Что значит указать части речи и связь слов в предложении

Связь слов в словосочетании и в предложении

Самостоятельные слова, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Например, предложение

Майское солнце ласково согревает холодную землю

содержит шесть самостоятельных слов, которые являются членами предложения.

Члены предложения связываются между собой, образуя словосочетания. Связь членов предложения устанавливается по вопросам, например:

В каждом словосочетании одно слово обычно поясняется другим. В словосочетании майское солнце слово солнцеглавное, поясняемое, а слово майскоезависимое, поясняющее. В словосочетании греет землю главное слово — греет, зависимое — землю.

В словосочетаниях слова связываются друг с другом тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением или примыканием.

Согласование

Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, то есть в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Например:

Ед числоМнож. число
Ж. родМ. родСр. род
И.белая стенабелый снегбелое бельёбелые следы
Р.белой стеныбелого снегабелого бельябелых следов
Д.белой стенебелому снегубелому бельюбелым следам
В.белую стенубелый снегбелое бельёбелые следы
Т.белой стенойбелым снегомбелым бельёмбелыми следами
П.о белой стенео белом снегео белом бельео белых следах

В примерах, приведённых в таблице, изменение главного слова — имени существительного — вызывает соответствующие изменения имени прилагательного.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются формы зависимого слова.

Согласовываются с главным словом только прилагательные, причастия, порядковые числительные и местоимения.

Управление

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в том падеже (с предлогом или без него), которого требует главное слово.

думаю о задаче, думает о задаче, думавший о задаче, думавшую о задаче, думая о задаче.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.

Примыкание

Примыкание — это способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Примыкать могут только наречия, деепричастия и неопределённая форма глагола.

читает внимательно
(наречие внимательно примыкает к глаголу читает);

ломался хрустя
(деепричастие хрустя примыкает к глаголу ломался);

пошёл прогуляться
(инфинитив прогуляться примыкает к глаголу пошёл).

Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола).

Связь слов в предложении

В распространённом предложении слова связываются теми же способами связи, что и в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Например, в предложении

Под берёзой весело играли маленькие бельчата

есть следующие способы связи: согласование (маленькие бельчата), управление (играли под берёзой), примыкание (весело играли).

Однако связи слов в предложении разнообразнее, чем связи слов в словосочетаниях:

Я бегу. Ты бежишь. Она бежит. Они бегут.

Или в числе и роде:

Он бежал. Она бежала. Они бежали.

Но сказуемое может быть и несогласованным, например:

У Вани есть ручка. У Вани есть карандаши.

Весной мальчики и девочки ждут летних каникул

(мальчики и девочки — сочинительная связь между однородными подлежащими в предложении).

Источник

Средства связи предложений в тексте

Содержание:

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

Что значит указать части речи и связь слов в предложении

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Что значит указать части речи и связь слов в предложении

Лексические средства

Морфологические средства

Синтаксические средства

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

Самостоятельные части речи

Местоимения

Наречия

Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.

Источник

Виды связи в предложении.

Связь в предложении – это способ придания предложению осмысленности, законченности мысли, а также логической, лексической и синтаксической полноценности. Существует два вида связи в предложении – сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь в предложении – это соединение не зависящих друг от друга элементов в предложении: однородных членов в простом или простых предложений в составе сложносочинённого.

Подчинительная связь в предложении – это соединение зависящих друг от друга элементов: слов в словосочетании, предложении или простых предложений в составе сложноподчинённого.

Как определить вид связи в предложении?

Прежде всего, необходимо отбросить грамматическую основу, так как подлежащее всегда связано со сказуемым, также стоит исключить вводные слова.

Пример. Мне хотелось выйти наружу, но дверь была заперта.

Сложное предложение с двумя независимыми частями, сложносочиненное. Исходя из этого, в данном предложении используется сочинительный вид связи.

Мне хотелось выйти наружу, потому что в комнате был очень спёртый воздух.

Сложное предложение, в котором наблюдается подчинительная связь – одно предложение указывает на причину того, о чём говорится в другом. Предложение сложноподчинённое.

Виды подчинительной связи.

Существует три вида подчинительной связи:

Согласование – это такой вид связи, когда зависимое и главное слово (существительное или другая часть речи в роли существительного) уподобляются друг другу в роде, числе и падеже. Самые простые примеры согласования – в словосочетаниях: мерзкий дождь, весёлая я, невидимый кто-то, случайный прохожий, гулкое «зй».

В качестве зависимых слов при согласовании могут выступать любые изменяемые части речи: прилагательные, местоимения (притяжательные, определительные, указательные, отрицательные, неопределённые) и порядковые числительные.

Никаких денег, веселому рассказчику, вашей сестры, первому встречному.

Управление – вид связи, при котором главное слово требует особой формы падежа зависимого слова. Падежная форма при этом обусловлена определенными морфологическими нормами в русском языке. Главным признаком наличия управления в словосочетании или предложении является использование предлога, хотя бывает и беспредложная форма управления. При наличии управления зависимое слово всегда будет отвечать на вопросы косвенных падежей.

Смотреть на луну, любоваться луной, расписаться в получении, подписать документы, забыть о проблемах, забыть формулу.

Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором отношения между зависимым и главным словом выражаются только смысловым признаком, интонацией или порядком слов. Зависимым словом при примыкании может быть инфинитив, причастие, деепричастие, притяжательное местоимение их, её, его, неизменяемое прилагательное (цвет индиго) и простая степень сравнения прилагательного.

Страсть путешествовать, бежать спотыкаясь, желающий выйти, её юбка, девочка постарше.

Источник

Средства и способы связи предложений в тексте

Что значит указать части речи и связь слов в предложенииТекст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Что значит указать части речи и связь слов в предложенииЭто самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

Что значит указать части речи и связь слов в предложенииПри использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Что значит указать части речи и связь слов в предложенииЦепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

Источник

Связь слов в предложении

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся.

Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении – предложения не получится.

Чтобы понять, с помощью чего эта связь устанавливается, рассмотрим примеры.

Нам даны слова: на сидит кошка пушистая крылечке. Как из данных слов составить предложение? Для этого определим, кто выполняет действие? Кошка. Что делает кошка? Сидит. Кошка какая? Пушистая. Сидит где? На крылечке.

Начало предложения пишем с большой буквы. В конце поставим точку. Читаем предложение. Пушистая кошка сидит на крылечке.

Вопросы помогли нам составить предложение.

Запомните: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

Связь слов можно показать схемой.

Первыми в схеме указывают подлежащее и сказуемое.

Что? Черёмуха. Что делала? Цвела.

Затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Теперь второстепенные члены, поясняющие сказуемое.

Укажем второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные члены.

Читаем предложение: Душистая черёмуха цвела у старого забора.

Составим схему предложения. Утром вылетели первые пчёлки.

Кто? Пчёлки. Что сделали? Вылетели. Пчёлки какие? Первые. Вылетели когда? Утром.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *