Что значит уметь наблюдать

§ 5. Экспериментальные методы в естественных науках

Что значит уметь наблюдать? Наблюдение и эксперимент в учебном и научном познании. Чем отличается наблюдение от эксперимента? Что означает измерить? Можно ли измерить неизмеримое?

Урок-лекция

Наблюдение и эксперимент Экспериментальные методы — основа естествознания. Наблюдательность, несомненно, помогает нам в повседневной жизни, учебе. Это важное качество определяет число и характер увиденных и отмеченных нами деталей при знакомстве с различными явлениями и в конечном счете обьем материала, почерпнутый нами из практики, который затем мы будем анализировать. От этого зависит, насколько всесторонне мы рассмотрим предмет исследования или изучения и насколько глубоки и прочны будут наши знания. Процесс наблюдения тесно связан с умением внимательно следить за происходящим, сосредоточивать зрение, слух на чем-либо.

Научное наблюдение отличается от обычного созерцания тем, что позволяет приходить к ответам на поставленный исследователем вопрос. Оно всегда целенаправленно, сознательно организовано, методически обдумано, его результаты можно каким-либо образом оценить, записать, измерить. Существенным моментом научного наблюдения являются условия, в которых оно проходит. Важная особенность состоит в том, что сам наблюдатель не вмешивается в ход наблюдаемого процесса.

Исследователь знает, ради чего проводится наблюдение, какая поставлена цель. Наблюдателя интересуют все детали исследуемого процесса.

Чем больше деталей он заметит, тем больше получит материала для обдумывания, обработки, размышлений. Поэтому обязательно ведется журнал наблюдений, где записывают все особенности происходящих процессов и их условия. Впоследствии часто приходится снова и снова возвращаться к этим описаниям. Журналы наблюдений должны долго храниться, они становятся материалом для сравнения результатов разных исследователей. Наблюдение дает материал для дальнейших исследований, позволяет сформулировать вопросы, на которые надо ответить, обозначить проблемы, которые следует решить.

В отличие от наблюдения эксперимент — это исследование каких-либо явлений путем создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же изменения течения процесса в нужном направлении. Как правило, под экспериментом понимают практический, лабораторный метод исследования. Иногда используют так называемый мысленный эксперимент, когда исследователь мысленно моделирует процессы или системы, прогнозирует и описывает их поведение. Экспериментатор должен четко представлять себе, какие параметры процесса он изменяет, чтобы определить, что влияет на результат, установить причину и следствие. При этом в эксперименте обязательно сравнивают поведение системы в обычных и специально измененных условиях. Результаты и условия эксперимента строго фиксируют и описывают.

В естествознании между наблюдением и экспериментом в цепочке исследования лежит важное звено — гипотеза (от греч. hipotesis — основание, предположение). Перед тем как организовать эксперимент, продумать его условия, выдвигают предположение, которое нужно проверить (подтвердить или опровергнуть) экспериментально.

ИЗМЕРЕНИЕ. Естественно-научное экспериментальное исследование всегда опирается на точные измерения. Каждый из вас измерял длину линейкой в сантиметрах и миллиметрах; температуру с помощью градусника или термометра в градусах. Характеристики объектов, получаемые в результате измерений, называют параметрами.

Для измерения параметров служат специальные приборы, например манометр для измерения давления, вольтметр для измерения напряжения в электрической цепи. Результаты измерений могут позволить рассчитать параметры объектов или характеристики процессов. Например, объем куба можно рассчитать, измерив его ребро, а скорость равномерно движущегося автомобиля можно оценить, зная путь и время, за которое он пройден.

Источник

§ 5. Экспериментальные методы в естественных науках

Что значит уметь наблюдать? Наблюдение и эксперимент в учебном и научном познании. Чем отличается наблюдение от эксперимента? Что означает измерить? Можно ли измерить неизмеримое?

Урок-лекция

НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ Экспериментальные методы — основа естествознания. Наблюдательность, несомненно, помогает нам в повседневной жизни, учебе. Это важное качество определяет число и характер увиденных и отмеченных нами деталей при знакомстве с различными явлениями и в конечном счете обьем материала, почерпнутый нами из практики, который затем мы будем анализировать. От этого зависит, насколько всесторонне мы рассмотрим предмет исследования или изучения и насколько глубоки и прочны будут наши знания. Процесс наблюдения тесно связан с умением внимательно следить за происходящим, сосредоточивать зрение, слух на чем-либо.

