Что значит толстый вопрос в литературе
Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» на уроках
Обучение в школе в последние десятилетия направлено не на запоминание изложенных учителем фактов в готовом виде, а на осмысление той или иной информации. Поэтому всё большую актуальность приобретают педагогические приёмы, разработанные в рамках технологии критического мышления. В их число входит методика «Толстые и тонкие вопросы».
Содержание Свернуть
Понятие «толстых» и «тонких» вопросов и суть приёма
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Использование техники на уроках в школе
«Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:
Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:
Задача предподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.
Особенности работы с приёмом в начальном, среднем и старшем звене
С детьми разного возраста использование техники «Толстые и тонкие вопросы» имеет некоторые различия. Они связаны с количеством предлагаемых формулировок и работой над составлением таблицы. Что касается первого аспекта, то в начальном звене (таблицу можно начинать заполнять уже во 2 классе) рекомендуется не формулировать много «толстых» заданий, так как малышам ещё довольно трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определённого жизненного опыта. Также в работе с учащимися 1–4 классов составление таблицы должно вестись вместе с учителем, а самостоятельное освоение вопросника возможно только на этапе создания «тонких» вопросов.
В среднем звене ребята должны сами формулировать проблемные вопросы, а вот ответы на них учителю следует корректировать. Педагог может назначать «специалистов» по вопросам разного характера, только обязательно следует учитывать то, что «тонкие» задания значительно проще составляются и не требуют аналитического подхода при ответе.
Старшеклассникам полагается работать над заданием без помощи учителя
В старших классах вся работа с таблицей становится самостоятельной. И задача учителя — направлять ход рассуждений в соответствии с целями урока.
Примеры использования
Литература
Как уже было сказано, приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на уроках любого цикла. Однако гуманитарные и естественные науки, предполагающие работу с текстом, открывают большие возможности для применения техники. Например, на уроке литературы при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» таблица может иметь такой вид:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что связывало Базарова с Аркадием?
Когда они познакомились?
Как звали возлюбленную главного героя?
Было ли чувство взаимным?
Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?
Объясните, почему Базарова тяготили его родители?
Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?
В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?
Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?
Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?
Русский язык
В процессе рассмотрения темы «Причастный и деепричастный оборот» дети могут проработать такой вопросник:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что обозначает причастие?
Что обозначает деепричастие?
Как отличить причастие от деепричастия?
Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?
Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?
Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?
В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?
Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?
Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?
История
На уроке истории в рамках темы «Причины Второй мировой войны» ученики могут составить вопросник по такому образцу:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто руководил нападением на Польшу?
Что связывало политических руководителей Европы накануне войны?
Когда произошло первое нападение немецких войск на СССР?
Как звали главнокомандующего советских войск?
Было ли известно руководству СССР о готовящемся нападении?
Дайте три объяснения, почему была допущена война в Европе?
Объясните, почему нельзя было избежать такого способа разрешения конфликта?
Почему, как вы думаете, Сталин не прислушался к прогнозам аналитиков о намерениях Гитлера?
В чём различие подходов в подготовке солдат немецкой и советской армии?
Предположите, что было бы, если бы СССР проиграл войну?
Мог ли Жуков сократить человеческие потери?
Обществознание
«Толстые» и «тонкие» вопросы на уроках обществознания позволяют детям рассмотреть многоаспектность темы. Например, «Значение технического прогресса в жизни общества».
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что такое технический прогресс?
Когда человек начал понимать, что у прогресса есть отрицательные стороны?
Было ли возможным будущее человечества без технологий?
Дайте три объяснения, почему технологии прочно вошли в жизнь каждого человека?
Объясните, почему общество зависит от технологий?
В чём различие европейского и американского подхода к технологическому прогрессу?
Предположите, что будет с обществом, если технологии перестанут развиваться?
География
Для уроков географии приём «Толстые и тонкие вопросы» особенно удобен, так как позволяет глубже проанализировать те или иные природные явления. Так, при изучении темы «Мировые океаны и экологические проблемы» составление таблицы может стать основой для подготовки и написания проектных работ.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что связывает все океаны?
Когда они образовались?
Как называли океаны в древности?
Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?
Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?
Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?
Почему нельзя пить воду из океана?
В чём различие Тихого и Индийского океанов?
Предположите, что будет, если океаны высохнут?
Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?
Биология
На уроке биологии тема «Бактерии» может быть также рассмотрена при составлении таблицы вопросов:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что такое бактерии?
Когда впервые упоминаются бактерии?
Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий?
Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий?
Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека?
Объясните, почему бактерии являются живучими организмами?
Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии?
Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?
Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.
РКМ: “тонкие” и “толстые” вопросы
Толстые вопросы предполагают развернутые ответы, тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов.
На уроках можно использовать таблицу “Тонкие и толстые вопросы”.
Таблица “Тонкие и толстые вопросы” может быть использована на любой из трех стадий урока:
Первоначально учащиеся под руководством учителя осваивают технологию составления «тонких» и «толстых» вопросов с использованием текста учебника, а в последующем делают это самостоятельно. Возможно составление толстых и тонких вопросов при выполнении домашнего задания. Такая коллекция вопросов, составленная учащимися, может оказать помощь при организации опроса учащихся, либо взаимоопроса.
Дополнительно:
Чтобы сделать вопросы инструментом развития у учащихся мышления и понимания, следует использовать таксономию образовательных целей, которая является результатом многолетней работы большой группы американских ученых Чикагского университета под руководством Б. Блума. Необходимость создания таксономии Блюм объяснял существующими в образовании несоответствиями между тем, на что нацелена учебная программа, чему на самом деле учащиеся получают возможность научиться, и чему они фактически научаются.
Таксономия – (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.
Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых.
К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости.
Познавательная, или когнитивная, область, это та сфера познания, в которой главное – интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого (создаю новые идеи).
Традиционная иерархия мыслительных процессов
Планирование учебных целей и заданий на основе таксономии Блума
Таксономия Б. Блума: ключевые вопросы к каждому из уровней
Уровни | Ключевые вопросы к каждому из уровней |
Уровень один – фактические знания: |
Вопросы предполагают фактическое знание материала.
Вопросы требуют от учащихся
Переформулируйте собственными словами…
Насколько эти идеи сходны с…
Поясните значение (рассказа, диаграммы и т.п.)
Задание предполагает применение знаний к конкретной ситуации
Применить эту формулу для решения следующей задачи…
Вопросы требуют умения учащихся: абстрагироваться от конкретного материала, исследуя его составляющие
Опишите возможные мотивы
Различите теорию и факты
Вопросы побуждают учащихся выходить за пределы известного
Нарисуйте картину, сочините текст, выведите формулу и т.п., которые наилучшим образом иллюстрируют новый способ понимания…
«Толстые и тонкие» вопросы при работе с текстом на уроках литературного чтения
Стекачева Оксана Васильевна
«Толстые и тонкие вопросы» при работе с текстом на уроках литературного чтения
Когда использовать прием «толстых и тонких вопросов»?
Прием «толстых и тонких» вопросов может быть использован на любой из трех стадий урока (с точки зрения развития критического мышления).
На стадии вызова ( введение в проблему, актуализация опыта и знаний ), это будут вопросы на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.
На стадии осмысления содержания ( изучение нового материала ) прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
При рефлексии (закрепление материала ) – для демонстрации понимания пройденного.
Что дают нам вопросы?
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом»толстые».
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Рекомендации для учителя
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.
Для чего и как используется приём «Толстые и тонкие вопросы»
Для чего и как используется приём «Толстые и тонкие вопросы»
В контексте образовательного процесса для школьников важно не просто научиться механически запоминать и воспроизводить предлагаемый материал, но овладеть навыком установления причинно-следственной связи. С этой целью применяются методические приёмы развития логического мышления ученика, в числе которых обучение умению ставить вопросы и отвечать на них — как кратко, так и развёрнуто. Часто для этого используется такой приём, как «Толстые и тонкие вопросы».
«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. В ходе составления и разбора вопросов между учителем и учениками происходит дискуссия, стимулирующая творческие навыки, лучшее усвоение материала. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.
Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:
1. Умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.
2. Закрепить навык формулирования вопросов.
3. Научить культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.
Структура школьного урока включает три этапа: повторение, изучение нового материала, закрепление. «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать на каждом из них.
Таблица: применение вопросов на разных этапах урока
Дети отчитываются по домашнему заданию, отвечая на вопросы в конце статьи учебника.
Изучение нового материала
Учитель освещает новую тему, контролирует степень понимания, задавая «толстые» вопросы.
Дети с помощью учителя составляют вопросник, находя связь между полученными на уроке и уже имеющимися знаниями.
«Тонкие» и «толстые» вопросы на уроках начальной школы
Вопросы — вот тот простой инструмент, который позволяет педагогу направить процесс обучения в конструктивное русло. Ещё Пифагор учил своих подопечных размышлять, задавая им вопросы.
Примеры заданий для младших классов:
· составить «тонкий» вопрос по какой-либо теме и записать;
· дополнить формулировку какого-либо «толстого» вопроса;
· самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.
Таблица: природоведение — урок по заповедникам в 4 классе
Отвечая на «тонкие» вопросы, ученики последовательно связывают событие с дальнейшими действиями государства по созданию заповедников на территории России и охране национального достояния. Они могут проследить логическую цепочку действий по улучшению экологической обстановки. «Тонкие» вопросы:
· какой праздник отмечается 11 января? (День заповедников и национальных парков)
· когда организован первый заповедник в России? (В 1916 году)
· как назывался? (Баргузинский)
Изучение нового материала
Учитель ставит перед классом проблемные вопросы. Отвечая, дети начинают понимать, что человек должен относиться бережно к дарам природы:
· почему заповедные земли считаются священными?
· каковы особенности «Красной книги»?
На этапе закрепления детям предлагается составить два «толстых» вопроса по содержанию статьи учебника, разделённой на абзацы. Класс делится на группы, каждая работает над одной частью. Учитель проверяет варианты вопросов, комментирует, вносит поправки. Учащиеся записывают.
Урок чтения: творчество
· «тонкий» вопрос: назовите дату рождения (ответ: 1799 г.);
· составьте «толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» … (любят взрослые и дети, читают во всём мире, переведены на иностранные языки).
· «толстый» вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа?
Отвечая, ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет ответы текстом.
В средней школе умение обдумывать и размышлять, ставить вопросы и отвечать на них отвечает ряду задач соответствующего возрастного периода и облегчает их прохождение. Для подростка важно и самосознание, и общение со сверстниками; то и другое требует вопросов и ответов. В качестве задания на дом учитель может предлагать составить «толстые и тонкие» вопросы по содержанию произведения, текста статьи, дополнительного источника.
Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 7 классе
Урок-беседа (поможет учащимся раскрыть главную мысль произведения, выяснить отношение автора к событиям, изображённым в рассказе, выразить свою точку зрения).
1. Донести до детей, что действия и без злого умысла приводят к печальным последствиям.
2. Выяснить, понимают ли они это.
3. Укрепить у детей навык рассуждения и анализа художественного произведения.
После прочтения произведения дома составить свои «тонкие» вопросы. (На уроке проверяется выполнение, вопросы корректируются и записываются).
«Тонкие» вопросы от учителя
1. Перечислите героев рассказа.
2. Как вы понимаете значение слова «злоумышленник»?
3. Какое событие легло в основу рассказа?
«Толстые» вопросы от учителя
1. Каково ваше отношение к персонажу?
2. Что смешно и грустно в рассказе?
3. Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?
В течение занятия учитель акцентирует внимание учащихся на ответах на «тонкие и толстые вопросы», спрашивает: «Можно ли, используя только вопросы с конкретными ответами, раскрыть тему?»
Составить к рассказу «толстые» вопросы, которые помогут охарактеризовать главного героя рассказа «Злоумышленник». (Таким образом, размышления и оценка учениками материала продолжается дома и завершается на следующем уроке, когда учитель организует опрос или, например, коллоквиум по составленным толстым вопросам, а затем подведение итога по рассмотренной теме).
«Толстые» и «тонкие» вопросы в старшей школе
В старшем звене навык постановки вопросов совершенствуется, а педагог корректирует и анализирует грамотность формулировок. Умение анализировать материал и составлять вопросы требуется при написании сочинений, рефератов, комплексной работе с текстом, помогает в устной речи выдержать логику, в дискуссиях — обосновать свою позицию.
Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 10 классе
Роман «Преступление и наказание»
Научить вести спор, высказывать отношение и понимание проблемы, слушать оппонента.
В романе «Преступление и наказание» найдите главы, повествующие о переживаниях Раскольникова после преступления. Для работы предлагается самостоятельное прочтение текста с последующим обсуждением и выделением главной мысли.
«Тонкие» вопросы от учителя
1. Кто такой Родион Раскольников?
2. Назовите жертвы преступления.
3. Какая связь между ними?
«Толстые» вопросы (могут быть подготовлены учениками, откорректированы учителем)
1. Каковы причины совершения преступления?
2. Можно ли назвать поведение Раскольникова адекватным после убийства?
3. Почему персонаж хочет, чтобы деяние было раскрыто?
4. Готов ли он сам сознаться?
В ходе занятия учащиеся озвучивают собственную позицию, приводят подтверждение из текста, делают выводы о психологическом состоянии Раскольникова, который совершил преступление.
Подготовить сочинение по одному из «толстых» вопросов, озвученных на занятии.
Ответы на «тонкие» вопросы подготовят почву для дискуссии и использования текста произведения, для аргументированного ответа на последующие вопросы. «Толстые» вопросы заранее подготовлены учениками и откорректированы учителем.
Варианты «тонких и толстых вопросов» на различных уроках
Вопросы можно смело назвать методическим средством, доступным абсолютно любому учителю ещё с древности. Их легко встраивать в план урока, они позволяют работать и индивидуально, и в парах, и в группах. «Толстые и тонкие» вопросы направят вашу мысль.
Таблица: «толстые» и «тонкие» вопросы на уроках по различным дисциплинам (примеры)
Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы
Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления (см. подробнее: Крылова О. Приёмы развития критического мышления. Электронное пособие).
По пословице, доброе начало полдела откачало. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — это то доброе начало, которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приёма «Верные и неверные утверждения». Мы предлагаем учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Для экономии времени можно раздать табличку с предположениями в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить её у себя.
После знакомства с текстом учебника спрашиваем: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?
Учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт или попросту угадывая.
Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность, которая не покидает учеников до конца урока.
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму или учебной статье.
При изучении биографии можно использовать и приём прогнозирования. Так, на стадии вызова на уроке «Судьба А.С. Пушкина» учитель предлагает ученикам прочитать стихотворения Пушкина, расположенные не в хронологической последовательности (они должны быть в распечатанном виде, так как в сборниках обычно указывается, в каком году они были написаны): «Роза», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пора, мой друг, пора. », «Если жизнь тебя обманет…».
Затем следуют задания: 1) расположите эти стихотворения в хронологическом порядке и обоснуйте такую последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического героя, его мироощущение; 2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего эти стихотворения. Задание можно дополнить работой с портретами поэта, выполненными Вивьеном (1926), Соколовым (1836), Гейтманом (1822): к каждому стихотворению подберите тот портрет, который соответствует его настроению.
После высказывания учащимися прогнозов учитель сообщает правильную последовательность стихотворений и говорит о том, что каждое из них соответствует определённому этапу жизни Пушкина. Далее следует лекция об этих этапах или учащиеся самостоятельно знакомятся с ними по учебнику.
Ярким делает начало урока прогнозирование его темы или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям.
Проиллюстрируем это фрагментом урока «Пословицы северных народов» (литературное краеведение — третий урок курса). Учитель сообщает, что этот урок — знакомство с одним из жанров уникального северного фольклора, который ненцы называют И` нгудм`мэта вада`хара«.
С каким же жанром народного творчества мы познакомимся? (Пословица.)
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём “толстых” и “тонких” вопросов. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).