Что значит уметь читать и когда
Что значит уметь читать?
Екатерина Бунеева
12 марта 2020 • 14:18
Учёные давно уже дали ответ на этот вопрос: извлекать из текста все три уровня информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) и эмоционально проживать текст, если мы читаем художественное произведение.
Мы ещё в школе усвоили, что литература – искусство слова. А как определить, искусство ли та книга, текст, что я сейчас читаю, или нет? Ответ есть у Евгения Водолазкина в очерках «Идти бестрепетно. Между литературой и жизнью»:
«Граница между искусством и не искусством определяется наличием системной и внесистемной информации…»
Например, объявление о продаже обуви – это системная информация, потому что обозначаемое (обувь) и обозначающее (текст) вполне совпадают. Иными словами, в этом тексте всё сообщается в явном виде, без подтекста. Дальше процитирую автора:
«Примером же внесистемной информации является самый короткий рассказ Хемингуэя («For Sale»): «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Нужно ли объяснять, какой трагический сверхсмысл содержит это объявление? … Таким образом, свехсмысл отличает искусство от не искусства».
Сверхсмысл – по-другому, подтекст, именно его нужно уметь прочесть в художественном произведении: в книге, фильме, картине, спектакле. Но я сейчас о книгах, текстах. Можно ли научить вычитывать подтекст, сверхсмыслы? Можно, и обязательно нужно, в этом прежде всего назначение уроков литературного чтения в начальной школе и литературы – в основной и старшей. Средством обучения будет технология продуктивного чтения. Покажу на примере, как можно прочитать вместе с детьми стихотворение Анны Ахматовой «В саду».
До чтения
Прочитайте имя автора. Оно вам знакомо? Если да, что вы ждёте от новой встречи?
Прочитайте заглавие, рассмотрите иллюстрацию. О чём будем читать? Что можно предположить: содержание, настроение?
Это перевод стихотворения армянского поэта Маро Макарян, сделанный Анной Ахматовой в 1954 году.
Читаем текст
Читая стихотворение, постарайтесь представить картину, нарисованную словами. Обращайте внимание на ключевые слова, они помогут понять текст, почувствовать настроение автора.
Где клён, и дуб, и ясень,
Гуляя наугад, (наугад – наудачу, не зная заранее, неуверенно)
Уж распахнула осень. (Осень пока «гуляет наугад», она только распахнула калитку в сад, то есть ещё не вошла, только-только приходит… значит, осень ранняя. Что вы представили? Какую картину ожидаете увидеть за распахнутой калиткой, где «клён, и дуб, и ясень»?)
Там пшат прекрасный мой —
Серебряное диво — (пшат – это армянское название южного кустарника с серебристыми листьями)
В наряде горделивом. (Вот первая осенняя картинка сада: листья пшата серебристые, а вот тополь уже золотой, он красуется горделиво. Как вы представляете этот цвет – золотой это какой?)
Как будто под листвой
Огонь незримый зреет, (Незримый – значит невидимый. Зреет огонь под листьями – что это может быть? Что вы увидели?)
Шиповник пламенеет. (Вот этот огонь: ягоды шиповника, они тёмно-красные, рыжие, как огонь. Видели ягоды шиповника? Представили эти капельки огня под ещё зелёными листьями? Это вторая картинка осени в милом саду.)
Но осень так скромна, (Поэт называет осень скромной, но у неё же такие яркие краски, их много! Что можете предположить?)
Огонь свой затаила. (Немного жёлтого, немного рыжего…Ранняя осень пока скромно прячет свои яркие, сильные краски.)
После чтения
— Картина, которую вы увидели, совпала с вашими первоначальными предположениями?
— Расскажите, какую картину вы представили, прочитав стихотворение. Начните так: Ранняя осень в саду…
Об авторе: Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук, автор учебников, лауреат Премии правительства РФ в области образования, создатель Домашней онлайн-школы грамотности Екатерины Бунеевой
Как правильно читать книги и получать максимум пользы
Чтение книг даёт человеку очень многое, но этот эффект можно усилить многократно, если научиться правильно читать книги. Пробегая глазами страницу за страницей, большинство из нас так и не в силах вникнуть в глубины авторского замысла. А ведь очень часто именно в сложных и запутанных мыслях высказываниях автора и кроется подлинное великолепие и ценность читаемой книги.
Читать книгу — значит с головой погрузится в ее содержимое. Именно литературные издания расширяют наш кругозор, пополняют копилку нашего словарного запаса, открывают перед нами удивительные порталы в новые и неизведанные миры! Поэтому, чтобы процесс чтения приносил максимум пользы и удовольствия, необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство читателя. Любая работа всегда требует много сил, усердия и времени. Но если узнать несколько простых секретов того, как правильно читать книги, то польза от чтения увеличится в разы. Вы готовы? Тогда начинаем прямой сейчас!
Какую ценность представляет для нас чтение?
Неважно, предпочитаете ли вы художественную литературу, или же вам ближе научные сведения. Любая информация имеет неоспоримую ценность, будь то подробное описание исследований в области военной техники, или наполненная романтизмом биография творческого гения. Как правило, наибольшую пользу приносит чтение литературы, связанной с профессией или специальностью человека.
Уметь правильно читать очень важно, ведь объем и качество впитанной нами информации напрямую влияет на наш личностный рост. Но неоценимость чтения имеет и множество других проявлений! Давайте вместе с Вами вспомним, какую пользу приносит чтение книг каждому из нас:
Чтение закаляет память. Чем больше времени человек проводит за чтением книг, тем легче и быстрее он запоминает любую информацию. В ходе исследовательского эксперимента американской неврологической академии, участие в котором приняло около 300 добровольцев пожилого возраста, было установлено: чтение более чем на 33% замедляет ослабление памяти, вызванное старением.
Книги делают нас счастливей. Именно к такому выводу пришли ученые мужи из Ливерпульского университета. Опросив более 4000 человек, они установили: люди, посвящающие свободное время чтению, — обладают хорошей самооценкой, легко преодолевают жизненные препятствия и отличаются ярким позитивным мышлением.
Книги развивают интеллект. На эту тему профессорами Королевского колледжа Лондона и университета Эдинбурга был проведен эксперимент, доказывающий: чтение непосредственно сказывается на личностном развитии человека, улучшает аналитические способности.
Литература учит нас широко мыслить. Книги распахивают перед нами двери в иные фантазийные миры, рождая в нашем разуме различные картины, героев и сюжеты, о которых мы и помыслить не могли.. Регулярно предаваясь чтению, мы раздвигаем рамки привычного, снимаем оковы с нашего воображения. Нестандартное мышление — хороший навык, который бывает весьма кстати в ситуации, требующей особой сообразительности.
Книги расширяют кругозор. Благодаря огромному многообразию жанров: история и фантастика, ужасы и приключения, детективы и юмор — книги являют собой безмерный кладезь самых разнообразных и ценных познаний.
Каждый из нас способен развить в себе эти гениальные стороны и поразительные качества! Однако, подобные перемены возможны лишь при условии, что мы умеем правильно читать книги. Чтение не должно быть бесцельным, ради «галочки». Мы должны переместиться в сюжет, погрузиться в замысел автора, прочувствовать все переживания и радости, описанные на страницах книги. Двигаемся дальше.
Классификация способов чтения
В своей научно-исследовательской работе 1940 года, М. Адлер — американский философ, выделил и подробно описал 4 способа чтения:
Знание этой классификации способов чтения нужно для понимания того, что различным книгам подходит различный способ чтения. Всегда помните об этом, начиная новую книгу — попробуйте определить, какой из способ чтения будет для этой книги наиболее подходящим. Это первый шаг к тому, чтобы научиться правильно читать книги. Двигаемся дальше.
Советы, повышающие результативность и увлекательность чтения
Научиться правильно читать книги не сложно. Необходимо лишь сосредоточиться на тексте, оттолкнуться от реальности и полностью перейти во власть написанных строк. Но чтобы погрузиться в суть и вникнуть в смысл написанного было проще, можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
Подходите ответственно к выбору каждой книги
Не стоит читать все, что попадется в руки. Прежде чем приступить к чтению — ознакомьтесь с отзывами и рецензиями, тщательно изучите содержание, убедитесь, что на страницах издания вы обнаружите именно то, что придется вам по душе. Так, за пару минут вы сможете выстроить представление о книге, понять, стоит ли она вашего внимания и будет ли вам интересно ее читать. Поверьте, отбирая лишь стоящие материалы из кучи авторской лепнины, вы сэкономите массу времени, которое можно потратить на более увлекательные и полезные материалы. Придерживайтесь только качественной литературы.
Читая, вооружитесь карандашом
Карандаш — отличный помощник не только в рисовании, но и в чтении. Обязательно выделяйте в тексте непонятные моменты, чтобы позже вернуться к ним и более досконально обдумать. Так, даже, казалось бы, непостижимо запутанный фрагмент откроется вашему взору в совершенно новом свете! Не лишним будет запастись парой закладок и блокнотом для наиболее значимых заметок.
Преследуйте конкретные цели
Многие из нас совершенно бесцельно перелистывает страницы книги. Но чтобы научиться читать литературу правильно — необходимо выстроить перед собой ряд целей. Заранее подумайте, что именно вас интересует, на какой вопрос вы хотели бы отыскать ответ? Какую пользу Вы хотели бы извлечь из книги? Возможно, путем прочтения романа вы преследуете решение конкретной дилеммы? Тогда вы должны максимально навострить все свое внимание, постараться ни упустить ни одной строчки. Помните о своей цели, пока не дочитаете книгу до конца.
Не забывайте подводить итоги
Правильно читать книгу — значит разложить полученную информацию по полочкам в голове. Мысленно составьте отчет о прочитанном, выделяя самое важное: «О чем я прочитал?», «Что произошло?», «Что послужило причиной такой развязки?», «Чему меня научили случившиеся события и были ли они интересны?», «Согласен ли я с точкой зрения автора?», «Какие выводы я могу сделать?».
Регулярно тренируйте свое мастерство
Постарайтесь читать каждый день. Этот «ритуал» должен стать для вас таким же обыденным делом, как приготовление пищи. Читайте, вникайте в суть замысла, погружайтесь в книгу с головой. Вскоре вы сами увидите, как ваша жизнь начнет меняться в лучшую сторону! Вы научитесь концентрироваться на процессе чтения, не отвлекаясь ни на что другое. Ваш кругозор станет намного богаче, речь представительней. А всякого рода жизненные невзгоды перестанут вас пугать. Если Вы хотите узнать, как приучить себя к постоянному чтению книг, прочитайте эту увлекательную статью.
Не зацикливайтесь на конкретном жанре
Существует достаточно много жанров книг — от художественной литературы до научных изданий. Каждый конкретный жанр развивает какую-то отдельную сторону личности. Если вы хотите научиться правильно читать книги, вам необходимо тренироваться на разных жанрах. Не бойтесь открывать для себя новую информацию, которая доселе казалась скучной или же чересчур заумной. Расширяйте кругозор, это непременно скажется на эффективности обучения.
Перечитывайте непонятные моменты
Если во время чтения вам попадаются сложные моменты, не зацикливайтесь на них. Продолжайте чтение книги привычным для вас способом, не вдаваясь в сложные слова, метафоры и высказывания. Но не забывайте помечать их. Когда книга будет полностью прочитана, вернитесь к озадачившему фрагменту и уделите ему максимум внимания. Используйте дополнительные источники, перечитайте спорный или непонятный момент еще несколько раз, включите всю свою логику. Вы должны досконально изучить материал, понять его также точно и правильно, как его понимал сам автор. В книге не должно остаться ни слова, посыл которого остался для Вас не понятен. Не ленитесь проработать материал, пусть даже это займет много времени. Иначе, вы так и не научитесь правильно воспринимать литературу.
Делитесь эмоциями от прочитанного
Самый лучший способ формулировать своё мнение — это письменное изложение мыслей. Сядьте, выпейте чаю и тщательно проанализируйте сюжет книги, оцените полезность сведений, вспомните впечатления, нахлынувшие на вас после прочтения произведения. Выделите наиболее полезные мысли.
Если вы чувствуете, что готовы, то смело приступайте к написанию рецензии. В современном мире для этого подойдет практически любая соц сеть. Прекрасно, если вы ведете свой личный блог. При написании, обязательно используйте понравившиеся цитаты из книги, формулировки, ценные мысли. Возможно на помощь вам придет ранее прочитанная литература, с которой вы можете провести параллель.
Делиться своими мыслями с другими читателями — очень полезный опыт. Вы можете совместно обсудить волнующую вас деталь, или же найти ответ на мучающий вопрос.
Тренинг
Друзья, советы из данной статьи безусловно помогут Вам улучшить эффективность чтения. Но если Вы хотите совершить настоящий прорыв — увеличить скорость чтения в несколько раз, развить внимание и улучшить память — записывайтесь на курс «Скорочтение» от Викиум — проверенного и надежного сервиса по развитию способностей. Этот курс поможет Вам:
Чтобы лично убедиться в эффективности тренинга, можете прямо сейчас пройти 1 урок бесплатно.
Заключение
Ну что же друзья, мы с Вами разобрали наиболее эффективные способы научиться читать книги с максимальной пользой. Давайте подведем небольшой итог, представим полученные знания в виде удобной таблицы, чтобы ничего не забыть:
Цель научиться правильно читать книги должна стоять перед каждым человеком, который ценит литературу и хочет извлекать из нее максимум пользы, удовольствия и авторского вклада. Только представьте, сколько вы упускаете из-за того, что просто-напросто не вчитываетесь в текст, не углубляетесь в замысел, не пытаетесь понять сложные авторские композиции. Ведь книги — самое прекрасное, что было создано рукой человека.
Спасибо за чтение, желаю Вам успехов и процветания!
Что значит «уметь читать»?
Разделы: Литература
Класс: 5
Один из важных вопросов современной школы – это вопрос обучения чтению. Чтение является процессом работы с текстом, направленным на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание. Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни современного человека.
Меня как учителя старшей школы интересует вопрос: «Что значит уметь читать»?».
Попросите любого школьника 4, 5-го класса прочитать вывеску или короткую рекламу. И он, без сомнения, прочитает! Значит, он умеет читать! Получается, что проблемы умения прочитать текст в старшей школе (то есть с 5-го класса) не существует! Действительно ли это так? Давайте разбираться.
В методической литературе выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
«Правильное чтение – это чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения».
Как показывает практика, к 5-му классу большинство ребят владеют навыками правильного чтения. Многие читают осознанно, бегло. Но и здесь стоит оговориться, если слова короткие, то ребенок читает легко и понятно, а если слово состоит из 5–6 слогов, то у многих возникают проблемы: ребенок старается произнести слово в том же темпе, коверкает его и, следовательно, не понимает, но продолжает читать. Данное чтение нельзя признать качественным.
В международном исследовании PISA есть направление – читательская грамотность школьников средней ступени. По статистике с 2003 года Россия ни разу не входила в двадцатку стран по этому показателю (26, 32, 34 места) из 70 стран. Как видно, проблема формирования навыка качественного чтения в средней школе оказывается очень актуальной!
«Как хорошо уметь читать!» – написал в своем стихотворении Валентин Берестов. В этой строчке логическое ударение падает на слово «уметь». Мы же поставим ударение на слово «ХОРОШО» и углубим диапазон проблемы: Как ХОРОШО уметь читать? Что же значит: хорошо уметь читать?
Если читать слово медленно, то его обязательно прочитаешь правильно!
«Беглость чтения — это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение». Средняя скорость разговорной речи человека в зависимости от типа нервной системы колеблется в пределах 100–160 слов в минуту.
В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) учителя используют прием подсчета слов, прочитанных учеником за определенный промежуток времени. Так написано в методике. Но часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенку главное быстро прочитать слова, так его проверяли. И получается, что он читает быстро, но ничего не понимает, как ничего не понимают и окружающие.
В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. То есть ребенок перед прочтением должен знать, видеть облик слова (этот процесс можно сопоставить с изучением иностранного языка). Поэтому очень важна работа над развитием зрительной памяти. Что способствует формированию зрительной памяти: один из приемов – пересказ текста, во время которого можно использовать ключевые слова, логические цепочки, таблицы, рисунки, кластеры и т д. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения. С введением тетрадей на печатной основе по ряду предметов учителя концентрируют свое внимание на данной форме работы. От такой работы, несомненно, много пользы! Но исключать пересказ как форму работы нельзя.
Третий критерий: сознательное чтение. Для формирования сознательного чтения необходимо развитие смысловой догадки. «Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно ускоряет процесс чтения. То есть он основан на понимании того, о чем читают».
Данные три навыка чтения необходимы в каждом предмете, где ребенок сталкивается с текстом. Но еще одно качество чтения, способствующее пониманию и запоминанию прочитанного, – это выразительное чтение. Именно совокупность всех навыков качественного чтения определяет успешность обучения ребенка в школе: читаю – понимаю – запоминаю.
Под выразительным чтением понимают «правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения». Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: силу голоса, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодику тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.
Все средства интонации поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. Такое чтение приятно и интересно слушающим.
Павел Афанасьевич Фамусов, герой комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума», поучает своего слугу Петрушку: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой!», что и определяет критерии правильного чтения: спокойный темп речи, соблюдение интонационного рисунка текста, пауз, орфоэпических норм.
При изучении того или иного материала, работая с текстом, поставьте в приоритет не скорость его прочтения, а произносительную культуру чтения: соблюдение пауз, интонации, логического ударения. Тогда появится понимание прочитанного, и, может быть, интерес к такому занятию, как чтение книг.
Что значит уметь читать и когда происходит между автором и читателем.
Что значит уметь читать? И когда происходит между автором и читателем доверительный разговор? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением
Чтение расширяет кругозор и определяет степень образованности, ребенок дошкольного возраста читает сказки, дети среднего возраста берут книги о путешествиях, взрослым больше нравится читать научные факты и теории.
Умение читать помогает понять главную мысль автора, понять настроение и мысли писателя, узнать, в какое время жил писатель, какие люди его окружали.
Кто умеет читать, тот умеет читать между строк. Не всегда можно выразить на письме свои настоящие мысли, умный образованный человек легко догадается, что хотел сказать автор да не сказал.
Я люблю читать про животных, английский писатель путешественник создал цикл рассказов о редких животных Африки, эту книгу я перечитывала много-много разз
1 Ваня Зубов жил в деревне, ему было 16 лет. До революции жизнь простых крестьян и рабочих в России была нищенской и очень тяжёлой. После смерти отца мать Вани послала его в Сибирь искать лучшей жизни.
2 Ваня с большим трудом добрался до Сибири и во Владивостоке стал работать кочегаром в прачечной у китайца, когда китаец умер Ваня ушёл кочегаром на пароход.
3 Ваня несколько лет плавал на грузовом пароходе, который перевозил грузы в Китай и в Австралию.
4 Когда пароход сел на мель около Австралии, Ваня стал работать на плантациях сахарного тростника в Брисбэне в Австралии.
5 Жестокое обращение надсмотрщика с работниками привело к убийству надсмотрщика и после этого всех рабочих уволили.
7 Однажды вспоминая Родину, Ваня заплакал, а хозяйский мальчик, пожалев его, подарил ему старый билет на пароход, чтобы Ваня смог уехать на Родину. Ваня не хотел расстраивать мальчика и прятался от него, чтобы мальчик думал, что Ваня уехал.
8 А сам Ваня целый месяц старался заработать деньги, чтобы уехать из Брисбэна в Батавию, а оттуда в Лондон.
9 Ваня добрался до Лондона и на советском корабле вернулся в Ленинград, а затем устроился работать помощником машиниста в Пилеве.
10 Ваня посетил родные места и воспоминания нахлынули на него.
12 Ваня понял, что лучше Родины нет земли.
13 Ваня написал письмо в Австралию мальчику, который подарил ему старый билет на пароход и пригласил его в гости.
Что значит уметь читать и когда
У чтения есть разные уровни. Например, в начальной школе мы учимся читать, чтобы понимать задания в учебниках. А в старшей школе уже можем уловить скрытые смыслы, вычленить главное. Американский философ, преподаватель, редактор и популяризатор гуманитарного образования Мортимер Адлер в руководстве «Как читать книги» рассказывает об уровнях чтения и дает советы, как овладеть наукой активного, вдумчивого, многоэтапного чтения.
Качество чтения можно обозначить критериями. Лучше читает тот, кто способен воспринимать более сложный материал. И тот, кто читает более активно, то есть может овладеть тем смыслом, который хотел передать писатель.
Как читать книги
Рассмотрим два основных вида чтения — ради информации и ради понимания.
Вы можете легко заметить их корреляцию с умением читать в целом. Более слабый читатель обычно способен только на первый способ чтения: ради информации. Более сильный, несомненно, способен на большее. Он в состоянии понять новую информацию, а не только усвоить ее. Переход от непонимания к пониманию с помощью собственного умственного усилия при чтении напоминает процесс вытягивания себя за косичку из болота. Это титанический труд.
Почему так? Во-первых, есть изначальное неравенство в глубине понимания текста. Автор превосходит читателя, и его книга должна в доступном для чтения виде передавать то понимание, которого он уже достиг, а его потенциальные читатели — еще нет. Во-вторых, читатель должен уметь преодолевать это неравенство, частично или даже полностью приближаясь к уровню автора. Одним словом, учиться можно только у тех, кто нас превосходит. Главное — знать, кто твои учителя и как у них учиться.
У каждого слова есть множество значений. Контекст помогает понять, в каком значении употребляется в тексте то или иное слово. Прежде чем мы приступим к правилам чтения, рассмотрим основные понятия, на которые опирается автор.
Искусство мышления
Мышление всегда сопровождает обучение и открытие. Думать необходимо как в процессе чтения и слушания, так и в процессе исследования.
Многие читатели допускают две ошибки. Искусство мышления не существует само по себе, оно не может существовать отдельно от искусства чтения и слушания с одной стороны и от искусства открытий — с другой. По аналогии с утверждением, что чтение — это учеба, правильно будет сказать, что чтение — это мышление.
Вторую ошибку совершают те, кто пишет об искусстве мышления так, словно оно тождественно искусству открытия. Не менее важно понимать, как мы мыслим, когда читаем книгу или слушаем лекцию. Быть может, для учителей это даже важнее, поскольку искусство читать мы можем связать с искусством учиться, как искусство писать напрямую связано с искусством читать.
Любой всесторонне образованный человек, даже профессиональный исследователь с научной степенью, должен уметь учиться по книгам. Источник
Человечество — поколение за поколением — не должно осваивать всю мудрость мира и учить все с нуля. По сути, это невозможно и бессмысленно. И данный процесс напрямую коррелирует с навыками чтения. Если не развивать мастерство чтения, читать будут все реже. Можно приобретать новые знания, общаясь с природой — она всегда будет отвечать на вопросы человека, — но нет смысла разговаривать с предками, не научившись слушать.
Ограниченное и расширенное чтение
Ограниченное — это чтение самой книги, без какой-либо связи с другими источниками. Расширенное чтение — это изучение книги в контексте других книг, связанных с ней общим смыслом.
Самые необходимые средства расширенного чтения: опыт — общий или специальный, другие книги и живое обсуждение. Другие книги могут быть самыми разными. Справочники, учебники, комментарии, великие книги, посвященные тому же или близкому предмету.
Польза расширенного чтения состоит в особой ценности контекста. Мы знаем, что книга является контекстом для любой ее части, а книги, связанные одной темой, создают еще более широкий контекст, помогающий интерпретировать ее.
Дискуссия, хоть и не является необходимым вспомогательным средством, безусловно, очень полезна. Читатель, который учится обсуждать книги в группе своих единомышленников, одновременно с этим постигает искусство продуктивного общения с автором наедине — в своем кабинете. Быть может, там он даже лучше поймет беседу, которую авторы ведут между собой.
Активное и пассивное чтение
Самый явный признак того, что вы читаете правильно и эффективно, — это усталость. Настоящее чтение требует интенсивной работы ума. Обычно настоящее чтение — это тяжелая и медленная работа. Сама по себе скорость неважна. Главный фактор — это активность. Пассивное чтение не приносит плодов. Оно использует мозг как промокательную бумагу.
Помимо усталости должен существовать видимый результат интеллектуальной деятельности. Обычно людям свойственно основные процессы мышления выражать словами. Мы привыкли вербализовать собственные мысли, вопросы и суждения, которые возникают в процессе чтения. Читая, вы непременно думаете, а потому у вас всегда есть то, что можно выразить словами.
Эффективнее не загружать память во время чтения и делать заметки на полях книги или в блокноте. Процесс работы памяти можно запустить позже, и, конечно, это необходимо. Но правильнее будет не смешивать ее с работой по пониманию замысла автора как главной цели чтения. Вы сможете определить, что читали активно, по объему своих записей.
При попытке осознать всю структуру книги можно сделать несколько пробных набросков по основным ее частям, пока не появится целостная картина.
Всевозможные схемы и диаграммы полезны для выделения основных мыслей.
Делая заметки в книге, помните — всегда полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте. Более того, следует отмечать смежные значения, перечисляя отрывки, в которых ключевые слова используются в разных смыслах. Если автор противоречит сам себе, стоит отметить эти моменты, а также контекст, указывающий на очевидность противоречий.
Только не делайте свои заметки похожими на студенческие конспекты (об этом поговорим ниже). На стадии обучения чтению вам придется читать книгу несколько раз. Минимум трижды, если книга заслуживает внимания.
Однако хороший читатель может одновременно прочесть книгу три раза. Это не обязательно означает «три раза подряд». Строго говоря, это три способа чтения книги, которые следует применять каждый раз при желании прочесть книгу по-настоящему.
Первый способ чтения — структурный, или аналитический
Читатель движется от целого к частному.
Чтобы прочесть тот или иной текст первым способом, вы должны: 1) знать, какого рода книгу читаете, то есть понять ее основной предмет и классифицировать книгу по типу и предмету. Далее необходимо осознать: 2) в чем основной смысл книги (как можно более лаконично это изложить); 3) на какие смысловые или структурные части она подразделяется (для этого необходимо определить основные части книги, их порядок и взаимосвязь), и 4) какие основные проблемы автор стремится решить.
Поясним некоторые пункты.
Если отвлечься от терминологии, то станет ясно, что разница в типах книг заключается в намерении автора. Поэт или писатель занимается изящными искусствами, стремится доставить удовольствие или вызвать восторг с помощью прекрасных произведений так же, как музыкант или скульптор. Ученый или любой специалист в области гуманитарных наук стремится учить других, излагая истину. Данные правила относятся к чтению ради обучения, а не к эмоциональному наслаждению произведениями искусства.
Итак, необходимо точно знать, что вы читаете. Той части, которую принято называть титульными листами, обычно вполне хватает для классификации. Она включает в себя заголовок, подзаголовок, оглавление и предисловие. С их помощью автор сообщает, о чем пойдет речь.
Титульные страницы книг напоминают тиканье часов — обычно его замечаешь только тогда, когда оно пропадает. Источник
У каждой книги есть свой «скелет в шкафу», а точнее — между страницами. Ваша задача — его найти. Книга попадает к вам, если можно так сказать, с плотью на костях и в одежде. Она полностью готова к выходу в свет. Вам не придется раздевать ее или обнажать кости, чтобы увидеть скрытый жесткий каркас. Но в процессе чтения вы должны «просвечивать» книгу «рентгеновским» взглядом, поскольку важнейшая часть первого восприятия книги — это определение ее структуры.
В хорошей книге, как и в хорошем доме, все части упорядочены. Основные части в некотором смысле даже независимы. Как мы увидим, они могут иметь собственную внутреннюю структуру. Но при этом обязательно связаны с другими составляющими функционально, иначе просто не смогут вносить свой вклад в качество книги.
Второй способ чтения — интерпретационный, или синтетический
Здесь читатель движется от частного к целому.
Три правила второго способа чтения: 1) выделить ключевые слова и найти общий язык с автором; 2) отметить наиболее важные предложения в книге и определить утверждения, которые они содержат; 3) найти или сформулировать основные аргументы книги; 4) узнать, какие задачи автор решил в этой книге, а с какими не справился.
Правила интерпретирующего чтения направлены на преодоление препятствия, связанного с коммуникацией. Можно надеяться, что хороший писатель сделает все возможное, чтобы достучаться до нас через все языковые барьеры и препоны, но нельзя рассчитывать, что он реализует это полностью. По сути, у нас есть шанс встретиться на полпути. Задача читателя — усердно пробивать тоннель со своей стороны. Шанс на встречу посредством языка зависит от желания читателя и писателя двигаться друг к другу.
Правило «выделите ключевые слова и с их помощью найдите общий язык с автором» состоит из двух частей. Первый шаг — найти слова, которые играют важную роль. Второй — определить их точное значение в этом тексте.
Если бы язык был чистым и идеальным средством передачи мысли, эти два этапа совпадали бы друг с другом. Если бы каждое слово имело лишь одно значение, а неоднозначность была запрещена, то есть каждое слово представляло собой идеальный термин, язык был бы ясным и прозрачным. Читатель видел бы мысли автора через его слова. В таком случае необходимость во втором типе чтения не появилась бы вообще. Интерпретация была бы не нужна.
Для вас как для читателя наиболее важные слова — те, в отношении которых вы испытываете затруднения. Возможно, именно они являются ключевыми и для самого автора. А может, и нет.
Если важные для автора слова не вызывают у вас трудностей, скорее всего, вы их поняли совершенно правильно. В этом случае вы уже нашли общий язык с автором. Дальнейшие усилия следует прилагать, только если у вас это не получилось.
Несколько признаков ключевых слов. Первый и наиболее очевидный — это явный акцент автора на определенных словах, что достигается различными способами. Автор может использовать типографские средства — кавычки или курсив, чтобы выделить нужное слово. Может прямо в тексте рассматривать его значения и смысл. Может, наконец, подчеркнуть это слово, дав ему свое конкретное определение. Признаком ключевого слова является то, что автор из-за его смысла и толкования вступает в настоящую полемику с другими философами. Если автор горячо объясняет вам, как то или иное слово используют другие и почему он решил использовать его иначе, можете не сомневаться — для него это слово имеет крайне важное значение.
Главная ошибка пассивного читателя — невнимание к словам, из-за чего он не находит общий язык с автором. На фото — книга «Музей без границ. Древний мир»
Предложения и утверждения. Автор может честно декларировать свою позицию относительно конкретных фактов или знаний. Обычно мы ему в этом доверяем. Но честности недостаточно. Если нас интересует не только личность самого автора, нам мало знать, какова его точка зрения, нам требуется мотивированное обоснование.
Аргумент — это всегда набор утверждений. Некоторые из них содержат основания или причины для выводов. Если аргумент верен, то вывод следует из предпосылок. При этом он не обязательно правдив, поскольку некоторые или все предпосылки могут быть ложными.
Основные части книги и даже их подразделы содержат множество утверждений и, как правило, несколько аргументов. Но если вы продолжите делить книгу на составляющие, в конце концов придется сказать: «В этой части автор высказывает следующие мысли». Каждая из этих мыслей наверняка будет утверждением, а некоторые вместе взятые могут представлять собой аргументацию.
Деля книгу на части, вы доходите до уровня утверждений и аргументации. Переходя к аргументам, вы выясняете, каким образом они состоят из утверждений и терминов. Завершив процесс двух видов чтения, вы можете сказать, что знаете содержание книги.
Теперь, когда вы уже нашли с ним общий язык, обнаружили все его утверждения и аргументы, пришло время проверить собственные выводы с помощью следующих вопросов. Вы знаете, какие проблемы автор пытался решить в своей книге? В чем он преуспел, а в чем потерпел поражение? Столкнулся ли он с новыми проблемами в процессе решения поставленных задач? Догадывается ли о нерешенных проблемах, и если да, то о каких? Хороший писатель, как и хороший читатель, должен знать, была ли решена проблема.
Ответив на эти вопросы, вы сами почувствуете, что поняли книгу. Если вы начинали читать именно ту книгу, уровень которой превосходил ваш собственный опыт, значит, вы имели возможность чему-то научиться, пройдя долгий и интересный путь ее изучения.
Первые два способа чтения могут сочетаться, поскольку направлены на понимание книги. Третий же выделяется тем, что предполагает критику после того, как понимание произошло.
Третий способ чтения — критический, или оценочный
После двух видов прочтения ваши глаза открыты, разум бодрствует, но рот оставается на замке. До этого момента вы шли за автором. Теперь же у вас появился шанс поспорить с автором и выразить свое мнение.
Пришло время оценить автора и решить, согласны ли вы с его точкой зрения. Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения.
Рассмотрим три общих правила критического чтения. Часть из них можно назвать общими принципами интеллектуального этикета.
Первое № 1. Вы должны с полной уверенностью сказать: «Я понимаю», перед тем как произнести: «Согласен», «Не согласен» или «Я составлю мнение позже».
Слова «я не понимаю» — это тоже критическое суждение, но их стоит произносить лишь после того, как вы сделали все возможное. Здесь следует искать причину в книге. Говоря «не понимаю», обратите внимание на свою интонацию. Проверьте, точно ли ваше непонимание — проблема автора.
Второе № 2. Нет смысла побеждать в споре, если вы знаете или подозреваете, что неправы.
Когда читатель наедине ведет свой разговор с книгой, ничто не мешает ему победить в споре. Он беспрепятственно может одержать верх, поскольку автор не в состоянии защитить себя. Если читатель хочет только пустого удовлетворения от превосходства над автором, в такой ситуации он его получит. Едва ли ради этого стоит вдумчиво читать книгу. Достаточно пролистать несколько первых страниц.
Третье № 3. Необходимо рассматривать несовпадение мнений как решаемую проблему.
Тогда как второй принцип призывает читателя не возражать ради возражения, третий предостерегает его от безнадежного несогласия. Человек, который даже не надеется на плодотворную дискуссию, часто вообще отказывается понимать, что разумные люди могут достичь согласия.
Несогласие — это пустая трата времени, если нет надежды на решение проблемы.
Кроме того, всегда нужно аргументировать свое несогласие, то есть не просто заявлять о нем, но и сформулировать его суть.