Научное наблюдение отличается от обычного созерцания тем, что позволяет приходить к ответам на поставленный исследователем вопрос. Оно всегда целенаправленно, сознательно организовано, методически обдумано, его результаты можно каким-либо образом оценить, записать, измерить. Существенным моментом научного наблюдения являются условия, в которых оно проходит. Важная особенность состоит в том, что сам наблюдатель не вмешивается в ход наблюдаемого процесса.

Исследователь знает, ради чего проводится наблюдение, какая поставлена цель. Наблюдателя интересуют все детали исследуемого процесса.

Чем больше деталей он заметит, тем больше получит материала для обдумывания, обработки, размышлений. Поэтому обязательно ведется журнал наблюдений, где записывают все особенности происходящих процессов и их условия. Впоследствии часто приходится снова и снова возвращаться к этим описаниям. Журналы наблюдений должны долго храниться, они становятся материалом для сравнения результатов разных исследователей. Наблюдение дает материал для дальнейших исследований, позволяет сформулировать вопросы, на которые надо ответить, обозначить проблемы, которые следует решить.

В отличие от наблюдения эксперимент — это исследование каких-либо явлений путем создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же изменения течения процесса в нужном направлении. Как правило, под экспериментом понимают практический, лабораторный метод исследования. Иногда используют так называемый мысленный эксперимент, когда исследователь мысленно моделирует процессы или системы, прогнозирует и описывает их поведение. Экспериментатор должен четко представлять себе, какие параметры процесса он изменяет, чтобы определить, что влияет на результат, установить причину и следствие. При этом в эксперименте обязательно сравнивают поведение системы в обычных и специально измененных условиях. Результаты и условия эксперимента строго фиксируют и описывают.

В естествознании между наблюдением и экспериментом в цепочке исследования лежит важное звено — гипотеза (от греч. hipotesis — основание, предположение). Перед тем как организовать эксперимент, продумать его условия, выдвигают предположение, которое нужно проверить (подтвердить или опровергнуть) экспериментально.

ИЗМЕРЕНИЕ. Естественно-научное экспериментальное исследование всегда опирается на точные измерения. Каждый из вас измерял длину линейкой в сантиметрах и миллиметрах; температуру с помощью градусника или термометра в градусах. Характеристики объектов, получаемые в результате измерений, называют параметрами.

Для измерения параметров служат специальные приборы, например манометр для измерения давления, вольтметр для измерения напряжения в электрической цепи. Результаты измерений могут позволить рассчитать параметры объектов или характеристики процессов. Например, объем куба можно рассчитать, измерив его ребро, а скорость равномерно движущегося автомобиля можно оценить, зная путь и время, за которое он пройден.

Источник

Наблюдения за собой – зачем они нужны?

Что значит уметь наблюдать

Лера Суховольская, 11 лет

Что значит уметь наблюдать

Что значит уметь наблюдать

Дневник вчерашней девочки из шкафа

Как перестать бояться водить машину – пример работы с чувствами

Что значит уметь наблюдать

Для тех, кто прочитал книги «Люди из шкафа»

Кризис 40 лет: новый взгляд

Если необходимо узнать, что является корнем твоих переживаний (что толкает тебя переживать), то необходимо в особенности наблюдать за собой в период обостренных переживаний.

В самоанализе имеет значение не только, что ты думаешь, имеет значение также, что ты делаешь, что ты говоришь, на что больше всего обращаешь внимание (каковы сейчас твои акценты) и т.д.

Метод наблюдения за собой я использую в своей жизни постоянно. Например, зашла на сайт и написала очередную статью в дневник вчерашней девочки из шкафа. Якобы я это для читателя написала. Даю такой пример работы над собой. Что бы спросил меня психолог? – Я могу спросить себя, реализовать, таким образом, методику: “сам себе психолог”: Что именно я написала? (что хотела этим сказать?), На чем сделала акцент? (что этим сказала?) – Всегда кажется, что мы говорим то, что давно и хорошо знаем. Но о чем именно я вспомнила сегодня?

Сегодня я “вспомнила” о том, что преодоление зависимости от еды не должно быть каторгой. И написала статью о том, как правильно воспринимать работу над собой. С каторгой невозможно справиться. Зависимость нельзя перебороть. Зато можно изменить восприятие: моя тяга к запретному, – это не каторга, а возможность справиться с этой самой тягой.

Впоследствии, после написания статьи, стало понятно, что писала я про себя. Я поймала себя на восприятии работы над собой как каторги. – Это один из немногих примеров методики “Сам себе психолог”, в котором обязательно применяются наблюдения за собой.

В период написания серии книг “Люди из шкафа” к концу девятой части меня начали посещать частые горестные мысли о том, как издевались над детьми фашисты в концлагерях. С этими мыслями невозможно было нормально жить. Когда я задала себе вопрос: куда именно меня толкают мои мысли? Не мой ли внутренний ребенок таким образом дает знать о моих собственных страданиях? – Оказалось, так и есть. Выводы и осознание я, разумеется, поместила в книгу.

Когда с кем-нибудь ругаешься, – тоже очень полезно наблюдать за тем, что говоришь ему о нем ( свою претензию). – Именно в этой твоей претензии заключается отгадка самой большой загадки: что толкает тебя на эти переживания? С чем на самом деле тебе самой необходимо справиться? Об этом чуть подробнее написано в статье: “Как понять свою проблему в ссорах“.

Очень полезно там где происходят наблюдения за собой задавать себе правильные вопросы, которые способны натолкнуть не просто на ответы, а на глубокое понимание ситуации и на выход из этой ситуации:

Какое мое чувство заключается в переживании о чем-либо? (Такой вопрос я задавала себе когда с горестью думала о страданиях невинных детей)

Постоянный анализ там где есть наблюдения за собой: Что я сейчас делаю и зачем? – Данный вопрос подходит для анализа поступков. Какие действия сейчас стали особенно важными для меня? И чего я на самом деле хочу добиться за счет этих действии? Что тревожит меня на самом деле сейчас, в период обострения основной моей проблемы?

Зачем я туда пошла?

О чем о своем я сейчас читаю (пишу, говорю)?

О чем я думаю? Чему именно посвящены мои мысли? Что в этих мыслях содержится мое?

Что сейчас вдруг стало самым важным для меня?

Из-за чего я начала нервничать?

Что я сейчас чувствую? О чем мои чувства? Что мои чувства пытаются мне сказать?

И так далее. Рано или поздно при постоянной практике каждый научится правильные вопросы формулировать для себя самостоятельно.

Допустим, ты понял, что на тебя действует и теперь хочешь понять, что с этим делать. – А это уже отдельная тема, которая раскрывает суть работы с чувствами.Об этом можно почитать в других статьях: Как преодолеть гнев

Источник

Конспект урока Естествознание, 10 класс Урок 3. Экспериментальные методы в естественных науках

Естествознание, 10 класс

Урок 3. Экспериментальные методы в естественных науках

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Основная и дополнительная литература по теме урока :

Открытые электронные ресурсы по теме урока :

Метрологический музей URL: http://www.vniim.ru/etalon.html

Рубрика «Эксперименты» // Учебно-методическая газета «Физика» (электронной версии) URL: http://fiz.1september.ru/topic.php?TopicID=14&Page=5

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Познание природы развивало наблюдательность древнего человека. Это позволило ему сделать множество замечательных открытий. Люди постепенно научились разбираться в окружающем их растительном мире. Они научились отличать полезные растения от тех, которые могут причинить вред. Многие растения они стали употреблять в пищу, узнали лечебные свойства некоторых из них.

Охотясь или занимаясь собирательством, человек ориентировался на местности. Этому он научился, наблюдая за положением Солнца и звезд на небе.
Наблюдение звездного неба с древнейших времен формировало самого человека как мыслящее существо. Звездное небо до сих пор притягивает людей разных стран, поколений и профессий. Наблюдая за движением планет, звезд и галактик мы продолжаем ставить вопросы и искать на них ответы.

Наблюдение. Каковы особенности научного наблюдения?

Научное наблюдение отличается от обычного созерцания тем, что позволяет приходить к ответам на поставленный исследователем вопрос. Оно всегда целенаправленно, сознательно организовано, методически обдумано. Результаты наблюдения можно оценить, записать, измерить. Главным в научном наблюдении являются условия, в которых оно проходит и то, что сам наблюдатель не вмешивается в ход наблюдаемого процесса.

Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона; гистолог наблюдает с помощью микроскопа зафиксированный и окрашенный срез ткани, а, скажем, для молекулярного биолога наблюдением может быть фиксация изменения концентрации фермента в пробирке.

Исследователь знает, ради чего проводится наблюдение, какая поставлена цель. Наблюдателя интересуют все детали исследуемого процесса. Чем больше деталей он заметит, тем больше получит материала для обдумывания, обработки, размышлений. Поэтому обязательно ведется журнал наблюдений, где записывают все особенности происходящих процессов и их условия. Впоследствии часто приходится снова и снова возвращаться к этим описаниям. Журналы наблюдений должны долго храниться, они становятся материалом для сравнения результатов разных исследователей. Наблюдение дает материал для дальнейших исследований, позволяет сформулировать вопросы, на которые надо ответить, обозначить проблемы, которые следует решить.

Эксперимент. Чем эксперимент отличается от наблюдения?

Самой крупной экспериментальной установкой в Мире является андронный коллайдер. Это ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов и изучения продуктов их соударений. Коллайдер построен в ЦЕРНе, находящемся около Женевы, на границе Швейцарии и Франции. Большой адронный коллайдер располагается в туннеле с длиной окружности 26,7 км. Специалисты надеются, что с помощью ускорителя смогут получить наиболее достоверную информацию о происхождении Вселенной.

Иногда используют так называемый мысленный эксперимент, когда исследователь мысленно моделирует процессы или системы, прогнозирует и описывает их поведение.

Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна и других ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует о существенной роли мысленного эксперимента в формировании теоретических идей.

Экспериментатор должен четко представлять, какие параметры процесса он изменяет, чтобы определить, что влияет на результат, установить причину и следствие. При этом в эксперименте обязательно сравнивают поведение системы в обычных и специально измененных условиях. Результаты и условия эксперимента строго фиксируют и описывают. Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то можно делать выводы о достоверности полученных данных.

И. П. Павлов в своей лаборатории, расположенной недалеко от Санкт-Петербурга, ставил эксперименты, изучая механизмы образования условного рефлекса. Суть знаменитого эксперимента состоит в изучении рефлексов животного, в данном случае собаки на внешнее воздействие. Именно Павлов вводит понятие безусловного рефлекса, данного от природы и условного рефлекса выработанного на протяжении жизни или в результате жизненного опыта. Все свои наблюдения Иван Петрович фиксировал в дневниках и журналах.

Павлову было уже почти 50 лет, когда он начал свои знаменитые исследования условных рефлексов. Этот новый интерес родился из случайного наблюдения одной особенности слюноотделения у собак. Обычно слюна начинает выделяться у собаки, когда пища попадает на ее язык, это врожденный рефлекс. Но Павлов заметил, что у его собак слюна выделялась еще до того, как пища попадала им в рот; у собак начинала течь слюна, когда они видели, что им несут еду, или даже тогда, когда они слышали шаги человека, который их кормил. Получалось, что рефлекс теперь вызывался новыми, прежде нейтральными, раздражителями. Сначала появилась гипотеза, в дальнейшем подтвержденная экспериментально.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорию, теорему, закон), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений. Таким образом, из гипотезы, подтвержденной экспериментом, рождается теория.

Измерение. Что значит измерить величину?

С развитием научных знаний возникает необходимость в более точной фиксации наблюдений. Для решения этой задачи начинают изобретаться различные измерительные приборы: линейка, секундомер, термометр, весы, транспортир и т.д.

Характеристики объектов, получаемые в результате измерений, называют параметрами. Для измерения параметров служат специальные приборы, например манометр для измерения давления, вольтметр для измерения напряжения в электрической цепи. Результаты измерений могут позволить рассчитать параметры объектов или характеристики процессов. Например, объем куба можно рассчитать, измерив его ребро, а скорость равномерно движущегося автомобиля можно оценить, зная путь и время, за которое он пройден.

С развитием торговых отношений и научных знаний появилась необходимость в развитии единой системы единиц измерений. Постепенно складывается метрическая система мер. На сегодняшний день международная система единиц (СИ) определяет семь базовых единиц измерения, являющихся основой для остальных единиц СИ: 1. Метр для длины; 2. килограмм для массы; 3.секунда для времени; 4. ампер для силы тока; 5. кельвин для термодинамической температуры; 6. кандела для силы света; 7. моль для количества вещества.

При обработке результатов измерений всегда нужно оценивать:

Экспериментатор должен четко представлять себе, какие параметры процесса он измеряет, чтобы определить, что влияет на результат и установить причину и следствие.

Как правило, естественнонаучное исследование происходит по следующим этапам: Наблюдение – Гипотеза – Эксперимент – Вывод (научно обоснованный факт).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Выпишите номера характерных черт научного наблюдения:

Верные ответы: 1, 2, 5,6,7

Задание 2. Выберите один правильный вариант ответа:

А) предположение, выдвигаемое перед началом наблюдения;

Б) действия, показывающие отношения одной величины относительно другой;

В) исследование каких-либо явлений путем создания новых условий, соответствующих целям исследования;

Г) специально организованное исследователем наблюдение.

Правильный вариант ответа: в.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Словари

несов. перех. и неперех.

1. Внимательно следить глазами за кем, чем-либо.

2. Воспринимать, замечать какие-либо свойства, особенности, встречаясь с каким-либо явлением или человеком.

3. Исследовать, изучать.

4. Иметь надзор за кем-либо или за чем-либо.

5. Выслеживать кого-либо, следить за действиями кого-либо.

Морфология: я наблюда́ю, ты наблюда́ешь, он/она/оно наблюда́ет, мы наблюда́ем, вы наблюда́ете, они наблюда́ют, наблюда́й, наблюда́йте, наблюда́л, наблюда́ла, наблюда́ло, наблюда́ли, наблюда́ющий, наблюда́емый, наблюда́вший, наблюда́я

1. Если вы наблюдаете за кем-либо или чем-либо, вы внимательно на это смотрите.

Многочисленные туристы с восхищением наблюдали за Ниагарским водопадом. | Она почувствовала, что за ней наблюдают.

2. Если вы наблюдаете кого-либо или что-либо, значит, вы смотрите на этих людей, на эти объекты и обращаете на них особое внимание.

Каждый десятый россиянин наблюдал неопознанные объекты. | Известных актёров я наблюдал не только на телеэкранах, но и в реальной жизни.

3. Если врач наблюдает пациента, значит, он регулярно проверяет его состояние.

Наблюдать больного с начала его заболевания. | пасс.

Все сотрудники фирмы наблюдаются врачами хорошего медицинского центра.

НАБЛЮДА́ТЬ, наблюдаю, наблюдаешь, несовер.

1. с союзом «что» или «как» и кого-что. Внимательно следить глазами за кем-чем-нибудь. С интересом наблюдал, как играют дети. «Меня наблюдал человек за деревом.» Пришвин.

2. кого-что. Внимательно следя за кем-чем-нибудь, изучать, исследовать (книжн.). Наблюдать затмение солнца. Наблюдать ход событий. Врач наблюдает больного.

3. кого-что и с союзами «что», «как». Встречаясь с каким-нибудь явлением, замечать, воспринимать. «Ты знаешь, что я, в самые великолепные мгновения человеческой жизни, не в состоянии перестать наблюдать.» А.Тургенев.

4. за кем-чем. Иметь надзор за кем-чем-нибудь, охранять кого-что-нибудь. Наблюдать за порядком. Наблюдать за ребенком. Милиционер наблюдает за уличным движением.

|| Следить за чьими-нибудь действиями, выслеживать кого-что-нибудь. За Пушкиным, сосланным в село Михайловское, наблюдал местный священник. «Она вчера как-то особенно за мной наблюдала.» А.Тургенев.

5. кого-что. Ухаживать за кем-чем-нибудь, заботиться о ком-чем-нибудь (прост.). «Наблюдал свою лошадку, добывал оброк.» Некрасов.

6. что. Соблюдать, придерживаться чего-нибудь в чем-нибудь (устар.). «В своей одежде он всегда наблюдал самую последнюю моду.» Пушкин.

1. кого (что), за кем (чем), с союзом «что» или «как». Внимательно следить глазами за кем-чем-н., а также вообще внимательно следить за кем-чем-н., не упускать из виду, из поля зрения. Н. восход солнца. Н. за полётом птицы. Н., что делают (как играют) дети. Н. повадки животных.

2. кого (что). Изучать, исследовать. Н. больного. Н. развитие событий.

3. за кем (чем). Осуществлять надзор за кем-чем-н. Н. за порядком. Н. за детьми.

| архан. поставец или полочки, для складки тарелок на ребро. Наблюдень муж., твер. крышка на блюдо. Наблюдный, что лежит на блюде. Наблюдное ср. денежный подарок невесте, который кладут на блюдо.

1) (кого/что, за кем/чем) Внимательно следить глазами за кем-л. или чем-л.

Мальчик наблюдает за полетом бабочки.

Наблюдать ликующую толпу.

Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского (Л. Толстой).

взира́ть (устар.), гляде́ть, примеча́ть, рассма́тривать, смотре́ть, созерца́ть

2) (кого/что) Изучать, исследовать, внимательно следя за кем-л. или чем-л.

Ученые наблюдали солнечное затмение.

Врач наблюдает больного.

Нам, природоведам, интересно наблюдать разнообразнейшие формы борьбы за жизнь в природе (Соколов-Микитов).

изуча́ть, иссле́довать, рассма́тривать

3) (за кем/чем) Осуществлять надзор за кем-л. или чем-л., следить за выполнением, соблюдением чего-л., заботиться о ком-л. или чем-л.

Наблюдать за порядком.

Представители нескольких партий наблюдали за ходом голосования.

Наблюдай за сыном. Береги его (Чехов).

бдеть (устар.), блюсти́ (кого/что), надзира́ть, пригля́дывать, присма́тривать, следи́ть

4) (что) Быть свидетелем чего-л., встречаться с чем-л.

Нередко можно наблюдать строительство роскошных коттеджей на месте сгоревших старых дач.

Мне самой несколько раз пришлось наблюдать страшную картину опустошительного действия огня (Сушкина).

ви́деть, ната́лкиваться (на что) ста́лкиваться (с чем)

5) устар. Обращать внимание на кого-л. или что-л., замечать.

[Софья:] Счастливые часов не наблюдают.

[Лиза:] Не наблюдайте, ваша власть, а что в ответ за вас, конечно, мне попасть (Грибоедов).

наблюда́ться, наблюде́ние, наблюда́тель, наблюда́тельный, наблюда́ющий, наблюда́вший, наблюда́емый

Из старославянского языка (← ст.-слав. блюдати ← блюсти ‘хранить’, ‘соблюдать’ ← о.-слав. * bljusti). Корень тот же, что в словах бдеть, бодрый, будить.

1. кого-что, за кем-чем или с придат. дополнит. Внимательно следить. Н. за полётом самолёта, за космическим объектом. Н. солнечное затмение. Н., как сын рисует картину. Н. за пешеходами.

2. кого-что. Видеть, замечать, встречать. Вы наблюдали когда-нибудь альбиносов. Такой ранней зимы не наблюдали много лет. Врачи наблюдали потерю памяти после контузии.

3. кого-что. Изучать, исследовать. Н. больного. Н. жизнь животных.

4. за кем-чем. Осуществлять надзор, наблюдение за кем-, чем-л. Н. за детьми. Н. за порядком.

1. перех. и за кем-чем.

Внимательно следить глазами за кем-, чем-л.

Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского. Л. Толстой, Война и мир.

Видеть, замечать, встречать.

Мне самой несколько раз пришлось наблюдать страшную картину опустошительного действия огня. Сушкина, Там, где шумит океан и царит вечное лето.

Внимательно следя за кем-, чем-л., изучать, исследовать.

Наблюдать жизнь животных.

— Нам, природоведам, интересно наблюдать разнообразнейшие формы борьбы за жизнь в природе. Соколов-Микитов, Ленкорань.

4. за кем-чем и (устар.) над кем-чем. Осуществлять надзор за кем-чем-л., следить за выполнением, соблюдением чего-л., заботиться о ком-, чем-л.

Наблюдать за порядком.

[Отец] бо́льшую часть дня должен был проводить на мельнице, наблюдая над разными работами. С. Аксаков, Воспоминания.

[Аркадина:] Наблюдай за сыном. Береги его. Чехов, Чайка.

Соблюдать что-л., придерживаться чего-л. в чем-л.

У себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет. Пушкин, Пиковая дама.

[Меркулов] известен за солдата серьезного и обстоятельного: в одежде наблюдает опрятность. Куприн, Ночная смена.

Наблюдать, аю, ешь, несов., перех.

Соблюдать что-либо, придерживаться чего-либо.

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. // Пушкин. Стихотворения //; У себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо. // Пушкин. Пиковая дама //

см.: Счастливые трусов не наблюдают.

кого-что, за кем-чем и над кем-чем.

1. кого-что (рассматривать, созерцать, изучать что-л.). Наблюдать солнечное затмение. Наблюдать больного. Наблюдать жизнь животных. Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского (Л. Толстой). Нам, природоведам, интересно наблюдать разнообразнейшие формы борьбы за жизнь в природе (Соколов-Микитов).

2. за кем-чем (осуществлять надзор; внимательно следить глазами). Наблюдать за уличным движением. Наблюдать за полетом птицы. [Калиныч] за барином наблюдал, как за ребенком (Тургенев). Иван Федорович лично наблюдал за его [сквера] разбивкой и посадкой кустов (Фадеев).

3. над кем-чем (устар.). [Отец] большую часть дня должен был проводить на мельнице, наблюдая над разными работами (Аксаков).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *