Что значит темное царство города калинова
Тёмное царство в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)
«Тёмным царством» в пьесе Александра Островского «Гроза» назван вымышленный город Калинов, где происходят все события. Это место назвал так один из авторитетных литературных критиков Добролюбов. Почему же Калинов – это «тёмное царство»?
В пьесе показано времена, когда понятия «бедный» и «богатый» разделялись не только на словах и по финансовому положению, но и по делам и в отношениях. Калинов – город, которого не существует ни на одной карте мира. Этим названием можно означить любой город России тех времен. Здесь все становится с ног на голову. Все настоящие человеческие качества оказываются не нужными и утесненными. Во главе стоят деспотичность и деньги. В Калинове держат власть богатые купцы. Они никому не дают жизни и навязывают свои порядки, да так что весь город пляшет под их дудку.
Одним из таких значительных лиц в городе является старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. Эта женщина – вдова, которая имеет двух детей: сына Тихона и дочь Варвару. Кабаниха (как её называют между собой жители города) пытается жить за старыми порядками и правилами. На самом деле, она просто прикрывается ними, чтобы удовлетворить себя и запугать окружающих. Марфа Игнатьевна на людях пытается быть милосердной и не теряет возможности поделиться с бедными лишней копейкой. Это лицемерие выходит боком её родным. Им достается больше всех.
Тихон беспрекословно слушает во всём мать и соглашается с ней. У него есть молодая жена Катерина, но их брак неполноценный из-за вмешательства старой Кабанихи. Тихон Кабанов не имеет в себе крепкого мужского начала, ведь он привык с детства, что за него все решает мать. Как бы она ни решила, все это будет правильным и он должен с этим жить. Их отношения с Катериной сложно назвать идеальными. Они пытаются быть друг для друга близкими людьми, но Марфа Игнатьевна все время ругает их за неправильное поведение. Я думаю, что изначально их брак был провальным. Во-первых, из-за воспитания Тихона, во-вторых, из-за Кабанихи, которая всегда унижала своего сына перед женой, отчитывая его, как мальчишку. Катерине доставалось не менее, даже более, нежели Тихону.
В конце концов, даже родной сын не выдерживает натиска матушки и уезжает из города. Для него эта поездка как глоток свежего воздуха. Интересной является сцена прощания Тихона с Катериной, где Кабаниха не отходит от сына ни на шаг и поучает его, что он должен приказать жене на прощание. Естественно, она должна слушаться матери. А как только молодые остаются вдвоем, Катерина проявляет искренние чувства и бросается на шею мужу. Это не остается незамеченным Кабанихой, и она тут же ругает Катерину за незнание старинных правил, согласно которым жена имеет право только поклониться мужу в ноги.
Дочь Кабанихи Варвара также находится под деспотичной рукой матери. Но она находит иной выход – ложь. Варвара молча слушала причитания матери, иногда соглашаясь со сказанным. Но в то же время она всегда делала по-своему. За спиной матери девушка встречалась с молодым человеком Ваней Кудряшовым. Она убегала к нему каждый вечер, а ночью возвращалась, чтобы утром проснуться и снова сыграть роль хорошей дочери. То есть девушка жила не только в созданной матерью деспотичной атмосфере, но и в своей собственной лжи.
Еще один представитель купечества – Савел Прокофьич Дикой. По моему мнению, Кабаниха была более умной и знала, как правильно воспользоваться старыми порядками, чтобы прислонить к себе людей. Дикой же просто глупый самодур. Он действует в открытую. О нем говорят все на улицах города, кому не лень. Это жестокий человек, прославлен своими вечными криками. Если он не в настроении, то попадает всем, кто находится рядом. Как и в случае с Кабанихой, больше всех перепадало его семье. Они очень просили людей, чтобы те не расстраивали Савла Прокофьича. Ведь тот приходил домой и возмещал весь гнев на родных.
Дикой очень любил деньги. Ему было сложно давать зарплату своим работникам. Расстаться с любимыми бумажками – это было выше его сил. Он все считал, как же он может выплатить меньше, нежели надлежит. Савел Прокофьич радовался, как ребенок, если ему вдруг удавалось сэкономить на ком-то. Купец не крылся со своими чувствами. Он так прямо и говорил, что любит собирать деньги и их остатки с работников.
Интересной и знаковой является ситуация с племянником Дикого Борисом Григорьичем. Как оказалось, Савел Прокофьич присвоил себе всё наследство, даже ту часть, которая должна была достаться Борису и его сестре. Теперь он поставил племяннику условие: купец вернет им завещанное, если Борис будет выражать к нему почтение. Интересно, что самого Дикого это ни к чему не обязывает. Он может спокойно сказать, что Борис был не почтительным и оставить деньги у себя. Естественно, он не хочет ничего отдавать, почувствовав вкус этих бумажек.
Этому купцу чужды моральные нормы, он не знает, что это. Он привык к тому, что может покричать на людей и все будет, как прежде: его деньги останутся с ним. Это страшный человек. Дикой специально разъярялся, чтобы потом возместить гнев на работниках. А как только они заводили разговор о деньгах, ему не нужно было и стараться себя разозлить. Он вспыхивал, как спичка.
«Тёмное царство» в пьесе «Гроза» создают такие глупые, самовлюбленные невежды, как Дикой и Кабаниха. Они считают, что их богатство позволяет им проявлять власть над другими людьми. Из-за них все зависли в этом «тёмном царстве» и ходят по кругу. «Тёмное царство» – это не только вымышленный Калинов, а любой другой город Российской империи. Но название пьесы свидетельствует об оптимистическом настрое автора. Он верит, что грядут перемены. Гроза – это предупреждение. Катерина воспринимает ее как наказание за грехи. В первую очередь наказаны будут эти эгоистические купцы, которые буквально умертвили все светлое в этом укромном городе. Гроза – это вера в то, что «темному царству» настанет конец.
Что значит темное царство города калинова
Одним из выдающихся произведений девятнадцатого века является пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза». С помощью этой драмы автор смог не только достоверно описать быт мещанства, но и раскрыть конфликт, назревавший у его современников. Обладание автором высокого понимания русской жизни помогло ему показать пороки старшего консервативного поколения. Литературный критик Николай Александрович Добролюбов охарактеризовал тяжелую социальную атмосферу произведения «Гроза» в своей статье «Луч света в темном царстве», назвав «Темным царством» общество города Калинов.
Самодур Дикой действует несколько иначе. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Однако в отличие от Кабанихи такое поведение купца обосновывается только его скандальной натурой. К тому же, он осознает, что делает, но ничего поделать с этим не может: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!».
Таким образом, А. Н. Островский в пьесе «Гроза» раскрывает крайне негативный и собирательный образ купечества, в котором нет ни любви, ни дружбы, а только суеверность, тирания, жестокость, невежество и обман. Однако благодаря присутствию в драме оппозиционного образа автор показывает, что грядущие перемены уже близко, а значит, «тёмному царству» придёт конец.
Темное царство в пьесе Гроза Островского сочинение
Александр Николаевич Островский является известнейшим русским драматургом и «отцом» русского национального театра. В своих пьесах, Островский не раз изображал социальную несправедливость и изобличал человеческие пороки. Пьеса «Гроза» также относится к списку этих произведений. Город, который автор описывает в пьесе, критики назвали «темным царством».
«Темное царство» засасывает всех, кто в него попадает. Оно уничтожает в людях человечность, превращая их в злых, безнравственных и бессердечных личностей. «Темное царство», как и любое царство, состоит из людей. Некоторые в нем его жертвы, некоторые же напротив — представители «темного мира». И конечно же, как и в любом царстве, в нем есть свои правители. Кабаниха — один из самых ярких примеров властителей «темного царства». Эта жестокая женщина всеми силами пытается изжить со свету свою невестку Катерину. Молодая девушка является жертвой «темного царства» и в первую очередь Кабанихи. Она изо всех сил пытается выбраться из этого болота. Катерина чистая и добрая девушка, она всей душой рвется на свободу. Она мечтает полететь, как птица, и никогда больше не возвращаться в ад, во главе которого восседает ее свекровь. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Муж Катерина Тихон также является жертвой «темного царства». Но, к сожалению, он уже стал его частью. Оно высосало из него все соки и несчастный герой полностью зависит от решений своей матери. Он бы мечтал бежать, но не может. Лишь после смерти своей Кати, он пытается взбунтоваться, да только бунт в его лице, это одно только слово поперек слова матери.
Кроме Кабанихи, имеется еще купец Дикой. Он жесток, скуп и никогда не прислушивается к мнению других. Ему есть кем помыкать, да и кому жизнь попортить. Его племянник Борис является его главной жертвой. Молодой человек полностью зависит от дяди.
В «темном царстве» есть и еще жертвы, есть и явные закоренелые представители этого отжившего мира ( такие, как Кабанова или Дикой ). Царство было озарено лишь одним лучиком — Катериной, чистой душой. Но и она была загублена, задушена там. С помощью, удивительно хорошо подобранных характеров. Островскому удается через свое «темное царство» указать на проблемы тогдашней России и выявить извечные человеческие пороки.
Вариант 2
В обществе мещан и зажиточных купцов не в чести образованность и порядочность. Здесь, в этом царстве, прозванном «тёмным», в почёте только богатство и власть, которую эти деньги дают. Грубые и невежественные горожане не знают, что творится за пределами их города. Для того, чтобы узнать, что нового происходит в мире, им достаточно послушать россказни странников и странниц. Ничего их не интересует и никуда они не стремятся.
Наиболее яркими представителями этого застойного общества являются персонажи пьесы Савелий Игнатьевич Дикой и Кабанова Марфа Игнатьевна. Дикой – богатый купец, поднявшийся из нищеты. Своё состояние он любит и ценит превыше всего на свете. Люди для ничего не значат и не стоят ничего. Пользуясь своим положением, он унижает всех, кто зависит от его расположения. Но он никогда не бывает в настроении, если по какой-либо причине нужно расстаться с деньгами. И совсем неважно, просят ли у него в долг или нужно выплатить зарплату работникам. Готовый ругать и унижать любого, кто придёт к нему с просьбой, Дикой, однако боится тех, кто выше его по положению в обществе.
Ничем не лучше Савелия Игнатьевича купчиха Кабанова. Такая же деспотичная и жестокая, она уверена, что знает, как нужно правильно жить. Считает своё мнение единственно верным. И, соответственно со своими представлениями, пытается установить в доме свои правила. Ей неважны человеческие чувства. Слово «любовь» ей вообще неведомо. Она терроризирует домочадцев вечными придирками и нравоучениями. Внешне соблюдая общепринятые приличия, в душе Кабаниха не верит даже в Бога. Она ходит в церковь, соблюдает посты. Но это просто соблюдение традиций и не более того.
В обществе, где главный бог – деньги, нет места настоящим человеческим чувствам. Здесь нет уважения, любви, милосердия и сострадания к ближнему. Через тёмную толщу обмана, лицемерия, грубости и невежества трудно пробиться свету.
Сочинение Темное царство в рассказе Островского Гроза
События пьесы разворачиваются в придуманном автором уездном городе, где процветают жестокие нравы, характерные для российской действительности того времени.
Писатель описывает деградацию русского народа конца XIII века и полную парализацию социально-экономического положения государства на примере судеб жителей провинциального населенного пункта.
Царство тьмы представлено писателем в типичных образах представителей русского купечества, погрязших в жадности, лжи, наглости – Савела Прокопьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой.
Купец Дикой – самый зажиточный человек города, пребывающий в постоянном состоянии опьянения, презирающий всех вокруг и уверенный в своей безнаказанности. Он позволяет себе не только унижать окружающих, но даже поднимать на них кулаки. Дикой проявляет свое самодурство ежедневно, независимо от настроения и состояния, считая, что его финансовое положение позволяет ему все, что угодно и общающиеся с ним люди обязаны его уважать и преклоняться перед ним.
Персонаж Кабанихи, богатой купчихи города, еще одного представителя темного царства. Отличие Кабанихи от Дикого в том, что она проявляет свои дурные наклонности не в общественной жизни, а в своем собственном семействе. Пожилая самодурка ощущает свое материальное превосходство над членами семьи, сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной. Кабаниха считает, что у нее есть моральное право воздействовать на них как морально, так и физически.
Тихон с детства ощущает постоянный страх перед матерью, воспитан в беспрекословном ей подчинении. Как личность, молодой мужчина полностью уничтожен, он даже не в состоянии встать на защиту жены. Катерину бессердечная свекровь беспрерывно унижает и заставляет совершать поступки, которые девушка не в силах вынести.
Порядочная образованная Катерина не в силах смириться с навязанным ей образом жизни и находит единственный способ вырваться из темного плена – сначала бросается в омут грешной любви к племяннику Дикого Борису, а затем совершает самоубийство. Тем самым, девушка, лучик тепла и света в семействе Кабановых, выражает некий протест против варварских законов жестокой Кабанихи.
Дочь Кабанихи в силу своего недалекого ума тоже проявляет попытки противостоять матери, но искалеченная натура позволяет ей лишь жить двойной жизнью, постоянно лицемеря перед Кабанихой.
Создав яркие персонажи, характеризующие реальное положение людей тогдашней России, автор доносит до читателя драматизм моральной атмосферы страны и тусклые попытки некоторых прогрессивных россиян разорвать оковы всепоглощающей тьмы.
Вариант 4
Человек представляет собой отдельный мир с характером, поступками и привычками и чувствами гордости. Именно такие проблемы затронул Островский в своем творении «Гроза». В книге Островский описал 2 поколения, чтобы донести до народа несовместимость жестокости и почтения, достоинства и необразованности. Старшему поколению писатель дал название «темное царство». В младшее поколение вошли современные люди, не признающие старинных традиций и обычаев. Главными сторонниками «темного царства» считались Дикой и Кабанова. В данных образах автор полностью раскрыл характер властвующего класса.
Дикой и Кабанова были самыми влиятельными людьми города Калиново. За счет богатства у них была власть и руководство над всеми. Они мучили своих близких и наемных крестьян. По словам Кулигина, Дикой и Кабанова угнетая своих работников, становились все богаче. Они безжалостно эксплуатировали и наживались на других людях. Автор описал их как невежественных и грубых людей. Они постоянно занимались самодурством. Родные ходили по дому и раздражали Дикого. Больше всего Дикого раздражал Борис. Дикой сильно злился, когда у него просили деньги. Он постоянно ругался и ничего не мог с собой поделать. При напоминании о деньгах Дикого одолевала злость.
Сторонники « темного царства» всегда будут необразованными, жестокими и жадными. Подобные качества не были даны с рождения. