Что значит термин возрождение
Возрождение
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды.
Алта́рная (заалтарная) карти́на (запрестольный образ; англ. altarpiece, фр. retable) — художественное произведение, устанавливаемое в алтарях христианских, преимущественно католических храмов.
Западное искусство, западноевропейское искусство — искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка).
Стиль исабели́но (исп. Gótico isabelino, «изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») — направление готической архитектуры, возникшее в Испании в к. XV—нач. XVI вв., в правление королевы Изабеллы Кастильской (1474—1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»).
Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Северное Возрождение
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Человек эпохи Возрождения
Наука
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации. [1]
Философия
Философы эпохи Возрождения
Литература
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Изобразительное искусство
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Архитектура
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Музыка
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.
Значение слова возрождение
Словарь Ушакова
2. Обновление, подъем сил (о внутреннем мире человека; книж.). Возрождение к жизни.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
термин, впервые употребленный архитектором, живописцем и историком искусства XVI в. Джорджо Вазари. В XVI в. В. рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средневековья. Оно возникло и ярче всего проявилось в Италии. Хронологич. рамки ит. В. — XIV—XVI вв. В ист. лит. принято говорить о Раннем, зрелом (Высоком) и Позднем В. Эпоха, предшествующая В., — Проторенессанс (Предвозрождение) (XIII — нач-XIV в.) — время Данте и Джотто; кроме того, часто используются ит. наименования столетий: дученто — XIII в., треченто — XIV в., кватроченто — XV в. И чинквеченто — XVI в. В. — раннебуржуазная культура, возникшая на почве раннекапиталистич. отношений, которые прежде всего зародились в Италии. Отличительными чертами В. являются: светский характер, индивидуализм, реализм (в области лит. и искусства), обращение к античности, глубокий интерес к ант. культурному наследию (отсюда и само название «В.»). Античность была для людей В. источником и образцом их творчества; мировоззренческой основой В. являлся гуманизм. В. обратилось к человеку как высшему началу бытия, обладавшему духовной и физ. красотой. Великие ит. художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан в совершенстве владели искусством изображения человека и окружающей среды (в объеме, пространстве, свете). В архитектуре главное внимание уделялось созданию светских зданий. В музыке развивалась вокальная и инструментальная полифония; появились новые муз. жанры: сольная песня, кантата, оратория, опера. Ит. В. оказало сильное влияние на развитие искусства др. западноевроп. стран, где оно наступило позднее. Подъем и развитие искусства Нидерландов, Франции и Германии в конце XV—XVI в. называют Северным В. Вершина Северного В. — творчество Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Старшего, Дюрера, Ф. Рабле, поэтов «Плеяды» и т.д.
Лит.: Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М., 1939; Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 2. М.; Л., 1949; Боткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973; Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 1-2. СПб., 1904-1906; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992; Виппер БР. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв. Т. 2. М., 1977; Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Гуковский МЛ. Итальянское Возрождение. Л., 1990; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М., 1978; Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М., 1925; Культура Возрождения и общество. М, 1986; Культура эпохи Возрождения. М.,1986; Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956, 1959, 1979; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982; Рутенбург В.И. Итальянское Возрождение и «Возрождение мировое» // Вопр. истории. 1969. № 11; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976; Сказкин С Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981; Стам С.М. Культура Возрождения: вопросы содержания, эволюции, периодизации // Вопр. истории. 1977. № 4; Стам С.М. Корифеи Возрождения. Кн. 2. Саратов, 1993; Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.
Культурология. Словарь-справочник
(фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Творчество мыслителей и художников эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Художники этого периода овладели умением передать объем, особенности света, пространства, изображения человеческой фигуры (в т.ч. обнаженной). В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома.
см. статью Ренессанс.
Архитектурный словарь
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Эпоха Возрождения, или Ренессанс
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Словарь антонимов русского языка
Гаспаров. Записи и выписки
♦ Возрождение с его национальными языками — вавилонское столпотворение европейской культуры.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Повторное рождение. В философии, впрочем, чаще всего употребляется слово Возрождение с прописной буквы, обозначающее эпоху, движение или концепцию. Временные рамки эпохи Возрождения включают XV–XVI века. Движение, называемое этим же именем, зародившееся в Северной Италии, постепенно распространилось на всю Европу. Его главным содержанием было повторное открытие античности и пристальный интерес к личности человека. На его волне зародилось т. н. новое искусство – ars nova, ставшее пиком и высшим достижением всего движения. Но кроме этой вершины были и другие достижения. Так, Возрождение коснулось и экономики (или было затронуто экономикой; именно тогда возникло то, что мы сегодня называем капитализмом), и политики (через усиление роли городов и государства), и развития человеческой мысли (через прогресс науки и гуманизма), и духовной жизни (через Реформацию и Контрреформацию), наконец, и главным образом, оно коснулось миропонимания вообще (как благодаря открытию Америки, так и в результате перехода от закрытого мира, как его назвал Койре (***), мира античности и средневековья, к бесконечной вселенной нового времени). Это эпоха Брунеллески (***) и Гуттенберга (***), Донателло (***) и Ван Эйка (***), Эразма Роттердамского (***) и Рабле (***), Макиавелли (***) и Монтеня (***), Коперника (***) и Христофора Колумба, но одновременно и эпоха Лютера (***) и Джордано Бруно (***), Ван дер Вейдена (***) и Дюрера (***), Жоскена Депре (***) и Палестрины (***), Леонардо да Винчи (***) и Микеланджело (***), Рафаэля (***) и Тициана (***). Потрясающая эпоха, возможно не знающая себе равных, во всяком случае в отношении изобразительных искусств, и современники понимали это ничуть не хуже нас. Вот, например, что – ни больше ни меньше – пишет Альберти (***) в своем трактате «О живописи», в посвящении, адресованном Брунеллески: «Если древним, имевшим в изобилии у кого учиться и кому подражать, было не так трудно подняться до познания этих высших искусств, которые даются нам ныне с такими усилиями, то имена наши заслуживают тем большего признания, что мы без всяких наставников и без всяких образцов создаем искусства и науки неслыханные и невиданные». Из этого видно, что Возрождение (Rinascita, как начали говорить уже со времени Кватроченто) ни в коем случае не сводилось к ностальгии по античности – восхищение перед древним миром не исключает двойного восхищения современниками, если последним удалось и, может быть, в более трудных условиях, сравняться в достижениях со своими славными предшественниками. Вместе с тем Возрождение – не просто эпоха прогресса или расцвета; без открытия некоторых тайн античности и без возврата к некоторым из ее идеалов оно никогда не стало бы тем, чем стало. Попробуем теперь сформулировать понятие. Итак, о Возрождении в широком смысле или по аналогии можно говорить, когда речь идет о движении обновления, основанном на возврате – хотя бы частичном и временном – к предшествующей эпохе. Тогда это слово, сохраняя свое позитивное значение, приобретает и перспективу. Трудиться над Возрождением означает в этом случае признание того, что имел место некоторый упадок, из которого и делается попытка выбраться. Это своего рода возвращение к истокам, при котором ни на минуту не теряют из вида океан. Это отступление с целью продвижения вперед. Поэтому Возрождение противоположно реакции и консерватизму, поэтому оно олицетворяет сознательный, основанный на идеалах верности прогресс; терпеливо изучая прошлое, оно ставит своей целью пролить свет на будущее; и, как говорил Фромантен (***), стремится соперничать с великими мастерами древности, а не с современниками и газетами.
Александр Койре (1892–1964) – французский философ, историк науки и религии, автор книг «Этюды о Галилее», «Очерки по истории философской мысли», работ по алхимии, мистике и других. Именем Койре назван Парижский центр исследований по истории науки.
Филиппо Брунеллески (1377–1446) – итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей теории линейной перспективы.
Иоганн Гуттенберг (между 1394–1399 или 1406–1468) – немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42-строчную Библию – первое полнообъемное печатное издание в Европе.
Донателло (ок. 1386–1466) – итальянский скульптор, представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Создатель классических форм и видов ренессансной скульптуры, в том числе нового типа круглой статуи и скульптурной группы.
Ян Ван Эйк (1390–1441) – нидерландский живописец. По-новому применил технику живописи маслом, добившись в своих полотнах передачи иллюзии наполненного светом пространства.
Дезидерий Эразм Роттердамский (1469–1536) – филолог, писатель, глава «северных гуманистов». Сыграл важную роль в подготовке Реформации, но сам не принял ее. Выступал против религиозного фанатизма.
Франсуа Рабле (1494–1553) – французский писатель-гуманист, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» – энциклопедического памятника культуры французского Возрождения. Отвергал средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, утверждая гуманистические идеалы своего времени.
Никколо Макиавелли (1469–1527) – итальянский политический мыслитель, историк, писатель. В «Государе» утверждал идею сильной государственной власти как единственного средства преодолеть политическую раздробленность Италии. Ради блага Отечества считал допустимыми любые средства.
Мишель де Монтень (1533–1592) – французский философ-гуманист. Автор книги «Опыты», отмеченной вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом и направленной против схоластики и догматизма.
Николай Коперник (1473–1543) – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира, совершившей переворот в естествознании.
Мартин Лютер (1483–1546) – деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма.
Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ-пантеист и поэт. Выступал против схоластического аристотелизма, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленности множества миров. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме.
Рогир ван дер Вейден (ок. 1400–1464) – нидерландский живописец, один из крупнейших мастеров Раннего Возрождения. Автор большого количества алтарных композиций и портретов, в том числе портретных диптихов, в левой части которых изображалась Мадонна с младенцем, а в правой – полуфигура заказчика.
Альбрехт Дюрер (1471–1528) – немецкий живописец и график, основоположник искусства немецкого Возрождения. Автор серии гравюр «Апокалипсис», в фантастических образах воплощающих ожидание всемирно-исторических перемен; т. н. мастерских гравюр, выражающих гуманистические представления о смысле бытия, а также ряда портретов.
Жоскен Депре (ок. 1440–1521) – франко-фламандский композитор. Работал главным образом в Италии, гуманистическое искусство которой оказало определяющее влияние на его творческое мировоззрение.
Палестрина (ок. 1525–1594) – итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Автор месс, мотетов, мадригалов, считающихся вершиной хоровой полифонии строгого стиля.
Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Работал над созданием образа человека, отвечающего гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Автор многочисленных открытий в области математики, естественных наук и механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выразитель идеалов Высокого Возрождения, а также трагического ощущения кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Для творчества Микеланджело характерны монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой.
Рафаэль Санти (1483–1520) – итальянский живописец и архитектор, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший идеалы Высокого Возрождения – изящество, мягкий лиризм, безупречное чувство меры и ритма, благозвучие колорита.
Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90–1576) – итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Присущие ранним произведениям жизнерадостность колорита и безмятежная ясность затем сменяются напряженным драматизмом, психологической остротой образов и их беспощадной правдивостью. Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности; подчеркивал достоинство и силу духа героев.
Леон Баттиста Альберти (1404–1472) – итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. В теоретических трактатах «О статуе», «О живописи», «О зодчестве» обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия.
Эжен Фромантен (1820–1876) – французский писатель, художник, искусствовед. Автор книги «Старые мастера» о голландских и фламандских художниках XV–XVII вв.