Что значит учеба по полугодиям

Сколько длится семестр, сессия и каникулы

Что значит учеба по полугодиям

Поступив в вуз или техникум, первокурсники сталкиваются с новой системой: здесь иначе организован и учебный день (который состоит из пар) и весь учебный год (состоит из семестров). Мы расскажем, сколько длится семестр в университете или колледже, сколько их в году, а также о продолжительности сессии и каникул.

Больше полезной информации, которая поможет скорее влиться в новый учебный процесс, студенты найдут в одном из наших телеграм-каналов. А во втором мы делимся скидками и интересными предложениями.

Сколько семестров в учебном году

Продолжительность учебного года зависит от количества семестров.

Сколько семестров в году в университете

В любом российском вузе два семестра

На четверти, как в школе, они не делятся и каникул между ними нет.

В некоторых странах (например, в США) учёба разбита на триместры — это 3 учебных периода в году.

Сколько семестров в учебном году в колледже

В этом вопросе техникумы не отличаются от вузов: учебный процесс в колледже также состоит из 2-х семестров.

Сколько длится семестр

Семестр — это учебное полугодие, но неправильно думать, что он продолжается 6 месяцев.

Семестр — это сколько месяцев в институте

График учебного процесса составляется в каждом вузе отдельно, и длительность семестра может различаться для разных курсов (это зависит от учебных планов). Чаще всего первый семестр начинается 1-го сентября и длится почти до конца календарного года (25-30 декабря), т.е. 4 месяца.

Продолжительность второго семестра зависит от длительности сессии и каникул. Как правило, он начинается с начала или середины февраля и продолжается до конца мая — начала июня. Это тоже равно 4-м месяцам.

Семестр в колледже — это сколько месяцев

В большинстве колледжей учебные графики составляются так же, как и в университетах, и семестры тоже длятся по 4 месяца.

Сколько недель в семестре

В зависимости от учебного плана, семестр может составлять от 16 до 20 недель. Это время не всегда полностью состоит из аудиторных занятий: в семестр также входят практика и дипломное проектирование.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Что значит учеба по полугодиям

Сколько продлится обучение, зависит от продолжительности семестров

Сколько длятся каникулы

Длительность отдыха также зависит от графика учёбы.

Сколько раз в году бывают каникулы

Поскольку учебных полугодий два, то и отдыхают студенты дважды в год: зимой и летом.

Сколько дней длятся зимние каникулы

После 1-го семестра студенты отправляются на зимние каникулы. Обычно отдых длится около месяца, но может быть длиннее или короче: это зависит от продолжительности сессии.

Сколько дней продолжаются летние каникулы

Продолжительность летних каникул обычно в два раза больше: 8 недель или 2 месяца. Их срок может сокращаться из-за учебной, производственной или преддипломной практики: чаще всего она проходит в июне или августе.

Сколько сессий в году

У студентов дневной формы в учебном году 2 сессии:

Сколько сессий в году у заочников

Сколько длится сессия

Продолжительность сессии зависит от количества зачётов и экзаменов. Обычно их ставят через 3-4 дня, поэтому сессия в среднем занимает 2-3 недели.

Сколько длится сессия у заочников

Чтобы сессия на стационарном или заочном отделении прошла без проблем, обращайтесь в специальный студенческий сервис. Его эксперты помогут подготовиться к экзаменам или сдать любую учебную работу.

Что значит учеба по полугодиям

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Что такое триместр в школе

Триместры в школе — это разделение учебного года не на привычные четверти, а на шесть учебных периодов с каникулами между ними, равными одной неделе, и стандартными летними каникулами в три месяца.

Любое из школьных учреждений выбирает самостоятельно, по какой системе обучения строить образовательный процесс: в формате четвертей или в формате триместров.

Как строится обучение по триместрам

В учебном году вся учебная нагрузка делится равномерно на три триместра по три месяца. Каждый триместр дополнительно разделяют на 2 части, между которыми у учеников есть промежуточные каникулы (таким образом учебную нагрузку распределяют равномерно на весь период обучения).

Промежуточная аттестация проходит в конце ноября, февраля, мая. В конце учебного года выставляются годовые оценки. Например, первая часть второго триместра оканчивается недельными каникулами. После них ученики продолжают обучение, начинают писать проверочные и контрольные работы для проведения аттестации к концу второй части второго триместра. Когда заканчивается второй триместр в школе (в середине февраля), ученикам выставляют оценки и снова отпускают на каникулы.

Каждый год за шесть месяцев до начала учебного года Министерство образования корректирует дату начала и окончания триместров, прописывает, какого числа заканчивается триместр в школе на первое и второе полугодия. Даются указания в отношении определения каникул в школах. Дата начала каникул может изменяться школами, но образовательные учреждения должны учитывать следующие рекомендации Минобразования:

В первом полугодии деление учебных модулей идет по пять недель, а в втором — по шесть недель.

Когда начинаются и заканчиваются школьные триместры в 2020-2020 учебном году

График обучения на первый триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).

Первая половина02.09.2019 – 05.10.2019 (промежуточные каникулы с 7 по 13 октября)
Вторая половина14.10.2019 – 16.11.2019 (осенние каникулы с 18 по 24 ноября

Календарь ученика на первый триместр 2020-2020 учебный год

Что значит учеба по полугодиям

График обучения на второй триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).

Первая половина25.11.2019 – 28.12.2019 (промежуточные каникулы с 30 декабря по 8 января)
Вторая половина09.01.2020 – 15.02.2020 (зимние каникулы с 17 февраля по 24 февраля)

Календарь ученика на второй триместр 2020-2020 учебного года

Что значит учеба по полугодиям

График обучения на третий триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).

Источник

Четверти, триместры, модули, биместры: в чём отличия и какая форма обучения в школе лучше

Российские школы могут определять режим работы (пятидневку или шестидневку) и график каникул (раз в пять недель или три раза за учебный год) самостоятельно. Татьяна Волошко разобралась, какие формы обучения в школе существуют, чем они отличаются друг от друга и есть ли им какая-то альтернатива.

Консервативные четверти

Несколько лет назад в проекте «Активный гражданин» среди родителей, учителей и школьников провели опрос: четверти, триместры или модули. Тогда традиционная форма обучения по четвертям с небольшим отрывом обошла модульную. С тех пор мало что изменилось. Многие российские школы по-прежнему выбирают четвертную форму.

Хотя недовольных такой формой обучения тоже хватает. И всё из-за длинных и неравномерных четвертей (8, 7, 11 и 7 недель). А к нескончаемой третьей четверти отдельное замечание: за 11 учебных недель дети больше болеют, чем учатся. Тем не менее многие московские школы от четвертей пока отказываться не собираются.

«Наш лицей открылся 30 лет назад. В то время других форм обучения просто не существовало. У нас интенсивная учёба. И по нашим подсчётам при модульной форме теряется одна учебная неделя. Зачем её терять, обещая отдать, как я говорю, „сухарями“ в виде дистанционного образования? Ещё один плюс: четвертная система совпадает с праздниками (ноябрь и январь) — родители и дети отдыхают в одно время. Да, третья четверть действительно бывает перегруженной, но вполне можно равномерно распланировать все школьные мероприятия в течение года. А ещё передвинуть весенние каникулы на одну-две недели раньше — и вопрос решён».

Владимир Чудов, директор лицея № 1502

«Я голосовала за четвертную систему. Третья четверть меня совсем не пугает. А вот система „5+1“ мне как раз не нравится: дети только настроятся на работу, только войдут в ритм — как сразу расслабление. А потом опять раскачка. При такой системе дети учатся вполсилы».

Мария Дайковская, мама восьмиклассницы

«Мне очень нравятся четверти. Они привязаны к госпраздникам — это удобно родителям. Моя дочка учится в 1 классе, и в третьей четверти в феврале каникулы. Правда, мне сказали, что в следующем году их уже не будет, но я сама буду их устраивать, если почувствую, что ребёнок устал. А при системе „5+1“ я совершенно не понимаю, чем в каникулы занимаются дети (особенно со 2 класса)».

Анна Кузнецова, мама, учитель географии Донской гимназии.

Триместры и модульная система

Три триместра, в каждом из которых, как можно догадаться, по три месяца, с двумя длинными каникулами по 17-18 дней (осенними и весенними) и трёхмесячными летними называют триместровой системой. Эта форма обучения в чистом виде на самом деле немного где используется, и в опросе «Активный гражданин» набрала минимальное количество голосов. Но если разбираться в терминологии, то она не проиграла.

На основе триместровой системы разработали модульную. Три учебных месяца — это, конечно, много. Пришлось разбить ещё пополам. Получилось шесть полуинтервалов — пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки детям всё равно выставляют в конце триместра, а не так называемого модуля.

Как бы там ни было, система «5+1» считается не такой загруженной, как четвертная. Но и к ней есть замечания. Иногда учебные интервалы то сокращаются до четырёх, то увеличиваются до шести недель. И это не очень нравится и родителям и детям.

«Учебные периоды при системе каникул (5+1) действительно могут немного корректироваться в зависимости от того, на какие дни недели выпадают 1 сентября, новогодние и другие праздники. Но это это не какие-то радикальные корректировки, поэтому в целом ритм соблюдается».

Илья Новокрещёнов, директор школы «Покровский квартал»

Короткий учебный интервал в пять недель можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Об этом очень хорошо сказал выпускник 2017 года.

«Мозгу одиннадцатиклассника адаптироваться под такой график трудно. Продуктивность обучения, которая в таком режиме вроде бы должна расти (ну частый отдых, полезно же!), вместо этого падает, так как просто не успеваешь перестроиться. В каникулы либо тупо лежишь на диване, уткнувшись в телефон, либо пытаешься делать что-то для себя полезное. Но много полезного сделать не получается: мозг ещё не устал, но уже отдыхает и работать отказывается. А в понедельник начинаешь снова свою унылую пятинедельку и опять не успеваешь к ней привыкнуть, а на носу уже следующие каникулы. Как так-то?».

Родители школьников в общем-то довольны этой схемой, но недостатки тоже есть.

«Дети меньше болеют — проверено на собственном ребёнке, так как мы когда-то учились и по четверной системе. Минус в том, что на разгон уходит много времени, а на качественную учёбу остаётся букально полторы недели. Но для меня главное — здоровье сына, поэтому система „5+1“ оптимальна. А идеального варианта нет».

Галина Леонтьева, мама семиклассника.

Не очень популярные биместры

Существует ещё одна, не слишком популярная форма обучения (по которой учатся ученики Павловской гимназии в Подмосковье и в Университетской школе МГПУ) — биместровая система. Это пять равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры) и пять каникул по две недели между ними. При такой системе учебный год длится 10 месяцев, с сентября по июнь, а летние каникулы — всего два месяца (это шестой биместр).

«На самом деле трёхмесячным каникулам всего лишь около 25 лет. До этого в СССР каникулы длились два с небольшим месяца, так как июнь для средней и старшей школы был месяцем трудового воспитания. Ни в одной стране мира в школах нет таких длинных каникул (чаще всего два месяца). У нас это вошло в норму, и мы к этому привыкли. А это и социальная, и психологическая, и экономическая, образовательная проблема. Когда мы замеряли, сколько остаётся остаточного знания после учебного года с трёхмесячными каникулами, то получили печальные 15-20%. В сентябре дети пытаются реанимировать знания, и на это уходит как минимум месяц».

Сергей Степанов, доктор психологических наук, профессор Московского института открытого образования

Идеальной формы обучения в школе нет и вряд ли может быть. Но в каждой системе учителя, родители и дети находят для себя какие-то плюсы. И это, пожалуй, главное.

Источник

Что такое триместры в школе

Что такое триместры в школе — это разделение стандартного учебного года на равные учебные периоды с каникулами между ними по одной неделе, а также трехмесячным летним отдыхом.

Современные школьные учреждения вправе выбирать, каким образом строить процесс обучения, составлять план образовательной деятельности в соответствии с законом «Об образовании РФ». В текущем 2020–2021 году используются две системы:

Раньше приоритетной была традиционная система, когда год делился на четверти, но сейчас все больше школ переходят на триместровый формат учебы.

Что такое триместры

В этом случае делят учебную нагрузку на шесть равных периодов, или модулей, длительностью 5–6 недель. Каждый из модулей завершается неделей отдыха. Стоит разобраться, что такое семестр в школе, — в отличие от принятого термина для обозначения полугодия в ВУЗах и колледжах, в триместровой системе так принято называть один модуль.

Два модуля — это и есть триместр продолжительностью три месяца, а весь учебный год состоит из трех учебных периодов (осень, зима, весна). В первом полугодии семестры составляют 5 недель, во втором — 6 недель.

Одинаковой всегда остается продолжительность перерывов в учебе в летнее время, даты начала и окончания школьного года и время новогодних каникул. Но триместровая система обучения в школе имеет достоинства и недостатки.

Что значит учеба по полугодиям

Когда начинаются и заканчиваются триместры в учебном 2020–2021 году

Общая продолжительность учебного периода и времени отдыха при использовании четвертей и триместровой системы одинаковая.

Но в традиционной четвертной периоды обучения получаются неравнозначными. Первые итоговые отметки ученики получают, когда заканчивается первая четверть в школе в 2020, после двух долгих месяцев учебы. Вторая четверть по времени короткая, значит, предстоит приложить максимум усилий, чтобы завершить ее хорошо до зимних праздничных каникул.

Календарный план в четвертной системе постоянный каждый год. В триместровой же за 6 месяцев до начала учебы Министерство образования утверждает даты начала и окончания каждого семестра и триместра в школе. Учебный год 2020–2021 делится на три периода.

Промежуточный контроль знаний обучающихся происходит в конце ноября, февраля, мая, когда выставляют оценки за триместр, затем дети отправляются на недельный отдых. Табель итоговых оценок за весь пройденный курс формируется в конце учебного года.

График обучения на первый триместр 2020–2021 года

Первый триместр начинается с 01 сентября 2020 и длится по 03 октября 2020. В середине предусмотрена неделя отдыха. Дальше школьники учатся с 12 октября 2020 по 14 ноября 2020. Первые отметки дети получают, когда заканчивается первый триместр в школе, и уходят на недельный отдых.

График обучения на второй триместр 2020–2021 года

Второй триместровый период начинается с 23 ноября 2020 и продолжается до 26 декабря 2020. Затем наступают зимние каникулы с 28 декабря 2020, которые закончатся 10 января 2021. После новогодних праздников учебный процесс продолжится с 11 января 2021 по 13 февраля 2021. Затем неделю отдыхают.

График обучения на третий триместр 2020–2021 года

Третий триместр начинается с 22 февраля 2021 и длится по 03 апреля 2021. Затем следует неделя отдыха. Последний период учебы продолжается с 12 апреля 2021 по 25 мая 2021.

Каникулы при триместровой форме обучения

Общеобразовательные учреждения сами устанавливают, когда начинаются школьные каникулы по триместрам в школе в 2020–2021, но обязаны учитывать общие рекомендации Министерства образования РФ:

Каждый учебный период в школе в 2020–2021 году завершается отдыхом, расписание составляется так:

Школьники, которые учатся по четвертям, отдыхают по одному разу осенью, зимой и весной, но каникулы у них более продолжительные. Учебные периоды тоже длиннее, конец первой четверти в школе в 2020 приходится на 30 октября, когда в триместровом формате после промежуточных каникул идет уже второй школьный семестр после недельного отдыха.

Система занятий в триместровом формате хорошо зарекомендовала себя в качестве обучающей, где сохранению здоровья учеников уделяется большое внимание. Дети меньше утомляются за равноценные периоды школьной нагрузки, чувствуют себя более комфортно психологически и физически. Снижается статистика по заболеваемости, как учеников, так и учителей. Освоение школьной программы идет в правильном режиме, успеваемость улучшается. Для многих родителей и учеников триместровая система обучения стала уже привычной, и такой формат работы поддерживают большинство педагогов и директоров школ.

Источник

Что значит учеба по полугодиям

Комментарий к статье 58

Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (п. 10 ч. 3 ст. 28 и ч. 1 ст. 58 Закона № 273-ФЗ). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона № 273-ФЗ).

Исходя из положений ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ промежуточной аттестацией целесообразно считать подведение итогов обучения учащегося за учебный год в целом в разрезе изученных предметов (дисциплин). Если элементом промежуточной аттестации считать итоги освоения части образовательной программы за четверть (триместр), то возникает неопределенность относительно условного перевода учащихся в следующий класс в случае возникновения академической задолженности.

Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации, поэтому такая аттестация может сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр).

Если же в общеобразовательной организации промежуточная аттестация рассматривается как отдельный элемент оценивания учебных достижений учащихся, не связанный с текущей успеваемостью, то юридически допустимо, что отметка, полученная на такой аттестации, может быть выше, чем «среднечетвертная». Итоговая отметка за учебный год может быть выставлена по результатам зачета, выполненного реферата, доклада или экзамена.

Обратим внимание, что образовательная организация, практикующая различные формы промежуточной аттестации, может отрегулировать по своему усмотрению ситуацию, при которой по итогам учебного года выставляется и «среднечетвертная» отметка, и отметка на промежуточной аттестации в зависимости от формы промежуточной аттестации.

Порядок проведения промежуточной аттестации предусматривается локальным нормативным актом образовательной организации. Экспертами Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», осуществляющих экспертно-консультационное сопровождение внедрения изменений и новаций, связанных с реализацией Закона № 273-ФЗ была подготовлена модель локального нормативного акта «Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществления текущего контроля их успеваемости»[1].

Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.

Текущий контроль успеваемости учащихся представляет систематическую проверку учебных достижений учащихся, проводимую педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с модельным нормативным правовым актом промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса.

Возможны несколько вариантов промежуточной аттестации и сроков ее проведения.

Вариант 1. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 2. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра).

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 3. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (триместровую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра), а также готовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 3а) Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной (триместровой) аттестации.

Вариант 3б) Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (триместровых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной (триместровой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (триместра), либо среднее арифметическое результатов четвертных (триместровых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (триместра). Округление результата проводится в пользу обучающегося \ округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть (триместр) \ округление результата проводится с учетом _____________________ (указать иные значимые обстоятельства).

Вариант 4. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам года, полугодия, триместра, четверти).

Такая вариативность еще раз подчеркивает отсутствие каких-либо четких условий проведения промежуточной аттестации в Законе № 273-ФЗ и нормативных правовых актах Министерства образования и науки Российской Федерации и предоставляется в сферу собственного регулирования образовательных организаций.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:

— контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;

— оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

— проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.

Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительной либо неудовлетворительной оценки результатов освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения.

Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.

Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных установленных документах).

Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.

Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).

Целями проведения промежуточной аттестации являются:

— объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;

— соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

— оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности;

— оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

Промежуточная аттестация в образовательной организации проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.

Формами промежуточной аттестации являются:

а) письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;

б) устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

в) комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок.

Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.

В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося.

Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.

При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).

Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).

Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены образовательной организацией для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей):

— выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;

— отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;

— для иных учащихся по решению педагогического совета или иного органа образовательной организации.

Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.

Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета образовательной организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона № 273-ФЗ неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Как следует из Письма Минобрнауки России от 15 сентября 2015 г. № 2655-05 «По вопросу об отчислении обучающихся»[2], если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Они вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования такой задолженности (ч. 3 и 5 ст. 58 Закона № 273-ФЗ).

Ответственность за ликвидацию учащимися общеобразовательной организации академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей) (п. 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015). Учебный год начинается 1 сентября. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца (п. 17 указанного Порядка).

С формально-правовой точки зрения законодательство об образовании не препятствует образовательной организации установить сроки ликвидации обучающимся академической задолженности в одностороннем порядке. Однако, по нашему мнению, такой подход может привести к нарушению или незаконному ограничению права учащегося на образование, если в силу объективных причин он и его законные представители не смогли подготовиться к так называемой «пересдаче». Поэтому рекомендуется устанавливать сроки повторной промежуточной аттестации исходя из фактической подготовленности учащегося, согласовав их с родителями (законными представителями) в письменной форме.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 58 Закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем, ч. 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т. д.

В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).

Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

— оставляются на повторное обучение;

— переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.

Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Промежуточная аттестация обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, проводится в соответствии в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, и порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

По заявлению обучающегося, получающего образование в форме семейного образования образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.

Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления обучающегося, получающего образование в форме семейного образования в образовательную организацию.

Обучающийся в форме семейного образования обязан подать заявление о зачислении его в образовательную организацию не позднее установленного образовательной организацией срока до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается.

Согласно ч. 10 ст. 58 Закона № 273-ФЗ обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Как отмечается в Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 г. № 06-656[3], наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана.

[1] Режим доступа: http://273-фз.рф/modeli/polozhenie-o-provedenii-promezhutochnoy-attestacii-uchashchihsya-i-osushches. – Информационный портал по внедрению эффективных рганизационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций (дата обращения: 25.07.2015).

[2] Официальные документы в образовании. № 30. 2015.

[3] Официальные документы в образовании. № 21. 2015.

Комментарий по состоянию на 01.06.2016

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *