Что значит уметь учиться петерсон
Умение учиться: содержание, формирование, диагностика
Третий год наша страна живет в условиях массового внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС, 2009). За это время педагоги освоили многие новые для них термины – метапредметные результаты образования, универсальные учебные действия и их виды – регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД и т.д. Восприняли и согласились с тем, что ключевой целью современного этапа развития образования является формирование у школьников умения учиться. Однако содержание этого понятия критериально не обеспечено, все его понимают по-своему. Отсюда и разные понимания того, в какой степени мы продвинулись по пути реализации ФГОС. Кто-то считает, что внедрение стандарта близко к своему завершению, другие – что мы «в пути», но работы впереди еще достаточно много, а третьи – что мы находимся лишь на этапе осознания новых целей образования, а содержательная работа по их реализации в массовой школе, по сути, еще не начиналась.
Где взять критерии для адекватного понимания современной ситуации, создания педагогического инструментария и построения систем диагностики, соответствующих поставленным целям? Ответ на это вопрос дал еще несколько десятилетий тому назад один из ведущих российских педагогов и психологов В.В. Давыдов: «…о развивающем обучении и воспитании, – писал он, – можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию)» [1].
В настоящее время в рамках многолетней работы ММПК (Московского методолого-педагогического кружка) и его руководителя О.С. Анисимова построен категориально-понятийный аппарат общей теории деятельности как синтез и развитие, с одной стороны, известной психологической версии теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), а с другой – достаточно новой, созданной в конце прошлого века, социологической, или социотехнической версии (Г.П. Щедровицкий). Общая теория деятельности задает онтологию, систему категорий и понятий современной методологии, а также развернутое категориальное описание универсальных законов функционирования и развития мира деятельности [2]. Поэтому данная теория может и должна стать критериальной основой новой системно-деятельностной парадигмы образования.
Используя общий для всех имеющихся версий теории деятельности постулат, что «деятельности без цели не бывает» (А.Н. Леонтьев), несложно показать, что учащиеся как начальной, так и средней школы в подавляющем большинстве (более 90%) не умеют грамотно ставить перед собой учебные цели. А это, как лакмусовая бумажка, показывает, что пока мы весьма далеки от реализации цели формирования умения учиться, выдвинутой ФГОС.
Вместе с тем, это вовсе не означает негативной оценки прошедшего этапа внедрения ФГОС. Очевидно, что к новой парадигме образования, невозможно перейти за 3–4 года. Но в эти кратчайшие сроки российской школе удалось организовать осознание и принятие педагогами принципиально нового вектора развития образования, создать у них мотивацию к личностному профессиональному росту, мобилизовать авторские коллективы на создание новых методических и технологических средств формирования и диагностики УУД и умения учиться в целом.
Научный коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО занимается решением этой проблемы уже более 35 лет. В течение последних 20 лет построена на основе общей теории деятельности развернутая структура учебной деятельности [3], то есть дан теоретически обоснованный ответ на вопрос, что значит уметь учиться [4]. И на этой основе создан новый педагогический инструментарий, в полной мере соответствующий целям ФГОС – дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (ДСДМ «Школа 2000…»), а также новые подходы к построению системы диагностики достигнутых предметных и метапредметных результатов [5, 6].
В настоящее время психолого-педагогический комплекс ДСДМ «Школа 2000…» включает в себя:
1) технологию деятельностного метода (ТДМ), реализующую цели ФГОС в системе непрерывного образования на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа – вуз;
2) типологию уроков деятельностного типа;
3) систему дидактических принципов системно-деятельностного подхода;
4) методическое обеспечение – комплексная примерная ООП ДОУ «Мир открытий», открытая система учебников «Школа 2000. » для 1–9 классов школы (в том числе, УМК «Перспектива» для 1–4 классов);
5) надпредметный курс «Мир деятельности» как необходимое ключевое звено формирования умения учиться;
6) систему комплексного мониторинга результатов ФГОС (CD);
7) систему методической работы образовательного учреждения при переходе к ФГОС;
8) систему взаимодействия с родителями, ориентированную на партнерство семьи и школы в решении новых образовательных задач;
9) систему подготовки педагогов (курсы очные, дистантные, выездные);
10) апробированный механизм тиражирования ТДМ в региональных системах повышения квалификации.
Принципиальная новизна предлагаемого подхода состоит в следующем:
1. В качестве методологической основы впервые используется общая теория деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
2. Построенная педагогическая технология деятельностного метода (ТДМ) позволяет организовать на каждом уроке единый учебно-воспитательный и здоровьесберегающий процесс, в ходе которого создаются условия для выполнения каждым ребенком всего комплекса УУД, предусмотренных ФГОС.
3. Непрерывность образовательного процесса между ступенями ДОУ – школа – вуз обеспечивается во всех необходимых компонентах, выявленных в общей теории деятельности.
4. На основе надпредметного курса «Мир деятельности» [7, 8] создаются условия для прохождения учащимися всех 4 этапов формирования УУД:
5. Дидактическая система деятельностного метода синтезирует не конфликтующие между собой идеи из новых концепций развивающего образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой.
6. Открытость системы в полном соответствии с Законом «Об образовании» (2012). Открытая система учебников Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») в начальной и средней школе включает в себя:
Одним из вариантов открытой системы учебников Л.Г. Петерсон для начальной школы является УМК «Перспектива» (издательство «Просвещение»).
Комплексная ООП дошкольного образования «Мир открытий» также носит открытый характер.
Реализация ДСДМ в образовательном процессе позволяет предложить качественно новую систему мониторинга образовательных результатов в ДОУ и начальной школе в соответствии с ФГОС. Основными особенностями данной системы мониторинга являются:
Освоение учителями и воспитателями педагогического и диагностического инструментария деятельностного типа – это достаточно сложный процесс, который требует времени и многих усилий педагогов и управленцев. Тем не менее, эти усилия необходимы для эффективного развития страны, и чтобы обеспечить поэтапный, безстрессовый реальный переход к новой школе необходимо, с нашей точки зрения, решить следующие задачи:
1) разработать и согласовать в широком педагогическом сообществе России Словарь-тезаурус системно-деятельностного подхода, критериально обеспеченный понятийным аппаратом общей теории деятельности;
2) педагогическим коллективам школ провести самодиагностику уровня сформированности умения учиться, позволяющую осознать недостаточность имеющихся у них педагогических средств для решения поставленных ФГОС задач;
3) различным авторским коллективам провести публичную научную презентацию разработанных механизмов формирования умения учиться, путей и сроков их освоения и на своих экспериментальных площадках продемонстрировать их эффективность;
4) представить школам тот диагностический инструментарий, который будет использоваться для оценки качества образования;
5) после этого дать школам возможность сделать ответственный выбор имеющихся путей достижения ФГОС с позиций заявленных измерителей и достаточное время (не менее 3–4 лет) для внедрения нового педагогического инструментария;
6) организовать в школах и регионах методическое сопровождение и поддержку освоения педагогами нового педагогического инструментария с опорой на стажировочные площадки авторских коллективов;
7) дать школам достаточно времени на переход и на первых порах оценку качества образования с помощью измерителей нового поколения проводить по желанию самих школ, поощряя тех, кто впереди.
ЛИТЕРАТУРА
Математика по Петерсон: 7 вопросов о системе, которую выбросили из школьной программы
Математику по Петерсон до недавнего времени преподавали во многих школах, но в 2014 году эти учебники исключили из официальной школьной программы. Разбираемся, почему так вышло, чем система отличается от традиционной методики, какие у неё есть плюсы и правда ли она такая сложная, что детям-гуманитариям лучше даже не начинать по ней учиться.
Кто такая Л. Г. Петерсон и в чём суть её системы?
Людмила Георгиевна Петерсон — педагог-методист, доктор педагогических наук. Родилась в 1950 году, а с 1975 года под руководством ведущих советских математиков, таких как Наум Виленкин и Георгий Дорофеев, разрабатывала курс непрерывного математического образования. Первые пособия предназначены для детей трёх лет, последние — для учеников девятого класса. В 1990-е годы методику стали широко использовать в детских садах и школах.
В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам. Тут нет места стандартной схеме, когда учитель объясняет тему, дети усваивают, решают задания, пишут контрольную и идут дальше.
Им сначала даётся более сложное задание, чем они могут решить, они высказывают идеи, предлагают варианты и, в конце концов, под руководством педагога заново открывают математические законы.
Дети приобретают важные навыки: учатся преодолевать трудности, выходить за рамки готовых решений и изобретать свои, критически оценивать информацию. Помимо всего прочего, они радуются своим открытиям и победам, а то, до чего додумался сам, гораздо сложнее забыть.
Как это работает?
В традиционной школе умножение проходят так: учитель пишет выражение, например, 5+5+5, а потом говорит, что это можно записать проще, вводит новый знак, понятие множителей, объясняет правила.
В системе Петерсон появляется другое задание. «В школе 856 учеников. К празднику каждому решили купить книгу по цене 120 рублей. Сколько стоит покупка?» Ученики пробуют написать 120+120+120… но быстро понимают, что так не получится, нужно придумать, как по-другому записать выражение, в котором много одинаковых слагаемых. Они ищут свои способы и в итоге постепенно приходят к идее множителей.
Работает принцип «не школьник для математики, а математика для школьника». То есть ребёнок не только и не столько осваивает школьную программу, сколько развивает мышление.
С мышлением понятно, а как у таких детей с классической математикой?
По данным центра «Школа 2000…», который готовит учителей к работе по методике Петерсон, дети на выпускных экзаменах показывают высокие результаты. У четвероклассников показатели успешности — от 82 до 100%, то есть почти все пишут итоговую контрольную на 4-5. ЕГЭ не ниже среднего балла сдают от 71 до 85% школьников.
Многие участники математических олимпиад разных уровней занимались в начальной или средней школе по учебникам Петерсон. Например, в национальной сборной России по математике таких больше половины.
Может быть, эта система для одарённых детей? А если у моего ребёнка средние способности?
Программу Петерсон действительно часто используют в специализированных математических школах или классах, но автор методики уверена, что она подходит всем. А детям, которые не показывают исключительные способности к математике, такие развивающие занятия даже полезнее: те, кого считали отстающими, зачастую выравниваются и становятся сильными.
То есть ученикам предлагают задания вплоть до максимально сложных, но спрашивают с них по минимально допустимому уровню. Таким образом, каждый ученик берёт столько нагрузки и знаний, сколько может осилить, но обязательный минимум выполняют все.
За что эту систему ругают?
В первую очередь из-за того, что успех обучения во многом зависит от учителя. Ведь такие уроки — это не монолог учителя, а дискуссия. Просто объяснять тему и давать задания из учебника не получится: нужно вести за собой детей, организовывать работу в группах, грамотно строить диалог. Если учитель этого не умеет — ничего не выйдет.
Бывает, учитель хочет работать по этой методике, но оказывается не готов. И случается сбой — дети не понимают, не тянут программу, делают домашние задания в слезах до глубокой ночи (хотя по задумке автора ученик должен самостоятельно выполнять домашнюю работу за 15-20 минут). Родители не в меньшем шоке, чем дети, ведь система построена для них непривычно, задания сформулированы непонятно, помочь они зачастую просто не могут.
К тому же темы идут не линейно, а по принципу слоёного пирога. То есть одна и та же тема может в разное время прорабатываться на разных уровнях. Так что если ребёнок заболел или, например, прослушал объяснение, просто пролистать учебник назад и прочитать всё пропущенное у него не получится.
В отдельных случаях родителям приходится «усиливать» такие уроки традиционными занятиями, потому что дети при знании сложных и интересных вещей — алгоритмов, теории множеств — могут иметь проблемы с банальным устным счётом.
А что говорят те, кому она нравится?
Как правило, если методика соблюдена, детям не сложно — их это увлекает. Часто домашнее задание по математике дети делают как самое интересное и приятное.
Бывает, что учителя в пятом классе не понимают, что делать с детьми после начальной школы по Петерсон — они уже всё знают
Система хорошо продумана и ориентирована на понимание, а не на зазубривание, поэтому дети могут взглянуть на математику глубже, оценить её красоту. Большинство школьников все 11 классов как бы занимаются нотной грамотой, но при этом даже не слышат, как «звучит» математика. А эти дети слышат.
Упор в программе делается на логику и развитие абстрактного мышления, что пригодится в жизни даже гуманитариям. А математически одарённые дети участвуют в олимпиадах, без репетиторов поступают в физико-математические школы и технические вузы.
И, наконец, то самое, ради чего всё затевалось: если в традиционной системе ученик забывает алгоритм решения — он проваливает задание. Те, кто занимается по Петерсон, умеют создавать алгоритмы и выводить формулы самостоятельно. Это касается не только математики.
Где учат по этой системе?
С учебниками авторства Людмилы Петерсон работают как специализированные, так и самые обыкновенные государственные школы и детские сады. Правда, в 2014 году комплект книг для начальной школы не попал в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки. Главный (и очень странный) аргумент — содержание учебника не способствует формированию патриотизма.
Несмотря на многочисленные просьбы и обращения родителей, книги в перечень пока не вернули. Тем не менее, по закону образовательные учреждения имеют право открыто их использовать в качестве дополнительных пособий. Многие школы так и делают. Но если в классе эта программа не предусмотрена, а учиться по ней очень хочется, можно заниматься с ребёнком самостоятельно — все книги и рабочие тетради распространены и доступны. Правда, стоит потратить время на то, чтобы понять, как учить — почитать методички и рекомендации.
Статья о внедрении новых образовательных стандартов «Что значит уметь учиться»
Что значит «уметь учиться».
Учиться и жить есть одно и то же.
В настоящее время система школьного образования переживает период перехода в новое качество. Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Школа как одна из ступеней социализаци личности имеет наибольшие возможности в процессе коррекции ментальности – в воспитании полноценного представителя гражданского общества.
Образование – основа культуры. А она есть не только результат материально-духовной деятельности человека. Культура включает и отношения к окружающему миру, обществу, отдельной личности и самому себе. Значит, человек образованный, для того чтобы считаться таковым, должен обладать набором ценных качеств, сформированной системой отношений к миру и самому себе, системой устойчивого правосознания.
Для современных подростков, в отличие от предыдущих поколений тинейджеров, характерна более выраженная потребность в социальном самоутверждении и самостоятельности. У них в массе присутствует большое желание добиваться высоких результатов при получении профессионального образования. Еще в школе они понимают, что качественное образование – это путь к качественной жизни. На наш взгляд первоочередной задачей школы является необходимость научить детей учиться, сформировать универсальные учебные действия, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни.
Умение учиться заключается в способности задавать вопросы и находить на них ответы. Умение задавать вопросы заключается в умении моделировать (воображать) возможные ситуации применения знаний. Следовательно, чтобы хорошо учиться – надо иметь хорошее воображение, либо развивать его. Таким образом, получается, что воображение (образное мышление) – залог хорошего обучения.
В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации в школе в отечественной психологии выделяются следующие: наличие познавательных и социальных мотивов учения; умение ребенка фантазировать, воображать; умение работать по образцу; умение работать по правилу; умение обобщать; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе; умение общаться со взрослым и сверстниками.
Вот те основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, имеет развитое воображение, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.
На наш взгляд, чтобы научить детей учиться в школьном образовании должен использоваться системно – деятельностный подход. При его реализации новое знание не должно даваться детям в готовом виде, а должно входить в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А учитель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия в процессе деятельности.
Успешное самостоятельное (под руководством учителя) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум», но при этом не тормозится продвижение вперед более подготовленных детей.
Реализация в образовательном процессе таких дидактических принципов как: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип минимакса, принцип целостного представления о мире, принцип вариативности, принцип творчества и принцип непрерывности, обеспечивает возможность для школы научить учеников учиться.
Одним из эффективных методов реализации системно-деятельностного подхода является метод проектной деятельности. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность ученика, а также взаимоотношения со сверстниками.
Существует несколько видов проектов:
1. Информационно-поисковые – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления (доклады, рефераты).
2. Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы.
3. Продуктивные – имеют целью создать какой-либо «продукт»: газету, плакат или презентацию. Дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления.
4. Игровые (драматизационные, ролевые) – создают условия для игрового моделирования.
5. Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочные. По количеству участников: парные, групповые и индивидуальные.
Очень важны этапы работы над проектом:
1. Выбор темы и создание ситуации, в ходе которой ученик должен быть мотивирован и самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Для реализации этой цели можно использовать модель «Трех вопросов» Л.В. Свирской: «Что вы знаете?», «Чтобы вы хотели узнать?», «Как это можно узнать?». Модель 3-х вопросов позволяет педагогу определить содержание материала и формы взаимодействия. В ходе беседы заполняется таблица, которая помогает выявить имеющиеся знания детей по данной теме, определить то, что хотел бы узнать учащийся по теме и обращаться к источнику получения знаний.
2. Разработка плана реализации проекта.
3. Исследование, решение конкретных задач.
4. Обобщение результатов, выводы.
5. Защита или представление проекта.
6. Анализ успехов и ошибок.
Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но, и даже в большей степени, сам процесс. Оно поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда; формирует все виды универсальных учебных действий.
Таким образом, уметь учиться это уметь использовать нужную информацию в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Способность к самоопределению и самореализации, готовность к саморазвитию в современных социально – экономических условиях.
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении. Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Кашлеева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А.,Кудряшова Т.Г.Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006г.
4. Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты, Линка – Пресс, 2010.
5. Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011
6. Якушина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. – Волгоград: Учитель, 2009.
Людмила Петерсон: Нынешние дети, кажется, уже рождаются с планшетами, и, конечно, они сильно отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Как правило, у них более гибкое, но поверхностное мышление, им трудно удерживать внимание, для них важен собственный выбор и собственный результат, из «почемучек» они превратились в «зачемучек».
Невозможно извне «сделать ребенка одаренным». Поэтому важно создать пространство «пробы сил» ребенка и условия для развития, наблюдать за его проявлениями и помочь «вырастить» себя самого.
В свое время рейтинговые математические школы часто брали программу началки, подготовленную по вашей методике. А потом многие ученики становились олимпиадниками и очень успешными людьми. Сейчас эта программа есть в школах?
Арбуз весит 3 кг и еще пол-арбуза. Сколько весит арбуз?
Для решения этой задачи (как и многих других) требуется умение провести анализ, построить графическую модель, сопоставить полученный ответ с условием и здравым смыслом.
У директора одного из лучших в России физико-математического челябинского лицея 31 есть 300 вопросов для тех, кто хочет углубленно изучать математику. У вас есть такой список задачек, которые могут в чем-то помочь детям или родителям, что-то подсказать?
Мы также работаем на «рост мозгов» и высокий уровень математической подготовки. Но понятно, что у учебников и пособий, где собрано более 20 тысяч заданий, своя специфика. Учителям, в отличие от родителей, важны не столько задачи сами по себе, сколько система и методика, где каждая задача появляется не случайно, а выполняет определенную функцию. Наша система находится в развитии. Сейчас она дополняется новыми востребованными пособиями для олимпиадной подготовки детей с 3-го по 9-й класс («Математический театр»), серией развивающих самостоятельных и контрольных работ, рабочими тетрадями для начальной и основной школы, лэпбуками и математическими играми для дошкольников.