Что значит трелевка древесины
Трелевка леса
Устройства для трелевки леса
Главный трелевочный механизм сегодня – это трактор. В нашем государстве используются главным образом гусеничные тракторы, а за границей, к примеру, в США, Канаде, Швеции, Финляндии, — колесные. Тракторы разных видов – это единственное средство трелевки в равнинной и пересеченной местности. Тракторы осуществляют перевозку леса и в горах. Согласно правилам техники безопасности гусеничные трелевочные тракторы используются на склонах крутизной до 25 градусов, а в зимний период и в сырую погоду летом — до 15 градусов.
Колесные тракторы используются, если подъем составляет не более 7 градусов, для спуска в сухую погоду летом — допускается до 17 градусов, зимой и в сырую погоду летом — до 13 градусов. Чаще всего трелевка осуществляется в полупогруженном положении, т. е. один конец пачки загружен на трелевочный механизм, а второй конец волочится по земле или снегу. Трелевку леса в полностью загруженном положении можно осуществлять на транспортных средствах, имеющих прицепы или специальные платформы.
Последовательность работ
Трелевка тракторами, которые имеют чекер для трелевки, включает следующие этапы:
Существует несколько видов чекеров:
К месту работы трактор двигается на 3—4-й передачах. Около места сбора, на расстоянии 5—15 м, трактористу нужно развернуть трактор и подать его назад к комлям (вершинам) срубленных деревьев или хлыстов. Тяговый канат трактора должен оттянуть работник (чокеровщик). Канат нужно оттянуть примерно на 10—15 м. Если расстояние будет больше, то стоит собирать пачку двумя приемами с заездом трактора на пасеку. Осуществляется чокеровка деревьев за комель примерно 0,5—0,7 м от торца.
Чтобы отвести комель дерева из-за пня крюк чокера нужно зацепить с противоположной движению стороны дерева, с целью поворота его при натяжении каната. Чокеровка за вершину осуществляется на расстоянии 0,7 — 1,2 м от торца. Небольшие деревья, которые лежат на близком расстоянии, зацепляют одним чокером. Чтобы уменьшить износ тягового каната нужно, чтобы разбег комлей (вершин), а именно расстояние между ними по длине ствола, не превышал 6—8 м.
В процессе сбора пачки внимательно следите, чтобы не случилось саморасцепки чокеров, упора деревьев в пни, а также заклинивания их между пнями. Если это все же случится, нужно срочно выключить тракторную лебедку и исправить ошибку. Чтобы сохранить маневренность трактора собирать пачку нужно с поднятым щитом, и опускать его только для того, чтобы затащить сформированную пачку.
С грузом трактор должен передвигаться на 2—3-й передачах. На сложных участках транспортировка леса осуществляется следующим образом:
Главный недостаток тракторов с чокерным оборудование заключается в том, что им необходимо выполнение ручных приемов (оттаскивание каната, чокеровка, отцепка пачки). Этого недостатка можно избежать используя бесчокерную трелевку.
Бесчокерная трелевка леса
Бесчокерная трелевка леса – это обязательное звено технологического процесса, который проводится на лесосеках при помощи современных устройств. Такие машины полностью исключают ручной труд. Этот процесс демонстрирует высокую эффективность и при обычных методах лесосечных работ с валкой деревьев пилами. Бесчокерная трелевка осуществляется гусеничными или колесными трелевочными тракторами, которые оборудованы специальным технологическим оборудованием для автоматического создания или захвата пачки, ее удержания при трелевке и разгрузке в назначенном участке.
Сегодня для бесчокерной трелевки используют такое технологическое оборудование:
Манипуляторы осуществляют поштучный сбор деревьев и создание из них пачки в конике трелевочного трактора. Пачковый захват для трелевки предназначен для работы с заблаговременно сформированной пачкой. Следовательно, принципиальная разница между манипулятором и пачковым захватом состоит в принципе формирования пачки: в первом случае пачку формирует сами трелевочный трактор, во втором — еще одной, чаще всего, валочно-пакетирующей машиной. Бесчокерная трелевка выполняется также валочно-трелевочными машиными, на которые для этого устанавливают гидроманипуляторы с захватно-срезающей машиной и зажимным коником (ЛП-17, ЛП-49) или погрузочным рычагом и зажимным, коником (ВМ-4А).
Трактор для трелевки леса ЛТ-157 или ЛТ-154 рекомендуют применять вместе с валочно-пакетирующими устройствами ЛП-19 и валочно-трелевочными устройствами ЛП-49. Тракторы ТБ-1 применяют вместе с валочно-трелевочными машинами ЛП-17, которые работают в режиме валочных или валочно-пакетирующих, а также с бензопилами.
Валочно-пакетирующие машины ЛП-19 обладают способностью класть пачки под любым углом к направлению своего движения. Технологические схемы предопределяют два метода укладки пачек:
Метод укладки влияет на деятельность трелевочных тракторов.
Валка леса при помощи пил на трелевке тракторов с гидроманипуляторами осуществляется с таким расчетом, чтобы гарантировать трактору, двигающемуся при сборе пачки вдоль группы поваленных деревьев, поочередный и беспрепятственный сбор их и укладку в коник.
Применение пачковых захватов
Когда трактор ЛТ-154 приближается к пачке на расстояние 5—8 м технологическое оснащение из транспортного положения переходит в рабочее. Чтобы это произошло, растормаживается барабан лебедки, а захват, который подтянут к стреле канатом для порожнего переезда, высвобождается, стрела отклоняется назад. В результате этого, захват раскрывается на ширину, которая нужна для взятия пачки. Данные мероприятия можно выполнять как последовательно, так и одновременно. Отметим, что единственное обязательное условие – это растормаживание барабана лебедки и ослабление каната, перед тем, как включить цилиндры захвата и стрелу.
Чтобы погрузить пачку используется прием подъездa трактора под пачку. Пачка стрелой поднимается вверх, в это же время трактор двигается назад. Деревья, которые примерзли к земле или занесенные снегом, заранее, перед захватом нужно сдвинуть с места толкателем. Чтобы сдвинуть пачку трактор подъезжает к пачке сбоку, примерно на 5—7 м от комлевого торца. После того, как пачку и элементы технологического оснащения полностью подготовят для грузового хода, стрелу нужно уложить на упоры на корпусе лебедки, пачку зажать в захвате и затянуть канатом. При этом комлевую часть пачки для сохранения маневренности трактора нужно держать на весу, не допуская касания стрелы.
В процессе погрузки, трелевки и разгрузки пачек стрелу и лебедку нужно применять по их конструктивному предназначению. Стрела необходима, чтобы поднимать и опускать пачку. Не стоит тянуть пачку с помощью стрелы, в особенности, если пачка расположена под углом к трактору, к примеру, на поворотах.
Также не стоит забывать, что верхняя часть стрелы (кронштейн) совершенно не предназначен для передачи тяговых усилий. Она нужна только в качестве опоры для навешивания захвата и «накидывания» его на пачку. Стрелу можно использовать и для подъема пачки в процессе погрузке.
Методы трелевки
Результатом трелевки является концентрация древесины в определенных участках у лесовозных дорог, что дает возможность использовать в лесу новейшие технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Таким образом, без трелевки все эти операции невозможно было бы механизировать.
Существует несколько средств и способов трелевки. Их классифицируют следующим образом:
Различие в типах трелевочных устройств вызвано колоссальным разнообразием производственных условий, в которых осуществляются заготовки леса.
Трелевочные лебедки применяют на лесосеках со слабыми грунтами.
На сегодняшний день свыше 90% всего объема работ по трелевке леса осуществляется при помощи тракторов.
Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Лесосечные работы
Трелевкой называется перемещение древесины из лесосеки от мест валки деревьев до погрузочных пунктов. Трелевка является важнейшей операцией в лесозаготовительном процессе — на долю ее приходится 25-30% трудозатрат по лесосечным работам и 9- 11% всех трудозатрат по комплексу лесозаготовок.
Необходимость этой операции очевидна, так как с помощью лесовозных автомобилей или узкоколейного транспорта нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке. Ее предварительно нужно собрать. Целью трелевки как раз и является сбор древесины с относительно большой площади на специально подготовленные погрузочные площадки у лесовозных дорог.
Трелевка является транспортной операцией, но она резко отличается от других видов транспорта. В силу того, что трелевочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого периода, здесь не делается и не может быть сделано ‘никаких капитальных затрат на устройство пути. Поэтому трелевка проводится в исключительно трудных условиях-при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по снежной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т. д. Трелевочные машины работают на очень невысоких скоростях (1-1,5 м/сек), но развивают значительные тяговые усилия. Трелевка ведется на сравнительно небольшие расстояния: обычно до 300 м, иногда до 500-700 м и лишь в очень редких случаях — до 1 км.
Благодаря трелевке достигается концентрация древесины в определенных местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Очевидно, что без трелевки (непосредственно у пня) все эти операции было бы очень трудно механизировать.
Существуют различные средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом:
по виду перемещаемой древесины — трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов;
по способу трелевки — комлями вперед, вершинами вперед; по техническим средствам — трелевка тракторами, колесными тягачами, лебедками, при помощи воздушно-трелевочных установок и гравитационных устройств; в некоторых случаях трелевка производится лошадьми; технически возможна трелевка с помощью вертолетов и аэростатных систем;
по характеру перемещения груза — трелевка волоком, в полупогруженном, погруженном, полуподвешенном и подвешенном состоянии.
Различие в видах трелевочных средств вызвано большим разнообразием производственных условий, в которых проводятся лесозаготовки. Технически и экономически обоснованный выбор трелевочных средств для тех или иных условий представляет достаточно сложную задачу, В качестве исходных моментов при этом принимаются почвенно-грунтовые условия и рельеф.
Трелевочные лебедки используют на лесосеках со слабыми грунтами.
В горных условиях используют специальные трелевочные средства. Известно много различных видов первичного лесотранслорта в горах: воздушно-трелевочные установки, канатные дороги, ка-натно-рельсовые дороги, лесоспуски, лотки.
Трелевку леса в сортиментах производят в горных условиях при применении воздушно-трелевочных и других установок.
В большинстве случаев лес трелюют в полупогруженном состоянии («полуволоком»), т.е. один конец трелюемой пачки погружен на трелевочный механизм, а другой конец волочится по земле или снегу. Этот способ применяют при работе специальных трелевочных тракторов. Тракторы, не имеющие специального оборудования (Т-100), трелюют лес волоком.
Трелевочные лебедки, работающие с мачтой, трелюют лес в полуподвешенном состоянии: передний конец трелюемой пачки несколько приподнимается за счет вертикальной составляющей от натяжения троса, что облегчает перемещение пачки, особенно на подходе к мачте.
В полностью подвешенном состоянии трелюемая древесина перемещается при трелевке лебедками с использованием несущих тросов, а также при работе воздушно-трелевочных установок.
Перемещение древесины в полностью погруженном состоянии возможно при использовании на трелевке транспортных средств (например, колесных тягачей) с прицепами.
В настоящее время более 90% всего объема работ по трелевке леса выполняется тракторами.
Навигация:
Главная → Все категории → Лесосечные работы
Что значит трелевка древесины
Адаптация к современным техническим возможностям старых, сделанных еще в СССР научных разработок по оптимизации вывозки леса способна снизить затраты лесозаготовителей.
Известно, что трелевка является самой энергоемкой и экологически вредной операцией лесосечных работ. Вкупе с погрузочно-разгрузочными работами и вывозкой заготовленной древесины, трелевка является транспортной технологической операцией лесозаготовительного производства, а транспортные операции составляют бóльшую часть конечной себестоимости продукции лесозаготовителей.
Для оптимизации работы лесовозного транспорта часто применяется так называемая двухэтапная вывозка древесины, когда по лесовозным усам и веткам лесоматериалы вывозятся к магистральным дорогам или промежуточным складам (терминалам) при помощи автолесовозов малой и средней грузоподъемности, а дальнейшую вывозку выполняют уже при помощи мощных тягачей большой грузоподъемности. Например, на первом этапе задействованы отечественные Уралы и КамАЗы, а при вывозке по трассам используются автопоезда на базе импортных тягачей – Volvo, MAN, Scania.
Значительную долю в стоимости вывозки лесоматериалов играют расходы на строительство лесовозных дорог, которые могут значительно варьироваться в зависимости от покрытия.
Очевидно, что уменьшение объемов строительства и эксплуатации лесовозных дорог, при прочих равных условиях, может значительно снизить себестоимость заготовляемой древесины, а значит и повысить рентабельность лесозаготовительного производства, снижая процент низкотоварной древесины.
НЕТ? И НЕ НАДО!
Для уменьшения потребности в лесовозных дорогах, при прочих равных условиях, еще в СССР была предложена технология двухэтапной трелевки, примерно по такому же принципу, как и при двухэтапной вывозке. Правда, широкого распространения эта технология тогда не получила, но с учетом все более дефрагментированного лесосечного фонда на многих лесозаготовительных предприятиях, требующего больших объемов строительства новых лесовозных дорог, а также с появлением новых лесных машин и технологий, ее применение сейчас становится актуальным.
Себестоимость укладки лежневки составляет около 200 тыс. руб./км, а обычного зимника – примерно 60 тыс. руб./км, не считая материалов
Как и при двухэтапной вывозке заготовленной древесины, технология двухэтапной трелевки исходит из различия в проходимости и работоспособности путей первичного транспорта леса – пасечных и магистральных трелевочных волоков. Уточним, что пасечный волок (skidding trail in cutting strip) – это трелевочный волок, расположенный в пределах пасеки, а магистральный (main skidding trail) – трелевочный волок, соединяющий лесопогрузочный пункт с несколькими пасечными волоками.
Пасечные волоки имеют меньшую грузовую работу, но и их поверхность меньше укрепляется, поскольку они прорубаются во время проведения основных работ. Магистральные волоки прорубаются, профилируются и укрепляются во время проведения подготовительных работ. Они могут обеспечить бóльшую грузовую работу, нежели пасечные, но их себестоимость меньше, чем у усов лесовозных дорог.
Прямая вывозка заготовленной древесины, когда при помощи колесных машин древесина собирается на лесосеке и без перегрузки сразу доставляется на двор потребителя, не нашла в России распространения. Но двухэтапная трелевка, при протяженности второго этапа трелевки в 1 км и более, может существенно сократить объемы строительства лесовозных дорог.
СЧИТАЕМ И УЧИТЫВАЕМ
Исходя из того, что трелевка является наиболее энергоемкой операцией лесосечных работ, оптимальность ее выполнения можно оценивать по удельной энергоемкости (кВт.ч/м3.км). При втором этапе трелевки на большое расстояние затраты времени на собственно перемещение пачки занимают наибольшую часть цикла, включающего также операции по набору пачки и отцепке пачки, а также работу со штабелями. Удельная энергоемкость перемещения пачки будет зависеть от КПД трансмиссии трактора, коэффициента сопротивления движению трелевочной системы, отношения массы трактора и трелюемой пачки (коэффициента тары трелевочной системы), плотности трелюемой древесины. Для уменьшения удельной энергоемкости, которая адекватна расходу топлива, необходимо снижать сопротивление движению трелевочной системы.
Хорошая подготовка и своевременный ремонт магистрального трелевочного волока позволяют увеличить объем трелюемой пачки. С увеличением мощности двигателя трактора, при прочих равных условиях, теоретическая производительность трелевочных машин повышается, а с увеличением коэффициента сопротивления движению трелевочной системы – снижается.
СУТЬ ПРОЦЕССА
Считается, что термин «трелевка» произошел от английского глагола to trail («тащить», «волочить»), который хорошо описывает физическую сущность большинства способов трелевки. В зависимости от применяемого оборудования различают следующие виды трелевки: гужевая, тракторная, канатная и воздушная, которая, в свою очередь, подразделяется на вертолетную и аэростатную.
Трелевки различаются и по способу крепления лесоматериалов:
в непогруженном положении (трактор общего назначения);
в полупогруженном положении (чокерный и бесчокерный трелевочные тракторы, валочно-трелевочная и валочно-трелевочно-процессорная машины);
в полуподвешенном положении (трактор с пачковым захватом, полуподвесная канатная трелевочная установка);
в полностью погруженном положении (форвардер);
БЕЗ ВОЛОЧЕНИЯ
Второй этап трелевки наиболее целесообразно выполнять колесными машинами в полностью погруженном положении, поскольку энергоемкость трелевки в полупогруженном или полуподвешенном положении почти в 2 раза больше. Из серийно выпускаемых лесных машин для этого предназначены форвардеры (сортиментоподборщики).
Формирование пачек сортиментов большого объема, позволяющих полностью загрузить мощный колесный трактор, который используется на втором этапе трелевки, возможно несколькими способами, в зависимости от принятой технологии и системы машин лесосечных работ. При производстве сортиментов у пня харвестерами или при помощи бензиномоторных пил подтрелевку сортиментов к магистральному волоку или промежуточному перевалочному пункту следует выполнять небольшими форвардерами, поскольку использование мощных тяжелых машин на пасечных волоках, особенно на слабых почвогрунтах в теплый период года, часто неэффективно. При трелевке пакетов деревьев, например после валочно-пакетирующей машины, необходимо использовать тракторы с пачковым захватом соответствующей пакету грузоподъемности.
Рис. 1. Схема разработки лесосеки комплексом машин ВТПМ + форвардер 2 – погрузочная площадка; 3 – штабели сортиментов; 5 – перевалочный пункт; 8 – граница разрабатываемой ленты; 10 – рубительная машина; 11 – лесосечные отходы; 12 – малоразмерные штабели; 13 – магистральный волок; 14 – контейнер для щепы |
На промежуточном пункте следует использовать процессор, от которого сортименты будет забирать трактор большой мощности и грузоподъемности. Похожая операция может быть выполнена и одной валочно-трелевочно-процессорной машиной (ВТПМ) (рис. 1). Получаемые на промежуточном пункте порубочные остатки могут использоваться для укрепления волоков или производства топливной щепы.
Рис. 3. Испытания трелевочной машины для трелевки деревьев |