Что значит транспонировать мелодию
Транспонирование на уроках сольфеджио
Небольшая презентация по теме «Транспонирование», в которой содержатся три способа транспонирования с примерами и разъяснение, зачем оно нужно детям на уроках сольфеджио.
Просмотр содержимого документа
«Транспонирование на уроках сольфеджио»
Преподаватель Онучина Г. А.
Главный вопрос — что такое транспонирование и зачем оно нам нужно?
Транспонирование — это перенос музыкального произведения из одной тональности в другую либо же просто на другую высоту.
Этим приёмом пользуются многие музыканты — чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы.
Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие (или, наоборот, низкие) ноты, которые трудно петь вокалисту. Что он делает? Он немного повышает или понижает тональность, что помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких (или низких) звуков.
Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.
Что мы видим в этих примерах? Во всех трёх тональностях под разными нотами
у нас подписаны одинаковые ступени.
Если мы сыграем все три варианта, мы услышим, что сама линия мелодии — то, куда
она идёт, как она двигается — осталось неизменным. Мелодия просто стала выше.
Существует три основных способа транспонировать, то есть переносить мелодию из одной тональности в другую. Рассмотрим их подробнее:
Первый способ — по ступеням. Мы подписываем в нашей мелодии ступени, затем смотрим, какими нотами эти ступени будут в новой тональности, сверяем их с нужной гаммой, а затем переписываем мелодию в новую тональность (не забывая сохранить ритм!) Именно таким образом на предыдущем слайде была транспонирована «В лесу родилась ёлочка». Этот способ является самым удобным и легко запоминающимся.
Мелодия в изначальной тональности — в Соль мажоре.
У нас подписаны все ступени.
Гамма Соль мажор. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их со ступенями, подписанными в мелодии.
Гамма До мажор, в которую мы будем транспонировать нашу мелодию. Все ступени подписаны.
Наша мелодия в новой тональности — в До мажоре. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их с теми, что были подписаны в гамме.
Второй способ — транспонирование на заданный интервал. Выбирается определённое расстояние между нотами (это и есть наш загадочный интервал), к примеру, пять нот (этот интервал называется квинта). От первой ноты в мелодии мы отсчитываем пять нот в нужном направлении, пишем получившуюся ноту, затем проделываем тоже самое со второй, с третьей и так далее до конца мелодии. Этот способ менее удобный, потому что нам приходится считать ноты каждый раз, из-за этого риск ошибиться возрастает. На нотных примерах у нас два маленьких такта. Посчитайте, везде ли между первой мелодией и второй расстояние в пять нот?
на мелодию и определим все ноты, из которых она состоит, а также — тональность (по последней ноте). Здесь у нас тональность До мажор.
от какой ноты мы будем начинать.
К примеру, мы хотим перенести мелодию на четыре ноты вверх. Считаем — соль (1), ля (2), си (3), до (4). Значит, начинать мы будем от ноты до.
Отсчитываем четыре ноты от каждой ноты в мелодии.
Соль (1) — до (4), соль (1) — до (4); ми (1), фа (2), соль (3), ля (4), ми (1) — ля (4); фа (1), соль (2), ля (3), си (4), фа (1) — си (4); ре (1), ми (2), фа (3), соль (4), ре (1) — соль (4); до (1), ре (2), ми (3), фа (4); ре (1) — соль (4); ми (1) — ля (4); фа (1) — си (4); соль (1) — до (4); до (1) — фа (4). Обратите внимание, что те ноты, которые вы уже посчитали, вы можете посмотреть в предыдущих тактах, не считая их заново.
Пишем получившиеся ноты в том ритме, который был в первоначальной мелодии. Смотрим, какая тональность у нас получилась (по последней ноте). Здесь должен быть Фа мажор, но чего-то
не хватает (об этом мы узнаем чуть позже)
Третий способ — замена ключа. Мы меняем скрипичный ключ на басовый — и у нас получается та же мелодия в другом регистре (а если мы не меняли сами ноты, то и в другой тональности!)
В первом примере у нас поменялся ключ — со скрипичного на басовый — но не поменялась тональность До мажор, из-за чего ноты на нотном стане теперь выглядят по-другому. Во втором примере поменялся не только ключ, но и тональность — мы сохранили расположение нот на линейках, поэтому чтобы сохранить мажорную окраску песни, пришлось добавить к некоторым нотам диезы. Попробуйте определить, в какой тональности звучит песня в басовом ключе в примере Б? Чтобы точно разобраться, подпишите ноты в обоих ключах.
Что такое транспонирование в музыке
Многие музыканты уже знают, как легко транспонировать простым щелчком мыши при помощи программ или онлайн ресурсов. Однако, если нет под рукой компьютера и интернета, важно знать процесс изменения тональности музыкального произведения. Изучение того, как транспонировать музыку, поможет вам лучше понять теорию того, как создается музыка.
Для чего нужно транспонирование?
Иногда нам нужно транспонировать музыку, чтобы ее можно было правильно играть на разных инструментах. Любую мажорную тональность можно транспонировать в любую другую мажорную тональность, то же самое касается и минорных тональностей. Из-за физических свойств определенных инструментов легче транспонировать и читать ноты для них в другой тональности, чем читать их в концертном тоне (например, на фортепиано). В других случаях мы решаем транспонировать тональность пьесы, чтобы было проще играть или петь в более удобном диапазоне. Основной процесс транспонирования одинаков для любого использования.
Кварто-квинтовый круг
Кварто квинтовый круг позволяет быстро увидеть тональности на основе количества диезов или бемолей.
Допустим, у вас есть ноты, написанные для флейты (инструмент C / инструмент концертной высоты тона), и вам нужно сыграть его на кларнете (инструмент си-бемоль / инструмент транспонирующий).
Диаграмма транспонирования
Теперь, когда мы точно определили нашу исходную ключевую сигнатуру, мы можем определить, насколько выше или ниже нам нужно транспонировать, чтобы наш новый инструмент звучал так же, как наша оригинальная концертная высота. Ниже приводится удобное руководство и два примера, которые показывают, на сколько тонов (или полутонов) мы должны переместить каждую ноту из нашей исходной партитуры в новую, транспонированную партитуру.
Транспонирование из инструмента C в инструмент B-бемоль.
Вы также можете использовать эту таблицу в качестве руководства при транспонировании.
Транспонирование на октаву
Транспонированная музыка может быть написана в другом ключе, другой тональности, другой октаве или любой их комбинации! «На октаву» означает, что музыка транспонируется либо на восемь нот вверх, либо вниз на восемь. Например, мы можем транспонировать эту ноту C:
на октаву (8 нот) вниз:
Транспонирование между ключами
Это означает, что мы меняем используемый ключ – например скрипичный на басовый или наоборот. Мы можем транспонировать ту же ноту C:
на октаву ниже И определим эту ноту в басовый ключ:
Транспонирование музыки
Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.
В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.
В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.
Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.
Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:
1) транспонирование на заданный интервал;
2) замена ключевых знаков;
3) замена ключа.
Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:
Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.
Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:
Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).
При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:
Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:
а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.
б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.
Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:
В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:
Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!
Транспозиция (в музыке)
Смотреть что такое «Транспозиция (в музыке)» в других словарях:
ТРАНСПОЗИЦИЯ (в музыке) — ТРАНСПОЗИЦИЯ (транспонировка), в музыке перенос всех звуков музыкального произведение на определенный интервал (см. ИНТЕРВАЛ) вверх или вниз, приводящий к изменению его тональности (см. ТОНАЛЬНОСТЬ). Применяется главным образом для исполнения… … Энциклопедический словарь
ТРАНСПОЗИЦИЯ — ТРАНСПОЗИЦИЯ, в музыке перенос всех звуков музыкального произведения или его части на определенный интервал вверх или вниз. Применяется главным образом для исполнения произведения голосом или инструментом другого диапазона … Современная энциклопедия
Транспозиция — ТРАНСПОЗИЦИЯ, в музыке перенос всех звуков музыкального произведения или его части на определенный интервал вверх или вниз. Применяется главным образом для исполнения произведения голосом или инструментом другого диапазона. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Транспозиция — (транспонирование, транспонировка; от лат. trānspositiō «перекладывание») многозначный термин. Транспозиция в комбинаторике перестановка, которая меняет местами только два элемента. Транспозиция в генетике перемещение… … Википедия
ТРАНСПОЗИЦИЯ — (лат.). 1) в математике: перенесение членов отношения с одной стороны знака равенства на другую. 2) в музыке: переложение пьесы, т. е. написание её в другом тоне, нежели в каком она была написана. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
ТРАНСПОЗИЦИЯ — (транспонировка) в музыке перенос всех звуков музыкального произведение на определенный интервал вверх или вниз, приводящий к изменению его тональности. Применяется главным образом для исполнения более высоким или низким голосом или на… … Большой Энциклопедический словарь
Транспозиция (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Транспозиция. Транспозиция (от позднелат. transpositio «перемещение») в музыке композиционный приём, суть которого в переносе части (отдела) музыкального сочинения на другую (по… … Википедия
транспозиция — и; ж. [лат. transpositio перестановка] 1. Матем. Перестановка элементов в пределах заданного числа. 2. Муз. Перенос всех звуков музыкального произведения на определенный интервал вверх или вниз. ◁ Транспозиционный, ая, ое. Т. перенос. Т ая замена … Энциклопедический словарь
Транспозиция — I Транспозиция (от позднелат. transpositio перестановка) (транспонировка) в музыке, перенос всех звуков музыкального произведения на определённый интервал вверх или вниз. Т. на любой интервал, кроме октавы, меняет тональность. Цель Т.… … Большая советская энциклопедия
Транспозиция — (от позднелат. transpositio перестановка) перенесение (транспонирование) муз. произведения из одной тональности в другую. Т. широко используется в вок. практике как средство, позволяющее исполнять муз. произв. в удобной для певца… … Музыкальная энциклопедия