Что значит травести артист
Значение слова «травести»
1. Театр. Одно из театральных амплуа — роль мальчика, подростка, девочки, исполняемая переодетой актрисой, а также роль, требующая переодевания актрисы в мужской костюм. Играть травести. □ Прекрасной комедийной актрисой и незаменимой исполнительницей ролей травести была Н. Н. Музиль-Бороздина. Корчагина-Александровская, Страницы жизни. || ж. Актриса, играющая такие роли. Комиссаржевская не старалась, как это делали иные травести, во что бы то ни стало показаться зрителю ребенком. Бруштейн, Страницы прошлого.
2. Лит. Вид юмористической поэзии, близкой к пародии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Травести — театральное амплуа, актёр или актриса, исполняющие роль противоположного пола и/или ребенка
Травести — род юмористической (иногда и сатирической) поэзии.
Травести — российский кинофильм 2006 года.
Травести — песня Александра Городницкого
ТРАВЕСТИ’, нескл., ср. [фр. travesti, букв. переодетый]. 1. Театральная роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, преимущ. роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной (театр.). Играть т. В этой пьесе есть одно т. || в знач. неизмен. прил. С переодеванием в костюм другого пола (о роли, ее исполнении; театр.). Роль т. Паж т. 2. Переделка серьезного поэтического произведения на комический лад (лит.). «Энеида» Виргилия породила много т. (напр. Скаррона, Котляревского).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
травести́
1. театр. театральная роль, предназначенная для исполнения переодетым лицом противоположного пола
2. театр. театральное амплуа актёра, заключающееся в исполнении переодетым персонажа противоположного пола
3. филол. вид юмористической поэзии, характеризующейся гротеском, пародийностью и представляющий собой переделку серьёзного поэтического произведения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова мехмат (существительное):
«Началось это со школьных КВН» Зачем мужчины перевоплощаются в женщин и как они зарабатывают этим на жизнь
Культура травести — переодевание мужчин в женское платье — так же стара, как человеческая культура в целом. В древности в таком виде гетеросексуальные мужчины зачастую противостояли злым духам или развлекали публику, а в XX веке, порицаемые обществом, тайно снимались для порнографических открыток. В наши дни для любителей подобного рода перевоплощений появился отдельный термин — drag queens. Эта субкультура оказалась настолько востребованной, что ее представители становятся мировыми звездами, а некоторые из них подписывают многомиллионные контракты. «Лента.ру» разобралась, откуда взялись drag queens, и узнала у российских и зарубежных артистов, как они выбрали свой путь и чем их привлекла такая работа.
«Калечить мальчиков считалось нормой»
Переодевание как визуальное перевоплощение мужчины в женщину в древних культурах имело сакральный характер. Так жрец или шаман мог попытаться обмануть духов или, напротив, сделать им приятное. В античной Греции из-за специфики брачно-семейных обычаев мужчины женились довольно поздно, да и потом немалую часть своей жизни проводили в военных походах. Роль женщин в таких ситуациях отводилась подросткам, которые могли соответственно одеваться и краситься.
В любом учебнике по фольклористике можно подробно прочитать о святочных плясках, представлениях и карнавалах у народов Европы, которые непременно сопровождались «травести-шоу». Мужчины переодевались женщинами, женщины — мужчинами, причем и те, и другие с помощью самых разных подручных средств имитировали гипертрофированные половые признаки противоположного пола. Считалось, что подобное поведение, создающее путаницу в переломные и с точки зрения воздействия потусторонних сил самые опасные года, позволяет защитить себя от козней разных злых духов.
Английский актер Эдвард Кинастон (1640-1706), исполнитель женских ролей
Изображение: The History Collection / Legion-media.ru
В Средние века актерство и скоморошество не поощрялись христианской церковью — их не одобряли ни православные, ни католические священнослужители. Но если мужчин-актеров церковь хоть как-то терпела (хотя и существовал, например, запрет хоронить их на освященной земле пределах кладбищенской ограды), то участие женщин в представлениях считалось совершенно недопустимым оскорблением нравственности. Поэтому в европейских театрах — сначала в бродячих балаганах, а потом и в постоянных труппах, вроде шекспировского «Глобуса», — женские роли играли мужчины.
Многие пьесы Ренессанса и Нового времени следовали идее и эстетике карнавала и клали в основу сюжета как раз ситуации, когда мужчина переодевается женщиной или наоборот — в числе прочего с целью избежать нежелательного или добиться желательного брака, а также провернуть любовную аферу. Жанр травести не увял, а, напротив, расцвел пышным цветом в «галантном» XVIII столетии, где считалось нормой калечить мальчиков, чтобы сохранить у них высокий голос, похожий на женский, и даже писать оперы специально для таких артистов.
Травести. Франция, 1880 год
Фото: adoc-photos / Corbis via Getty Images
Похожая ситуация с мужчинами-исполнителями женских ролей наблюдалась и в Юго-Восточной Азии, начиная с китайских традиционных костюмированных представлений. В японском театре кабуки по сей день есть особое амплуа — оннагата, женские роли, исполняемые мужчинами. Нужно заметить, что в кабуки у актеров такой грим, что отличить мужского персонажа от женского можно только по костюму и тембру голоса: «героини» повышают голос до фальцета, а герои говорят нарочито резко и грубо.
«Это было социально неодобряемым поведением»
С либерализацией нравов все изменилось: женщины получили разрешение сначала танцевать и петь на сцене, а потом и играть в пьесах драматических театров. Переодетым мужчинам остались роли комических старух и пародийные представления в театре бурлеска. Там никто не ожидал от представителей сильного пола подлинного женоподобия.
Травести (амплуа)
Из Википедии — свободной энциклопедии
В современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. Кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
Из российских и советских актёров ролями в амплуа травести известны, в частности, актёр Суворинского театра Борис Глаголин, который исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова; впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке этого образа), Олег Табаков (Мэри Поппинс, до свидания), Александр Калягин (Здравствуйте, я ваша тётя!) и ряд детей-актёров, в частности Фёдор Стуков. Широко известна также роль Бабы Яги, многократно отыгранная артистом Георгием Милляром в фильмах-сказках Александра Роу. Из западных актёров нельзя не вспомнить Майкла Дж. Фокса, сыгравшего во втором фильме знаменитой кинотрилогии «Назад в будущее» главного героя в разном возрасте, его сына и дочь, а также Дастина Хоффмана, сыгравшего две главные роли (мужскую и женскую) в комедии «Тутси».
Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актёров, таких как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.
Ошибочно считать, что амплуа травести носит сугубо технический (женщины в роли детей) или комический характер. Часто к эстетике травести прибегают серьезные режиссёры и перформеры, руководствуясь исключительно художественными соображениями. К таким примерам можно отнести творчество режиссёра Романа Виктюка, где, в основном, все главные женские роли отданы актёрам-мужчинам («Служанки», «Саломея», «Федра», «Ромео и Джульетта» и пр.)
Культура
Актрисы-травести
Лучшая Золушка СССР
Янина Жеймо, Яничка – как ее звали до самой старости. Но разве старость может прийти к Золушке? Нет, она навсегда осталась для нас юной, такой мы увидели ее, такой запомнят и наши дети.
И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце …
В женщине должна быть загадка
Амплуа актрисы сразу определили ее внешние данные – травести. И выпускница ГИТИСа играет в Московском ТЮЗе белочек, зайчиков, пионеров и даже ослика Иа, причем все это в течение 16 лет! Только после 40 лет к ней пришла настоящая слава, признание и всенародная любовь. Все узнаваемые героини Ахеджаковой и живут в мире заразительного смеха и горьких слез, бесшабашного юмора и какой-то особенной мудрости – все переплелось в сложные кружева, сплетенные ее талантом.
Даже трудно представить, что было бы, не уговори Эльдар Рязанов Ахеджакову на исполнение эпизодических ролей, надоевших ей до смерти в театре! Страшно подумать, но мы могли не увидеть великолепную секретаршу с походкой от бедра из «Служебного романа», смешную учительницу из «С легким паром», борца за справедливость из «Гаража».
Она такая живая, отчаянная, справедливая и сострадающая. Кажется, перед ней не устоит никто и ничто, маленькая и храбрая – травести Лия Ахеджакова. Она с восторгом отзывается о коллегах по актерскому цеху, помогает фонду Чулпан Хаматовой. Маленькая актриса с большим сердцем и детской верой во все лучшее, что есть в людях – и в нас с вами тоже…
Королева бензоколонки и лесоповала
Возможно, именно из-за ее ролей у нас до сих пор щемящее чувство тоски по тем годам, которые пришлись на молодость наших родителей. Кажется, что тогда жизнь была именно такой, как в «Девчатах» и «Не поддающихся»: с настоящей дружбой, верой в завтрашний день, в настоящую любовь, во все хорошее. Как нам этого не хватает в нашей сегодняшней жизни – настоящих и искренних веры, дружбы, любви.
Хорошие девчата, заветные подруги…
Бабушки-старушки?
Уже в нашем детстве эти актрисы исполняли роли … бабушек. Если бы не старые телеспектакли, возможно мы и не поняли какое отношение имеет к ним амплуа травести.
Валентина Сперантова, Мария Барабанова и Мария Виноградова – сказочные и сельские бабушки, учительницы…
Маленькие актрисы-травести с большим сердцем, широкой душой и огромным талантом. Талантом быть не только хорошими актерами, но и настоящими людьми. Даже их самые маленькие эпизодические роли почему-то не забываются. Вы не знаете, почему?
«Приходится вести двойную жизнь»: травести-артисты — о своей работе
Жанр травести (сейчас это слово вытесняет дрэг) в России распространился в конце 90-х, когда в крупных городах появились ЛГБТ-клубы. За более чем двадцатилетнюю историю сцена значительно изменилась: артистов стало больше, некоторые травести-королевы стали поп-звездами, в регионах появляются новые гей-клубы, куда артисты ездят на гастроли. При этом жанр все еще находится в подполье и полон стереотипов. «Такие дела» поговорили с пятью сибирскими травести- и дрэг-королевами о том, почему они выбрали такой образ жизни, как на них реагируют люди и чем региональная сцена отличается от столичной
« Мы создаем этот мир с перьями и стразами »
Максим переехал в Барнаул из небольшого городка Алтайского края, работает в сфере бизнеса, занимается травести 8 лет, на создание своего сценического образа — Милены Алтайской — его вдохновила французская певица Милен Фармер. В 2013 году Максим создал травести-коллектив «Вавилонские блудницы», с 2014 года он организовывает конкурсы «Мисс травести Алтай» и «Мисс травести Сибирь».
Некоторые думают, что мы в женских образах занимаемся сексом. Мне часто пишут с такими предложениями. Я либо не отвечаю, либо пишу, что Милена — мое артистическое амплуа, другими делами я не занимаюсь. Думаю, это происходит из-за недостатка информированности.
Я прихожу в клуб и там преображаюсь в Милену Алтайскую. Все, что я делаю на сцене, я делаю от моего альтер эго. Меняется голос, манера поведения, повадки. Я в жизни серьезный человек, Милена — моя противоположность.
Думаю, в каждом человеке живет что-то такое, чему он просто не дает волю. Какое-то другое начало. Я решил просто попробовать, а зашло все так, что сейчас я уже вряд ли смогу без этого жить. Точнее, жить-то, конечно, можно, вопрос в том, что всегда будет желание преобразиться, войти в образ, пойти в клуб.
Травести — это театр, а театр — это обман зрителя. Фишка в том, чтобы люди сразу не поняли, кто перед ними, чтобы у них было сомнение: кого они видят перед собой? Думаю, люди ждут от нас чего-то, что они в жизни никогда не увидят и не получат. Но они смотрят на нас и видят, что это красиво. Красота спасет мир, я считаю. Не война, не митинги, не битвы.
Возможно, это наивно звучит. Просто мы живем в этой красоте, но мы не только для себя создаем этот мир с перьями и стразами, а и вокруг себя. Зрителей это обезоруживает. Любое каменное сердце можно растопить, когда ты улыбнешься со сцены и пошлешь добро. Я много раз так делал. Приходит грустный человек, стоит подойти к нему, поговорить, он раскрывается, начинает смеяться. Вот этого людям не хватает. Настолько в жизни они все затюканы, со всех сторон зажаты финансово, — кредиты, ипотеки. Иногда мне кажется, что многим мы заменяем психологов.
Милена Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
В «натуральские» клубы мальчики приходят подснять девочек. Там уже нет романтики никакой, нет этого флера. У нас, конечно, тоже люди знакомятся, но для них это не самоцель. Они приходят за атмосферой, в таких клубах все друзья. Я со многими общался «натуралами», все говорят: «Мы приходим посмотреть на другой мир, здесь видим вас красивых, и сразу появляется позитивный настрой».
Я провожу конкурсы травести для начинающих артистов, потому что именно здесь они показывают себя. Директоры клубов смотрят их выступления и приглашают на гастроли, человек начинает развивать свой образ. В крупных городах очень сложно пробиться начинающему артисту в нормальное заведение. Все хорошие валютные места уже давно заняты, никто их уступать не собирается. Пока человек жив, он не перестанет заниматься травести.
Конечно, новичок ничего не может: нужен минимум год, чтобы он начал что-то понимать и осваиваться. Мы на начальных этапах учим краситься, ходить на каблуках. Этакая неформальная школа травести. Никого не гнобим. А вот если брать клубы, то те артистки, которые в этом клубе отработали много лет, конечно, будут создавать фон, что ты здесь никто, ты домушница, ты не травести-артист, а я — королева. Домушница — это такое выражение, когда ты накрасился, в мамино платье оделся и фотку выложил в инстаграм. Вот так троллят артистки новеньких.
Иногда артистки сами провоцируют негативную реакцию своим поведением. Есть у них такая манера: выйти куда-нибудь и поорать, похабалить. Вот идет человек, а она стоит, курит возле клуба, вся такая красивая и довольная: «Эй, мальчик, иди сюда, я тебе минетик сделаю». Любят потроллить ни в чем неповинных граждан. В принципе это все безобидно, но все равно надо же понимать, где ты находишься и как себя вести.
Милена Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Есть артистки, которые работают только в травести, и они на этом зарабатывают. Но так можно жить разве что в Москве, в Новосибирске тоже неплохо зарабатывают. В Барнауле платят немного. У нас же не принято дарить деньги. Как вот чаевые на Западе: ты выступил, тебя закидали долларами. У нас принято угощать алкоголем. Все наперебой спрашивают: «Что тебе купить?» А по итогу получается, что фанаты спаивают артисток, вот такая у нас культура, к сожалению.
Если говорить про Запад, жанр травести уже считается элитным искусством. Там такие артисты воспринимаются как голливудские актеры. Я не думаю, что в России сибирское травести как-то принципиально отличается от столичного. Единственное, у наших клубов не так много денег. Московские могут устраивать концерты, приглашать звезд, регионы это делают не в таком масштабе.
Сейчас мы иногда выступаем в обычных клубах на шоу двойников. Мы работаем с людьми, которые не видят травести каждый день. Конечно, попадаются пьяные гости, которые начинают бычить: «Фу, п******». Но чаще людям нравится.
Люди толерантнее, чем хотят их представить. Алтайский край не отличается гомофобностью. Мы выступали на крупных площадках летом на Горном Алтае, на «Бирюзовой Катуни». Зрители с восхищением смотрели, единственное, они почему-то думали, что нас привезли из Таиланда (смеется). Наши русские многие в Таиланд ездят и ходят по таким клубам. И они думают: «Ну, разве в России это есть?»
Милена Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Но я не афиширую свое имя, потому что в бизнесе считается, если ты причастен к ЛГБТ, это будет мешать твоей карьере и от тебя все отвернутся, есть вероятность, что часть людей не смогут это понять, а начальство скажет: «Зачем нам такой работник?» Приходится вести двойную жизнь, пока что это неизбежно.
Мои родители знают. Изначально я не хотел им говорить, потом подумал: «А что скрывать?» Я показал фотографии в образе, мама посмеялась, очень хорошо отреагировала. Оказалось, что я в образе на нее похож в молодости. У меня мама очень такая толерантная. Она знает всех моих друзей, всех хорошо принимает. Мне повезло, потому что не у всех родители такие.
Думаю, мы доживем до момента, когда можно будет выходить на улицу как угодно и никто тебе ничего не скажет. Хотя, когда мы приезжаем в Новосибирск, бывает, что от дома до клуба идем пешком сразу в образе. И никакой негативной реакции мы не встречаем. Мы же все равно не в дикой стране живем. Нет уже такого страха, как в 90-е. Есть, конечно, люди-дебилы, неадекватные, они никуда не делись. Но их все равно мало.
Я, может, и оптимист, но почему-то надеюсь, что через лет пять все поменяется кардинально. Чувствую этот ветер перемен. Людям не хочется жить вот в этой вечной чернухе. Ну не можем же мы вечно сидеть в подполье и прятаться от всех!
«Если нравится, делай это»
Виктор, 22 года, родился в Томске, несколько месяцев назад переехал в Новосибирск. Работает визуальным мерчендайзером в магазине одежды. Позиционирует себя как дрэг-квин. На сцене выступает в образе Countess (в переводе с английского — Графиня) три года.
Дрэг или травести — это такая щепетильная тема. Я у многих спрашивал, читал и пришел к выводу, что травести — это больше театр. Женщины переодеваются в мужчин, мужчины — в женщин для конкретной роли. А дрэг — это больше развлекательное шоу и стиль жизни.
Но сейчас столько разных ветвей, все эволюционирует. Четких ограничений нет, поэтому, как люди хотят, так пусть себя и называют: травести-артист, дрэг или как-то еще. Я себя позиционирую как дрэг-квин.
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Когда я впервые увидел такое выступление, меня не впечатлило. Я просто ходил в клубы расслабиться, танцевал (в детстве занимался танцами). И вот как-то меня в клубе заметили, сказали, что я неплохо двигаюсь, и пригласили выступить на сцене. А я большой фанат Леди Гаги, поэтому сразу же решил сделать небольшое кавер-шоу на ее выступление. Заказал каблуки, кожаную портупею, цепи, взял своих знакомых на подтанцовку. Номер всем понравился, и я стал периодически выступать.
Мое сценическое имя тоже связано с Леди Гагой. Она играла роль Графини в пятом сезоне «Американской истории ужасов». Я вдохновился этим образом и решил взять себе такое имя.
Мне нравится делать пародии на американских дрэг-королев, у них есть классные песни. Русскую музыку я не очень люблю, поэтому стараюсь с ней не работать. В этом плане круто в Москве: там много разных клубов. Нравится Кадышева — идешь слушать Кадышеву, любишь новую ветвь дрэга — без проблем. У нас в Сибири нет такого разнообразия.
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Вообще, я большой фанат шоу Ру Пола, многое именно в «Королевских гонках» подсматривал, когда продумывал образ.
Я выступаю в своем теле — то есть не использую накладные груди и бедра. Возможно, когда-нибудь они появятся в моем образе, но сейчас мне это не интересно. Раньше, например, я говорил, что никогда не надену парик, а потом пересмотрел свои взгляды (смеется). В основном у меня костюмы облегающие, все по фигуре, поэтому это не так дорого выходит. Конечно, на нормальную косметику приходится тратиться. Но это нормально. Я считаю, что у меня всегда должна быть вторая работа. Вот пандемия началась, и что случилось с артистами? Остались без заработка.
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Мама и сестра знают, что я увлекаюсь дрэгом, а вот папа — нет. Как-то я показал маме свое выступление, она посмотрела пять секунд и попросила выключить. Ей сложно, она увидела совсем другого человека, да еще и в образе женщины… Но она сказала: «Если нравится, делай это». Она мне помогает иногда костюмы подшивать. Конечно, мама не говорит мне что-то типа: «Я горжусь тобой». Ей все еще сложно понять меня, но она меня поддерживает. И я это очень ценю.
Мне бы хотелось, чтобы когда-нибудь мама и сестра пришли на мое выступление. Папа постоянно работает на вахтах, когда он приезжает домой, я становлюсь менее говорливым. Мне интересно, знает ли он? Я иначе одеваюсь, слежу за внешностью, но у него нет вопросов ко мне. Может, он догадывается?
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Мои родители хотели, чтобы я в будущем был электриком или сварщиком, они считают, что это нормальная работа. А я с детства был совсем другим, меня всегда тянуло в творчество. При этом, когда я был ребенком, я не знал, кем хочу стать. Мне уже тогда казалось глупым говорить: «О, я хочу быть пожарным или полицейским», потому что ничего еще не попробовал. Иногда думаю, представляешь, я бы на вопрос «Кем хочешь стать, когда вырастешь?» ответил бы: «Хочу быть дрэг-королевой и р********* [рвать] танцпол на каблуках» (смеется).
В России часть людей не очень хорошо к нам относится. Думают, что мы хотим просто поменять пол. Но это не так. На самом деле, это же личное дело каждого, кто ты — мальчик или девочка. В ЛГБТ-сообществе тоже могу встретить непонимание или осуждение. И мне странно от этого: вы просите толерантности от людей, а сами при этом нетолерантны к другим. Но часто я встречаю людей, которые это увлечение не понимают, но они хотят поговорить, узнать больше. Когда ты им объясняешь, они меняют свою точку зрения.
Думаю, новое поколение, мои сверстники и люди помладше, более терпимо относятся ко всему. Они готовы искать информацию, анализировать. А вот люди постарше чаще говорят: «В наше время такого не было, значит, это не нормально». При этом эти люди танцуют под Верку Сердючку и смотрят этих бабок по России-1.
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
У меня есть знакомые, которые решили подавить свою ориентацию, чтобы легче жилось и работалось. Они женятся, у них появляются дети, а вечерами они ходят налево с другими мужчинами. Я думаю, что они губят не только свою жизнь, но и жизнь того человека, с кем живут. Счастливы ли такие люди? А их жены? Сомневаюсь. Мне кажется, надо стараться жить так, как тебе хочется. И все. Это не только ЛГБТ касается, а вообще всех.
Многие думают, что мир сложно изменить, но я так не считаю. Взять хотя бы выборы — на них часть людей не ходит, а часть голосует просто по инерции за одного и того же кандидата, потому что не верят, что их голос что-то значит. Если все в себя поверят и захотят жить хорошо, то все изменится. Мне кажется, в какой-нибудь момент люди устанут от всего и произойдет вот этот вот бум.
«Можно запросто битой получить»
Алексей, 31 год, живет в Новокузнецке, но планирует переехать в Санкт-Петербург. Работает в угольной компании. Занимается травести пять лет, последний год выступает редко. Сценический образ Алексея — Альбина Икуба.
Альбина — интересное имя. Еще когда я был в юношеском возрасте, мне всегда нравилась Альбина Джанабаева из группы «ВИА Гра». А Икуба — это такое пирожное в Японии. Когда маленькие девочки ходят в школу для гейш, им дают эту сладость, которую они потом отдают покровителю. Кто больше заплатит за это пирожное, тот и поимеет потом саму гейшу (смеется). Мне нравится японская культура, мне кажется, если бы я жил в Японии, то был бы гейшей.
Альбина Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Я никогда не думал, чем Альбина привлекает людей. Возможно, харизмой (смеется). Мне стоит только гладко выбрить лицо и нанести тональник… И Альбина начинает вселяться.
Все было просто: я надел каблуки и пошел. Правда. Не было с этим проблем. Многие коллеги и товарищи удивляются — как так? А вот краситься сложно. Я даже сейчас считаю, что крашусь не очень, мне всегда кто-нибудь помогает. Одежду шью сам. Это несложно (смеется). Я просто купил швейную машинку и прочитал инструкцию. Все, что нужно, — это кусок ткани: делаешь выкройки, сшиваешь и что-то получается. Нет, конечно, первые костюмы были неудачные, некоторые я даже не надевал, такие они были некачественные. Но со временем все стало получаться.
Альбина Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Самое сложное здесь — это финансы. Обычная жизнь мне обходится процентов в 20 от моего заработка, все остальное идет на Альбину. Поэтому я пытаюсь как можно реже выходить в свет, она меня просто банкротит (смеется). Ей постоянно нужны новое колье, сережки, какой-то хайлайтер, парик… Это все стоит бешеных денег.
Я не знаю, с чем это можно сравнить. Ты перевоплощаешься и забываешь, кто ты, чем ты занимаешься, начинаешь вести себя, как хочется, делаешь все, что угодно. И потом, когда ты смоешь это лицо, снимешь эту маску, тебя никто не узнает.
В Новокузнецке всего один клуб, где можно посмотреть травести-шоу, но я там давно уже не выступаю. Там нет резидентов (зачастую артисты травести становятся резидентами определенного клуба и еженедельно выступают там. — Прим. ТД), организатор клуба решил, что лучше будет возить разных артистов, чтобы были только новые шоу. Я езжу на гастроли либо в Новосибирск, либо в Барнаул.
В Барнауле мне нравится больше всего: там сплоченный коллектив и хорошая публика. В Новокузнецке… Как сказать, я даже не знаю… В Новокузнецке люди маленько другие, они очень отличаются от той же публики в Новосибирской области или в Алтайском крае. У нас люди погоповатее, что ли.
Альбина Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Не знаю, с чем это связано. Если я стою в образе возле клуба в Барнауле, люди мимо проходят и такие: «Вау», «Привет». Им всем нравится, всем классно. А в Новокузнецке всем все фиолетово, даже на самих шоу. Отношение другое к людям в принципе, понимаете?
Самая большая разница отечественного травести от зарубежного — в его принятии. Если там ты из дома до клуба в образе пойдешь по улице, тебя будут приветствовать, фотографировать. В России же ты просто можешь битой получить.
Единицы знают о том, чем я занимаюсь. У нас нетолерантная страна, я живу в маленьком городе. Боюсь, что круг моего общения этого не поймет. Родители тоже не знают. Я думаю, у нас лет через 60 только наступит такое время, когда ты сможешь открыто всем рассказывать и не бояться. От многих слышал, что, когда они рассказывали про ориентацию или травести-ремесло, их всячески гнобили, близкие переставали с ними общаться. Я никому ничего не хочу рассказывать. Пусть мое хобби будет тайной, покрытой мраком.
Если определять гомофобность по шкале от 1 до 10, то России я бы поставил 10. Взять другие страны — там уже давно принято считать, что семья, например, — это не только мужчина и женщина. Когда предложили внести поправку, запрещающую однополым семьям усыновлять детей, я даже подумал, что это правильно. Зачем дети «нетрадиционным» семьям? Вы только подумайте, как их ребенок будет чувствовать себя в школе: у меня два папочки или две мамочки? Это же вечная жизнь во лжи.
Альбина Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Я бы хотел, чтобы люди в нашей стране были добрее и не делили людей на меньшинства. На общество сильно влияет пропаганда, поэтому, если мнение властей по этому вопросу не изменится, то и позиция большинства людей тоже. Если вот внезапно наши власти станут толерантными, тогда, думаю, отношение людей тоже изменится, но уже у нового поколения, которым сейчас лет по 15.
Если бы у нас страна была толерантная и по телевизору показывали бы шоу по типу Ру Пола (« Королевские гонки Ру Пола» — американское реалити-шоу, в котором участники соревнуются за звание лучшей дрэг-квин. В 2020 году популярная российская травести-артистка Заза Наполи и инициативная группа из Санкт-Петербурга нашли спонсоров для отечественной версии «Королевских гонок», но телеканалы отказались их показывать. — Прим. ТД ), я бы стопроцентно поучаствовал. Это нужно для развития, чтобы быть не просто какой-то домушницей. Когда идет гонка на звание лучшего, участники готовятся, совершенствуют себя.
Я думаю, травести в России — это про искусство. Понимаете, быть травести-дивой в России — это быть воплощением всех искусств. Если ты не одет как подобает, ты уже не травести-дива, а обычная домушница.
«Таксисты иногда спрашивают, можно ли сфотографироваться»
В Новосибирске уже в 2010-х травести существовало в разной форме. Хотя сейчас смотришь фотографии и думаешь — это же конкретный… Но для того времени это был крутой уровень для Новосибирска.
Я в детстве занимался бальными танцами, душа всегда лежала к сцене. Я пришел в состоявшийся и сплоченный коллектив на подтанцовку. Там был кастинг. Я купил себе трессы (волосы на заколках), потому что бюджет был ограничен, и колготки. Накрасила меня моя подруга. Костюм тоже она мне дала. Я выступил, как мне потом сказали, коряво, неуверенно и с кучей ошибок, но меня взяли на испытательный срок. Вот так все и началось.
Художественный руководитель, который меня откастинговал, был мой хороший знакомый. Перед первым выступлением он спросил у меня, придумал ли я себе сценическое имя. Конечно, у меня его не было. Тут надо добавить, что у меня не очень хорошее зрение, я ходил в очках. И он мне постоянно говорил: «Ты, когда в очках, похож на мою тетю Олю». И вот он говорит: «Давай назовем тебя Олей?»
Позже была вечеринка, когда всех артистов объявляли по имени-отчеству. Ну так и появилось мое сценическое имя — Ольга Леонидовна. Мне оно не нравилось сначала. Я думал — на слуху так много красивых имен… А потом понял: в этом же что-то есть. Когда объявляют Ольгу Леонидовну, все ждут обычную женщину, а выходит леди. У людей дисбаланс случается.
Первое время на важные вечеринки я просил красить меня подружку-визажиста. Из первой косметики у меня был черный карандаш мамин, совдеповская помада, розовая такая, и тональник, фирму которого я не помню. Все (смеется). А к каблукам привыкать не пришлось, потому что у меня с ними вся жизнь связана. На танцах иногда нужно было надевать обувь на каблуке, а в детстве с подружкой мы часто играли в «Золушку».
Многие травести рассказывали, и я тоже так делал, когда был маленький: в носки туфель подставлял деревянные кубики, чтобы нога не бегала, и ходил в них по дому.
Мне абсолютно все равно, на какой площадке выступать и какого она будет уровня. Важен зритель, энергетика зала. В каждом городе какой-то свой колорит, и это классно. Были ситуации на начальном этапе, когда мы приезжали на гастроли, а нас кидали на бабки.
Но, честно сказать, мы тогда и ездили не потому, что хотели заработать деньги, нам просто было интересно выступать и показывать себя. Сейчас все хотят сразу королевой стать, чтобы ты вышел и тебя сразу баблищем осыпали. Но так не бывает. Моя первая зарплата в травести была ноль рублей, потом — 500. Я купил себе на радостях огромные ресницы.
Позже зарплата увеличилась, я получил 750 рублей. Сейчас я могу заниматься только травести и нормально жить. Я недавно даже на работе взял тайм-аут на несколько месяцев. При устройстве на работу сразу предупреждаю руководство, что я травести-артист, езжу на гастроли, поэтому мне нужен гибкий график.
Летом мы делали программу на улице. Взрослая пара — мужчина и женщина — стояли вдалеке и снимали наши выступления на видео, потом скромненько подошли: «Боже, какие вы классные». И я вот думаю, что тут даже не от поколения зависит, а от той «флешки», которую в человека закачали в детстве.
Сейчас временно я живу на Затулинке (Затулинский жилмассив — отдаленный район Новосибирска, в 90-е годы был одним из опаснейших районов города и славился выходцами из ОПГ, у многих жителей Новосибирска в настоящее время Затулинка продолжает ассоциироваться с криминалом. — Прим. ТД). Первое время я удивлялся: заходишь в магазин, а там такие личности, у которых на лице написано: «Убивать» (смеется). Но я их не боюсь. Если ты ведешь себя адекватно и объясняешь человеку, что ты артист, и ты уверен в себе, до тебя никто не докопается. Мы можем на такси доехать до клуба в образе. Наши таксисты иногда спрашивают, можно ли с нами сфотографироваться. Потом женам отправляют фото.
Я зарегистрировал ее в инстаграме. Сейчас что-нибудь ей рассказываю, а она мне: «А я уже видела у тебя». Мама — это крутейший человек в моей жизни.
Сейчас мы много сил вкладываем свой бар, к новогодним праздникам делали тематические вечера: зал украсили гигантскими конфетами, придумали тематическую закуску для бара, оригинальные костюмы. Классно, когда ты заходишь в помещение и думаешь: «А вот эту стену красил я». Мы с тараемся делать разные номера, но иногда наступает кризис, когда ничего в голову не приходит. Но идея придет сама. Например, моему коллеге Денису может какая-нибудь деталь присниться, и потом он ее воплощает в жизнь.
Мы берем и песни из Тик-Тока, чтобы молодежи нравилось. Но когда у меня спрашивают, что нужно, чтобы стать травести, я честно не знаю. Можно же любого мужика накрасить, но травести — это не просто макияж и костюм. Это внутренняя харизма. Без нее не получится удерживать зрителя.
Иногда думают, что мы извращенцы, но так сложилось отчасти потому, что на интернет-ресурсах еще не вымерла проституция: есть такой вид, когда мальчики переодеваются в девочек и ходят на интимные шалости, и нам часто пишут такую хрень. Я просто сразу блокирую таких людей.
«Хотел бы я пол сменить? Никогда в жизни»
Владимир, 37 лет, родился в Кемерове, работает парикмахером-визажистом. Сюзанна Винера — сценический образ Владимира — в мире травести 12 лет. Сейчас занимается пародийным жанром на корпоративах, в клубах выступает редко.
Мужчин даже в женском образе, все равно выдают черты лица: большой нос, рот, борода, скулы. И меня вне образа сложно узнать. Была такая история: у меня есть хорошие знакомые девочки, которые любят девочек, и одна из них впервые увидела меня на шоу в образе и не узнала. Начала подкатывать ко мне. А я ей потом ответил своим голосом: «Ты че, охренела?» Она: «Ах, это не можешь быть ты!»
Сюзанна Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Думаю, 90 процентов травести-шоу представлены в гей-клубах. Там люди уже привыкли к нам. А гетеросексуальная публика более благодарная, что ли. Они даже аплодируют громче и больше. На выступлениях в гетеро-клубах мужики могут в декольте засунуть тысячу, две. В гей-клубе такое редко бывает. Но н едавно выступал в клубе, где были только «натуралы», так они предлагали заплатить мне, чтобы я полностью разделся и показал свои гениталии.
Конечно, травести-артисты много пьют, чтобы раскрепощеннее на сцене быть. Я в последнее время стараюсь вообще не пить, максимум — бокал шампанского. На пьяную голову вообще ничего не хочется.
Все знакомые мои, даже «натуралы», знают, что я травести-артист, а родители — нет. Зачем? Родственники этого не поймут.
Сюзанна Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Кемерово — это деревня, как и Барнаул, и Новокузнецк, и Новосибирск. Хотя в Новосибирске клубы в открытую пишут у себя на страницах: «ЛГБТ-бар». Но часто гей-клубам приходится менять расположение, потому что узнают таксисты и неприятели.
В Сочи есть один клуб, где такие до такой степени все отточено, что это видеть надо. И в Питере клуб «Кабаре» тоже делает хорошие шоу.
В Сибири беднее как-то артисты, многие одеваются «по-домушнему». Некоторые молодые просят помочь с образом. Ты их одеваешь, красишь, а походку-то не изменить. Я уж договариваюсь: «Ну пускай хоть бесплатно выступит, ну хочет человек». А мне отвечают: «Ну ты на походку посмотри, даже для “похохотать” нельзя такое на сцену выпускать. Пускай ходит по залу, и все». Некоторые домушницы любят напиться, накраситься и перед камерой записывать Тик-Ток или всякую подобную фигню.
Сюзанна Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Многие спрашивают, хотел бы я пол сменить? Никогда в жизни. Мне за вечер эти волосы и каблуки надоедают так, что я могу на месяца два-три забросить. С макияжем трудно, в клубах жарко, когда выступаешь, все течет, чешется. Раздражение лица потом начинается.
У меня куча подруг, которые дают платья. Парики стараюсь сам делать: просто на старые наращиваю живой волос. Я не представляю, как резиденты клуба выживают. Им же каждый вечер надо быть в новом костюме. Это дорого. Даже Заза Наполи свои костюмы не окупает, мне кажется. В клубах артистам мало платят. В Москве особенно конкуренция большая, поэтому приходится за ночь три-четыре клуба объехать, чтобы заработать. Это очень выматывает.
Чем людям нравится травести? Даже не знаю… Это надо самому посмотреть хотя бы один номер. Тогда поймешь.
*По просьбе героев редакция изменила некоторые имена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Вы можете им помочь
Помогаем
Милена, Альбина, Графиня,
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных