее достаток и благополучие, как содержание в порядке семейной кассы, т.е. умение и привычка учитывать денежные средства семьи.
Учащиеся анализируют данное выражение, выражают свое представление о таких понятиях как «доходы» и « расходы».
2. Изучение нового материала.
Дать конкретные представления о таких понятиях как «доходы», «расходы», «семейный бюджет».
1. Учащимся предлагается разделиться на группы. Каждая группа представляет семью, в которой представлены разные члены семьи.
(например, 1 группа- мама, папа, ребенок. 2группа- мама, папа, бабушка, сын- студент и т.п. )
Каждая группа в ходе самостоятельной работы должна выделить источники дохода «своей» семьи.
2. Обобщение ответов учащихся.
Та сумма, которая находится сейчас в распоряжении семьи – это доход семьи, т.е. зарплата, прибыль, доходы от собственности, проценты, социальные выплаты
3. На что тратится доход семьи?
Расходы – деньги, которые тратят члены одной семьи за определенный срок.
Расходы-затраты денежных средств в семье, бывают двух видов: обязательные и произвольные
Прежде всего, осуществляются обязательные расходы, которые нам необходимы для нормального существования и которые мы обязаны осуществить по закону.
— Что относится к обязательным платежам?
— А что относится к произвольным затратам семьи?
4. Каждая семья планирует свои доходы и расходы.
Роспись доходов и расходов на определенный период называется бюджет.
Финансовая грамотность 6 класс
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Североонежская средняя школа»
И.о. директора школы__________С.А.Дарвин
«___» ____________ 2019 г.
Внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность»
Фукс Ирины Сергеевны, учителя начальных классов, первой квалификационной категории
I . Пояснительная записка
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Федерального Закона РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Федерального компонента государственного стандарта второго поколения утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»;
Примерные программы по учебным предметам начального общего образования (стандарты второго поколения)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Рабочая программа разработана в соответствии с Положением о внеурочной деятельности в МБОУ «Североонежская школа» от 30 августа 2017 года, приказ №437.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
— формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
— создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
— формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
— освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
— овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
— формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
— формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
— воспитывать ответственность за экономические решения.
Программа курса «Финансовая грамотность» разработана для учащихся 6 класса, возраст – 12-13 лет. Занятия проводятся 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа обучения. Продолжительность занятий 45 мин.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
II . Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
— осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
— овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
— участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
— формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
— понимание цели своих действий;
— планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
— проявление познавательной и творческой инициативы;
— оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
— адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
— составление текстов в устной и письменной формах;
— готовность слушать собеседника и вести диалог;
— готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
— умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
— понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
— понимание и правильное использование экономических терминов;
— освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
— приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
— развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
— развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III . Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Базовый уровень Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ¸ определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; ¸ осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; ¸ выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ¸ находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; ¸ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ¸ приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; ¸ актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ¸ объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; ¸ понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; ¸ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ¸ описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.
Обучающийся получит возможность научиться: • поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; • самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях; • оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; • оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; • самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Темы занятий: 1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность. 2. От чего зависит благосостояние семьи. 3. Учимся оценивать финансовое поведение людей. 4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Базовый уровень Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ¸ называть основные источники доходов семьи; ¸ составлять задачи, требующие денежных расчётов; ¸ считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ¸ объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; ¸ описывать свойства предмета, играющего роль денег; ¸ объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; ¸ называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; ¸ называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; ¸ объяснять, как формируется семейный бюджет; ¸ подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); ¸ подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; ¸ объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
Обучающийся получит возможность научиться: • анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах; • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Темы занятий: 5. Деньги: что это такое. 6. Учебные мини-проекты «Деньги». 7. Из чего складываются доходы семьи. 8. Учимся считать семейные доходы. 9. Исследуем доходы семьи. 10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». 11. Как появляются расходы семьи. 12. Учимся считать семейные расходы. 13. Исследуем расходы семьи. 14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». 15. Как сформировать семейный бюджет. 16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета». 17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». 18. Обобщение результатов изучения модуля 1. 19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки: • осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; • понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ¸ анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; ¸ соотносить вид страхования и его цель; ¸ рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; ¸ находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ¸ описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; ¸ объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; ¸ объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; ¸ описывать виды страхования; ¸ приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; ¸ высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Обучающийся получит возможность научиться: • устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи; • оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.
Темы занятий: 20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. 21. Что такое страхование и для чего оно необходимо. 22. Что и как можно страховать. 23. Ролевая игра «Страхование». 24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. 25. Как определить надёжность страховых компаний. 26. Как работает страховая компания. 27. Учебные мини-проекты «Страхование». 28. Обобщение результатов изучения модуля 2. 29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
IV . Тематическое планирование