Что значит труд облагораживает человека
Труд облагораживает человека (Виссарион Белинский)
В одном из самых известных своих высказывании известный литературный критик Виссарион Белинский касается роли труда в формировании человеческой личности. Автор высказывания убеждён: труд всегда оказывает благотворное, облагораживающее влияние на человека.
Я согласен с мнением Белинского лишь частично. Дело в том, что монотонный, тяжёлый и подневольный труд, выполняемый лишь ради того, чтобы заработать на пропитание, отнюдь не облагораживает человека. А наоборот – убивает в нём стремление к физическому и интеллектуальному совершенствованию. На это у человека попросту не остаётся времени и сил. Он постепенно деградирует, утрачивая чувство собственного достоинства, самостоятельность и уверенность в себе. Вот если труд приносит и удовольствие, и хороший доход – лишь тогда он облагораживает человека, и в этом случае Белинский, безусловно, прав.
Обратимся к теоретическому смыслу данного высказывания. В школьном курсе обществознания труд характеризуется как деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, при помощи использования физических или умственных способностей. Труд – это один из важнейших факторов производства, а также показатель социальной сущности человека. Результатом трудовой деятельности могут быть не только товары и услуги, но и произведения духовной культуры. Труд влияет на формирование мировоззрения личности: совокупности знаний и представлений о мире, природе, социуме.
Ярким примером человека, для которого труд является важнейшей частью жизни, является известный тележурналист Владимир Познер. Он не раз говорил о том, что для него работа имеет колоссальное значение. Что ему повезло в жизни: он нашёл своё предназначение. Даже после 80 лет Познер продолжает свою трудовую деятельность, постоянно повышает уровень своего развития и профессиональных умений.
В качестве отрицательного примера, взятого из отечественной истории, можно упомянуть рабский труд крепостных крестьян на земле своего помещика, в дни барщины. Эксплуатируемые землевладельцами крестьяне находились в прямой зависимости от них. Рутинная подневольная работа на барина не приносила им ничего положительного. Они не имели никакого интереса к ней и выполняли её лишь «из-под палки». Ни о каком облагораживании и самосовершенствовании речь в данном случае не шла. Крестьяне думали лишь о том, как прокормить свои семьи, и проводили всю жизнь в необразованности и невежестве.
Подводя итог своим рассуждениям, хочу подчеркнуть: изречение Белинского справедливо только в том случае, если: человек трудится по своей воле; занимается делом, которое ему нравится; видит достойные результаты своей работы и пользуется ими.
Труд для человека – рабство или свободное созидание?
Фраза – «Труд облагораживает человека», в Советском Союзе имела огромный вес и популярность. Её воспринимали как руководство к действию и повторяли как заклинание. Она звучала отовсюду: с экранов телевизоров, радио, с трибун всевозможных собраний и съездов членов, правящей на тот момент, Компартии. Автором выражения является литературный критик Виссарион Белинский, чьи работы в Советском Союзе были в большом почете. Их изучали со школьной скамьи. Отчего же, взгляды Белинского на социальное устройство общества, пришлись настолько по душе советским идеологам?
Литератор и соцреализм
Мировоззренческие взгляды Белинского на исторический процесс, и на устройство государства, во многом переплетались с идеями социализма и коммунизма. В кругу знакомых литератор слыл абсолютным атеистом и придерживался самых смелых, передовых философских идей.
Белинский по праву считается родоначальником литературной критики. С его легкой руки появились новые способы понимания поэтических и прозаических произведений. Именно Белинский задал направление литературного творчества, как инструмента идеологического влияния на мировоззрение и мышление народных масс. Идея Белинского о том, что труд преображает и облагораживает человека, настолько понравилась политтехнологам периода Советского Союза, что ее заложили в основание идеологии целого государства.
Труд в Советском Союзе
Трудящийся человек в Советском Союзе был настоящим фетишем. Телевидение и радио использовались в качестве инструмента для массированной пропаганды. В ежедневной программе «Время» новости об этапах ударных строек, транслировались как военные сводки.
Государству постоянно требовалась недорогая рабочая сила для возведения промышленных объектов. Был запущен проект «Ударник соцтруда». Имена шахтёров, комбайнёров, ткачих и других представителей рабочих профессий, бьющих рекорды производительности, не сходили с первых полос газет. О них писались книги, снимались фильмы. Победители соц. соревнований награждались грамотами и медалями.
Удивительно, как вокруг одной фразы удалось построить такой удачный идеологический инструмент.
Отношение к безделью
В Советском Союзе, в обиходе часто можно было услышать слово «тунеядец» – человек, который нигде не работал, без веских на то причин. Систематическое тунеядство преследовалось властями. На бездельничающего человека могло быть наложено административное взыскание и даже заведено уголовное дело.
С легкой руки правящей власти, в Советском Союзе создавались специальные группы из гражданских лиц, которые назывались «отрядами народных дружин». Граждане, входящие в эти, так называемые «дружины», наделялись определенными полномочиями. Дружинники часто получали задания выявлять прохлаждающихся в рабочее время в кинотеатрах, скверах, кафетериях тунеядцев, и передавать данные о них в соответствующие органы, для привлечения к ответственности.
Подобное отношение к тунеядствующим гражданам со стороны государства, говорит о создании и поддержании в СССР целого культа труда. Со временем, стереотип «ударно трудящегося на благо родины гражданина» настолько глубоко проник в психику населения, что отсутствие работы стало восприниматься как нечто постыдное, а неработающий человек казался ущербным.
Интенсивность пропаганды зашкаливала. Ударники комсомольских строек и победители различных соц. соревнований счастливо улыбались народу с плакатов на улицах и экранов телевизоров в квартирах. Восприятие труда в обществе, построенном в соответствии с социалистическими идеалами, облагораживало и возвышало человека в глазах окружающих его людей и его собственных, но так ли это было на самом деле?
О труде с разных точек зрения
Многие факты говорят о том, что у трудовых рекордов была обратная сторона: уравниловка, подорванное, непомерно тяжелыми нагрузками, здоровье, неоправданно заниженная стоимость труда. У Максима Горького есть замечательное высказывание по этому поводу. Он говорит, что жизнь ощущается счастливый и хорошей только когда труд, в удовольствие. Как только он становится необходимостью, человек автоматически превращается в раба.
Разве, рабский труд облагораживает человека?
Труд, который осуществляется через усилия и нежелание, есть нечто противоестественное самой человеческой природе. Отсюда депрессии, сердечно-сосудистые заболевания, другие проблемы со здоровьем, спровоцированные, нелюбимой работой.
Труд, как инструмент развития
Любимое дело сложно назвать трудом.
Фраза Белинского о том, что труд облагораживает людей, обретёт смысл только когда система позволит людям искать и находить себя. Занимаясь интересным делом, погружаясь в него с головой, человек всегда будет стремиться узнать больше, приобрести новые навыки.
В этом состоянии, естественным образом, развивается интеллект. Человек растет. Получается, что труд побуждает мыслящего индивида к саморазвитию.
Принимал ли это во внимание Белинский, озвучивая свою фразу, неизвестно, но хотелось бы верить, что под словом «труд» он подразумевал интересное и любимое занятие, от которого человек получает не только удовольствие, но и материальные блага.
Труд или занятие по душе?
Как быть и что делать – вечные вопросы, не дающие спать по ночам мыслящим людям. Если, говорить о труде, то в свете вышесказанного, становится очевидным – следует заниматься только тем, что нравится. Человек, нашедший сам себя в профессии, каждое утро будет просыпаться с удовольствием, и торопиться приступить к увлекающей его работе. В процессе, естественным образом он будет развиваться.
Проблема тунеядства и вредных привычек, таких как пьянство и наркомания, даже не возникнет, а наградой за увлечённую трудовую деятельность, станет хорошее здоровье и материальный достаток. Человек, находящийся в гармонии с самим собой, максимально эффективен в любой сфере.
Главная задача государства и семьи – обеспечить детей выбором профессии по душе. Именно в этом и есть смысл жизни – создать государство счастливых людей, которые будут свободным трудом познавать мир, преображать его и преображаться сами.
«Труд облагораживает человека». (В.Г. Белинский)
Предмет: | Обществознание |
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 12.07.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете научиться писать и оформлять сочинения по обществознанию:
Посмотрите похожие темы сочинений по обществознанию возможно они вам могут быть полезны:
Сочинение:
В этом высказывании известный литературный критик В. Белинский затрагивает идею о роли труда в формировании личности. Итак, как роды влияют на человека? Этот вопрос интересовал людей издревле и по сей день не теряет своей актуальности. Белинский убежден, что труд благотворно влияет на человека. Полностью согласен с мнением автора и постараюсь обосновать высказанную точку зрения ссылкой на школьный курс обществознания.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Труд облагораживает человека
Кто не знает этой расхожей фразы В.Г.Белинского, но часто ли мы задумывались над её глубинным смыслом. Какой абитуриент не согласился бы на сочинение по такой теме. И по тому, как он осветил бы её, можно было бы сказать так много о нем, самом. Монотонный, тяжелый и непосильный труд убивает в человеке стремление ко всему прекрасному: физическому и интеллектуальному совершенству, творчеству, возвышенным чувствам и любви.
Физическое и нервное истощение, когда оно каждодневное и безысходное, вытесняют в человеке все человеческое: мечту, устремленность к высокому и чистому. Даже, если в человеке еще и живы эти чувства, на проявления и совершенствование их не остается ни времени, ни сил – человек постепенно и неумолимо деградирует в животное, со всеми вытекающими признаками: покорностью, принижением чувства собственного достоинства, зависимостью, утрачивает самостоятельность и самодостаточность.
Одни начинают искать выход в обманчивом мире иллюзий, находя там кратковременное и иллюзорное счастье, подстегивают свои чувства. Погружаются в обманное и запретное, тем самым растрачивая остатки своих сил, здоровья и человеческого облика. Они так ищут свое счастье.
Наверное, прав был, все таки, Максим Горький, говоря, что «Человек создан для счастья, как птица для полета». И он ищет инстинктивно свое счастье – ему хочется быть счастливым, любой ценой. Часто –
не там и не так, где надо и как надо.
Другие, же, ищут выход в другой работе, когда на это достает времени, возможностей и желания. В работе, которая, уже не потребует таких затрат сил времени и энергии, принося, в то же время, гораздо большую выгоду и удовлетворение. Но таковой труд потребует от него творчества и постоянного поиска нового, как в объекте труда, так и в себе. На такое способен не каждый, но почти каждый уверен, что он способен на это. Уверовав в возможность и посильность такового труда, неспособный к таковому труду, неминуемо натолкнется на первый подводный камень.
Правда, творить можно, как ради красоты, которая спасет мир, так и ради «красоты», которая разрушает и разрушит мир. Этот подводный камень, уже более глубоко скрыт под водой и только творческий человек натыкается на него, в свое время. Но, тем не менее, мир человеческий, уже поделился – образовались целые нации, сообщества, династии и классы, чурающиеся простого физического труда – он стал, для них неприемлем и даже, зазорен.
Деньги и достаток играли и играют, особенно сейчас, не последнюю роль и для людей творческого труда. И этим подводным камнем, умело или, корыстно передвигая его, можно успешно управлять рекой творчества – давая ей простор или превращая, со временем, в ручеек.
Вычленяются, таким образом, попутно, и другие, более выгодные виды деятельности, требующие особых способностей и навыков: военная и государственная служба, политика и наука, торговля и ростовщичество и так далее. И до сих пор еще живет в народе поговорка: «Учись, а то коровам хвосты крутить будешь». Учеба, разумеется, много значит, но – не все. Не даром существует мнение, что академиком может стать каждый, только, один – в 30 лет, а другой – в 130 лет.
Но, и среди перечисленных идет постоянное перераспределение и обновление – играет здесь не последнюю роль более достойное вознаграждение, престиж и значимость, как, лично, для самого человека, так и для его семьи и окружения. Убеждения и мировоззрения человека, играют здесь не последнюю роль. И трудно сказать – имела бы Россия того Чехова, которым по праву гордится человечество, если бы его литературный труд, не приносил ему гораздо большую материальную выгоду и моральное удовлетворение, по сравнению с врачебной практикой. Вы скажете – все дело в таланте! Я отвечу – и в таланте, тоже.
Одно дело – графу, стать утром, с мужиками в прокос, для поднятия жизненного тонуса и подтверждения принципов равенства и справедливости. И совсем другое дело – крепостному, косить, сеять, жать и молотить, вручную, да еще и платить оброк помещику. А в черной избе – семеро по лавкам, и все просят есть – какое уж, здесь творчество и облагораживающий труд. И тем не менее, крестьянин много знал и умел, но знания его были, лишь, сметливы, расчетливы и наблюдательны – ибо, без этого трудно было выжить.
Такой труд не приносит истинного творчества и удовлетворения – он, лишь, позволяет выжить, а значит и не облагораживает человека. И история – тому доказательство и подтверждение. Сколько было разорено, убито и «кануло в Лету». Благородный человек не станет уничтожать прекрасное и возвышаться недостойно. Человека не может облагородить рабский, тяжелый, непосильный труд, ибо в нем так мало творчества и радости.
Сочинение на тему «Труд облагораживает человека»
Всякий труд важен, ибо облагораживает человека
Каждому человеку для жизни нужны определённые ресурсы. Самые простые из них — это еда, одежда, жильё. В современном мире появляется всё больше вещей, которые человек стремится иметь ради комфорта и возможностей. Но для того, чтобы всё это вообще было, человек должен трудиться, прилагать усилия, использовать свои знания и таланты. Даже первобытным людям миллионы лет назад надо было что-то делать, чтобы что-то иметь. Сначала они ходили, искали, собирали и хранили продукты, потом занимались охотой, рыбалкой, впоследствии стали применять орудия труда, изучали окружающий мир. Это, в конце концов, постепенно привело к тому научно-техническому прогрессу человечества, который мы наблюдаем сейчас. И всё благодаря труду людей.
Работа всегда кормила человека. Щедрая земля дарила урожай земледельцу, мастерство и ловкость приводили покупателей на товары ремесленника, сила и смелость добытчиков подчиняли богатые полезными ископаемыми недра земли, ум и сообразительность ученых приводили к новым открытиям и изобретениям, которыми теперь пользуется всё человечество.
Труд не только кормит, но и облагораживает человека, то есть делает его разумнее и мудрее. Это высказывание принадлежит популярному литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.
Человек, который умеет и любит работать, во все времена пользовался уважением других. Тот, кто умеет что-то делать, тем более хорошо, всегда прокормит и себя, и семью, считалось в народе.
Многие известные люди мира сего видели в труде смысл жизни. Так, писателю Антону Павловичу Чехову принадлежат следующие слова: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
К сожалению, кроме тех, кто готов честно работать, среди нас всегда находятся те, кто сам ничего делать не хочет, а вот присвоить плоды чужого труда — с удовольствием. Сейчас вообще в умах людей закрепляется мнение, что зарабатывает деньги не тот, кто работает, а тот, кто ворует. К сожалению, современная ситуация в нашей стране действительно такова, что далеко не всегда добросовестно работающий человек может заработать себе на достойную жизнь.
Размышляя о значении труда в жизни человека, я не могу не согласиться с такой простой и разумной мыслью, как та, что выразил когда-то выдающийся украинский философ Григорий Сковорода. Я имею в виду понятие «родственный труд». Сущность его состоит в следующем: каждый человек умеет делать что-то, к чему у него есть природный талант и призвание, поэтому такая работа приносит человеку не только материальное вознаграждение, но и моральное удовольствие. Но часто люди вынуждены выбирать между собственным «родственным трудом» и профессией, которая считается престижной и хорошо оплачиваемой. И тогда труд становится для человека тяжким бременем, повинностью. Видимо, именно поэтому столько людей в мире не любят работать.
Разных людей привлекают различные виды труда, что объясняется разнородностью их врождённых талантов и наклонностей. Кто-то тяготеет к физическому труду, а кому-то по душе труд умственный. Данный факт позволяет сделать вывод, что всякий труд важен, ибо позволяет человеку самореализоваться.
Работу нужно искать по душе. Уместно процитировать Аристотеля, сказавшего, что «каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно».
Если человек занимается любимым делом, ему интересно просыпаться каждое утро, чтобы скорее приступить к работе. Это стимулирует его развиваться и становиться качественно другим человеком, изменяться в лучшую сторону. И тогда в полной мере раскрывается суть высказывания классика «Труд облагораживает человека».