Что значит топить по черному избу
Что значит топить дом по-черному?
На Руси до середины 18 века было широко распространено отопление домов по-черному. Первым в столице Российской Империи с этим стал бороться Петр I, запретивший такой способ отопления сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Но на просторах нашей большой родины крестьяне и бояре долгое время топили такие печи и после запрета, особенно в регионах, где суровые зимы. Но связано это не с тем, что на Руси не было мастеров, которые бы смастерили печь с дымоходом, а с совсем другими причинами.
Русская печь
Прообразом современной русской печи был курной очаг, а избы, которые отапливались такими печами, назывались курными. Первые печи делались глинобитными, либо из глины, либо из смеси песка и глины в пропорции 1 к 3. Такой материал позволял получить очень надежную конструкцию, которая не боялась влаги и с каждым годом становилась только крепче.
Курные печи делались без дымохода и весь дым поступал в избу, отчего он наполнял комнату, и потолок со временем становился черным от копоти, отсюда и пошло название «топить по-чёрному», то есть без дымохода.
Причины
История любого государства доказывает, что какими бы дикими для современного общества, не казались уклады жизни того времени, на все была своя причина, так и с курными печами.
Все мы знаем, что сибирские зимы очень суровы и для поддержания постоянной температуры в доме необходимо много тепла, поэтому дома строились из древесины, а не из кирпича, а печи без дымохода. В русской курной печи дым выходил наружу через специальное волоконное оконце на крыше и по пути отдавал все тепло дому. Такие печи требовали меньшего количества дров, чтобы нагреть избу.
Кроме того, дым помогал дезинфицировать воздух, что в те времена было вопросом жизни и смерти, так как не было антибиотиков. Но они выполняли еще одну роль – копчение продуктов, да вот так наши предки убивали двух зайцев сразу, и дом обогрели и продукты заготовили.
Еще одной причиной использования печей был вопрос пожарной безопасности. Большинство домов делали крышу соломенной, а в сухую погоду достаточно малейшей искры, чтобы она воспламенилась. В курных избах дым выходил на улицу полностью охлажденным и не становился причиной пожаров.
Многие считают, что в таких домах весь потолок, стены и жильцы были чёрными от сажи, но это далеко не так. Топить «по-чёрному» – настоящее мастерство. Необходимо поддерживать правильный темп горения древесины. Для растопки использовали тонкие щепки из ольхи, сосны или осины, а когда печь разгоралась, добавляли полена из ели или берёзы. В правильной избе сажа скапливалась только у верхней притолоки или возле специального «волчка», место, которое закрывалась специальной задвижкой.
Второй миф связан с тем, что на Руси не было мастеров, способных придумать другую конструкцию печи, но как видим, такая печь была необходимостью для того времени. Стоит отметить, что сейчас некоторые бани по-прежнему используют метод топки по-чёрному.
РУССКАЯ ПЕЧЬ
Первоначально русские печи были глинобитными и не имели трубы. Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет. Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом. Глину на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала. Но не только глина используется при кладке печей. Используется раствор, состоящий из 2 третей чистого песка и 1 трети глины. Если будет больше глины, то печь потрескается, если больше песка, то она рассыплется.
А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.
Современные люди думают, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными, а жильцы такой избы будут ходить измазанные в саже, как золушка из сказки Андерсена. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20-30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели, березы.
Чёрные избы имели значительную высоту. Это давало много места для дыма наверху. »Лишний» объём не пропадал зря: к кровельным балкам подвешивали на просушку вещи, не боявшиеся копоти и нуждавшиеся в периодической дезинфекции, чтобы не заводилась гниль (например, сети), а так же некоторые продукты, которым не вредило »копчение». Для протопленной чёрной избы характерен сухой, тёплый воздух, дышалось там легко, потому что при топке изба волей-неволей проветривалась: приходилось раскрывать дверь. Курные избы очень редко отсыревали, к тому же прокопчённое дерево не гнило. И, наконец, »черная» безтрубная печь требовала меньше дров по сравнению с »белой», давала больше тепла.
В 1718 г. Петр I издал указ, запрещающий строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву. Следовательно, до этого времени россияне отапливали свои дома по-черному даже в столицах. Россия стала подражать Западной Европе, все свое стало осмеиваться, казаться плохим и примитивным. Петр I забыл, что климат в России совсем не такой, как в Голландии или Англии. После этого его указа число простудных заболеваний в Петербурге резко увеличилось. А туберкулез легких для жителей Петербурга стал широкораспространенной болезнью. Но сел и деревень, слава богу, указ Петра I не коснулся, и там в северных деревнях продолжали делать печи по-черному вплоть до ХХ века.
РУССКАЯ ПЕЧКА ПО-БЕЛОМУ
Совсем не от глупости русский мужик продолжал строить деревянные дома, предпочитая их каменным, а делал это он от хорошего знания законов теплофизики. В Западной и Южной Европе зима теплая, там можно и в каменном доме не замерзнуть. А на русском севере в каменном доме зимой полный «кирдык», а если топить до хорошего тепла в каменном доме, то дров не наберешся. Сами посудите: если камень греть с одного конца, то нагреется быстро и другой, так как камень хорошо проводит тепло. А вот лучинку если подожжешь, то за другой конец можно держаться, пока огонь вплотную к пальцам не придет. Не проводит дерево тепло, а камень проводит. Деревянная стена из деревянного бруса толщиной 15 см сохраняет тепло лучше, чем кирпичная толщиной в 1 метр. Ну а о панельных бетонных стенах толщиной 35 см я уж молчу. Они вообще тепло не держат: если в панельном доме перестанут быть горячими батареи (отключат отпление зимой при 30-ти градусном морозе), то через полчаса в квартирах будет отрицательная температура, а через 3-5 часов температура в квартире и на улице выровняется. А мы удивляемся: и почему отопление многоквартирных домов в городах так дорого обходится?
Если бы в Ленинграде в блокаду люди жили в панельных домах, то до середины первой блокадной зимы никто бы не дожил. А в старых ленинградских домах были стены толстые кирпичные, и печи с дореволюционных времен сохранились. Мебелью и книгами, но можно было согреть хотя бы одну комнату. Сегодня много строят, но все новостройки без печей. А на всякий аварийный случай не помешали бы печки. Да что там печки, хотя бы дымоходы устраивали. Ау! МЧС, где вы? Почему не подготовите для Думы проект такого закона, чтобы на аварийный случай печи или хотя бы дымоходы в многоквартирных домах строители делали в обязательном порядке?
А предки наши знали, что на Руси зимой тепло в доме важнее еды и даже одежды. И создали для этого совершенную русскую печку по-белому. Русская печь совершеннее всех печей в мире. Она многофункциональна, экономична, проста в эксплуатации и пожаробезопасна.
В русской печи в большом чугуне кипятили воду для приготовления пойла скотине: заваривали корнеплоды с комбикормом. Когда дрова сгорают полностью, чугунки задвигаются вглубь печи, и там пища остается горячей до обеда и даже до вечера. В обед и в ужин ее разогревать не надо. В печи, закрытой заслонкой, жар держится до самой ночи.
В русской печи внутренняя поверхность кирпичей и воздух во время топки разогревается до 200 градусов Цельсия. Высокая температура в печи может сохраняться часами без дополнительной топки печи. Для приготовления пищи – это идеальные условия.
Абсолютного технологического совершенства русская печь достигла в XIX в. К сожалению, о совершенстве русской печи известно мало, а если и известно, то об этом наши евролюбы умалчивают. Вот и строят новые русские в своих нелепых коттеджах примитивные очаги камины, в которых все тепло, не задерживаясь, вылетает в трубу вместе с опасными горящими искрами.
В XVIII и в начале XIX вв. русское печное искусство распространилось и в Западной Европе. История сохранила некоторые имена выдающихся русских печников того времени: Мартына Васильева, Ермолая Иванова, Ивана Степанова. Типы русских печей распространились тогда в Германии, Франции, Англии. До середины XVIII в. техника печного отопления развивалась и совершенствовалась исключительно на основе многовекового опыта русского народа. Научные основы конструирования печей и систем печного отопления заложил Н.А. Львов (1751-1804). И.И. Свиязев в XIX в. изучал и испытывал конструкции отопительного оборудования, он теоретически обосновал приемы его проектирования, изобрел оригинальные типы печи. В 1867 г. он издал «Теоретические основы печного искусства», в которых привел методику расчета длины газовых каналов и сечений дымовых труб. В 1880 г. профессор С.Б. Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции» и в разделе «Печное отопление» изложил теорию расчета отопительных печей.
Часто русская печь располагали в углу избы, слева или справа от входа. Устье печи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между стеной и печью было небольшое пространство, где хранили ухваты, клюку (кочергу), помело (веник на палке), сковородник, деревянную лопату. Между печью и торцевой стеной под потолком устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской части России. В домах пятистенках и в домах с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком.
Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где слева находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, ее называли «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом стоишь, проходи, не стесняйся». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между задней стенкой печи и стеной называлось «куть». Куть традиционно принадлежала хозяйке и предназначалась в основном для приготовления пищи и шитья. Там стоял сундук с приданым, взятым девушкой из дома родителей. Возле печи был вход в подполье, часто оформленный как «голбец». На печь и на голбец залезали по лесенке. На полати можно было перелезть с печи.
Русская печь со временем по мере усовершенствования приобретала массу удобных приспособлений. Например: шесток, полочку перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу, печурки в боках печи, выступ на кожуке для хранения спичек и др. На шесток из печи после окончания топки выгребались раскаленные угли, предназначенные для кипяченя самовара и для утюга. В неглубоких нишах в стенке печи (печурках) обычно сушили мокрые рукавицы, носки и портянки. На плечике печи рядом с кожуком хранилось сухое, гладкое без сучков березовое полено для щепания лучины для растопки. Лучину щепали большим тяжелым ножом-тесаком, который почему-то называли косарь. В тёплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу, которую приносили из хлева.
Что значит топить по черному избу
В интернете появляется много статей, которые выставляют древнюю историю России не в самом лучшем свете. Это сделано с целью укоренить в наших умах, что наши предки были не образованными людьми и всеми достижениями мы обязаны западному миру. Не всегда это происходит за счет откровенной лжи, иногда просто изменяют предназначение некоторых вещей, которыми пользовались наши предки. Одной из таких историй, является отопление, когда в избах топили по-черному и не пользовались дымоходом.
Этот факт, который был в действительности преподносят в свете того, что на Руси не было мастеров способных придумать систему с дымоходом и работать с кирпичом. На деле мастера были, а вот истинные причины использования такой системы отопления кроются совсем в другом.
Наши предки уделяли большое внимание своему здоровью, о действенных рецептах и советах можно прочитать на сайте slavmir.tv. Дым от печи также являлся одним из источников обеззараживания воздуха. В те далекие времена об антибиотиках еще не знали, а горячий дым убивал большинство бактерий и вирусов в воздухе. Стоит отметить, что после запрета Петра 1 на отопление домов по-черному в столице резко возросло число простудных заболеваний.
Еще одной причиной использования такого метода являлось его эффективность. Горячий дым, который выходил из маленькой глинобитной печи, которая к слову с каждым годом становилась только крепче, на пути к потолку полностью отдавал свое тепло и выходил на улицу холодным. Это позволяло значительно экономить дрова, да и зимы на Руси холодные. Именно по этой причине избы строили из древесины, а не из кирпича, так как дерево лучше сохраняет тепло.
Кроме того, заботились наши предки и о пожарной безопасности. В те времена почти все крыши делали из сухой соломы, которая является легко воспламеняемым материалом. Использование дымохода могло стать источником горячих искр, а его отсутствие исключало такую возможность, так как через специальное отверстие в потолке выходил уже холодный дым.
Было и дополнительное применение. Дым позволял закоптить продукты и увеличить их срок службы, а также позволял сушить и обеззараживать вещи.
Из истории русской печи. Часть первая
Все дальше и дальше время уносит Русь от своих истоков. Сначала русы стали русскими, затем русские вместе со многими другими этносами чуть не стали советским народом, а вот сегодня превращаются понемногу в суперэтнос россияне. Вроде и те же мы, а вроде и нет. Вряд ли кто сегодня в графе «национальность» гордо напишет «рус». Засмеют и не поймут. Но ведь это было названием этноса, который сформировал суперэтнос «русские» и сам растворился в нем, и многие другие этносы перешли в этот суперэтнос и тоже растворились – стали русскими. Не менее десятка генофондов различных этносов объединил генофонд суперэтноса современных русских. Русские создали на обломках Великой Монголии Российскую империю и сплотили в ней множество этносов, суперэтносов и даже две расы – европеоидов и монголоидов.
С. А. Нефедов, В. В. Запарий и Б. В. Личман в своей статье «Технологическая интерпретация новой истории России» приводят очень интересные соображения о значении новых технологий для хода истории. По их мнению, народ (этнос), применивший новую технологию, совершал военный, политический или демографический «рывок», а то и сразу все три рывка вместе. Ситуация уравновешивалась, соседи тоже осваивали новую технологию, и превосходство этого этноса исчезало.
В Руси-России тоже было немало изобретений новых технологий, например: изобретение особого корабля для плавания в водах Арктики – коча; изобретение русского типа деревянного дома; изобретение русской печи; изобретение технологии изготовления валенков; изобретение технологии хлебопечения; изобретение технологии квашения капусты; технологии соления огурцов, технологии приготовления хлебного кваса и многое другое. Вот о русской печи и ее усовершенствовании этот мой рассказ. Итак, русская печка!
Русская печка по-черному
Русские – жители тайги – создали свой особый стиль жизни, другую цивилизацию, основа которой – дом с особой русской печью, благо древесины для строительства дома и отопления в тайге хватало. Кладка печей в России исстари находилась на высоком техническом уровне. Об этом свидетельствует конструкция курного (без дымовой трубы) очага, который широко применялся в Древней Руси. Такой очаг стал прообразом совершенного универсального устройства, известного под названием «русская печь». Сначала русские печи топились по-черному, отчего избы назывались курными.
Первоначально русские печи были глинобитными и не имели трубы. Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет. Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом. Глину на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала. Но не только глина используется при кладке печей. Используется раствор, состоящий из 2 третей чистого песка и 1 трети глины. Если будет больше глины, то печь потрескается, если больше песка, то она рассыплется.
Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу. В XIV веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой – дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от нее. Через такую дощатую дымницу дым на улицу выводился уже довольно остывший.
Недостаток таких печей в том, что велика вероятность возникновения пожара от искры, поэтому в печи нельзя разводить очень сильный огонь, чтобы не вызвать вылетающих из устья горящих искр. Для этого надо все время следить за интенсивностью горения дров в печи. Топить печь по-черному – большое искусство, требуется большой навык. Хозяйка, не умеющая топить такую печь, и сама от дыма в избе могла задохнуться, и домочадцев уморить, а то и вовсе пожар устроить.
А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.
Печка по-черному в Вельском районе Архангельской области. На шестке – глиняные горшки, в которых варили еду, и деревянная квашня для приготовления теста для хлеба. Внизу возле печи ушат (кадушка с ушами для переноски на продетой палке) с водой. Фото с сайта: http://vse-znat.ru/istoriya_poleznich_veschey/
Курная изба и печь по-черному. Это русская печь, только без дымохода. У нее отдельный от дома фундамент и опечек, а в боку печурки. Загружается печь дровами и горшками через устье, через устье и дым выходит. Стены в избе чистые, закопчен только потолок, значит, хозяйка умелая.
Мне в детстве в начале 50-х прошлого века посчастливилось видеть настоящую русскую печь по-черному в деревне Редюкино. Это, наверное, была последняя такая печка в Ярославской области. Стояла она в задней избе дома гончара – в его мастерской. Эту печь он использовал для просушки и обжига глиняных изделий – горшков, крынок, корчаг, плошек. Они сушились на широких полках вдоль стен, а обжиг происходил внутри вот точно такой печи. Фото с сайта: http://vse-znat.ru/istoriya_poleznich_veschey/
Печи с трубой на руси начали делать, когда освоили изготовление кирпича. Но не сразу люди отказались и от печей по-черному. Печь с дымоходом и трубой менее экономичная, она требует больше дров, так как тепло с горячим дымом уходит, что называется, в трубу – на обограв улицы. Кроме того, дезинфекции избы не происходит, а искры из трубы на крыше очень опасны, особенно в ветреную погоду. Крыши раньше часто крыли соломой, дранкой, а в сухую погоду этот материал мог воспламеняться от малейшей искры.
Современные люди думают, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными, а жильцы такой избы будут ходить измазанные в саже, как золушка из сказки Андерсена. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20–30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели, березы.
Сажа скапливалась лишь у верхней притолоки избы или возле специального «волчка» (так называемого волокового оконца, то есть проделанной в стене щели в диаметр бревна, которая, когда печь не топилась, закрывалась задвижкой – заволокой).
Печи по-черному были широко распространены у русских в Сибири в XVII–XVIII вв. даже среди знати. Например, такая печь стояла в личных покоях тобольского архиепископа Киприана. Печь без дымохода, сделанная по «всем правилам», и сейчас ценится чалдонами, только они предпочитают устраивать ее в бане. По их мнению, она обладает многими положительными свойствами – жаркостью большей, по сравнению с белыми печами, экономичностью в расходе дров. Сибиряки отмечают также целительные, «обеззараживающие» свойства черных печей.
Русская печь по-черному. Не одну сотню лет наши предки отапливали свои дома вот такими печами. Сегодня найти такую печь не в музее почти невозможно.
Глинобитная русская печка по-черному. Фото с сайта: http://www.kenozero.ru/v-arkhi…
Обратите внимание на то, что русская печь по-черному не имеет собственного фундамента, она стоит на полу. Нагрузка от ее веса приходится на переводы (балки) пола. Опечек делается из толстых досок или плах.
Со временем топку по-черному сменила топка по-серому – дым стали выпускать через отверстие в потолке и деревянную трубу. Из трубы сильно охлажденный дым рассеивался во все стороны. Выпускать горячий дым с искрами было очень опасно, так как кровли домов часто делали из соломы, и в сухую погоду они вспыхивали от малейшей искры. Так что избы по-черному – это не неумение наших предков придумать и построить камин с трубой, а способ жить в тепле и при этом не вызвать пожар.
Чёрные избы имели значительную высоту. Это давало много места для дыма наверху. »Лишний» объём не пропадал зря: к кровельным балкам подвешивали на просушку вещи, не боявшиеся копоти и нуждавшиеся в периодической дезинфекции, чтобы не заводилась гниль (например, сети), а так же некоторые продукты, которым не вредило »копчение». Для протопленной чёрной избы характерен сухой, тёплый воздух, дышалось там легко, потому что при топке изба волей-неволей проветривалась: приходилось раскрывать дверь. Курные избы очень редко отсыревали, к тому же прокопчённое дерево не гнило. И, наконец, »черная» безтрубная печь требовала меньше дров по сравнению с »белой», давала больше тепла.
В 1718 г. Петр I издал указ, запрещающий строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву. Следовательно, до этого времени россияне отапливали свои дома по-черному даже в столицах. Россия стала подражать Западной Европе, все свое стало осмеиваться, казаться плохим и примитивным. Петр I забыл, что климат в России совсем не такой, как в Голландии или Англии. После этого его указа число простудных заболеваний в Петербурге резко увеличилось. А туберкулез легких для жителей Петербурга стал широкораспространенной болезнью. Но сел и деревень, слава богу, указ Петра I не коснулся, и там в северных деревнях продолжали делать печи по-черному вплоть до ХХ века.
Тесовая труба для выхода дыма из курной избы в Архангельской области. Чтобы дождь и снег не попадали на чердак, труба имеет крышу. И не мог русский человек без красоты, даже дымовую трубу он урашал резьбой. Фото с сайта: http://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.ht.
Русская печь по-черному имела вариации. На такой печи можно было спать так же как на обычной русской печке. Фото с сайта: http://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.ht.
Русская печка по-белому
Глинобитная печь и ее хозяйка в деревне Салтыкова. Печь без кирпича построить не так просто. Глину и песок подбирали особенно тщательно и со знанием дела. Смешивали глину с песком в строго определенной пропорции. Когда укладывали раствор в дощатую опалубку в стенки печи, то его тщательно трамбовали. Фото с сайта: http://www.pribaikal.ru/kirenskij-image/gallery/0/159/2649.h.
Глинобитная русская печка по-белому. Фото с сайта: http://sontucio.livejournal.com
Модификаций русской печи было очень много. В каждом доме русская печь была немножко не такая, как в соседнем. Они отличались формой и устройством кожука, формой и размером устья, количеством печурок, расположением задвижек, размерами, наличием или отсутствием подтопка. Русская печь с подтопком – это два в одном. Внизу в опечке в задней части русской печки или в передней встраивалась вторая топка, по сути, вторая маленькая печь. На фото она против умывальника в боковой стенке подтопка. Фото с сайта:
Я родился и вырос в русском доме с настоящей русской печкой. То, что сегодня многие могут увидеть только в музее, меня окружало с рождения до 17 лет, да и потом я частенько и подолгу бывал в доме родителей, которые до конца дней своих старались жить по-русски. И сегодня мой брат живет на родине в русском доме с русской печкой, по-русски. Сейчас в ходу название для преуспевающих в жизни соплеменников – «новые русские». Так называют тех, кто богат и хочет Россию переделать на западный лад, для кого Россия ассоциируется с мухосранском, отсталостью, кто тянется к чужому, толком не зная ни этого чужого, ни своего. Но я сегодня буду говорить о «настоящих русских», которые, может быть, не так богаты, но которые желают сохранить русскую национальную культуру, русские обычаи, русский язык. Мне очень хочется, чтобы настоящих русских было всегда больше, чем новых русских.
А для этого я не устану доказвать и объяснять, как много прекрасного было в наших традициях, в нашем народном искусстве, наших русских технологиях. Может быть, мне удастся кого-то и из «новых русских» убедить в том, что русские никогда не были отсталой нацией.
Печь занимает в избе центральное место. Это оптимально для обогрева. Две печурки для сушки рукавиц, хранения спичек и лучинок или бересты на растопку. Опечек кирпичный, но под шестком место для хранения дров и в задней части углубления – лаз для кошки, по которому она может ходить в подполье справлять нужду и заодно ловить мышей, охраняя тем самым хранящиеся в подполье картошку и овощи. Справа над печуркой отверстие, закрытое жестяной крышкой. Оно предназначено для самоварной трубы. Фото А.В. Галанина
Русская печка на деревянном опечке с четырьмя печурками сбоку – для сушки рукавиц, носков и портянок. Лестница с двумя ступенями, по которой можно забраться на печь. Широкое устье, шесток и под шестком отверстие, через которое кошка может ходить в подполье. Фото с сайта: http://clubs.ya.ru/4611686018427414778/posts.xml?tb=250
Совсем не от глупости русский мужик продолжал строить деревянные дома, предпочитая их каменным, а делал это он от хорошего знания законов теплофизики. В Западной и Южной Европе зима теплая, там можно и в каменном доме не замерзнуть. А на русском севере в каменном доме зимой полный «кирдык», а если топить до хорошего тепла в каменном доме, то дров не наберешся. Сами посудите: если камень греть с одного конца, то нагреется быстро и другой, так как камень хорошо проводит тепло. А вот лучинку если подожжешь, то за другой конец можно держаться, пока огонь вплотную к пальцам не придет. Не проводит дерево тепло, а камень проводит. Деревянная стена из деревянного бруса толщиной 15 см сохраняет тепло лучше, чем кирпичная толщиной в 1 метр. Ну а о панельных бетонных стенах толщиной 35 см я уж молчу. Они вообще тепло не держат: если в панельном доме перестанут быть горячими батареи (отключат отопление зимой при 30-тиградусном морозе), то через полчаса в квартирах будет отрицательная температура, а через 3–5 часов температура в квартире и на улице выровняется. А мы удивляемся: и почему отопление многоквартирных домов в городах так дорого обходится?
Если бы в Ленинграде в блокаду люди жили в панельных домах, то до середины первой блокадной зимы никто бы не дожил. А в старых ленинградских домах были стены толстые кирпичные, и печи с дореволюционных времен сохранились. Мебелью и книгами, но можно было согреть хотя бы одну комнату. Сегодня много строят, но все новостройки без печей. А на всякий аварийный случай не помешали бы печки. Да что там печки, хотя бы дымоходы устраивали. Ау! МЧС, где вы? Почему не подготовите для Думы проект такого закона, чтобы на аварийный случай печи или хотя бы дымоходы в многоквартирных домах строители делали в обязательном порядке?
А предки наши знали, что на Руси зимой тепло в доме важнее еды и даже одежды. И создали для этого совершенную русскую печку по-белому. Русская печь совершеннее всех печей в мире. Она многофункциональна, экономична, проста в эксплуатации и пожаробезопасна. Вот об этом и пойдет мой дальнейший рассказ.
Устье русской печи закрыто заслонкой, которой печь закрывают, когда она не топится. Шесток из огнеупорного кирпича: в печи он продолжается ровным, из такого же кирпича выложенным подом. На шестке и поде не должно быть неровностей, они сильно затруднят движение чугунков и горшков. Зимой шесток – очень теплое место, здесь любят греться кошки. Фото А.В. Галанина
Дым из русской печи выходит через устье и направляется в кожук, там он делает два или три поворота и затем через трубу поднимается наверх на чердак. Как правило, у русской печи есть две задвижки, перекрывающие дымоход. Одна из них в кожуке, а вторая выше на трубе. Когда печь протоплена, задвижки закрывают выход теплого воздуха. Слева видно закрытое маленькой чугунной дверкой отверстие для самоварной трубы. Печь, хотя и имеет потрепанный вид, но сложена по всем правилам. Правда, теперь она оказалась в брошенном доме. Фото с сайта: http://unwd4.narod.ru/ko/voria/voria.html
Русская печь топится дровами (берёза, осина, липа, сосна, ель, ольха и др. породы), можно использовать в качестве дров отходы деревообработки: щепу, горбыль, корьё, и т.д. В безлесых частях страны, где отапливаться дровами могли позволить себе только состоятельные семьи, печь топили бурьяном, соломой, тростником, а также торфом и кизяком (прессованными и высушенными на солнце брикетами из смеси навоза и соломы). Самые жаркие дрова – березовые, а самые бездымные м ольховые и ивовые. Сухие дрова во много раз эффективнее для отопления, чем сырые. У хороших хозяев наколотые дрова под навесом сохли 2 года прежде, чем их начинали использовать. Таких дров требовалось в 2–3 раза меньше, чем сырых или недосушеных.
Праздник в «национальной деревне». Вот только женщины топить печь так не одевались. Это бутафория, хотя печка настоящая русская. Фото с сайта:
http://www.fototerra.ru/Russia/Orenburg/Iskandar-3947.html
А вот это похоже на правду. Здесь и печка, и хозяйка, и чугунок, и ухват – все настоящее. Обычно печи белили известью два раза в году. У этой хозяйки, наверное, напряженка с известкой. Фото с сайта: http://lori.ru/562120
В русской печи готовили пищу: варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пользовались горшками, корчагами, плошками, гусятницами, чугунками, сковородками, противнями. А чтобы поставить в печь и вынуть из нее что-то, использовали ухваты, сковородники (цапельники), деревянные лопаты. Обязательным атрибутом возле печи были: клюка или кочерга, емкость для гашения и хранения древесных углей, которые выгребали при окончании топки из печи. Посуда раньше изготавливалась из глины, но потом по большей части пользовались металлическими горшками из чугуна – чугунками, однако применялись и глиняные плошки и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было еще 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы, металлический совок – угли выгребать. Кроме тепла и варки пищи, печка производила древесный уголь для кипячения самовара и золу, которую использовали для стирки одежды, когда не было мыла, и для удобрения огородов. Золу складывали в специальную емкость во дворе – зольник. В деревнях на дорогу ни уголь, ни золу никогда не выбрасывали. Поэтому снег в деревне был чистый до самой весны. Не то, что сегодня в городах!
Каждый мастер-печник вносил в конструкцию русской печки что-то свое. Этот вот удобную полку-стол перед шестком сделал и широкое плечико (пространство вежду кожуком и стеной) устроил. Угольный утюг, чтобы гладить одежду, появился в начале ХХ века и сменил цельнометаллический, который надо было нагревать на плите и гладить. Но он быстро остывал, и снова надо было нагревать. А в угольный загружались горящие угли, и ставить периодически на плиту такой утюг не требовалось. Когда я ходил в школу, то свои брюки гладил вот таким утюгом.
Так выглядела русская изба в северных деревнях в первой половине прошлого века. Железная кровать, лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков, остававшихся после раскройки. Многие из моих сверстников, выросшие в деревнях, укрывались такими одеялами. Стены в русских избах раньше не красили и не обклеивали, но от времени дерево действительно приобретало такой коричневый цвет. Полки, лавки, скамейки, – все это делали сами. Покупной мебели в домах было очень мало.
Попробую доказать, что русская печь – это действительно гениальное изобретение. Меня поражает ее простота, эффективность и универсальность одновременно – три в одном, как говорят сегодня. Ее изобретение и усовершенствование сыграло в становлении этноса «русские» весьма важную роль. Раньше я уже писал, что русская нация сформировалась вокруг коровы. А теперь попробую обосновать, что и вокруг русской печи тоже. Не зря у нас есть любимое и еще не забытое выражение –»Танцевать надо от печки». Это значит, что делать что-то важное надо основательно, опираясь на весь накопленный опыт, с самого начала.
Русская печь в действии. Дружно горят сухие дрова. Дым выходит через устье. В чугунках варится: в одном картошка, в другом, надо полагать, щи или борщ. Северные русские варили щи, а южные русские предпочитали борщ. Всеми нами любимая и сегодня незаменимая картошка в России появилась только в XVIII веке. Она вытеснила репу. До картошки русские люди ели пареную репу и варили каши: перловую (из пшеницы), ячневую (из ячменя), овсяную, гречневую. Из пареной репы готовили особое блюдо – реповую запеканку. Сахара употребляли очень мало, вместо него ели сушеные и моченые ягоды, пили хлебный квас.
В русской печи в большом чугуне кипятили воду для приготовления пойла скотине: заваривали корнеплоды с комбикормом. Когда дрова сгорают полностью, чугунки задвигаются вглубь печи, и там пища остается горячей до обеда и даже до вечера. В обед и в ужин ее разогревать не надо. В печи, закрытой заслонкой, жар держится до самой ночи. Фото с сайта: http://shcherbina.livejournal.com/247676.html
Поставлен кипятиться самовар. В трубу в центральной части самовара накладываются угли. Вокруг трубы в самоваре емкость для воды. Угли зажигаются, дым из самовара идет по трубе в дымоход печи. Тяга отличная, и ведерный самовар закипает за 15 минут. Угли всякий раз после топки печи из нее выгребают кочергой и совком складывают в специальную металлическую или глиняную емкость. Доступ воздуха к горящим углям прекращают плотной крышкой, и они быстро гаснут, израсходовав весь кислород. Емкость для углей стоит справа от самовара на ножках, чтобы не прожечь пол. Слева от самовара лохань и умывальник. Справа ухват для чугунков, лопата для противней с пирогами. Фото с сайта: http://edu.of.ru/usschool/default.asp?ob_no=29421
В русской печи внутренняя поверхность кирпичей и воздух во время топки разогревается до 200 градусов Цельсия. Высокая температура в печи может сохраняться часами без дополнительной топки печи. Для приготовления пищи – это идеальные условия.
Абсолютного технологического совершенства русская печь достигла в XIX в. К сожалению, о совершенстве русской печи известно мало, а если и известно, то об этом наши евролюбы умалчивают. Вот и строят новые русские в своих нелепых коттеджах примитивные очаги камины, в которых все тепло, не задерживаясь, вылетает в трубу вместе с опасными горящими искрами.
Одна из причин, почему долгое время печи топили по-черному – это дороговизна кирпича. Использовать его могли себе позволить только очень обеспеченные люди, поэтому долго ещё «чёрные» печи оставались в ходу, а по-белому топили в хоромах князей да бояр. Русская печь с кирпичной трубой называется «белой» и, соответственно, топят её по-белому. Конструкция русской печи с трубой оказалась столь удачной, что с момента возникновения принципиально и не менялась, особенно в деревне. Усовершенствовались лишь отдельные её параметры. Обожженый кирпич был действительно очень дорог, поэтому крестьяне печи нередко делали из необожженого кирпича – сырца, а из обожженого устраивали только под и свод печи. Думаю, для пояснения достаточно привести два примера из российской истории.
В XVIII и в начале XIX вв. русское печное искусство распространилось и в Западной Европе. История сохранила некоторые имена выдающихся русских печников того времени: Мартына Васильева, Ермолая Иванова, Ивана Степанова. Типы русских печей распространились тогда в Германии, Франции, Англии. До середины XVIII в. техника печного отопления развивалась и совершенствовалась исключительно на основе многовекового опыта русского народа. Научные основы конструирования печей и систем печного отопления заложил Н.А. Львов (1751–1804). И.И. Свиязев в XIX в. изучал и испытывал конструкции отопительного оборудования, он теоретически обосновал приемы его проектирования, изобрел оригинальные типы печи. В 1867 г. он издал «Теоретические основы печного искусства», в которых привел методику расчета длины газовых каналов и сечений дымовых труб. В 1880 г. профессор С.Б. Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции» и в разделе «Печное отопление» изложил теорию расчета отопительных печей.
Часто русская печь располагали в углу избы, слева или справа от входа. Устье печи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между стеной и печью было небольшое пространство, где хранили ухваты, клюку (кочергу), помело (веник на палке), сковородник, деревянную лопату. Между печью и торцевой стеной под потолком устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской части России. В домах пятистенках и в домах с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком.
Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где слева находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, ее называли «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом стоишь, проходи, не стесняйся». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между задней стенкой печи и стеной называлось «куть». Куть традиционно принадлежала хозяйке и предназначалась в основном для приготовления пищи и шитья. Там стоял сундук с приданым, взятым девушкой из дома родителей. Возле печи был вход в подполье, часто оформленный как «голбец». На печь и на голбец залезали по лесенке. На полати можно было перелезть с печи.
Художник нарисовал кухню своей бабушки по памяти, пытаясь оживить кусочек своего детства. Нарисовал то, что запомнилось ему лучше всего. Печурку для спичек он изобразил слишком высоко. В детстве он до нее не мог достать (спички детям не игрушка!). Фото с сайта: http://liveinternet.ru
Обратите внимание на то, какой массивный опечек, срубленный в-лапу. Вот почему-то ниши под шестком нет, да и задвижку – трубу закрывать – художник не изобразил. Видимо, его детская память не ухватила эту важную техническую деталь.
Помню, как мы с мамой в 1956 г. купили маленькую избушку, и я впервые оказался в том доме. Печка была точь в точь похожа на эту: стояла вот также слева от входа в избу, устьем была направлена в переднюю светлую сторону к окну. Ее вот также от жилой части избы отгораживала полупереборка. Вот только лампочки и розетки не было, так как и электричества в деревнях на севере Ярославской области тогда не было. Помню, как я залез на печь и там на кожуке под потолком нашел книжку в красивом каленкоровом красном переплете. Называлась книга «Краткий курс ВКПБ». На первой странице был портрет И.В. Сталина. Я лежал на печи и читал эту книгу – и ни-ч-ч-его не понимал. Фото с сайта: http://9200514177.ucoz.ru
Сложить хорошую белую печь было делом непростым. Сначала прямо на земле в подполье на отдельном фундаменте устанавливалась опечье – небольшой деревянный сруб, служивший основанием для печи. На опечье настилали доски, на которых выкладывалось днище печи – под. Над подом из камня или кирпича сооружался полукруглый свод печи. Под имел слабый наклон в сторону устья. В топке русской печи взрослый дюжий мужик мог сидеть, и над его головой до свода оставалось еще около 20 см, а от его плеч до стенок печи было расстояние не менее 40 см.
Русская кухня. Обратите внимание на разделку у этой печи. Разделка – это утолщение дымохода там, где он касался или проходил сквозь потолок и крышу. В этих местах кирпичная кладка похожа на выпирающий венец. Делалась она для пожарной безопасности, ведь вокруг было сухое дерево. Столбик со странными металлическими крючками использовался для витья веревок. На крючки насаживали большой пук льняной кудели (льняного волокна) и вытягивали из него толстые нити, которые свивали в веревку. Фото с сайта: http://miss.ekabu.ru
Русская печка в кути русской избы. На печи стоит квашня с тестом, готовым к выпечке. Тесто уже вылазит из квашни. Сбоку к печке приставлена рифленая с одной стороны доска – рубель. Как сообщила нам читательница Ксения Выссоцкая, рубель использовали при глажке: одежду наматывали на длинную палку типа скалки и этим рубелём потом катали, обминали. Фото с сайта: http://9200514177.ucoz.ru:
Русская печь со временем по мере усовершенствования приобретала массу удобных приспособлений. Например: шесток, полочку перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу, печурки в боках печи, выступ на кожуке для хранения спичек и др. На шесток из печи после окончания топки выгребались раскаленные угли, предназначенные для кипяченя самовара и для утюга. В неглубоких нишах в стенке печи (печурках) обычно сушили мокрые рукавицы, носки и портянки. На плечике печи рядом с кожуком хранилось сухое, гладкое без сучков березовое полено для щепания лучины для растопки. Лучину щепали большим тяжелым ножом-тесаком, который почему-то называли косарь. В тёплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу, которую приносили из хлева.
Очень важное отличие русской печки по-белому от русской печки по-черному, на которое мало кто обращает вимание, – в том, что печка по-белому имеет самостоятельный фундамент, а печка по-черному стоит на полу. Объясняется это просто. Вес печи по-белому в два, а то и в три раза больше, чем вес печи по-черному. Пол такой вес уже не выдерживал, вот и пришлось делать отдельный фундамент.
»Русская печь – удивительное сооружение. Когда на улице мороз ниже –45°C, то спасти может только русская печка. Печь в русском доме – это огромное каменное сооружение, занимавшее подчас чуть ли не четверть площади жилища. Она долго, несколько часов, протапливается, но нагревшись, держит тепло и обогревает помещение в течение целых суток».
Что и как варили и пекли в русской печи
Убранство в кухне в русском доме. На шестке угольный утюг, возле устья ухваты и сковородник. На лавке деревянная лопата, корыто, кухонная доска для нарезки овощей и мяса, для стряпанья пирогов, самовар, два глиняных горшка, угольный самовар на металлическом подносе, тыква. Под лавкой две глиняные корчаги и большая глиняная крынка. На стене на длинной палке сечка, которой рубили капусту, мясо, рыбу, полка с посудой. На стену повешены сушиться пучки лекарственной травы и маленькая связка сухих грибов или кореньев. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/
Дрова в русскую печку складывали с вечера. При этом недалеко от устья делалась клетка из поленьев так: клались два полена вдоль печки на расстоянии 30–35 см друг от друга. На них перпендикулярно (поперек печи) клались еще два полена, а на эти два полена накладывалась кучка из 5–6 поленьев, ориентированных вдоль печи. Утром в клетку под поленья помещались под углом 45 градусов к поду горящие сухие лучинки. Когда дрова разгорались, клетку с горящими дровами сдвигали большим ухватом или кочергой вглубь печи к задней стенке, освобождая место для горшков и чугунков. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/o…
Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухвёдерный чугун. По высоте спокойно проходила и глиняная корчага с солодом для пива. Но самое главное – в печь через устье мог пролезть дюжий взрослый человек, чтобы вечером всласть попариться с березовым чесняговым веничком.
Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни семьи. С вечера хозяйка в печь поближе к устью складывала определенным образом дрова. За ночь они подсыхали. Рано утром, когда еще не рассвело, хозяйка вставала с постели первой и разводила в печи огонь, ставила в печь чугунки и горшки, в которых обязательно варилась картошка, щи, каша, в глиняной плошке или на сковороде она пекла блины или оладьи. Спустя часа три дрова почти полностью сгорали, можно было выгребать угли и золу, подметать под и сажать в печь хлебы, пироги, а также ставить горшки с пищей. Устье закрывалось заслонкой.
Ухват необходим для извлечения горячей посуды (горшков и чугунов) и чтобы ставить их в печь. Сковороды ставились в печь сковородником (чапельником). Деревянная лопата (или садник) в основном служила для посадки в печь форм с хлебным тестом и противней с сырыми пирогами. Извлекались из печи формы и противни клюкой (кочергой). Использовались также для приготовления пищи горшки разного размера, крынки, утятницы, гусятницы, плошки. Для ухода за печью, поддержания огня, выгребания углей и золы нужны были кочерги, совки, помело (метла на палке). Помелом выметали из печи золу. До сих пор поговорку можно услышать: «У тебя язык, что помело» – имеется в виду не только болтливый человек, но и в выражениях не очень чистый. Помело, одним словом.
В русской печи пекли прекрасные оладьи и блины. Жар на тесто воздействует не только от дна и боков сковородки, но и сверху, так как в печи воздух сильно раскален. Таких как в русской печи оладьев и блинов не испечь ни в духовке, ни тем более на плите. Сковородой управляли при помощи сковородника – металлической прихватки, насаженной на длинную палку. Такой сковородник, как и ухваты разного обхвата, имелись в каждом доме. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/ahtoh/view/461875/
У этой печи в шестке встроена топка с плитой, которая называется подтопок (русская печь с подтопком). Подтопок имеет свой дымоход, в котором 3–5 колодцев для оборотов дыма, после чего дым из подтопка поступает в общую с русской печью трубу. Прежде чем покинуть дымоход, дым все тепло должен отдать кирпичам дымохода – так называемому обогревательному щитку. Когда заканчивается топка русской печи, в ней часто остаются 2–3 не совсем прогоревшие головешки. Эти головешки переносят в подтопок, подкладывают немного дров и получают дополнительный источник тепла. Плита подпечка одновременно является и шестком русской печи. Когда топится подтопок, то трубу русской печи закрывают, и тепло из нее не выходит. Но труба подтопка в это время, естественно, открыта. Летом русскую печь не топят – жарко и без нее. Чтобы приготовить пищу, используют подтопок. А то и вообще устраивают печь времянку во дворе в летней кухне.
Русская печь – это отличная хлебопекарня. Раз в 4–5 дней хозяйка пекла хлеб. Тесто готовили с вечера в большой квашне, где оно выхаживало на шестке. В квашне всю ночь в смеси муки с водой бурно размножались дрожжи. Чтобы дрожжи хорошо размножались, квашню ставили в теплое, но не горячее место. Утром тесто замешивали, добавляя в него муку до нужной консистенции, и раскладывали в железные формы или на противень. Печь после топки вычищали от углей и золы, немного остужали и сажали в печь формы и противни с тестом с помощью деревянной лопаты.
Хлебопечение – непростое дело, не у каждой хозяйки и не всегда хлебы получались отменными. На качество хлеба влияло многое: и мука, и дрожжи, и температура в печи, и замес. Чтобы хлеб получался вкуснее, делали различные добавки в тесто: вместо воды брали сыворотку, добавляли корицу и многие другие ингредиенты. Фото с сайта: http://kirpichiki.pro/read/articles/russkaya-pech-v-kartinka.
Хлеб, испеченный в русской печи, был очень вкусным. Фото с сайта: http://forum.say7.info/topic48033-50.html
Моя бабушка пекла ржаной хлеб с тмином. Сейчас почему-то такой хлеб называется в магазинах «немецким». А какие она пекла пироги! Мне больше всего нравились пироги с малиной. Нет, не с малиновым вареньем, а с малиной. В августе пекла со свежей малиной, а зимой – с сушеной. Отменными были также пироги с клюквой и творогом. А вот пироги с рыбой мне не нравились.
Отварная рыба, приготовленная в чугунке в русской печке, значительно вкуснее сваренной на плите. По-моему, это щука. Во время моего детства каждый стоящий мужик в нашей деревне умел ловить рыбу. И странное дело, рыба в речке не переводилась. Сейчас никто рыбу не ловит, но рыбы в реке не стало. В среднем каждая семья в нашей деревне съедала 2–3 кг свежей речной рыбы в неделю. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/l-dubrava/view/442840/
Полина Лаврентьевна к празднику готовит пирожки и закрытые пироги. Пропеченые, пышные и румяные, они выйдут из русской печки. А вкусные – пальчики оближешь. Чтобы пироги сверху покрылись вкусной желтоватой корочкой, их сверху смазывают топленым сливочным, а за неимением такого – и растительным маслом. Масляный слой притормаживает испарение воды с поверхности пирога в печи, отчего он сильнее прогревается изнутри и не подсыхает. Фото с сайта:
http://fotki.yandex.ru/users/zheka-wmf/view/215382/
Русская печь в Архангельской области. Слева от печи стоит ушат для воды. Для стирки белья в нем грели воду, бросая в ушат раскаленные докрасна кани. Потом в нагретую воду добавляли золы, полученной от сгорания в печи ольхи или осины, и так получали щелок. Щелоком в отсутствии мыла стирали белье, простыни, занавески. Фото с сайта: scherbatovka.ru
Рыбный суп, сваренный в русской печи, имел особый вкус. Такой на плите не сварить никогда. Фото с сайта: http://yummybook.ru/catalog/recept/sup-rybnyj-iz-russkoj-pec.
Хлебы в печи испеклись, можно вынимать. Фото с сайта: http://photosight.ru
Пироги в печи. В каждой русской печке температурный режим был особый. Чтобы пироги получились удачными, каждая хозяйка приноравливалась к своей печи: какими дровами и в каком количестве топить, когда сгребать уголья в загнетку, когда пироги сажать в печь, как плотно или не очень прикрывать устье заслонкой, сколько времени держать пироги в печи. Фото с сайта: http://gorod.tomsk.ru
Такие (и еще тоньше) блины можно испечь только в русской печке. Раньше хозяйки предпочитали печь блины из овсяной муки. Фото с сайта: http://babylessons.ru
Топленое молоко с настоящей пенкой можно приготовить только в русской печке в глиняном горшке. На плите в городской квартире молоко при кипячении часто убегает, выливается на плиту, горит на ней и воняет на всю квартиру. В русской печи, даже если молоко убежит из горшка, не страшно. Сгорит – и запах уйдет вместе с дымом в трубу. Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/kuzma37rus/view/414696/
Чтобы ставить в печь и вытаскивать тяжелые чугуны и корчаги, применяли вот такое нехитрое приспособление. Чугун слегка приподнимали с помощью рычага, а потом катили на этом деревянном ролике. Все гениальное просто! Фото с сайта: http://berlogamisha.mybb.ru
Русская печь с подтопком. Слева от дверки подтопка еще одна дверка. Это дверка в духовку. Летом, когда русскую печь не топили, а топили только подтопок, в духовке можно было печь хлеб и пироги. Валенки – русское изобретение. Другой – более теплой, чем валенки, – обуви я не знаю. Никакие унты в сравнение с валенками не идут. Фото с сайта: http://ceotd_ug.giport.ru
Лежит Емеля на печи на девятом кирпичи. А почему на девятом? А это высота лежака от опечка в кирпичах. Чаще всего именно такой высоты и делали русские печки. Фото с сайта: http://www.activecenter.ru/fac…
Наверное, увидев этакую сценку, кто-то шутливо произнес: «А потом – суп с котом». Поговорка так понравилась, что до сих пор употребляется. Фото с сайта: http://www.bochkavpechatleniy.…
Надеюсь, этим рассказом о том, какую еду готовили в русской печи, я вызвал ностальгию о той жизни у пожилых людей и зависть у молодых. Мы, пожилые, хотя бы в памяти своей храним это, а молодые, если и видели подобное, то только в музее. Имея русскую печку, наши не столь уж далекие предки, не имея электричества и газа, имели и тепло в доме, и пищу вкусную, разнообразную и горячую до позднего вечера, которую даже разогревать не надо было. Постоянно в доме была горячая вода. А какое развлечение было для внуков, когда бабушка вытаскивала специальными клещами из печи нагретые докрасна камни и бросала их в ушат или в кадку с 3–4 ведрами воды! Камни страшно шипели, а кухня наполнялась клубами пара. Помню, как я сидел утром на печи, бабушка пекла тонкие овсяные блины, черпаком наливала жидкое тесто на горячую, смазанную маслом, сковороду. Тесто при этом шипело и пузырилось. А через минуту блин был готов, и я получал его с пылу с жару в тарелочке прямо на печку.