Что значит тьфу пропасть в басне мартышка и очки

Мартышка и очки

Что значит тьфу пропасть в басне мартышка и очки

Что значит тьфу пропасть в басне мартышка и очкиЧто значит тьфу пропасть в басне мартышка и очки

Текст и содержание

Анализ басни «Мартышка и очки»

Главная героиня – пожилая обезьяна, которая с возрастом стала хуже видеть. По совету людей она приобрела несколько пар очков, но правильно применить так и не смогла. Она пыталась нанизать их на хвост, попробовать на вкус и запах. Разумеется, эти действия не помогли решить проблему, и тогда обезьянка пришла к выводу, что люди ее обманули. В итоге Мартышка от обиды разбила очки, посчитав их бесполезной вещью.

История создания

Басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» была написана под влиянием общества того времени. В произведении автор иносказательно высмеял человеческую глупость и необразованность. Особое место отводится “невеждам познатней”, то есть высокопоставленным чиновникам. По мнению писателя, отсутствие ума у вышестоящих губительно для государства.

Мораль в басне «Мартышка и очки»

Баснописец подводит итог в конце произведения. Он говорит, что часто люди судят о вещах, не понимая принципа их работы. Мартышка – это образ человека, не разбирающегося в науке – очках. Она глупа, вспыльчива, ленива, и ей гораздо проще обругать что-то новое, чем пытаться мыслить и анализировать. Если бы Мартышка не разбила с досады очки, а проявила терпение, то могла бы пользоваться ими и решить проблему со зрением.

Басня наглядно иллюстрирует истину — для того, чтобы чего-то добиться, нужно владеть некоторыми знаниями. Если же их не хватает, то нужно заниматься самообразованием, но никак не проявлять высокомерие, ругая других за свои ошибки.

Крылатые выражения

«Тот дурак, кто слушает людских всех врак» – так говорят о людях, зависимых от чужого мнения, не умеющих думать самостоятельно.

«Мартышка к старости слаба глазами стала» – обычно это выражение используется в качестве самоиронии по поводу своей близорукости.

Значение выражений

“Лишь стоит завести очки” – это выражение показывает, что если человек глупый, торопливый, не желающий как следует разобраться в ситуации, то и результат он не получит. Нужно стараться разобраться – почему не получается, как получить нужное действие. Вот и мартышка услышала от кого-то, что очки помогут от плохого зрения, но узнать как их использовать не пожелала. В результате своей неразумности она не получила желаемого, разозлилась и потом еще обвинила людей, которые говорили о пользе очков.

Краткий отзыв по басне «Мартышка и очки» для читательского дневника

Басня мне понравилась, потому что в ней есть юмор и смысл. Она учит любознательности и трудолюбию. Если бы Мартышка не повела себя как всезнайка, а постаралась понять, как пользоваться очками, то всё бы получилось.

Так и в жизни. Многие люди ругают то, чего понять не могут. Они делают это для того, чтобы не выглядеть глупо, но на самом деле только больше себе вредят.

Источник

Краткий анализ басни Крылова «Мартышка и очки»: мораль, план, главная мысль, чему учит?

Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед. Понятное дело, для того чтобы от глупости избавиться нужно действовать в том числе и методами обличения.

Многие люди подобно мартышке в этой басни, действительно не понимают ценности чего-либо. Подобное проявляется по большей части от невежества или недостаточной образованности. Зависть тоже имеет свою роль, к примеру, кто-то видит чье-то умение или способность и тоже хочет обладать этим.

Только вот обладание никогда не равно самой способности и какому-либо умению. Об этом Крылов тоже говорит. Ведь очки действительно помогают и могут служить полезным инструментом, но глупая мартышка не знает как пользоваться этим инструментом, но слишком глупа чтобы понять собственную глупость.

Как поступают глупцы в подобной ситуации? Обвиняют во всем другого или других, начинают роптать на инструмент, но не на собственное неумение. Поэтому мартышка и считает очки ненужными и людей лжецами, которые только придумывают какие-то сказки про очки, которые могут помочь зрению.

Если бы мартышка знала как пользоваться очками, то получила бы пользу, но в итоге не получает ничего, так как глупа. Итогом глупости является только разрушение и недовольство, но самое печальное в участи мартышки, которая, вероятно, никогда не поймет в чем на самом деле дело. Заблуждения подобного типа невероятно распространены, но люди не могут такие заблуждения признать порой на протяжении всей своей жизни, поэтому остаются в невежестве и фактически слепцами.

Кто написал басню «Мартышка и очки»: автор, текст

Как было сказано выше, произведение «Мартышка и очки» принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Это прекрасный автор многих русских небылиц. Он писал красиво, а читать творения легко. Написана басня автором не позднее начала мая 1815 года. Впервые напечатана в собрании басен этого же года.

Вот текст этой басни:

Что значит тьфу пропасть в басне мартышка и очки
Басня «Мартышка и очки»


Сюжет басни

Что значит тьфу пропасть в басне мартышка и очки

Если рассматривать краткое содержание «Мартышка и очки», то повествование начинается с представления читателю главной героини — Мартышки. С возрастом ее зрение начало ухудшаться, однако обезьяна была наслышана от людей, что очки помогут решить ее проблему.

Будучи осведомленной непроверенными слухами, она решается раздобыть полдюжины этих интересных и незнакомых предметов. Не зная, что с ними делать, Мартышка начала действовать наугад: и вертела их, и нюхала, и лизала, а проку все равно не было. С досады она плохо отозвалась о людях и о тех, кто верит людским слухам. В конце концов Мартышка резко разбила их о камень, да так, «что только брызги засверкали».

Мораль басни «Мартышка и очки»: своими словами

Басня «Мартышка и очки»
В басне самое важное — это мораль. Ведь такое творение учит, и только благодаря этому можно понять, что хотел донести до читателя автор. Вот мораль басни «Мартышка и очки» своими словами:

Основная мысль заключается в стремлении невежд возвыситься. Несмотря на то, что их интеллектуальное и духовное развитие этого никогда не позволит, они хотят показать свою мнимую значимость, произвести на кого-то впечатление. Однако героиня (мартышка) забывает, что пенсне, надетое на ее нос, не сделает ее мудрее (даже визуально), не придаст ей ума, а наоборот – будет иметь место весьма нелепая, смешная картина. Подобное возможно и у людей – тот, кто пытается возвыситься над другими, ничего из себя не представляя – глуп и смешон.

Соответственно, эрудиция, ум, интеллект, признание – они не во внешних особенностях и облике. Не в очках, цилиндре либо фраке. Они в самом человеке, это результат работы над собой. Так же, как насильно невозможно стать любимым, так же и невозможно получить хорошую репутацию, только лишь напялив на себя мантию ученого. Ее нужно добиваться не кривлянием, а собственными стараниями, развитием и делами. Самая простая истина – если недалекость присутствует в человеке, то ее не скроешь.

Тема, идея и проблема

Произведение И. А. Крылова «Мартышка и очки» — пример глубокомыслия, емко высмеивающего пороки общества. Путем раскрытия поведения и характера главной героини создается целостная картина изображаемых человеческих недостатков:

На примере Мартышки баснописец раскрывает такой злободневный вопрос, как неспособность человека использовать свои знания в правильном русле. Нелепо выглядит главная героиня, которая не смогла найти способ применения очкам, сетуя на то, что ее обманули. Часто встречаются люди, которые ругают и обвиняют в своих бедах кого-то другого, хотя у самих нет понимания как с пользой применить ту или иную вещь.

И. А. Крылов наводит на мысль о том, что со знаниями нужно обращаться бережно, толково, применять их, как требуется, и только тогда от них будет польза. Если не понимаешь — это повод учиться, но никак не ругать хорошие вещи или людей, которые якобы виноваты в сложившейся ситуации. Каков багаж знаний — таковы и плоды его. Критиканы выглядят глупо, а верить их словам на основе неудачного опыта не стоит.

В произведении раскрывается ряд общественных проблем, в том числе и проблема примитивного мышления, то есть ограниченного, простого, недалекого. Стоило бы Мартышке приложить чуть больше усилий, потратить немного больше времени, и выход обязательно бы нашелся.

Отсутствие настойчивости, просвещения и рациональных усилий повлекли за собой печальный результат. К тому же Мартышка проявила невежественность и высокомерие, что в совокупности помешало ей добиться успеха.

Мораль и анализ

Мораль в басне — ее художественная и жанровая особенность. Так и в произведении она играет роль подытоживающего элемента рассказа.

Баснописец выводит мораль басни в конце повествования, которая заключается в том, что часто необразованные люди судят о какой-либо вещи, не осознавая принципа и сути ее применения. Невежды обесценивают значимость предмета, который не могут осмыслить.

Некоторые думают, что они умнее всех, хотя это не так. Басня наглядно иллюстрирует простую истину — чтобы чего-то добиться или в чем-то разобраться, нужно владеть определенными познаниями, а в случае отсутствия последних — стремиться к их получению.

Некоторые поэты, педагоги и исследователи творчества И. А. Крылова предлагают следующие толкования морали басни:

Приемы образности

Басня не представляется возможной без ее основного признака и компонента — аллегории. Иносказание здесь выражено в образе Мартышки, обозначающей невежд, берущихся за дело, которое они не могут выполнить.

План к басне «Мартышка и очки»: основные пункты, разбор

Басня «Мартышка и очки»
Мартышка, чьи глаза стали к старости видеть хуже, слышит от людей, что в таком случае нужно обзавестись очками. Она выбирает их с полдюжины, и конечно же, все меряет. Очень надеется преобразиться, однако этого не происходит. Чтобы пересказать басню более подробно, нужно составить план. Также он поможет сделать сообщение на презентацию по произведению «Мартышка и очки». Вот основные пункты и разбор:

Произведение небольшое, поэтому и план состоит всего из нескольких пунктов — кратко, но емко.

Сюжетная линия

Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.

Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.

К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.

В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.

Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.

Чему учит басня «Мартышка и очки»: задачи

Что значит тьфу пропасть в басне мартышка и очки
Басня «Мартышка и очки»
Задачи автора басни — это показать на примере персонажей творения недостатки общества или отдельных людей. Вот чему учит басня «Мартышка и очки»:

На примере главной героини, Крылов показывает всю нелепость и комизм людского невежества и «темноты мысли» (которая, вполне возможно, царила и в обществе). Обезьяна в этой басне – лишь аллегория. Его очень забавляет стремление некоторых ничтожеств «выбиться в люди», не имея ни знаний, ни опыта, ни таланта, поверхностно судящих и совершающих глупые поступки. Точно так же, как очки не сделали мартышку красивее и умнее, так и государственный пост, высокий чин не сделает человека лучше, если он недалек. Мало того, свою натуру скрыть невозможно. Ведь умственные способности зачастую открываются в общении с людьми, в логических умозаключениях, воспитание отражается на поведении.

Соответственно, никакой картуз, мундир, пенсне и прочие предметы одежды не сделают личность многограннее, опытнее, не расширят ее кругозор, не сделают ее духовно богаче. Полагать иначе – значит, проявлять неимоверную глупость и невежество.

Но присутствует и еще один аспект, которому учит басня. Крылов призывает не делать поспешных выводов. А если не хватает ума сразу догадаться, в чем соль, то лучше подумать, прежде, чем сделать. Это видно даже на примере Мартышки. Если бы она в сердцах не разбила оправу о камень, а постаралась бы понять, что очки правда полезны, то узнала бы обо всех их преимуществах.

Однако героиня не хотела думать. Ей нужен был мгновенный результат при полном отсутствии знаний и практики. Кстати, очки могут бы аллегорией. Такой Мартышке подобен каждый человек, что начинает проявлять себя в определенной сфере деятельности, не имея даже понятия о сути явлений и процессов, о технике выполнения чего-либо, не обладающий даже базовыми для этого знаниями и перспективами развития.

Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, презентация

Басня «Мартышка и очки»
Презентацию на урок по басне «Мартышка и очки» можно сделать в виде викторины. Основные моменты можно отразить в вопросах. Вот несколько из них с ответами, из которых нужно выбрать правильные:

Почему мартышка решила обзавестись очками?

Сколько очков достала мартышка?

Куда невежда клонит толк о полезной вещи?

Кого высмеивает басня?

Тот дурак, кто…

Школьник угадает правильный ответ, если он читал басню. Поэтому при помощи таких вопросов легко проверить знание текста.

Главная мысль басни «Мартышка и очки»: в деталях

Басня «Мартышка и очки»
Эта басня глубокомысленная. В ней мораль перенесена на сферу отношений с людьми. Автор грамотно показал невежество тех, кого олицетворяет обезьянка. Вот главная мысль басни «Мартышка и очки» в деталях:

Тот, кто от природы глуп, останется таковым, вне зависимости от того, во что будет облачен и какие «умные» приспособления он будет использовать. Ведь даже самые дорогие телескопы не делают обывателя астрономом, самые лучшие кинокамеры не делают обычного человека профессиональным режиссером, а микроскоп – учеными.

Кроме этого, в руках невежи даже та вещь, что направлена на его развитие, не будет приносить пользы. Поскольку он не умеет применять ее по назначению. Конечно же, он мог бы научиться и использовать вещь правильно. Но интеллект и лень даже не дают возможности задуматься над этим.

Каждая «мартышка» (в фигуральном смысле) думает, что она и так все знает. А очки сделают ее буквально профессором без необходимости ударить палец о палец. Увы, это невозможно. Умнее можно стать, только лишь прилагая для этого усилия. Да и животное плохо видит не только глазами, но и не может разглядеть и осознать суть вещей. Мало того, такой невежда обычно ругает все то, чего не понимает.

17.09.2018

«Мартышка и очки»

Крылов И., басня «Мартышка и очки»

Главные герои басни «Мартышка и очки» и их характеристика

План пересказа басни «Мартышка и очки»

Мораль басни «Мартышка и очки»

Не зная цены вещи невежда ругает ее и хулит.

Отзыв на басню «Мартышка и очки»

Мне очень понравилась эта басня, потому что Мартышка в ней такая глупая и такая самоуверенная. Она услышала об очках, но поленилась узнать как ими пользоваться. В итоге Мартышка разочаровалась в очках и разбила их. а ведь если бы она надела очки как полагается. то стала бы видеть лучше.

Пословицы к басне «Мартышка и очки»

Дурака учить, что мертвого лечить. Дело мастера боится. Ученье без уменья — не польза, а беда. Смотрит в книгу, видит фигу. Нырять умеет, а выныривать не научился.

Читать краткое содержание, краткий пересказ басни «Мартышка и очки»

Одна Мартышка стала стареть и у нее ослабло зрение. Впрочем, добрые люди сказали Мартышке, что это еще не беда и ей просто нужно купить очки. Мартышка купила полдюжины очков и стала их вертеть в руках. Она прижимала их ко лбу, надевала на хвост, лизала, нюхала, но зрение лучше не становилось. Тогда Мартышка рассердилась и решила, что ей все наврали про очки. И хватила очки о камень так, что очки разбились.

Ответы на вопросы к басне «Мартышка и очки»:

История создания басни «Мартышка и очки»: как это было?

Басня «Мартышка и очки»
Как говорилось выше, эта небылица была написана в 1815 году. Вот как это было — история создания басни «Мартышка и очки»:

Толчком к созданию произведения стала ситуация, сложившаяся в рядах интеллигенции и среди правительства. Вполне вероятно, что наглядно видя обилие некомпетентных, невежественных людей, подготовка которых совершенно не отвечала занимаемой должности, автор не мог иронично не высмеять их в своей басне. Чиновники, которые желали «выслужиться», не имея никакого интеллектуального багажа, хотели попасть «из грязи в князи».

Безусловно, ужимки приземленных личностей, думающих, что очки (в фигуральном смысле) на их носу, сделают их значимее, позволят увидеть то, что не видят остальные, нелепы и забавны. Впрочем, как и во многих других ситуациях это не что иное, как «смех сквозь слезы».

Место басни в творчестве Крылова

Басня «Мартышка и очки» занимает особое место в системе басен И. А. Крылова. Недаром дети пишут сочинения, готовят сообщения и доклады по этому произведению великого баснописца. Басня — это наглядный пример жизненных ситуаций, которые так важно освещать в обществе, особенно в кругу молодежи.

«Мартышка и очки» как нельзя лучше иллюстрирует порок невежества, проявление глупости, последствия необразованности. Именно этим она примечательна для изучения в начальной школе (3−4 классы), когда дети только начинают осознавать важность знаний. Эта басня многому учит, имеет простую мораль, легка на рифмы, форма повествования доступная, вместе с тем емкая и яркая. Про «Мартышку и очки» можно сказать, что это — одно из самых поучительных и назидательных произведений в творчестве И. А. Крылова.

Крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»
Многие фразы из этого творения мы используем в жизни, даже не вникая, откуда они произошли. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»:

Отдельные фразы тоже часто используются. К примеру: «и так, и сяк» или «а проку на волос в них нет».

Отзывы читателей

Ребята в третьем классе читают «Обезьяна и очки» на одном дыхании. Когда разбирали ее на уроке, удивилась, что дети быстро поняли основную мораль, но каждый заметил свои нюансы.

Анна Витальевна, преподаватель начальных классов

Читаю детям басни, считаю, что это долг каждого родителя — привить любовь к литературе, научить ребенка анализировать, размышлять. «Мартышка и очки» — одно из любимых произведений Крылова и мое, и детей.

Нашла свои старые детские книжки и с удовольствием перечитала сборник басен Крылова. Моя любимая — «Мартышка и очки», учила ее наизусть, даже рисовала к ней картину. К удивлению, хоть прошло 20 лет, первую строчку прочитала, а дальше продолжила по памяти. Удивительное произведение. Сейчас читаю сборник вместе со своими детьми.
Алена

Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение

Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:

Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.

Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.

На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.

Образ Мартышки

Анализ басни «Мартышка и очки» невозможен также без вычленения характеристик персонажей. Басня ограничена кругом действующих лиц. Мартышка — единственный образ в произведении. Но и его одного достаточно, чтобы в полной мере проследить раскрытие многих людских пороков.

Обезьяна — аллегория на общество. Исходя из текста она пожилая, но глупая. Годы не прибавили ей мудрости и ума. Мыслит ограниченно, поверхностно. Если не понимает, как устроен тот или иной предмет, начинает считать его враждебным.

Автор обращает внимание читателей на то, что главная героиня зависима от чужого мнения. Ведь если бы она не доверилась слухам и разговорам людей о пользе очков, то спокойно бы жила без непонятного ей предмета. Мартышка вспыльчива и не любит вникать в суть вещей. Обезьянке проще обругать то, что не поддается осмыслению ее ограниченного ума.

Нельзя утверждать, что главная героиня плохая. Автор высмеивает лишь ее поступки, поведение, отношение к предмету. Она вызывает у читателя смех и неуважение к своей персоне.

Мартышка символизирует человека, не разбирающегося в науке. Она любитель «рубить с плеча», нежели мыслить и анализировать. Не разбив Мартышка с досады очки, то смогла бы найти им практическое применение и пользоваться аксессуаром долгое время. Но интеллект и лень не дают ей задуматься над тем, чтобы научиться правильно использовать предмет.

Басня Крылова «Мартышка и очки»: жизненные примеры

Жизненный пример по басне «Мартышка и очки»
При помощи жизненных примеров можно наглядно понять суть творения. Они помогают раскрыть характер главных героев небылицы. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Мартышка и очки»:

Пример 1:

У моего брата Коли никогда не было особого рвения заниматься спортом. Однако когда он увидел по телевизору выступления бодибилдеров, он попросил папу купить тренажер. Конечно же, отец поощрил начинания сына. Хотя, никаких начинаний, по сути, и не случилось. Пару раз попробовав позаниматься, Коля бросил. В качестве причины он назвал тот факт, что тренажер сломался. На самом же деле, нужно было просто прочитать инструкцию и узнать, как подготовить оборудование к занятиям.

Тем не менее, своим друзьям он до сих пор хвастается, что накачивает мышцы и даже выкладывает в социальных сетях фото, которые мало кого впечатляют. Мне показалось, что ситуация схожа с басней «Мартышка и очки» и это действительно так.

Пример 2:

Недавно Антон решил стать видеоблогером и приобрел для этих целей очень дорогой микрофон. Однако после нескольких проб выяснилось, что оборудование не отвечает его представлениям о качественном звуке. Разуверившись в данном занятии, он уже намеревался выкинуть его, но я уговорил его продать мне микрофон за треть цены. Конечно же, он согласился. Как выяснилось, микрофон не бракованный и не сломанный – нужно было правильно его настроить. Тогда звучание практически такое же качественное, как показано в рекламе. Только вот Антон до этого не додумался.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *