Что значит темперированный строй в музыке

Хорошо темперированный

Хорошо темперированный звукоряд и чем он отличается от натурального. Почему натуральный звукоряд, просуществовавший тысячи лет, больше не применяется в современной музыке. И ещё о названии всех существующих на звукоряде октав.

Уроки музыки. Звукоряд. Часть 5.

Хорошо темперированный строй

Надеюсь, вы немного пришли в себя от потрясения вызванного информацией про энгармонизм. Могу успокоить — ты теперь знаете всё о музыкальном звукоряде, о его основной составляющей — октаве — в современной музыке состоящей из 12 равных полутонов, повторяющихся на протяжении всего звукоряда.

Осталось совсем немного пояснений, которые требуется дать и выполнить данное в начале занятия обещание. Поэтому соберитесь!

В начале занятия для нот не давались точные значения частот, зато давалось обещание всё пояснить позднее. Пришло время раскрыть этот секрет. Дело в том, что частоты, которые мы рассчитывали по обертонам эталонной струны, это частоты натурального звукоряда. И у натуральных звуков имеется особенность, которая проявила себя только на длинном звукоряде.

Именно так! На инструментах с диапазоном в пару-тройку октав такой особенности не заметно и можно было использовать расчетные данные для изготовления музыкальных инструментов. Так и поступали музыканты на протяжении всего времени, вплоть до 18 века. Тогда начали изготавливать сложные музыкальные инструменты типа орган, клавесин. И на их длинном звукоряде особенность натуральных звуков проявила себя в полной мере и потребовала принять определенные действия.

Особенность натурального звукоряда такова:

Например, ноты ля ♯ и си ♭ перестанут совпадать по высоте, а это одна и та же черная клавиша на фортепиано! Что прикажете делать? Распилить черную клавишу на части? Это не выдуманная проблема. С ней реально столкнулись музыканты и в её решении принимали участие лучшие из лучших, например, Иоган Себастьян Бах и даже китайский принц.

Решение было найдено такое: ноты в музыкальном звукоряде было решено немного подстраивать так, чтобы в октаве действительно были равные по высоте полутона. Такой звукоряд назвали темперированным.

О необходимости темперированного строя и как все происходило очень интересно рассказал Артем Варгавтик:

Хорошо темперированный строй и его частоты в таблице:

Что значит темперированный строй в музыке

Частоты звуков (нот) в темперированном строе

Примечание: Если, кто-то попробует выучить все эти частоты наизусть, пусть немедленно прекратит обучение музыке и больше никогда не посещает уроки музыки от Свирельки.

Хорошо темперированный звукоряд. Названия октав

Названия октав рассмотрим на примере клавиатуры фортепиано:

Что значит темперированный строй в музыке

Название октав на фортепиано

Самый большой звукоряд в настоящее время имеют клавишные музыкальные инструменты, такие как фортепиано. Фортепиано может озвучить 88 нот! У него 7 полных октав и еще несколько клавиш от неполных. Каждой октаве присвоено название:

Ноты называются с указанием октавы к которой они находятся, например:

Многие другие музыкальные инструменты имеют диапазон гораздо меньший чем фортепиано. Так, поперечная флейта играет в диапазоне чуть более трех октав.

Занятие про музыкальный звукоряд завершено. Если у вас остаются невыясненные вопросы и вы не полностью разобрались к какими-либо понятиями, терминами и тому подобное, напишите свои пожелания в комментариях.

При желании можете начать сначала Уроки музыки. Звукоряд. Часть 1.

И как обычно, просьба: если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:

Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька:

И для особо одаренных вот запись прелюдий и фуг из цикла «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха:


Больше 4 часов 30 минут удовольствия. Разве что слушать частями 🙂

Хорошо темперированный

Обучающая программа Свирелька:

Научиться играть на вашем
духовом музыкальном инсрументе
поможет простая обучающая программа:

Что значит темперированный строй в музыкеОзнакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Источник

Равномерно темперированный строй

Равноме́рно темпери́рованный строй — музыкальный строй, при котором каждая октава делится на математически равные интервалы, чаще всего на двенадцать полутонов (Что значит темперированный строй в музыке). Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке приблизительно с XVIII века вплоть до нашего времени.

Содержание

История

12-ступенный равномерно темперированный строй возник в обстановке поисков учёными разных специальностей «идеального» строя. Исторически предшествующий натуральный строй имел ряд недостатков — прежде всего, не позволял транспонировать и модулировать в достаточно большое количество тональностей без возникновения существенных диссонансов.

Невозможно с достоверностью указать, кто именно изобрёл равномерную темперацию. Среди первых учёных, предлагавших практические способы деления октавы на 12 равных интервалов,— Генрих Грамматеус (1518) и Винченцо Галилей (1581).

Вычисление частот звуков

Можно математически вычислить частоты для всего звукоряда, пользуясь формулой:

Что значит темперированный строй в музыке,

где f0 — частота камертона (например Ля 440 Hz), а i — количество полутонов в интервале от искомого звука к эталону f0.

Последовательность вычисленных таким образом частот образует геометрическую прогрессию:

например, можно вычислить частоту звука на тон (2 полутона) ниже от камертона Ля — ноты соль: Что значит темперированный строй в музыке Что значит темперированный строй в музыкеесли нам надо вычислить ноту Соль, но на октаву (12 полутонов) выше: Что значит темперированный строй в музыке Что значит темперированный строй в музыке

Частоты двух полученных нот Соль отличаются в два раза, что дает чистую октаву. Преимущества равномерной темперации также в том, что можно произвольно транспонировать пьесу на произвольный интервал вверх или вниз.

Сравнение с натуральным строем

Равномерно темперированный строй очень легко можно отобразить в виде измерения интервалов в центах

ТонC 1C#DEbEFF#GG#ABHC 2
Цент0100200300400500600700800900100011001200

Следующая таблица показывает отличия интервалов равномерно-темперированного ряда с натуральным

ИнтервалРавномерно темперированные интервалыНатуральные интервалыРазница в центах
ПримаЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке0
Малая секундаЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке−11,73
Большая секундаЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке−3,91
Малая терцияЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке−15,64
Большая терцияЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке13,69
КвартаЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке1,96
ТритонЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке9,78
КвинтаЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке−1,96
Малая секстаЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке−13,69
Большая секстаЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке15,64
Малая септимаЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке3,91
Большая септимаЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке11,73
ОктаваЧто значит темперированный строй в музыкеЧто значит темперированный строй в музыке0

Расчёт конкретных высот применительно к клавиатуре фортепиано

Примечание. Значения частот рассчитаны исходя из стандартной частоты камертона ля 1 = 440 Гц.

Субконтроктава

Охватывает звуки с частотами от 16,352 Гц (включительно) до 32,703 Гц. Наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 0-й

Номер ступениЧастота, ГцСлоговое обозначения по ГельмгольцуБуквенное обозначение по ГельмгольцуАмериканская нотацияКлассическая музыкальная нотация
116,352До2C2C0Что значит темперированный строй в музыке
218,354Ре2D2D0
320,602Ми2E2E0
421,827Фа2F2F0
524,500Соль2G2G0
627,500Ля2A2A0
730,868Си2H2B0

Контроктава

Охватывает звуки с частотами от 32,703 Гц (включительно) до 65,406 Гц. Наименования ступеней записываются с большой буквы и справа снизу ставится цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 1.

Номер ступениЧастота, ГцСлоговое обозначения по ГельмгольцуБуквенное обозначение по ГельмгольцуАмериканская нотацияКлассическая музыкальная нотация
132,703До1C1C1Что значит темперированный строй в музыке
236,708Ре1D1D1
341,203Ми1E1E1
443,654Фа1F1F1
548,999Соль1G1G1
655,000Ля1A1A1
761,735Си1H1B1

Большая октава

Охватывает звуки с частотами от 65,406 Гц (включительно) до 130,81 Гц. Наименования ступеней записываются с большой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 2.

Номер ступениЧастота, ГцСлоговое обозначения по ГельмгольцуБуквенное обозначение по ГельмгольцуАмериканская нотацияКлассическая музыкальная нотация
165,406ДоCC2Что значит темперированный строй в музыке
273,416РеDD2
382,406МиEE2
487,307ФаFF2
597,999СольGG2
6110,00ЛяAA2
7123,47СиHB2

Малая октава

Охватывает звуки с частотами от 130,81 Гц (включительно) до 261,63 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы без дополнительных цифр или штрихов. В научной нотации имеет номер 3.

Номер ступениЧастота, ГцСлоговое обозначения по ГельмгольцуБуквенное обозначение по ГельмгольцуАмериканская нотацияКлассическая музыкальная нотация
1130,81доcC3Что значит темперированный строй в музыке
2146,83реdD3
3164,81миeE3
4174,61фаfF3
5196,00сольgG3
6220,00ляaA3
7246,94сиhB3

Первая октава

Включает звуки с частотами от 261,63 Гц (включительно) до 523,25 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 1 (или один штрих). В научной нотации имеет номер 4.

