Что значит тоталитарное государство
Тоталитарное государство
Смотреть что такое «Тоталитарное государство» в других словарях:
Тоталитарное государство — С итальянского: Status totalitario. Термин, автором которого является лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини (1883 1945) в начале 1920 х гг. Обычно применяется к государствам, в которых правящий режим контролирует все сферы общественной… … Словарь крылатых слов и выражений
ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — см. ТОТАЛИТАРИЗМ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — См. ТОТАЛИТАРИЗМ … Толковый словарь по социологии
ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — властная мегаструктура, практикующая сверхжесткую и всеобъемлющую регламентацию всех сторон общественной жизнедеятельности. Для Т.г. неприемлема идея гражданского общества как равновеликой силы, рассматривающей индивида не в качестве подданного… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Тоталитарное государство — форма государства, характеризующаяся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод … Словарь экономических терминов и иностранных слов
ГОСУДАРСТВО — 1) политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения… … Философская энциклопедия
ГОСУДАРСТВО — англ. state; нем. Staat. 1. По К. Марксу и В. И. Ленину машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате обществ, разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов. 2. Форма полит,… … Энциклопедия социологии
Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора
ГОСУДАРСТВО — политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. В … Социология: Энциклопедия
ГОСУДАРСТВО — англ. state; нем. Staat. 1. По К. Марксу и В. И. Ленину машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая в результате обществ, разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов. 2. Форма полит,… … Толковый словарь по социологии
Что такое тоталитаризм и государства с тоталитарным режимом
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово тоталитарный, это знаменитая песня Кинчева «Тоталитарный рэп», записанная им для альбома «Шестой лесничий» в 1988 году. Она наиболее полно и образно раскрывает суть понятия.
Почему утопия (что это?) о сильном государстве в реальности превращается в кошмар, когда появился тоталитаризм, по каким признакам можно определить этот режим власти – на эти вопросы ответим в нашей статье.
Тоталитаризм — это.
Тоталитаризм – это полный контроль государства над всеми сферами человеческой жизни.
Парадокс этого явления в том, что лучшие умы эпохи Возрождения, придумывая прекрасные утопические модели общества, раз за разом описывали тоталитарное государство (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).
Но когда в XX веке нашлись отчаянные головы, воплотившие эти мечты в жизнь, оказалось, что тоталитаризм в реальности – страшнейшая бездушная машина.
Тоталитаризм невозможно выстроить без какой-то высшей коллективной цели. Чтобы сплотить народ, нужен или внешний враг, или общая идеология. Часть исследователей называют тоталитарный режим формой коллективизма, доведенной до абсолюта.
Если сравнить страну с человеком, то тоталитаризм — это подготовка боксера к бою (тренировка, накачка, собранность, целеустремленность, прохождение через боль и страх). Проблема в том, что противостоять такому сопернику сможет только другой подготовленный боец (тоталитарный режим). Демократически режим (рохля, неженка, жизнелюб, сибарит) будет в проигрыше.
Эпоха тоталитаризма и противостояния тоталитарных режимов
Термин тоталитаризм появился только в 20-е годы XX века в связи с режимом Бенито Муссолини в Италии. Понятие тоталитарное государство (stato totalitario) ввел итальянский политик, борец с фашизмом Джованни Амендола.
Слово понравилось самим фашистам, они начали его использовать без негативной семантики. Хотя после Второй мировой войны тоталитаризм стал однозначно негативной характеристикой политического режима.
В XX веке мир перестал быть прежним из-за 3-х лидеров, заигравшихся в утопию о Левиафане.
Первым был Муссолини, решивший вести Италию к процветанию радикальным способом. После Первой мировой Италия стояла на краю экономической пропасти, состояние страны было плачевным. Муссолини создал фашистскую партию, которая получила широкую поддержку народа.
Опыт Италии перенимали другие государства, началась эпидемия фашизма в мире. Германия, Франция, Испания, Австрия, Венгрия, Румыния, Аргентина, Бразилия, Япония и ряд других стран подхватили эту заразу.
Дальше всех пошел А.Гитлер, он законным путем пришел к власти, раскрутив свою Национал-социалистическую рабочую партию. В 1933 году действующий президент Германии, не выдержав давления, подписал указ о назначении Гитлера рейхсканцлером (главой правительства).
