Что значит ударный самолет
Ударный самолет: что такое?
Ударные самолеты делятся на следующие виды:
бомбардировщики (дальние, фронтовые, стратегические).
Главная задача штурмовика – уничтожать скопление надводных и наземных группировок армий. Для таких целей может употребляться как особый самолет, так и легкий бомбардировщик либо истребитель. Но наивысшую эффективность демонстрирует отдельный класс самолетов – штурмовики.
Массовым истребителем есть Ил-2, что германская пехота прозвала «мясником». Он имел бронированный корпус, что надежно защищал двигатель и пилота. Лишь стрелок был защищен не хорошо, в следствии чего утраты пулеметчиков составляли в семь раза больше, чем летчиков.
С 1980 года штурмовик находится в строю. Подразумевается, что «Хорнит» употребляется до конца 2020-х годов, в то время, когда его заменят современные F-35. Таковой ударный истребитель победил в конкурсе в 2001 году на поставку для ВВС Соеденненых Штатов, а сами поставки начались с 2011 года.
Он может осуществлять взлет с маленькой 150-метровой площадки и вертикально приземляться. Отличительная черта самолета – интерактивный шлем пилота. В нем возможно прекрасно видеть через обшивку, а на визоры шлема передается виртуальное изображение приборной доски.
Как в компьютерном симуляторе, наряду с этим будут даваться управления и подсказки ведения боем. Более того, шлем предоставляет возможность видимости в инфракрасном свете, в следствии чего полеты ночью станут легче.
Функции штурмовиков в Российской Федерации делают самолеты Су-39 и Су-25. Первый был создал специально для борьбы с бронированной техникой. Причем его ракеты способны поражать любую цель, имеющую броню до 1 м. Су-39 поражает не только наземные цели соперника – в его арсенале присутствуют ракеты типа «воздух-воздух».
Одновременно с этим самый возможный противник среди числа вертолетов – «Апач» – уничтожается на расстоянии шести километров с одного выстрела (90% возможности).
Ударный самолет Спуки
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
Прекращение работ по модификации A-6F и последующее закрытие всей программы по созданию палубного штурмовика Intruder вынудило Корпус морской пехоты США…
Самолет типа Су-8 являет собой бронированный штурмовик, что имеет два места для пилотов. Эта машина отличалась хорошими боевыми и летными качествами….
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1967 г. Появление на вооружении в конце 50-х — начале 60-х годов зенитных ракетных комплексов…
По просьбам трудящихся выкладываю статью о применении и создании одного из самых одиозных японских проектов — самолете-боеприпасе для особых атак…
Авторское предисловие: Гражданская война в Испании как никакой второй европейский конфликт 20-30 годов XX века носила интернациональный темперамент — с…
В разработке с 01.06.2011г. Создатель концепции – Кречет. Чертежи – Кречет/Гоха. Концепция: простота, хорошие ЛТХ, малая цена. МЛ-112 является…
Ударный самолёт
Смотреть что такое «Ударный самолёт» в других словарях:
Список самолётов и вертолётов Китайской Народной Республики — Список самолётов и вертолётов производства Китайской Народной Республики. Содержание 1 Обозначения 2 Бомбардировщики 3 Истребители … Википедия
Список самолётов и вертолётов Китая — Список самолётов и вертолётов производства Китайской Народной Республики. Содержание 1 Обозначения 2 Бомбардировщики 3 Истребители … Википедия
М-55 (самолёт) — М 55 Геофизика М 55 на авиасалоне МАКС 2011 … Википедия
«Локхид» — Рис. 1. Самолёт противолодочной обороны P 3 «Орион». «Локхид» (Lockheed Corporation) военно промышленный концерн США с крупным авиаракетно космическим сектором. Ведёт начало от основанной в 1912 братьями М. и А. Лоугхид (Loughead) фирмы… … Энциклопедия «Авиация»
«Локхид» — Рис. 1. Самолёт противолодочной обороны P 3 «Орион». «Локхид» (Lockheed Corporation) военно промышленный концерн США с крупным авиаракетно космическим сектором. Ведёт начало от основанной в 1912 братьями М. и А. Лоугхид (Loughead) фирмы… … Энциклопедия «Авиация»
«Локхид» — Рис. 1. Самолёт противолодочной обороны P 3 «Орион». «Локхид» (Lockheed Corporation) военно промышленный концерн США с крупным авиаракетно космическим сектором. Ведёт начало от основанной в 1912 братьями М. и А. Лоугхид (Loughead) фирмы… … Энциклопедия «Авиация»
Ударный самолет: что такое?
Ударный самолет представляет собой боевую модель самолета, которая предназначена для воздействия по морским (подводным и наводным) и наземным целям различными авиационными средствами поражения. Он оборудован прицельно-навигационным комплексом и многофункциональным вооружением, включающим бомбардировочное (минно-торпедное), пушечное, ракетное (неуправляемое и управляемое) вооружение, а также средства преодоления и обороны ПВО противника.
Ударные самолеты делятся на следующие виды:
бомбардировщики (дальние, фронтовые, стратегические).
Основная задача штурмовика – уничтожать скопление надводных и наземных группировок войск. Для таких целей может использоваться как специальный самолет, так и легкий бомбардировщик или истребитель. Но наивысшую эффективность демонстрирует отдельный класс самолетов – штурмовики. Массовым истребителем является Ил-2, который немецкая пехота прозвала «мясником». Он имел бронированный корпус, который надежно защищал двигатель и пилота. Только стрелок был защищен плохо, в результате чего потери пулеметчиков составляли в семь раз больше, чем летчиков.
Функции штурмовиков в России выполняют самолеты Су-39 и Су-25. Первый был разработал специально для борьбы с бронированной техникой. Причем его ракеты способны поражать любую цель, имеющую броню до 1 м. Су-39 поражает не только наземные цели противника – в его арсенале присутствуют ракеты типа «воздух-воздух». В то же время самый вероятный противник среди числа вертолетов – «Апач» – уничтожается на расстоянии шести километров с одного выстрела (90% вероятности).
Ударные самолеты Европы: анализ и перспективы
Рассматривая положение дел в военной авиации европейских стран за последние два десятилетия, западные аналитики констатируют значительный спрос на боевые, ударные самолеты в этом регионе мира. Одновременно, они отмечают, что вероятное состояние истребительного парка европейских ВВС будет зависеть от целого ряда факторов. Причем, не только от будущей военно-политической обстановки, но и технических и оперативных амбиций государств, а также от их способности согласовать необходимые финансовые расходы со своими экономическими возможностями.
Ударные самолеты НАТО в небе над Эстонией
Ударные самолеты различных поколений
О терминах. Используемое далее понятие «боевой», или «ударный самолет» являются обобщающим для всех типов авиационной техники, пригодных для ведения воздушного боя: истребителей, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков и т.п. Название конкретных моделей приводится в тексте статьи и таблице ниже.
Третье поколение. Самое старое, но еще находящееся в эксплуатации в Европе включает в себя относительно небольшое количество самолетов западного производства F-4, F-5, AV-8B. К этому парку также отнесено относительно небольшое количество российских (советских) самолетов МиГ-21 и Су-22.
Четвертое поколение составляет львиную долю используемых сегодня машин. Оно, согласно исследованию, формирует костяк почти всех парков (флотов) ударных самолетов. Разнообразие их образцов варьируется от происходящих из 1980-х гг. основных вариантов F-15, F-16, F-18 до новых проектов, таких как «Еврофайтер» (Eurofighter), «Рафаль», (Rafale), «Грипен» (Gripen E/F) или F-18E/F (также обозначаемых как поколение 4+). Типичные российские представители этого поколения – это МиГ-29 или Су-27.
Пятое поколение, по оценкам западных экспертов, включает F-22 и, прежде всего, F-35, а также другие самолеты, интегрирующие технологии малой заметности («стелс»). К последним отнесены разработки в России и Китае, которые в настоящее время находятся на завершающей стадии или уже введены в строй.
Шестое поколение. Под ним довольно обобщенно понимаются наследники пятого поколения, проектирование которых только начинается в США и Европе, и, как предполагается в России и Китае. Представители этой перспективной группы ожидаются к принятию на вооружение в середине текущего столетия.
Ударный самолет ВВС Швеции «Грипен Е»
Оценка количественной потребности
По подсчетам экспертов, на следующие два десятилетия потребность в новых ударных самолетах в мире приблизительно оценивается в 4 тыс. машин. Их закупку связывают с финансовыми затратами в размере от 200 до 300 млрд. долл. США.
Отмечается, что подобные оценки содержат высокую степень неопределенности. Поэтому цифры – это, главным образом, просто свидетельство величины рынка, который значительно возрос за последние два десятилетия. При этом, немалая доля этого рынка выпадает на европейские страны, а именно: страны-участницы ЕС, европейские страны НАТО (включая Турцию) и Швейцарию.
Согласно проведенным исследованиям, перечисленные страны по характеру их потребности делятся на три группы. Причем, такое разделение не является строгим – и, возможно, что одна страна принадлежат более чем к одной группе.
1. Государства, в которых еще есть самолеты третьего поколения. Обмен этих машины на новые не имеет альтернативы по логистическим и оперативным соображениям. Самолеты находятся на верхнем пределе горизонта (срока) их использования.
Истребители AV 8B Harrier II
2. Государства, которые ищут краткосрочной и среднесрочной замены для старых самолетов четвертого поколения. Это не относится к относительно новым машинам поколения 4+ или F-16, F-18 и «Грипен» C/D, которые только закуплены (и частично еще будут) как замена для старых самолетов, и, следовательно, все еще располагают значительным горизонтом применения. Скорее лишь старые F-16, F-18, МиГ-29, «Мираж» и «Торнадо» в ближайшие 5-10 лет будут заменены машинами поколения 4+ и 5.
3. Государства, которые стремятся заменить новые самолеты четвертого и пятого поколений, еще обладающие длительным сроком использования, самыми современными боевыми самолетами. В первую очередь это касается уже приобретенных и заказанных машин поколения 4+. К ним добавляется замена самолетов, которые в настоящее время или в последующие годы будут закупаться для удовлетворения потребностей стран групп 1 и 2 (включая и самолеты пятого поколения).
Обзор количества ударных самолетов в странах Европы
Прим. Таблица иллюстрирует рассуждения экспертов. Данные взяты из открытых источников. Но, по признанию авторов, по факту уже претерпели значительные изменения, поскольку государства начали реагировать на потребности групп 1 и 2.
Подчеркивается, что обзор (таблица) только демонстрирует количество самолетов, о котором идет речь при упоминании необходимости обновления европейских ВВС. Кроме того, особо отмечается, что замена старшего поколения на новое, скорее всего, не будет проходить в отношении один к одному.
Последнее замечание объясняется типичной замкнутой закономерностью, существующей в отношении боевых самолетов уже в течение длительного времени. Её суть в том, что ограниченное количество машин в одном поколении приводит к растущей потребности в единой системе вооружения. Разработка же подобной системы приводит к её возрастающей сложности и, тем самым, к росту затрат, которые, в свою очередь, приводят к дальнейшему снижению количества самолетов следующего поколения.
Весьма вероятно, что замена состоящих сегодня на вооружении европейских стран примерно 2200 ударных самолетов поколений 3, 4 и 4+ не приведет к закупкам сопоставимого числам новой авиационной техники.
Ударный самолет поколения 4+ «Рафаль»
Потребность в новых качественных характеристиках
Как отмечают западные эксперты, поскольку временная граница принятия на вооружение новых боевых самолетов, удовлетворяющих трем описанным выше формам спроса, простирается за 2040 г. – сегодня трудно оценить, какая из известных технологических тенденций будет сильна и насколько в это период.
Это же относится к вопросу о целесообразности закупки сейчас или в ближайшее время боевых самолетов поколений 4, 4+ и 5, а также их адаптации к требованиям будущей воздушной войны с целью возможно более полного использования горизонта их боевого применения.
Вместе с тем, экспертами упоминаются пять областей, которые в течение нескольких следующих десятилетий окажут главное влияние на боевую эффективность ударных самолетов.
Малозаметность, или ограниченные сигнатуры излучения
Будущие системы самозащиты должны обладать чрезвычайной адаптивностью к внешним условиям. Технология «стелс», по сути, основывается на особенностях конструкции, которые едва возможно менять после изготовления самолета. Поэтому остается определять базовую производительность систем самозащиты боевых самолетов.
«Стелс» истребитель F-117 ВВС США
Кроме того, какой станет «незаметность» будущего самолета, а также какие она потребует компромиссы в других областях его возможностей – покажет время. С учетом ограниченного влияния эффекта «стелс» на радиолокационные технологии, основная ставка будет сделана на новые, расширенные возможности в электронной войне.
Третий пакет мер подразумевает так называемое управление подписью (излучением). Под ним понимается использование возможностей комплексной разведки, еще более продвинутых бортовых сенсоров и инструментов планирования с растущими компьютерными мощностями (на борту и за его пределами). Их применение должно таким образом адаптировать боевые профили (маршрут, высоту, скорость полета, тактику, излучение) летающих платформ, чтобы максимально снизить вероятность их обнаружения и поражения.
Совместимость и взаимосвязь
В будущем пилотируемые ударные самолеты станут элементами совокупности пилотируемых и беспилотных систем. При этом, пилотируемые системы по необходимости должны иметь возможность управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
Даже если исходить из того, что летающие системы вооружения до определенной степени должны действовать автономно, все же ожидается, что полный спектр боевых возможностей, в этом случае, может быть реализован только за счет обширной сети взаимоувязанных структур. В результате, сеть станет важнее отдельной платформы.
Исходя из этого, в будущем ударные самолеты должны взаимодействовать с возможно большим количеством типов систем (в том числе старшего поколения). Следовательно, особое значение приобретают технологии, которые на далекую перспективу обеспечат защищенные коммуникации, трудно распознаваемые (обнаруживаемые) противником и устойчивые к электронным и кибератакам.
«Еврофайтер» как элемент сети
Сенсоры, обмен данными и интерфейс человек-машина
По мнению экспертов, сенсоры, находящиеся на борту перспективных авиационных систем вооружения, а также на других платформах должны с высоким разрешением покрывать весь электромагнитный спектр. Получаемые от них данные должны быть доступны в режиме реального времени, поскольку только в этом случае они гарантируют создание полной картины обстановки и позволят собственному экипажу принимать правильное тактическое решение за минимальный срок.
Для этого, наряду с развитием еще более мощных датчиков и алгоритмов объединения данных требуется определить, как эффективно представить экипажу богатство информации. Здесь, также как в электронной борьбе или управлении тактическими и оперативными сетями новые возможности должны открыть ассистирующие системы, базирующиеся на искусственном интеллекте и виртуальной реальности.
Мощность двигателя и вооружение
Если смотреть на ударные самолеты сегодня, то обычное отношение тяги к весу лежит в основе их скорости, маневренности, продолжительности и дальности полета. Одновременно, оно гарантирует наращивание установки электронного оборудования, требующего дополнительной электроэнергии и средств охлаждения. Следовательно, и в будущем всё это по-прежнему будет предъявлять новые требования к двигателям.
Уже сегодня востребована более высокая производительность примерно при том же или даже сниженном собственном вес и удельном расходе топлива. Ставка делается на двигатели адаптивного цикла с переменным коэффициентом степени двухконтурности (Adaptive Cycle Engines, ACE).
Их конструкция позволяет попеременно работать либо как мощные турбореактивные, либо как экономичные турбовентиляторные двигатели. Новые материалы и производственные процессы к тому же предоставляют возможность дополнительно повысить рабочую температуру двигателя и, следовательно, их эффективность.
Adaptive Cycle Engines
Перспективное авиационное вооружение
В последние два десятилетия боевые самолеты преимущественно участвуют в асимметричных конфликтах. Вытекающие из этого требования к вооружению удержатся и в других будущих сценариях – особенно в вооруженных конфликтах между равными высоко оснащенными противниками.
Вероятные пути решений
Потребности государств группы 1 направлены на то, чтобы сохранить простую жизнеспособность своего флота ударных самолетов. В основном для этого было бы достаточно приобрести подержанные самолеты четвертого поколения. Примером такого подхода является недавняя провалившаяся попытка Хорватии заменить свои МиГ-21 бывшими в употреблении F-16 из Израиля.
В противовес третьему поколению такие самолеты (поколения 4) наряду с более совершенными тактическими возможностями и улучшенной совместимостью с новыми флотами предлагают, прежде всего, более длительный горизонтом использования, даже если они отстают от самолетов, вновь изготовленных на заводах. По этой причине и из-за предсказуемо высокого спроса на устранение морального износа такие государства, как Польша, Чехия или Венгрия решились на вновь изготовленные F-16 или «Грипен» C/D, несмотря на их более высокую стоимость и возможное значительное снижение количества.
Почти все европейские пользователи боевых самолетов раннего четвертого поколения имеют потребности группы 2. При этом, на рынке конкуренцию единственному представителю пятого поколения (F-35 https://invoen.ru/vvt/f-35-lightning-ii/) составляют модели поколения 4+.
Пока F-35 выиграл в свою пользу много конкурсов. Помимо европейских пользователей F-16 Великобритании, Польше и Турции в пользу F-35 решение приняли Норвегия, Дания, Нидерланды и Бельгия. В случае, если сделка с Турцией завершится успешно, то, как отмечают специалисты, F-35 сможет стать ходовым товаром, подобным F-16 в свое время. Тем не менее, цифры новых закупок F-35 остаются значительно ниже, чем у его предшественника.
Особенности поколения 4+
Пока в Европе представители поколения 4+ не могут показать сопоставимые достижения. Тем не менее, «Еврофайтер» имеет хорошие перспективы выиграть конкуренцию для замены самолетов «Торнадо» ВВС Германии. Представители Airbus и Eurofighter GmbH, указывая на преимущества «Еврофайтера», в дополнение к основному предназначению и значительному потенциалу развития самолета подчеркивают, что в его пользу могут сыграть значительные экономические выгоды.
«Еврофайтер» ВВС Германии
Такие выгоды вытекают не только из стандартизации парка ударных самолетов Германии. Они возникают также при разработке машины шестого поколения. Многие из качественных особенностей будущих самолетов, описанных выше, являются платформонезависимыми. Следовательно, в основном, могут тестироваться на «Еврофайтере» в рамках программы его непрерывного развития (спирали разработки), а также использоваться для его дальнейшей модернизации.
Устаревание
Борьба с устареванием уже начата как для поколения 4+, так и для пятого поколение. Последнее из-за длительных периодов своей разработки технически уже давно выглядят не новым.
Сегодня ударные самолеты, в основном, являются IT-системами. По этой причине они также подвержены коротким циклам разработки этой технологии. Высокая степень интеграции программного обеспечения приводит к тому, что становится очень сложно ограничить последствия модификации только одним сектором всей системы.
Работы над шестым поколением
Вместе с тем, для таких сложных проектов, как разработка комплексных систем вооружения, представляется целесообразным создание прочной основы в форме финансово сильных партнеров. Подобные объединения дают реалистичные перспективы на достаточное количество продаж.
Насколько удачно это получится у обеих команд – покажет время. Наблюдатели не исключают, что однажды проекты все же сольются.
Европейский ударный самолет шестого поколения
Экспертные выводы
Финансовые расходы, связанные с развитием, закупкой и эксплуатацией пилотируемых боевых самолетов, которые удовлетворяют качественным потребностям следующих десятилетий, представляют для оборонных бюджетов европейских стран большие (в некоторых случаях трудно решаемые) вызовы. Поэтому государства ищут индивидуальные пути для согласования своих технических и эксплуатационных амбиций со своими возможностями.
Переход от одного поколения к другому должен пониматься не как определенный временной рубеж. Это фаза, во время которой боевые самолеты, принадлежащие к более раннему поколению, могут приобретать качества, которые определяют последующие поколения.
За исключением свойства «стелс», указанные в статье элементы качественной потребности не связаны обязательным образом с определенным типом платформы. Они могут быть реализованы на платформах от четвертого до шестого поколения.
Непрерывное развитие авиационной техники для экономически более сильных европейских государств может стать способом, который сделает более переносимыми расходы, связанные с неизбежным переходом к новому поколению боевых самолетов. Для экономически более слабых стран – это также вероятный способ к относительно недорогому флоту ударных самолетов, который соответствует их эксплуатационным требованиям и сохранит обязательную совместимость с европейскими партнерами.
По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»
Истребители-бомбардировщики и штурмовики
FMA IA-58 «ПУКАРА» — борец с наркомафией
Легкий штурмовик (Аргентина)
Штурмовик оснастили двумя турбореактивными двигателями и высоким шасси, позволявшим подвешивать под крылом и на фюзеляже разнообразную бомбовую нагрузку, а также многочисленными съемными панелями обшивки, облегчавшими его обслуживание.
В 1974 году запущенный в серийное производство самолет получил имя «Пукара» (Pucara), что на языке индейцев кечуа означает «крепость». Поначалу самолет привлек к себе внимание разных стран третьего мира, но его покупателями стали только Уругвай (шесть самолетов) и Колумбия (три самолета).
В 1976 году, сразу же после поступления на вооружение, «Пукара» использовался для нанесения ударов по повстанцам в районе города Тукуман. К началу войны с Англией 1982 года аргентинцы располагали 45 самолетами «Пукара», из них 24 базировались на Фолклендских островах. Один был накрыт бомбовым ударом, еще один — сбит британским истребителем. Добычей «Пукара» в этой войне стали два английских вертолета.
Всего за время боевых действий самолет совершил 186 вылетов. Впоследствии пять таких машин были доставлены в Британию для изучения. Колумбийские «Пукара» активно использовались в борьбе с наркомафией — для нанесения ударов по плантациям кокаиновых баронов. Эти самолеты до сих пор состоят на вооружении ВВС Аргентины, Уругвая, Колумбии, Шри-Ланки.
СУ-25 — достойный потомок ИЛ-2
Штурмовик (СССР/Россия)
В какой-то момент авиастроителям пришлось вернуться к идее штурмовика — машины, способной не только перелетать вражеские границы и проникать в тыл противника, но и постоянно находиться на передовой. Существовавшие в то время машины для этого не подходили.
Летающие на сверхзвуковых скоростях и предельных высотах, эти самолеты оказались малопригодными в обычном бою. К тому же из-за отсутствия надежной брони они становились удобной мишенью для снайперов, как только снижались.
В 1969 году Министерством авиационной промышленности СССР был объявлен конкурс проектов по созданию самолета-штурмовика. В нем приняли участие четыре ведущих ОКБ страны: Микояна, Яковлева, Ильюшина и Сухого. Последнее представило на рассмотрение проект машины Т-2. Неприхотливая в эксплуатации и удобная в управлении, она в итоге и победила в конкурсе. Поскольку машине предстояло постоянно находиться в зоне боевых действий, а не в тылу, ее скорость ограничивалась 850 км/ч.
К 7 ноября 1974 года был построен первый опытный самолет. При его испытании произошла авария, задымился и разрушился один из двигателей. Тем не менее 22 февраля 1975 года машина поднялась в воздух.
В декабре приступили к испытаниям следующей, с кабиной из титановой брони. К весне 1980 года на Тбилисском авиазаводе изготовили еще два таких самолета. В апреле — июне два штурмовика уже сражались в небе Афганистана. Благодаря применению особых устройств управления крылом, скорость машины удалось увеличить до 1000 км/ч.
Год спустя из этих самолетов, уже носивших имя Су-25, была сформирована отдельная эскадрилья. Нос машины украсили рисунком птицы, благодаря чему самолет получил прозвище «Грач». За восемь лет афганских сражений штурмовики Су-25 выполнили более 60 000 боевых вылетов, поразив при этом 137 целей.
Примерно два десятка машин были потеряны. Однако чтобы сбить такой самолет, моджахедам требовалось совершить до 90 точных попаданий. Был случай, когда штурмовик вернулся на базу со 150 пробоинами. Самолеты, как в песне, дотягивали до аэродрома с поврежденным крылом, пробитыми баками и на единственном двигателе.
В 1992 году выпуск Су-25 прекратился, к тому времени их количество увеличилось до 700 штук. Они поставлялись в Чехословакию, Афганистан и Ирак, который широко применял их в войне с Ираном. Эти самолеты планируется оставить на вооружении ВВС России как минимум до 2020 года.
«ПАНАВИА ТОРНАДО GR.MK-4» — символ возрождения авиапромышленности
Истребитель-бомбардировщик (Германия, Великобритания, Италия)
Замысел европейского истребителя-бомбардировщика, способного преодолевать скорость звука и имеющего короткую взлетно-посадочную полосу, начал складываться на рубеже 1950-1960-х годов, когда в США приступили к созданию F-111.
В 1957 году ВВС Великобритании представили в правительство список требований к такому самолету: двухместная кабина, крыло с изменяемой геометрией, способность взлетать с шоссейных дорог. Однако военные так и не дождались финансирования. Пришедшие вскоре к власти социалисты взяли курс на снижение военных расходов.
В 1965 году Англия и Франция совместно приступили к созданию такого самолета. Проект получил название AFVG (Anglo-French Variable Geometry). Однако работы не имели успеха: французы видели в машине, прежде всего, истребитель, а англичан интересовал главным образом бомбардировщик.
В 1967 году проект закрыли. Англичане, по-прежнему нуждавшиеся в собственном бомбардировщике, продолжили работу самостоятельно, переименовав проект в UKVG и начав в Европе поиски других партнеров.
В ту пору самой развитой экономикой на континенте обладала Западная Германия. В 1964 году эта страна совместно с США разрабатывала проект самолета AVS — истребителя-бомбардировщика с вертикальными посадкой и взлетом.
Однако в 1968 году деятельность была остановлена из-за потери интереса со стороны Америки, полностью сосредоточившейся на своем F-111. Год спустя британская фирма ВАС, германская «Мессершмитт-Белков-Блом» и присоединившаяся к ним «Аэриталия» образовали консорциум «Панавиа» по созданию одноименного самолета.
Первая из таких машин поднялась в воздух 14 августа 1974 года. В сентябре к имени самолета добавилось слово «Торнадо». В 1980 году «Торнадо» начали поступать на вооружение британских ВВС. Еще через год их получили Италия и ФРГ. Самолеты, предназначенные для Великобритании, могли переносить на крыле атомные бомбы.
В 1990-х годах «Торнадо» подвергался различным модернизациям, прежде всего в Германии. На самолет устанавливались новые высокоточные боеприпасы, американские крылатые ракеты, израильские устройства лазерного наведения, обновлялось оборудование в кабине пилота.
В 1999 году эти самолеты участвовали в войне с Югославией. В первую же ночь налета один из них был сбит истребителем МиГ-21. По сообщениям югославской стороны, впоследствии были уничтожены еще несколько «Торнадо». Однако точный счет потерям не велся. Сейчас эти самолеты, произведенные в количестве около 1000 штук, по-прежнему состоят на вооружении Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии.
«СЕПЕКАТ ЯГУАР» — англо-французский долгожитель
Истребитель-бомбардировщик (Великобритания, Франция)
В 1965 году ВВС Франции и Королевские ВВС Великобритании решили объединить усилия по созданию учебно-боевого тактического самолета, и уже 17 мая 1965 года британская ВАС и французская «Бреге» подписали соглашение о сотрудничестве.
Через год появился концерн «СЕПЕКАТ» — Европейское объединение по производству учебно-боевого тактического самолета. Крыло и оперение разрабатывали британцы, а фюзеляж проектировали французы. Еще две вошедшие в «СЕПЕКАТ» фирмы, «Роллс-Ройс» и «Турбомека», создавали двигатель.
В 1966 году определился общий вид самолета и началось строительство 10 опытных образцов-прототипов, 3 из которых впоследствии разбились при испытаниях. Наконец, в 1968 году 400 самолетов, по 200 для каждой страны, были запущены в серийное производство. 20 апреля 1972 года состоялся первый полет французской машины, уже под названием «Ягуар». Всего к 1986 году был построен 531 самолет.
В 1977 году французские «Ягуары» бомбили колонны партизан из Фронта освобождения Северо-Западной Африки в Мавритании, в 1986 году участвовали в военных действиях в Чаде. Всего в ВВС Франции из них было сформировано девять эскадрилий.