Номер ступениЧастота, ГцСлоговое обозначения по ГельмгольцуБуквенное обозначение по ГельмгольцуАмериканская нотацияКлассическая музыкальная нотация
1261,63до 1c 1C4Что значит темперированный строй в музыке
2293,67ре 1d 1D4
3329,63ми1e 1E4
4349,23фа 1f 1F4
5392,00соль 1g 1G4
6440,00ля 1a 1A4
7493,88си1h 1B4

Вторая октава

Включает звуки с частотами от 523,25 Гц (включительно) до 1046,5 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 2 (или два штриха). В научной нотации имеет номер 5.

Номер ступениЧастота, ГцСлоговое обозначения по ГельмгольцуБуквенное обозначение по ГельмгольцуАмериканская нотацияКлассическая музыкальная нотация
1523,25до 2c 2C5Что значит темперированный строй в музыке
2587,33ре 2d 2D5
3659,26ми2e 2E5
4698,46фа 2f 2F5
5783,99соль 2g 2G5
6880,00ля 2a 2A5
7987,77си2h 2B5

Третья октава

Включает звуки с частотами от 1046,5 Гц (включительно) до 2093,0 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 3 (или три штриха). В научной нотации имеет номер 6.

Номер ступениЧастота, ГцСлоговое обозначения по ГельмгольцуБуквенное обозначение по ГельмгольцуАмериканская нотацияКлассическая музыкальная нотация
11046,5до 3c 3C6Что значит темперированный строй в музыке
21174,7ре 3d 3D6
31318,5ми3e 3E6
41396,9фа 3f 3F6
51568,0соль 3g 3G6
61760,0ля 3a 3A6
71975,5си3h 3B6

Четвертая октава

Включает звуки с частотами от 2093,0 Гц (включительно) до 4186,0 Гц. Наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 4 (или четыре штриха). В научной нотации имеет номер 7.

Номер ступениЧастота, ГцСлоговое обозначения по ГельмгольцуБуквенное обозначение по ГельмгольцуАмериканская нотацияКлассическая музыкальная нотация
12093,0до 4c 4C7Что значит темперированный строй в музыке
22349,3ре 4d 4D7
32637,0ми4e 4E7
42793,8фа 4f 4F7
53136,0соль 4g 4G7
63520,0ля 4a 4A7
73951,1си4h 4B7

Пятая октава

Включает звуки с частотами от 4186,0 Гц (включительно) до 8372,0 Гц. В нотации Гельмгольца наименования ступеней записываются с маленькой буквы, справа сверху пишется цифра 5 (или пять штрихов). В научной нотации имеет номер 8.

Номер ступениЧастота, ГцСлоговое обозначения по ГельмгольцуБуквенное обозначение по ГельмгольцуАмериканская нотацияКлассическая музыкальная нотация
14186,0до 5c 5C8Что значит темперированный строй в музыке
24698,6ре 5d 5D8
35274,0ми5e 5E8
45587,7фа 5f 5F8
56271,9соль 5g 5G8
67040,0ля 5a 5A8
77902,1си5h 5B8

Другие равномерные темперации

Равномерно темперированный строй и другие строи

Наряду с господствующим равномерно темперированным строем в Европе существовали и существуют другие строи. Русский исследователь музыки XIX века Владимир Одоевский, например, написал так:

Широкомасштабное движение музыкантов-аутентистов практикует воспроизведение музыки прошлого в тех строях, в которых исполняемая ими музыка была написана.

См. также

Примечания

. Иосип Славенски написал произведение для электронных инструментов с названием «Музыка в Натуральной тональной системе» (1937). В нём две части, первая написана для фисгармонии Бозанкета с 53 тонами в октаве. »

…JOSIP STOLCER SLAVENSKI composed a composition for electronic insruments with the title Music in the Natural Tonal System (1937). It includes two movements: the first movement is written for the Bosanquet enharmonium with 53 tones in an octave»)

Источник

Равномерно темперированный строй и натуральные музыкальные интервалы

В последнее время возникло желание «подчистить хвосты», разобрать старые черновики и вынести на свет то из них, что достойно какого-то внимания. От военной темы перехожу, неожиданно, к музыке. Меня как технаря и музыканта-любителя в своё время поразило, что за музыкой стоит вполне стройная математическая теория, которую практически никто не изучает, но которая может помочь лучше разбираться в музыкальных терминах (которые для технаря, чаще всего, бессвязный тёмный лес) и в том, как вообще устроена музыка. Тут тезисно распишу свои «открытия» по теории музыки, не претендуя на научную точность и оригинальность.

2) Интервалы.
Пусть у нас есть два музыкальных звука, две ноты с частотами, соответственно, f1 и f2. Тогда интервалом между ними будет называться число f1/f2. Опять-таки, в древности заметили, что если интервал между двумя нотами равен простой дроби (например, 3/2, 4/3 или вообще равен целым числам 2, 3, и т. п.), то комбинация этих нот звучит красиво (например, если сыграть эти 2 ноты последовательно или одновременно). Такие интервалы, равные простым дробям, называются натуральными.

3) Современный обычный строй музыкальных инструментов.
Большинство музыкальных инструментов не дают сыграть звук произвольной частоты. Они имеют клавиши (или лады, в случае гитары), каждой из которых соответствует определённая частота. Давайте поймём, что это за частоты. Возьмём для наглядности клавиши пианино.

3a) Значение интервала в центах
Иногда удобнее считать интервал не в абсолютных числах, а в центах. Для этого берут логарифм интервала по основанию 2 и умножают на 1200. Как нетрудно понять, 1 полутону в таком случае соответствует 100 центов (Что значит темперированный строй в музыке). И поскольку берутся логарифмы, интервалы в таком виде надо не перемножать, а складывать, что существенно проще (например, 2 полутона = 200 центов и т.д.).

Рассмотрим повышение мелодии на полтона. Это означает, что вместо каждой ноты берётся нота на полтона выше. То есть частота каждой ноты в мелодии умножается на корень 12й степени из 2. Нетрудно понять, что соотношение частот между любыми двумя нотами мелодии остаётся тем же, что и раньше (если мы разделим эти частоты друг на друга, то множитель в числителе и знаменателе сократится). Это значит, что мелодия будет звучать так же красиво. Но это происходит именно благодаря тому, что интервалы между последовательно идущими нотами нашего строя одинаковые.

С музыкальной же точки зрения мелодия переносится из одной тональности в другую, следующую. Например, из до-мажор в до-диез-мажор. Аналогично обстоит дело с транспонированием на другие интервалы/переходом в другие тональности (только происходит умножение или деление на другое число).

Человечество достаточно долго шло к такому строю. Изначально использовались различные строи, основанные на натуральных интервалах. Но при транспонировании они не сохраняли интервалы между нотами, из-за чего могли возникать некрасивые созвучия, диссонансы (так называемая «волчья квинта», к примеру). Поэтому строй постепенно менялся, частоты нот немного смещались и так в итоге всё и пришло к «равномерной темперации», т.е. к такой настройке инструмента, при которой интервалы между соседними нотами были одинаковыми.

К нововведениям этим, к изменениям строя, тогда, понятное дело, относились скептически, они прижились лишь со временем. Кстати, известный музыкальный цикл Баха «Хорошо темперированный клавир» как раз является демонстрацией преимущества равномерной (а точнее, очень близкой к ней) темперации. В нём представлены 24 произведения, 12 минорных и 12 мажорных. В каждом из минорных и мажорных сочинений тональность определяется одной из всех 12 возможных нот в октаве (включая чёрные клавиши). Итак, лишь на инструменте с равномерной (или близкой к ней) темперацией все эти произведения будут звучать хорошо, красиво.

Что значит темперированный строй в музыке

Также относительно неплохо приближает эти интеравлы 5-TET, та называемая равномерно-темперированная пентатоника. Она использовалась в древности, и сейчас используется в некоторых изолированных культурах (вроде как, на островах Океании). Впрочем, часто использовался не совсем равномерный, а близкий к нему строй из 5 нот.

6) Другие варианты строя.
Итак, теперь мы понимаем, что строй, т.е. набор нот для мелодии, сам по себе не жёстко фиксирован и может быть другим. Можно использовать не все 12 основных, а лишь некоторые из них ступени. Это придаёт мелодиям национальный окрас (так называемые, цыганская, арабская гамма, различные пентатоники и т.д.).

А можно вообще использовать другие частоты. Наибольшую свободу тут предоставляют инструменты без фиксированных нот, ладов, клавиш (скрипка, например). Можно делить октаву неравномерно. Можно вообще не использовать октавы, а выбрать другой интервал для повторения нот (например, 3). В общем, полная свобода творчества. Впрочем, результаты такого творчества не всегда по нраву обычному уху, но некоторым вполне может понравиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *