Что значит трибьют группа
Что такое «трибьют»? Значение слова
Перевод
Что такое «трибьют-альбом»?
Типы трибьют-альбомов
Со значением слова «трибьют» мы разобрались, теперь давайте рассмотрим типы трибьют-сборников.
Трибьют-сборник с композициями одного артиста, которые были записаны разными музыкантами («один-много»):
Трибьют-сборник, записанный одним артистом и состоящий из каверов на песни, которые стали популярными в исполнении разных музыкантов («много-один»):
Трибьют-сборник, целиком записанный одним музыкантом, который состоит из каверов одного автора или артиста («один-один»):
Трибьют-группы
Что такое «трибьют-группа»? Многие люди очень часто путают кавер-бэнды и трибьют-бэнды. С одной стороны, они действительно во многом похожи, но все же есть нюансы, которые их отличают. В отличие от кавер-групп, трибьют-коллективы пытаются не только хорошо спеть оригинальные песни, но и внешне походить на те группы, чьи песни они перепевают. За счет визуального сходства и манеры исполнения артисты создают «эффект присутствия» оригинального коллектива.
Возможно, это вас удивит, но такие группы имеют немалую популярность. Поскольку в большинстве случаев знаменитый музыкальный коллектив приезжает в тот или иной город только один раз (либо не приезжает вообще), то вполне естественно, что люди, которые не попали на концерт любимой группы, будут искать альтернативу. В этом случае и приходят на помощь трибьют-группы, которые за скромную цену создают иллюзию присутствия любимого бэнда на сцене.
Концерты таких групп очень востребованы в дни рождения оригинальных коллективов. Создание трибьют-коллектива является довольно прибыльным делом. Таких музыкантов часто зовут на разного рода корпоративы, где можно заработать неплохие деньги (как показывает практика, за выступления в барах платят в несколько раз меньше, чем на корпоративах).
Что такое «трибьют»? Думаем, у нас получилось дать полный и развернутый ответ на данный вопрос. Надеемся, что информация, представленная в этой публикации, была вам интересна и вы узнали много новых фактов!
Трибьют-группа
Кавер-исполнитель — музыкант, специализирующийся на исполнении кавер-версий музыкальных композиций. Музыкальная группа с подобной специализацией называется кавер-группой (англ. cover band ).
Содержание
Кавер-группа
Количество участников таких кавер-группы может быть различным, но в их составе обязательно присутствуют музыканты, играющие на барабанах, клавишных, бас-гитаре, ритм-гитаре, а также вокалисты. Если группа специализируется на исполнении репертуара конкретного исполнителя, то её называют «трибьют-группой». Многие молодые коллективы в начале своей карьеры сосредотачивают усилия на каверах известных артистов, что помогает им набраться опыта для дальнейшего исполнения собственных, оригинальных композиций.
Большее распространение получил более универсальный формат, не ограничивающий себя рамками определённой оригинальной музыкальной группы или стиля. Такие коллективы свободно ориентируются в разных направлениях, исполняя композиции как «рокеров», так и популярных артистов, включая в свою концертную программу лаундж или джазовые «фоновые» композиции, демонстрируя технические возможности музыкантов и эмоциональный посыл.
Сегодня кавер-коллективы чаще работают не на рок-сцене, а области джаза, блюза, эстрады и R’n’B.
В зависимости от предлагаемого репертуара кавер-группы можно разделить на несколько типов. В англоязычной терминологии также встречаются названия веддинг-бэнд (от wedding — свадьба), пати-бэнд (от party — праздник, вечеринка) и фанкшен-бэнд (от function — приём).
Веддинг-бэнды
Веддинг-бэнд (англ. wedding band — «свадебный оркестр») — музыкальный коллектив, который специализируется на исполнении популярных хитов на свадебных торжествах. Репертуар таких групп включает в себя большое разнообразие песен, привычных для восприятия среднестатистического слушателя и наиболее подходящих для танцев. В рабочем арсенале веддинг-бэнда всегда присутствуют как медленные композиции, так и зажигательные хиты. Кроме этого, такие коллективы умеют исполнять специальные композиции, предназначенные для романтического танца новобрачных. Традиционный режим работы веддинг-бэнда представлен тремя отделениями по 40-45 минут. Они могут формировать список песен самостоятельно, ориентируясь на настроение гостей, или же заранее предоставлять заказчику свой рабочий плейлист с целью выбора наиболее подходящих композиций. Веддинг-кавер-группы часто работают с концертмейстером и квартетами классической музыки.
Пати-бэнды
Пати-бэнды — заводные музыкальные коллективы, название которых происходит от английского слова «party» (вечеринка). Их плейлист включает в себя современные, энергичные танцевальные композиции в поп-, рок-жанрах, хиты 80-х и 90-х. В репертуаре таких коллективов есть специально подготовленные программы под каждое конкретное торжество — будь то Новый год, 8 марта, День Защитника Отечества или свадебная вечеринка. Вокалист пати-бэнда, помимо своей основной миссии, является одновременно ведущим, развлекательным персонажем, а также конферансье.
Фанкшен-бэнды
Фанкшен-бэнды — музыкальные проекты, исполняющие джазовые и лаунжевые композиции, основная роль которых сведена к дополнению светских раутов или важных встреч ненавязчивым музыкальным сопровождением. Такие группы готовы к продолжительным выступлениям, а их репертуар, как правило, включает в себя как ненавязчивые, лёгкие инструментальные композиции, так и рояльные пассажи. Фанкшен-бэнды со своей сдержанной энергетикой и лёгким аккомпанементом считаются дополнением форумов, презентаций, корпоративов и конференций.
Трибьют-группа
Если кавер-группа специализируется на исполнении произведений одного коллектива, то она называется трибьют-группа.
Не следует путать трибьют-группы с т. н. группами-подражателями. Репертуар последних не ограничен репертуаром «прототипа» и может даже вовсе не включать песен кумира, но старательно копируется звучание, манера игры и пения, имидж оригинала. Такие коллективы редко имеют международный успех, хотя есть и исключения, например, группа Kingdom Come задумывалась её основателем как разовый проект в духе Led Zeppelin, но впоследствии выросла в самостоятельный коллектив с мировой популярностью. В СССР тоже были группы-подражатели, например, «Ночь», копирующая американскую рок-группу Kiss.
Каверы песен и авторское право
Каждый кавер-исполнитель по-своему переосмысливает авторскую версию, и результат напрямую связан с качеством переосмысления. Независимо от того, будет ли песня полностью переработанной или же во всем копировать оригинал, она в любом случае останется узнаваемой. В связи с этим каверы не являются автономным произведением. В данном случае, чтобы избежать нарушений авторских прав, недостаточно указать имя автора. Кавер-группа должна использовать чужие композиции только в случае разрешения со стороны правообладателя или по истечении сроков правовой охраны произведения.
В некоторых государствах окончание срока действия авторских прав наступает спустя 50 или 70 лет после смерти правообладателя. В таких случаях предоставление прав на использование композиций остаётся за правообладателями до истечения срока охраны. В целом только в случае с применением оригинальной аранжировки, изменения гармонической и ритмической составляющей кавер-версии приобретают статус творческой переработки.
Слышали, знаем: кому, зачем и как отдают дань уважения российские трибьют-группы
Время сейчас такое: бесконечное оживление, клонирование и копирование рок-динозавров всех пород. Тезис, конечно, банальный и не раз повторенный в том числе мною — но что поделать?
Ведь действительно: сезона не проходит, чтоб в наши края не приехали «копировщики». Да и наши уже насобачились делать трибьютные программы на серьезном уровне — вспомнить хоть недавний концерт московского битловского трибьюта Beatlove с симфоническим оркестром в «Крокусе».
Трибьютное движение выходит на серьезный уровень. Старый рок — новая классика? Тоже отнюдь не новый тезис, и его я тоже неоднократно «озвучивал», как сейчас принято говорить. Поговорим же о тех, кто на самом деле озвучивает — играет ту музыку, которую в оригинале живьем мы, возможно, больше и не услышим. И как они дошли до жизни такой.
Четверть века назад к трибьют-группам относились как к явлению маргинальному, клубному, курьезному и так далее. В общем, копии, которые заведомо хуже оригинала, — о чем тут говорить? Но отношение публики давно поменялось: старые/новые рок-фэны ходят на такие концерты в приличные залы и вполне себе по-настоящему фанатеют.
За последние два десятка лет в столице сыграли и Brit Floyd, и всевозможные «цеппелины», и даже Bootleg Beatles — которые сами давно стали классиками трибьютного жанра и выступали на Гластонбери.
У нас тоже не пойми откуда взялась целая плеяда. Кому же pay tribute/rendre hommage наши? Кому угодно. Из отечественных — только Цою и группе «Кино». Почему? Как заметил со своей фирменной лукавой улыбкой в интервью мне гитарист «Кино» Юрий Каспарян: «Все ж остальные еще живы!». Но дело, конечно, не только в этом.
Мне кажется, что наши рок-классики воспринимаются, как эдакие гуру, которых надо не только слушать, но и смотреть на них. Воспринимать русский рок, как «чисто музыку», наверное, рановато. Плюс музыкантский снобизм: все эти разговоры про «главное — стихи» и «три аккорда». Хотя лично я какой-нибудь барочный трибьют «Аквариуму» послушал бы с интересом.
Реэкспортный рок
Группа из Ростова-на-Дону Father McKenzie поехала на битловский фестиваль в Бразилию. Почему туда — бог его знает. Да и какая разница, в какой стране проходит смотр трибьютов: эта музыка — давно уже штука интернациональная. У нас в России битлфестов тоже немеряно. Father McKenzie очень хороши: и точны, и профи, и настоящие фанаты.
Есть еще такой человек — Сергей Гуцан. Певец. Снимает голос Леннона в ноль. Аж мурашки по коже, когда он поет «Mother»!
Наши напирают на рок-классику 60-х. За Led Zeppelin у нас — Plumbum Dreamz. У них, правда, за молодого Роберта Планта — женщина, Алена Ярушина. Выкрутились!
Самое сложное — снимать голос? Нет. По отзывам музыкантов, всё сложно. Особенно — те самые пресловутые три аккорда, с их особыми штрихами. Расстроенные гитары роллингов, по выражению Юрия Лозы. Но вот москвичи Easy Dizzy, по-моему, феноменально копируют AC/DC. К слову, в 2011 году с ними сыграл сам Крис Слейд, знаменитый лысый барабанщик AC/DC.
Я видел Dizzy на концерте: эффект присутствия на сцене Брайна Джонса — почти! — полный. Мне есть с чем сравнить: настоящих «диси» я подростком наблюдал на летном поле в Тушине.
Новые классики
Мои ровесники — уже взрослые дядьки с семьями, деньгами, хайфай-системами и неизменными вкусами. От чего мы фанатели в 90-х? Nirvana, Guns N’Roses — вот это все. И такие трибьюты в Москве тоже найдутся. Например, «ГКЧП» — трибьют Red Hot Chilli Peppers — давно и хорошо известны.
Периодически слежу за «ганзовским» трибьютом под названием Jeans N’Roses. Благо, они довольно регулярно играют в московских клубах. Уверенные копиисты. И внешне, и вообще. Гитарист «Слэш» хорош. Вокалист на некоторых записях поет под Акселя Роуза в ноль, что называется, хотя на других — все-таки не очень.
А тут такое дело: можно не любить Акселя Роуза, но его повизгивания, вскрики и «ай ай ай ай ай!» — это его фишка, то есть именно то, чем он ото всех отличается. Петь песни Guns N’Roses обычным, пусть и отлично поставленным, голосом — это уже караоке. А то и ресторан! И еще такая проблема: оригинальной группе поклонники простят все, а вот трибьютной группе они не простят ничего.
Откуда они берутся?
Группа Communique, которая исполняет, как не трудно догадаться по названию, песни Dire Straits и сольные Марка Нопфлера — проект и типичный для трибьют-культуры, и своеобразный. Создатель группы Игорь Некрасов — гитарист, певец, автор песен в стиле «лирический шансон». Организатор ивентов. Занятой человек, который находит время развивать свой трибьют-проект, востребованный в Москве и других городах близ столицы.
Его путь к Нопфлеру был несколько извилист. В школе Игорь фанател от The Beatles, «собрал все записи, от номерных альбомов до сольных синглов, стал играть на гитаре». Потом, уже в институте, «пригласили в группу, заразился сценой! Понял, что надо бы поучиться, чтобы идти дальше. Хорошие для рок-гитариста знания получил в гитарном колледже города Москвы, у Сергея Попова — он до сих пор преподает».
В группе играли всякую «тяжесть», с дисторшеном, «под Блэкмора». Некрасов чувствовал, что «это все не то, детский сад». И музыка такая не очень нравилась, и образования гитарного не хватало, короче — нужно было что-то свое, близкое сердцу. Знакомство с записями Dire Straits стало откровением.
«Неожиданные мягкие фразы, вроде бы непрофессиональное пение — все это так подкупало! Я не понимал, как это сделано, я даже не сразу узнал, что он играл-то пальцами! Годами я бродил в потемках. Там же иллюзия простоты, а на самом деле — скрытые глубины, серьезный масштаб. Вот почему я выбрал Dire Straits. И еще — мне всегда больше нравилось играть пальцами, чем медиатором! Выразить то, что внутри меня, через нопфлеровскую технику и стиль. Для меня концерт Communique — способ хорошо провести время, прожить счастливые моменты. Это как почитать хорошую книгу или посмотреть фильм».
Копировать вокал Нопфлера Игорь, похоже, и не пытается, но вот гитарные штрихи осваивал ну очень въедливо. И в 2010 году он наконец-то рискнул сделать трибьют-проект.
«Года два собирал состав — не те музыканты, и публика не очень понимала. Наконец, подобрались профи, разбирающиеся и любящие все это. Уже в 2012 мы стали лауреатами Третьего открытого чемпионата кавер-групп Москвы. На моей гитаре уже стоял автограф Марка Нопфлера — я с ним три раза встречался здесь, в Москве. (прим. автора: Жена Игоря работала пресс-атташе концертной организации, которая привозила сюда Нопфлера) Так появилась уверенность в собственных силах».
Сейчас костяк репертуара Communique — примерно 20 песен «стрейтс» и Нопфлера. Все хиты, свидетельствую. Интересна реакция публики: «Люди, оказывается, многие эти великие песни просто не знают! Занимаемся эдакой популяризацией: объясняешь со сцены, что это и откуда. Или бывает, что песню знают, а вот кто ее автор — узнают впервые! Говоришь, а они в ответ: «а, да, слышали, знаем!» Смешно, конечно, что такая информация идет через группу Communique, но такова реальность!»
Pink Fraud, The Pretend Pretenders и Lez Zeppelin: что такое трибьют-группы и в чем их миссия
В 2014 году коллектив The BeatLove впервые появился на российской сцене. В тот вечер музыканты выступили в образах легендарной ливерпульской четверки и исполнили их песни. С тех пор творчество ребят постоянно сопровождают разговоры о плагиате. Впрочем, подобная участь ожидает все трибьют-группы. Royal Cheese пытается разобраться, справедливо ли считать кавер-коллективы ворами.
Миссия Tribute Band
Конечно, молодые парни разодетые в костюмы групп The Beatles или AC/DC иногда напоминают радикальных фанатов, но на самом деле это трибьют-группы. Нота в ноту музыканты исполняют версии песен того коллектива, чей образ они взяли. Их не стоит путать с группами-подражателями, ведь артисты придерживаются заданного амплуа и стараются максимально точно исполнить оригинал. По сути, их миссия — дать возможность людям, не заставшим творчество кумиров, окунуться в атмосферу их концерта.
Зарождение культа
Конечно, в музыкальной индустрии предпочтительнее развивать собственную индивидуальность, ведь за костюмами людей, которые уже стали великими, у артиста нет никакой возможности заявить о себе. Однако существует аудитория, заинтересованная в концертах-оммажах на легендарных исполнителей.
Журналист Тони Баррелл в 1997 году написал статью о британской сцене трибьют-групп. Он утверждает, что колыбелью подобного творчества стала Австралия, из-за отсутствия там громких имен, и по причине того, что многие группы не включали Австралию в свои туры. По сути, местные жители были вынуждены создавать собственные аналоги, чтобы люди смогли увидеть своих «кумиров». В начале века феномен трибьют-групп заинтересовал многих. Начали появляться документальные фильмы, которые исследуют движение и рассказывают о тех, кто скрывается за костюмами легендарных артистов.
Конечно, скандалы не обошли стороной и эту часть музыкальной сферы. В 2005 году Beatallica сумела настолько привлечь внимание, что Sony Music Entertainment пригрозила им судебным иском за их «особое» видение песен Beatles в стиле Metallica. К счастью для трибьют-группы, они смогли выиграть разбирательство. В этом им помог барабанщик Metallica Ларс Ульрих. Ребята до сих пор записывают новые каверы и гастролируют по стране.
Еще один случай произошел в 2009 году, когда Джон Бон Джови подал в суд на женскую группу Blonde Jovi. Коллектив распался в 2010 году.
Трибьют женственности
Не только мужчины собирают группы, чтобы отдать дань своим кумирам. По сей день существуют коллективы, в которых играют исключительно женщины. Причем они действительно выделяются из массы, потому как не являются полной копиркой великих. К ним относятся Iron Maidens, AC/DShe, Aerochix, Joanne Joanne (трибьют Duran Duran) и Lez Zeppelin.
Сергей Родыгин — русский Джон Леннон
Сергей, когда и как появилась идея создать трибьют-группу?
Идея витала в воздухе давно. Я с детства люблю Битлз и всегда горел желанием играть их песни. Спусковым крючком послужил концерт Пола Маккартни в Олимпийском (2011 год). В тот момент рядом со мной оказались несколько музыкантов-единомышленников и как-то завертелось.
Почему выбор пал именно на The Beatles?
В разные периоды своей жизни я слушал совершенно разную музыку — от тяжелого рока до джаза. Но к битлам я всегда возвращался как к родным берегам. Их песни любимы и популярны до сих пор, хотя группы нет уже полвека.
Как прошел первый концерт коллектива? Чем ответила публика?
Первый концерт прошел в невероятно теплой атмосфере. Пришло много друзей, а также незнакомых людей, многие из которых впоследствии стали нашими друзьями.
Что самое сложное в деятельности трибьют-коллектива?
Сложно вжиться в чужой образ, перевоплотиться на сцене в другого человека, и при этом чувствовать себя естественно.
Почему оммаж-концерты пользуются популярностью, и в чем заключается миссия трибьют-групп?
Никто уже никогда не сможет посетить концерт настоящих битлов, увидеть любимых артистов живьем. Мы даем людям возможность почувствовать, как это было. Хоть на миг поверить в то, что перед ними настоящая ливерпульская четверка.
Часто ли приходится сталкиваться с обвинениями в плагиате со стороны тех, кто не понимает цели подобного творчества?
Недоброжелателей у нас хватает. Стараемся не обращать на них внимания. А для тех, кто обвиняет в плагиате, у нас есть ответ — в 2014 году группа получила официальное разрешение правообладателя на исполнение песен The Beatles.
Опиши вашу аудиторию.
От мала до велика. На наших концертах можно встретить как подростков, так и людей в возрасте. Часто приходят семьями — дедушка с бабушкой, мама с папой и дети. Три поколения битломанов.
Расскажи о самой интересной реакции на ваше творчество во время концерта.
Иногда люди плачут, рассказывая о том, что мы исполнили их мечту. Это невероятно трогает и вселяет веру в то, что мы занимаемся правильным и нужным делом.
Существует ли конкуренция среди трибьют-групп?
В мире существует огромное количество трибьют-коллективов, но для нашей страны этот жанр пока в диковинку. Несмотря на это, у нас уже появляются последователи.
Ты бы не хотел в будущем попробовать создать трибьют на другой коллектив?
Великое обаяние рок-н-ролла: зачем музыканты посвящают себя трибьютам
Зачем музыканты создают свои рок-н-ролльные трибьюты Алексею Певчеву рассказали фронтмены московских групп.
Кому из любителей рок-н-ролла не приходилось с разной степенью успеха петь в унисон с кумирами и имитировать их движения? Вероятно, именно это и является первым побудительным мотивом для создания трибьют-группы.
Здесь миром правят не однодневные герои хит-парадов, а The Beatles, The Rolling Stones, The Doors, Pink Floyd и AC/DC – то есть те, чьи имена навеки вписаны в историю мировой музыки. Увидеть эти группы (за исключением, разве что, The Rolling Stones) в классическом составе уже не получится, так что роль трибьют-коллективу отводится не просто развлекательная, но и во многом – просветительская.
Зачем и почему музыканты создают свои рок-н-ролльные театры-трибьюты обозревателю портала Москва 24 Алексею Певчеву рассказали Сергей Родыгин (The BeatLove), Аким Веденин (aLAbambers), Александр Васильев (Stone Shades), Лев Скобичевский (Rain Day), Андрей Соколов и Максим Ширшаков (Easy Dizzy)
– Когда и при каких обстоятельствах вы впервые услышали материал группы, ставшей основой для вашего проекта?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): Я вырос в семье меломана. У папы была и есть до сих пор огромная коллекция пластинок. Кажется, песни The Beatles звучали в нашем доме всегда.
Аким Веденин (Джим Моррисон): Точно не помню. Основные песни по радио, на сборниках слышал часто с детства. Альбомы The Doors я начал пытаться слушать ради и по настоянию своей девушки. Не особо впечатлился, честно говоря, так как был заядлым битломаном. Дальше второго альбома тогда дело не пошло. Но потом обстоятельства сложились по-другому.
Александр Васильев (Мик Джаггер): Очень давно, когда я был совсем еще юн, кто-то из старших товарищей принес кассету на которой были The Rolling Stones. Кстати, с первого раза они мне не понравились.
Stone Shades (Rolling Stones cover band). Фото: из личного архива
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): Если говорить о музыкантах нашего возраста, мне кажется, что среди них не найдется ни одного человека, который бы не слушал группу Pink Floyd. Да, это было сложно: времена Советского Союза, железный занавес, бла-бла-бла. Конечно же, все это было очень нелегко достать, слушали на пластинках, где-то на записях. Многие пытались все это исполнять, потому что было понятно – это гениальная музыка и великая группа.
Андрей Соколов (Брайн Джонсон): Еще учась в техникуме в советские времена (начало 1980-х) у нас было круто приносить на уроки переносные кассетные магнитофоны и на переменах слушать с друзьями всякие записи западных групп. Вот на одной такой сходке я услышал композицию AC/DC «Highway To Hell».
– Какие песни стали первоосновой для вашего репертуара? Делали ли вы ставку на хиты или старались найти песни, которые находились на «второй стороне» пластинки?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): С самого начала мы решили двигаться в хронологическом порядке – выбрали пару-тройку песен с первой пластинки, потом перешли ко второй и так далее. Конечно, первым делом брались за известные песни, но и «раритеты» в нашей программе тоже присутствуют.
Аким Веденин (Джим Моррисон): Мое «сотрудничество» с The Doors – это долгая история. Случилась она, благодаря группе _\\\Rocking Sun///_, предшественнице aLAbamers, которая, в частности, в свое время довела музыку The Doors до финала первого Московского чемпионата трибьют-групп. Тогда играли студийки-хиты. В aLAbamers все по-другому: тут полное соответствие концертным The Doors со всей непредсказуемостью, энергетикой и, соответственно, редкостями, которых нет на номерных альбомах.
Александр Васильев (Мик Джаггер): Хиты, безусловно, стали неотъемлемой частью репертуара. Но мы играли и играем и не слишком известные песни «Стоунз». В данный момент в нашей программе все-таки больше хитов.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): Мы любим все песни группы PF, мы слушаем всю их музыку и мы играем всю их музыку. Но если быть откровенным, то с того момента, как вышел альбом The Dark Side Of The Moon, когда он перевернул весь мир, наверное мы и поняли, что нужно играть. Именно песни этого альбома стали основой для формирования ключевого репертуара нашей группы.
Максим Ширшаков (Ангус Янг): Прежде всего, мы ориентировались на знаменитый концерт AC/DC 1992 года в Донингтоне. Большую часть материала взяли оттуда. Естественно, там были все основные хиты, существовавшие на тот момент. В дальнейшем уже стали добавлять какие-то менее известные широкой публике песни и хиты, которые были выпущены после 1992 года.
– Любой музыкант, начиная с исполнения песен известной команды, постепенно приходит к собственным песням. Почему вы решили сконцентрироваться на трибьюте?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): У меня никогда не получалось писать собственные песни, но душа требовала творческой реализации. Наверное, поэтому решил реализоваться через те песни, которые я люблю.
Аким Веденин (Джим Моррисон): Пока не то состояние Кармы. Заряжаюсь энергией Джима, чтобы перейти на новый уровень. Свои песни есть – ждут своего часа.
Александр Васильев (Мик Джаггер): В свое время у нашей группы было довольно много собственных песен. Вышел альбом, целиком состоящий из авторского материала. Переход к каверам произошел довольно плавно. Причину такого перехода сейчас, пожалуй, и не вспомню.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): Конечно же, у нас есть свой репертуар. Наши музыканты играют большое количество своих песен, но именно музыка PF для нас является проектом нашей души. Также как музыка Бетховена, Баха, Шуберта, которую изучают в консерваториях, музучилищах и играют на больших площадках, музыка PF заслуживает изучения и такого же тщательного и очень точного подхода к ее исполнению. Поэтому Rain Day существует исключительно для изучения музыки PF и донесения ее до аудитории.
– А в чем принципиальное отличие трибьют-проекта от кавер-группы?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): «Кавер-группа» – более объемное понятие. Можно сыграть The Beatles на балалайке в русской-народной манере, и это будет кавер. Трибьют подразумевает более аутентичное исполнение и бережное отношение к исходникам.
The BeatLove. Фото: из личного архива
Аким Веденин (Джим Моррисон): В том же, в чем отличие хорошего пивного паба от бара-ресторана. В первый приходят знатоки, ради наслаждения любимым напитком. Во второй идут все, понимая, что всегда найдется что-то на свой вкус поесть-попить – лишь бы выбор побольше. Ну и на заказ что смешают-приготовят. Поэтому первых – пересчитать по пальцам, а вторые, хоть и разного уровня, но на каждом углу.
С трибьютами и каверщиками так же.
Александр Васильев (Мик Джаггер): Трибьют старается полностью имитировать оригинал. Внешность, одежда, репертуар только одной группы. Иногда трибьют-группы играют пластинки своих любимцев целиком или переигрывают концертный тур своих кумиров. Мы в этом плане больше кавер-группа. У нас есть программа на два часа из песен «Стоунз», но мы играем и песни других звезд рок-н-ролла. У нас есть концертные одежды, но они не досконально копируют The Rolling Stones.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): На наш взгляд, принципиальное отличие трибют-групп от кавер-бэндов в том, что трибют – это точно выверенное, полностью идентифицированное и филигранно исполненное произведение. В том виде, в каком его задумал и произвел автор.
Кавер подразумевает какие-либо вариации на тему, предполагает свое видение, манеру и стиль исполнения. Трибьют – полное соответствие, максимально аналогичное тому, как исполнял и исполняет автор.
Максим Ширшаков (Ангус Янг): В первую очередь – это, конечно же, свобода обращения с музыкальным материалом. Музыканты кавер-группы могут позволить изменить исходную композицию так, как им вздумается. Поменять аранжировку, форму и даже текст! У трибьют-группы такого права нет. Плюс, конечно, визуально трибьют-группа должна быть похожа на свой прототип. Это включает в себя сценические костюмы, музыкальные инструменты, звучание и движения музыкантов оригинальной группы.
– Трибьют-проект это своего рода театр. Подразумевает ли ваша постановка выход за определенные рамки, импровизацию? Или для вас самое важное добиться полного сходства в мастерстве, манере исполнения, внешнем виде?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): Наверное, вершина мастерства для трибьют-исполнителя – научиться импровизировать, не выходя за рамки образа. Но для этого сначала необходимо «влезть в шкуру» твоего персонажа.
Аким Веденин (Джим Моррисон): К счастью, попытка добиться сходства с The Doors подразумевает, в первую очередь, выход за рамки, импровизацию и полное сумасшествие. Наша «постановка» вроде бы достигает нужных результатов в данном направлении.
Александр Васильев (Мик Джаггер): Да, театр. И это очень хорошо, я считаю. Выход за рамки и импровизация у нас присутствует в полной мере – и это тоже хорошо.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): Безусловно. Как я и говорил, для нас важно именно полное сходство в манере исполнения, в технике исполнения, в антураже, внешнем виде. Если говорить о выходе за определенные рамки: посмотрите концерт того же PF с одной и той же программой на разных площадках и вы увидите, что каждый раз одни и те же произведения тот же Гилмор играет по-разному. Все зависит от настроения, состояния, ощущения артиста. Мы исходим из этого. В каких-то моментах и в каких-то местах мы играем одни и те же песни, но чуть-чуть по-разному. В любом случае, мы передаем полностью весь посыл этой музыки, всю ее энергетику и состояние, которое, как я думаю, соответствует тому, в котором это делали сами музыканты PF. Иначе передать все, что в этой музыке заложено, просто не получится.
Максим Ширшаков (Ангус Янг): Конечно, для трибьюта очень важно добиться сильного сходства с оригиналом. Но каждый человек индивидуален, и вы просто не сможете на 100% стать другим персонажем. Естественно, мы позволяем себе импровизации в рамках нашего проекта, но стараемся делать это, придерживаясь стилистических рамок.
– До какой степени вы можете позволить себе внесение чего-то своего в исполнение и аранжировки?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): Как правило, мы делаем упор как раз на аутентичность. На записях The Beatles иногда встречаются ошибки и ляпы. Даже их мы иногда копируем.
Аким Веденин (Джим Моррисон): Трибьют должен соответствовать оригиналу. Если оригинал не подразумевает изменения аранжировок от раза к разу, то и трибьют должен быть четким в исполнении. Если же, как у The Doors, на каждом концерте все было не как на предыдущем, то и у трибьюта есть некая свобода. Но всегда в музыкальном сопровождении есть какие-то поведенческие стандарты оригинала, которых люди ждут и хотят видеть и слышать, и которые нужно обязательно исполнить.
Александр Васильев (Мик Джаггер): Не слишком. Основой такого рода деятельности является узнаваемость. У зрителя как бы должна играть пластинка или быть ощущение концерта или клипа.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): Как правило, мы стараемся не привносить в музыку PF ничего своего в исполнении и аранжировках. Конечно, иногда на репетиции или концерте, какое-то соло или нотку обыграешь чуть-чуть по другому. Иногда может показаться, что получилось, вроде бы, даже лучше, но потом начинаешь задумываться: а как можно сделать лучше, чем задумал автор?
Соколов Андрей (Брайн Джонсон): Бывают альбомные версии песен, у которых нет явной концовки – запись просто постепенно уходит в тишину. В этом случае, когда эта песня должна играться в концертной версии, мы можем придумать и свою концовку, но она не выбивается из основной канвы и выглядит естественно в стиле. Также позволяем себе импровизацию в некоторых гитарных соло.
– Почти все «оригиналы», к творчеству которых обращаются трибьют-проекты, в концертных версиях включают в репертуар кавер-версии рок-н-ролльной классики. Делаете ли это вы?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): В репертуаре The Beatles было немало каверов. Например, песни Rock and roll music и Twist and shout, без которых не обходится ни одно наше выступление.
Аким Веденин (Джим Моррисон): The Doors всегда были скорее блюзовой группой. Рок-н-роллов как таковых они не играли, по крайней мере, чужих. Но на концертах звучали такие известные каверы, как Who Do You Love, Money (That’s what I want), а также кусочки таких песен, как Fever, Summertime, которые мы также включили в свой репертуар.
Александр Васильев (Мик Джаггер): Да, мы это делаем. Как раз рок-н-ролльную и ритм-н-блюзовую классику тоже. В основном, это песни отца основателя рок-н-ролла и любимца «Стоунз» Чака Берри.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): Я согласен с вами, что многие трибьют-группы так поступают, но мы этого не делаем. Наш внутренний интерес – сыграть так, как это сделано группой PF, поэтому мы в своей деятельности стараемся не привносить никакие каверы, вариации на тему. Мы не делаем свою концертную программу, а доносим до людей то, что сделали сами Pink Floyd.
Rain Day. Фото: из личного архива
Максим Ширшаков (Ангус Янг): У AC/DC есть такие композиции. Но мы пока еще до них не добрались. Слишком много у них своего отличного материала. Но, надеюсь, когда-нибудь мы все-таки сыграем песенку Baby Please Don’t Go с первого альбома, которая является кавер-версией одноименной композиции американского блюзмена Биг Джо Уильямса.
– Рок-группа (во всяком случае, в начале) – это, как правило круг единомышленников. Насколько это применимо к трибьют-проекту?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): Наверное, в трибьют-проекте наличие единомышленников даже важнее, чем в рок-группе. Очень сложно заставить музыканта забыть про свои личные амбиции, отодвинуть в сторонку свое эго и начать играть чужую роль, если ему изначально не близка такая идея.
Аким Веденин (Джим Моррисон): Трибьют – это желание играть и хотя бы частично подражать только одной группе-оригиналу. Поэтому без единомыслия тут никак не обойтись. И его тут, пожалуй, должно быть гораздо больше, чем в любой кавер-группе.
Александр Васильев (Мик Джаггер): Да, лучше будет если в группе единомышленники. Так проще понимать друг друга. И играть вместе.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): Безусловно, любая рок-группа подразумевает в своем составе единомышленников. А творчество группы PF невозможно повторить, если их произведения играют не единомышленники. Волею судеб мы собрались в одном городе, в одном месте и решили, что это та музыка, которую мы хотим играть.
Все великие группы в своей деятельности порой привлекали для записи альбомов и концертов сессионных музыкантов, и мы, по мере необходимости, также применяем эту практику. Это абсолютно нормально, плюс позволяет нам подтянуть свое качество исполнения.
Соколов Андрей (Брайн Джонсон): Без единомышленников, как правило, невозможно начать ни одно дело. Рок-группа (да и трибьют) не является исключением, особенно если принимать во внимание, что в начале музыканты ничего не зарабатывают и существуют на голом энтузиазме. Иногда очень долгое время.
Это, кстати, ответ всем тем критикам, которые упрекают трибьюты в использовании чужого материала для зарабатывания больших денег.
– Подразумевает ли участие в трибьюте работу музыканта в каких-то других проектах на стороне?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): Разумеется. У нас у всех много сторонних проектов. Кто-то пишет свои песни, кто-то играет в других кавер- или авторских коллективах.
Аким Веденин (Джим Моррисон): Безусловно. Зацикливание на чем-то одном в любой области ведет к шизофрении. Но, возвращаясь в свой трибьют-коллектив, надо забывать все другое и сливаться духом с оригиналом. Только тогда это будет классно.
Александр Васильев (Мик Джаггер): Да, подразумевает, но во вторую очередь.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): Знаете, вот точно могу похвастаться тем, что музыканты в нашем коллективе – действительно профессионалы. Помимо нашего проекта каждый играет в других коллективах как в основном составе, так и в качестве сессионных музыкантов. Играют совершенно разную, многожанровую музыку. В этом и есть профессионализм, в этом и есть умение быть профи – играть все, что тебе нравится, все, что хочешь сыграть. Поэтому, безусловно, у нас нет никаких рамок, нет никого в наручниках, прикованных к батарее. Но когда мы работаем с нашим трибьют-проектом, мы работаем над тем, что вы слышите на сцене.
Максим Ширшаков (Ангус Янг): Конечно! У нас не может быть абсолютно одинаковых музыкальных вкусов. Каждый человек свободен в своем творчестве. Главное, чтобы параллельные проекты не мешали друг другу.
– Контачите ли вы с родственными трибьют-проектами за рубежом, удавалось ли вам играть на профильных фестивалях и каких успехов вы добились?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): У меня в Facebook масса френдов из зарубежных трибьют-коллективов. С некоторыми регулярно поддерживаем связь. В 2015 году мы выступали на знаменитом фестивале BeatleWeek в Ливерпуле, на родине The Beatles. Ежегодно туда приезжают порядка 70 групп со всех концов света. Мы сыграли там 11 концертов, в том числе три раза на сцене знаменитого The Cavern Club, где когда-то начинали свою карьеру «битлы». В марте 2016 года мы выступали на битловском фестивале во Франции, уже в качестве хедлайнера. В этом году нас опять позвали в Ливерпуль.
Аким Веденин (Джим Моррисон): К сожалению, практически нет. Не уверен, что вообще бывают мировые The Doors-фестивали. Пока задача – развить группу хотя бы локально до должного уровня.
Александр Васильев (Мик Джеггер): С зарубежными – нет, с нашими – да. Играем по фестивалям и по большому числу московских клубов регулярно.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): К сожалению, мы не контачим ни с кем из других трибьют-коллективов нашей направленности. Не знаю, по каким причинам. Мы играем на разнообразных фестивалях, но это не специализированные трибьют-фестивали. Ну, а успехи свои мы определяем количеством людей, пришедших нас послушать, кто остался с нами и двигается вместе с нами. И, знаете, в этом плане мы считаем себя успешными музыкантами.
Соколов Андрей (Брайн Джонсон): В 2013 году мы были хэдлайнерами самого крупного европейского фан-митинга AC/DC в Германии, посвященного 40-летию AC/DC, о чем, кстати, было написано на их официальном сайте. Там также была группа из Италии, Buon Scotch, с солистом которой впоследствии мы сделали замечательный международный проект под названием Easy Dizzy Bon Scott Special, где мы показываем две эпохи творчества AC/DC. И сейчас Маттео также участвует в нашем уникальном симфоническом проекте Highway To Sympfony. Опять же, хочу напомнить, что мы очень дружим с действующим барабанщиком AC/DC – Крисом Слэйдом и отыграли уже с ним около 30 совместных концертов.
Easy Dizzy. Фото: из личного архива
– Трибьют-проекты на Западе часто, как в случае с The Beatles, AC/DC и другими, становятся частью большого движения. Насколько это развито в России?
Сергей Родыгин (Джон Леннон): К сожалению, в нашей стране пока такое движение не развито. Более того, для многих такое явление, как трибьют, остается диковинкой. Нас часто называют клоунами, на что я обычно отвечаю, что клоун – тоже профессия. И не самая худшая.
Аким Веденин (Джим Моррисон): Полноценных трибьютов The Doors в России, кроме нас, я не знаю. Есть команды, которые играют их репертуар в той или иной степени, но там, как правило, присутствует бас-гитара, которой на концертах быть не должно. Нет той энергетики, да и у ребят явно не настолько глобальные цели в плане The Doors. А с некоторыми московскими коллегами из трибьютов другим коллективам, конечно, дружим и общаемся. С коллегами по жанру стараемся поддерживать отношения. Иногда пересекаемся на тематических мероприятиях.
Александр Васильев (Мик Джаггер): В России это движение началось не так давно. Считаю, что у трибьют-групп у нас в стране будет еще много интересного. Будущее есть. С коллегами общаемся, конечно.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): В России трибьют-движение развито не так сильно, как на Западе. А по поводу общения: мы общаемся со многими музыкантами как из России, так и из других стран. И я не ошибусь, если скажу, что мы делим музыкантов не по жанрам, а скорее по музыкальным восприятиям, душевным или человеческим качествам.
Максим Ширшаков (Ангус Янг): Да, ксожалению, в России трибьют-движение, правда, развито не настолько сильно, как на Западе. Хотя в последнее время наблюдаются позитивные сдвиги в этом направлении. Конечно, мы общаемся с коллегами по цеху и периодически устраиваем совместные мероприятия. В музыкальной рок-тусовке вообще многие друг друга знают.
– Приходится ли вам играть на частных мероприятиях и соглашаетесь ли вы на то, чтобы выстроить сет-лист по желанию заказчика? Например, если он хочет услышать свои любимые песни или материал какого-то определенного альбома.
Сергей Родыгин (Джон Леннон): Мы регулярно выступаем на частных мероприятиях как в Москве, так и за ее пределами. К пожеланиям заказчика всегда прислушиваемся. За исключением случаев, когда просят включить в программу песни не из репертуара The Beatles. Для таких случаев у нас есть отдельно подготовленная кавер-программа, которую мы исполняем уже в других костюмах и под другим названием.
Аким Веденин (Джим Моррисон): К сожалению, музыка The Doors не так популярна в России, чтобы ее хотели слышать и покупать для частных мероприятий. И уж тем более выбирать конкретику. Пару раз приглашали на что-то подобное, но мероприятия были хоть и посвященные какому-то человеку, но все-таки открытые. Музыка The Doors не попсовая, она требует известной доли интеллектуальности, что часто смущает организаторов веселых застолий.
Александр Васильев (Мик Джеггер): Приходится, безусловно. И это здорово, я считаю! Мы соглашаемся, это наша работа. И она нам нравится.
Лев Скобичевский (Дэвид Гилмор): Да, мы часто играем на разнообразных частных мероприятиях. И если люди хотят услышать то или иное произведение PF, мы не зацикливаемся на каком-то конкретном плейлисте и можем сыграть то, что люди хотят услышать. Конечно же, мы играем это без всяких заморочек и амбиций.
Максим Ширшаков (Ангус Янг): Мы не видим ничего зазорного в составлении сет-листа по желанию заказчика. В пределах разумного, конечно. В конце концов, как поется в одной известной песне: «Смех и радость мы приносим людям». Хотя трибьют-проекты на частных мероприятиях появляются гораздо реже, чем кавер-группы. Все-таки многие люди на своем мероприятии хотят слышать более разнообразную музыкальную программу.
Стихия трибьюта – это концертное шоу на большой площадке.