Что значит типовые фрагменты в тексте
Типового фрагмента текста
Выявление таких единиц текста, как высказывание и СФЕ, дает представление о формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста. Однако текст как единица коммуникативная нуждается в характеристиках своего строения и в ином плане – функциональном, смысловом. Функция (назначение) и смысл прежде всего создают характеристические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте (Валгина, 2003, с. 75).
Типизированные смыслы находят свое воплощение в типизированных способах, формах их смыслового воплощения. Перечисленные термины – описание, повествование, рассуждение – используются в лингвистике текста и лингвометодике для обозначения фрагментов текста с соответствующим значением. Описание, повествование, рассуждение – это функционально-смысловые типы речи (ФСТР), то есть типы речи, которые зависят от ее назначения и смысла. По традиции выделяют только три указанные ФСТР, хотя анализ разных текстов приводит в выводу о недостаточности такого чрезмерно обобщенного деления.
Однако в современной лингвометодике принято считать (Капинос и др., 1994, с. 29), что все разнообразие содержания высказываний в конечном счете может быть сведено к трем видам:
1) отраженный мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;
2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;
3) мир в причинно-следственных связях.
Вместе с тем существует потребность в наиболее подробной типологии, в выделении структурно-семантических разновидностей типов речи.
Г.А.Золотовой разработан перспективный подход к созданию лингвистически значимой типологии текста (Золотова, 1979). Г.А. Золотова предлагает увидеть, что большую роль в формировании ФСТР играет характер рематических компонентов отдельных высказываний в тексте, именно они формируют тип текста.
Так, например, при описании предмета обычно используется ряд однотипных по значению и строению предложений: каждое из них имеет значение «предмет и его признак». Высказывание при этом членится на тему и рему, где темой является предмет, а ремой признак, качество предмета. Предмет речи (тема) членится, в нем выделяются различные стороны (части), в реме же каждый раз сообщаются признаки этого тематически расчлененного предмета. Смысл целого (всего текста), таким образом, создается сложением смыслов частей (отдельных высказываний). В этом случае можно говорить о рематической доминанте текста (или его фрагмента). В нашем примере рематическая доминанта имеет качественно-признаковое значение.
Рематическая доминанта сигнализирует семантическую общность фрагмента текста и способствует выделению смысловых фрагментов.
Рассмотрим следующий фрагмент:
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась…
(В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе).
Содержание данного текстового фрагмента составляет описание цветника. Типовое значение этого фрагмента – «предмет и его признаки» (содержание отвечает коммуникативному заданию: конкретизировать признаки, качества предмета). Все предложения фрагмента информируют о предмете и его признаках.
Ремы сообщают качественные признаки тематически расчлененного предмета (цветник: травы, решетка). Грамматическое значение ремы (качественное) во фрагменте выражено различными морфологическими средствами: именами прилагательными со степенными определителями (очень запущен) и без них (небольшой, полукруглый), глаголами, имеющими признаковое значение, в сочетании с определительными наречиями (густо разрослись; совсем облезла, рассохлась, развалилась). Разнообразие способов выражения рематического значения немаловажно в стилистическом отношении.
Понятие рематической доминанты позволяет выделить границы типового фрагмента текста (В реальном тексте фрагменты перемежаются или образуют смешанные типы). Значение (характер) рематической доминанты дает возможность дифференцировать текстовые фрагменты. Г.А. Золотовой выделены и описаны следующие типовые фрагменты:
— характеристика персонажа, предмета;
— состояние (природы, среды, лица);
— изменение состояния, переход от состояния к действию;
— субъективно-оценочное восприятие действительности (Золотова, 1979).
Это далеко не полный перечень существующих типовых фрагментов текста, но они наиболее частотны и характерны для художественной литературы. Разумеется, в реальной речевой практике говорящие и пишущие реализуют гораздо больше коммуникативных задач, и каждая из них ищет адекватную речевую форму (модель текста). Так, например, коммуникативное намерение сравнить, резюмировать, обобщить требует схемы определения, объяснения; намерение приказать, побудить к действию – схемы инструкции, директивы и т. п. Тексты соответственно приобретают ту форму, которая помогает выполнить коммуникативную задачу. Таким образом, в типах речи отражается зависимость высказываний от описываемой действительности.
Структура основных ФСТР
(описание, повествование, рассуждение)
Описание – ФСТР, в котором раскрываются признаки предмета. Описание – это способ изложения, при котором картина целого создается последовательным перечислением его свойств и характерных черт. В большинстве случаев оно фиксирует внешние, видимые особенности предмета, присущие ему в определенный момент. Структурно-смысловыми разновидностями описания являются потрет, интерьер, пейзаж, описание животного, растения, любого неодушевленного предмета. Возможно и описание состояния человека, состояния среды.
Описания могут быть статические и динамические (в зависимости от предмета описания).
Итак, описание создается для того, чтобы характеризовать предмет. Признаки предмета являются новой информацией, ради которой и создается высказывание. Развитие мысли (и текста) происходит за счет накопления признаков. Предмет речи располагается в пространстве и воспринимается одномоментно (как на картине). В текстах различных стилей речи различен подход к выделению сторон, деталей, подлежащих описанию. В научном, деловом стилях характеристика предмета должна быть предельно полной, точной, последовательной. Это информационные, структурные описания.
В художественной литературе акцент делается на самых ярких деталях, позволяющих тем самым создать образ предмета.
В публицистике описание должно включать наиболее характерные, существенные детали, расположенные в такой последовательности, чтобы читатель мог представить целостную картину, не перегруженную лишними подробностями и не вызывающую чувства неудовлетворенности из-за неполноты.
Безусловно, для описаний в различных стилях речи должны быть выбраны адекватные языковые средства:
1) обеспечивающие точность описания (функция информирования);
2) отражающие особенности авторского видения предмета (функция воздействия и эстетическая функция).
Повествование – ФСТР, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. Повествование представляет собой рассказ о событиях, который ведется в определенной временной последовательности. Последовательность может быть прямой, когда о событиях рассказывается в том порядке, в каком они происходили, но последовательность может быть и нарушена добавочными линиями повествования, возвратами в прошлое (ретроспекция), экскурсами в будущее (проспекция). В первом случает повествование основано на хронологическом принципе. Во втором – на принципе смыслового развертывания. При этом каждый элемент смысловой структуры должен быть значимым. К художественному тексту применимы термины «фабула» и «сюжет». Если фабула – это совокупность событий, о которых сообщается в произведении, то сюжет – это те же события, но изложенные в том порядке, в котором автор посчитал необходимым сообщить их читателю.
Итак, в повествовании дается представление о развитии описываемых событий. Развитие мысли (и текста) происходит за счет сообщения о сменяющихся действиях героя (-ев) (это и есть новая информация). Предмет речи располагается в пространстве и воспринимается во времени (как в кино). Автор текста организует движение времени и развитие действия. В целом последовательный текст состоит из вступления, завязки, развития действия, кульминации, развязки, заключения.
Повествование, как и описание, подчиняется требованиям стиля речи. Деловое и научное повествование должно быть объективным, точным, последовательно сообщающим о действиях лица (лиц) и обо всех обстоятельствах дела (где? когда? зачем? почему? каким образом?). Такое изложение требует лаконичной формы, но предполагает исчерпывающую полноту.
Художественное повествование содержит субъективную интерпретацию событий, и организация сюжета целиком подчинена воле автора. И в художественной, и в публицистической литературе ясность и краткость остаются важными качествами рассказа. В повествовательном тексте необходимо оптимально выбрать узлы повествования (события), чтобы читателю была ясна суть происходящего, его связь с предыдущими и последующими событиями. Из-за пропуска узлов могут возникнуть неясности. С другой стороны, следует исключить упоминание о событиях несущественных. Читатель должен представлять, как происходили события: быстро или медленно. Обращает на себя внимание авторская манера повествования, умение вести рассказ и специальная организация ведения рассказа (от 1-го лица, от имени рассказчика; сам образ повествователя небезразличен для читателя).
В использовании стилистически маркированных языковых средств повествования в строгих стилях речи отличаются от повествований в нестрогих стилях так же, как и описания.
Если содержанием описания и повествования является сама внеязыковая действительность, а целью – сообщение о ней, констатация фактов, то содержанием речи – рассуждения являются связи между предметами и явлениями действительности, установленные человеком. Это прежде всего причины и следствия явлений, открытые человеком в результате его познавательной деятельности. В рассуждении имеется не предмет для характеристики и не происшествие для рассказа, а одна мысль (тезис), которую требуется или доказать как справедливую, или опровергнуть как ложную.
Гелий не металл. Докажем это.
Все металлы электропроводны. Если гелий металл, то он электропроводен.
Гелий не электропроводен.
Следовательно
Гелий не металл. Что и требовалось доказать(пример А.А.Ивина).
Коммуникативной задачей говорящего (пишущего) в речи – рассуждении является аргументация: это либо доказательство истинности (в научной, деловой коммуникации), либо обоснование предпочтительности своего мнения (в публицистике, рекламе, в художественной литературе, в бытовой коммуникации). Текст-рассуждение всегда появляется в ответ на спорный вопрос, как попытка разрешить проблему.
Для рассуждения как типа речи характерны прежде всего причинно-следственные отношения отдельных предложений-суждений, входящих в сообщение. Все предложения в тексте подчеркнуто логически связаны между собой, текст является единым целым. Одно суждение с необходимостью вытекает из другого, развивает его и дает основание для другого суждения. Это качество речи и называют логичностью. Пределом логичности является умозаключение – вид строго логического развертывания мысли с устойчивой определенной структурой (Разновидности умозаключений – фигуры силлогизма – описаны формальной логикой). Например:
Всякий порок заслуживает порицания.
(значит) Скупость заслуживает порицания.
В неформальных рассуждениях нередки умозаключения (силлогизмы), в которых отпускаются элементы; такие силлогизмы называются энтимемами. Например: Скупость, как и всякий порок, заслуживает порицания (Опущен элемент Скупость – это порок).
Однако собственно умозаключение (как логическая форма мысли) редко встречается в ненаучной речи (даже в сокращенном виде – энтимеме). В широкой речевой практике рассуждением называется именно тип речи (модель текста) с устойчивой структурой. Обязательны следующие части полного рассуждения:
почему? что из этого следует?
тезис обоснование: вывод
потому что аргументы, поэтому
Тезис— это суждение, формирующее основную мысль, которая представляется спорной.
Основная часть – обоснование (или собственно доказательство), содержащая аргументы и отражающая мыслительные операции, ход рассуждения.
Вывод – то же самое (что и тезис) суждение, но уже доказанное (обоснованное), логически вытекающее из хода рассуждения.
Тезис: С ростом знаний о человеке растет средняя продолжительность его жизни.
Обоснование: С ростом знаний о человеке возрастает способность защитить его от болезней (аргумент), а это приводит к тому, что в среднем человеческая жизнь удлинняется (демонстрация хода рассуждения).
Вспомним, как много детей умирало в прошлых веках, так как им не делали прививок от многих болезней (пример – иллюстрация)
Вывод: Таким образом, рост знаний о человеке увеличивает продолжительность жизни человека.
В художественных произведениях рассуждения разнообразны по структурной организации. В них может присутствовать собственно ход рассуждения, без тезисов и выводов. Само рассуждение строится вне рациональной схемы и без сигналов логической связи (вводных слов, союзов и т.п.), они подразумеваются, но не включаются в ткань текста. Например:
А многие звери так никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.
Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и всё тут.
Жир ведь – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, а когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища, через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.
Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже – и на боковую.
Да ещё греет их жир: он холода не пропускает.
В.В.Бианки. Сам себе кладовая.
Напомним, анализ речевой организации текстов свидетельствует о том, что разные типы изложения (описание, повествование, рассуждение) могут по-разному комбинироваться, переходить из одного в другой на разной протяженности текста. Текстообразование реагирует на виды содержательной информации. В зависимости от этого и избирается способ изложения. Описательный контекст обычно привязан к лицу, месту, обстановке, предметам. Повествовательный – к событиям, развернутым во времени и в пространстве. Авторские рассуждения сопровождают части текста, передающие концептуальную информацию.
Типовые фрагменты текста
Конь Еламана блестел, лоснился короткой гладкой шерстью. Он переступал, приседал, фыркал и мотал головой, прося повод. Еламан восхищенно посмотрел на острые, чуткие уши, на длинную упругую шею своего скакуна, вдруг ударил его пятками, пустил поводья и сорвался с места вскачь.
/А.Нурпеисов. Кровь и пот./
/Что находится здесь/
Дом Улжан самый большой в зимовье Жидебай. Гостеприимный, просторный, он весь украшен коврами, кошмами, алаша. Светильник еще не зажжен. Просторная комната, не обычно пустая, кажется покинутой.
Описание состояния человека
Каждый день начинался со счастья: родился верблюжонок. Кенжекей прямо с ума сошла, готова жить возле него постоянно. Целыми днями она вертелась около маленького тонконогого рыжего верблюжонка, глядела ему в чистые большие смолисто-черные глаза! То и дело ей казалось, что верблюжонок вот-вот упадет, не удержится на тонких, слабых ножках.
/А.Нурпеисов. Кровь и пот./
/Что делает предмет?/
/Нурпеисов. Кровь и пот./
Этика /греч. Ethica, от ethos – обычный/ – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем.
/Словарь по этике. М, 1981/
Закат гас, наступала темнота. Ветер утих, облака к ночи сбились, обложили небо, но грозы вроде бы нельзя было ждать. Ночь приходила теплая, душная, пищали комары, по восточному горизонту перекатывались зарницы.
/А.Нурпеисов. Кровь и пот./
Проанализируйте памятку для анализа текстов разных типов. Подберите тексты (описание, повествование, рассуждение), связанные с вашей специальностью, и разберите их, пользуясь, памяткой.
3. Наблюдение за влиянием стиля, темы и основной мысли на организацию текста: на отбор сведений, состав типов речи, использование языковых средств.
Наблюдения над текстом описательного характера
2. Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли? Все отобрано? Нет ли лишнего?
Наблюдения над текстом повествовательного характера
1. Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны? Достаточно ли использовано материала?
2. Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?
Типовые фрагменты текста это в русском языке
Типы речи как фрагменты текста
Такие обобщенные значения свойственны группам текстов, называют типовыми.
Типами текста принято называть фрагменты текста определённого типового значения. Среди типов речи выделяют: предмета, описание места, повествование, рассуждение, фрагменты со значением субъективной оценки и др.
Типовое значение фрагментов текста, содержанием которых является окружающая нас действительность, неодинаково: в описании разные стороны действительности отражаются в статике, а повествовании — в динамике.
Чтобы отчетливее представить себе все сказанное о типах речи, выполните следующее задание.
Этот прием помогает лучше понять специфику типовых значений текстовых фрагментов. Так, возможность передать содержание с помощью снимков свидетельствует о том, что в тексте говорится о фактах, событиях, т.е. об окружающей нас действительности. Невозможность воспользоваться фотоснимками убеждает в том, что содержанием текста являются мысли, логические связи между предметами, обобщения, сделанные человеком. Кроме того, оценивая возможность представить содержание текста одним снимком или несколькими, мы делаем очевидным такой признак описания, как статичность, и такой признак повествования, как динамичность.
Как уже говорилось, в жизни нам постоянно приходится создавать и воспринимать высказывания различных типов. Каждое типовое значение предполагает для своего выражения использование определенных средств языка. Знания о типах речи, различных способах выражения типового значения, об особенностях употребления языковых средств позволяют учителю более целенаправленно обогащать речь учащихся.
Рассмотрим несколько типов речи, особенно актуальных для речевой практики младших школьников.
Повествовательный текст отвечает на такие вопросы: кто? что делал? где? когда? как? действия протекают во времени, чередой, одной за другим. Для того, чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, ещё, уже и др.
Схема построения повествовательного текста
1. Начало действия
а) место
2. Развитие действия
а) сообщение о действующем лице
б) особенности и порядок действий
Чтобы придать тексту большую выразительность, в ряду с глагольными формами прошедшего времени совершенного вида могут употребляться и другие. Так, глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают возможность выделить одно из действий, подчеркнув его длительность. Обычно при этом значение длительности усиливается словом «долго». Глаголы настоящего времени позволяют представить действие как бы происходящим на глазах читателя или слушателя; формы глагола будущего времени совершенного вида с частицей «как» (как прыгнет!), а также формы типа «хлоп!», «прыг!» помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность того или иного действия.
Проведение наблюдений за построением повествований (за отбором сведений, конкретизацией действий, использованием глагольных форм, построением предложений с опущенным названием действующего лица, другими способами предотвращения повторов-недочётов) полезно и возможно проводить как на уроках русского языка, так и чтения. Такая работа важна не только для обучения созданию повествовательных текстов, но и для развития у детей чувства языка, воспитания внимания к слову, совершенствования способности осознано воспринимать текст.
Одной из форм, используемых для обозначения действий в деловом повествовании, является форма настоящего времени третьего лица со значением «так делают, так принято делать». Могут использоваться и другие формы, например слова «надо, нужно, необходимо, следует» + неопределённая форма глагола (надо взять, нужно положить) форма первого лица мн.ч. (берём, отрезаем) и т.д.
При создании деловых повествований большие трудности у детей вызывает не только выбор глаголов, но и использование слов для подчёркивания последовательности действий. Важно следить, чтобы младшие школьники пользовались для этих целей всем возможным арсеналом средств: потом, затем, после этого, во-первых, во-вторых, прежде всего, наконец и др.
К описаниям учащиеся начальных классов менее восприимчивы и, как правило, не тяготеют к созданию данного типа речи. Однако постепенно описательные фрагменты всё больше и больше попадают в поле зрения школьников, начинают встречаться в их высказываниях, поэтому учителю необходимо о таких текстах иметь хотя бы общее представление. Из всех разновидностей описания (предмета, места, состояния среды, состояния человека) в первую очередь остановимся на описании предмета. Современная программа для начальных классов предусматривает обучение младших школьников созданию высказываний такого типа.
ления слов и т.д., т.е. средства, помогающие словами как бы изображать предмет.
Недочёты детских описаний предмета бывают связаны с тем, что ученики не умеют рассматривать то, о чем говорят или пишут, выделять те детали, части, из характеристики которых сложится общая картина, не умеют вычленять существенные признаки. Местами, опасными сточки зрения возникновения недочетов, в описании предмета являются: «данное» предложений, а также слова-связки между названием предмета и его признаками.
Одним из увлекательных видов работ, позволяющих учить детей художественному описанию предмета, являются сочинения-загадки.
В программе по русскому языку для начальных классов отмечается, что школьники учатся составлять короткие (два-три предложения) устные и письменные зарисовки описательного характера хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека и др. В связи с этой рекомендацией хотелось бы обратить внимание учителя на следующее.
Знание о строение различных типов речи, наиболее распространенных их соединениях нужны не только младшим школьникам, сколько учителю, чтобы, опираясь на эти знания, он мог правильнее отбирать материал для работы, более целенаправленно учить детей как восприятию текстов, так и их созданию.
Рассуждение, как и любой другой тип речи, имеет своё строение.
Знание соответствующих закономерностей, правил облегчает процесс как создания высказываний, так и их восприятия, делает этот процесс подконтрольным, а потому более осознанным. Познакомить младших школьников со структурой элементарных рассуждений целесообразно уже в первом классе.
В первый месяц обучения, после того как маленькие школьники почувствовали, что иногда им бывает непросто ответить на вопрос учителя, на помощь им приходит «Объясняй-ка» и приносит с собой схему:
Стилистика как необходимая база для речевой работы
· Сферу обиходно-бытового общения обслуживает разговорный стиль;
В жизни мы прибегаем к той или иной речевой разновидности в зависимости от условий общения, от того, какие задачи решаем в данный момент: хотим обменятся личными впечатлениями, сообщить какую-то общественно значимую или научную информацию, объяснить её, передать своё видение мира или воздействовать на мысли и чувства других людей. В зависимости от решаемых задач мы и строим высказывание определенного стиля: разговорного, официально-делового, научного, художественного или публицистического. Требования к отбору содержания, к использованию языковых средств в каждом стиле свои; интуитивно чувствуя эти требования и выполняя их, мы и создаём в разных ситуациях различные высказывания.
Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 124 | Нарушение авторских прав
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Строение текста»
Тема урока: Строение текста
Тип урока: урок изучения нового материала.
1) Дать понятие «строение текста», способы и средства связи предложений в тексте.
2) Формировать умение «видеть» структуру текста, анализировать текст на разных уровнях
3) Развивать внимание к языковым средствам
1. Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная.
2. Средства связи предложений в тексте (лексические: повтор, синонимические замены, местоимения, союзы; синтаксические: синтаксический параллелизм, анафора, эпифора)
3. Понятие «типового фрагмента», типы речи.
4. Стили речи и их основные признаки.
5. Орфограммы: Н-НН в причастии, слитное и раздельное написание НЕ со всеми частями речи.
Синтаксис: СП с разными видами связи, типы соподчинения придаточных.
1. Производить графический анализ предложений, составлять графические схемы.
2. Производить типологический анализ текста.
3. Определять строение текста, строить текст по заданным условиям в заданном стиле.
4. * Определять тему, проблему произведения, место эпизода в произведении, роль изобразительно-выразительных средств в произведении.
Что делают ученики
Сообщение темы урока, целей урока, требований к знаниям и умениям, разделить класс на 2 группы:
2. Проверка дом.задания
Дом.зад. будет проверено позже, в течение урока –типологический анализ эпизода из пов. Горького «Мои университеты»
3. Орфографическая пятиминутка
4. Синтаксическая пятиминутка
Какие типы СП вы знаете? (союзные, бессоюзные)
На какие 2 группы делятся союзные предложения? (ССП, СПП)
Как ставятся знаки препинания в БСП?
Как ставятся знаки препинания при стечении союзов?
Работа с программой 1С-репетитор———-
5. Работа с текстом
Что значит типологический анализ текста?
Что такое типовой фрагмент?
Какие типы речи вы знаете?
Раздать текст Горького (в т.ч. присутствующим)
Каково же строение этого текста?
1 ученик зачитывает типологический анализ текста
6. Подача нового материала
Перед вами 2 текста. Одинаково ли связаны предложения в них?
Перед вами 2 схемы, отражающие способ связи предложений в тексте. Установите соответствие. Докажите свое мнение.
Дать понятие цепной и параллельной связи. Какие используются средства связи между предложениями?
Определите средства и способы связи предложений в тексте Горького (типовой фрагмент№2)
7. Работа в группах
Каждой группе дан микротекст с заданием.
Распределите задание между членами группы и ответьте на вопрос: зависит ли способ связи предложений от типа текста?
а) Повеств, описан., худ.стиль, цепная
б) повеств., научно-публицист, цепная
Текст№4 описание, худ.стиль, параллельн.
8. Закрепление изученного
Итак, что такое текст?
Какие способы связи предложений в тексте вы знаете?
Какие средства связи предложений в тексте бывают?
Задание: составить текст по заданным условиям на тему «Цветы»
1 группа: повествование, цепная связь, подчеркнуть средства связи между предложениями
описание, параллельная связь
9. Индивидуальная работа с текстами
Работа с текстами изложений из сборника
1. Определить стиль
2. Разбить текст на типовые фрагменты
3. Определить средства и способы связи предложений в тексте
4. Произвести типологический анализ текста (тема, проблема, связь типологических фрагментов, изобразительно-выразительные средства, их роль)
Оценивание, дом. Задание – творческая часть к текстам изложения
по теме Н-НН в причастии
1. В обоих случаях пишется «НН» в ряду:
А) вспаха__ое поле, рва__ый мешок
Б) асфальтирова__ое шоссе, слома__ая игрушка
В) стекля__ый стакан, зеле__ый галстук
Г) нежда__ый гость, купле__ый билет
2. В слове пишется НН:
А) заржавле__ый ключ
Б) рассея __ый ученик
3. На месте пропусков в предложении пишется НН:
А) Бабушка любила кушать грузди, жаре__ые в сметане, отваре__ые в рассоле.
Б) У затопле__ых причалов стояли просмоле__ые рыбацкие лодки.
В) Ему подавали копче__ое мясо и слое__ые пирожки.
1. Он долго не подходил к телефону и когда я уже хотел отключиться решив что писателя нет дома трубку сняли.
2. И когда вечер опускается на землю и густеет синь под дубами когда последние лучи заходящего солнца играют в вершинах горных исполинов кажется что покой нисходит с небесных высот.
Вставьте пропущенные знаки препинания, определите тип сложного предложения.
1. Когда мы уже хотели войти в комнату дверь её быстро распахнулась и на пороге появился седовласый старик.
2. В шереметевском саду цветут липы и поёт соловей.
3. Я бросился к окну и ахнул под окном действительно стояла красавица-рябина
Вставьте пропущенные знаки препинания, определите тип сложного предложения.
1. Когда мы уже хотели войти в комнату дверь её быстро распахнулась и на пороге появился седовласый старик.
2. В шереметевском саду цветут липы и поёт соловей.
3. Я бросился к окну и ахнул под окном действительно стояла красавица-рябина
Вставьте пропущенные знаки препинания, определите тип сложного предложения.
1. Прежде чем мальчики успели сесть в открытую коляску загрохотал гром и застучали крупные капли дождя.
2. Там где раньше шуршали на ветру болотные травы зацвели яблоневые сады.
6. Я подошёл к балконной двери и протер стекло на черном небе ярко сверкали чистые ледяные звезды.
Вставьте пропущенные знаки препинания, определите тип сложного предложения.
1. Нам не дано предугадать как слово наше отзовется.
2. Ещё шагов через сорок мы наткнулись на стену которая была рассечена широким проёмом.
3. Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы города.
План типологического анализа текста
1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
2. Найдите в нем типовые фрагменты, составьте схему типологического строения текста, отметив число типовых фрагментов, их значение и характер соединения друг с другом.
3. Установите роль каждого фрагмента в развитии основной мысли целого текста, в передаче особенностей его стиля.
4. Проанализируйте языковые средства отдельно в каждом типовом фрагменте, укажите их роль в раскрытии основной мысли произведения.
Анализ эпизода «На Волге».
Данный эпизод является центральным в произведении, так как в нем решается главная проблема, стоящая перед всеми персонажами – «Зачем это все? Зачем эта жизнь?» герой испытывает страстное желание «прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания». Эпизод завершает произведение, он находится после эпизода, в котором герой посещает «чтение» (изучение книги по экономике), подчеркивая мысль о том, что мертвая теория не способна объяснить жизнь, она не нужна. Герой приходит к мысли, что «не стоило писать толстую книгу трудными словами о том, что совершенно ясно для всякого, кто тратит силы свои ради благополучия чужого дяди». Эпизод с новой стороны раскрывает тему труда: труд рабочих отличается от труда жуликов и босяков, т.к. в его основе лежит идея, а не стремление к выживанию. Этот труд облагораживает и возвышает человека, вызывает восторг и восхищение у героя. Эпизод написан в художественном стиле, о чем свидетельствует использование изобразительно-выразительных средств:
Эпитетов (свинцовые тучи), сравнений (с носом коршуна), олицетворений (пароход тащил, задыхаясь)
В тексте 4 типологических фрагмента:
2. описание процесса труда
3. повествование с элементами описания (описание состояния человека)
В первом типовом фрагменте сообщается о барже, севшей на мель, о людях, не желавших работать (разгружать баржу). Заканчивается фрагмент призывом артельного старосты к общей молитве, после которой происходит резкое изменение в их работе.
Следующий типовой фрагмент – описание процесса труда. Горький описывает их самоотверженный труд, используя гиперболы (мешки летали с легкостью пуховых подушек, люди метались, швыряли с рук на руки четырехпудовые мешки)., сравнения (работали так, будто проголодались о труде, бросались, точно в бой), Динамику повествованию придают ряды однородных членов (бросались на работу с гиком, с ревом, с прибаутками, летали мешки риса, изюма, кожи…, так весело, споро работают те самые тяжелые, угрюмые люди).
Всем строем языка автор подчеркивает красоту людей, занятых трудом.
В следующем типовом фрагменте – повествование с элементами описания состояния человека – автор передает восхищение, «полубезумный восторг» героя работой этих «мокрых людей», которых он называет «веселыми зверями с милыми мордами», что наводит на мысль об их нечеловеческом труде: «обнимать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь умных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею».Герой делает важный вывод, что «человеческая земля богата могучими силами». У героя появляется желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания.
Завершается эпизод повествовательным фрагментом – об окончании работы и отдыхе людей, которые «потоком серой грязи» пошли в трактир. Происходит встреча с вором Башкиным, который не понимает восторга самозабвенного и бескорыстного труда.
Автор подчеркивает мысль о том, что только труд, бескорыстный, самоотверженный, облагораживает человека, делает его поистине прекрасным, вызывает восхищение и восторг.
Русский язык
Структура, виды и типы текста
Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам
Перейти
Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com
Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам
Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com
План урока:
Что такое текст?
Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?
Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.
Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.
Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!
По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.
Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.
Задание: необходимо расставить знаки препинания.
Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.
Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно
Данный фрагмент является текстом, потому что:
Прочтем еще один фрагмент.
Этот отрывок не является текстом:
Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?
1. Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык.
2. Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших.
Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.
Отличительные черты текста
Давайте ответим на несколько вопросов Васи Непоседкина.
Чтобы распознать текст нужно знать несколько правил.
Текст существует не только в письменной (для чтения), но и в устной форме, русской речи.
Тема текста
Дорогой друг! Теперь мы точно знаем, как отличить текст от набора предложений. Но у Непоседкина остались вопросы. Продолжим вместе с ним урок развития речи.
Давайте разбираться вместе, для этого нужно внимательно читать текст.
1. Внеклассное чтение – это когда ребята читают не только школьные произведения, но и другие книги. Так происходит развитие речи у детей. Благодаря чтению мы узнаем много новых слов, учимся красиво говорить. Это помогает нам строить публичные выступления.
Ответьте на вопросы.
1. О чем говорится в каждом тексте?
(Ответ: 1. о чтении; 2. о рисовании.)
2. Как вы догадались, какая тема является главной?
(Ответ: по ключевым словам.)
Тема – все то, что описывается, о чем говорится в тексте.
В простых текстах тему можно увидеть в названии. В художественных произведениях тема в заглавии отображается реже.
Задание: определите тему текста.
На лугу растут травы и цветы. Изредка встречаются тоненькие березки, кустарники. Посередине поляны стоит могучий дуб. В середине лета на лугу особенно хорошо. Душистые травы, согретые солнышком, радуют взор.
Молодцы! Вот и Непоседкину стало все понятно. Как? У него остались вопросы!?
Мы обязательно ответим любознательным ученикам!
Структура текста
Продолжим разговор про русскую речь и особенности строения текста. Дорогие друзья! Все мы знаем, что каждая вещь состоит из частей. Все части расположены в определенном порядке. Например, книга состоит из листов, обложки и переплета, и они расположены в определенной последовательности (нельзя вставить обложку в середину листов). Такой порядок частей в русском языке называют структурой. Поговорим о структуре текста. Выделяют внешнюю и внутреннюю структуру.
Внешняя структура текста
Рассмотрите текст на рисунке. В нем два абзаца, а название главы в начале текста указывает на событие, о котором будет вестись рассказ. В каждом абзаце несколько предложений. Это и есть внешняя структура текста, мы можем не вдумываться в содержание, но внешне видим, как построен текст.
Нажмите, чтобы увеличить
Внутренняя структура текста
У каждого текста есть внутренняя структура, она связана с правилами построения текста. Нельзя начинать текст со словами: «Вот и сказочке конец». У каждого текста должны быть смысловые составляющие:
Для того, чтобы определить внутреннюю структуру, необходимо вдумчиво прочитать текст.
Жили-были дед и баба. Пошли в лес по ягоду, отыскали лукошко с кошкой.
Домой воротились, кошку откормили. А это была кошачьего короля дочь. Злая ведьма ее выкрала, да в лесу оставила.
Кошка к батюшке воротилась, а спасителей наградила по-царски. Стали жить поживать, да добра наживать.
Начало этого текста традиционное для сказок: «Жили-были».
Основной текст – середина, рассказ о том, что было дальше.
Концовка – чем завершилась сказка (спасителей наградили, все стали жить счастливо).
В рабочую программу по родному языку и риторике включили еще ряд тем, которые ребята изучат на отдельных занятиях:
Виды текстов
Уважаемые ребята, мы узнали много интересного о том, как устроен текст. Но у нашего Васи есть новый вопрос.
Какой интересный подход! С радостью расскажем об этом Непоседкину и нашим ребятам. Конечно же, все тексты разные! Во-первых, тексты могут быть записаны или напечатаны, они называются письменными. Например, рассказы, повести, романы являются письменными текстами. Во-вторых, текст может быть рассказан устно, он будет называться устным. Например, приветственная речь перед спортивными соревнованиями с пожеланиями побед. О видах речи мы уже говорили на предыдущем уроке. Давайте вспомним и взглянем на схему.
Можно говорить по-разному: устная речь или устный текст.
Задание: определите вид текста.
1. Поздравительная речь на митинге.