Что значит ударение подвижное
Русская орфоэпия. Разноместное, подвижное или неподвижное ударение
Трудность усвоения норм русского ударения связано с его особенностями.
1. Русское ударение разноместное, т.е. может падать на любой слог и на разные морфемы:подрОстковый, дОмик, вЫнес, облегчИть, кладовАя, позвонИшь.
2. Русское ударение может быть в разных словах подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то оно является неподвижным: говорЮ, говорИм, говорИшь, говорИте, говорИт, говорЯт. Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (вЫбежать – выбегАть, травА – трАвы).
В некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: Августовский – августОвский, бунгАло – бУнгало, джИнсовый – джинсОвый, казАки – казакИ, кЕта – кетА и др. В некоторых словах встречаются профессиональные ударения: искрА (в речи шоферов), компАс, рапОрт (в речи моряков), рефлексИя (в речи психологов), эпилепсИя(у медиков).
Разноместность и подвижность – важные средства различения форм слов и слов. Например, различное смысловое значение приобретают слова: белОк – бЕлок, мукА – мУка, языковОй (барьер) – языкОвая (колбаса), лЕдник (погреб) – леднИк, бронИровать (закреплять) – бронировАть (дверь)и др.
Следует запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть, тОрт, шАрф.
Кроме того, место ударения зависит от происхождения слова. Так, большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансЕр,жалюзИ, кюрЕ.
Часто ударение определяется конечным сочетанием гласных и согласных звуков. Например:
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
Русский язык в школе
Об ударении в русском языке. Часть 2
7. Ударение подвижное и неподвижное
Например, ударение в словах тов а рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д.
У глаголов 2-го спряжения с подвижным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только ударением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударением на окончании эти формы совпадают: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. представляют собой формы 2-го лица множественного числа как настоящего времени, так и повелительного наклонения.
Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударение на основе, образует форму женского рода с переносом ударения на окончание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д.
Естественно, что в языках с фиксированным местом ударения последнее не может служить средством различения грамматических форм.
8. Ударение и звуковое качество фонем слова
Система русского ударения, т. е. место его по отношению к морфологическому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.
9. Безударные и слабоударяемые слова
Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объёма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблённое в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ).
Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть слабоударяемыми. Обычное ударение имеют самостоятельные слова, безударными могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оставить в стороне те служебные слова, которые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложности, – слова, образующие как бы промежуточную группу между категориями самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, местоимения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в определённом употреблении.
10. Побочное ударение слова
Выше было указано, что каждое самостоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно многосложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побочное. Сюда относятся чаще всего сложные слова, образованные путём сложения двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, поэтому ниже ограничимся лишь несколькими предварительными замечаниями.
При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к началу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по своему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным побочного. Ср., например, кл я твопреступл е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё мник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударением) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), землед е лец (с одним ударением) и з е млевлад е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного ударения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – слово относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.
Наличие побочного ударения в некоторых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии.
11. Колебания в ударении
Литературный язык стремится избежать колебаний. При наличии их нередко один из вариантов санкционируется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, широко распространённую, хотя и не признанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном).
12. Ударение и преподавание русского языка
Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возможная подвижность при образовании грамматических форм, соединённая с отсутствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомерной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.
При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамматиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Большую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на передвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию системы русского ударения в его современном состоянии и истории, по ударению в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.
Текущий рейтинг:
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
Русский язык в школе
Об ударении в русском языке. Часть 2
7. Ударение подвижное и неподвижное
Например, ударение в словах тов а рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д.
У глаголов 2-го спряжения с подвижным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только ударением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударением на окончании эти формы совпадают: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. представляют собой формы 2-го лица множественного числа как настоящего времени, так и повелительного наклонения.
Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударение на основе, образует форму женского рода с переносом ударения на окончание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д.
Естественно, что в языках с фиксированным местом ударения последнее не может служить средством различения грамматических форм.
8. Ударение и звуковое качество фонем слова
Система русского ударения, т. е. место его по отношению к морфологическому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.
9. Безударные и слабоударяемые слова
Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объёма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблённое в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ).
Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть слабоударяемыми. Обычное ударение имеют самостоятельные слова, безударными могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оставить в стороне те служебные слова, которые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложности, – слова, образующие как бы промежуточную группу между категориями самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, местоимения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в определённом употреблении.
10. Побочное ударение слова
Выше было указано, что каждое самостоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно многосложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побочное. Сюда относятся чаще всего сложные слова, образованные путём сложения двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, поэтому ниже ограничимся лишь несколькими предварительными замечаниями.
При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к началу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по своему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным побочного. Ср., например, кл я твопреступл е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё мник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударением) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), землед е лец (с одним ударением) и з е млевлад е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного ударения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – слово относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.
Наличие побочного ударения в некоторых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии.
11. Колебания в ударении
Литературный язык стремится избежать колебаний. При наличии их нередко один из вариантов санкционируется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, широко распространённую, хотя и не признанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном).
12. Ударение и преподавание русского языка
Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возможная подвижность при образовании грамматических форм, соединённая с отсутствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомерной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.
При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамматиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Большую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на передвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию системы русского ударения в его современном состоянии и истории, по ударению в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.
Текущий рейтинг:
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
Русский язык в школе
Об ударении в русском языке. Часть 2
7. Ударение подвижное и неподвижное
Например, ударение в словах тов а рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д.
У глаголов 2-го спряжения с подвижным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только ударением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударением на окончании эти формы совпадают: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. представляют собой формы 2-го лица множественного числа как настоящего времени, так и повелительного наклонения.
Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударение на основе, образует форму женского рода с переносом ударения на окончание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д.
Естественно, что в языках с фиксированным местом ударения последнее не может служить средством различения грамматических форм.
8. Ударение и звуковое качество фонем слова
Система русского ударения, т. е. место его по отношению к морфологическому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.
9. Безударные и слабоударяемые слова
Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объёма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблённое в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ).
Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть слабоударяемыми. Обычное ударение имеют самостоятельные слова, безударными могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оставить в стороне те служебные слова, которые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложности, – слова, образующие как бы промежуточную группу между категориями самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, местоимения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в определённом употреблении.
10. Побочное ударение слова
Выше было указано, что каждое самостоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно многосложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побочное. Сюда относятся чаще всего сложные слова, образованные путём сложения двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, поэтому ниже ограничимся лишь несколькими предварительными замечаниями.
При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к началу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по своему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным побочного. Ср., например, кл я твопреступл е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё мник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударением) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), землед е лец (с одним ударением) и з е млевлад е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного ударения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – слово относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.
Наличие побочного ударения в некоторых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии.
11. Колебания в ударении
Литературный язык стремится избежать колебаний. При наличии их нередко один из вариантов санкционируется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, широко распространённую, хотя и не признанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном).
12. Ударение и преподавание русского языка
Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возможная подвижность при образовании грамматических форм, соединённая с отсутствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомерной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.
При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамматиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Большую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на передвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию системы русского ударения в его современном состоянии и истории, по ударению в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.
Текущий рейтинг: