Что значит токката в музыке
ТОККАТА
Смотреть что такое «ТОККАТА» в других словарях:
ТОККАТА — ТОККАТА, токкаты, жен. (итал. toccata, букв. прикосновение) (муз.). 1. Произведение для клавишного инструмента (ист.). 2. Импровизация на органе на тему церковного песнопения (ист.). Токката Баха. 3. Произведение виртуозного характера для… … Толковый словарь Ушакова
Токката — (итальянское toccata, буквально прикосновение, удар) (музыкальное), виртуозная пьеса для какого либо клавишного инструмента. В 16 18 вв. токката вступительная пьеса типа прелюдии (И.С. Бах), в 19 20 вв. типа этюда (Р. Шуман, К. Дебюсси, М. Равель … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ТОККАТА — (итал. toccata букв. прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. В фортепианной токкате преобладает аккордовая техника (Р. Шуман, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.). Органные и… … Большой Энциклопедический словарь
токката — сущ., кол во синонимов: 1 • пьеса (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Токката — (от ит. слова toccare трогать, толкать) в старинноймузыке пьеса, назначенная для клавиатурных инструментов (преимущественнооргана). Характерная черта Т. состоит в том, что известная техническаяфигура постоянно проводится в пьесе то в левой, то в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Токката — Примеры токкат … Википедия
токката — (ит. toccata toccare прикасаться) виртуозная муз. пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром, размеренном, четко ритмованном движении, чаще всего с преобладанием ударной (молоточкообразной ) аккордовой техники. Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
токката — ы; ж. [итал. toccata] Муз. Виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром, чётко ритмованном движении. Исполнить, сыграть токкату. * * * токката (итал. toccata, букв. прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса… … Энциклопедический словарь
Токката — (итал. toccata, от toccare трогать, касаться) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепьяно, орган) в быстром темпе, чётком ритме, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники. Образцы фортепьянного Т. у Р.… … Большая советская энциклопедия
Значение слова «токката»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича. В XVI—XVIII веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла (например, циклы токкат у И. С. Баха).
ТОККА’ТА, ы, ж. [ит. toccata, букв. прикосновение] (муз.). 1. Произведение для клавишного инструмента (истор.). 2. Импровизация на органе на тему церковного песнопения (истор.). Т. Баха. 3. Произведение виртуозного характера для клавишного инструмента, характеризующееся однообразным и быстрым движением коротко длящихся тонов. Т. Шумана.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова полуполковник (существительное):
Что значит токката в музыке
Что такое токката, история токкаты
Виртуозное мастерство. Когда слышишь это хвалебное словосочетание, сразу представляешь роскошный концертный зал, на сцене которого музыкант – солист, искусно исполняя произведение, вызывает у слушателей бурный восторг, изумляя их блеском и совершенством своего профессионализма. Композиторами написано немало разнообразных сочинений, в которых музыкант может искусно продемонстрировать исполнительскую технику игры на инструменте, однако наибольшей виртуозностью отличаются концертные пьесы, принадлежащие к особому жанру. Такие произведения называются «Токката» и им свойственна не только энергичная моторность, но и невероятная художественная ёмкость.
Историю токкаты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое токката?
Токката – данный термин, с итальянского языка переводимый как «прикосновение», в нынешнее время означает концертное виртуозное инструментальное произведение, характерными чертами которого является непрерывное моторное движения в быстром темпе, динамичная устремлённость и чёткая ритмичность изложения музыкального материала. Однако необходимо отметить, что в процессе активного развития музыкальной культуры термин приобретал различные значения, то есть в разные времена словом токката именовали композиции, которые по стилю весьма отличались друг от друга.
Популярные токкаты
С. Прокофьев «Токката» d-moll. Это изысканное произведение, явившееся ярким проявлением дарования молодого композитора и его гениальной самобытности, именуют гимном юности и человеческой красоте. Композиция поражает необычным огненным языком и неординарным фактурным изложением музыкального материала. Данная блестящая пьеса сегодня оценивается как классический образец жанра и прочно входит в репертуарный список многих известных мировых исполнителей.
История
Зарождение жанра «токката» началось в глубокой древности, и было тесно связано с фанфарными сигналами, без которых в ту эпоху не обходилось ни одно значимое событие. Такие призывные звуки возвещали о начале народных празднеств, каких-либо зрелищных представлений, а помимо того сопровождали всякого рода церемониальные мероприятия. Исполнение фанфарной музыки осуществлялось не только духовыми, но и ударными инструментами, при этом ритм, отбиваемый барабаном, именовался словом, напоминающим по звучанию термин «токката». Несмотря на то, что такое название бытовало в течение длительного периода, первое документальное упоминание об этом относится к XIV веку.
Вскоре произведения с таким названием появились у композиторов, сочинявших музыку для органа. Одним из первых среди них был Клаудио Меруло, а затем эту эстафету подхватили такие выдающиеся представители итальянской органной школы того времени, как Джованни Габриэли, Андреа Габриэли и Луццаско Луццаски. Они сочиняли виртуозные «токкаты», насыщенные блестящими каскадными пассажами, не только как самостоятельные произведения, но и вступления к ричеркарам и фугам.
Следующим композитором, который внёс значимый вклад в развитие данного жанра, был известный представитель раннего барокко композитор Джироламо Фрескобальди. Работая церковным органистом, он начало богослужения всегда предварял исполнением импровизационных токкат, затем записывал их и издавал. Тем не менее именно в творчестве Фрескобальди «токката» стала утрачивать прикладную литургическую функцию и приобретать светский характер, а кроме того он первым из композиторов в одном из своих сборников объединил токкату и фугу в единый музыкальный цикл.
Несмотря на то, что «токката» зародилась в Италии, своё дальнейшее развитие она получила в Германии. Немецких музыкантов с новым жанром познакомил Ганс Лео Хасслер, в молодости проходивший обучение в Венеции у Андреа Габриэли. Впрочем, композиторы Германии новым жанром заинтересовались не сразу, а лишь спустя время. Первыми на «токкату» обратили внимание Дитрих Букстехуде и Иоганн Пахельбель. При этом если Пахельбель сочиняя «токкаты» придерживался норм, установленных Фрескобальди, то Букстехуде отметил их некоторыми нововведениями, к примеру, гомофонный склад «токкаты» раскрасил элементами полифонии. Помимо этого, его композиции, наполненные драматическим накалом, эмоциональной возвышенностью, отличались необычайно высокой степенью виртуозности.
Так, беспрестанно развиваясь, жанр наивысшего пика своего усовершенствования достиг в «токкатах» великого Иоганна Себастьяна Баха . Его творения выделяются глубоким идейным содержанием, богатым тематическим материалом, разнообразием форм и технической сложностью музыкального материала. Сочетая в себе гомофонное и фугированное письмо, они в такой степени совершенны и так эмоционально воздействуют на слушателей, что и в нынешнее время исполняются как самостоятельные концертные номера, а королевой всех «токкат» до сих пор считается композиция из двухчастного цикла «Токката и фуга ре-минор» .
Интересные факты
Токката. Этот виртуозный жанр, зародившийся много веков назад, сегодня пользуется большой популярностью. Наполненные динамизмом, неудержимым движением и захватывающие слушателей своей стихией, токкаты, созданные в разные времена, с завидной регулярностью звучат в концертных залах. Необходимо также отметить, что эта увлекательная творческая форма непрестанно захватывает внимание современных композиторов.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Что значит токката в музыке
Виртуозная Т. представлена у Фрескобальди в сб. «Toccate e Partite» (2 книги, 1615 и 1627). Усложнение исполнит. техники сказывается, в частности, в появлении педальной партии в нек-рых Т., содержащей более или менее длительные орг. пункты. Примечание «sopra i pedali e senza» указывает, что эти пьесы могут быть исполнены и без педали. Т. в прелюдийной функции встречается в сочетании с канцоной («T. e Canzona»). Такое сочетание (хотя и в несколько ином виде), а также композиц. план этого цикла с прелюдийной «вставкой» в канцону были восприняты последователями Фрескобальди.
В токкатах Д. Букстехуде (сходных по существу с его циклами прелюдий и фуг) композиц. принципы, восходящие к токкатам Фрескобальди, сочетаются с полифонич. приемами северонем. школы. Примечательно наметившееся в них обособление токкатно-прелюдийных и фугированных разделов по типу контрастно-составных форм. Свойственные его Т. ораторский пафос, драматизм, богатство фантазии, виртуозная фактура (сложная педальная техника) подготавливают нек-рые стороны баховского орг. стиля.
Во 2-й пол. 17 в Т. превращается в самостоят. конц. жанр, утрачивая свою прикладную (литургич.) функцию. С кон. 17 в. она входит в светские циклич. произв. (см., напр., сюиту для клавесина А. Польетти).
В образовании трёхчастного цикла T.-Adagio-фуга (орг. T. C-dur (BWV 564), клавирная T. G-dur (BWV 916)) сказывается воздействие новых принципов концертирования. Т. (первая часть, дающая назв. всему соч.) в таком цикле виртуозна, может содержать своего рода сольную каденцию (solo педали в орг. Т.), по структуре напоминает старинные концертные формы.
Жанр Т., характерный по стилю и композиц. принципам, оказывает известное воздействие на баховские прелюдии (см. прелюдию Es-dur из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира», орг. прелюдию c-moll, BWV 549,), циклы прелюдий и фуг (напр., орг. прелюдия и фуга a-moll, BWV 551).
Литература: Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940; Клин В., Вступит. ст., в изд.: Токкати для фортепiано, I, Кипв, 1975; Петраш A., Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975, с. 198-99.
Токката
Пр. Себастьяна Баха,
исп. на пианино
Randolph Hokanson
Пр. Иоганна Пахельбеля, | |
Помощь по воспроизведению |
Пр. Иоганна Пахельбеля, | |
Помощь по воспроизведению |
Пр. Алессандро Скарлатти, | |
Помощь по воспроизведению |
Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.
Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича. В 16-18 веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла (например, циклы токкат у И. С. Баха).
Полезное
Смотреть что такое «Токката» в других словарях:
ТОККАТА — ТОККАТА, токкаты, жен. (итал. toccata, букв. прикосновение) (муз.). 1. Произведение для клавишного инструмента (ист.). 2. Импровизация на органе на тему церковного песнопения (ист.). Токката Баха. 3. Произведение виртуозного характера для… … Толковый словарь Ушакова
Токката — (итальянское toccata, буквально прикосновение, удар) (музыкальное), виртуозная пьеса для какого либо клавишного инструмента. В 16 18 вв. токката вступительная пьеса типа прелюдии (И.С. Бах), в 19 20 вв. типа этюда (Р. Шуман, К. Дебюсси, М. Равель … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ТОККАТА — (итал. toccata букв. прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. В фортепианной токкате преобладает аккордовая техника (Р. Шуман, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.). Органные и… … Большой Энциклопедический словарь
токката — сущ., кол во синонимов: 1 • пьеса (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Токката — (от ит. слова toccare трогать, толкать) в старинноймузыке пьеса, назначенная для клавиатурных инструментов (преимущественнооргана). Характерная черта Т. состоит в том, что известная техническаяфигура постоянно проводится в пьесе то в левой, то в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
токката — (ит. toccata toccare прикасаться) виртуозная муз. пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром, размеренном, четко ритмованном движении, чаще всего с преобладанием ударной (молоточкообразной ) аккордовой техники. Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОККАТА — Слово «токката» произошло от итальянского toccare, что значит трогать, касаться. Когда то так называли всякое произведение для клавишных инструментов клавесина, органа. А в прошлом веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого… … Музыкальный словарь
токката — ы; ж. [итал. toccata] Муз. Виртуозная музыкальная пьеса для фортепьяно или органа, выдержанная в быстром, чётко ритмованном движении. Исполнить, сыграть токкату. * * * токката (итал. toccata, букв. прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса… … Энциклопедический словарь
Токката — (итал. toccata, от toccare трогать, касаться) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепьяно, орган) в быстром темпе, чётком ритме, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники. Образцы фортепьянного Т. у Р.… … Большая советская энциклопедия