Что значит уменьшить в 10 раз
Математика. 4 класс
Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок №10. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— что значит увеличить или уменьшить число в 10, 100, 1000 раз?
— как решать математические выражения с числами, оканчивающимися несколькими нулями?
Разряд – это место (позиция), на котором располагается цифра (единицы, десятки, сотни).
Увеличить число в несколько раз – значит, взять данное число слагаемым столько раз, во сколько раз его требуется увеличить.
Уменьшить число в несколько раз – значит, взять данное число и разделить его на столько, во сколько раз его требуется уменьшить.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.28-29
2. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М. Вентана-Граф, 2017. – с. 55-57
3.Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс/ под.ред. Г.С. Ковалевой – М.; Просвещение, 2017. – с. 19
Посмотрите на числа в столбике:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Они похожи тем, что в записи у всех присутствует цифра 7. А отличаются они наличием и количеством нулей в записи.
Цифра 7 в записи этих чисел обозначает разряд: 7 это 7 единиц, 70 это 7 десятков, 700 это 7 сотен, 7000 это 7 тысяч.
Понаблюдайте, в записи каждого следующего числа цифра 7 перемещается влево, а на ее место ставиться цифра нуль. При этом значение числа увеличивается в 10 раз. Можно сделать вывод, что каждое следующее число в 10 раз больше предыдущего.
Из наших наблюдений можно вывести правило увеличения числа в 10 раз.
Для увеличения числа в 10 раз
надо приписать цифру 0 справа
Соответственно, для увеличения числа в 100 раз нужно приписать справа два нуля. В тысячу раз три нуля.
Правило уменьшения числа в 10 раз работает наоборот.
Чтобы уменьшить число в 10 раз
надо в записи числа убрать справа один нуль
При уменьшении числа в 100 раз надо в записи числа справа убрать два нуля 700→7
При уменьшении числа в 1000 раз надо в записи числа справа убрать три нуля
Следует заметить, что правило уменьшения числа в 10, 100 и 1000 раз работает только тогда, когда в записи числа справа находится достаточное количество нулей.
Теперь рассмотрим, как можно определять общее количество единиц любого разряда в многозначном числе. Возьмем число 3543. В нем 3 тысячи 5 сотен 4 десятка и 3 единицы.
Теперь выделим общее число сотен, подчеркнем слева направо все цифры, включая разряд сотен 3543 → 35 сот. Получилось 35 сотен всего в 3543.
Найдем общее число десятков, подчеркнем слева направо все цифры, включая разряд десятков. 3543 → 354 дес. Это число 354. Значит в числе 3543 всего 354 десятка.
Соответственно общее количество единиц в числе 3543 составляет 3543.
Математика. 3 класс
Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок № 52. Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Как увеличить число в 10 раз, в 100 раз.
2. Как уменьшить число в 10 раз, в 100 раз?
3. Как решать примеры вида 4 ∙ 10, 40 : 10, 5 ∙ 100, 500 : 100?
4. Как решать задачи на увеличение и уменьшение числа в 10 раз, 100 раз?
Увеличить число в 10 раз или 100 раз – это значит, умножить число на 10 или на 100.
Уменьшить число в 10 раз или 100 раз – это значит, разделить число на 10 или на 100.
Обязательная литература и дополнительная литература:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 32.
2. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс. Часть 3.– М.: Ювента, 2013 – 96 с.: ил. С. 54.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Ребята, решим задачу. Лебедь живёт двадцать пять лет, а продолжительность жизни вороны в десять раз больше. Сколько лет живёт ворона?
Чтобы узнать, сколько лет живёт ворона, двадцать пять умножим на десять, получим двести пятьдесят лет.
Чтобы умножить число на десять, сто нужно справа приписать к этому числу столько нулей, сколько их в десяти, ста, значит, один нуль, два нуля.
Чтобы разделить число, оканчивающееся нулями, на десять и сто, нужно отбросить столько нулей, сколько их в десяти и в ста.
Если в записи числа справа приписать один нуль, то число увеличится в десять раз.
Если в записи числа справа приписать два нуля, то число увеличится в сто раз.
Трёхзначные числа, запись которых оканчивается нулями, можно выразить в сотнях или десятках и выполнять умножение или деление этих сотен или десятков.
3 сотни : 1 сотню = 3
Выполним тренировочные задания.
№1. Вставьте в таблицу пропущенные числа.
№2. Подпишите, увеличили или уменьшили число.
300 : 10 ___________________ в ____ раз;
20 ∙ 10 ____________________ в ____ раз.
Ответ: 300 : 10 уменьшили в 10 раз;
20 ∙ 10 увеличили в 10 раз.
«Ширина участка прямоугольной формы 6 метров, а длина в 10 раз больше. Какова длина участка?»
№4. Зачеркните «лишнее» выражение:
2 ∙ 100; 20 ∙ 10; 400 : 2; 400 : 20; 800 : 4; 600 : 3
Ответ: 2 ∙ 100; 20 ∙ 10; 400 : 2; 400 : 20; 800 : 4; 600 : 3
№5. Разгадайте слово, расположив ответы в порядке возрастания: (1 вариант)
Уменьшение числа
На несколько единиц
Уменьшить число на несколько единиц — значит отнять от данного числа столько единиц, на сколько его требуется уменьшить.
Например, уменьшить число 15 на 2 означает, что нужно отнять 2 от 15, то есть вычесть из первого числа столько единиц сколько содержит второе:
Задача. Мама купила 9 яблок, а апельсинов — на 5 меньше. Сколько апельсинов купила мама?
В несколько раз
Уменьшить число в несколько раз — значит взять данное число и разделить его на столько, во сколько раз его требуется уменьшить.
Например, уменьшить число 30 в 2 раза означает, что нужно взять число 30 и разделить его на 2:
В результате деления получилось число 15, таким образом выражения: уменьшить число 30 в 2 раза и разделить 30 на 2 — означают одно и то же.
Задача 1. В ящике лежали карандаши и ручки. Карандашей было 10 штук, а ручек — в 2 раза меньше. Сколько ручек лежало в ящике?
Решение: Чтобы найти количество ручек, надо 10 уменьшить в 2 раза:
Задача 2. Во дворе растут деревья. Справа растёт 9 деревьев, а слева — в 3 раза меньше. Сколько всего деревьев растёт во дворе?
Решение: Задача решается в 2 действия. Сначала мы найдём количество деревьев, растущих с левой стороны двора, для этого надо 9 уменьшить в 3 раза:
Вторым действием находим общее количество деревьев во дворе, складывая деревья, растущие справа, с деревьями, растущими слева:
Решение задачи можно записать так:
1) 9 : 3 = 3 — количество деревьев слева;
2) 9 + 3 = 12 — общее количество деревьев.
Задание. Найти число, которое в 2 раза меньше:
2) 3 · 6 : 2 = 18 : 2 = 9;
4) (13 + 17) : 2 = 30 : 2 = 15.
На несколько процентов
Уменьшить число на несколько процентов — значит найти число, выражающее нужное количество процентов данного числа, и вычесть его от данного числа.
Например, уменьшить число 300 на 10 процентов означает, что сначала нужно найти 10% от числа 300:
В результате получаем число 30, выражающее 10 процентов от числа 300. Далее вычитаем 30 из 300:
В результате получаем число 270, которое будет составлять 90% от данного числа.
Рассмотрим ещё один пример: уменьшим число 100 на 25 процентов. В этот раз запишем все вычисления более кратко — одним выражением:
Исходя из наших вычислений, можно записать уменьшение числа x на y процентов в виде формулы:
Что такое уменьшить в 10 раз?
Как это уменьшить в 10 раз?
а) Чтобы выполнить уменьшение числа в 10 раз, нужно выполнить действие деление. Запишем частное чисел. Чтобы разделить 3000 на 10, нужно от числа справа убрать один ноль, и получим число 300. Также уберем по одному нулю от чисел 80000 и 12000 и получим 8000 и 1200.
Что значит уменьшить в математике?
Уменьшить число в несколько раз – это значит разделить его на то число, во сколько раз его нужно уменьшить.
Что значит увеличить или уменьшить в 10 100 1000 раз?
Соответственно, для увеличения числа в 100 раз нужно приписать справа два нуля. В тысячу раз три нуля. Правило уменьшения числа в 10 раз работает наоборот. Следует заметить, что правило уменьшения числа в 10, 100 и 1000 раз работает только тогда, когда в записи числа справа находится достаточное количество нулей.
Что такое увеличение в математике?
Увеличить число на одну или более единиц — значит, прибавить к этому числу столько единиц, на сколько его требуется увеличить. Например, увеличить число 3 на 2 означает, что к 3 имеющимся единицам нужно прибавить 2 единицы: 3 + 2 = 5.
Что такое увеличить и уменьшить в математике?
Глоссарий по теме: Увеличить число в 10 раз или 100 раз – это значит, умножить число на 10 или на 100. Уменьшить число в 10 раз или 100 раз – это значит, разделить число на 10 или на 100.
Как уменьшить числа?
Уменьшить число в несколько раз — значит взять данное число и разделить его на столько, во сколько раз его требуется уменьшить. Например, уменьшить число 30 в 2 раза означает, что нужно взять число 30 и разделить его на 2: 30 : 2 = 15.
Что значить уменьшить на?
Как понять слово уменьшить?
Что значит уменьшить в полтора раза?
Значение фраз «увеличить и уменьшить на … процентов» Увеличить на 50%, значит увеличить в 1,5 раза. Уменьшить на 80%, значит уменьшить в 5 раз.
Какой знак увеличить в?
На 3 больше — это значит «увеличить на 3». Увеличить на 3, значит, используется знак «+».
Что значит увеличить?
Сделать больше по количеству, величине, объему. Увеличить территорию парка. Увеличить число войск. Увеличить выпуск продукции.
Что значит в 3 раза?
Как увеличить число на определенный процент?
Что значит увеличить в несколько раз?
Увеличить число в несколько раз – значит умножить данное число на столько, во сколько раз его требуется увеличить.
Что такое частное число в математике?
Число, на которое делят делимое, называется делитель. Результат деления – частное. Числа, которые соединены знаком деления, тоже называются частное.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз.
Конспект урока может быть использован на уроках математики.
Просмотр содержимого документа
«Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз.»
Тема: Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз.
Цель: знакомство с увеличением (уменьшением) чисел в 10 и 100 раз.
Задачи: Познавательные УУД: овладение основами логического и алгоритмического мышления;
Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и неизвестного; сравнивать способы действий и его результаты с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; осознавать качество и уровень усвоения нового материала;
Коммуникативные УУД: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем.
Основные этапы организации
Деятельность учащихся, ответы детей.
Я всех вас приветствую на уроке математики.
Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.
Сегодня нам потребуется умение думать, рассуждать, формулировать правильные и логичные ответы и рабочее настроение. Готовы? Желаю всем удачи.
Откройте рабочие тетради, запишите число и классная работа.
— Напомните, как называется раздел, который мы с вами начали изучать в конце 3 четверти? ( Нумерация чисел от 1 до 1000 – стр. 41)
— Что мы с вами уже успели пройти? ( как образуются и называются трехзначные числа, как называются разряды счетных единиц, определять и называть соседей чисел).
2. Актуализация знаний.
— Проверим ваши знания с 3 четверти..
— Я диктую задание, а вы записываете в тетрадь только ответ через запятую:
1)Запишите число, в котором 1сотня,2десятка и 0 единиц.
2)Первый множитель 15, а второй 2. Чему равно произведение?
3)Запишите число, стоящее между числами 89 и 91.
4)Запишите наименьшее трёхзначное число.
5) Чему равно частное, если известно, что делимое 30, а делитель 3?
6) Запишите число, в котором 2 сотни и 7 единиц.
7)Запишите число, следующее за числом 399.
8)Запишите число, предшествующее числу 600.
9) Запишите число, в котором 3 сотни и 4 десятка.
10) Запиши число, в котором 6 десятков и 3 единицы.
Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте. Оцените работу соседа в помощью кубика. Поставьте оценку на полях своему соседу. Поменяйтесь тетрадями.
У вас на парте лежит (маршрутный лист). Зафиксируйте в нем свой результат проделанной работы.
— А теперь давайте обратим внимание на ответы.
— На какие две группы можно разделить эти числа?
(трехзначные и двузначные)
— Назовите все трёхзначные числа, которые у нас встретились в ответах, а теперь двузначные.
— Какие числа мы называем трехзначные?
-На какие еще группы можно эти числа распределить?
— Какие числа мы называем четные? Нечетные?
— Назовите числа четные.
-Что общего в числах 120,30,90,100,10,340.
— Какие числа мы называем круглые?
-А вы знаете, в какой стране появилась цифра о? Давайте проверим наши предложения.
-Пара, выполнившая задание поднимает руки домиком. Ответ не выкрикиваем.
-Мы выяснили, что родиной нуля является Индия.
В середине 5 века индусы составили ряд цифр от нуля до девяти, при помощи которых стало возможным записать любые числа. Так, первым названием ноля было индийское слово «сунья» («пустое»). Первое его изображение выглядело как кружок, чуть меньший по размеру, чем прочие цифры.
Индия является федеральной республикой, состоящей из 28 штатов, 6 союзных территорий и столица Индии Дели.
В Индии определён 21 официальный язык. Большинство индийцев говорит на языке хинди.