Что значит транспортно географическое положение
транспортно-географическое положение
Смотреть что такое «транспортно-географическое положение» в других словарях:
географическое положение — положение географического объекта на поверхности Земли в рамках заданной системы координат и по отношению к любым вне его расположенным данностям, оказывающим прямое или косвенное воздействие на данный объект. При конкретном изучении… … Географическая энциклопедия
Экономико-географическое положение — (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разработки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия
Отрасль — (Branch) Определение отрасли экономики, экономические циклы отрасли Информация об определении отрасли экономики, экономические циклы отрасли Содержание Содержание экономики Отрасли экономики Экономические циклы, их виды и влияние на различные… … Энциклопедия инвестора
Речица — У этого термина существуют и другие значения, см. Речица (значения). Город Речица белор. Рэчыца … Википедия
Гомель — У этого термина существуют и другие значения, см. Гомель (значения) Город, областной и районный центр Гомель белор. Гомель … Википедия
Усть-Кутский район — Усть Кутский муниципальный район Герб (описание) … Википедия
Великобритания — I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия
Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия
Лесосибирск — Город Лесосибирск Герб … Википедия
Географическая энциклопедия
тра́нспортно-географи́ческое положе́ниеположение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико-географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение, мезоположение и микроположение). Измеряется топологическими и функциональными показателями, доступностью. Определяется близостью или удалённостью от важнейших соседних транспортных узлов и магистралей. морских портов, напр., выгодно, если они расположены вблизи крупнейших центров потребления и производства товаров, поступающих в порт или убывающих из него. Осн. виды транспортно-географического положения: центральное, периферийное, внутреннее, магистральное, транзитное, выгодное и невыгодное, тыловое (вдали от транспортных путей), тупиковое, прибрежное (приморское), предгорное.
Смотреть значение Транспортно-географическое Положение в других словарях
Положение — Обычно о сложном или неприятном стечении обстоятельств.
Аховое (разг.), безвыходное, безнадежное, глупое, двойственное, двусмысленное, дурацкое (разг.), затруднительное.
Словарь эпитетов
Положение Ср. — 1. Местонахождение кого-л., чего-л. в пространстве. // Расположение какого-л. пункта или участка земной поверхности. 2. Расположение, постановка тела или частей его; поза.
Толковый словарь Ефремовой
Положение — положения, ср. 1. Местонахождение, расположение в пространстве. луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить.
Толковый словарь Ушакова
Агентство Транспортно-экспедиционное — компания, фирма, которая оказывает владельцу груза услуги: по подготовке груза к транспортировке, перемещению и сопровождению груза, организации погрузочно-разгрузочных.
Экономический словарь
Бедственное Финансовое Положение — События, предваряющие и включающие в себя
банкротство, например, нарушение кредитных соглашений.
Экономический словарь
Географическое Ограничение — В страховых операциях: положение договора страхования, в котором специально определена географическая территория, на которую распространяется действие страхования.
Экономический словарь
Господствующее Положение На Рынке — ситуация на рынке, в
условиях которой одна
фирма,
компания,
корпорация решающим образом влияет на куплю-продажу определенного вида или группы товаров.
Экономический словарь
Доминирующее Положение — Исключительное
положение хозяйствующего
субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке
товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых.
Экономический словарь
Доминирующее Положение На Рынке — главенствующее положение одного из экономических субъектов или его товаров в сравнении с другими субъектами и товарами на рынке (капитала, товаров и т.д.).
Экономический словарь
Позиция; Положение — Банковские операции: нетто-остаток средств банка в определенной иностранной валюте. Финансы, финансовое состояние фирмы. Инвестиции: 1) позиция инвестора на некотором.
Экономический словарь
Положение — А.
Нормативный акт, определяющий
порядок образования, структуру, функции, компетенцию,
обязанности и организацию
работы государственного органа. Б. Нормативный.
Экономический словарь
Положение (условие Займа) О Досрочном Погашении — Условие соглашения о
выпуске
облигации (indenture), которое
эмитент заключает с покупателем облигаций, оговаривающее
сроки и
цены при досрочном погашении.
Экономический словарь
Положение Военное — специальный правовой режим, вводимый государством по всей стране или в отдельных ее местностях в условиях чрезвычайной обстановки война( восстание, стихийное бедствие).
Экономический словарь
Положение Господствующее На Рынке — ситуация, когда одна фирма, корпорация имеет решающее влияние на рынок, куплю-продажу групп товаров, услуг, ценных бумаг.
Экономический словарь
Положение На Рынке — ситуация на рынке определенного вида товаров и услуг, характеризуемая в первую очередь уровнем спроса и предложения на данный вид товаров и услуг и взаимной зависимостью.
Экономический словарь
Положение О Выборе Защитника — В страховании профессиональной ответственности: положение в страховом полисе (обычно в полисе по страхованию ответственности руководителей и руководящих служащих).
Экономический словарь
Положение О Доказательстве И Обязанностях — В страховых
операциях:
положение страхового
полиса, предусматривающее обязанность страхователя сотрудничать со страховщиком в проведении расследования.
Экономический словарь
Положение О Другом Страховании — В страховых
операциях:
положение в полисах по страхованию имущества, по страхованию от случайных происшествий или по страхованию здоровья, определяющее, в каких.
Экономический словарь
Положение О Замене Бенефициара — В страховании жизни: положение в полисе страхования жизни, разрешающее держателю полиса заменить по его желанию лицо, указанное в качестве бенефициара в том случае.
Экономический словарь
Положение О Прекращении (договора) — В перестраховании:
положение
договора перестрахования, освобождающее
перестраховщика от ответственности за
убытки, которые наступают в результате.
Экономический словарь
Транспортно-географическое положение России
3. Транспортно-географическое положение России.
Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.
На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.
В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.
В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).
Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.
Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол “Сибиряков” прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный).
Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома].
На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.
Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.
На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.
Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.
Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.
При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.
4. Оценка РФ на макроуровне.
Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.
Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.
ЭГП позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.
ЭГП определяется транспортно-географическим положением.
В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы):
5. Геополитические приоритеты на современном этапе
· Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.
· Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.
· Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия).
· Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
· Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).
В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.
Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).
Географическое положение России — особенности местоположения и общая характеристика
Географическое положение России влияет на природу, жизнь населения, хозяйство страны. Изучением расположения государства занимается география. Наука рассматривает этот вопрос с разных позиций, оценивает преимущества и недостатки.
Рельеф России – размер территории и её границы
В состав России входят также территориальные воды на расстоянии 12 морских миль от береговой линии, включая острова данной акватории.
У РФ самые большие по протяжённости границы в мире – 60,9 тыс. км. Они больше экватора 1,5 раза. Морских рубежей больше чем сухопутных.
Границы часто проходят по рекам, горным хребтам. Речные и озёрные рубежи в стране составляют 15% от всей её протяжённости.
Самая крупная река, разделяющая Россию и Китай – Амур с притоком Уссури. Также небольшая по протяжённости граница с этим же государством проходит по реке Аргунь.
Другие реки, выполняющие пограничную роль:
Псоу на границе с Абхазией;
Туманная отделяет КНДР;
Неман отделяет Литву.
Рельеф России неоднороден. Его определяет строение земной коры. Равнинные территории занимают 70% площади, они расположены на платформенных участках и плитах.
Самые обширные территории:
На юге Русской равнины находится самая низкая равнина — Прикаспийская низменность. Любое место на ней принято считать самой низкой точкой России, так как её абсолютная высота меньше уровня мирового океана на 28 метров.
Горная поверхность занимает 30% территории. Горы тянутся несколькими поясами вдоль границ литосферных плит и платформ, соответствуют областям складчатости в строении земной коры.
В стране есть разные горы по высоте:
низкие, Хибины на Кольском полуострове;
высокие, Кавказ и другие.
Восток страны является наиболее возвышенной территорией. Самая же высокая вершина России – это гора Эльбрус на Кавказе, с абсолютной высотой 5642 м.
Особенности географического положения
Государство расположено в северном полушарии. Федерация занимает территорию за 50 параллелью.
Почти 70% площади страны относят к региону Севера. Его основная отличительная черта – исключительная суровость климата.
Крайние точки России
Если включать все территории, острова и эксклавы, то:
Крайняя северная точка РФ находится в Архангельской области, в окрестностях мыса Флигели, на Земле Франца-Иосифа — 81°50’35» с. ш. 59°14’22» в. д.
Крайняя южная точка имеет координаты 41°11’07» с. ш. 47°46’54» в. д., но вот наименования она не имеет. Расположена на высоте 3500 м, в 2,2 км к востоку от горы Рагдан и к юго-западу от гор в Дагестане — Несен и Базардюзю.
Остров Ратманова, расположенный в Чукотской автономной округе, считается восточной крайней точкой РФ и имеет координаты 65°47′ с. ш. 169°01′ з. д.
Крайняя западная точка расположена в районе погранзаставы Нормельн (Калининградская обл., Балтийская коса): 54°27’45» с. ш. 19°38’19» в. д.
Если смотреть по территории континента, то точки будут другие:
Мыс Челюскин (Красноярский край) считают точкой, занимающей самое крайнее северное положение. Он имеет координату 77,43 градуса северной широты.
Гору Базардюзю в Дагестане принято считать южной точкой.
Западная точка находится на Балтийской косе в Балтийском море около г. Калиниграда.
Мыс Дежнёва — восточная точка. Координата – 169,40 градуса западной долготы.
Физико-географическое положение России
Расположение страны по отношению к значимым географическим объектам называют физико-географическим положением. Российская Федерация имеет северное местоположение.
Меньшая её часть расположена в Европе, большая – в Азии.
Северное побережье примыкает к самому холодному океану. Восточное побережье образует береговую линию на границе с Тихим океаном.
На северо-западе Балтийское, на юго-западе Черное моря имеют выход в Атлантический океан. Каспийское море не имеет связи с океанами, его считают акваторией внутреннего стока.
Экономико-географическое положение
Расположение по отношению к экономическим объектам, играющим значимую роль в жизни страны, называют экономико-географическим положением. Такими объектами считают источники сырья и топлива, соседние государства.
Россия, имеющая огромную территорию, сложную историю её формирования, обладает значительными запасами сырья и топлива. Они обеспечивают потребности промышленности, часть ресурсов идёт на экспорт.
Российская Федерация граничит с государствами ближнего зарубежья:
прибалтийскими (Латвией, Эстонией и Литвой);
государствами Закавказья (Абхазией, Грузией и Азербайджаном);
Ранее они были союзными республиками.
Другие пограничные территории:
скандинавские государства (Норвегия и Финляндия);
из европейских — Польша;
азиатские страны (Монголия, Китай, КНДР).
На северо-востоке проходит водная граница с США, на юго-востоке — с Японией.
Наличие большого количества сухопутных границ имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны предоставляется возможность осуществлять экономические взаимосвязи. С другой, возникает необходимость обустройства и охраны границ, урегулирование притязаний и споров, а также очагов напряжённости.
Транспортно-географическое положение
Расположение по отношению к важнейшим транспортным магистралям называют транспортно-географическим положением.
Транспортная система может быть рассмотрена как внутри государства, так и внешняя, осуществляющая связь с соседними территориями.
Российская система дорог позволяет проводить грузоперевозки в любых направлениях. Наибольшей густотой транспортных магистралей обладает европейская часть России. Азиатская территория слабо обеспечена транспортными магистралями. Они в основном проходят в южной части региона.
Связь с государствами зарубежья осуществляется благодаря:
Европейская территория России имеет более выгодное положение по отношению ко всем видам транспорта. После присоединения к России Крыма, оно ещё больше улучшилось.
Заключение
Россия, занимая северное местоположение на материке, сумела извлечь из него все выгоды. Это, прежде всего, выход в моря и океаны, развитие экономического сотрудничества, а также военно-морского флота. Недра страны содержат большие запасы сырья и топлива, что позволяет развивать экономику на базе собственных ресурсов.
Методическое пособие по общегеографической практике: социально-экономический аспект
2.1. Географическое положение
Географическое положение – это положение любого географического объекта на Земле, а также относительно других объектов, с которыми он находится во взаимодействии.
Положение каждого объекта можно определить с точки зрения физической географии (физико-географическое положение):
Отличительная черта ЭГП – его историческая изменчивость.
Еще одна черта ЭГП – его потенциальный характер. Не всегда реализуются преимущества положения того или другого объекта. Время может изменить значимость окружения.
При анализе ЭГП изучают следующие его компоненты:
Анализ (оценка) ЭГП начинается с характеристики дистанционности объекта, т. е. определения расстояния от него до других объектов, что может быть сделано разными способами. Различают:
Рис. 2.1.1. Положение Боровского района в Калужской области
Помимо столичной области, Боровский район граничит: на западе – с Медынским, на востоке – с Жуковским, на юге – с Малоярославецким районами. На юго-востоке его земли примыкают к г. Обнинску Калужской области.
Боровский район имеет выгодное ЭГП, которое в последнее время улучшилось. Центр района – г. Боровск расположен ближе к Москве, чем к областном центру Калуге (100 км).
Боровский район – периферийный, но со значительным экономическим потенциалом, спорящим даже с областным центром.
Наиболее значимым для района является транспортно-географическое положение, связанное с высокой транспортной освоенностью. По его территории в восточной части проходит автомобильная дорога федерального значения М3 «Украина», а также две региональные дороги А108 (Московское большое кольцо) и А130 (Калужское шоссе). Важное внутриобластное значение имеет дорога Боровск – Медынь. После полной реконструкции всех этих магистралей экономическое расстояние до Боровского района станет еще меньше. В современных условиях развития экономики района существенное значение имеет электрифицированная железная дорога Москва – Киев с двумя железнодорожными станциями («Ворсино» и «Балабаново») в пределах района. Всё это позволяет обеспечивать подвоз необходимых грузов, рабочей силы и формирование логистических центров в пределах индустриального парка «Ворсино». А появление пассажирских железнодорожных экспрессов Москва – Калуга сократило расстояние до Москвы почти на 20 минут.
Наличие в Ермолино грузового аэродрома со взлетно-посадочной полосой, позволяющей (потенциально) принимать все виды отечественных и зарубежных самолетов, так же способствует улучшению ЭГП района уже не только межрегионального, но и внутристранового или даже международного значения.
Значительная экспансия Москвы, как крупнейшего российского центра финансов, управления, экономики, просто города-миллионера, приводит к тому, что район постепенно приобретает функции пристоличного. Здесь формируются своеобразные отрасли экономики, связанные со столицей, возрастают площади садово-огородных товариществ, увеличивается маятниковая миграция. Благодаря близкому положению к Москве возникли индустриальные парки и особая экономическая зона «Калуга».