Что значит термин возрождение

Возрождение

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды.

Алта́рная (заалтарная) карти́на (запрестольный образ; англ. altarpiece, фр. retable) — художественное произведение, устанавливаемое в алтарях христианских, преимущественно католических храмов.

Западное искусство, западноевропейское искусство — искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка).

Стиль исабели́но (исп. Gótico isabelino, «изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») — направление готической архитектуры, возникшее в Испании в к. XV—нач. XVI вв., в правление королевы Изабеллы Кастильской (1474—1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»).

Источник

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Содержание

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Человек эпохи Возрождения

Наука

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации. [1]

Философия

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Философы эпохи Возрождения

Литература

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

Изобразительное искусство

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Музыка

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Что значит термин возрождение. Смотреть фото Что значит термин возрождение. Смотреть картинку Что значит термин возрождение. Картинка про Что значит термин возрождение. Фото Что значит термин возрождение

Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Источник

Значение слова возрождение

Словарь Ушакова

2. Обновление, подъем сил (о внутреннем мире человека; книж.). Возрождение к жизни.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

термин, впервые употребленный архитектором, живописцем и историком искусства XVI в. Джорджо Вазари. В XVI в. В. рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средневековья. Оно возникло и ярче всего проявилось в Италии. Хронологич. рамки ит. В. — XIV—XVI вв. В ист. лит. принято говорить о Раннем, зрелом (Высоком) и Позднем В. Эпоха, предшествующая В., — Проторенессанс (Предвозрождение) (XIII — нач-XIV в.) — время Данте и Джотто; кроме того, часто используются ит. наименования столетий: дученто — XIII в., треченто — XIV в., кватроченто — XV в. И чинквеченто — XVI в. В. — раннебуржуазная культура, возникшая на почве раннекапиталистич. отношений, которые прежде всего зародились в Италии. Отличительными чертами В. являются: светский характер, индивидуализм, реализм (в области лит. и искусства), обращение к античности, глубокий интерес к ант. культурному наследию (отсюда и само название «В.»). Античность была для людей В. источником и образцом их творчества; мировоззренческой основой В. являлся гуманизм. В. обратилось к человеку как высшему началу бытия, обладавшему духовной и физ. красотой. Великие ит. художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан в совершенстве владели искусством изображения человека и окружающей среды (в объеме, пространстве, свете). В архитектуре главное внимание уделялось созданию светских зданий. В музыке развивалась вокальная и инструментальная полифония; появились новые муз. жанры: сольная песня, кантата, оратория, опера. Ит. В. оказало сильное влияние на развитие искусства др. западноевроп. стран, где оно наступило позднее. Подъем и развитие искусства Нидерландов, Франции и Германии в конце XV—XVI в. называют Северным В. Вершина Северного В. — творчество Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Старшего, Дюрера, Ф. Рабле, поэтов «Плеяды» и т.д.

Лит.: Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М., 1939; Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 2. М.; Л., 1949; Боткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973; Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 1-2. СПб., 1904-1906; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992; Виппер БР. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв. Т. 2. М., 1977; Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Гуковский МЛ. Итальянское Возрождение. Л., 1990; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М., 1978; Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М., 1925; Культура Возрождения и общество. М, 1986; Культура эпохи Возрождения. М.,1986; Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956, 1959, 1979; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982; Рутенбург В.И. Итальянское Возрождение и «Возрождение мировое» // Вопр. истории. 1969. № 11; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976; Сказкин С Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981; Стам С.М. Культура Возрождения: вопросы содержания, эволюции, периодизации // Вопр. истории. 1977. № 4; Стам С.М. Корифеи Возрождения. Кн. 2. Саратов, 1993; Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

Культурология. Словарь-справочник

(фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Творчество мыслителей и художников эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Художники этого периода овладели умением передать объем, особенности света, пространства, изображения человеческой фигуры (в т.ч. обнаженной). В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома.

см. статью Ренессанс.

Архитектурный словарь

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Эпоха Возрождения, или Ренессанс

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь антонимов русского языка

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Возрождение с его национальными языками — вавилонское столпотворение европейской культуры.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Повторное рождение. В философии, впрочем, чаще всего употребляется слово Возрождение с прописной буквы, обозначающее эпоху, движение или концепцию. Временные рамки эпохи Возрождения включают XV–XVI века. Движение, называемое этим же именем, зародившееся в Северной Италии, постепенно распространилось на всю Европу. Его главным содержанием было повторное открытие античности и пристальный интерес к личности человека. На его волне зародилось т. н. новое искусство – ars nova, ставшее пиком и высшим достижением всего движения. Но кроме этой вершины были и другие достижения. Так, Возрождение коснулось и экономики (или было затронуто экономикой; именно тогда возникло то, что мы сегодня называем капитализмом), и политики (через усиление роли городов и государства), и развития человеческой мысли (через прогресс науки и гуманизма), и духовной жизни (через Реформацию и Контрреформацию), наконец, и главным образом, оно коснулось миропонимания вообще (как благодаря открытию Америки, так и в результате перехода от закрытого мира, как его назвал Койре (***), мира античности и средневековья, к бесконечной вселенной нового времени). Это эпоха Брунеллески (***) и Гуттенберга (***), Донателло (***) и Ван Эйка (***), Эразма Роттердамского (***) и Рабле (***), Макиавелли (***) и Монтеня (***), Коперника (***) и Христофора Колумба, но одновременно и эпоха Лютера (***) и Джордано Бруно (***), Ван дер Вейдена (***) и Дюрера (***), Жоскена Депре (***) и Палестрины (***), Леонардо да Винчи (***) и Микеланджело (***), Рафаэля (***) и Тициана (***). Потрясающая эпоха, возможно не знающая себе равных, во всяком случае в отношении изобразительных искусств, и современники понимали это ничуть не хуже нас. Вот, например, что – ни больше ни меньше – пишет Альберти (***) в своем трактате «О живописи», в посвящении, адресованном Брунеллески: «Если древним, имевшим в изобилии у кого учиться и кому подражать, было не так трудно подняться до познания этих высших искусств, которые даются нам ныне с такими усилиями, то имена наши заслуживают тем большего признания, что мы без всяких наставников и без всяких образцов создаем искусства и науки неслыханные и невиданные». Из этого видно, что Возрождение (Rinascita, как начали говорить уже со времени Кватроченто) ни в коем случае не сводилось к ностальгии по античности – восхищение перед древним миром не исключает двойного восхищения современниками, если последним удалось и, может быть, в более трудных условиях, сравняться в достижениях со своими славными предшественниками. Вместе с тем Возрождение – не просто эпоха прогресса или расцвета; без открытия некоторых тайн античности и без возврата к некоторым из ее идеалов оно никогда не стало бы тем, чем стало. Попробуем теперь сформулировать понятие. Итак, о Возрождении в широком смысле или по аналогии можно говорить, когда речь идет о движении обновления, основанном на возврате – хотя бы частичном и временном – к предшествующей эпохе. Тогда это слово, сохраняя свое позитивное значение, приобретает и перспективу. Трудиться над Возрождением означает в этом случае признание того, что имел место некоторый упадок, из которого и делается попытка выбраться. Это своего рода возвращение к истокам, при котором ни на минуту не теряют из вида океан. Это отступление с целью продвижения вперед. Поэтому Возрождение противоположно реакции и консерватизму, поэтому оно олицетворяет сознательный, основанный на идеалах верности прогресс; терпеливо изучая прошлое, оно ставит своей целью пролить свет на будущее; и, как говорил Фромантен (***), стремится соперничать с великими мастерами древности, а не с современниками и газетами.

Александр Койре (1892–1964) – французский философ, историк науки и религии, автор книг «Этюды о Галилее», «Очерки по истории философской мысли», работ по алхимии, мистике и других. Именем Койре назван Парижский центр исследований по истории науки.

Филиппо Брунеллески (1377–1446) – итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей теории линейной перспективы.

Иоганн Гуттенберг (между 1394–1399 или 1406–1468) – немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42-строчную Библию – первое полнообъемное печатное издание в Европе.

Донателло (ок. 1386–1466) – итальянский скульптор, представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Создатель классических форм и видов ренессансной скульптуры, в том числе нового типа круглой статуи и скульптурной группы.

Ян Ван Эйк (1390–1441) – нидерландский живописец. По-новому применил технику живописи маслом, добившись в своих полотнах передачи иллюзии наполненного светом пространства.

Дезидерий Эразм Роттердамский (1469–1536) – филолог, писатель, глава «северных гуманистов». Сыграл важную роль в подготовке Реформации, но сам не принял ее. Выступал против религиозного фанатизма.

Франсуа Рабле (1494–1553) – французский писатель-гуманист, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» – энциклопедического памятника культуры французского Возрождения. Отвергал средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, утверждая гуманистические идеалы своего времени.

Никколо Макиавелли (1469–1527) – итальянский политический мыслитель, историк, писатель. В «Государе» утверждал идею сильной государственной власти как единственного средства преодолеть политическую раздробленность Италии. Ради блага Отечества считал допустимыми любые средства.

Мишель де Монтень (1533–1592) – французский философ-гуманист. Автор книги «Опыты», отмеченной вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом и направленной против схоластики и догматизма.

Николай Коперник (1473–1543) – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира, совершившей переворот в естествознании.

Мартин Лютер (1483–1546) – деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма.

Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ-пантеист и поэт. Выступал против схоластического аристотелизма, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленности множества миров. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме.

Рогир ван дер Вейден (ок. 1400–1464) – нидерландский живописец, один из крупнейших мастеров Раннего Возрождения. Автор большого количества алтарных композиций и портретов, в том числе портретных диптихов, в левой части которых изображалась Мадонна с младенцем, а в правой – полуфигура заказчика.

Альбрехт Дюрер (1471–1528) – немецкий живописец и график, основоположник искусства немецкого Возрождения. Автор серии гравюр «Апокалипсис», в фантастических образах воплощающих ожидание всемирно-исторических перемен; т. н. мастерских гравюр, выражающих гуманистические представления о смысле бытия, а также ряда портретов.

Жоскен Депре (ок. 1440–1521) – франко-фламандский композитор. Работал главным образом в Италии, гуманистическое искусство которой оказало определяющее влияние на его творческое мировоззрение.

Палестрина (ок. 1525–1594) – итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Автор месс, мотетов, мадригалов, считающихся вершиной хоровой полифонии строгого стиля.

Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Работал над созданием образа человека, отвечающего гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Автор многочисленных открытий в области математики, естественных наук и механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выразитель идеалов Высокого Возрождения, а также трагического ощущения кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Для творчества Микеланджело характерны монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой.

Рафаэль Санти (1483–1520) – итальянский живописец и архитектор, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший идеалы Высокого Возрождения – изящество, мягкий лиризм, безупречное чувство меры и ритма, благозвучие колорита.

Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90–1576) – итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Присущие ранним произведениям жизнерадостность колорита и безмятежная ясность затем сменяются напряженным драматизмом, психологической остротой образов и их беспощадной правдивостью. Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности; подчеркивал достоинство и силу духа героев.

Леон Баттиста Альберти (1404–1472) – итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. В теоретических трактатах «О статуе», «О живописи», «О зодчестве» обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия.

Эжен Фромантен (1820–1876) – французский писатель, художник, искусствовед. Автор книги «Старые мастера» о голландских и фламандских художниках XV–XVII вв.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *