Что значит целибатный священник

О практике целибата в Русской Церкви

про­то­и­е­рей Максим Козлов

Мы при­гла­шаем наших авто­ров и чита­те­лей к обсуж­де­нию опуб­ли­ко­ван­ных доку­мен­тов Меж­со­бор­ного при­сут­ствия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и начи­наем это обсуж­де­ние ста­тьей насто­я­теля храма святой муче­ницы Тати­аны об исто­рии и совре­мен­ной прак­тике руко­по­ло­же­ния без­брач­ного духо­вен­ства в Рус­ской Церкви.

Прак­тика цели­бата в Рус­ской Пра­во­слав­ной, в Рос­сий­ской еще Церкви, имеет свое кон­крет­ное начало. Это начало свя­зано с очень свет­лой лич­но­стью в исто­рии нашего духов­ного обра­зо­ва­ния и, можно ска­зать, в исто­рии подвиж­ни­че­ства и бла­го­че­стия нашей церкви. Это Алек­сандр Васи­лье­вич Гор­ский, мно­го­де­ся­ти­лет­ний про­фес­сор и мно­го­лет­ний ректор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии, люби­мец свя­ти­теля Фила­рета (Дроз­дова), мит­ро­по­лита Мос­ков­ского и Коло­мен­ского. Соб­ственно, свя­ти­те­лем Фила­ре­том Алек­сандр Васи­лье­вич, дев­ствен­ник от чрева матери своея и чело­век, не желав­ший по своим сооб­ра­же­ниям при­ни­мать мона­ше­ство, был подвиг­нут свя­ти­те­лем Фила­ре­том к тому, чтобы писать про­ше­ние о цели­бат­ном руко­по­ло­же­нии. В ста­тусе миря­нина он не имел воз­мож­но­сти стать рек­то­ром духов­ной школы.

В обос­но­ва­ние этой совер­шенно новой тогда для Рос­сий­ской церкви прак­тики мит­ро­по­лит Фила­рет напи­сал целый трак­тат о при­ме­рах цели­бат­ных руко­по­ло­же­ний, кото­рые были в Древ­ней Церкви и в позд­ней­шей цер­ков­ной исто­рии. Этот трак­тат был подан свя­ти­те­лем как доклад­ная записка в Синод, сопро­вож­да­ю­щая про­ше­ние о руко­по­ло­же­нии Гор­ского в цели­бате и о назна­че­нии его рек­то­ром. Этот трак­тат был опуб­ли­ко­ван потом, в част­но­сти, в изда­нии Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии с назва­нием «При­бав­ле­ния к тво­ре­ниям святых отцов и учи­те­лей Церкви». Соб­ственно, до рево­лю­ции других извест­ных при­ме­ров цели­бат­ных руко­по­ло­же­ний нет.

После рево­лю­ции, даже точнее, после первых деся­ти­ле­тий совет­ской власти, когда в 40‑е годы стали воз­можны новые руко­по­ло­же­ния духо­вен­ства — не еди­нич­ные, а уже коли­че­ственно при­мет­ные, доста­точно мас­со­вые — встал вопрос о том, что многие из желав­ших руко­по­ла­гаться имели кано­ни­че­ские пре­пят­ствия к тому, чтобы при­ни­мать сан, всту­пая в брак. Так сло­жи­лось по про­жи­тым деся­ти­ле­тиям в усло­виях без­бож­ной соци­а­ли­сти­че­ской дей­стви­тель­но­сти. Многие нахо­ди­лись в раз­воде, в том числе, между прочим, и потому, что их, как веру­ю­щих, остав­ляли жены, кото­рые от веры отошли или их убеж­де­ний не раз­де­ляли, или в силу других кол­ли­зий. И они жениться перед руко­по­ло­же­нием не могли, а к мона­ше­ству либо при­зва­ния не имели, либо не могли пойти в монахи: в какой-то момент даже свя­щен­ни­ком было проще ока­заться, чем в мона­стыре. И вот тогда в доста­точно при­мет­ном коли­че­стве была воз­об­нов­лена прак­тика цели­бат­ных руко­по­ло­же­ний. В разной мере она теп­ли­лась и в после­ду­ю­щие 50‑е, 60‑е, 70‑е годы.

Новая довольно мас­со­вая волна пошла, когда возник новый всплеск по коли­че­ству хиро­то­ний, в конце 80‑х — начале 90‑х годов, когда опять в Цер­ковь пришли поко­ле­ния желав­ших послу­жить ей, но до того имев­ших внеш­ние пре­пят­ствия от вла­стей. Они в зна­чи­тель­ной части пришли с теми же про­бле­мами: кто-то был раз­ве­ден, кто-то имел другие при­чины, по кото­рым в жена­том состо­я­нии руко­по­ла­гаться не мог. Часть этих людей пошли путем при­ня­тия мона­ше­ства и слу­же­ния в мона­сты­рях, но опре­де­лен­ная часть при­ни­мала и при­ни­мает сейчас сан как цели­бат­ные кли­рики.

Конечно, навер­ное, тре­бу­ется особое вни­ма­тель­ное рас­суж­де­ние и духов­ника, и пра­вя­щего архи­ерея о таких руко­по­ло­же­ниях. На сего­дня — вот уже в послед­ние лет десять — не вполне ста­но­вится понят­ным, почему чело­век, не име­ю­щий при­зва­ния и реши­мо­сти нести крест семей­ной жизни и при этом не име­ю­щий при­зва­ния и реши­мо­сти подъ­ять на себя иеро­мо­на­ше­ство, счи­тает себя при­год­ным на слу­же­ние в этом сред­нем, «ни рыба ни мясо», состо­я­нии. Он и как глава своей домаш­ней церкви не может дать при­мера при­хо­жа­нам и другим людям, и не имеет воз­мож­но­сти раз­де­лить с людьми, кото­рых он окорм­ляет, общие радо­сти и скорби семей­ного бытия. С другой сто­роны, не реша­ется этот чело­век дать и другой пример — отре­че­ния от земных попе­че­ний. Иногда люди руко­по­ла­га­ются цели­батно и при­ни­мают мона­ше­ство потом. Если этот чело­век уходит в мона­стырь — понятно, что почему-то он не имел такого стрем­ле­ния пер­во­на­чально и как-то дорос до него. А если он таким обра­зом легче ста­но­вится игу­ме­ном или архи­манд­ри­том, то не очень понятно, что это за путь такой к мона­ше­ству: без послу­ша­ния, без про­хож­де­ния пер­во­на­чаль­ных его сту­пе­ней, когда сна­чала нужно в коров­нике поуби­раться или кир­пи­чики покласть. Хорош будет тот архи­манд­рит, кото­рый сам нико­гда прежде послуш­ни­ком не был, сам не знает, что такое послу­ша­ние.

Поэтому с цели­бат­ным духо­вен­ством воз­ни­кают у меня вопросы, и я знаю, что у многих людей они воз­ни­кают. Знаю вполне добрых, искрен­них, хоро­ших цели­бат­ных батю­шек, но не вполне пони­маю, почему хиро­то­нии таких людей про­дол­жа­ются в те новей­шие 5–10 лет, когда резоны, кото­рые были в преды­ду­щие деся­ти­ле­тия, как кажется, почти все уже отпали.

В послед­ние два деся­ти­ле­тия, к сожа­ле­нию, слу­ча­лось, что при общей нехватке духо­вен­ства семи­на­рист или просто моло­дой бла­го­че­сти­вый чело­век, желав­ший свя­щен­ства, но затруд­няв­шийся с поис­ком супруги, в два­дцать лет цели­бат­ным обра­зом при­ни­мал сан и отправ­лялся слу­жить на приход. Это более чем соблаз­ни­тельно, и — конечно, воз­раст­ная планка для такого руко­по­ло­же­ния должна быть не ниже, чем для мона­ше­ского пострига. В мона­ше­ском постриге, кроме выпуск­ни­ков духов­ной школы, она опре­де­лена в 30 лет, и для цели­бата я бы поста­вил не меньше 30 лет для свя­щен­ни­че­ской хиро­то­нии. Как чело­век поне­сет это воз­дер­жа­ние в ситу­а­ции при­ход­ской жизни, что труд­нее, чем в мона­стыре, как он оста­нется бес­страст­ным, — пред­ста­вить могу с трудом.

Про­блема сего­дня усу­губ­ля­ется тем, что наши буду­щие пас­тыри — в основ­ном из тех поко­ле­ний, кото­рые пришли в семи­на­рию сразу после школы, а в лучшем случае после сред­него спе­ци­аль­ного или выс­шего учеб­ного заве­де­ния или после воору­жен­ных сил. То есть в каких-то ситу­а­циях это может быть чело­век 21, 23‑х лет, или 24–26-ти лет. Не все в этом воз­расте, в осо­бен­но­сти в первой воз­раст­ной кате­го­рии, готовы и к созда­нию семьи, и тем более к ответ­ствен­ному испол­не­нию пас­тыр­ских душе­по­пе­чи­тель­ных обя­зан­но­стей. Про­блема состоит в том, что у нас нет на сего­дня обще­цер­ков­ного реше­ния о том, как быть с этими выпуск­ни­ками духов­ных школ, кото­рые и учи­лись хорошо, и маль­чики хоро­шие, но и жену он буду­щую себе еще не нашел, и к мона­ше­ству не имеет при­зва­ния, и осо­знан­ного жела­ния цели­бата в 22 года у него нет.

Понятна скорбь архи­ереев, кото­рые учили-учили, вкла­ды­вали-вкла­ды­вали деньги в эти семи­на­рии, в этих семи­на­ри­стов, а там из всего курса 2–3 чело­века готовы сан при­нять, а мест свя­щен­ни­че­ских столько сво­бод­ных. Архи­ерей в скорби: что же я их всех учу, если потом все равно при­хо­дится неиз­вестно кого, при­хо­дя­щих из сосед­них епар­хий, с непо­нятно какой репу­та­цией при­ни­мать и с риском для при­хо­дов назна­чать. Но понятно и то, что, навер­ное, пра­вильно идти не путем насто­я­ния: вот тебе пол­года, решай — в монахи, в цели­баты или женись, а если не решишь, то будет тебе ана­фема маранафа, будешь мне яко языч­ник и мытарь. Веро­ятно, нужно найти некую воз­мож­ность их инкор­по­ри­ро­ва­ния в те или иные цер­ков­ные струк­туры для полез­ного цер­ков­ного труда, свя­зан­ного ли со свя­щен­но­слу­же­нием, с рабо­той в тех или иных цер­ков­ных инсти­ту­циях, кото­рые бы дали им воз­мож­ность и жиз­ненно опре­де­литься, встать на ноги, и повзрос­леть немного для буду­щего свя­щен­но­слу­же­ния.

16 декабря 2010 года пре­зи­диум Меж­со­бор­ного при­сут­ствия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви поста­но­вил при­нять в первом чтении проект доку­мента «Кри­те­рии хиро­то­нии без­брач­ных лиц, не состо­я­щих в мона­ше­стве», напра­вить его на отзыв в епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и опуб­ли­ко­вать с целью про­ве­де­ния обще­ствен­ной дис­кус­сии, по итогам кото­рой пере­дать доку­мент на второе чтение в пленум Меж­со­бор­ного при­сут­ствия.

Пояс­ни­тель­ная записка к про­екту

Кано­ни­че­ский мате­риал по вопросу кри­те­риев хиро­то­нии не состо­я­щих в мона­ше­стве без­брач­ных лиц даёт сле­ду­ю­щие основ­ные нормы:

Члены комис­сии обсу­дили вопросы о воз­раст­ном и обра­зо­ва­тель­ном цензе для руко­по­ло­же­ния в без­брач­ном состо­я­нии, о порядке при­ня­тия реше­ния о руко­по­ло­же­нии лица в без­брач­ном состо­я­нии. Было при­нято к све­де­нию реше­ние Все­рос­сий­ского Цер­ков­ного Собора 1917–1918 гг., «в изме­не­ние уста­нов­лен­ного в Рус­ской Церкви порядка, по коему воз­ве­де­ние в сан диа­кона и свя­щен­ника лиц, не обя­зан­ных супру­же­ством и не состо­я­щих в ино­че­стве, доз­во­ля­ется лишь по дости­же­нии ими сорока лет, допу­стить посвя­ще­ние в сан диа­кона и свя­щен­ника в без­брач­ном состо­я­нии лиц, достиг­ших трид­ца­ти­лет­него воз­раста, по особ­ли­вом испы­та­нии со сто­роны руко­по­ла­га­ю­щего епи­скопа». Данное реше­ние было затем под­твер­ждено поста­нов­ле­нием Вре­мен­ного Пат­ри­ар­шего Синода «О без­брач­ном духо­вен­стве, не достиг­шем соро­ка­лет­него воз­раста (от 2 января 1931 года, No. 2)».

В ходе обсуж­де­ния про­екта доку­мента было ука­зано, что основ­ным кри­те­рием для хиро­то­нии в без­брач­ном состо­я­нии должен быть доста­точ­ный жиз­нен­ный и цер­ков­ный опыт кан­ди­дата к хиро­то­нии, под­твер­жден­ный духов­ни­ком и закреп­лен­ный про­хож­де­нием очного обра­зо­ва­ния в духов­ной школе. При отсут­ствии такого обра­зо­ва­ния необ­хо­димо, как мини­мум, полное заоч­ное семи­нар­ское обра­зо­ва­ние и про­хож­де­ние цер­ков­но­слу­жи­тель­ской прак­тики под руко­вод­ством опыт­ного свя­щен­ника, могу­щего пере­дать кан­ди­дату свой опыт цер­ков­ной жизни.

Источник

Что такое целибат?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Для чего дается обет хранить безбрачие

Значение слова

Слово «целибат» имеет латинское происхождение. « Celibatus » означает «неженатый», то есть понятие изначально связано именно с безбрачием мужчины. Впоследствии, однако, им стали обозначать также отказ от брачной жизни женщины, решившей посвятить себя Богу.

Отношение к отказу от брака в Ветхом и Новом Заветах

Полезные материалы

Семейная жизнь считалась обязательной у древних иудеев. Но у них для этого имелись свои основа ния, сильно отличающиеся от представлений язычников.

Ветхий Завет: «человек от Господа»

С тех, первых дней, когда жива еще была память о блаженстве потерянного Рая, первые люди ждали рождения Спасителя, который вернет единение между Богом и людьми.

Конечно, из этих неписаных правил имелись отдельные исключения.

Так постепенно подготавливалось изменение отношения к безбрачию, которое происходит в Новозаветные времена.

Новый Завет : «проходит образ мира сего»

С другой стороны, Апостолы называют время, начавшееся с Рождеством Спасителя, «последним». С Рождением Христа историю человечества можно считать завершенной: Сам Господь сообщил людям Истину, а их дело – принять или отвергнуть Его любовь. По слову Апостола Павла:

Так появляется новое понимание девства как посвящения себя на служение Христу.

Какое отношение к браку и безбрачию сложилось в Православной Церкви

Высказывания угодников Божиих по вопросам целибата, как и слова ап. Павла, не уничижают брак, но говорят о безбрачии ради служения Господу. Это свт. Иоанн Златоуст называет «небесным приобретением, уделом Ангелов, даром Божиим».

Свт. Феофан Затворник пишет:

«Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге. А так как этому настроению много мешает семейная и гражданская жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или даже совс ем не вступают в семейные связи».

Свт. Амфилохий Иконийский, сравнивая девство и брак, основное внимание уделяет не внешним формам подвижничества, а внутреннему устроению человека:

« Мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, уважаем то и другое как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (см.: Мф. 25: 1–13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его ».

Внутреннему состоянию безбрачного уделяет особое внимание и свт. Иоанн Златоуст:

А это может делать как женатый мирянин, так и инок.

Итак, святые отцы христианского Востока, признавая, что целибат, как внешняя форма духовной жизни, более удобен для борьбы со страстями, служения Богу, не считают, что отказ от брака спасителен сам по себе. Самое важное – правильное внутреннее состояние человека, без которого можно духовно погибнуть.

Отличие черного и белого духовенства

Неформальное наименование духовенства «черным» или «белым» происходит от древнерусских слов «чернец» и «белец». По темным рясам «чернецами» называли обычно иноков. Как противоположность им, мирян определяли как «бельцов», то есть носящих светлые одежды. Таким образом,

Древняя Церковь о целибате священнослужителей

Н о уже с начала IV в. требования к священнослужителям постепенно ужесточаются. Например, «Правила» Анкирского собора (314 г.) разрешают жениться диаконам, если при рукоположении они высказали такое желание.

Это решение впоследствии подтвердил VI Вселенский Собор, проходивший с 7 ноября 680 г. по 16 сентября 681 г.

Шестое правило Собора гласит:

С этого времени брак священства не запрещен, но возможен только до рукоположения. Будущий служитель алтаря имеет, таким образом, возможность или жениться, или избрать монашеский путь.

Соблюдение девства для женщин

В древней церкви существовала особая группа верующих – девственницы, отказавшиеся от брака, посвящающие себя Господу. Такие девушки обычно давали свой обет в присутствии епископа.

Правила IV Вселенского Собора ( V в.) рекомендуют архиерею с рассуждением подходить к решениям христианок, решившихся на подвижнический путь, принимая внимание не только возраст, но также дух овное состояние каждой из дающих обещания Господу.

Когда безбрачие епископата Православной Церкви вошло в норму

Таким образом, даже к XI в. практика рукоположения епископов только из числа монахов еще не до конца утвердилась на христианском Востоке. А вот безбрачие архиереев было уже принятой практикой.

Возникновение целибатного священства в Русской Церкви

До середины XIX в. Церковь придерживалась практики рукоположения или женатых, или иноков, несмотря на наличие отдельных исторических примеров целибатных иереев, не принимавших монашества.

Первое рукоположение

С предложением рукоположить этого достойнейшего человека выступил, пожалуй, самый авторитетный из тогдашних русских архиереев, митрополит Московский Филарет (Дроздов), в специальном сочинении подробно обосновавший такую возможность примерами из истории.

Источник

Что значит целибатный священникurazof

Познайте Истину и Истина сделает вас свободными!

Записки провинциального миссионера

Практика целибата в Русской Православной, в Российской еще Церкви, имеет свое конкретное начало. Это начало связано с очень светлой личностью в истории нашего духовного образования и, можно сказать, в истории подвижничества и благочестия нашей церкви. Это Александр Васильевич Горский, многодесятилетний профессор и многолетний ректор Московской Духовной Академии, любимец святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Собственно, святителем Филаретом Александр Васильевич, девственник от чрева матери своея и человек, не желавший по своим соображениям принимать монашество, был подвигнут святителем Филаретом к тому, чтобы писать прошение о целибатном рукоположении. В статусе мирянина он не имел возможности стать ректором духовной школы.

В обоснование этой совершенно новой тогда для Российской церкви практики митрополит Филарет написал целый трактат о примерах целибатных рукоположений, которые были в Древней Церкви и в позднейшей церковной истории. Этот трактат был подан святителем как докладная записка в Синод, сопровождающая прошение о рукоположении Горского в целибате и о назначении его ректором. Этот трактат был опубликован потом, в частности, в издании Московской Духовной Академии с названием «Прибавления к творениям святых отцов и учителей Церкви». Собственно, до революции других известных примеров целибатных рукоположений нет.

После революции, даже точнее, после первых десятилетий советской власти, когда в 40-е годы стали возможны новые рукоположения духовенства – не единичные, а уже количественно приметные, достаточно массовые – встал вопрос о том, что многие из желавших рукополагаться имели канонические препятствия к тому, чтобы принимать сан, вступая в брак. Так сложилось по прожитым десятилетиям в условиях безбожной социалистической действительности. Многие находились в разводе, в том числе, между прочим, и потому, что их, как верующих, оставляли жены, которые от веры отошли или их убеждений не разделяли, или в силу других коллизий. И они жениться перед рукоположением не могли, а к монашеству либо призвания не имели, либо не могли пойти в монахи: в какой-то момент даже священником было проще оказаться, чем в монастыре. И вот тогда в достаточно приметном количестве была возобновлена практика целибатных рукоположений. В разной мере она теплилась и в последующие 50-е, 60-е, 70-е годы.

Новая довольно массовая волна пошла, когда возник новый всплеск по количеству хиротоний, в конце 80-х – начале 90-х годов, когда опять в Церковь пришли поколения желавших послужить ей, но до того имевших внешние препятствия от властей. Они в значительной части пришли с теми же проблемами: кто-то был разведен, кто-то имел другие причины, по которым в женатом состоянии рукополагаться не мог. Часть этих людей пошли путем принятия монашества и служения в монастырях, но определенная часть принимала и принимает сейчас сан как целибатные клирики.

Конечно, наверное, требуется особое внимательное рассуждение и духовника, и правящего архиерея о таких рукоположениях. На сегодня – вот уже в последние лет десять – не вполне становится понятным, почему человек, не имеющий призвания и решимости нести крест семейной жизни и при этом не имеющий призвания и решимости подъять на себя иеромонашество, считает себя пригодным на служение в этом среднем, «ни рыба ни мясо», состоянии. Он и как глава своей домашней церкви не может дать примера прихожанам и другим людям, и не имеет возможности разделить с людьми, которых он окормляет, общие радости и скорби семейного бытия. С другой стороны, не решается этот человек дать и другой пример – отречения от земных попечений. Иногда люди рукополагаются целибатно и принимают монашество потом. Если этот человек уходит в монастырь – понятно, что почему-то он не имел такого стремления первоначально и как-то дорос до него. А если он таким образом легче становится игуменом или архимандритом, то не очень понятно, что это за путь такой к монашеству: без послушания, без прохождения первоначальных его ступеней, когда сначала нужно в коровнике поубираться или кирпичики покласть. Хорош будет тот архимандрит, который сам никогда прежде послушником не был, сам не знает, что такое послушание.

Поэтому с целибатным духовенством возникают у меня вопросы, и я знаю, что у многих людей они возникают. Знаю вполне добрых, искренних, хороших целибатных батюшек, но не вполне понимаю, почему хиротонии таких людей продолжаются в те новейшие 5–10 лет, когда резоны, которые были в предыдущие десятилетия, как кажется, почти все уже отпали.

В последние два десятилетия, к сожалению, случалось, что при общей нехватке духовенства семинарист или просто молодой благочестивый человек, желавший священства, но затруднявшийся с поиском супруги, в двадцать лет целибатным образом принимал сан и отправлялся служить на приход. Это более чем соблазнительно, и – конечно, возрастная планка для такого рукоположения должна быть не ниже, чем для монашеского пострига. В монашеском постриге, кроме выпускников духовной школы, она определена в 30 лет, и для целибата я бы поставил не меньше 30 лет для священнической хиротонии. Как человек понесет это воздержание в ситуации приходской жизни, что труднее, чем в монастыре, как он останется бесстрастным, – представить могу с трудом.

Проблема сегодня усугубляется тем, что наши будущие пастыри – в основном из тех поколений, которые пришли в семинарию сразу после школы, а в лучшем случае после среднего специального или высшего учебного заведения или после вооруженных сил. То есть в каких-то ситуациях это может быть человек 21, 23-х лет, или 24–26-ти лет. Не все в этом возрасте, в особенности в первой возрастной категории, готовы и к созданию семьи, и тем более к ответственному исполнению пастырских душепопечительных обязанностей. Проблема состоит в том, что у нас нет на сегодня общецерковного решения о том, как быть с этими выпускниками духовных школ, которые и учились хорошо, и мальчики хорошие, но и жену он будущую себе еще не нашел, и к монашеству не имеет призвания, и осознанного желания целибата в 22 года у него нет.

Понятна скорбь архиереев, которые учили-учили, вкладывали-вкладывали деньги в эти семинарии, в этих семинаристов, а там из всего курса 2–3 человека готовы сан принять, а мест священнических столько свободных. Архиерей в скорби: что же я их всех учу, если потом все равно приходится неизвестно кого, приходящих из соседних епархий, с непонятно какой репутацией принимать и с риском для приходов назначать. Но понятно и то, что, наверное, правильно идти не путем настояния: вот тебе полгода, решай – в монахи, в целибаты или женись, а если не решишь, то будет тебе анафема маранафа, будешь мне яко язычник и мытарь. Вероятно, нужно найти некую возможность их инкорпорирования в те или иные церковные структуры для полезного церковного труда, связанного ли со священнослужением, с работой в тех или иных церковных институциях, которые бы дали им возможность и жизненно определиться, встать на ноги, и повзрослеть немного для будущего священнослужения.

16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия.

Пояснительная записка к проекту

Канонический материал по вопросу критериев хиротонии не состоящих в монашестве безбрачных лиц даёт следующие основные нормы:

* принципиальное утверждение исключительности подобной хиротонии (запрет на развод, понуждение к выбору в вопросе семейного положения до хиротонии в Ап., 5; Анкир., 10; Карф., 20);

* признание обязательности целибата для кандидата в клир не отвечающим древним каноническим правилам Церкви (Трул., 13);

* запрет на изменение безбрачного статуса после хиротонии (Ап., 26; Неокес., 1; Трул., 6);

* запрет на проживание целибатного клирика с особами женского пола после хиротонии (I Вс., 3).

Члены комиссии обсудили вопросы о возрастном и образовательном цензе для рукоположения в безбрачном состоянии, о порядке принятия решения о рукоположении лица в безбрачном состоянии. Было принято к сведению решение Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг., «в изменение установленного в Русской Церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа». Данное решение было затем подтверждено постановлением Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста (от 2 января 1931 года, No. 2)».

В ходе обсуждения проекта документа было указано, что основным критерием для хиротонии в безбрачном состоянии должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением очного образования в духовной школе. При отсутствии такого образования необходимо, как минимум, полное заочное семинарское образование и прохождение церковнослужительской практики под руководством опытного священника, могущего передать кандидату свой опыт церковной жизни.

«О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве»

1. Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная.

2. Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать не ранее достижения ими 30-летнего возраста. Таковые лица должны обладать достаточным жизненным и духовным опытом.

3. Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское или академическое образование. В том случае, если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем двухлетнюю практику (с полной нагрузкой) в качестве церковнослужителя при кафедральном соборе, многоштатном городском приходе или епархиальном монастыре, под руководством опытного священнослужителя.

4. Хиротонию безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать лишь после изучения кандидатуры епархиальным советом, на основании письменного обоснованного прошения кандидата на священный сан, встречи с ним и письменной рекомендации его духовника, а также ректора духовной школы, где обучался кандидат, либо настоятеля храма или монастыря, при котором он проходил практику.

5. Список клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии и без принятия при этом монашеских обетов, включать в ежегодные епархиальные отчеты, направляемые на имя Патриарха Московского и всея Руси, с указанием для каждого такого клирика даты рождения и образования, а также кратким изложением причин рукоположения в безбрачном состоянии.

На сколько мне известно о. Олег Стеняев так же является целибатным «батюшкой»-пусть его пр.Максим Козлов упрекнет в том, что тот «не рыба и не мясо».

«Многие находились в разводе, в том числе, между прочим, и потому, что их, как верующих, оставляли жены, которые от веры отошли или их убеждений не разделяли, или в силу других коллизий. И они жениться перед рукоположением не могли. «-

Вот здесь союз «и»-опечатка? О чем он говорит?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *