Что значит термин античная литература
Античная литература
Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.
Содержание
Общие сведения
Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.
Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.
Эстетика античной литературы
Мифологичность
Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства.
Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.
Публичность
Античной литературе присущи публичные формы существования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.
Музыкальность
Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).
Стихотворная форма
Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.
Традиционность
Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).
Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.
Жанровость
Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.
Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.
Особенности стиля
Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.
Мировоззренческие особенности
Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.
Идейное наполнение и ценности
Античный гуманизм
Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.
Подъем земной красоты
Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.
Философия
Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.
После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла свое значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.
С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.
Античная литература. Раздел I. Введение. Понятие античности. Античная концепция мира и человека. Периодизация античной литературы.
Раздел I.
Тема 1. Введение. Понятие античности. Античная концепция мира и человека.
Периодизация античной литературы.
1. История античной литературы – это история литературы Древней Греции и Рима, которые представляют самый древний период культуры и искусства Западной Европы. Применение термина «античный» («древний») именно к этим культурам и литературам условно, так как существовали и более древние (напр., вавилонская, древнеегипетская) культуры. Но древнейшей для народов Европы стала именно греко-римская модель; она является основой, базой для более поздних (уже национальных) литератур европейских народов.
2. Греческая и римская античные литературы едины, но римская возникла значительно позднее и на основе греческой.
Древнегреческая литература – древнейшая из европейских и единственная развивавшаяся самостоятельно.
Римская литература – вторая по хронологии; связана с греческой как с первоначальным и базовым источником → существует проблема взаимодействий между ней и греческой, и даже заимствований.
3. Развитие античной литературы связано с развитием общества → проходит несколько этапов, отражает развитие сознания древнего человека, принципы его взаимодействия с миром.
– ранний этап: соответствует общинно-родовому строю;
▪ период полисов (город-государство; основа – земельная собственность; община свободных граждан; характерно чувство полисного патриотизма)
▪ период значительных государственных образований
4. Человек мыслит себя гармоничной частью природы (силы которой обожествляет) и коллектива (рода, общества, государства). Огромную роль играет понятие рока. Дальнейшее развитие общественных отношений будет менять сознание человека, усиливая индивидуальное чувство, осознание собственной значимости и воли → выделение личности, её более сложные отношения с социумом.
5. Важнейшая форма общественного сознания – мифология.
Миф (первонач. – «слово», потом – «предание», «сказание», ещё позже – «вымысел») → первоначальная форма осмысления реальности. В мифе соединяются историческое и вечное, этическое и эстетическое, образный взгляд на реальность.
Мифология – явление сложное, многоуровневоерелигии, философии, науки и искусства, истории. Включает морально-этические нормы. В архаический период – основная форма познания мира, для которой характерно очеловечивание всего вокруг (антропоморфизм).
Мифологические системы разных народов имеют сходные структуры, схемы, повторяющиеся мотивы, темы и сюжеты. Всегда в основе –
1) представления о гармонии, структуре мира; 2) представления о месте человека в природе и культуре.
▪ космогония – история возникновения мира, представления о Вселенной;
▪ теогония – мифы о богах и героях
▪ исторические мифы (например, троянский цикл)
Периодизация древнегреческой литературы
– лирика (Тиртей, Архилох, Солон, Алкей, Сапфо, Анакреонт)
– героический (Гомер) и дидактический (Гесиод) эпос
II. Аттический / классический период (V-IV вв. до н. э. ) → период расцвета и кризиса рабовладельческих полисов. Центр – Афины. Расцвет античной демократии.
– драма (Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан)
– начало развития прозы (историография – Геродот;
философский диалог – Платон, Демокрит, Аристотель).
Эллинистический период (кон. IV–кон. I вв. до н. э.). Эпоха после завоевания Греции Македонией. Империя Александра Македонского. Военно-бюрократическая монархия. Центр – Александрия.
– новоаттическая комедия (Менандр)
– александрийская поэзия (Каллимах, Аполлоний, Феокрит)
IV. Римский период греческой литературы (с конца I в. до н. э.)
Периодизация римской литературы
1 вариант – по историческим периодам развития римского общества и государства:
I. Литература Республики
1. долитературный период (до сер. III в. до н. э.)
литература носила легендарный характер
2. (до сер. II в. до н. э.)
процесс эллинизации; зрелища
– комедия (Плавт, Публий Теренций Афр)
3. литература периода гражданских войн (кон. III в. – 30-е гг. до н. э.)
бурная политическая реальность; процесс установления Империи (Гракхи, Цезарь, Антоний, Октавиан).
собственно римская литература
– поэзия: неотерики (Катулл)
II. Литература Империи
1. Литература конца (до 14 г. н. э.)
«золотой век» // «век Августа»
– поэзия (Вергилий, Гораций, Овидий)
2. Литература императорского Рима
2 вариант периодизации – по этапам развития латыни:
I. Древнейший период (до 240 г. до н. э.)
II. Архаический –81 гг. до н. э.) – до Цицерона
III. «Золотой век»
1. «век Цицерона» (81–43 гг. до н. э.) → проза
2. «век Августа» (43 г. до н. э.–14 г. н. э.) → поэзия
« » (14–117 гг. н. э.) → красноречие
(декламационный стиль в литературе в целом) – Сенека.
V. Поздний императорский –476 гг. н. э.)
Античная литература и древние тексты
Античная литература – письменные тексты, созданные до III в. н.э., некоторые произведения V в. н.э. также относят к трудам античности. В большинстве классификаций литературу Древнего мира отождествляют с античным периодом, ведь сам термин «античный» происходит от латыни «antiquus», что означает «древний».
Особенности литературы Древнего мира
В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения того времени все еще тесно связаны с фольклором, поэтому в литературные тексты часто входили фольклорные элементы.
Древними считаются сочинения, написанные до IX-VIII вв. до н.э. К этому периоду относятся:
Главными творениями древнеиндийской литературы считаются Веды – сборник священных гимнов, а также эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Сокровища древнекитайской литературы – это сборник «Луньюй. Изречения» Конфуция, книга песен «Ши цзин», а также гадательные надписи на костях и панцирях черепа «Цзягувэнь».
Греческая литература архаического периода представлена поэмами «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода.
Литература античности
Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.
Для понимания античной литературы и отличительных черт от европейских стоит помнить, что ее развитие наложило отпечаток рабовладение – в этом ее первая особенность. А вторым характерным признаком античной литературы является ее тесная связь с мифологией.
Греческие произведения исторически старше римских, поскольку древнеримская литература только начинала свое развитие в то время, когда древнегреческая уже переживала относительный упадок.
Рассмотрим подробнее характерные черты их развития.
Особенности греческой литературы
Греческая античная литература зародилась и сформировалась на основе фольклора, где важнейшее влияние оказала древнегреческая мифология.
История греческой литературы античности условно разделяется на следующие этапы:
В мифах описываются представления древних греков об окружающем мире — о его происхождении, природе, устройстве общества. Греческая мифология основана на рассказах о богах. Философы современности создавали свои труды на базе мифов. Информацию о греческих богах и героях, мы получили из текстов античной литературы – трудов Гомера, Гесиода, Эсхила, Аполлодора, Софокла и Еврипида.
Эпос как литературный жанр также восходит к устной народной традиции. Песенные сказания о Троянской войне, которые складывались на протяжении нескольких веков, приобрели свою художественную форму, благодаря аэдам. Так появились две большие эпические поэмы: военно-героическая «Илиада» и сказочно-бытовая «Одиссея», создание которых приписывается Гомеру.
К послегомеровскому эпосу относят творчество Гесиода (VII в. до н.э.), чье имя является первым реальным в античной литературе. Его перу принадлежат две поэмы «Труды и дни» и «Теогония». Причем «Труды и дни» – это единственный образец дидактического эпоса, лишенный сюжета, а «Теогония» представляет собой систематизацию родословной богов и историю происхождения мира.
Обострившиеся в VII-VI в. до н.э. расхождения между коллективом и личностью, привели к бурному расцвету лирических произведений, которые предоставили возможность самовыражения личности. Лирика этого периода разделялась на три жанра: элегию, ямб и мелику.
Причем за каждым лирическим жанром был закреплен определенный стихотворный размер (лишь мелические поэмы могли использовать все размеры даже внутри одного стиха). Для элегии, резвившейся из обрядовых песен, свойственно чередование гекзаметра, пентаметра, которое называют элегическим дистихом.
В VIII- VII вв. до нашей эры повсюду распространился культ Диониса, богатый обрядами карнавального типа. В этот период возникли все жанры греческой драмы с обрядовыми магическими играми. Постановка трагедий на празднествах, приуроченных Дионису, приобрела официальный характер в конце VIII века до нашей эры в эпоху тирании.
Эсхила уже тогда называли «отцом трагедии», хотя он не был ее первым автором. Основоположником трагического жанра является Феспид, живший во второй половине IV в. до н.э. Эсхил стал вторым реформатором трагедии. Его пьесы посвящены актуальным проблемам современности, а культ Диониса сосредоточился у него сатировской драме.
Эсхил превратил примитивную кантату в драматическое произведение тем, что ограничил роль хора и ввел в действие второго актера. Самой архаической трагедией Эсхила является «Молящие», «Агамемнон» и «Прометей прикованный».
Софокл был любимым трагическим поэтом греков в V в. до н.э. Если Эсхил 13 раз побеждал в трагических состязаниях, то Софокл — 24 раза. Софокл — поэт афинской гражданственности: в своих трагедиях он поднимал важные социальные проблемы о разумной власти, долге человека перед обществом, о правильном поведении человека в коллективе и т.п.
Однако Софокл не стал великим реформатором драмы, как Эсхил, хотя его мастерство было доведено до совершенства. Из его 123 трагедий и драм до нас дошло только 7, самые значимые из них трагедии так называемого фиванского цикла – «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона».
Если Софокл – стихотворец расцвета демократии, то Еврипид – поэт ее упадка. Миру известны 92 названия драм Еврипида, из них полностью сохранилось 18 (17 трагедий и 1 драма). В творениях Еврипида находит отражение его морально-философские искания и сомнения, поэт развивает в своих трагедиях множество вопросов, но часто оставляет их без ответов.
Если герои Софокла убеждены в правильности своей позиции, то герои Еврипида мечутся, ищут, сомневаются; если у Софокла конфликт является результатом конфликта воззрений разных граждан, то у Еврипида – итог внутреннего противоречия, борьбы чувств и разума.
Комедия получила в Афинах официальное признание намного позже, чем трагедия. Аристофан — крупнейший комедиограф V‑IV вв. до н.э. и является единственным автором древней комедии, чьи сочинения дошли до нас. Во всех комедиях Аристофана так или иначе затронута проблема войны и мира, и лежит в основе таких комедий, как «Ахарняне», «Лисистрата», «Мир».
В ряде других трудов Аристофан пробуждает культурные проблемы. Особенно увлекательны в данном отношении являются комедии «Облака» и «Лягушки». Борясь с драматургическим новаторством Еврипида, Аристофан отстаивал свои литературные и общественно-политические принципы, защищая коллективистскую этику.
Особенности римской литературы
Римская литература считается новым этапом развития античных произведений. Римляне переняли у греков большинство литературных жанров, поэтических форм, стихотворных размеров, сюжетов, приемов, драму. Но это не значит полное копирование всех заслуг греческой литературы.
Периодизация римской литературы напрямую связана с этапами развития римского общества:
Комедия в Риме была представлена двумя жанрами: паллиатой и тогатой. С паллиаты начинается литературный путь римской комедии в лице двух крупных комедиографов Плавта и Теренция. От тогаты сохранились незначительные фрагменты и имена авторов: Титиний, Афраний, Атта.
Плавт – знаменитый римский автор комедий. Ему принадлежат примерно 120 комедий, 21 из которых дошла до нашего времени. Самыми известными из них являются «Псевдол», «Хвастливый воин», «Клад». Комедии Плавта предназначены для широких слоев римского общества, испытывающих потребность в развлекательных представлениях с грубоватым народным фарсом.
«Золотой век» римской античной литературы определен периодом между смертью Цезаря и Августа (44–14 г. н.э.). Литература данной эпохи представлена двумя ключевыми поэтами – Вергилием и Горацием.
Вергилий написал три крупных сочинения «Буколики» («Пастушеские стихотворения»), дидактическую поэму «Георгики» («О земледелии») и эпическую поэму «Энеида». Он является самым выдающимся поэтом эпохи Августа, его творения насыщены глубокими думами и солидными художественными достоинствами. Произведения Вергилия оказали влияние на развитие культуры и литературы нового времени.
Гораций – еще один поэт принципата Августа. Он создавал «Эподы», «Сатиры», «Оды», «Послания». Гораций в своем творчестве опирается на известных греческих поэтов: Алкея, Сапфо, Анакреонта. Перенимая их лучшие традиции, адаптируя их стихотворные размеры, римский поэт достигает вершины совершенства римской поэзии.
За принципатом Августа наступает эпоха утверждения неограниченной власти императора. Грани между прозой и поэзией стирается: в прозу проникают поэтические средства, а в поэзию – авторские. Использование вдохновляющих метафор, эффектных сравнений и обилие антитез сделали литературу данного времени необычным и интересным явлением. Самым значимым писателем данного периода является Сенека.
Философские размышления Сенеки нашли отражение в «Утешительных посланиях». Все его трагедии написаны на греческие сюжеты («Медея», «Эдип», «Агамемнон» и т.д.), однако в отличие от греческих трагиков, которые верили в творческие силы человека, Сенека изображает своих героев игрушкой в руках слепого рока.
В произведениях римского трагика находит свое отражение жестокая эпоха Нерона, чьим воспитателем он был: многочисленные картины истязаний и убийств, описания злодейств и ужасов; зловещие гадания, подробности жертвоприношений.
Сенека стал автором многих философских трудов и «Нравственных писем к Луцинию». Его трагедии в значительной степени повлияли на развитие европейской драмы (в творчестве Шекспира, Корнеля, Расина).
Другие известные литературные деятели античного Рима – сатирик Ювенал и платоник Апулей, написавший знаменитый роман «Метаморфозы» («Золотой осел»).
Историческое значение античной литературы
Историческая важность античной литературы безмерна в плане огромного влияния на формирование и развитие европейской литературы, ведь европейское искусство в целом невозможно без великих идей античности. Заявляя о значимости античной литературы, следует не забывать о том, что в ее русле зародились и утвердились такие науки, как история, философия, теория литературы и красноречия, филология, грамматика.
Необходимо помнить, что все стихотворные размеры в европейских языках носят греческие названия: ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий. Термины «стопа», «ритм», «метр» тоже заимствованы из греческого языка.
Литература древних греков и римлян дала миру множество письменных памятников, созданных на диалектах греческого языка и латыни, которые относятся к I веку до н. э. и началу I века н. э.
В период античности сформировались основные жанры европейской литературы, были заложены основы науки о литературе, Аристотель выделил три основных рода литературных (художественных) текстов: эпос, лирика и драму. Данная классификация актуальна и в наше время.
Время создания античной литературы давно закончилось. Однако жизнь произведения античности продолжалась и продолжается до сих пор. Многие темы и сюжеты, герои и ситуации, образы и мотивы, жанры и стихотворные формы перенимаются писателями последующих эпох. Особенно часто обращались к античной литературе как источнику собственного художественного творчества деятели эпохи Ренессанса, классицизма, романтизма.
В русской литературе идеи и образы античности активно использовали Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет; в советской поэзии элементы античных сочинений можно найти в работах В. Я. Брюсова, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого и многих других.
Античная литература близка современному читателю своей гуманистической сущностью. Понятие о ценности человеческой личности, о гармоническом развитии духовных и физических сил каждого человека, о разумном единстве свободы личности и порядка общества, о сквозном законе, который определяет нормы жизни природы, человека и человечества, – все эти понятия были созданы греческой и римской античностью.
Именно в Древней Греции и Риме исторические условия впервые установили в центр человеческого сознания проблему единства личности и общества, которая осталась основной во всем последующем развитии европейской гуманистической традиции. Общность данной традиции и определяет тот факт, что среди всех культур Древнего мира европейская античность столь духовно близка современности.