Британские «Ягуары» впервые столкнулись с реальным противником только в 1991 году в небе Ирака. В отличие от более тяжелых и нагруженных боеприпасами
«Торнадо» они не понесли потерь в тех боях. Начатая было замена «Ягуаров» на германобританское творение приостановилась. Лишь в 2007 году уступить дорогу их заставил французский «Мираж 2000 N».
«ДУГЛАС А-4 СКАЙХОК» — маленький ястреб
Палубный штурмовик (США)
История штурмовика «Дуглас А-4» началась во время войны в Корее, когда ВМС США приняли решение заменить устаревшие поршневые штурмовики на реактивные боевые машины.
Задачи штурмовика в ходе работ были расширены. Он оказался способен вести воздушный бой, сбрасывать бомбы во время пикирующего полета и прикрывать с воздуха сухопутные силы. Прототип штурмовика под именем XA4D-1 вышел из сборочного цеха компании «Дуглас» в июне 1954 года. В том же месяце самолет совершил первый полет.
Получивший имя «Скайхок» (Skyhawk — «небесный ястреб»), он имел меньшую массу, чем было обещано, и показал более высокую скорость и дальность полета. В 1956 году самолеты начали поступать на вооружение. Их первой кампанией стала война во Вьетнаме, где «Скайхокам» удалось сбить несколько МиГов-17.
LTV A-7 «КОРСАР II» — заслуженный ветеран штурма
Палубный штурмовик (США)
Главным недостатком штурмовика «Скайхок» была невысокая дальность полета. Применять машину для нанесения ударов по целям, находящимся в глубоком тылу противника, было невозможно. Первоначально такая роль отводилась бомбардировщику F-111, однако он не мог взлетать с палуб авианосцев.
Возникла потребность в еще одном самолете, который был бы так же дешев, как «Скайхок», но превосходил бы его радиусом действия. Исследования по созданию такой машины начались в 1962 году. Было рассмотрено 27 вариантов, при этом главное внимание уделялось цене доставки одного боеприпаса в тыл врага. После разорительной войны с Кореей американцы собирались вести следующую, вьетнамскую, весьма экономично. В объявленном конкурсе проектов победила фирма «Воут», предложившая недорогую модификацию палубного истребителя F-8 «Крусейдер», созданного в 1955 году.
Внешне штурмовик очень напоминал «Крусейдер», но имел более дешевый двигатель и усиленное крыло, способное переносить боеприпасы. В носовой части фюзеляжа располагались две пушки. Самолет оснастили новой навигационно-прицельной системой, позволявшей точно вычислять курс к цели и наносить удары по ней. В 1964 году был построен макет самолета. 27 сентября 1965 года первая из трех опытных машин поднялась в воздух. Самолет получил название «Корсар II». В 1966-1968 годах было выпущено 199 таких машин. В 1967 году из них сформировали первую эскадрилью. Вскоре она отправилась во Вьетнам. В самом начале войны самолет совершил около 1400 боевых вылетов, при этом только один штурмовик был потерян.
В 1983 году один самолет в составе миротворческих сил в Ливане сбили сирийские ПВО. В 1986 году в заливе Сидра «Корсар» участвовал в нанесении ударов по Ливии. Во время операции «Буря в пустыне» штурмовик использовался как для проникновения вглубь территории Ирака, так и для дозаправки в воздухе других самолетов.
В 1993 году самолет был снят с вооружения армии США, однако до сих пор он входит в состав ВВС Ливии, Ливана, Гренады, стран Персидского залива.
«ФЭЙРЧАЙЛД РИПАБЛИК A-10 ТАНДЕРБОЛТ II» — истребитель танков
Штурмовик (США)
В начале 1960-х годов ВВС США столкнулись с той же проблемой, что и их советские оппоненты, — отсутствием машин, способных наносить точные удары по небольшим наземным целям, как это делали штурмовики и фронтовые бомбардировщики в годы Второй мировой войны.
В 1967 году американские ВВС объявили конкурс на новый штурмовик и разослали запросы в 21 авиастроительную фирму с требованиями к самолету, который должен был летать на малой высоте со скоростью не ниже 650 км/ч, обладать высокой маневренностью и при этом нести на борту мощное пушечное и бомбовое вооружение.
Победителем признали проект YA-10A фирмы «Фэйрчайлд Рипаблик». В 1976 году эта фирма получила заказ на серийное производство самолетов, которые были названы «Тандерболт II» (Thunderbolt — «удар молнии»). В октябре того же года машины начали поступать в части ВВС США. До 1984 года было выпущено 713 штук.
Вначале А-10 вызвал большой интерес в ряде стран-союзников США. Однако впоследствии ни одна из этих стран так и не приобрела штурмовик. Сказалась узкая специализация машины, предназначенной в основном для борьбы с танками. К тому же многие использовали против танков боевые вертолеты.
Стремясь повысить спрос, в 1987 году «Фэйрчайлд Рипаблик» начала строительство всепогодного самолета с обозначением N/AW. В 1991 году 144 А-10 участвовали в операции «Буря в пустыне», совершив примерно 8100 боевых вылетов и уничтожив около
1000 иракских танков. Одновременно было потеряно семь самолетов. В 1999 году они наносили удары по Югославии, где потерь не понесли. ВВС США до сих пор остаются единственными пользователями этой машины.
«ДЖЕНЕРАЛ ДАЙНЭМИКС F-111» — проходящий сквозь стены
Истребитель-бомбардировщик (США)
Начало истории F-111 относится к 1958 году. Среди требований к создаваемому самолету были укороченные взлет, посадка и сверхзвуковая скорость, развиваемая на малой высоте. Соединить в одной машине такие противоречивые характеристики можно было только в случае использования крыла изменяемой стреловидности (сложенного, когда самолет «крадется» со сверхзвуковой скоростью на малой высоте под прикрытием местного рельефа, и широко раскрытого при посадке, позволяющего уменьшить скорость и длину пробега). За разработку такого самолета взялась фирма «Дженерал Дайнэмикс», а в качестве помощника выступала фирма «Грумман».
Первый серийный F-111 совершил полет в декабре 1964 года. С 1964 по 1976 год было построено 562 таких самолета. В их бортовую ЭВМ вводились только координаты цели, все остальное машина делала сама. Первым боевым испытанием стало небо Вьетнама, где было потеряно семь машин.
В 1986 году бомбардировщики «Дженерал Дайнэмикс» совершали налет на резиденцию ливийского лидера Каддафи; тогда из трех самолетов погиб один. F-111 широко применялись во время операции «Буря в пустыне». В 1993 году эти самолеты были сняты с вооружения ВВС США. Часть из них передана Австралии, которая планировала эксплуатировать их до 2020 года.
«ЛОКХИД АС-130» — небесный дредноут
Самолет огневой поддержки (США)
Идея создания тяжело вооруженного небесного линкора возникла в ВВС США в начале 1960-х годов. Программу назвали «Ганшип» (пушечный корабль) и приступили к ее реализации в 1965 году. Базой для «Ганшипа» стал военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес», выпускавшийся фирмой «Локхид». Его оснастили шестиствольными пулеметами, скорострельными пушками «Вулкан», системой ночного видения, бортовой ЭВМ и радиолокационной станцией. А позже установили даже 105-мм гаубицу!
В конце 1970-х годов самолет модификации «Н» получил возможность дозаправки в воздухе. Четыре таких машины угрожающе барражировали над столицей Ирана, когда там находились американские заложники. В 1983 году во время операции США в Гренаде АС-130 подавили ПВО противника и позволили высадиться десанту.
АС-130 участвовали в операции «Буря в пустыне», разгромив в первые дни войны колонну бронетехники, а также в налетах на Югославию. Без них не обходилась ни одна из последних кампаний США: в 2001 году «Локхиды» бомбили Афганистан, в 2003-м — Ирак, в 2011-м — Ливию. Сегодня на вооружении ВВС США состоят 8 самолетов модификации «Н» и еще 13 — модификации «U», оснащенные новейшей бортовой радиолокационной системой.
BAC-167 «СТРАЙКМАСТЕР MK-80» — простейший штурмовик
Легкий штурмовик (Великобритания)
В начале 1960-х годов на мировой авиационный рынок вышли ударные варианты реактивных учебно-тренировочных самолетов. Их назвали «оружием бедных», так как военные пытались таким образом получить недорогой и универсальный самолет.
В 1967 году англичане тоже решили переоборудовать в боевую машину легкий учебно-тренировочный самолет ВАС-145 «Джет Провост», созданный в 1954 году. Его оснастили катапультируемым креслом пилота, встроенными пулеметами, бомбами и ракетами, подвешенными на крыле и фюзеляже, для чего конструкцию пришлось усилить. Были установлены более мощный двигатель и дополнительные топливные баки.
Самолет получил название ВАС-167 «Страйкмастер». Его первый полет состоялся 26 октября 1967 года, а в 1968 году машина была запущена в серийное производство. «Страйкмастер» применялся во многих локальных конфликтах, последним из которых стала война Перу и Эквадора, разразившаяся в 1995 году. На вооружении ВВС Эквадора состояли 15 таких машин, и потерь, судя по всему, среди них не было.
Помимо бомбовых и ракетных ударов, пушечной и пулеметной стрельбы, самолет способен выполнять аэрофотосъемку, для чего предусмотрено специальное оборудование. Легкий штурмовик «Страйкмастер» до сих пор находится в составе ВВС Эквадора.
«ХОКЕР СИДЛИ ХОК MK-1A» — маленький, но грозный «ястреб»
Легкий штурмовик (Великобритания)
В 1976 году на вооружение британских Королевских Военно-воздушных сил поступил новый учебно-тренировочный самолет Хокер Сиддли «Хок», который выпустили также в модификации учебно-боевого самолета и легкого штурмовика.
Хокер Сиддли «Хок» позволил обучать курсантов по усовершенствованной ускоренной летной программе и, благодаря своей дешевизне, значительно увеличил экспорт учебно-боевых самолетов за рубеж. Их закупили ВВС Финляндии, Кении, Индонезии, Зимбабве, ОАЭ, Саудовской Аравии и Швейцарии.
Военно-морской флот США приобрел 207 таких машин. Они до сих пор состоят на вооружении Великобритании, Индии, Финляндии и Америки.
«ДАССО-ДОРНЬЕ АЛЬФА ДЖЕТ» — мал, да удал
Легкий штурмовик (Франция, Германия)
В 1970-х годах серьезную конкуренцию Э дорогим и сложным истребителям-бомбардировщикам составили учебно-тренировочные машины, оснащенные новейшим вооружением и превращенные в легкие штурмовики. Таким был «Альфа Джет» — самолет, созданный французской и немецкой компаниями «Дассо-Бреге» и «Дорнье» при участии бельгийских фирм SABCA и «Фэйри».
В немецких «Люфтваффе» новый самолет должен был заменить истребитель-бомбардировщик «Фиат G-91», а в ВВС Франции — учебно-тренировочные машины СМ-110 и «Локхид Т-33». Первый вылет «Альфа Джета» состоялся в октябре 1973 года, а в январе 1974 года машина поднялась в воздух в своем лучшем варианте. Ее серийный выпуск во Франции начался в 1977 году, в ФРГ — в 1978 году. Возможность приобретения лицензии на «Альфа Джет» с изготовлением на фирме «Локхид» рассматривалась даже в США.
Оснащенный управляемыми ракетами «воздух — земля», скорострельными пушками, зажигательными бомбами и противотанковыми минами штурмовик считался надежным и недорогим средством для борьбы с танками. Малые скорости и высоты, на которых летал самолет, делали его довольно сложной добычей для сверхзвукового истребителя. Он до сих пор состоит на вооружении германских «Люфтваффе» и французской воздушной армии.
«АЭРМАККИ МВ-339» — штурмовик для бедных
Легкий штурмовик (Италия)
В 1970-х годах «оружие бедных», как называли учебно-тренировочные машины, преобразованные в боевые самолеты, решила создавать и Италия. В 1972 году «Аэрмакки» получила от итальянских ВВС контракт на разработку нового реактивного учебно-боевого самолета для замены «Аэрмакки МВ-326». Первый прототип МВ-339 поднялся в воздух в августе 1976 года.
Первые серийные МВ-339А начали поступать на вооружение в августе 1979 года.
Серийный выпуск наиболее современной модификации этого самолета — МВ-339С — был начат в 1987 году.
Штурмовик нес управляемые ракеты класса «воздух — воздух» и «воздух — земля», в фюзеляже имелись встроенная 30-мм пушка и 12,7-мм пулеметы, а под крылом находились свободнопадающие и корректируемые бомбы. Весь арсенал управлялся самой современной на тот момент электронной системой.
Помимо ВВС Италии эта модель нашла применение в авиационных частях Аргентины, Перу, ОАЭ, Ганы, Малайзии и Нигерии. Всего построено 177 самолетов «Аэрмакки МВ-339», которые до сих пор состоят на вооружении перечисленных стран.
АМХ — «недорогой» штурмовик
Легкий штурмовик (Италия, Бразилия)
В 1977 году ВВС Италии решили заменить находившиеся у них на вооружении истребители-бомбардировщики G-91Y производства «Аэриталия» и F-104G американской фирмы «Локхид». Предполагалось сделать машину недорогой и получить хороший доход от ее экспорта.
Использовать самолет собирались как в зоне боевых действий — в роли штурмовика, так и вдали от них — в качестве разведчика. До этого переговоры с фирмой «Аэрмакки» вели бразильские военные, также нуждавшиеся в замене своего старого штурмовика. Участие бразильцев обещало сделать разработку еще дешевле. Образовался международный консорциум, в который, помимо итальянских «Аэрмакки» и «Аэриталия», вошла бразильская фирма «Эмбраер».
Легкий штурмовик AMX 29 марта 1988 года вышел из сборочного цеха авиазавода в Турине.
Спустя полтора месяца, 11 мая, состоялся его первый полет. В том же году ВВС Италии и Бразилии заказали в общей сложности 88 таких самолетов. Всего же за последующие восемь лет их было выпущено 193.
Интерес к экономичному штурмовику в разное время проявляли соседи Бразилии по континенту — Аргентина, Чили, Перу, Таиланд, но никто из них так и не купил самолет: невзирая на усилия создателей, он приблизился по цене к американскому F-16 и советскому МиГ-29 при гораздо меньших боевых и летных возможностях.
«СОКО J-22 ОРАО» — балканский орел
Истребитель-бомбардировщик (Югославия, Румыния)
В конце 1960-х годов Румыния и Югославия первыми среди стран социалистического лагеря предприняли попытку собственными силами создать современную боевую машину.
В середине 1972 года конструкторы югославского Технического института ВВС и румынского Национального института науки и техники завершили работу над проектом. Затем на югославской фирме «СОКО» и румынском заводе в Крайове одновременно приступили к сборке двух прототипов. Фюзеляж у них был одинаковым, а оборудование и вооружение каждая страна ставила свое.
С разницей в 20 мин 31 октября 1974 года обе машины поднялись в воздух. Югославский вариант назывался J-22 (от jurishnik — «штурмовик»), а румынский — JAR-93. Через два года самолеты начали поступать в боевые части. После распада Югославии «Орао» оказались в составе ВВС Сербии и Черногории. Пять-семь машин попали в руки боснийских сербов. Югославские «Орао» принимали деятельное участие во всех событиях, развернувшихся на территории этой страны. Во время войны в Хорватии в 1991 году один самолет был сбит.
В 1999 году в составе сербской армии этот истребитель-бомбардировщик воевал против косовских повстанцев. При полном господстве в небе авиации США и НАТО «Орао» летали на сверхмалых высотах и наносили удары по наземным целям. Об их потерях в этой войне сведений нет. «СОКО J-22 Орао» до сих пор состоят на вооружении Сербии.
Легкий штурмовик (Югославия)
После создания машины «Орао» пути авиастроителей Югославии и Румынии разошлись. В 1978 году «СОКО» приступила к разработке собственного штурмовика, предназначенного для замены учебно-боевых самолетов «Галеб-2» и «Ястреб». Новую машину назвали «Супер Галеб» («Супер Чайка»).
В 1982 году началось серийное производство самолета. До 1989 года было создано 132 «Супер Галеба», из которых 6 купила Бирма. Только распад Югославии привел к прекращению их выпуска.
Самолет широко применялся во время гражданской войны в этой стране. Четыре штурмовика были сбиты американскими F-16 в 1994 году, еще столько же было сбито спустя пять лет.
В 1999 году 7 «Супер Галебов» и «Орао», а также 2 МиГа-21 разбомбили натовский аэродром в Тузле, похоронив на нем 17 самолетов и 2 вертолета, потеряв при этом два самолета. Как утверждалось впоследствии, вылет был собственной инициативой сербских пилотов. «СОКО Г-4 Супер Галеб» до сих пор находятся на вооружении ВВС Сербии, а также Боснии и Герцеговины.