Что значит терем без конька
Что значит терем без конька
Ирина Медведева запись закреплена
Детальный разбор сна Святослава («Слово о полку Игореве»)
Давайте пройдемся по важным строчкам:
1. На кровати тисовой меня
Покрывали чёрной пеленою.
Из тиса делали гробы, значит, сон несет предзнаменование беды, чьей-то смерти.
Когда людей хоронили, их накрывали белой пеленой, а вот в чёрное одевается невеста, венчающаяся с женихом. Как вы заметили, сейчас все наоборот. То есть присутствуют свадебные мотивы. Зачем они нужны, узнаем чуть позже
2. Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье.
Невеста на свадьбе пила зеленое вино, а не синее
Плюс это праздничное, казалось бы, вино — зелье. Ещё один мотив горя. Причём сначала свадьба проходила благополучно, а потом зелье появилось. Параллель с походом Игоря.
Первая битва была выиграна, а вторая проиграна.
3. Сыпали жемчуг на полотно.
Жемчуг — символ слёз. Белый — цвет смерти в русском фольклоре (чёрный позже станет символом смерти).
4. Златоверхий терем мой стоял
Без конька.
Мотив неудачи, горя.
5. Вывод:
Зачем нужны свадебные мотивы?
Сны, снящиеся невесте перед венчанием, были вещими, по поверью. Перед тем, как выйти замуж, девушка должна была причитать (плакать о том, что уходит из родительского дома). По структуре свадебный и похоронный плачи схожи. Делаем вывод: автор хочет указать на то, что сон Святослава вещий.
Такой подробный анализ каждой строки «Слова о полку Игореве» мы делали в университете. Мне было очень интересно узнать такие подробности, а вам?)
Что значит терем без конька
Русские люди всегда придавали большое значение увиденному во сне. Считалось, что благодаря вещим снам человек получает из невидимого мира информацию о будущем или о событиях, которые происходят где-то далеко. При толковании сна нужно было учитывать возраст, семейное положение, общую жизненную ситуацию. Один и тот же сон мог служить предвестником как смерти, так и наоборот, рождения ребёнка или свадьбы. Также имело значение, если сон снился в какой-то большой церковный праздник. Особо вещими считались крещенские сны в ночь на 19 января: они сбывались иногда спустя много времени, поэтому их рекомендовалось записывать. Девушки специально собирались для коллективного толкования крещенских снов.
Сны часто использовались в народном творчестве как художественный приём, чтобы подчеркнуть неотвратимость грядущих событий. В знаменитом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» присутствует эпизод, где говорится о вещем сне князя Святослава:
Сны с птицами как плохое предзнаменование
Сон с белой лошадью
Толкование такого сна как предвестника смерти уходит в глубины тысячелетий по всему континенту от Индии до Норвегии. Белая лошадь повсеместно символизировала богиню смерти, владычицу Царства мёртвых. Даже имена их созвучны: индийская Кали и скандинавская Хель. По-видимому, белых лошадей в глубокой древности закапывали заживо в качестве жертвы, в Скандинавии – ещё в XVII веке при закладке нового кладбища. У славян конь был одним из магических существ, он также считался проводником в царство мёртвых. При толковании сна о лошади нужно было учитывать количество её ног: если животное было трёхногим, значит это именно она – вестница смерти.
Сон с зубами
Русские знахари и ведуньи считали, что именно через зубы человек связан с силами Земли. Беззубого человека трудно было вылечить: не было устойчивости к наговору на здоровье. Зубы, которые человек видел во сне, считались важным сигналом из потустороннего мира. Если они снились выпавшими – нужно было ожидать собственной смерти или гибели кого-то из знакомых. Если во сне на выпавших зубах виднелась кровь, это было предвестником смерти кровного родственника. Этому сну не нужно было придавать значения, если у человека действительно имелись проблемы с зубами или дёснами: в этом случае сон просто был отголоском беспокойства.
Вязнущие ноги
Если спящий видел, что идёт по поверхности, в которой застревают его ноги, это означало, что его призывает к себе земля. Это могла быть длинная трава, заплетающаяся вокруг щиколоток, вязкий жёлтый или белый песок, болото или же глубокий снег. Если во сне удавалось вырваться и убежать, то и наяву можно было рассчитывать на избавление от опасности.
Деревья
Сны, связанные с деревьями, часто бывали предвестьем несчастий. Опасно было видеть деревья, поваленные бурей или с высохшими листьями, горящие деревья. Любая работа во сне с древесиной сулила несчастья, поскольку у славян дерево символизировало самого человека. Считалось плохой приметой во сне рубить дерево, проводить лесосплав, ломать ветки, заготавливать дрова, пилить доски, строить деревянный дом. Скверно было видеть даже стружку или опилки.
Зелёные, здоровые, цветущие деревья наоборот, предвещали удачу. Исключение составлял сон, в котором цветы на дереве были белыми. Они символизировали будущую печаль.
Сну с древесиной не надо было придавать мрачного символического значения, если человек по профессии был связан с её обработкой.
Что значит терем без конька
Вещие сны с древних времен занимали важное место в жизни людей. Их изучали, учились правильно толковать. Очень часто вещие сны предупреждают человека о чем-то. Если говорить об определении этого явления, то можно сказать, что вещий сон – это сон, события которого должны произойти с человеком или с окружающими его людьми в реальной жизни.
В «Слове о полку Игореве» вещий сон Святослава играет очень важную роль в развитии сюжета. Именно увидев этот сон, Святослав призывает князей русских объединиться и пойти на помощь Игорю. Благодаря этому, мы можем судить, что на Руси вещим снам тоже уделяли большое значение и, при этом, умели правильно толковать их.
Сон снится Святославу после того, как войско Игоря потерпело поражение в бою с половцами и Игорь попал к ним в плен.
Сам сон можно разделить на две части: сон в отношении Святослава и сон в отношении Игоря.
Рассыпанный во сне жемчуг, согласно соннику, имеет двойное значение: первое – это подарок, а второе – слезы. Возможно, это знамение приснилось Святославу не случайно. Жемчуг говорит о том, что Руси придется пролить слезы, оплакивая Игоря и его дружину, но, в то же время, говорит и том, что их будет ждать подарок – славное возвращение князя из плена.
Далее сон Святослава уже рассказывает о том, что на «синем море» случилась беда. Черный ворон – это птица смерти. Слышать карканье ворона во сне – это знак того, что случится что-то ужасное. Ворон не случайно летит к синему морю – туда, где находятся половецкие племена. Это действие с точностью показывает Святославу, откуда ждать беды.
Для точного истолкования сна Святослав собирает бояр и князей.
И бояре князю отвечали:
«Смутен ум твой, княже, от печали.
Не твои ль два сокола, два чада
Поднялись над полем незнакомым
Поискать Тмуторокани-града
Либо Дону зачерпнуть шеломом?
Да напрасны были их усилья.
Посмеявшись на твои седины,
Подрубили половцы им крылья,
А самих опутали в путины».
Из всего этого можно сделать вывод, что на Руси люди обладали способностью видеть вещие сны, отличать их от обычных снов и, самое главное, верно толковать их. Ведь вещие сны – это очень тонкая наука. Очень сложно понять – действительно ли сон вещий, а правильно истолковать его еще сложнее.
ИНТЕПРЕТАЦИЯ НАРОДНОПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»
Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.8975.2017/8.9
Изучение «Слова о полку Игореве» в школе – дело непростое и для учителя, и для ученика: поскольку непонимание многих реалий прошлого, стихотворная форма, метафоричность многих образов существенно затрудняют восприятие произведения. Но необходимость заинтересовать ученика прочтением, максимально эффективно преподнести всю глубину содержания «Слова», показать мелодичность стиха, многогранность художественных образов – все эти аспекты давней трудноразрешимой проблемы по-прежнему остаются актуальными.
Думается, что тонкое понимание фольклорной традиции, очевидный интерес к раскрытию символики образов славянской мифологии может существенно облегчить прочтение «Слова». В кодификаторе ЕГЭ по литературе (документе, определяющим объем знаний выпускника школы) фольклор представлен скромно, однако анализ произведения – ключевая компетенция, свидетельствующая об освоении литературы как дисциплины, – требует хороших знаний народной культуры. Конечно, программа предусматривает изучение фольклора на ознакомительном уровне в 5-7 классах, но мифологическая составляющая остается для учеников по большей части за пределами понимания. Поэтому в 9 классе в процессе изучения «Слова о полку Игореве» возникает множество трудностей, а ответы на вопросы в экзаменационном формате оказываются непреодолимой задачей.
Опыт проверки работ ОГЭ по литературе 2012 года, например, показал, что предложенный для анализа фрагмент «Слова о полку Игореве» оказался не понятым подавляющим большинством учеников. Ответы на поставленные в задании вопросы сводились к пересказу фрагмента или к общим рассуждениям о произведении в целом. Рассмотрим подробнее этот пример.
Учащимся для анализа был предложен фрагмент, в котором князь Святослав видит «смутный сон».
В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и, предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине-море» [1], [2].
Это место в произведении, в котором метафорически ярко выражена основная идея. Задание по фрагменту содержит два вопроса (которые традиционно подсказывают направление анализа):
Какое значение имеет «смутный сон» Святослава для понимания идеи «Слова о полку Игореве»?
Какие художественные средства помогают автору передать печаль князя Святослава и всей Русской земли?
Если предположить, что учащийся владеет навыком интерпретации народнопоэтических образов (видимо, этим и руководствовались разработчики заданий), то ответить на вопросы для него не составит труда, особенно если учитель систематически, из урока в урок, в процессе анализа изучаемых произведений обращал его внимание на ключевые образы, мотивы, помогал раскрывать их значение и значимость для понимания произведения в целом.
Разбирая предложенный фрагмент при выполнении первого задания, можно взять для анализа не все элементы (да это и не нужно), а понравившиеся два-три. Хотя очевидно, что вопросы связаны между собой, более того, по сути это одно задание, разложенное на две части, причем второй вопрос, направленный на выявление художественных приемов, непосредственно способствует раскрытию и основной идеи, если при ответе опираться на функциональное наполнение использованных средств.
Сам сюжет сна апеллирует к атрибутике похоронного обряда, что, безусловно, соотносится с мотивами тревоги и страха, предваряющими рассказ Святослава («И объял его великий страх»), и создает эмоциональную напряженность, передающую скорбь князя. Наиболее показательным в данном фрагменте является образ «златоверхого терема». Образ дома в русской литературе – один из основополагающих, можно сказать, что это «сквозной» образ, безусловно, берущий свое начало, в славянской мифологии [3, 141-144]. В «Слове» терем ассоциируется не только с домом, семьей, хотя эта составляющая, безусловно, присутствует, но в контексте произведения это значение расширяется до уровня, символизирующего в целом образ золотой Руси, поэтому эпитет «златоверхий», подчеркивающий богатство, драгоценность, усиливает значимость этого образа и для князя, и для автора произведения. Святослав «объят великим страхом» и как отец, и как князь. И тот факт, что «златоверхий терем» видится Святославу во сне без конька, весьма важен, поскольку в соответствии с фольклорной традицией конек, символизирует защиту дома от всего дурного [4]. Оказывается, что образ «златоверхого терема без конька» является не только сюжетообразующим элементом, знаменующим неудачный поход Игоря, но и метафорически раскрывает основную идею произведения: подобно тому, как удивительный, пышный «златоверхий» терем оказывается лишенным конька, великая Русь, Родина, оказывается беспомощной, незащищенной перед врагом из-за необдуманного поступка Игоря. Именно об этом скорбит автор «Слова о полку Игореве» и вносит этот мотив в качестве ключевого в сон Святослава.
Даже при беглом комментарии «смутного сна» Святослава мы увидели множество художественных средств (и символические образы, и детали, и цветовые эпитеты (черная пелена, синее вино) и т.д.), помогающих понять художественное содержание произведения. Если в процессе изучения «Слова о полку Игореве» учитель акцентировал внимание учащихся на фольклорной традиции, ярко проявленной в произведении на разных содержательных уровнях, то произведение не могло не вызвать интереса при почтении, а анализ предложенного фрагмента на экзамене не составил бы труда. Однако опыт проверки работ ОГЭ по литературе 2012 года показал, что большинство учащихся с этим заданием не справилось, а это говорит о том, что в 9 классе навык анализа произведения недостаточно сформирован, хотя ОГЭ по литературе сдают учащиеся с повышенной мотивацией, поступающие в классы гуманитарного профиля, а работа с символикой народнопоэтических образов на уроках литературы проводится не в полной мере, хотя это та необходимая база, отсутствие которой не позволит «прочитывать» в произведениях различных авторов и эпох так называемые «сквозные» образы, а это значит, что и уровень понимания произведения в целом будет невысок.
Поэтому изучение «Слова о полку Игореве» будет более эффективным, на наш взгляд, если учитель при анализе произведения будет опираться на толкование народнопоэтических образов, использованных в произведении. Например, можно предложить в рамках индивидуальных или коллективных проектов исследовать образы, например, таких трех групп:
1) образы животных и птиц в «Слове» (например: серый волк, орел, лебедь, сокол, галка, кречет, ворон, конь и др.);
2) образы природы (мать-сыра земля, поле, степь, река, солнце, месяц, древо, туча, заря т.д.);
3) мифологические персонажи (например, Велес, Карна, Желя. Див и др.).
В качестве задания целесообразно предложить найти толкование выбранных образов в словарях и энциклопедиях и соотнести эту символику с эпизодами произведения, и это поможет ученику самому открыть красоту и многогранность образов, понять, как за счет привлечения мифологической составляющей расширяется художественного содержания произведения. Работа такого рода не только способна вызвать интерес к произведению, помочь в понимании сложного материала, но призвана обеспечить развитие навыка исследовательской деятельности, необходимой для становления творческой личности.
Ф.И.Буслаев писал: «Самая Мифология есть не иное что, как народное сознание природы и духа, выразившееся в определенных образах: потому-то она так глубоко входит в образование языка как первоначального проявления сознания народного» [5,138].
Таким образом, можно сделать ряд выводов. Изучению фольклорной традиции на уроках литературы в старших классах должно быть уделено большее внимание, поскольку народная культура оказала колоссальное влияние на русскую литературу, на формирование и становление индивидуальных стилей авторов различных эпох и направлений, и нашла свое отражение на разных содержательных уровнях произведений. А это значит, что фольклорная традиция – необходимая база для освоения анализа художественного произведения – основной компетенции, характеризующей результат процесса изучения литературы в школе.
Кроме того, обучение глубокому целостному анализу художественного произведения в школе с учетом фольклорной традиции приведет не только к освоению литературы как дисциплины, но и к личностному росту учащихся, которые, исследуя и этимологию слов, и мифологические сюжеты, связанные с теми или иными образами, и символику деталей, раскрывающих глубинные представления народа о мировом устройстве, о взаимоотношениях с природой, поверьями, смогут прикоснуться к корням той культуры, которая и породила феномен русской словесности. При этом патриотическое воспитание будет осуществляться без дополнительного назидания, излишней дидактики, но естественным образом в процессе творческого исследовательского открытия реалий народной культуры, удивительным образом расширяющей художественное содержание произведений авторов различных эпох.
Что значит терем без конька
Русские люди всегда придавали большое значение увиденному во сне. Считалось, что благодаря вещим снам человек получает из невидимого мира информацию о будущем или о событиях, которые происходят где-то далеко. При толковании сна нужно было учитывать возраст, семейное положение, общую жизненную ситуацию. Один и тот же сон мог служить предвестником как смерти, так и наоборот, рождения ребёнка или свадьбы. Также имело значение, если сон снился в какой-то большой церковный праздник. Особо вещими считались крещенские сны в ночь на 19 января: они сбывались иногда спустя много времени, поэтому их рекомендовалось записывать. Девушки специально собирались для коллективного толкования крещенских снов.
Сны часто использовались в народном творчестве как художественный приём, чтобы подчеркнуть неотвратимость грядущих событий. В знаменитом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» присутствует эпизод, где говорится о вещем сне князя Святослава:
Сны с птицами как плохое предзнаменование
Сон с белой лошадью
Толкование такого сна как предвестника смерти уходит в глубины тысячелетий по всему континенту от Индии до Норвегии. Белая лошадь повсеместно символизировала богиню смерти, владычицу Царства мёртвых. Даже имена их созвучны: индийская Кали и скандинавская Хель. По-видимому, белых лошадей в глубокой древности закапывали заживо в качестве жертвы, в Скандинавии – ещё в XVII веке при закладке нового кладбища. У славян конь был одним из магических существ, он также считался проводником в царство мёртвых. При толковании сна о лошади нужно было учитывать количество её ног: если животное было трёхногим, значит это именно она – вестница смерти.
Сон с зубами
Русские знахари и ведуньи считали, что именно через зубы человек связан с силами Земли. Беззубого человека трудно было вылечить: не было устойчивости к наговору на здоровье. Зубы, которые человек видел во сне, считались важным сигналом из потустороннего мира. Если они снились выпавшими – нужно было ожидать собственной смерти или гибели кого-то из знакомых. Если во сне на выпавших зубах виднелась кровь, это было предвестником смерти кровного родственника. Этому сну не нужно было придавать значения, если у человека действительно имелись проблемы с зубами или дёснами: в этом случае сон просто был отголоском беспокойства.
Вязнущие ноги
Если спящий видел, что идёт по поверхности, в которой застревают его ноги, это означало, что его призывает к себе земля. Это могла быть длинная трава, заплетающаяся вокруг щиколоток, вязкий жёлтый или белый песок, болото или же глубокий снег. Если во сне удавалось вырваться и убежать, то и наяву можно было рассчитывать на избавление от опасности.
Деревья
Сны, связанные с деревьями, часто бывали предвестьем несчастий. Опасно было видеть деревья, поваленные бурей или с высохшими листьями, горящие деревья. Любая работа во сне с древесиной сулила несчастья, поскольку у славян дерево символизировало самого человека. Считалось плохой приметой во сне рубить дерево, проводить лесосплав, ломать ветки, заготавливать дрова, пилить доски, строить деревянный дом. Скверно было видеть даже стружку или опилки.
Зелёные, здоровые, цветущие деревья наоборот, предвещали удачу. Исключение составлял сон, в котором цветы на дереве были белыми. Они символизировали будущую печаль.
Сну с древесиной не надо было придавать мрачного символического значения, если человек по профессии был связан с её обработкой.