Что значит углубленное изучение предметов в школе

Профили обучения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:

Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:

Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Выполнение индивидуального учебного проекта

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Индивидуальный учебный проект

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Учебный план профиля обучения

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Элективные курсы

Отличие элективных курсов от факультативных

Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

На сайтах платформы Дион.Школа создан специальный раздел Профильное обучение, в котором размещается информация и нормативно-правовые документы школ — клиентов платформы. Подробнее.

Источник

Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.

Ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» поясняет, что направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Также ч.4 ст.66 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Это означает, что Закон предусматривает, что профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы, причем на любом уровне образования.

В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:

Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Отличие элективных курсов от факультативных

П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Как осуществляется прием в профильные классы?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.

Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)». Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.

Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).

Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Современная школа должна сформировать «пучки компетенций» у обучающихся, которые будут являться основой для дальнейшего соприкосновения школы с социальной деятельностью общества, что даст возможность ориентироваться на труд, который идет на пользу обществу, развитию страны, современных технологий. Ценностью обучения должно стать то, что образовательная организация сможет создать именно ту платформу, которая научит детей тому, что пригодится всегда, на протяжении всей их жизни. Ориентиром дальнейшего выбора профессий должен стать Атлас профессий, который позволит и детям, и педагогам, и родителям подготовиться к жизни в меняющемся мире, социуме. Неотъемлемой частью модели образования ближайшего будущего должно стать высокотехнологическое предпрофильное обучение, на основе которого будут создаваться индивидуальные и групповые проекты. Данные проекты должны быть отчасти интегрированы в образовательный процесс и направлены на интересы и потребности будущего работодателя.

Такой механизм позволит транслировать абстрактные знания в конкретные формы, имеющие отношение к практической жизни. «Согласование» и приспособление интересов ребенка с интересами социума станет ведущей идеей образования. Отдельно мы выделили когнитивную гибкость, как одну из основных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося на данном уровне образования. Это связано с тем, что будущие работники должны будут быстро адаптироваться в меняющейся социальной жизни и ее проблемах.

Источник

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Источник:

Закон г. Москвы от 10.03.2004 N 14

«Об общем образовании в городе Москве»

Смотреть что такое «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» в других словарях:

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов — 3.6 средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов: Общеобразовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее учебные программы среднего (полного) общего образования, в том числе и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МОУ СОШ №28 с углубленным изучением отдельных предметов — школа 28 Директор: Марчукова Галина Викторовна Адрес: Старый Оскол микрорайон Макаренко 36а Телефон: Work32 49 00 Сайт: http://edu.oskoluno.ru/shkola/28/ … Википедия

Школа № 13 (Великий Новгород) — Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики Основана 1961 Директор Земскова Галина Михайловна Тип средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов Адрес Россия, 173020,… … Википедия

Средняя — периодическое увлажнение пола, при котором поверхность покрытия пола влажная или мокрая; покрытие пола пропитывается жидкостями. Источник: МДС 31 12.2007: Полы жилых, общественных и производственных зданий с применением м … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Средняя школа № 21 (Тольятти) — Школа № 21 Основана: 1963 Директор: Королёва Л. В. Тип: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Адрес: 445004, Тольятти, бр. 50 лет Октября, д. 23 Телефон: Wo … Википедия

Средняя школа № 61 (Тольятти) — Школа № 61 Основана: 1981 Директор: Полещук Тамара Константиновна Тип: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Адрес: 445037, Тольятти, ул. Свердлова, д. 23 Телефон … Википедия

Школа №21 (Тольятти) — Школа № 21 Основана: 1963 Углубленное изучение: Обществоведение, правоведение, граждановедение Директор: Королёва Л. В. Тип: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Адрес: 445004, Тольятти, бр. 50 лет Октября … Википедия

Школа № 21 (Тольятти) — Школа № 21 Основана: 1963 Углубленное изучение: Обществоведение, правоведение, граждановедение Директор: Королёва Л. В. Тип: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Адрес: 445004, Тольятти, бр. 50 лет Октября … Википедия

Школа №61 (Тольятти) — Школа № 61 Основана: 1981 Языки: английский, немецкий, французский и латынь Директор: Полещук Тамара Константиновна Тип: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Адрес: 445037, Тольятти, ул. Свердлова, д. 23… … Википедия

Школа № 61 (Тольятти) — Школа № 61 Основана: 1981 Языки: английский, немецкий, французский и латынь Директор: Полещук Тамара Константиновна Тип: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Адрес: 445037, Тольятти, ул. Свердлова, д. 23… … Википедия

Источник

Вся правда об углубленных программах лицеев и гимназий

Разница между обычными школами и гимназиями или лицеями наметилась очень давно. В дореволюционные годы гимназии жестко критиковались за казарменный дух и «антисоциалистическое» красноречие. Считалось, что эти учебные заведения выращивали настоящих лидеров общества, способных повести за собой народ. После распада СССР лицеи и гимназии заметно потеряли в популярности. Однако сегодня они переживают новое рождение.

Что такое лицей и гимназия?

Современные учебные заведения с углубленной образовательной программой кардинально отличаются от прошлых аналогов. В них сохранились лучшие черты, касающиеся основательного подхода к учебе и высоких требований к учащимся. Тем не менее детей не заставляют ходить строем и петь на переменах громогласные оды родине. Процесс обучения стал гораздо либеральнее, и все же дисциплина стоит во главе угла. Невозможно усваивать углубленный материал без максимального уровня концентрации.

Гимназии и лицеи являются средними учебными заведениями, обучающие детей в рамках общеобразовательных стандартов. Получается, что принципиальной разницы с обычными школами нет? Ответить на этот вопрос поможет только анализ деятельности обеих категорий учебных заведений.

В рядовых школах ученики обучаются по стандартной программе, которая включает в себя основу каждой науки с редкими исключениями. Что касается гимназий и лицеев, то в них все предметы преподаются углубленно. Таким образом дети получаются больше знаний, но с этим возрастает нагрузка и требования к учащимся.

Что общего между гимназией и лицеем?

В обоих учебных заведениях существуют повышенные требования к образовательной программе. Дети должны не только впитывать больше тем и правил, но и лучше учиться. Двоечники отчисляются по итогам учебного года. Также важным требованием является подобающее поведение и дисциплина. Стоит отметить серьезный конкурс при поступлении. Если в обычную школу принимаются практически все дети, то в гимназии и лицей – только самые лучшие.

В обоих учебных заведениях учащимся принято прививать чувство гордости за то, что они являются частью высшего интеллектуального сообщества, но ему каждый день нужно соответствовать. Углубленное обучение помогает ребенку развиваться с разных сторон. В итоге лицеисты и гимназисты вырастают в универсальных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Многие выпускники являются призерами городских и республиканских образовательных олимпиад, так что им с легкостью дается поступление даже в зарубежный университет.

Принципиальные отличия

Лицеи зачастую делают уклон на естественные и физико-математические науки, в то время как гимназии – преимущественно на гуманитарные. Однако подобное деление является весьма условным и посредственным. Отличия между этими учебными заведениями скрыты намного глубже. В них различны основные принципы обучения.

В лицее преподаватели математики не просто объясняют новый материал, они инициируют самостоятельное выведение законов учениками прямо на уроке. Каждое занятие для ребенка – новое открытие. На уроках физики учащиеся не читают об опытах в учебниках, а самостоятельно их проводят в лабораторных условиях. В лицее делается акцент больше на практику, которая призвана закреплять полученные теоретические знания. Так что дети там получают положительные оценки за реальный прогресс, а не за старательность или прилежание.

В гимназии гуманитариям учится ничуть не легче. Каждый день в расписании фигурируют по несколько уроков иностранного и родного языка. Некоторые гимназии в погоне за уникальностью и популярностью пошли еще дальше. Они включили в обязательную программу изучение «мертвых» языков, как латынь и древнегреческий.

В старших классах гимназисты изучают основы правового направления, а также уделяют большое внимание психологии, истории и экономике. Но и остальные предметы не остаются незамеченными. Специализированный материал подается углубленно параллельно с базовой образовательной программой.

Чем привлекают углубленные школы?

Гимназисты и лицеисты должны усердно работать и на уроках, и дома. Поэтому в данные учебные заведения поступают только дети, готовые к такому плотному образовательному графику, которые ставят себе самые высокие цели на будущее, стремятся совершенствовать свою базу знаний и навыков.

Лицеи и гимназии учат относиться к жизни по-взрослому, быть дисциплинированными, ответственными, целеустремленными, отзывчивыми. Постепенно стимул развития интеллекта становится выше значения аттестата с отличием.

Кому куда следует поступать?

Обучение в школах с углубленной программой дается не каждому. Нельзя сказать, что оно открыто только элите общества, если только интеллектуальной. Главное, чтобы ребенок был одаренным и хотел посвятить следующие 11 лет углубленной программе. И все же многие родители настойчиво стараются пристроить своих детей в гимназию или лицей. Недаром на вступительном собеседовании присутствуют психологи. Они умело определяют категории детей, которые смогут пройти углубленную программу, а кому лучше вернуться в простую школу.

В последнем варианте нет ничего зазорного. Это не значит, что ребенок является умственно отсталым. Он может быть отличником в обычной школе с творческими или спортивными талантами и в будущем добиться небывалых успехов. Лицей и гимназия не гарантируют светлое будущее. Порой выпускники обычных учебных заведений становятся преуспевающими бизнесменами, а лицеисты с золотой медалью вынуждены работать за гроши на государственных предприятиях. Жизнь человека непредсказуема.

Общая информация

Гимназии и лицеи всегда организуют прием учеников по определенным моделям. Одни открывают набор с первого класса, другие предпочитают брать на обучение более серьезный контингент – учащихся пятого класса. Есть специализированные школы, которые и вовсе принимают в свои ряды только в выпускные классы.

Каждый новичок при поступлении должен продемонстрировать свой багаж знаний. Для этого приходится сдавать экзамены. Затем результаты экзаменов складываются со средним баллом аттестата школы (если он есть). У каждого заведения свой проходной балл.

Не рекомендуется ломать голову и поступать в лицей или гимназию, если ребенок не готов оставшиеся годы до выпуска заниматься только учебой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *