Что значит творческий пересказ

Что значит творческий пересказ

Одним из видов творческой деятельности на уроках литературного чтения является творческий пересказ.

Многие методисты прошлого и настоящего уделяли и уделяют особое внимание данному виду работы: Адамович Е.А., Львов М.Р., Сидоренкова В.В., Сосновская О.В., Яковлева В.И., и др.

Интерес исследователей к творческому пересказу обусловлен его спецификой.

Таким образом, сущность творческого пересказа заключается в творческом преобразовании текста самим ребёнком. Данный вид деятельности в условиях урока литературного чтения не только повышает интерес учащихся к изучаемым произведениям и делает атмосферу занятия более живой, но и выполняет ряд иных методических задач:

— вызывает у учащихся эмоциональный отклик на читаемое произведение; позволяет более глубоко осознать идею произведения;

— способствует выражению отношения к прочитанному;

— тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев;

Виды творческих пересказов.

Виды творческих пересказов

Связанные с Связанные с

перестройкой текста творческим дополнением

Суть: преобразование текста Суть: включение в текст пересказа

в соответствии с заданием. дополнительных элементов.

По измененному плану С творческим дополнением

Суть: воспроизведение авторского текста

содержания текста по плану Суть: включение в авторский текст

с перестановкой частей, его вступительной части (что предшествует составляющих. истории), концовки, собственных

размышлений о прочитанном и т.д.

От лица одного из персонажей С использованием средств других

Суть: перевоплощение в героя творческих видов работ:

произведения, взгляд на * словесного рисования:

события его глазами, передача Суть: включение в текст пересказа

содержания с точки зрения элементов описательного характера

выбранного героя. (описание места действий, обстановки,

С изменением лица рассказчика * воображаемой экранизации:

Суть: (в оригинале повествование Суть: дополнение текста пересказа

от 1 лица, а в детском пересказе- необходимыми фактами с тем, чтобы

от 3-го) требует не только грам- словесно нарисовать ряд кадров,

матических изменений, но и вообразив, что видишь это на экране.

значительных перестроек * инсценирования:

содержания: некоторые сцены Суть: передача событий повествования

отпадут, иные могут быть в драматической форме с добавлением

изложены по-новому. необходимых фактов, эпизодов и т.д.

Данный вид деятельности предполагает создание ребёнком нового «произведения» на основе прочитанного в условиях активной работы творческого и воссоздающего воображения в соответствии с заданиями, определяющими область преобразования текста.

Источник

Педагогическая статья «Творческий пересказ как средство совершенствования качества чтения младших школьников на уроках литературного чтения»

МКОУ СОШ № 4 г. Михайловска

Харисовой Эльвиры Дамировны

учителя начальных классов.

Творческий пересказ как средство совершенствования качества чтения младших школьников на уроках литературного чтения

Ценность книг и чтения в целом еще несколько десятилетий назад была неоспорима. В 1970-80-е гг. был исключительно распространен постулат о СССР как самой читающей стране мира. И, несмотря на то, что в реальной жизни не было проведено исследований такого масштаба, которые позволили бы доказать верность подобного заявления, успехи нашей страны в сфере массового чтения были очень велики. Россия была обществом, которое называлось «литературно-центристским». Высокий общественный престиж чтения, в частности чтения «серьезной» литературы, классических произведений, литературы, изданной в «толстых журналах», коллекционирование книг и формирование домашних библиотек – все это стимулировало чтение и реально поддерживало представления россиян о себе как о читающей нации.

В современной России ситуация с чтением резко изменилась. Социально-экономические реформы, неравномерность развития регионов, кризис книгоиздательства и распространения печатной продукции, сравнительно высокие цены на книги в условиях бедности большинства населения, широкое распространение телевидения и Интернета как досуга – все эти и другие трансформации привели к значительным переменам в процессе чтения. Постепенно накапливающиеся проблемы, осознаваемые далеко не всегда сразу, вызвали изменения картины массового чтения, его престижа, трансформировали читательские пристрастия и привычки. Вместе с тем роль чтения, особенно для подрастающего поколения, неоспорима. Однако, поначалу чтение для ребенка выступает нелегким процессом, отнимающим у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс, будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Помимо препятствий в художественном восприятии текста, неразвитый навык чтения, как правило, мешает успешному обучению другим предметам, так как чтение – навык общеучебный. Как утверждают авторы учебно-методических пособий, методисты ( Н.Е. Богуславская, В.П. Кузовлев, В.Н. Мещеряков ), творческий пересказ прослушанного, прочитанного произведения в значительной степени способствует совершенствованию таких качеств чтения, как осознанность, правильность, выразительность. Но, по мнению методистов, учителей-практиков, творческий пересказ используется на уроках литературного чтения достаточно редко ( В. Эйдлин, Н. Вишнякова ).

Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью совершенствования качества осознанного, правильного чтения у младших школьников, обуславливающего общую успеваемость и интерес к художественной литературе, и недостаточным применением на уроках литературного чтения творческого пересказа как способа развития осознанного, правильного, выразительного чтения.

Проблема – Как использовать в младшем школьном возрасте на уроках литературного чтения, творческий пересказ для совершенствования качеств чтения?

Пересказ понимается в качестве недословного воспроизведения художественного текста (целого или отрывка). Пересказ носит творческий характер, так как, пересказывая, ученик не только воссоздаёт художественные образы, сохраняя словесную ткань произведения, но и привносит своё толкование художественного текста или его части. Творческий пересказ обогащает словарный запас школьников, способствует развитию их эмоционально-образного воображения и эстетического вкуса.

В зависимости от объёма воспроизводимого словесного материала и целей творческого пересказа различают следующие его виды: подробный (близкий к тексту), краткий (сжатый), выборочный, пересказ с изменением лица рассказчика, стилизованный (с сохранением стилевого своеобразие текста), художественное рассказывание и другие.

Методика обучения творческому пересказу имеет различные приемы. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Пересказ с изменением лица рассказчика является своеобразной формой осмысления событий в жизни героя, так как предполагает понимание психологии персонажа и его чувств. Такой пересказ потребует размышления о рассказчике и манере его речи.

Подробный пересказ предполагает сохранение самого яркого и существенного из текста. Он требует кропотливой работы и большого напряжения памяти, поэтому для подробного пересказа берутся небольшие по объёму произведения или фрагменты текста (до двух страниц)

Иные задачи у краткого пересказа. Получив задание такого типа, учащиеся должны по сути проследить за развитием сюжета в произведении.

Приём художественного рассказывания. Этот приём отличается от подробного пересказа тем, что в нём рассказчик выражает своё отношение, свои переживания. Устный рассказ должен быть построен на большем разнообразии интонаций, на большей живости действия, на большей резкости изображения.

Стилизованный пересказ преследует цель сохранить стилевое своеобразие текста. Выбираются для пересказа фрагменты произведения, в которых стилевое своеобразие наиболее ярко выражено.

Выборочный пересказ предполагает обращение не к отдельному отрывку, а к нескольким, в которых описаны разные события в жизни героев, поэтому при составлении пересказа учащиеся сами определяют последовательность обращения к ним.

Виды творческих пересказов:

-пересказ с перестройкой текста (по измененному тексту)

— с изменением лица рассказчика

— с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.д.)

Несмотря на большое количество публикаций, связанных с решением проблемы обучения творческому пересказу в начальной школе, существует ряд недостатков и недочетов:

— недостаточное количество методической литературы по системе обучения краткому пересказу;

— слабая активность учителей в организации и решении этой проблемы;

— недостаточно учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей

После завершения каждого этапа обучения и воспитания учителю необходимо знать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс. Для выяснения этих и других вопросов используется опытно-экспериментальная работа. Основное качественное изменение работы с учащимися четвертого класса в том, что они наиболее интенсивно вводятся в процесс сокращения текста, наиболее активно приобщаются к самому процессу сокращения текста, отбору основного.

Проблема развития УУД на уроках литературного чтения обусловлена потребностью соблюдения ФГОС НОО в процессе преподавания данного предмета, а также необходимостью стимулирования личностного и познавательного развития младших школьников. Одним из наиболее эффективных средств развития познавательных УУД в рамках занятий литературным чтением, на наш взгляд, является использование творческого пересказа. Творческий пересказ отличается от традиционного привнесением творческого элемента в процесс пересказа – осуществление пересказа от имени того или иного героя, включение элементов развития сюжета и пр.

Источник

Методические рекомендации «Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ».

Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ.

Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.

Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).

Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.

Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.

Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).

Составляю рассказ (вслух или мысленно).

Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.

Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:

с изменением последовательности событий;

с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).

Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.

Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:

Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что – второстепенным.

Составлю рассказ, опираясь на главное.

Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.

Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).

Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2–4 поясняющих ее предложения.

Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.

Проверю краткость и последовательность пересказа.

Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:

По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).

То же сделаю по другим частям.

Пользуясь планом, кратко перескажу текст.

Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.

Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.

Источник

Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. (методические рекомендации).

Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.

Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).

Подробный пересказ.

Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.

Памятка

Творческий пересказ.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.

Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:

Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.

Краткий пересказ

Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:

Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:

Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.

Источник

Методика творческих пересказов и изложений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11»

Методическая неделя на начальном уровне образования

«Методика развития речи учащихся начального уровня образования

«Методика творческих пересказов и изложений»

Изотова Наталья Игоревна,

учитель начальных классов

МЕТОДИКА ТВОРЧЕСКИХ ПЕРЕСКАЗОВ И ИЗЛОЖЕНИЙ

В методике русского языка существует несколько классификаций видов изложений. В школьной практике наибольшего распространения получили классификации М.Р. Львова и В.И. Яковлевой.

М.Р. Львов выделяет следующие виды изложений:

-творческие (М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах)

Творческие пересказы и изложения – это пересказы и изложения, в которых творческий элемент становится определяющим, заранее оговаривается и касается изменения формы и содержания текст а.

Наибольший интерес для учащихся представляют творческие изложения. «Они развивают воображения учащихся, повышают интерес к чтению произведений художественной литературы, способствуют глубокому пониманию их идейного смысла, композиции, замысла» (М.Р. Львов)

Изложения такого типа дают широкий простор для проявления творческой индивидуальности детей.

Хотя в любом письменном изложении могут быть творческие элементы, но в методике М.Р. Львов и Т.Г. Рализаева выделяют следующие виды творческих изложений:

1. Изложения с изменением лица рассказчика требует не только грамматических, но и значительных изменений в содержании.

-изложения по готовому плану;

-по коллективно составленному плану;

-по плану, составленному самостоятельно.

(М.Р. Львов, Т.Г. Рализаева. Методика преподавания русского языка, В.И. Яковлева. Сборник изложений для начальных классов)

Методика творческих пересказов и изложений

Рассмотрим каждый вид творческого пересказа (или изложения).

Пересказ с изменением лица рассказчика (в оригинале повествование от первого лица, а в детском пересказе — от третьего) требует не только грамматических изменений, но значительных перестроек в содержании. Например, рассказ Ю. Гагарина о космическом полете (II класс) передается школьниками, конечно, не в первом, а в третьем лице, и местоимение «я» везде заменяется словами Юрий Гагарин или он. Но как пересказать такие строки: Да и как не любить свою Родину нам, ее детям, если народы всего мира с надеждой обращают к ней свои взоры! Эти слова Ю. Гагарина можно передать в форме прямой речи, тогда школьник должен ввести в пересказ слова автора; можно передать в форме косвенной речи — тогда следует добавить еще одно предложение.

В названном тексте Ю. Гагарин рассказывает о своих думах во время космического полета. Поэтому в пересказе потребуются такие, например, дополнения (они выделены): «Восток», наш первый космический корабль, мчался над просторами Родины. Юрий Гагарин, первый в мире космонавт, рассказал о своих чувствия, переживаниях в полете. Он испытывал горячую сыновнюю любовь к Родине. «Как не любить нам свою Родину,— говорит он,— если народы всего мира с надеждой смотрят на нее!»

Письменные изложения с творческими изменениями и дополнениями (как описанного типа, так и других) представляют собой продолжение соответствующей устной работы, которая описана выше. Однако в письменном варианте творческие дополнения и изменения должны быть более тщательно отработаны.

Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами, например глазами воробьихи-мамы, которая, не задумываясь, кинулась спасать своего птенца.

На более высоких ступенях пересказов (изложений) подобного типа школьники должны не только передать какие-то сцены с позиций одного из персонажей, но и дополнить авторский текст. Примером может служить рассказ внучонка Васи о подвиге его деда Матвея Кузьмина, колхозника из колхоза «Рассвет» (Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина», III класс). В рассказе-подлиннике не описано, как Вася пробирался по тайным тропам через фронт в расположение советских войск, но в рассказе Васи, конечно, нельзя не сказать об этом, а также и о том, как подготавливалась нашими автоматчиками засада на лесной поляне, в которую завел фашистов Матвей Кузьмин.

Дополнения могут быть самыми разнообразными. Так, рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?» первоклассники дополняют сообщением о том, что в их живом уголке живут кролики Рассказ Н. Носова «Огурцы» второклассники дополняют сообщением о дальнейшей жизни Котьки: «Теперь Котька уже большой, он работает в колхозе. Он тракторист, его все уважают. Но он не забыл случай с огурцами».

Все виды творческого пересказа или письменного изложения требуют непринужденной обстановки, хорошего настроения учащихся, «вживания в роль».

В изложении сталкиваются две на первый взгляд противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Следует ли стремиться к наибольшему сходству детского изложения школьников с тем образцом, которому школьник подражал, или нужно ориентировать детей на самостоятельную и творческую перестройку текста писателя?

По-видимому, правильное решение задачи находится в середине, между этими крайними позициями, так как ни дословное повторение образца, ни пренебрежительное отношение к нему сами по себе не могут привести к хорошим результатам. Изложение служит как бы посредником между учеником и писателем в развитии речи первого.

Однако не следует преувеличивать роль изложения и отдавать им предпочтение перед сочинениями, что нередко наблюдается в практике многих учителей. Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания невозможно, если проводить только лишь изложения.

По программе в школе выделяют три вида изложений (полное; сжатое; выборочное), но хотя эти три вида и имеют свои достоинства, т.к. каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу эти виды позволяют решать многие задачи развития связной речи учащихся, но творческие изложения в большей степени развивают язык, мышление, воображение учащихся. Этот вид изложения прививает интерес учащихся к этой работе. Здесь они действуют самостоятельно. Это наилучший способ проявления индивидуальных особенностей учащихся. Именно проводя такие изложения мы имеем возможность определить способности каждого из учащихся. (М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников)

Навыки, необходимые для написания изложения, их формирование

Для того чтобы школьники грамотно оформляли изложения, проводится специальная орфографическая подготовка.

Обязательным во всех классах и на всех этапах работы является повторное чтение текста учителем, осуществляемое перед написанием самого изложения. Оно помогает учащимся восстановить в памяти текст во всей его полноте и последовательности, глубже и точнее его воспринять. При повторном чтении не допускается никакая аналитическая работа.

Предварительная подготовительная работа, вводная беседа, выразительное чтение учителя должны подготовить учащихся к первому воспроизведению текста.

Правильность пересказа во многом зависит от того, как учащиеся подготовлены к первому воспроизведению текста.

В процессе обучения на уроках русского языка должны включаться задания, подготавливающие учащихся к написанию изложений в отношении последовательности высказывания, правильного построения предложений, а также грамотного с точки зрения орфографии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *