Что значит уметь учиться в школе
Консультация для родителей «Готовимся к школе»
Ирина Карпова
Консультация для родителей «Готовимся к школе»
Вопросы для беседы с родителями.
1. Что для Вас означает выражение «уметь учиться в школе»?
(получать необходимый запас знаний)
2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок
3. Что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к обучению в
школе»?
Психологическая включает в себя мотивационную и социальную (личностную) готовность, которые при создании условий для всех видов деятельности, обеспечивают развитие мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.
Из чего же складывается готовность детей к школьному обучению? 1. Прежде всего,из умения детей приспособиться к новым видам деятельности:
1) Уметь слушать, понимать и решать учебную задачу.
2) Усваивать большой объем инструктивной информации и учебный
3) Уметь ориентироваться в школе, классе, в учебнике, в тетради.
4) Уметь слушать, слышать, говорить и спрашивать.
1) Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них главные, существенные.
2) Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).
3) Развитая слуховая и зрительная память.
4) Развитие мыслительных операций – аналогии, сравнения, анализ, синтез, классификация предметов и явлений.
5) Развитая моторика мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук.
Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребенок может стать талантливым. А значит, мы с Вами должны сохранить и укрепить здоровье детей. С этой целью необходимо чередовать деятельность интеллектуального характера с двигательной. При перегрузке ребенка переступается порог его умственной работоспособности, что наносит колоссальный вред его здоровью. Переутомленный ребенок становится невнимательным, ухудшается его память.
Все это очень важно. Ребенок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду», будет учиться хорошо. Для этого мы с вами должны повысить его учебную мотивацию, интерес к учебе. Если он чувствует, что может усвоить знания, он начинает этого хотеть, следовательно, проявит интерес к учебным занятиям. Никогда занятия «из-под палки» не будут продуктивными.
Умение читать и считать в дошкольный период не всегда гарантирует успешную учебу в школе. Прививая детям знания, необходимо убедиться, осмысливает ли их ребенок.
Одним из обязательных условий успешного начала обучения по любой программе начальной школы является умение слушать и выполнять задания педагога. Определить, насколько сформировано это умение, можно наблюдая за ребенком во время игры или занятия обучающего характера.При этом нужно обратить внимание на особенности его поведения и отметить:
* внимательно ли он слушает взрослого;
* выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;
* старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
* задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения задания;
* признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.
Уже на первых уроках дети выполняют несложные упражнения в тетрадях. При групповой организации обучения у учителя нет возможности контролировать каждого ученика, поэтому необходимо, чтобы будущий первоклассник хорошо ориентировался на странице в тетради и в книге, знал, где расположены правая, левая верхняя, нижняя стороны листа и его середина; мог найти нужную строчку, провести линию в нужном направлении.
В связи с этим можно давать детям следующие задания:
Очень хорошо в решении этой задачи помогает графический диктант, когда взрослый диктует схему изображения по клеточкам.
Однако советуем Вам не «натаскивать» ребенка на выполнение тех лил иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительное отношение к учебе и школе, эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в первом классе станет для ребенка открытием огромного мира знаний, в который он бесстрашно входит.
Анкета для родителей. Анкета Позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе Уважаемый родитель! Предлагаем Вам в преддверии скорой встречи подумать.
Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» 1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Учебная деятельность и умение учиться
Статья
Учебная деятельность и умение учиться
Долгополик Валентина Николаевна,
Козьмина-Соколова Татьяна Борисовна ,
учителя начальной школы ГБОУ СОШ №10
Что значит учиться? Как на начальной ступени ребёнок научится действовать при решении разнообразных учебных, практических, игровых, познавательных и других задач, зависит не только успешность его дальнейшего обучения, но и его развитие, личностное становление, судьба. Именно в начальной школе дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют стиль поведения в учебном процессе. Школа должна так построить своё влияние на ребёнка, чтобы этот стиль эффективно помогал каждому учащемуся познавать мир и себя, определять своё место в нём адекватно своим способностям и особенностям.
Уметь учиться – это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. В педагогическом толковании учиться – выполнять всё то, что предусмотрено образовательным учреждением. Учебная деятельность ребёнка в этом смысле состоит из разных действий или видов и подвидов учебной деятельности, например: выполнение домашней работы; подготовка своего рабочего места к уроку; ведение дневника; написание строчек букв цифр; решение математических задач; вычерчивание геометрических фигур; списывание текста или написание изложения на уроках русского языка; выполнение физических упражнений на уроках физкультуры и во время физкультминуток на уроках по другим учебным предметам; заучивание стихотворений и т. д.
Термин учебная деятельность в этом смысле иногда заменяют терминами учебная работа, учебный труд. Использование термина учебная деятельность в этом смысле целесообразно при рассмотрении вопроса общей организации учебного процесса в школе, классе, на уроке, при выполнении классных и домашних работ, использовании групповых и индивидуальных, репродуктивных и интерактивных форм обучения. Уместно использование этого термина в рассматриваемом смысле и тогда, когда говорят о рациональной организации в целом той части жизни ребёнка, которая обусловлена его обучением в школе. Такая учебная деятельность является характеристикой учебного процесса, а не обучаемого индивида.
Жизнь современного школьника, его учебная деятельность в рассматриваемом понимании существенно изменилась. Уметь учиться в современных условиях – это уметь выбирать виды и формы своей учёбы ( например, выбирать факультативы, уровень сложности заданий и т.п.); рассчитывать свои силы, планировать свою работу в течении дня и на более долгосрочный период; использовать современные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и аргументированно отстаивать собственное мнение и даже уметь отказываться от избытка информации, от участия в мероприятиях, если оно создаёт угрозу здоровью или по другим основаниям.
В психологии в рамках деятельной парадигмы выработалось другое содержание понятия учебная деятельность. Оно возникло в трудах Л.С.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина, Г.А.Цукермана и других, основано на психологическом понятии деятельности( А.Н.Леонтьев) и оформилось в виде концепции учебной деятельности в начале 80 – х годов прошлого века. Коротко, содержательно и конструктивно эта концепция представлена в статье В.В.Давыдова и А.К.Марковой « Концепция учебной деятельности».
Смысл психологического понятия учебная деятельность происходит от понятия деятельности, представленного в работе А.Н.Леонтьева «Деятельность, сознание, личность», и связан с классификацией видов деятельности.
Таким образом, учебная деятельность в психологическом смысле – это деятельность субъекта, в которой главной и осознаваемой целью субъекта является получение знаний( о мире, человеке, себе, математике, числе, правилах орфографии, животном мире, способах анализа литературного произведения, способах изготовления изделий из бумаги и т. д. ), овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками, овладение способами получения знаний.
Структуру учебной деятельности в психологическом смысле составляют: учебная задача, состоящая из учебной цели и наличии условий её достижения; учебные действия, направленные на решение учебной задачи; действия контроля и оценки степени достижения учебной цели.
Обучение умению учиться или процесс формирования учебной деятельности понимается при этом как «управление взрослым… процессом становления учебной деятельности школьника. Полноценное управление процессом предполагает отработку у школьника каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи, постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.
Уметь учиться – значит уметь эффективно выполнять учебную деятельность: ставить учебные цели, выявлять и выбирать условия для их достижения, выбирать и конструировать учебные действия, адекватные учебные цели, осуществлять рефлексию своих действий, самоконтроль и самооценку степени достижения принятой цели, коррекцию или дополнение учебных действий ( если это необходимо), умение выполнять все действия сначала в специально организованных учителем условиях и под его руководством, а затем самостоятельно в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Работа учащихся в режиме учебной деятельности на уроках и дома всё ещё редка. Направленность обучения на формирование учебной деятельности – один из резервов повышения его эффективности.
Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьника//Вопросы психологии.1981.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,личность.М.,Политиздат,1977.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.Учипедгиз.1946
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.Знание.1974
Уметь учиться или уметь переучиваться
Сегодня справедливо считается, что один из ключевых навыков для современного человека — умение учиться. Почему? Потому что очень большое количество изменений. Меняется все: и технологии, и методы, и подходы, и инструменты — в любом бизнесе, в любом направлении, где бы вы ни работали. Изменений много, и не учиться не получится.
Порядка 20-30 лет назад стало очевидно, что многие профессии, многие специальности очень динамично устаревают, в том числе в связи с появлением информационных технологий. Тогда появился термин “обучение в течение всей жизни” (lifelong learning). Термин подразумевал, что человек как работник, если он хочет быть успешным и конкурентоспособным, должен регулярно учиться. Но в последние годы мы можем наблюдать, насколько ярко выражена потребность в непрерывном обучении.
Сегодня практически нет профессий для которых достаточно базового образования и повышения квалификации раз в несколько лет. Даже год перерыва в профессиональном развитии уже может привести к сложностям при трудоустройстве. Меняются даже такие стабильные направления, как написание текстов, копирайтинг. Меняется стилистика речи, подходы к написанию, к формулировкам. Много изменений происходит в том, какие задачи решает текст. Что уж говорить о каких-то более сложных, динамичных областях.
Это убеждение крайне распространено — важно развивать навык обучения.
Мы все знаем, что человек должен уметь учиться, он должен это делать постоянно, он должен находить на это время, делать это эффективно, создавать свои личные базы знаний, личные информационные потоки, свою личную сферу для развития, и ни в коем случае не останавливаться на месте. Я хочу на этот навык посмотреть с другой стороны и попробовать понять, что на самом деле важно, когда мы говорим об обучении взрослого человека для его профессионального развития.
Начнем с того, что обучение — это не процесс получения знаний.
Предположим, мы идем учиться на онлайн-курс, проходим его, получаем какие-то знания, что-то запоминаем. Новая информация укладывается в “ячейки”, и мы можем потом ее вспомнить, извлечь в какой-то момент. С точки зрения результата обучения этого недостаточно. Это либо инструмент, либо первый шаг для дальнейшего действия.
По своей сути обучение — это изменение. Когда взрослый работающий человек чему-то научился, это не значит, что он просто получил что-то новое, не просто в карточке его умений появилась новая строчка, нет. Результат обучения есть начало применения изученного.
Если мы изучили новый программный продукт, значит мы научилась с его помощью что-то делать. Не умели пользоваться какой-то графической программой, научились и теперь сами делаем презентации, готовим иллюстрации. Сначала мы не умеем и не делаем, потом учимся и в результате — применяем. А любое применение чего-то нового — это изменение.
Пример с иллюстрациями: раньше мы картинки подбирали в базах, а теперь на это место у нас встает другая деятельность — отрисовка картинок или создание каких-то коллажей. Казалось бы ничего особенного, но это изменение влечет за собой, например, увеличение количества времени на создание презентации. Наш продукт становится более качественным, но работа над ним занимает больше времени. Это приводит к еще одному изменению: планирования. Нужно изменить свой подход, по-другому распределить задачи, по-другому расставлять приоритеты. Одно простое изучение нового программного продукта приводит к цепочке достаточно серьезных изменений. И если вся эта цепочка не сработает, изменения не произойдут, то обучение уйдет в песок. Если мы изучили программный продукт, но пользоваться им не начали, то результата от обучения нет.
Рассмотренный пример про изучение графического редактора очень простой, а есть огромное количество тем, особенно в корпоративном обучении, которые относятся к так называемым soft скиллам, мягким навыкам, в которых изменения намного более глобальные. Меняется то, как мы себя ведем. Человек изучил курс по работе с возражениями, и дальше должна сработать очень большая цепочка: теперь в разговоре с клиентом нужно поймать возражение, его осознать, вспомнить, как на него правильно реагировать, извлечь новые знания, совершить новое действие, услышать реакцию клиента, еще раз среагировать. Все это требует большого контроля и больших усилий.
Часто возникает вопрос отсутствия у людей мотивации учиться. Отсутствие мотивации связано с тем, что изменения предстоят очень большие, после обучения нужно будет много чего поменять. Можно привести очень простой пример про правильное питание. “Правильно питаться” — очень классно звучит на словах, но в реальности, чтобы внедрить правильное питание, жизнь надо целиком поменять. Нужно совершать другие выборы: когда мы голодны, когда мало времени, а нужно принять решение о том, какой продукт купить.
Умение учиться надо рассматривать именно в контексте обучения как изменения. Человек должен уметь не учиться, а меняться. А это уже умение переучиваться. Чем больше у человека опыт, тем больше у него областей для переучивания, для актуализации своих знаний. Обучение взрослого человека — это всегда переучивание. Поэтому так важно формирование навыка именно переучивания.
Здесь можно вспомнить про когнитивные предубеждения о разрушении статуса-кво, человек не хочет менять текущее положение вещей, опасается неопределенности.
Кроме этого Адам Грант в своей книге “Подумайте еще раз” описывает такое понятие, как когнитивная лень. Переучиванию мешает тот факт, что мы привыкли делать определенным образом. Нам не хочется тратить усилия, переосмысливать. Вот когнитивная лень сильнее всего мешает. Если мы хотим в самих себе или в ком-то еще формировать навык переучивания, то начинать нужно с признания, что есть когнитивная лень, у всех. С принятием этого факта мы двигаемся дальше.
Для формирования навыка переучивания нужна такая ментальная установка: мы не просто многого можем не знать, а мы многого не знаем — это факт, и это нормально. Как обычно бывает? Мы что-то делаем давно, несколько лет подряд. Все работает. Мы думаем: “работает — не трогай”. Это может привести к ошибочным действиям, ошибочному поведению. Срабатывает иллюзия опыта, это можно назвать проклятием эксперта. Мы попадаем в экспертный тоннель, понимаем, что мы опытные специалисты, и не признаем факта, что можем чего-то не знать. Важный шаг в формировании нужной установки — это признать, что мы многого не знаем, и это нормально, так должно быть.
Предлагаю сделать полезное упражнение: выполняя любое действие в рабочем процессе, неважно чем мы занимаемся, спрашивать себя, где мы можем быть неправы. Предположим, мы занимаемся организацией конференции. У нас все классно складывается, отличные спикеры, отличный контент, отличная площадка. И мы делаем это далеко не в первый раз. Когда у нас более-менее картинка сформировалась, нужно сесть и задать себе вопрос: где мы неправы? Что мы делаем неправильно? Чего не знаем? Например, в нашей конференции шикарный очень продвинутый контент, а в чем мы неправы? В том, например, что у нас 50% аудитории заинтересованы не в продвинутом, а в базовом контенте. Мы как идеологи мероприятия выросли, а люди только подключились. Мы неправы. Не поняли нашу целевую аудиторию, не сумели ее правильно проанализировать. Значит надо «перепридумать» программу и расширить блок для новичков, для тех, кто только вступает в профессию.
Это упражнение можно применить в отношении любого конфликта, и в семейных, и в личных делах. Обычно мы убеждены в своей правоте. Но давайте зададим себе вопрос: а мы можем быть неправы? Можем ли что-то неправильно трактовать, неправильно видеть?
Приведу пример. Пятнадцать лет назад, когда появилась идея мобильного обучения, я была одним из ее адептов. Мне она показалась абсолютно правильной. Прошло время. У меня накопился большой пул аргументов в пользу того, что мобильное обучение чаще работает хуже, чем альтернативные форматы, есть много рисков. И я отказалась от своего убеждения. Мне было непросто. Кто-то из постоянных читателей моего блога мог сказать: “Елена, ну Вы же писали, что это правильно, как же так?” Но я приняла внутри себя позицию, что я могу быть неправа, и это нормально. Мои текущие профессиональные убеждения — это не Я, это не моя личность. Они могут меняться под воздействием времени, в результате проверки практикой. Тогда личность не страдает, не страдает уверенность в себе. Здесь можно сослаться на любимую фразу Даниэля Канемана, он во всех своих работах и интервью ее повторяет: “Я ошибся, надо же, как интересно получилось!”
Чтобы уметь переучиваться, нужен положительный взгляд на ошибку, на незнание. Нужно уметь сказать себе: “это хорошо, что я чему-то научился, хорошо, что я не знал, а теперь знаю”.
Следующий инструмент для навыка переучивания — это развитие у себя сознания новичка. Это термин, который пришел из дзен-буддизма, на японском “Шошин”. Он означает отношение ко всему тому, что мы видим, как к чему-то новому. В противовес экспертной позиции “я все знаю, мне все понятно, я все вижу насквозь” встает позиция “вокруг много нового, даже на привычные вещи можно посмотреть новыми глазами и увидеть что-то, чего не видел раньше”.
Первое упражнение, которое дается для формирования сознания новичка в дзен-буддизме: сядьте за стол и попробуйте на столовые приборы посмотреть глазами ребенка, который их в первый раз с ними сталкивается. Как вы увидите их форму, цвет? Как вы почувствуете их вес?
Пробуйте на привычные вещи смотреть с сознанием новичка.
Я каждый день занимаюсь методологией и проектированием онлайн-курсов, делаю это уже двадцать лет подряд. Если я не буду эксплуатировать сознание новичка, то буду смотреть на все, что приходит ко мне в качестве задач так: “Все понятно. Знаю, как делать”. В итоге буду делать все примерно одним и тем же способом. Нам необходимо смотреть на задачи так, как будто мы только начинаем. Тогда у нас возникает возможность подключать к решению не только сложившиеся навыки, но и только что появившуюся информацию.
Из всего можно извлечь пользу. И это тоже часть сознания новичка. Можно прочитать художественную книгу, закрыть ее и задать себе вопрос: “как я могу использовать то, что узнал в этой книге?” Вы удивитесь, но даже из триллера или детектива при правильном подходе можно вытащить очень полезные вещи и для работы, и для личной жизни. В какой-то момент мозг на это настраивается. Если практиковаться, вы будете вынимать новое отовсюду. Да, не все вы будете применять, и это тоже нормально. Навык переучивания включает в себя умение отсортировать, что стоит применять, а что нет, что стоит хотя бы попробовать, а что нет.
Мы поговорили с вами о базовом составе навыка переучивания. За ним идет самое сложное. Практика. Все может быть понятно, но нужно начинать делать. Когда мы переучиваемся, нужно научить себя переучиваться.
Наш мозг всегда будет хотеть сделать по старинке, вернуться к привычному, уже сложившемуся образу жизни. Это то же самое, что происходит, когда мы пытаемся встроить в свою жизнь поход в спортзал. Вопрос не в том, чтобы купить абонемент, вопрос в том, чтобы встроить походы в спортзал в свою жизнь. Здесь, в части формирования рутины переучивания, нужно учитывать, что возвращаться к привычному поведению мы будем неизбежно. И очень важно себя подстраховать, создать такие условия, в которых мы легче начнем применять новое.
На примере со спортзалом многие советуют брать с собой с утра сумку со спортивной одеждой, вписывать спортзал в качестве дела в ежедневник.
Если вернемся к примеру про правильное питание — помогает брать с собой еду, которая даст возможность не схватить в течение дня булку.
Когда мы делаем что-то новое, нужно любыми способами стараться защитить себя от лишнего принятия решения, в моменте лучше меньше думать. Потому что при принятии решения, мы скорее выберем что-то более привычное.
В отношении рабочих задач есть такой способ — перед выполнением задачи осознанно записывать новые шаги. Не полагаться на то, что мы вспомним их в моменте.
Скажем, мы учимся проведению эффективных переговоров. Перед переговорами сядьте и на листе бумаги запишите шаги, которые нужно сделать. А перед этим в своем ежедневнике или в своем календаре поставьте себе задачу — написать схему проведения встречи в соответствии с изученным курсом.
Обязательно нужна проверка. Когда мы что-то сделали, важно перепроверить, применили ли то, что хотели. Если не применили, то почему? Это то, что стоит учесть в следующий раз.
Очень важно понимать, что изменение — это не событие. Изменение — это процесс.
Переучивание себя со старого на новое за один день не происходит. На формирование новых привычек, новой рутины, новых подходов могут потребоваться недели и месяцы. Это важно как тем, кто учит и переучивает, так и тем, кто учится и переучивается. Нельзя изначально планировать изменение на короткий период. Нельзя предполагать, что сотрудники пройдут обучающий цикл по работе с возражениями, и через месяц все наладится. Нельзя предполагать, что сегодня мы расскажем, как правильно писать деловые письма, а завтра все начнут делать так, как мы рассказали.
Если мы решили вступить на путь изменений, нужно принять, что в нем будут откаты, и будут долгие месяцы, когда мы будем принимать неправильные решения. Там, где надо купить два яблока и банан, мы все равно будем покупать бутерброд, хотя не собирались. Чтобы изменение произошло, чтобы произошел процесс переучивания, надо совершить много ошибок, понять, что мы можем быть неправы, что мы многого не знаем, и даже обучившись, все равно не знаем.
Итак, мы разобрали, что учиться очень важно: и с точки зрения ментального здоровья, и с точки зрения личной и профессиональной успешности и конкурентоспособности. Навыки учиться по части записывания, конспектирования, запоминания нужны, но они лишь инструменты для того, что должно произойти со взрослым человеком, — для переучивания. От того, что мы себе в голову вложили какую-то информацию, наше поведение может не поменяться. Эффект от обучения — это изменение. Изменение — это процесс, процесс переучивания самих себя, и он требует времени. Но это время, эти вложения принесут самый ценный результат.