Что значит учиться самому

13 способов развить самостоятельное обучение и учиться быстрее

Что значит учиться самому

Самостоятельное обучение при самостоятельном обучении – непростая задача. Это требует опробования новых методов обучения, знания того, как вы учитесь, и мотивации продолжать обучение.

Хотя на бумаге все это звучит просто, важно отметить общий настрой людей на обучение. Для многих людей прошли годы с тех пор, как они в последний раз брали в руки книгу, не говоря уже об учебнике. Я не удивлюсь, если большинство людей перестанут серьезно учиться после университета или колледжа.

Хорошо, что вы снова сосредоточились на своем обучении, потому что как только вы углубитесь в то, что такое обучение, вы поймете, что школьное обучение не было самым оптимальным.

Самостоятельное обучение может стать отличным инструментом, который поможет вам продолжить обучение на протяжении всей жизни. Мы обсудим, что это такое, и несколько советов, которые помогут вам.

Что такое самостоятельное обучение?

Самостоятельное обучение, по своей сути, берет обучение в свои руки и расширяет его. Это метод, который разительно отличается от того, что преподают в большинстве школ. Другими словами, это очень эффективный метод, который может использовать каждый, и он отлично подойдет в школе.

Вот 3 уровня самостоятельного обучения Танмая Вора:

Что значит учиться самому

Фактически, есть одна школа в США, которая может подтвердить это на основе теории и практики: Brisbane Independent School или BIS. Поскольку школа не была ограничена федеральными учебными программами – которые в лучшем случае скучны, – они могли принять эту форму обучения.

Этот толчок к самостоятельному обучению исходил от Дженнифер Хейнс, которая начала преподавать в BIS в 1990-х годах. После этого модное слово в то время превратилось в учебную программу, в которой подчеркиваются семь характеристик:

По этим семи характеристикам Хейнс заметил:

«Эти характеристики запланированы в нашей учебной программе, и каждый студент отслеживается на протяжении всего процесса развития. Замечательно видеть, как ученик может перестать нуждаться в учителе, чтобы помочь ему даже придумать идею для проекта, а затем наблюдать за тем, как они в последние годы жизни разрабатывают планирование и реализовывают проект … Они узнают, как здорово развивать свои собственная идея и, самое главное, как выполнить задачу, чтобы никто не мешал ей выполнить ».

Характеристики самоориентированного ученика

Студенты BIS дают представление о некоторых характеристиках самостоятельного ученика с высоты птичьего полета. Изучая дальше, мы найдем больше, особенно когда мы рассмотрим методы, упомянутые выше, как способы улучшения этого стиля обучения.

На основе этих методов появилось много статей в исследованиях в области образования, показывающих все виды положительных побочных эффектов этого метода, в том числе для обучения взрослых.

Во-первых, самостоятельное обучение включает в себя людей, проявляющих инициативу при диагностике своего обучения и построении на этом основании. Одно исследование отметило, что, когда это происходит, люди раскрывают и развивают свою твердость и настойчивость, а также улучшают свою внутреннюю мотивацию и целостность.

Во-вторых, учащиеся чувствуют себя более сильными благодаря самообучению. С программами, перемещающимися в Интернет, мы можем рассматривать это как форму самостоятельного обучения. В конце концов, когда речь идет об онлайн-курсах и проблемном обучении, вам нужно действовать в определенном темпе.

Например, всем нам нужно ставить цели, если мы хотим развивать и обогащать наш бизнес, карьеру и жизнь. Умение ставить значимые цели, которые мы стремимся достичь, означает больше, чем акт постановки цели, которая нам не важна.

Некоторые другие характеристики этих учащихся:

Эффективный

От эффективного обучения до эффективной мотивации эти люди становятся более эффективными в обучении.

Поддерживающий

Ученик такого типа означает, что вам нужно ценить сотрудничество и командную работу. Это научит вас искать помощи и руководства, а также предлагать помощь, когда это необходимо. Благодаря этому они лучше работают в командной динамике.

Повышенное чувство ответственности

В конечном итоге, при самостоятельном обучении люди проявляют инициативу и решают, когда, как и чему учиться. Это чувство ответственности особенно важно в 21 веке, когда образование, похоже, застопорилось.

Более любознательный

Этот метод обучения побуждает нас спрашивать, почему, а не соглашаться на ответ «я не знаю». В результате мы учимся задавать более важные и важные вопросы, которые вызывают обсуждение, открытия и обучение.

Что удивительно в самоуправляемом обучении, так это то, что мы можем применять его в своей жизни.

Как развивать самостоятельное обучение

Разработать эту стратегию не так уж и сложно. Для большинства людей этому нужно учить явно, но следующие способы помогут в развитии и изучении этой стратегии.

1. Определите цели обучения

Вы никогда ничего не сможете добиться, если не предвидите этого. Определите, чему вы хотите научиться в первую очередь. Установите конкретные цели обучения, которые вы сможете со временем измерить.

2. Ставьте под сомнение значение

Возьмите за привычку не принимать все за чистую монету. Всегда проявляйте кошачье любопытство и задавайте вопросы, которые заставят вас задуматься об ответе. Откажитесь от очевидных ответов с вопросами «почему» и «как» и посвятите себя поиску ответов.

3. Найдите проблемы

Проблемы, хотя поначалу неудобные, могут быть захватывающими и полезными. Найдите проблему, связанную с проблемой, которую вы хотите решить. Преодоление этого будет значимым и подтолкнет вас к продолжению обучения.

Вы можете узнать больше о том, как научить себя тянуть к обучению, из этого видео:

4. Проверьте свой учебный процесс

5. Разберитесь в своем подходе к обучению

Найдите минутку, чтобы взглянуть на формат и среду вашего подхода к обучению и время от времени меняйте их, когда вы участвуете в самостоятельном обучении. Большинство людей сильны в нескольких стилях обучения, и они часто могут дальше развивать те, в которых они самые слабые. Поэкспериментируйте, чтобы увидеть, что работает в долгосрочной перспективе.

6. Раскройте предысторию темы

Познакомьтесь с темой, которую изучаете, проверив ее предысторию. Прочтите статьи, которые вам интересны, или посмотрите выступления на TED Talks, относящиеся к темам из вашего списка обучения.

7. Развивайте внутреннюю мотивацию

Внутренняя мотивация – это мотивация, основанная на внутреннем вознаграждении. Это кажется простой концепцией, но многие люди с ней борются. К счастью, этому можно научиться. Одна из его форм – делиться тем, что вы узнали, с другими.

Старайтесь не жестко относиться к себе, если хотите развить внутреннюю мотивацию. Слишком много самокритики помешает вам продолжить обучение. Сохраняйте его как можно более позитивным и развивайте благодарность и признательность за все усилия, которые вы вкладываете в свое образование.

8. Как сделать что-то из того, что вы узнали

Песня, запись в дневнике, картинка… Это примеры того, что вы можете создать на основе того, что вы узнали. Это не только помогает закрепить то, что вы изучаете, но и дает вам то, чего стоит ожидать. Это также отлично подходит для кинестетиков!

9. Время кредитного плеча

Иногда мы заняты, и у нас нет времени учиться, но эта нехватка времени – скорее причина, чтобы использовать время, которое у нас есть.

Возьмите 30-минутные перерывы на обед, чтобы поесть, и уделите внимание учебной сессии. Если вы идете в спортзал, слушайте подкаст или аудиокнигу, пока вы на беговой дорожке.

10. Создайте список тем.

Думайте о списке тем как о списке вещей, которые вы хотите узнать. Это могут быть широкие темы или узкие. Эти списки могут помочь вам в постановке целей и работе над их достижением.

11. Цените свой прогресс перед своей работой

Мы никогда не прекращаем учиться. Всегда будут крошечные кусочки информации или взглядов, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Однако, если вы хотите активно учиться, сосредоточьтесь на стимулировании обучения, а не на вашей реальной работе.

12. Ставьте перед собой реалистичные цели обучения

Самостоятельное обучение построено на системе, которую мы создаем. Чтобы система работала нормально, вы должны убедиться, что все настроено в ваших пределах. Последнее, чего вы хотите, – это отговариваться от обучения.

13. Создайте сеть обучающихся коллег.

Создайте группу людей, с которыми вы можете сотрудничать и общаться. Эта группа людей подтолкнет вас к тому, чтобы узнать больше, и может дать вам выход, когда вы захотите поговорить о том, что вы узнали. Лучше всего то, что эта группа может быть как офлайн, так и онлайн.

Последние мысли

Самостоятельное обучение – ключ к получению более обогащающего опыта обучения. Хотя у всех, кажется, уменьшился вкус к обучению, это произошло из-за старой и неэффективной системы – системы, которая не поощряет более глубокое обучение и не помогает студентам ставить более высокие цели обучения, которые их волнуют.

Самостоятельное обучение важно, потому что оно учит людей быть более независимыми и ответственными. Они развивают навыки внутренней мотивации, самодостаточности, умения задавать значимые и важные вопросы и многое другое.

Сейчас лучшее время, чтобы заняться самостоятельным обучением и снова полюбить обучение.

Источник

Что значит учиться самому. Что значит учиться самому. Индивидуальный образовательный маршрут

2. Эссе на тему: «Что значит учиться самому. Индивидуальный образовательный маршрут».

Человечество сегодня живёт в так называемой цифровой эпохе, то есть в эпоху информации. Информации сейчас поистине огромное количество, миллионы источников информации на просторах Глобальной сети. Казалось бы, это замечательное явление, поскольку можно получить практически любую информацию. Однако, к сожалению информации, настолько много, что зачастую крайне сложно отделить «информационный мусор» от действительно полезных данных. Особенно эта проблема актуальна в сфере образования. Это одна из причин почему, современная молодёжь всё чаще занимается самообразованием.

Самообразование – это значит, учиться самому. Самостоятельно составлять себе учебный план, программу, находить и отбирать нужную информацию, то есть, получать и обогащать свои знания собственными силами в конкретно выбранном направлении или науке. В этой связи создаётся необходимость в создании так называемого «индивидуального образовательного маршрута.

В широком смысле индивидуальный образовательный маршрут – это персонифицированная учебная программа для обучающегося. Маршрут составлен под руководством преподавателя, на обозначенный промежуток времени. Такая программа отражает конкретные задачи и цели, которых должен достичь обучающийся, а также его способности, возможности на текущий момент, состояние здоровья и другие индивидуальные показатели. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это индивидуальная образовательная программа, составленная на основе навыков, способностей и пожеланий обучающегося, ставящая перед собой достижение поставленных задач.

Говоря о преимуществах и недостатках данного «маршрута» следует отметить в качестве достоинства «специализированность» подобного плана. Он позволяет максимально задействовать навыки и способности обучающегося и адаптировать образовательный материал под конкретного обучающегося с учётом его интеллектуальных, психологических и физиологических особенностей. Данный подход актуален в применении к «особенным детям», в рамках репетиторства и дополнительных занятий/курсов. Недостатком данного «маршрута» является отсутствие возможности его полной реализации в рамках групповых занятий или в общеобразовательных учреждениях. Обусловлено это тем, что при работе с большим количество обучающихся нельзя удовлетворить и учесть потребности, и особенности каждого ученика.

Источник

Для чего люди учатся? Для того чтобы стать образованным, т.е. приобрести некоторую сумму систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности, а также достигнуть определенного уровня духовного развития. Так понимают цель учения, очевидно, не все. Иногда, принимая решение учиться, некоторые исходят из довольно упрощенных побуждений, например, учиться, чтобы занять более высокое положение на служебной лестнице и т.п. Но даже те, кто вначале руководствовался подобными целями, обычно рано или поздно приходят к пониманию объективной ценности образования. Зато в понимании того, как получить образование, как учиться, весьма нередки и ложные представления, и прямые заблуждения. Иногда рассуждают так: «Вот поступлю в школу, в школе есть учителя, они меня научат, сделают образованным». Конечно, очень хорошо, что приступающие к учению полны такой веры в учителя, в значительность его роли как носителя знаний, организатора и руководителя учебно-воспитательной работы. Но если человек все надежды возлагает только на учителя и не задумывается о собственных обязанностях в учебном процессе, представляя себя в роли лишь некоего механического приемника знаний, идущих от учителя, то он глубоко заблуждается относительно плодотворности начатого дела.

Нельзя стать подлинно образованным человеком лишь на основе пассивного восприятия и запоминание того материала, который излагает учитель. Во-первых, человеческая память – не магнитофонная лента, она не в состояние зафиксировать и прочно удержать все сказанное и услышанное, а те обрывки, которые не произвольно удерживаются в памяти, не составляют системы и не дают образования. Во-вторых, без собственных мыслительных усилий, без самостоятельного обдумывания и переработки того, что услышано от учителя или прочитано в книгах, не будут развиваться познавательные силы человека, следовательно, также не будут достигнуты цели образования. Л. Н. Толстой справедливо утверждал, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Прогрессивные педагоги считали, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщится, должен достигнуть это своей деятельностью, собственным напряжением…

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится, то есть и осмысливает программный материал, и овладевает необходимыми умениями и навыками, и вырабатывает у себя нужные моральные качества. Поэтому, приняв решение, учится, каждый поступающий в школу любого типа должен запомнить следующее.

1. Главную работу по изучению курса основ наук каждый учащийся должен выполнить самостоятельно, всемерно используя при этом помощь, которую оказывает своим питомцам школа. В вечерних школах удобные для учащихся формы обучения – очная и заочная. Отличие очного обучения от заочного лишь в том, что очник может больше времени, чем заочник, уделять классовым занятием, непосредственному общению с учителями, но это не освобождает его от обязанности и необходимости самостоятельно работать над учебным материалом.

2. Умение самостоятельно учиться – не простое занятие, это целое искусство, но им может и должен овладеть каждым учащимся.

3. Глубокие, прочные и систематические знания приобретают только постоянным, добросовестным и правильно организованным трудом. Нельзя приобрести никаких серьезных знаний, если учиться не систематически, то, посещая занятия, то, пропуская их, то, берясь за книгу, то надолго ее забрасывая.

4. Жажда знаний, целеустремленность и крепкая воля должны быть неотъемлемыми качествами каждого, кто решил учиться; поэтому объективные помехи (например, выезд в командировку, служебная перегрузка и т.п.) не должны прерывать учебных занятий. Возможно придется переменить форму учения (с очной перейти на заочную), обратиться к кому-то за помощью, но не надо сдаваться, надо найти в себе силы продолжить учебу даже в самых трудных условиях.

5. В учебном плане общеобразовательной школы нет ненужных или малозначащих предметов: только усвоение всех учебных дисциплин делает человека всесторонне образованным.

6. Встречаясь в ходе самостоятельной работы с трудностями и непонятными вопросами, можно обращаться за помощью не только к учителям, но и к более сильным товарищам, родственникам, знакомым и т.д. Одного не следует делать: просить, чтобы кто-то в порядке «помощи» решил задачу, дал списать сочинение и т.п., точно так же не следует механически списывать с доски решение задач и примеров, предложений с орфографическими трудностями. Все письменные работы, как классные, так и домашние, нужно выполнять самостоятельно. Необходимо составить расписание домашних занятий, выделяя для них ежедневно 1-2 часа. Заниматься следует всеми предметами, чтобы закреплять домашней самостоятельной работой, знания, полученные в классе. Нужно готовиться к каждому классному занятию и зачету, помня, что не сделанное сегодня увеличивает учебную нагрузку завтрашнего дня. Не допускать отставания в учебной работе, помнить, что потеря темпа и ритма в занятиях часто приводит к потере учебного года.

РАБОТА С КНИГОЙ

Книга – не только собирательница и хранительница все умножающихся человеческих знаний. Она стала главным источником обогащения знаниями сменяющих друг друга поколений.

Иногда можно услышать мнение, будто сейчас время книги уже миновало, что она начинает утрачивать свое положение главного источника знаний, ибо появились и все больше укрепляют, свои позиции такие источники информации, как телевидение, кино, радио, компьютер. Никто не отрицает великой роли этих средств массовой передачи мыслей, но неправильно было бы противопоставлять их книге, думать, что они способны вытеснить и заменить книгу.

ЧТЕНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО

Никакое нужное человеку богатство не лежит свободно на поверхности и не дается в руки без труда. Металл можно добыть из земных недр, выплавить его из руды, обработать. Для получения хлеба нужно вспахать землю, посеять зерно, убрать урожай. И все это требует труда и умения.

Так и со знаниями, хранящимися в книгах. Книга не отдает своих сокровищ легко и любому человеку. Недостаточно владеть лишь элементарной техникой чтения, книга требует от читателя большего – владения всеми «секретами» искусства чтения, рациональными методами чтения. Книга преданно и безотказно служит тому, кто сумел её подчинить, сделать её своим другом и помощником. Она держит себя недоступно по отношению к тем самонадеянным и самообольщающимся людям, которые думают, что уже научились читать, лишь постигнув, как складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Великий немецкий поэт и мыслитель Гёте, очевидно, о таких людях говорил, что они и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Имея за плечами почти восьмилетний читательский опыт, он все ещё продолжал считать себя далёким от цели.

Следовательно, подлинную пользу приносит не всякое чтение, а только чтение правильное, разумно поставленное.

Чтение называют одним из самых эффективных инструментов познания. И как всяким инструментом, им необходимо уметь пользоваться. Необходимо сначала вдумчиво и последовательно овладеть элементарной техникой дифференцированного (расчленяющего) чтения, а затем в течение всей жизни неустанно тренировать и совершенствовать эту технику.

Что же это за « техника дифференцированного чтения » и как ею овладеть?

Для человека, серьёзно поставившего перед собой задачу учиться самостоятельно, это один из важных вопросов. В школе овладеть методами работой с книгой помогают учителя. Но много можно достигнуть и самостоятельно, если проявить достаточно воли, желания и настойчивости. Для этого необходимо знать, что читать, как читать, какие вспомогательные средства следует использовать для повышения эффективности чтения.

ЧТО ЧИТАТЬ?

Для человека, обучающегося в вечерней или заочной школе, а также самостоятельно готовящегося к сдаче экзаменов в порядке экстерна, этот вопрос решается как будто просто: прежде всего, читать то, что требует школьная программа, то есть читать учебники, рекомендуемые художественные произведения и критические статьи, первоисточники (например, по истории и обществоведению). Ответ этот правилен, но не полон. Ведь программой определен только минимум вопросов, если оно ограничивается лишь кругом тех вопросов, которые возможно рассмотреть в классе. Поэтому самостоятельное внеклассное чтение как по дисциплинам гуманитарного, так и естественно-математического цикла является неотъемлемой частью образования.

Чем руководствоваться при выборе книг для внеклассного чтения?

Меньше всего даёт бессистемное, беспорядочное, нецелесообразное чтение, по принципу «что под руку попало». Уже сейчас книжная продукция необъятна, она непрерывно и стремительно пополняется, наряду с хорошими книгами, появляются произведения слабые, малоценные. Все это требует тщательного отбора материала для чтения, решительного отметания того, что для читателя представляет незначительный интерес.

Выбор книга для самостоятельного внеклассного чтения всегда будет определяться интересами, склонностями, индивидуальными качествами каждого читателя. У человека, интересующегося техникой, в списке будет преобладать техническая литература; человек, интересы которого лежат в области истории, будет читать книга на исторические темы и т.д. Однако не следует полностью пренебрегать литературой, выходящей за круг личных пристрастий. Так, многие произведения классической литературы не изучают в школе текстуально. Но немыслимо представить культурного человека, который увлекается техникой и не читал, например, «Обломова» И.А. Гончарова, «Былое и думы» А.И. Герцена, «Анну Каренину» и «Воскресенье» Л.Н. Толстого, «Тихого Дона» М.А. Шолохова и т.д. Равным образом обедняет себя и тот почитатель поэзии и искусства вообще, который не считает нужным знакомиться с достижениями науки и техники, со значительными трудами в области биологических и общественных наук. Кто же поможет составить личный план внеклассного чтения? Как в необъятном море найти нужную и ценную книгу?

КАК ЧИТАТЬ?

Методы работы с книгой не универсальны, они зависят от цели, которую ставит перед собой читатель в каждом конкретном случае. Суммируя взгляды разных исследователей, можно назвать следующие четыре основных метода чтения.

1. Чтение – просмотр, когда книгу быстро перелистывают, изредка задерживаясь на некоторых страницах. Цель такого просмотра – первое знакомство с книгой, получение общего представления о её содержании.

2. Чтение выборочное, или не полное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места.

3. Чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте (конечно, в собственной книге).

4. Чтение с проработкой материала, т.е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.

В самостоятельной работе с книгой применяют все перечисленные методы, но в период, когда человек систематически работает над условиями основ наук, особое значение имеет последний метод – изучение книг.

Для успеха всякого чтения важно отчетливо знать его цель, помня, что цели могут быть широкими и узко практическими. Так, человек может обратиться к книге для того, чтобы удовлетворить жажду познания, овладеть специальностью или усовершенствоваться в ней; лучше познать прошлое или научиться разбираться в окружающей жизни; научиться логически, мыслить, рассуждать; научиться решать задачи, писать сочинения, выступать с докладами; удовлетворить свои эстетические запросы и т.д. Могут быть и другие цели:

· найти подтверждение, обоснование какой-то мысли, вывода; получить справку по интересующему вопросу;

· получить возможность решить такую-то задачу, выполнить такую-то работу;

· узнать мнение, чтобы принять его к руководству или, на оборот, оспорить его;

· подготовиться, чтобы передать знания другим;

· добыть данные для сопоставления или противопоставления каких-то явлений, событий, литературных персонажей;

· понять, как пользоваться чем-нибудь (машиной, инструментом, препаратом) и т.д.

Каждая из перечисленных или другая из неназванных, но возможны целей, накладывает свой отпечаток на характер чтения. Однако, во всех случаях, при любых поставленных целях читатель должен придерживаться определенных правил чтения и настойчиво развивать в себе определенный ряд качеств, повышающих эффективность самообразовательной работы.

Ясно осознанная цель чтения облегчает уже первое знакомство с книгой, она служит своеобразным ориентиром, помогающим быстрее заметить то, что читателю важно, необходимо, интересно. Для повышения эффективности чтения–просмотра большое значение имеет также целесообразный порядок знакомства с содержанием книги. Этот порядок может быть не одинаковым у разных читателей, но важно, чтобы, во–первых, он неизменно соблюдался, и, во–вторых, чтобы прежде чем взяться за основной текст, читатель обязательно ознакомился с имеющейся в каждой книге титульной страницей, а также с оглавлением (содержанием), предисловием (введением), заключением (послесловием), методическим справочным аппаратом (если эти элементы имеются в книге). Привычка, принимаясь за новую книгу, проходить мимо указанных элементов вредна, так как оставляет читателя в неведении относительно многих характеристик, освещающих содержание книги и облегчающих предстоящую работу с текстом.

Титульная страница знакомит читателя с фамилией автора книги, её заглавием (а заглавие чаще всего и тему всей работы), указывает, где, каким издательством и в каком, году издана или переиздана.

Оглавление (оно обычно помещается в конце книги) или содержание (его можно найти и в начале книги, сразу же за титульным листом) даёт представление о содержании всего произведения, о его структуре и соотношении отдельных частей.

Многие книги, особенно капитальные научные исследования, собрание сочинений и т. п., содержат в помощь читателю особый справочный аппарат: примечания, комментарии, именные и предметные указатели, списки использованной или относящейся к исследуемому вопросу литературы, таблицы, схемы, рисунки и т. д. Ознакомившись с титульной страницей, оглавлением и предисловием, бегло просмотрев основной текст, обратив внимание на справочные материалы, просмотрев, наконец, заключение или последние абзацы произведения, читатель, без сомнения, получит довольно определенное представление о книге. Если мнение о просмотренной книге сложилось отрицательное или, несмотря на явные достоинства книги, она не соответствует нынешним интересам, потребностям или возможностям читателя, таким чтением или просмотром можно ограничиться. Если же просмотр показал, что книга полезна и обещает удовлетворить запросы читателя, она будет читаться теперь с двойным интересом и вниманием.

В период школьного учения, когда происходит интенсивное овладение основами наук, особо важную роль играет чтение для изучения содержания книг, учебников в первую очередь. Изучить что-либо, – значит получить об изучаемом предмете, явлении основательные познания, постичь в деталях, стать знатоком в данном вопросе. Но такая степень овладения достигается не сразу, а как завершение целого процесса, в котором можно различить ряд этапов. В начале этого процесса стоит первое сосредоточенное и внимательное чтение, позволяющее охватить содержание книги, раздела, главы в целом. Такой охват содержания как целого еще не дает отчетливого знания, но создает условия для того, чтобы разобраться в прочитанном и понять его. Разобраться же в тексте – это, значит, перейти от целого к частям, мысленно разбить целое на смысловые куски, установить, как эти подразделения текста связаны друг с другом и со смыслом всего целого. Всю эту работу можно проводить мысленно, но ее польза многократно возрастет, если прочитанное и продуманное зафиксировать в той или иной форме. Записывание является важным вспомогательным средством при чтении, без записывания не возможно обеспечить подлинно серьезную работу с книгой. Видам и методике записывания прочитанного посвящена специальная глава в настоящем пособии.

Правильно понятый и отчетливо представляемый после разбора материал обычно хорошо и прочно запоминается (по крайней мере в своей главной сути), чему в большой мере способствует записывание прочитанного. Ведь в ходе записывания проводится такая обработка текста, которая как раз и ведет к выделению в нем наиболее важного, существенного. Одной только отчетливости не достаточно для того, чтобы прочно запомнить материал. От изучающего требуются еще дополнительные активные усилия – попытки воспроизвести (пересказать) изучаемый текст и повторные чтения того, что он уже знает прочитанное. Это иллюзия, самообман. Пока читатель не в состоянии воспроизвести прочитанное, выразить его своими словами, текст не может считаться ни понятым, ни закрепленным в памяти. Однако даже после полного и правильного, но однократного воспроизведения прочности запоминания еще не возникает. Требуется еще ряд повторений, причем лучше через определенные промежутки времени, чтобы изучаемый материал лучше «улегся», закрепился в памяти. И, наконец, последний этап в процессе изучения текста – условие, т.е. не только закрепление в памяти, но своеобразное «срастание» изученного с сознанием читателя, когда материал как бы «переварился», стал «своим».

Совершенно необходимым качеством при всяком чтении, а при чтении с проработкой особенно, является умение полностью сосредоточить свое внимание на читаемом, не думать во время чтения о другом, не отвлекаться поминутно посторонними занятиями или разговорами. Речь идет не о внешних помехах, которые не редко возникают в неблагоприятных бутовых условиях, а о помехах внутренних, причина которых находится в самом человеке, в его не собранности, в отсутствии самоконтроля. Заметив в себе подобную дурную привычку, нужно настойчиво и упорно подавлять ее, волевым усилием заставлять себя во время чтения думать только о читаемом.

Как показывают наблюдения, к числу довольно распространенных помех при чтении относится привычка не вдумываться в читаемое, скользить по верхам, не отделять существенного от второстепенного. Торопливое и поверхностное чтение создает только видимость усвоения содержания и экономии времени. На деле оно, как правило, оборачивается лишь потерей времени и напрасной тратой сил. Для полноценного усвоения материала необходимо поставить четыре задачи:

ü Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить прочитанный материал;

ü Вторая задача – продумать прочитанное;

ü Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки;

ü Четвертая – дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга.

Как видим, чтение – это прежде всего активная работа мысли. Приобрести навык такого чтения возможно, конечно, не сразу, а постепенно, постоянно контролируя себя, на первых порах, несомненно, замедлит темп чтения, но это не должно смущать читателя, серьезно взявшегося за дело. Необходима быстрота чтения, к которой, без сомнения надо стремится, нужно стремится (ведь читать надо много, а время ограниченно), придет в свой час, но уже на прочной основе навыка сосредоточенного и вдумчиво чтения. О быстром или так называемом, динамическом, чтении (которое не следует смешивать с чтением торопливым или поверхностным), в последние годы написано не мало. Такое чтение имеет свои научные основания и сочетается с не менее быстрым и глубоким осмысливание читаемого. Путем особой тренировки читатель может научится одним взглядом быстро схватывать сразу несколько слов, а то и целый небольшой абзац. Люди, не владеющие скорочтением, обычно, даже читая про себя, мысленно произносят все слова. Метод динамического чтения основан на умении воспринимать значение всех схватываемых глазом слов без мысленного их произнесения. При этом память и мышление должны быть так активизированы, чтобы внимательно воспроизвести весь текст. Динамическое чтение требует специальной тренировки, и к овладению им следует подходить с известной осмотрительностью. При этом оно применимо не к каждому виду литературы. Например, вряд ли человек получит удовлетворение своих эстетических запросов от динамического чтения художественного произведения. Зато научную и публицистическую литературу нужно приучатся читать по возможности быстро. Методом динамического чтения владели и успешно им пользовались многие замечательные читатели как в нашей стране, так и в других странах мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *