Что значит трудная жизненная ситуация
Что такое трудная жизненная ситуация по закону и куда обращаться за помощью
Гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, не стоит забывать о своем праве на получение помощи от государства. Адресные программы поддержки малоимущих семей и одиноких россиян действуют по всей стране, но не каждому нуждающемуся в поддержке о них известно. Государство готово поддержать граждан в случае пожара, стихийного бедствия, кражи имущества, смерти родственника, получения инвалидности потери работы и пр.
📖 Понятие трудной жизненной ситуации
Определение трудной жизненной ситуации содержится в ФЗ-178 «О государственной социальной помощи» от 1999 года. Здесь сказано, что это обстоятельство, нарушающее нормальные условия жизни гражданина, при условии невозможности их самостоятельного устранения.
Помощь лицам, которые испытывают материальные или иные затруднения, оказывается адресно и только после рассмотрения в индивидуальном порядке причин их критического положения. В последней редакции 422-ФЗ от 2013 года «Об основах социального обслуживания» приведен перечень обстоятельств, по которому гражданина могут признать нуждающимся в получении помощи от государства. В ст. 15 закона приведены следующие основания:
Но полный перечень обстоятельств, которые ухудшают положение семьи или гражданина, определяют регионы. Наиболее типичными примерами сложных жизненных ситуаций, в которых государство готово помочь, являются:
Также на уровне субъектов РФ должны быть разработаны локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс оказания материальной или иной помощи. Примерами региональных законов в сфере социальной поддержки являются:
👇 Условия для получения помощи
Основанием для предоставления помощи является обращение лица, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, с заявлением в районное подразделение органов социальной защиты. Для получения госуслуги заявитель должен соответствовать ряду требований:
💵 Какая помощь может быть оказана
Наиболее распространенным видом помощи для лиц в трудной ситуации является назначение материальной помощи. Чаще всего она имеет единовременный характер и предоставляется не более раза в год, но допустимы и регулярные выплаты.
Также граждане могут рассчитывать на натуральную помощь в виде продуктов питания или одежды, медикаментов, средств гигиены, получить в пользование временное жилье.
Временно государством оказывается дополнительная помощь для граждан, которые оказались в сложной жизненной ситуации из-за пандемии коронавируса. Иногда эта поддержка имеет косвенный характер (например, при ухудшении финансового положения можно получить кредитные каникулы и не платить пени за просроченные услуги ЖКХ), а иногда – прямую материальную форму (повышенные пособия по безработице, дополнительные детские пособия и пр.).
Лица старше 65 лет и многодетные семьи вправе получить помощь от волонтеров: им доставят продукты или еду на дом или выполнят иные важные поручения. Во многих субъектах малоимущие граждане могут рассчитывать на натуральную помощь в виде бесплатных масок или продуктовых наборов.
Размер выплаты определяется на уровне субъекта, но он не должен превышать фактические расходы семьи на преодоление сложной ситуации. Например, в Якутии многодетной семье для покупки продуктов питания и одежды выделят один прожиточный минимум, одинокому пенсионеру – 0,5 прожиточного минимума. Для погорельцев при полной утрате жилища в результате пожара выделят до 5 прожиточных минимумов, при частичной – минимум в двукратном размере.
В Москве гражданам предоставляются:
В Санкт-Петербурге власти готовы компенсировать от 20 до 50% расходов на преодоление сложной ситуации, но в сумме не более 2 прожиточных минимумов в субъекте за текущий год.
На рассмотрение заявления и предоставление помощи обычно отводится не более 30 дней. Этот период отводится на проверку представленных заявителем сведений сотрудниками УСЗН и формирование ими запросов в контролирующие инстанции, оценку условий проживания заявителя.
💡 Куда обращаться
За получением помощи необходимо обращаться в местное подразделение соцзащиты. Заявление можно передать лично или через законного представителя, а также в электронном формате. Сейчас реализованы следующие способы передачи заявления:
В период распространения коронавируса граждане в регионах со строгими ограничениями могут оформить все меры господдержки исключительно в дистанционном формате через портал Госуслуги.
📃 Необходимые документы
Для получения государственной помощи нужно заполнить заявление с указанием личных сведений о заявителе и кратким изложением причин возникновения сложных жизненных обстоятельств.
Образец заявления можно посмотреть здесь. В регионах могут действовать собственные формы заявлений.
Также заявителю предстоит собрать и приложить подтверждающий комплект документов:
Помимо общих сведений, к заявлению прилагаются документы, обусловившие сложное финансовое положение семьи или дополнительные траты:
Трудная жизненная ситуация – что это в психологии. Поддержка и помощь, оказываемая в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация – значимые в настоящее время для личности условия, вызывающие негативные эмоции и угнетающие состояния. Трудные условия всегда носят субъективный характер, который выражается индивидуальной тяжестью переживания. Это всегда опасная ситуация. Она требует от личности адаптации к новым условиям. В противном случае это может вылиться в личностные, поведенческие, психические нарушения и расстройства.
Что такое трудная жизненная ситуация
Современное российское законодательство определяет термин «трудная жизненная ситуация» как «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».
Термин «жизненная ситуация» начал употребляться в психологии с начала XX века. Жизненная ситуация – это определенные в отношении конкретного человека условия, обстоятельства, потребности, ценности и представления, в совокупности влияющие на поведение и мировоззрение человека на этом конкретном этапе его жизни.
Трудной жизненной ситуацией называют условия:
Трудные условия могут возникнуть под влиянием как внешних факторов, так и внутренних. Суть в том, что человек не может решить проблему привычными способами. Для трудной жизненной ситуации характерно:
Субъективно это осознается через состояние стресса, невозможность соответствовать новым требованиям, неопределенность перспектив. Трудная жизненная ситуация отличается от кризисной или экстремальной ситуации, которые более травматичны для психики.
Как правило, трудная жизненная ситуация вызывает противоречие интересов личности или интересов ее и общества. Человеку приходится выбирать новые пути достижения цели. Это критичная и в определенной мере переломная ситуация, для которой характерна социальная нестабильность человека.
Факторы трудной жизненной ситуации
На осознание человеком трудных условий влияют такие факторы:
Структура трудной жизненной ситуации
Анализируя трудную жизненную ситуацию, нужно оценивать:
Изучением трудных жизненных ситуаций занимается социальная психология. Работа с людьми, оказавшимися в таких условиях, ведется социальными психологами и работниками социальных служб.
Виды проблемных (трудных) ситуаций
Трудные жизненные ситуации принято классифицировать:
Помощь в трудной жизненной ситуации
Цель работы в трудной жизненной ситуации – адаптация к новым условиям и стабилизация обстановки. В результате человек либо занимает активную жизненную позицию (благоприятная адаптация), либо становится приспособленцем (дезадаптация).
Возможны полезные (конструктивные) и неполезные (деструктивные) способы адаптации к ситуации. К конструктивным относится:
Деструктивными являются такие стратегии:
Преодоление трудной ситуации
Это активные действия человека по изменению ситуации. Например, если человек остался без работы, то он использует свои коммуникативные умения, связи, идет на курсы, любыми путями меняет ситуацию, стараясь избавиться от безработицы. Человек ищет информацию, раздумывает, вовлекает других людей, контролирует свои эмоциональные и психические реакции. Но такая стратегия не возможна в случае потери близкого человека. Тогда остается совладать с ситуацией.
Совладание с трудной ситуацией
Применяется в том случае, если для личности очевидно, что не все проблемы решаемы. Деятельность в этом случае направлена:
Такая стратегия актуальна в тех случаях, когда невозможно изменить ситуацию и приходится менять свое отношение к ней.
Совладание – это сознательные действия человека для достижения цели. Ни в коем случае не нужно путать с пассивным отношением и подсознательными механизмами психологической защиты.
Пассивное приспособление
Это вариант совладания, но оно направлено на изменение не ситуации, а личности человека. Такой стиль поведения может быть как основным, так и вспомогательным.
Переживание
С некоторыми ситуациями мы не можем совладать при всем желании, например, в случае болезни, старости, травли группой людей. Тогда остается переживать трудные моменты, меняя себя и видение мира.
Это всегда ломающие человека ситуации, которые никоим образом не могут удовлетворить потребности личности, соответствовать ее ценностям. Как правило, это необратимые условия, нарушающие гармонию личности. Ситуации, в которых человек не может изменить обстоятельства – самые сложные. После их преодоления жить как прежде точно не получится.
Преодолеваются они не с помощью действий и практик, а с помощью внутреннего эмоционального восстановления функционального равновесия жизни.
Начинается процесс переживания с включения защитных механизмов (вытеснение, избегание). Затем включается отрицание случившегося. После человек проходит остальные стадии и достигает конечной – принятие (признание и понимание ситуации).
Позитивное отношение
При любом варианте стратегии не помешает выработать позитивное отношение к ситуации. Как это возможно, и что под этим подразумевается? Существует две методики:
Это не решит ситуацию, отчасти это пассивный метод, но он придаст уверенности и высвободит мысли для поиска новых решений либо позволит принять ситуацию, которую изменить невозможно.
Важно именно научить человека справляться с трудными жизненными ситуациями, а не предоставлять выход из конкретных условий. Ни один человек не застрахован от повторных проблемных ситуаций, потому нужно иметь развитую систему адаптации (адаптивную компетентность).
Фазы проживания трудной ситуации
Развивается адаптивная компетентность через несколько фаз:
Как показывает практика, преодолеть трудную ситуацию без помощи специалистов и поддержки близких людей невозможно. Не стоит замалчивать проблему и бояться попросить о помощи.
Трудная жизненная ситуация — что это такое
В жизни каждого человека, как личности или гражданина, могут возникнуть определённые проблемы, которые можно назвать трудной жизненной ситуацией (ТЖС). Как понять, что ситуация действительно трудная, и что делать для её преодоления? Прежде всего, стоит разобраться, что представляет собой ТЖС.
Трудная жизненная ситуация
Что означает «трудная жизненная ситуация»
ТЖС может характеризоваться как нуждаемость в сфере социального существования. Если гражданин имеет нужду в материальном, жилищном или социально-психологическом плане и выбраться из неё без поддержки государства не может, то считается, что он попал в трудное жизненное положение (ситуацию).
Понятие в законе
Государство в Федеральном законе № 195 РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», опираясь на п.4 статьи 3, даёт определение, что трудная жизненная ситуация – это такие обстоятельства, при которых жизнедеятельность человека, как гражданина, нарушена вследствие объективных причин. При этом одним из критериев законодательство считает неспособность самостоятельно разрешить сложившуюся критическую ситуацию.
Поводом для этого могут считаться следующие факторы:
Сюда правомерно причисляется безработица или малообеспеченность семьи (отдельного гражданина).
Важно! Безработица, как одно из условий сложившейся ТЖС, является на сегодня причиной, которая вызывает неспособность выплачивать ипотеку. В результате просрочки банковских платежей кредитор изымает в счёт уплаты долга квартиру, тем самым осложняя трудную ситуацию отсутствием жилья и денег для жизни.
Ещё один вариант обозначения сложной ситуации в жизни граждан можно прочитать в ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 23.11.2018г.). Там ТЖС определяют, как одно или несколько обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, и последствия, с которыми они не могут справиться самостоятельно.
Факторы и структура в социальной работе
Тжс это в социальной работе положение, которое определяется органами соцзащиты населения непосредственно при оценке степени нарушения связей гражданина с его окружающим социумом и условий для жизни. В результате анализа ситуации социальными службами определяются масштаб и направление помощи со стороны государства.
Доказано! Проблемная ситуация может возникнуть как из-за собственных действий гражданина, так и из-за воздействия внешних факторов. В любом случае человек не может жить и действовать нормально, и ему нужна помощь.
Судить о возникновении ТЖС можно по следующим признакам:
Сюда же можно отнести появление стрессового состояния у субъекта, возникающее в процессе усугубления ТЖС.
Структура ТЖС вмещает в себя:
Работая с клиентом, специалист оценивает его субъективную и объективную невозможность справиться с ситуацией и вырабатывает ряд наиболее оптимальных путей для её преодоления.
Объективные и субъективные трудности семьи
Виды проблемных (трудных) ситуаций
Как причин возникновения, так и видов ТЖС достаточно много. Доктор психологии, специалист в вопросах конфликтологии, А.Я. Анцупов, предлагает разделение проблемных жизненных моментов по следующим направлениям:
Специалисты акцентируют внимание на том, что ТЖС можно охарактеризовать присутствием сложной обстановки, дисбалансом между возможностями и требованиями к деятельности, а также активностью личностных мотивов.
Существует менее сложное деление ТЖС на два типа: первый и второй.
Первый тип – социальные ТСЖ
Сюда относят неприятности, возникающие в процессе жизни, связанные с обыденными моментами. К первому типу относятся затруднения временного характера и имеющие перспективу восстановления привычного уклада жизни.
Кстати! На возникновение подобных моментов в жизни влияет только сам индивид. Лично он их создаёт своими действиями, сам их переживает и получает негативный опыт.
Второй тип – экстремальные
Результатом таких жизненных моментов принято считать состояние «душевного слома» или «физического выживания». К этому типу относится тяжелейшая утрата в процессе жизни.
К сведению! Ко второму типу относят экстремальные природные, антпропогенные и техногенные ситуации, а также их сложные последствия, проявляющиеся со временем.
Чрезвычайная обстановка, вызванная природными катаклизмами, сопровождает человечество на всех этапах существования. Это силы, неподвластные управлению, однако люди, пытаясь ими овладеть, наоборот, могут не исключить, а спровоцировать возникновение новых эксцессов.
Техногенные (технические) и антропогенные (экологические) кризисы являются результатом действия или бездействия человечества в процессе продвижения технического прогресса и жизнедеятельности на планете.
Примером этого может служить загрязнение окружающей среды и природных угодий отходами производства: механическими или химическими (выбросы в атмосферу, сброс в реки и моря и иные действия).
Попадая в трудные ситуации, человек начинает испытывать психическую напряженность, которая мешает адекватно оценить положение и самостоятельно найти выход.
Виды психической напряжённости в ТЖС
Фазы проживания трудной ситуации
Преодолевая тяжёлые жизненные моменты, человек проходит через несколько этапов. Они зависят от степени социальной адаптации личности и жизненной компетентности (знаний). Их можно выделить в несколько следующих фаз:
При применении сознательных знаний (компетентности) человек получает опыт, который дает ему возможность в будущем пребывать в фазе бессознательных знаний. Это позволяет любую трудную жизненную ситуация ставить на ступень обыденной и решать её.
Модель адаптации к ТЖС
Помощь в трудной жизненной ситуации
Из трудных жизненных ситуаций самое пристальное внимание органы соцзащиты населения уделяют неблагополучным семьям, где ребёнок страдает от недостатка понимания со стороны родителей. В зоне особого внимания малообеспеченные и неполные семьи, в которых подросток пропускает школу из-за низкого материального состояния.
В этом случае со стороны государства, в соответствии с утверждёнными законодательством положениями, могут быть приняты следующие меры:
В особо тяжёлых ситуациях, где участниками являются несовершеннолетние дети, к решению проблемы подключаются органы опеки и попечительства. В России это особый государственный исполнительный орган, контролирующий обращение с детьми.
Внимание! Основная цель помощи в трудной ситуации – это помочь нуждающемуся адаптироваться к новым сложившимся условиям жизни и стабилизировать положение.
Адаптация может быть как благоприятной (индивид занимает активную позицию) или неблагоприятной (человек просто приспосабливается).
Человек, оказавшись в трудной жизненной ситуации, может рассчитывать на постороннюю помощь. Чтобы справиться с проблемами и стабилизировать свою жизнь, гражданин должен вносить и свой вклад в виде работы над собой для приобретения активной жизненной позиции.
Видео
Что такое трудная жизненная ситуация?
Каждый из нас за свою жизнь переживает более десятка кризисов, которые можно назвать трудной жизненной ситуацией (ТЖС). Как понять, что ситуация действительно трудная, и что делать для её преодоления? Прежде всего, стоит разобраться, что представляет собой ТЖС.
Что такое трудная жизненная ситуация?
Трудная жизненная ситуация возникает, когда перестаёт работать привычный стереотип действий, появляется дисбаланс между потребностями, возможностями и требованиями к деятельности, способами и условиями реализации. Этот дисбаланс нарушает нормальный ход деятельности и снижает вероятность выполнения задачи на нормальном уровне. Нарушения предсказуемости ситуации, увеличение вероятности неудачи (угрозы цели) предопределяют ситуацию как трудную, и человек должен мобилизовать дополнительные ресурсы, чтобы справиться с ней.
Как каждый из нас справляется с трудными ситуациями, зависит от нашей адаптивной редакции. Одни погружаются в пучину депрессии, а другие начинают жизнь с чистого листа. Что стоит знать, чтобы преодолеть невзгоды, справиться с трудной жизненной ситуацией?
Типы трудных жизненных ситуаций
В зависимости от типа и генезиса нарушений выделяют следующие ситуации:
Этапы преодоления трудной жизненной ситуации
Преодолевая тяжёлые жизненные моменты, человек проходит через несколько этапов. Они зависят от степени социальной адаптации личности и жизненной компетентности (знаний):
Основная цель помощи в трудной ситуации – адаптация нуждающегося человека к новым условиям жизни и стабилизация его положения. Адаптация может быть как благоприятной (индивид занимает активную позицию) или неблагоприятной (просто приспосабливается). Человек, оказавшись в трудной жизненной ситуации, может рассчитывать на постороннюю помощь. Чтобы справиться с проблемами и стабилизировать свою жизнь, он должен вносить и свой вклад в виде работы над собой для приобретения активной жизненной позиции. Справиться с трудной жизненной ситуацией и очистить разум от токсичных мыслей поможет курс Викиум «Детоксикация мозга».
Понятия и сущность трудной жизненной ситуации
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КАК ПРИЧИНА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Задачей данного параграфа является выявление сущности понятия «трудная жизненная ситуация» и типов семей, подверженных риску.
Содержание понятия «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации», имеет достаточно много составляющих.
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Трудная жизненная ситуация — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно [1].
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуациюребенка могут подтвердить следующие документы:
— Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
— Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.
— Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
— Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
— Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.
— Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации [2].
И. Г. Кузина рассматривает общее понятие трудной жизненной ситуации, как «ситуации, объективно нарушающей социальные связи человека с его окружением и условиями нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы» [12].
Н. Г. Осухова рассматривает это понятие как ситуацию, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации ребёнка к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [20].
В 2003 году согласно материалам I-II научно-практической конференции, посвященной проблемам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профессор С. С. Гиль, д. п. н., представил результаты проведенного им анализа ключевых понятий одного из важнейших российских законов – ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7].
По сути, именно с началом действия этого закона стало возможным говорить о восстановлении общегосударственного подхода в решении острейших проблем социального воспитания и социальной работы с подрастающим поколением. Обращение именно к этому социальному закону обосновано также и тем фактом, что он является наиболее поздним из социального законодательства РФ и вобрал в себя опыт реализации иных законов, в частности, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения…».
Закон спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической и социальной работы с несовершеннолетними на территории РФ, одновременно.
С точки зрения социальной педагогики и социальной работы закон обладает специфическими особенностями, формирующими и сам способ его применения.
Настоящий Закон создан в традиционной для российского законодателя манере. Он адресован управленцам и должностным лицам, определенным в качестве субъектов системы профилактики, наделенным особыми функциями и полномочиями в решении проблем несовершеннолетних.
Направленность Закона на лиц (юридических и физических, обязанных его исполнять и обеспечивать, играет двоякую, в том числе, и ограничивающую, в определенном смысле, негативную роль [15].
С одной стороны, точное определение круга субъектов системы профилактики, снимает вопросы об ответственных участниках профилактической работы, круге их полномочий и обязанностей
С другой стороны, в число субъектов системы включены исключительно представители органов власти и управления, которые в соответствии с положениями этого Закона являются и организаторами профилактической работы и ее исполнителями, что, очевидно, формирует замкнутую систему отношений внутри системы профилактики.
При этом семья и несовершеннолетние рассматриваются в законе с объектной точки зрения, исключительно в негативном контексте в качестве объектов профилактической работы, оказавшихся в социально-опасном положении.
Несомненно, что в практике работы, субъектам системы профилактики приходится преимущественно сталкиваться с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудном и социально-опасном положении.
Но цель профилактики и социальной работы в том и состоит, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Ребенок или семья в качестве объекта профилактической работы по определению не могут выйти на достижение заявляемой Законодателем цели.
Объектный подход, как доказала история отечественной, советской педагогики и мировой социальной работы, не позволяет объекту достигать целей, которые присущи лишь субъекту активной социальной жизни.
Эта же негативная направленность распространяется и на других, не указанных в тексте закона, реальных субъектов социального воспитания несовершеннолетнего. К ним относятся и общественные объединения, и организации, приближенные к месту жительства ребенка, будь то детские, либо взрослые,как-то: объединения жильцов, ветеранов и т. д., в том числе, относимые к формам низового самоуправления населения.
Объяснить подобное отношение законодателя к определению круга активных участников системы профилактики можно рядом факторов:
— сильны традиции государственно-функционального подхода в решении социальных проблем в российском обществе, и подавляющее большинство законов, регулирующих социальную жизнь общества, создано с точки зрения этого подхода, фактически монополизирует роль государственных институтов в решении проблем человека;
— крайне слабы технологические традиции в законотворчестве, предусматривающие необходимость создания тщательно выверенного алгоритма- нормы поведения;
— недостаточен, слабо обобщен, систематизирован опыт профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе, опыт применения настоящего закона на различных уровнях системы [27].
Принципиально важно то, что, пожалуй, впервые за последние десятилетия, законодатель точно определил сторону, несущую ответственность за воспитание ребенка. В данном случае, это семья, либо лица, организации ее заменяющие. Во всяком случае, из текста последнего цитируемого понятия видно, что, не смотря на различного рода обстоятельства, именно семья рассматривается в качестве фактора ответственности за воспитание несовершеннолетнего.
Введение нового понятия имеет важное значение для формирования баланса прав и обязанностей различных социальных и государственных институтов в воспитании несовершеннолетних. С его введением субъекты системы профилактики приобрели инструмент оказания обоснованного законом влияния на семьи, не выполняющие свои родительские обязанности по отношению к собственным детям. Именно влияния, а не снятия ответственности с семьи путем инициирования лишения ее прав на воспитание детей [6].
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Введение понятий «трудная жизненная ситуация», «социально-опасное положение» — это своего рода критерий в различении положения детей, нуждающихся в помощи со стороны государства, и не нуждающихся в таковой.
Продвижение подобного понятия с точки зрения законодателя есть путь формирования нормы, определяющей необходимость адресного проявления внимания по отношению к тем, кто действительно нуждается в поддержке и защите со стороны органов и организаций, призванных государством обеспечивать защиту детей и их интересов. Именно по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.
Число трудных жизненных ситуаций в наше время значительно возросло в связи с ломкой прежнего уклада жизни и переоценкой ценностей. Поэтому самым неотложным и актуальным является изучение того, каким образом человеку удается справиться с жизненными трудностями, с неожиданными негативными событиями, к каким стратегиям прибегают люди, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения.
Трудная жизненная ситуация переживается человеком по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности. А с другой стороны, придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с трудной жизненной ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, к себе, к ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из трудной жизненной ситуации [7].
Гусарова Г. И. считает, что дети, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или физическом) развитии; дети – жертвы вооруженных и международных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных действий, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [10].
В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты, это «лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель». Дети, оставшиеся без попечения родителей, это «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке» [24].
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы, направленные на социальную реабилитацию детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным и т. д. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.
Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате овдовения, либо при рождении ребёнка у одинокой женщины.
Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев и сестёр, называется расширенной. Такой тип семьи когда-то был распространённым, но в настоящее время составляет около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы ещё более активным при отсутствии трудностей в приобретении жилья, вынуждающих порой несколько семей проживать совместно.
Существует также типология социального риска, то есть выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.
Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие инвалидов, в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы [28].
В трудной жизненной ситуации автобиографическая память личности претерпевает совершенно определенные изменения. Наиболее яркими из обнаруженных являются три феномена — обеднения прошлого, утраты детства, и онтологизации настоящего.
Феномен «утраты детства» заключается в том, что испытуемые, находящиеся в трудной жизненной ситуации, представляли свою жизнь, начиная с «сознательного возраста» — в среднем с 15 лет. Тем не менее, эти воспоминания не были вытеснены или подавлены — испытуемые легко могли вспомнить много «детских» событий, однако, не оценивали их как важные для них в данной ситуации, и как следствие, не считали нужным представлять их как часть их личной истории. Именно события детства, нагруженные в большей степени эмоциями, «исчезают», — так, что человек в трудной жизненной ситуации презентирует свою жизнь начиная с собственных поступков, с собственных принятых решений.
Феномен онтологизации настоящего. В условиях трудной жизненной ситуации обычно неуловимое «настоящее время» разворачивается на все время пребывания в этой ситуации — до нескольких месяцев. В этот период «настоящего времени» испытуемые включали формально прошедшие события, которые, тем не менее, актуальны, и находятся в фокусе личностной работы. Явно постоянно «прорабатывая» эти события, испытуемые охарактеризовывали их как «неподвластные» им события, на которые они никак не могут повлиять. Очевидно, что внешняя по отношению к испытуемым, эта ситуация стала личностно трудной именно потому, что не могла быть принята ими как часть личной истории.
Не менее ярким явлением стало то, что все обнаруженные нами феномены трансформации автобиографической памяти личности исчезали, как только наступало субъективное окончание трудной жизненной ситуации, т. е. когда ситуация переставала по тем или иным причинам восприниматься как личностно трудная.
Отличительные особенности трудных жизненных ситуаций можно описать только комплексным взаимодействием одновременно нескольких факторов, причем каждый из этих факторов, взятых в отдельности, не будет критерием сложности, трудности сложившейся ситуации.Мы считаем необходимым выделение следующих факторов:
1) фактор вероятностного прогнозирования – исходя из анализа своего прошлого опыта, человек оценивал вероятность наступления этого события как нулевую либо минимальную;
2) когнитивный фактор – отсутствие необходимых знаний, умений и навыков для жизни в данной ситуации, неприменимость существующих когнитивных схем;
3) поведенческий фактор – отсутствие сформированных моделей поведения;
4) витальный фактор, который выражается в субъективном ощущении невозможности жить, существовать в навязанной ситуации, человеку кажется, что он не перенесет этих условий, не сможет с ними смириться;
5) экзистенциальный фактор – ощущение смыслоутраты, «экзистенциальный вакуум».
Термин «трудная жизненная ситуация» может быть применен только к личностно трудной ситуации. Таковой ситуация может явиться лишь в случае взаимодействия характеристик ситуации и идентичности личности. Именно идентичность является основным феноменом, определяющим трудность данной жизненной ситуации.
Одни ситуации воспринимаются и переживаются как «проблематичные», другие – как «трудные», а третьи – и вовсе «переломными для жизни». Почему некоторые жизненные ситуации влекут за собой существенное изменение, или даже кризис идентичности (и переживший ее говорит: «Я уже не тот, что прежде», «Я стал совершенно другим человеком» и т. д., другие же ситуации побуждают заметить лишь некоторые перемены в себе («Я вырос», «Я стал таким-то»? И как определить меру изменений личности – в каком случае человек будет переживать произошедшее как приведшее к «изменению личности», а в каком – к «разлому, перелому»? Сколько изменений может произойти с человеком, прежде чем наступит «разлом»?
Феномен идентичности личности ставит перед нами подобные вопросы. Никто из нас не остался в точности тем же, каким был в детском возрасте, или в школе, или даже год назад.
Для успешного решения вставших перед государством, обществом, системой образования новых и во многом неожиданных проблем важно ясно представлять причины возникновения и роста детской беспризорности и безнадзорности. Основной среди них является разрушение государственной системы социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений [19].
Факторы повышения жизненной активности дошкольников Изучение факторов повышения жизненной активности дошкольников в настоящее время является одним из наиболее актуальных вопросов, поскольку.
Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического.
Консультация для воспитателей «Сущность и жанровая классификация детского фольклора» Сущность и жанровая классификация детского фольклора. Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка. В этот промежуток жизни у него.
Консультация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях» «Берегите семью; в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье –.
Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Тема: Петушок,.
Сущность дидактической игры и её основные направления Дидактическая игра– такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.
Сущность и содержание семейного воспитания Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в продолжении.
Сущность понятий «самостоятельность», «познавательно-исследовательская деятельность» Сущность понятий «самостоятельность», «познавательно-исследовательская деятельность». Проблема самостоятельности имеет достаточно давнюю.
Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно.