Что значит уметь читать и когда происходит
Что значит уметь читать?
Екатерина Бунеева
12 марта 2020 • 14:18
Учёные давно уже дали ответ на этот вопрос: извлекать из текста все три уровня информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) и эмоционально проживать текст, если мы читаем художественное произведение.
Мы ещё в школе усвоили, что литература – искусство слова. А как определить, искусство ли та книга, текст, что я сейчас читаю, или нет? Ответ есть у Евгения Водолазкина в очерках «Идти бестрепетно. Между литературой и жизнью»:
«Граница между искусством и не искусством определяется наличием системной и внесистемной информации…»
Например, объявление о продаже обуви – это системная информация, потому что обозначаемое (обувь) и обозначающее (текст) вполне совпадают. Иными словами, в этом тексте всё сообщается в явном виде, без подтекста. Дальше процитирую автора:
«Примером же внесистемной информации является самый короткий рассказ Хемингуэя («For Sale»): «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Нужно ли объяснять, какой трагический сверхсмысл содержит это объявление? … Таким образом, свехсмысл отличает искусство от не искусства».
Сверхсмысл – по-другому, подтекст, именно его нужно уметь прочесть в художественном произведении: в книге, фильме, картине, спектакле. Но я сейчас о книгах, текстах. Можно ли научить вычитывать подтекст, сверхсмыслы? Можно, и обязательно нужно, в этом прежде всего назначение уроков литературного чтения в начальной школе и литературы – в основной и старшей. Средством обучения будет технология продуктивного чтения. Покажу на примере, как можно прочитать вместе с детьми стихотворение Анны Ахматовой «В саду».
До чтения
Прочитайте имя автора. Оно вам знакомо? Если да, что вы ждёте от новой встречи?
Прочитайте заглавие, рассмотрите иллюстрацию. О чём будем читать? Что можно предположить: содержание, настроение?
Это перевод стихотворения армянского поэта Маро Макарян, сделанный Анной Ахматовой в 1954 году.
Читаем текст
Читая стихотворение, постарайтесь представить картину, нарисованную словами. Обращайте внимание на ключевые слова, они помогут понять текст, почувствовать настроение автора.
Где клён, и дуб, и ясень,
Гуляя наугад, (наугад – наудачу, не зная заранее, неуверенно)
Уж распахнула осень. (Осень пока «гуляет наугад», она только распахнула калитку в сад, то есть ещё не вошла, только-только приходит… значит, осень ранняя. Что вы представили? Какую картину ожидаете увидеть за распахнутой калиткой, где «клён, и дуб, и ясень»?)
Там пшат прекрасный мой —
Серебряное диво — (пшат – это армянское название южного кустарника с серебристыми листьями)
В наряде горделивом. (Вот первая осенняя картинка сада: листья пшата серебристые, а вот тополь уже золотой, он красуется горделиво. Как вы представляете этот цвет – золотой это какой?)
Как будто под листвой
Огонь незримый зреет, (Незримый – значит невидимый. Зреет огонь под листьями – что это может быть? Что вы увидели?)
Шиповник пламенеет. (Вот этот огонь: ягоды шиповника, они тёмно-красные, рыжие, как огонь. Видели ягоды шиповника? Представили эти капельки огня под ещё зелёными листьями? Это вторая картинка осени в милом саду.)
Но осень так скромна, (Поэт называет осень скромной, но у неё же такие яркие краски, их много! Что можете предположить?)
Огонь свой затаила. (Немного жёлтого, немного рыжего…Ранняя осень пока скромно прячет свои яркие, сильные краски.)
После чтения
— Картина, которую вы увидели, совпала с вашими первоначальными предположениями?
— Расскажите, какую картину вы представили, прочитав стихотворение. Начните так: Ранняя осень в саду…
Об авторе: Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук, автор учебников, лауреат Премии правительства РФ в области образования, создатель Домашней онлайн-школы грамотности Екатерины Бунеевой
Что значит уметь читать и когда происходит
Меня спросили: а что значит уметь читать и быть правильным читателем. Изучив по этому вопросу обширные материалы доктора психологических наук Александра Михайловича Лобка, душой заболевшего за не умеющих читать книги современных детей, я сделала «выжимку» самого главного из его рассуждений и личного опыта как ученого, добавила своего педагогического опыта как учителя-словесника, ратующего за чтение, и предлагаю в статье ответ на этот вопрос.
В первую очередь, умение читать – это желание читать.
Если у вас нет желания читать – значит, вы не умеете читать. Значит, то «чтение», которому вас научили – это имитационное чтение. Человек читающий – это человек, в котором каким-то образом оказался зажжен «огонь чтения». Это человек, в котором сформирован читательский драйв. Он поймал какую-то особую тайну, особую «фишку» чтения, которая делает это чтение самым увлекательным процессом на свете, который не может быть заменен никакими аудио или видеоисточниками. Подлинное чтение – это когда книга почему-то становится важнее еды, компьютерных игр и даже общения со сверстниками. Когда книга наполняет вас переживаниями, образами и мыслями, которые продолжают жить долгие дни, а то и месяцы после того, как закрылась последняя страница. Когда к книге хочется возвращаться. Когда уже прочитанную книгу хочется перечитывать снова и снова. Когда с книгой происходит внутренний диалог. Когда книга становится внутренним партнером, другом и собеседником, учителем и воспитателем. Когда книга становится зоной сокровенного.
Во-вторых, умение читать – это искусство воображать. Это искусство обнаруживать себя в читаемом тексте. Это искусство наполнять текст своими чувствами, мыслями и переживаниями. Искусство наполнять читаемый текст собой. И прежде всего – своими образами, картинами своего воображения.
Увлеченное чтение – это искусство порождения своих собственных картин, визуализирующих читаемый текст в сознании. Самое удивительное при этом то, что у каждого читателя будет своя картинка. Текст – один, а картинок столько, сколько читателей, и все картинки совершенно разные. А степень подробности, степень детализированности воображаемых картинок – важнейший показатель вовлеченности в процесс чтения. Затем, по мере развития в читателе умения порождать собственные образы добавляется умение порождать собственные чувства, собственные мысли и смыслы, а так же собственные интерпретации в процессе чтения. Все это вместе взятое и есть актуализация собственного Я в читаемом тексте как подлинный фундамент чтения. Ключ к формированию «человека читающего».
В-третьих, умение читать – это искусство свободно путешествовать в читаемом тексте. Быть автором своей персональной траектории, когда не текст властвует над тобой, а ты над текстом. Человек читающий всегда является хозяином траектории своего путешествия по книге. Он не является «ведомым». Он не читает книгу строчка за строчкой, от начала до конца. Он читает, перепрыгивая с одного места на другое, он произвольно меняет темп и скорость чтения, тормозясь на фрагментах, которые вызвали в нем поток образов или чувств, и легко перескакивая через предложения и абзацы, которые по какой-то причине ничем в нем (пока!) не отзываются. Читающий человек как бы «играет» с текстом, экспериментирует с текстом, читая его то так, то сяк, «методом тыка».
Именно таким «методом тыка» мы пользуемся, когда выбираем книгу в книжном магазине. Открывая ее наугад в разных местах, читаем произвольные фрагменты и на этом основании принимаем решение, стоит ли эту книгу брать.
В-четвертых, умение читать – это еще и умение слышать спрятанного за текстом собеседника. Это умение понимать читаемый текст, т.е. быть адекватным читателем. Например, умение адекватно воссоздавать то, что находится «за» текстом – умение «считывать» спрятанные в тексте смысловые и художественные образы. Умение не просто выхватывать из текста отдельные слова и предложения или даже отдельные фрагменты и понимать их как душе заблагорассудится, а искусство чувствовать, воспринимать и дешифровывать целостную ткань текста, искусство воспринимать текст как некую целостность и обнаруживать автора, с которым можно вступать в диалог.
В-пятых, умение читать – это искусство чувствовать язык и стиль, искусство чувствовать поэтику и красоту языка, которым написан текст. Важнейшей характеристикой настоящего, состоявшегося читателя является то, что он умеет получать наслаждение от языка. Он умеет проживать книгу как особое художественное пространство. Ему знакомо искусство эстетического наслаждения, и он начинает искать книги не с точки зрения сюжета или жанра, а с точки зрения художественного стиля и качественности языка. Он начинает отличать художественно «вкусные» книги от художественно безвкусных, он формирует в себе то, что можно назвать «художественным навигатором» или «художественным чутьем», что позволяет ориентироваться в море литературы с позиций вкуса. Сформированность такого внутреннего художественного навигатора можно бы рассматривать как высший результат школьного литературного образования.
А если у человека оказалось сформировано чувство языка и чувство эстетики художественного текста, он будет готов получать удовольствие от все новых и новых художественных открытий, будет готов к встрече с новыми книгами и непривычными художественными мирами, будет готов к диалогу с актуальным литературным процессом, что так же является важнейшим критерием «человека читающего». Человек читающий – это человек, который не тратит свое драгоценное время на чтение книжной макулатуры, но зато открыт к встрече с новыми художественными мирами.
В-шестых, умение читать – это искусство «рыться» в книгах, умение фильтровать книжный поток и, в конечном итоге, создавать свою персональную, или «внутриличностную», библиотеку как зеркало своей личности.
Это наша невидимая библиотека, в которой постоянно происходит перекладывание и пересортировка книг. На мысленных стеллажах этой библиотеки находятся, в первую очередь, книги прочитанные и просмотренные; при этом на протяжении жизни происходит постоянное изменение рейтинга этих книг. Что когда-то невероятно увлекало и казалось сверхценным, вдруг резко утрачивает позиции, а что-то неожиданно выходит на передний план. Книга, которая когда-то совершенно ничем не задевала, вдруг становится книгой первой величины… Человек читающий – это человек, который все время занимается (как правило, неосознанно!) упорядочиванием книг на этих своих внутриличностных стеллажах. Причем самое главное в этой библиотеке даже не те книги, которые уже прочитаны, а те, которые хочется прочитать. «Длина» таких стеллажных полок и их наполнение являются важнейшим показателем образованности человека.
Но еще более важным показателем является динамика этой внутренней библиотеки. Чем более развит в человеке читатель, тем более подвижна его внутренняя библиотека, тем более активно происходит упорядочивание этого книжного богатства, тем более живым является его внутреннее пространство. Изменяются вкусы, оценки, пристрастия, ориентиры, предпочтения человека. Но несомненным остается одно – пространство и жизнь этой внутриличностной библиотеки являются важнейшими показателями культурного и образованного человека.
Образовательный сайт
Классические произведения литературы, собранные в учебнике для 5 класса — это сборник лучших рассказов, стихов, сказок и басен, которые «учат и наставляют».
Знакомимся с учебником
1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»?
Пушкин говорит о том, что книга — это лучший учитель. Ведь она всегда может быть рядом, и она всегда готова «учить». Ее всегда можно открыть и получать знания, вспоминать, что забылось и открывать для себя что-нибудь новое. Классические произведения литературы помогают открыть для себя новый мир интересных героев и захватывающих событий.
2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду каких профессий рождается книга?
Книжное слово стало доступно на Руси благодаря Ивану Федорову. Он был основателем книгопечатания. Его первой печатной книгой стал «Апостол».
Книги создаются благодаря людям таких профессий, как:
автор (писатель), который предлагает идею, основную мысль книги;
художник, благодаря которому на страницах появляются привлекательные иллюстрации;
редакторы — люди, устраняющие ошибки текста;
служащие типографии, следящие за работой книгопечатных машин.
Благодаря этим людям классические произведения литературы интересно читать в любом возрасте.
3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»?
Уметь читать — это значит уметь понять, что написано в книге — что хотел сказать автор. «Доверительный разговор» происходит, когда читатель берет в руки книгу. Он знакомится с героями, как с реальными людьми.
Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением, и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?
Бывали, когда я читал «Маленького принца» Антенуана де Сент-Экзюпери. Я как будто сам был пилотом, который разговаривал с маленьким принцем.
Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать?
Шалунья-сестричка, Вари горшочек вари, Три толстяка, сказки А ндерсена, Гарри Поттер, Таня Гроттер.
Многие классические произведения литературы после перечитывания становятся только интереснее.
4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план.
что такое доверительный разговор;
как правильно выбирать и читать книги.
Пересказ:
«Чтение — лучше учение» — сказал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он был прав, ведь произведения классической литературы учат духовности и нравственности, освещают исторические события и открывают новые знания.
Когда человек начинает читать книгу, он заводит с автором «доверительный разговор». Это значит, что он узнает героев, которых придумал писатель, и они становятся для него реальными людьми. Он будто говорит о них с автором.
Чтобы правильно выбирать книги, нужна большая подготовка. Нужно знать «проверенных» авторов. Правильно читать — значит перечитывать. Только так можно понять все, что хотел сказать автор.
Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развернутый ответ.
Нравится, что учебник удобный, в нем легко можно разобраться. В содержании очень хорошо видно, какие произведения будут изучаться. Они напечатаны большим размером букв. Легко разобраться и в авторах, произведения которых предстоит прочитать.
Оформление радует отличными рисунками, понятными блоками заданий и вопросов.
Роль каждого из тех, кто создавал учебник, очень велика. Автор смог выбрать лучшие произведения, которые необходимы для изучения в 5 классе, художник — отразить образ главных героев, а редакторы — подправить и улучшить то, что не заметил автор.
Без рабочих типографии учебник бы просто не вышел.
5. Покажите родителям свой учебник по литературе. Попросите их вспомн ить и рассказать вам про учебник, по которому они учились в школе.
К примеру, в 1991 году школьники учились по учебнику — «Родная литература». Это советский учебник. К ак и в современных учебниках, там очень хорошо представлены классические произведения литературы.
Обогащаем свою речь
В прошлые годы по программе литературного чтения можно было познакомиться с Пушкиным, Фетом, Некрасовым, Лермонтовым. Они встречаются и на страницах этого учебника.
Впервые в этом учебнике можно встретиться с Никитиным, Суриковым, Чеховым.
Переплет — жесткая, часто обтянутая мягким материалом обложка, в которую помещается книга (словарь Ожегова).
Обложка — верхние плотные листы, которые оборачивают книгу с двух сторон (словарь Ожегова).
Титульный лист — элемент книги, на котором размещаются авторы и заглавие издания, выходные данные (Большой энциклопедический словарь).
Выходные данные — год и место издания, издательство. Они располагаются в нижней части титульного листа (издательский словарь-справочник Мильчина).
2. Как назвал В. Набоков хорошего читателя? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?
Набоков называет хорошего читателя перечитывателем — активным и творческим читателем. Мне бы хотелось снова и снова перечитывать Гарри Поттера.
3. Найдите изображения старинных книг в интернете. Опишите их устно.
Старинные книги создавались вручную. Их обложка была очень прочной, потому что их приходилось носить с собой, иногда — в одежде или сумке. Обычно старинные книги были иллюстрированы рисунками от руки. На полях были заметки, а в страницах — закладки.
Как хорошо уметь читать! А уметь хорошо читать — ещё лучше
Чтение — это особый процесс, почти сакральный для отдельных людей, семей, городов и даже наций. Кажется, что может быть более вечным, чем чтение: очень древние читали петроглифы, древние — глиняные таблички и папирусы, соседи по столетиям — рукописные книги и грамоты, потом мир наполнился печатными книгами, а сейчас мы читаем со всевозможных экранов. Всё просто: мозг сканирует и декодирует символы, распознаёт смысл, сознание его «переваривает» в нужной форме, отдельные фрагменты пишутся в память. Для айтишников так вообще знакомый инженерный процесс. Но не всё так просто: нейропсихология и нейрофизиология чтения скрывают целый пласт сложных процессов, у чтения есть феномены и патологии, а мы читаем Пушкина совсем не так, как это делал сам Пушкин.
Конечно, одной статьёй эти вопросы не закрыть, но начать вполне можно, тем более что Хабр — один из сайтов, который максимально строго «заточен» именно на чтение (да ещё и лонгридов!).
Чтение и мозг: нейрофизиология
Чтение — молодой навык человека, поэтому до сих пор он не является безусловным, а приходит к каждому из нас в процессе обучения. Навык чтения не задан на генетическом уровне, то есть представить себе человека, который вообще не умеет читать, гораздо проще, чем того, который вообще не умеет говорить (будучи здоровым и интеллектуально сохранным в социуме). Освоение человечеством чтения и письменности сравнительно небольшой период для эволюции человека: протописьменность возникла в седьмом тысячелетии до н.э., а навык чтения как таковой стал появляться всего 5 тыс. лет назад (самой древней из обнаруженных библиотек 2,5 тыс. лет). Для мозга как биологической структуры это не так уж и много.
Чтение — это речевой процесс (и как всякий речевой процесс является познавательно-мыслительной деятельностью человека), который относится к новым высшим рефлекторным функциям, возникающим у индивида в ходе обучения. Из всего этого абзаца мы делаем три важных вывода: 1) чтению нужно учиться; 2) чтение и речь явно как-то связаны; 3) чтение — это нейрофизиологический процесс, оно затрагивает функции мозга.
Перед тем, как погрузиться в лёгкий флёр анатомии и нейрофизиологии, смоделируем процесс чтения как алгоритм (без подробностей и детальных шагов).
Руки держат книгу или другой источник чтения. Если руки не держат, тело ориентируется относительно источника текстовой информации (например, располагается перед монитором). Работают скелетные мышцы, моторика, осязание, обоняние и т.д. — человек выбирает позицию и объект чтения.
Работают глаза и зрительная кора головного мозга: происходит визуальная фиксация символов текста и их идентификация. О том, как глаза пробегают по строчкам (а может, прыгают?) можно прочитать здесь.
Происходит фонетическая идентификация текста (мы «слышим в голове» то, что читаем). Некоторые учёные полагают, что у взрослых этот этап отсутствует, мы сразу переходим к смыслу. Но если вы начнёте читать сложный незнакомый текст или текст на иностранном языке, вы сразу поймёте, о чём идёт речь.
Идентифицируются слова и их семантическое значение — ура, мы читаем что-то понятное. Это даёт нам первичный смысл текста — можем мы его прочитать или нет (а вдруг он на японском или это арабская вязь?).
Происходит восприятие словосочетаний и предложений с учётом пунктуации, синтаксиса, структуры текста («о, это смешно, а может скучно, а может заумно»).
Начинается самое интересное, в дело включается нейропсихология. Читатель интерпретирует текст на основании своих понятий, принципов, опыта, характера, используя анализ, синтез и подвергаясь влиянию социокультурных факторов. («PHP в 2021, реально? Да на нём только говнокодеры пишут! Для кого JavaScript придумывали? Тэээк-с, минус, низкий технический уровень материала» или «О, PHP в 2021! Старичок не сдаёт позиции. Я вон в Yii разобрался, мощь! Плюс, и в карму плюс». А статья одна и та же).
Конечно, всё это происходит фоном, мы не осознаём и не ощущаем ни одного из этапов (а дети в начале обучения, кстати, ощущают и осознают), но в это время в человеческом мозге происходят сложнейшие процессы. Взглянем на них поверхностно.
Сложное строение человеческого мозга обеспечивает контроль и реализацию высших психических функций: восприятие, память, мышление, речь, при этом мышление и речь наиболее тесно связаны. Речь и мышление формируются и развиваются под воздействием окружающей среды, социума, особенностей личности. Способность воспринимать и генерировать речь заложена в нас генетически. Навыки речи относятся ко второй сигнальной системе мозга (если кто не помнит, то первая сигнальная система по классификации академика И. П. Павлова — это безусловные реакции). Так вот, вторая сигнальная система выполняет регулирующую функцию. Но мы помним, что чтение — это речевой процесс, а значит, оно напрямую связано с работой центральной нервной системы (ЦНС) человека, работает благодаря нейрокогнитивному аппарату человека, однако, отличается от обычной речи рядом особенностей нейрофизиологии.
Чтение и мозг: психология современного чтения
Итак, чтение как речевой процесс напрямую связано с ЦНС человека, оно обеспечивается согласованной деятельностью областей мозга. В свою очередь, чтение влияет на мозг человека в самом прямом смысле. Дело в том, что наш интеллект растёт не за счёт роста количества нейронов, а за счёт роста количества связей между нейронами (у одного нейрона головного мозга может быть до 4000 синапсов). В процессе овладения чтением и собственно самого чтения (форма овладения информацией) центральная нервная система как раз усложняет связи между нейронами. Более того, чтение как культурное приобретение (а не генетическое) реализуется за счёт ранее сформированных нейронов и связей между ними (после формирования речи) — именно поэтому ребёнок не начинает читать раньше, чем говорить (я сейчас об осмысленном чтении, а не об узнавании формы объёмных букв на ощупь). О том, как читают дети и их мозг «оживает» едва ли не с каждым прочитанным словом, можно послушать в лекции французского нейробиолога Станисласа Деана (англ.).
Со школьных времён мы слышим много мифов про правое и левое полушария мозга. В частности, самый распространённый из них: «Васечка гуманитарий, у него левое полушарие отключено». Люди без мало-мальских знаний анатомии и биологии радостно несут это в стройные теории взрослой жизни. Здесь, как всегда: миф, чушь, бред и компот, но взялось это не на ровном месте. Действительно, у мозга два полушария, соединённых специальной перемычкой, которая называется мозолистое тело и состоит из нервных волокон, большая часть из которых с «оплёткой» (миелинизированные аксоны). И полушария головного мозга действительно имеют свои функции и зоны ответственности, но мозг (если нет травм и патологий) функционирует всегда целиком, а не с отключением каких-то отдельных частей. Например, за чтение по большей части отвечает теменно-височно-затылочная область левого полушария, которая выполняет зрительно-речевые функции.
Кстати, начало делению мозга на речевое левое и абстрактное правое полушария положили труды Поля де Брока (того самого, в честь которого в мозге названа зона Брока — двигательный центр речи, ответственный за воспроизведение речи человеком). В течение жизни с чтением нам помогают подружиться оба полушария: у детей, осваивающих свой первый букварь, активно работает правое полушарие (которое не только за фантазию, но и за первую сигнальную систему и коды зрительной информации). А вот когда чтение становится для нас автоматическим процессом, практически рефлексом, и мы не прикладываем никаких усилий к узнаванию букв (иероглифов и т. д.), за дело берётся левое полушарие, которое занимается зрительно-пространственным анализом информации и обрабатывает полученный текст (мы его понимаем). То есть со временем для чтения задействуется меньше отделов мозга, оно становится для нас проще, привычнее и способно приносить удовольствие. Процессом чтения взрослого человека начинает управлять по большей части левое полушарие и понимание этого важно, когда анализируются вновь возникшие дислексии вследствие черепно-мозговых травм или заболеваний.
Во время чтения задействуются до 17 зон головного мозга: например, кроме перечисленных, ещё и зоны памяти
А как же себя ведёт наш древний мозг, лимбическая система? Откуда удовольствие-то берётся? Прежде всего оговорюсь, что термин лимбической системы весьма расплывчат и вокруг него в научных кругах идут постоянные споры — всё же это целый комплекс структур головного мозга, у каждой из которых есть своё название. Но пока его официально не отменили, будем использовать. Так вот, лимбическая система тщательно следит за тем, что мы читаем, как мы на это реагируем и помогает нам решить, читать ли дальше: если книга интересная, мозг даёт положительные эмоции — нам хорошо, мы продолжаем. А если это учебник по аналитической алгебре, мы зеваем, скучаем и испытываем негативные эмоции (простите, если у вас по-другому). Чем больше и разнообразнее человек читает, тем активнее поднимается настроение и тем больше начинает «тянуть» к книгам — мозг адаптируется к изначально сложному процессу. Плюс ко всему, важно не забывать, что разные книги мы воспринимаем по-разному: представляем образ и сопереживаем лирическому герою, если он есть; ненавидим злодея; или же просто анализируем и стремимся запомнить как можно больше информации из учебника или делового издания (а иногда даже конспектируем).
Кстати, об эмоциях. Есть разные мнения учёных: кто-то утверждает, что все буквы, сложенные в слова, хороши, кто-то топит за полезность исключительно художественной литературы (а как же учиться и работать?). К сожалению, я не проводила исследований, но субъективно могу сказать, что да, от хорошего языка, структурированности и интеллектуальной насыщенности художественной и бизнес-литературы получаешь удовольствие, а от книг инфоцыган и коучей — нет, потому что не покидает ощущение, что читаешь плохо сделанную рекламу (ну и наоборот, шедевры рекламы звучат в голове даже когда из продажи исчезли сами продукты).
А вот положительное влияние книг на стресс доказано: британский учёный Дэвид Льюис (университет Сассекс, Великобритания) после искусственного стресса (различные упражнения и тесты) предложил добровольцам-испытуемым различные методики релаксации. Оказалось, что прослушивание музыки снижает стресс на 61 %, чашка чая или кофе — на 54 %, прогулка — на 42 %, видеоигры — на 21 %, а чтение — ажна 68 %. Кстати, мнения английских учёных о роли чтения в психоэмоциональной сфере кратко изложены здесь — на мой взгляд, кое-что спорно, но в целом любопытно.
Нарушения чтения: дислексия и алексия
У меня был знакомый, который шёл мимо вывески «Хлеб», а читал «КПСС», было написано «Банк», он читал «Баня», слово «расчёска» он писал как «росёска». В 90-е ему было всего 58 и все смеялись над его рассеянностью, хотя работал он главным бухгалтером одного из ведущих застройщиков города, а до этого занимал серьёзную должность в обкоме и вообще был умным и приятным собеседником. Встречались такие ребята и в школе — как правило, они не справлялись с задачами по математике, физике и биологии только потому, что не могли быстро прочитать условие задачи. И это тоже была она — дислексия, которая у некоторых сопровождается дисграфией (пропуск букв, плохое запоминание слов, ошибки в иностранных языках). Спустя годы у кого-то расстройство сохранилось, у кого-то практически исчезло (может, отчасти спасибо автокоррекции?).
Дислексия — частичная неспособность осваивать навык чтения, связанная с нарушением функций отдельных участков коры головного мозга. Это нейробиологическое расстройство, которое прежде всего имеет генетическую обусловленность, а также может возникнуть вследствие травмы, заболевания или иного воздействия на головной мозг. Обратите внимание, дислексия (как и полная невозможность читать — алексия) не является ленью, нежеланием или особенностью характера ребёнка или взрослого. Это нарушение, расстройство психологического развития (внесено в МКБ 10 (R48.0), а специфические расстройства учебных навыков даже выделены в качестве самостоятельной нозологической единицы — «Специфические расстройства развития учебных навыков» (F.81), включающей «Специфическое расстройство чтения» (F81.0; дислексия)). Если речь идёт о дислексии, не связанной с травмой или заболеванием, то она проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребёнок интенсивно осваивает навыки письменной речи (чтение + письмо). К сожалению, минимум 5-10% школьников испытывают трудности с чтением. Это много.
Такие дети при полной интеллектуальной сохранности и физическом здоровье (зрение, слух, отсутствие черепно-мозговых травм) могут отставать практически по всем предметам — потому что просто не могут быстро и правильно прочитать задание или текст задачи. Дислексия бывает разных степеней, в определённых формах поддаётся коррекции, но всегда остаётся с человеком на всю жизнь.
На картинке изображён боковой разрез и вид сверху мозга человека с нормой и человека с дислексией. Если говорить обывательским языком, красные точки — зона, ответственная за артикуляцию и анализ слов своей речи (зона Брока), синие и зелёные — анализ речи и восприятие словоформ как цельных единиц. Зелёные и синие вместе — теменно-височно-затылочная область, которая в случае нормы активна в левом полушарии
Опять же, не стоит путать дислексию с невнимательностью или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ на Хабре) — для постановки диагноза нужна консультация с неврологом, психологом и логопедом. Также не стоит самостоятельно работать с ребёнком или взрослым (в том числе с самим собой) — обязательна первоначальная консультация специалиста.
Скорочтение — дурная школьная забава?
Труднее всего ребята даже с очень лёгкой дислексией чувствуют себя на сдаче «школьных нормативов» по технике чтения. Они редко могут дотянуть до нормы и стесняются оглашать результаты рядом с тараторящими с листа одноклассниками. И, казалось бы, ну читают люди и читают — давно пора избавиться от этого странного пережитка чтения на время, ведь читать нужно на понимание! Но не всё так просто. Скорочтение играет ощутимую роль в развитии ребёнка (помните про создание новых нейронных связей?) и необходимо не просто как мини-зачёт на подоконнике с песочными часами (интересно, сейчас тоже так?), а как полноценный школьный курс.
Первая причина очевидна и легко угадывается: быстро читающий человек в единицу времени прочитает больше материала. Таким образом, он быстрее научится выбирать нужную информацию и отличать хорошую литературу от плохой (да, такая бывает).
Быстро читающий школьник с меньшей вероятностью попадёт в число отстающих, поскольку он будет успевать осилить весь школьный материал, включая дополнительные источники. На уроке у него не будет проблем со «схватыванием» условий задачи, диктантом (перечитать и проверить за собой тоже важно), тестом.
Правильная техника скорочтения развивает дикцию, речь становится чёткой, с хорошим темпом. Но это касается только правильного обучения: если ребёнка заставлять читать много символов в минуту, он может в прямом смысле захлёбываться словами, переходить на шёпот и в конечном итоге переносить эти «навыки» в обыденную речь.
Когда ребёнок или взрослый читает в хорошем темпе, вероятность отвлечься от занятия, книги, учебника, технической документации и т. д. ниже, поскольку мы «втягиваемся», мозг начинает получать удовольствие от чтения и мотивирует хозяина продолжать приятное дело (если вы знаете, что такое «книжное похмелье», то ваш мозг умеет добывать дофамин из чтения).
Скорочтение как речевая функция связано с мышлением, воображением, устной речью и памятью. Если навык скорочтения сформирован правильно, то и память такого читателя ощутимо лучше.
Наконец, скорочтение по своей сути — это процесс непрерывного переключения внимания, мгновенной реакции мозга на информацию. Это может отлично сказаться на многозадачности человека.
Однако при всех плюсах скорочтение у взрослого человека не должно быть самоцелью. Если вы уже состоявшийся специалист и любите медленную, вдумчивую работу с литературой и технической документацией, это тоже прекрасно. Потому что для взрослых скорость чтения это скорее уже дело привычки и темперамента, а вот для ребёнка — важнейший фактор психологического и интеллектуального развития.
А что насчёт электронных книг и мониторов?
В принципе, по большому счёту человеку читающему всё равно, с какого носителя читать: с листа, читалки, планшета, монитора ПК или экрана телефона. Есть детали, касающиеся физиологии зрительного восприятия, проблем с засыпанием, некоторыми офтальмологическими нюансами, но именно с точки зрения чтения как процесса по сути всё одинаково. Ну почти.
В 2014 году норвежский университет Ставангера собрал сравнительно однородную группу студентов и раздал и им одно и то же произведение: половине — на бумаге, половине — на Amazon Kindle. Разницу в эмоциональном восприятии, скорости чтения, понимании и других характеристиках восприятия обнаружить не удалось. Разница была, в основном, в удобстве, навигации и осознании объёма прочитанного (пути по книге) — по этим критериям бумажные книги лидируют.
Все «баги» чтения, которые появились благодаря технологиям, связаны с веб-привычками: например, многие из нас читают тексты не построчно, а в виде буквы F (как мы проглядываем интернет-страницы), глотая и додумывая строки. Веб же приучил человечество к разбиению текста на абзацы с интервалами между ними, к коротким форматам, невниманию к пунктуации, а иногда и к орфографии текста. Благодаря этим «поблажкам» здорово увеличивается скорость чтения — ведь мы поглощаем всё больше разнородной текстовой информации.
Но чисто биологически тактильное взаимодействие с бумажной книгой задействует дополнительные зоны головного мозга, ощущение контроля даёт дополнительный комфорт; читатель тактильно ощущает прогресс чтения (странички с одной стороны книги убывают) и замотивирован продолжить, а не остановиться. Да и в целом у бумажных книг проверенная веками навигация, структура, подача — недаром разработчики электронных книг и приложений для чтения стремятся максимально приблизить свои устройства к «живым» книгам.
Как начать читать снова?
Мы стали забывать о книгах, и это печально. Этот тренд можно видеть не только в исследованиях, но и среди знакомых. У этого есть свои предпосылки:
У нас мало времени — работа, семья, быт, обучение занимают всё свободное время. С приходом удалённой работы время стало схлопываться ещё сильнее.
Интернет выигрывает — мы поглощаем контент в огромных количествах, часто не задумываясь о качестве, мы устаём от него. Уставшие глаза, уставший мозг, сонливость, мысли обо всей полученной за день информации — и вот нам уже не до книг. К тому же, аудио и видео потеснили текст из-за удобства: можно слушать и выполнять любые дела без потери времени (правда, иногда воспроизвести услышанное не получается, так как вы отвлеклись и всё прослушали).
Увы, требования к чтению книг в школах становятся всё ниже, а хаки в виде краткого содержания произведений литературы, готовые шаблоны сочинений, замена литературы просмотром фильмов лишь усугубляют ситуацию.
После вуза мне «посчастливилось» узнать, что такое мир без любимого чтения. Почти 10 лет я читала исключительно профессиональную и техническую литературу, спецификации, технические задания, концепции рекламы, тест-кейсы и т. д. Вновь купленные книги занимали полку за полкой и оставались пролистанными, но не прочитанными — не было ни сил, ни времени, ни понимания, как это снова уединиться с книгой и забыть обо всём.
Работа по возвращению именно к книгам (бумажные + читалка) была непростой. Она началась с поездов в командировках (Нижний Новгород — Москва и обратно, за 4 часа в каждый конец много не начитаешь), а продолжилась усилием воли. Зато я с уверенностью могу дать несколько лайфхаков, как вернуться к чтению.
Начните с интересных вам тем, даже если конкретно сейчас они не имеют никакого отношения к вашей текущей деятельности. Вы не обязаны читать то, что предписывает вам трудовой договор.
Оцените состояние своей памяти и речи — вы удивитесь, насколько изменится ситуация буквально через 5-7 книг.
Уберите гаджеты, разложите книги. Например, я выселила планшет с кухни и из кровати, теперь там живут книги и они довольно быстро сменяются (осторожно, можно забыть уснуть!).
Задайте себе объём прочитанного в день — эта мера понадобится буквально первые 2-3 недели, потом втянетесь. Я задавала не по страницам, а по времени — 1 час. Но по страницам, на самом деле, лучше и продуктивнее, потому что цель конкретнее.
Если ещё не занимались, не насилуйте себя скорочтением. Скорее всего, вы читаете в приличном темпе и вам нужно вернуть навык.
Не принуждайте себя к приличному контенту: хочется читать классику — читайте, хочется страшный детектив — не сомневайтесь, после тяжёлого дня хочется чего-то лёгкого или повторного — не отказывайте себе (например, у меня зачитаны до дыр М. Зощенко и Д. Даррелл, это лекарство от всех нервов).
Покупайте любые интересные вам книги — само удовольствие от книжного магазина или распаковки побуждает к чтению.
А главное, не осуждайте себя за перерывы, которые вынужденно возникают в наше время. Книги вас ждут, и они непременно вас научат, успокоят, вдохновят.
Как писать, чтобы ваш текст «восхищал» мозг читателя?
Это точно тема отдельной большой статьи, которую мы уже готовим. Однако кое-что стоит сказать прямо сейчас. Сейчас мы собираем заявки на конкурс статей на Хабре «Технотекст 2021» и уже точно известно, что в протоколах жюри будет несколько критериев для оценки. В контексте этой статьи стоит обратиться к ним подробнее:
Актуальность темы — тема должна задевать интересы, переживания, профессиональные потребности или «головные боли» читателей, быть нужной и полезной здесь и сейчас.
Техническая грамотность — пожалуй, один из важных компонентов любой публикации (не только на Хабре). Если читатель спотыкается об ошибки и плохой фактчекинг, его внимание рассеивается и восприятие текста рассыпается.
Лаконичность — не значит что текст должен быть коротким. Это значит, не стоит повторять одну и ту же информацию, лить воду, уходить от темы, путать читателя.
Стиль, вовлечение, оформление — визуальное оформление текста всегда усиливает восприятие, помогает лучше запомнить информацию, усвоить её и при необходимости воспроизвести.
Вау-эффект, общее впечатление — абстрактная метрика. Это то самое удовольствие от чтения, которое испытывает читатель одновременно с сожалением о том, что текст закончился (не знаю, как у вас, у меня на Хабре такое случается).
Эти пять критериев возникли неслучайно: мы на протяжении нескольких лет анализировали статьи на Хабре, проводили опросы аудитории, смотрели на лучшие статьи и статьи, которые отлично написаны, но не набирают рейтинг и просмотры. Поэтому тему стоит рассмотреть детально.
Частично о ней мы расскажем на вебинаре «Хабр для взрослых» уже в этот четверг, 25 ноября, в 16:00 МСК — конечно, онлайн, бесплатно, для всех.
Мы обязательно напишем статью о том, как писать, чтобы тебя читали.
Ждём ваши заявки на «Технотекст 2021» — обещаем не только поощрить лучших, но и прочитать с жадностью каждую статью, а по итогам дать рецензии по требованию (не факт, что быстро, но никого не обидим).