С этого момента началось планомерное разрушение всего демократического опыта Германии. Для достижения величия нации необходимо было сплотить народ и превратить его в войско. За полгода Гитлер сумел запретить личные свободы граждан и любые другие партии, кроме своей фашистской.
Фашизм – это разновидность тоталитаризма, характеризующегося установлением единоличной власти, пресечением любых стремлений к свободе, упразднением инакомыслящих граждан и организаций. Фашистские государства декларировали величие своей нации и стремление к мировому господству.
С Гитлером и Муссолини вопросов нет, но вот фигура Сталина до сих пор вызывает горячие споры. Фактически в СССР был установлен тоталитарный режим. О демократических свободах в СССР и говорить как-то неудобно, собственно, как и в других странах, способных в то время постоять за себя.
Но тут есть одно большое и огромное НО. В условиях противостояния тоталитарному государству (а СССР противостоял целому ряду таких стран), победить можно было только установив не менее жесткое единоначалие (Сталин это понимал). Демократии хороши в мирное время, а во времена перемен эффективны только авторитарные системы.
Авторитарный режим обладает более высокой реакцией на изменения, чем демократический, когда вместо четких решений идет обсуждение возможностей. Это не люди такие были плохие — это время такое было, когда нужно было «выть по волчьи».
Но таки да, в тридцатых годах прошлого века в СССР был установлен авторитарный режим, который помог свернуть шею фашистскому зверю, в результате чего в мире существуют такие нации, как славяне и евреи, которых не было бы в случае демократического рая в тогдашнем СССР.
Признаки тоталитарного режима
Тоталитарный режим характеризуется стремлением власти к полному контролю над своими гражданами. Категория свободы в тоталитарном государстве уничтожается не только в политической сфере, но и во всех остальных – культурной, экономической, социальной и даже в частной жизни людей.
Тоталитарные режимы стремятся истребить все демократические свободы в обществе. При этом на бумаге лицемерно может провозглашаться все что угодно: свободные выборы, парламентская система и проч. Фактически же вся власть подчинена одному лидеру или узкой группе лиц, которые «вершат» собственную справедливость, опираясь на пропаганду, господствующую партию и карательные органы.
Понятно, что «винтикам» в этой системе приходится не сладко, но зато само по себе государство становится очень и очень сильным (как прутики веника связанные воедино невозможно сломить). Именно благодаря этому раздавленная после Первой мировой войны Германия за считаные годы встала с колен и стала сильнее всех своих соседей-победителей.
Не пойди СССР в то же самое время по тому же самому пути тотального усиления единоначалия и не было был шанса на победу над Германией. Тоталитаризм — это ущемление свободы живущих в эту эпоху людей, ибо они теряли свое «я», становясь частью системы. Но время, когда родиться, не выбирают.
Выделяют несколько ярких симптомов тоталитарного режима, по наличию которых можно ставить диагноз.
Наличие официальной идеологии, обязательной для всех
«В тоталитарном вероисповедании истин не существует,
догмы следуют изменчивым прихотям политики».
Джордж Оруэлл, английский писатель
Идеология в тоталитарном обществе заменяет религию, это утопия о новой прекрасной жизни. Идеология подчиняет все сферы существования людей, ибо провозглашается единственно верной и непогрешимой дорогой к светлому будущему.
Главная цель такой идеологии – обоснование полного разрушения всех культурных традиций и общественных ценностей прошлой жизни. Только разрушив старый мир, государство выстроит новую справедливую модель общества.
В тоталитарном государстве процветает идеологическая цензура (что это?) и пропаганда. Власть монополизирует все источники информации, полностью уничтожив свободу слова и право высказывать иные точки зрения, противоречащие основному курсу или ставящие его под сомнение. Благодаря пропаганде большинство начинает воспринимать идеи власти как свои собственные.
Сейчас это можно наблюдать в штатах, где высказывание социалистических или коммунистических воззрений приравнивается к смертному греху. Про это нельзя говорить, нельзя даже думать. Ни в одном более-менее значимом их СМИ вы не найдете рассуждений на эту тему. Это табу, как было в СССР обсуждение преимуществ капитализма.
Однопартийная система в тоталитарных государствах
«Единственное достоинство диктатуры:
не нужно часами сидеть у приемника, чтобы узнать результаты выборов».
Франсуа Мориак, французский писатель
Тоталитаризм не терпит плюрализма (что это?) и демократических моделей общества. Если идеология становится религией, то партия воплощает церковь. Все «неверные» в этом контексте уничтожаются. Как правило, страну возглавляет партийный лидер, воспринимающийся как отец народа, мессия, пророк и т.п.
И это логично, ибо единство должно быть во всем, а именно единство — это основное преимущество тоталитарного государства.
Нетерпимость режима к инакомыслию
«Самый большой страх внушают массовые тайные репрессии,
и они должны быть и являются главным методом террора».
«Дети Арбата», Анатолий Рыбаков, советский писатель
*стена памяти жертв сталинских репрессий в Москве в парке «Музеон»
Для тех, кто не уверовал в единственно правильную идеологию, тоталитарный режим предусматривает систему изощренных наказаний вплоть до физического уничтожения. В ХХ веке тоталитаризм унес жизни миллионов людей.
В государствах с таким устройством власти уделяется повышенное внимание организации силовых структур, основная функция которых – держать в страхе население. В судебной системе основным доказательством вины является признание обвиняемого, такие признания из людей выбиваются пытками, угрозами расправы над семьей и т.п.
Тут опять же все логично. Страх — это главный стимул для человека. Тоталитаризм использовал это чувство в грубой форме. Сейчас же, все происходит намного изощренней.
В штатах сейчас люди живут в состоянии постоянного страха потерять все, ибо чуть ли не с детства опутаны долгами. Чтобы не потерять работу они готовы на все и не ради денег, а именно из-за страха лишиться всего.
Не понятно, чем один страх лучше другого, а тот тоталитаризм хуже текущего штатовского демократического капитализма (со звериным лицом). И в тоталитарном обществе, и в штатах сейчас люди не особо и знают, что можно жить как-то по-другому.
Народная поддержка тоталитарного режима
«Для успешной работы тоталитарной машины одного принуждения недостаточно.
Нужно, чтобы люди приняли общие цели как свои собственные».
Фридрих Хайек, австрийский экономист и философ
Парадокс тоталитаризма в том, что народ, при активной поддержке которого происходит установление и закрепление этого режима, сам в итоге становится его жертвой.
Традиционно к людям, живущим в тоталитарных государствах, принято относиться с сочувствием. Народ воспринимается как нечто отдельное от верхушки тиранов. Но эти жестокие лидеры поддерживаются большинством и к власти приходят на волне народного одобрения. Доносы, круговая порука, фанатическая вера в идею – все это характерно для тоталитарного общества.
В штатах люди тоже, глотая антидеприсанты тоннами, не перестают любить свою страну, считая ее единственно правильной и дающей людям небывалые возможности. Все прям по лекалам тоталитаризма, хотя и на другом витке спирали, где все выглядит «чинно и благородно.»
Ущемление прав трудящихся
Государство полностью контролирует экономику страны, только оно диктует гражданам, на каких условиях они будут работать.
У трудящихся фактически нет выбора, институт профсоюзов, призванный защищать права работающих граждан, превращаются в фикцию, забастовки если и возникают, то жестоко подавляются. Партийные интересы ставятся выше экономического прогресса и уровня жизни населения.
И опять же современные штаты так удачно вписываются в этот тоталитарный трафарет. Там работающие вообще никаких прав не имеют. Ты уволен — вот и весь ответ. Все остальное фикция (до сих пор никакие миллионные забастовки не привели к увеличению минимальной оплаты труда).
Недаром у них сейчас небывалый подъем имеют социалистические течения среди молодежи (как в России в конце девятнадцатого века). Социальная защищенность населения у них находится на более низком уровне, чем во времена раннего СССР было у нас.
Заключение
Несмотря на страшнейшие примеры тоталитарных режимов ХХ века, это явление никуда не исчезло. В пику теряющей силу демократии, обнаружившей массу глобальных проблем, тоталитарное устройство государства многим видится как проявление «сильной руки», способной навести порядок.
Опять наступает время перемен и все «элиты» начинают понимать, что демократия не лучший помощник. В Европе потихоньку будут ужимать демократические свободы, затягивать гайки и насаживать авторитаризм (что это значит?). По-другому невозможно выжить в надвигающейся буре.
Только вот готовы ли мы к той цене, которую неминуемо придется платить за этот порядок?
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
В целом, 20 век можно характеризовать как век расцвета тоталитаризма. Сейчас от него остались рожки да ножки, пожалуй даже в КНДР не увидеть во всей красе.
Виталий: в 21 веке он тоже начинает расцветать. Причем в странах, которые постоянно критиковали тоталитарные страны (то, что называют коллективным Западом).
Попробуйте сказать сейчас в Европе или США что-то идущее в разрез с новой идеологией и вы мгновенно очутитесь на обочине жизни. И это только начало.
Интересно, что даже былые противники советского строя (который обычно приводят в пример как образец тоталитаризма), которым удалось тем или иным способом покинуть Советский Союз — приходят к выводу о правильности советского курса! Что имеем — не храним, а потерявши — плачем. Вот как это называется.
Можно по некоторым аспектам статьи не согласиться с автором.
Во-первых, что такое демократия, спорный вопрос. Каждая страна понимает это по-своему. Советский строй имел больше демократии чем сейчас, реальной демократии, а не нарисованной. Однопартийность лучше чем фиктивная многопартийность. В любой момент государство может объявить ту или иную партию вне закона.
Контроль за ЛИЧНОЙ жизнью человека сейчас осуществляется намного жестче, чем в советское время. Тогда свободы было больше. Сейчас не успел пересечь границу другой области уже прилетает эсемескак, «Вы пересекли границу. В отношении вас действует другой роуминг». Если человек завел подругу в другой области, то тайно от жены посетить её не получится.
Наиболее демократичное государство на сегодня это Америка. Там президент не имеет возможности отстранить от должности губернатора штата. У нас президент может убрать любого губернатора в любой момент. Если сравнивать СССР и Рф то можно ещё поспорить, какая страна более тоталитарна, та или эта.
Виктор: конечно же, понятие сие субъективное. Но осмелюсь и я с Вами немного не согласиться.
Все же трудно, например, сказать, что в США многопартийная система. По сути, партия одна (причем, всегда правящая, ибо других кандидатов еще не было на посту президента), но с двумя фракции. Политика страны не меняется при смене правящей фракции, лишь другие люди встают у кормушки.
Да, децентрализация в США имеет место быть (у нас более центристская система). Но хорошо ли это? Что сейчас творится в Техасе? Губернатор укатил на отдых, а люди буквально погибают. У нас бы этот губер уже был бы в отставке, а проблему решали бы не только на местах, но и из центра. Такой же бардак у них был и при наводнении в Новом Орлеане (всем было по фиг на гибнущих людей).
Тоталитаризм (в Википедии)
Обложка книги историка Р. Овери «Диктаторы»
Содержание
Происхождение и употребление термина
Термин «тоталитаризм», впервые появившийся в работах философа Джованни Джентиле в 1926 г., был популяризован итальянскими фашистами. В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Как писал Муссолини, тоталитарный режим означает, что “Tutto nello Stato, niente al di fuori dello Stato, nulla contro lo Stato” [2] — т. е., все аспекты жизни человека подчинены государственной власти. Джентиле и Муссолини полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего является неизбежная эволюция в сторону тоталитаризма (в их определении).
Массовое распространение слово «тоталитаризм» получило после выхода в свет книги философа Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.) (подробнее см. ниже). Слово подхватили политики в странах демократического блока, которые использовали его достаточно произвольным образом как идеологическое клише в адрес различных авторитарных политических систем. Это обстоятельство негативно сказалось на отношении к теории тоталитаризма в научной среде: многие историки и политологи относились к ней критически (см. критику ниже). В 1952 г. Дж. Талмон ввёл термин «тоталитарная демократия» для обозначения режима, основанного на принуждении, в котором граждане, формально обладая избирательным правом, на практике лишены возможности оказывать влияние на процесс принятия государственных решений.
После начала хрущёвской «оттепели» теория тоталитаризма претерпела серьёзный кризис, поскольку не могла объяснить процесс ослабления режима изнутри. Кроме того, возник вопрос, является ли СССР по-преженему тоталитарным режимом или сравнение очевидно меняющейся советской системы с поверженными фашистскими режимами неуместно. Возникла потребность в формулировке модели, котороя бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию.
Теория тоталитарного общества
Признаки тоталитарного общества
Основные выводы анализа тоталитарной модели
Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться с всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Результатом было обеспечение массовой поддержки режима, подавляющего любое инакомыслие.
В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы, о её достижениии никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им свободно трактоваться по ситуации.
Другим выводом теории является обоснование организованного и масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии или кулаков в сталинском СССР). Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.
Теория Ханны Арендт
Основой тоталитаризма Ханна Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.
Тоталитаризм и социализм
Причины тоталитаризма
Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку рукводства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.
Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки зрения. В своём труде «Дорога к рабству» (1944 г.) Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.
Тоталитарные тенденции в демократических странах
Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы
Тоталитарные тенденции в США
Критика теории тоталитаризма
Тоталитарные общества в художественной литературе
Примечания
Литература
См. также
Ссылки
bg:Тоталитаризъм br:Hollveliouriezh ca:Totalitarisme cs:Totalita da:Totalitarisme de:Totalitarismus en:Totalitarianism es:Totalitarismo et:Totalitarism fa:تمامیتخواهی fi:Totalitarismi fr:Totalitarisme he:טוטליטריזם it:Totalitarismo ja:全体主義 ka:ტოტალიტარიზმი lt:Totalitarizmas lv:Totalitārisms mk:Тоталитаризам ms:Totalitarianisme nl:Totalitarisme no:Totalitarisme pl:Totalitaryzm pt:Totalitarismo ro:Totalitarism sl:Totalitarizem sr:Тоталитаризам sv:Totalitarism tr:Totalitarizm uk:Тоталітаризм vi:Chủ nghĩa toàn thể zh:極權主義
Выделить Тоталитаризм (в Википедии) и найти в:
Тоталитаризм
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота [1] [2] ) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
Содержание
Происхождение и употребление термина
Спектр применимости термина
Режимы Муссолини и Гитлера; появление термина «тоталитаризм»
Критика СССР
После начала Великой Отечественной войны и в особенности после вступления США во Вторую мировую войну критика СССР пошла на убыль. Более того, начал получать распространение взгляд, что между СССР, США и Великобританией есть много общего. Но в то же время в 1943 году вышла книга публициста Изабел Патерсон «Бог из машины», в которой СССР был вновь назван «тоталитарным обществом».
Статус научной концепции за термином «тоталитаризм» утвердил собравшийся в 1952 г. в США политологический симпозиум, где он был определен как «закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие — от воспитания детей до производства и распределения товаров — направляется и контролируется из единого центра» [23]
После начала хрущёвской «оттепели» теория претерпела серьёзный кризис, поскольку не могла объяснить процесс ослабления режима изнутри. Кроме того, возник вопрос, является ли СССР по-прежнему тоталитарным режимом или сравнение очевидно меняющейся советской системы с поверженными фашистскими режимами неуместно. Возникла потребность в формулировке модели, которая бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию.
В 1970-е гг., в силу дальнейшего смягчения режима в СССР, термин «тоталитаризм» стал всё реже употребляться советологами, однако продолжал оставаться популярным среди политиков. В своём эссе «Диктатура и двойные стандарты» (1978 г.) Джин Киркпатрик настаивала, что следует отличать тоталитарные режимы от авторитарных. Согласно Киркпатрик, авторитарные режимы заинтересованы преимущественно в своём собственном выживании и поэтому, в отличие от тоталитаризма, допускают отчасти автономное функционирование элементов гражданского общества, церкви, судов и прессы. Отсюда был сделан вывод, получивший известность при Рейгане как «доктрина Киркпатрик», что во внешней политике США могут оказывать временную поддержку авторитарным режимам ради борьбы с тоталитаризмом и продвижения американских интересов.
Концепция тоталитарного общества
Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, — но не возможность системных изменений. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений над таким контролем.
Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского
Основные выводы анализа тоталитарной модели
Мнение К. Поппера
Тоталитарная модель была долгое время предметом изучения со стороны историков и политологов и при этом оказала влияние на другие современные ей концепции. В частности, в своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) Карл Поппер противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления (которая, по его мнению, лежит в фундаменте тоталитаризма) принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития. Такой системой Поппер полагал «открытое общество» — общество, открытое для множества точек зрения и субкультур.
Мнение Ханны Арендт
Следует отметить, что в отличие от других политических теоретиков, которые пытались изобразить сталинский тоталитаризм следствием коллективистской коммунистической идеологии как таковой, Арендт главной причиной тоталитаризма считала атомизацию, разобщенность масс, в результате чего они не способны к самоорганизации и поэтому нуждаются во внешней мобилизации. При этом Арендт подчеркивала, что ленинский режим ещё не был тоталитарным. [38]
Мнение Дж. Талмона
В 1952 г. Дж. Талмон ввёл термин «тоталитарная демократия» для обозначения режима, основанного на принуждении, в котором граждане, формально обладая избирательным правом, на практике лишены возможности оказывать влияние на процесс принятия государственных решений.
Мнение Карлтона Хейса
Мнение Карла Фридриха
Мнение Хуана Линца
Тоталитаризм и социализм
Согласно общепринятому взгляду, корнями нацизма являются крайний национализм и расизм, а не эгалитаризм. Экономическую систему в нацистской Германии и фашистской Италии обычно классифицируют как государственно-корпоративный капитализм.
Истоки тоталитаризма
Однако приведённые выше тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.
Макс Вебер полагал, что возникновению тоталитаризма предшествует глубокий кризис, выражающийся в обострении конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира. Начиная с XIX века, этот конфликт проявляет себя на ряде уровней: социальном (личность против народа), экономическом (капитализм против социализма), идеологическом (либерализм против демократии) и т. д. Либеральная демократия представляет собой компромисс, который достигается за счёт дифференциации сфер влияния — благодаря правовым ограничениям на власть общества и защите автономного пространства. Тоталитаризм предлагает другое решение, состоящее в ликвидации как либеральных (рыночных), так и демократических институтов. Согласно идеологам режима, тем самым исчезают предпосылки для системных конфликтов, а всё общество объединяется в единое целое.
Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес и др.) рассматривают его как крайнюю форму коллективизма и обращают внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации — нацизм, государства — фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова и т. д.
Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки зрения. В своём труде «Дорога к рабству» (1944 г.) Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.
Американский политолог Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых условия для «апокалипсиса в отдельно взятом государстве»:
Бюрократия есть социальная машина, создающая устойчивую и дальнодействующую координацию. Отлаженная бюрократия передает и исполняет команды. Это не зло и не добро, а сложное и мощное орудие двойного применения — как мирно пашущий трактор есть, в сущности, разоруженный танк. Вводится программа — и миллионы детей получают прививки или строится город. Вводится другая программа — и из общества изымаются миллионы идеологически заданных не-людей, а города сжигаются в бомбёжке.
— Из статьи профессора макросоциологии Northwestern University Георгия Дерлугьяна «Институционализация власти»[2]
Тоталитарные тенденции в демократических странах
Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы
«Тоталитарные тенденции» в США
Критика правомерности понятия «тоталитаризм»
Фашизм и марксизм-ленинизм имеют ряд существенных отличий и во многом враждебны и противоречивы друг для друга. Главной целью общества, согласно марксистско-ленинской теории, является социальная и экономическая справедливость, ради чего упраздняется частная собственность на средства производства. Эта идеология исходит из фундаментального равенства, в том числе, по культурным и этническим признакам, и стремится к равенству в уровне жизни. Напротив, фашизм категорически отрицает равенство и «чужеродные» влияния, утверждая, что сильная личность («сверхчеловек») обладает преимущественным правом. Более того, нацизм призывал к поражению в правах и уничтожению «низших» и «неполноценных» рас, в то время как марксизм делал основной упор на создании условий для ликвидации деления общества на экономические классы. В силу этих обстоятельств, существует точка зрения, что эти идеологии являются в корне различными и, следовательно, употребление термина «тоталитаризм» лишено объективных оснований.
Тоталитаризм в древней истории
Термин «тоталитаризм» в современном его понимании сформулирован лишь в XX веке, и выражает всеобщее, или «тотальное» огосударствление всех сторон жизни, выраженное, в частности, лозунгом Муссолини «всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства». Тем не менее, принцип всеобщего огосударствления общества отнюдь не является прерогативой новейшей истории, и известен человечеству с самых древнейших времён. Тоталитарные идеи появляются, в частности, в работах древнегреческих философов; несомненно тоталитарный характер носит знаменитый трактат Платона «Государство», доходящий даже до запрета семьи, и централизации деторождения в евгенических целях.
Первой в известной истории тоталитарной державой являлась шумерская Третья династия Ура, правившая в древней Месопотамии около четырёх тысяч лет назад (2112 до н. э. — 2003 до н. э.). Во время правления этой династии было осуществлено тотальное огосударствление ремесёл, введена государственная монополия на внешнюю торговлю, и проведена национализация большей части земли. Свободная купля-продажа земли, по всей видимости, была запрещена.
Преобразования 3-ей династии Ура затронули также религию и историю. Традиционный пантеон месопотамских богов был, в соответствии с устройством государства, также унифицирован и централизован. Изучаемая история была сфальсифицирована с целью устранить из шумерского прошлого борьбу исторических городов-государств.
Вторым крупным примером тоталитаризма в древней истории является древнекитайская философская школа «фацзя», существовавшая в IV в. до н. э., и известная в европейской традиции как «легизм» («школа законников»). Основные положения легизма были разработаны философом Шан Яном. Его взгляды были изложены в наиболее полном виде в трактате «Книга правителя области Шан» («Шаньцзюншу»). Легистская система ценностей требовала цензуры и преследования инакомыслящих, беспрецедентного поощрения доносительства, полного отказа государства от любой деятельности, кроме войны и сельского хозяйства. Философия Шан Яна требовала от правителя относиться к собственному народу, как к бессловесному сырью, утверждая, что интересы государства и народа по сути своей антагонистичны, и предоставленный сам себе народ, безусловно, будет предаваться лишь лености и увеселениям. Согласно принципу «В стране, добившейся гегемонии, на 9 наказаний приходится 1 награда, в стране, подвергшейся расчленению, на 9 наград приходится 1 наказание» делался упор главным образом на крайне жестокие наказания карательного характера (в частности, недоносительство каралось разрубанием надвое).
Одним из ключевых понятий легизма являлась «унификация народа», в изложении Шан Яна означавшая всеобщее единомыслие, отказ от путешествий, изысканной одежды, музыки, поэзии, занятия историей и всякого рода учёности. Трактаты легизма объявляют поход вообще против культуры как таковой, считая её паразитическим занятием, отвлекающим народ от того, чем он только и должен заниматься — земледелием и войной.
Принятие царством Цинь легизма в качестве государственной идеологии превратило его в хорошо отлаженную, и крайне агрессивную военную машину, успешно объединившую под своей властью весь Китай ( см. династия Цинь). Однако, оборотной стороной легизма являлась его крайняя, даже по меркам того времени, жестокость. Так, легисты практиковали принцип круговой поруки, в соответствии с которым за совершение преступления карались также все родственники осуждённого по трём линиям — отца, матери и жены. Широко практиковалась смертная казнь, а в юриспруденции господствовала презумпция виновности обвиняемого, в соответствии с которой он сам должен был доказывать свою невиновность. Поощрялся также курс на крайнюю военную агрессию, а заслуги командиров и солдат измерялись буквально в головах убитых противников.
Объединение Китая под властью легистов привело к унификации иероглифов, транспорта, денежной системы, массовым общественным работам, в частности — к началу строительства Великой стены. Вместе с тем, легисты у власти также «прославились» рядом одиозных мер, к числу которых относились массовые сжигания «бесполезных» книг, и закапывание живьём в землю конфуцианских учёных. Откровенно карательный и антикультурный уклон легизма привёл к тому, что единая общекитайская держава под его управлением продержалась всего лишь около 15 лет, начав рассыпаться немедленно после смерти основателя империи Цинь Шихуанди.
К числу более поздних примеров относится уникальное для своего времени иезуитское государство в Парагвае (XVIII в.), построившее общественную жизнь на коммунистических началах [63] (см. Иезуитские редукции). Исследователь Хорос В. Г. характеризует этот строй, как «тоталитарный» [64]
Тоталитарные общества в литературе и искусстве
Тоталитаризм нередко выводится в антиутопиях. Изображения тоталитарного общества в литературе, кино и музыке представлены в произведениях: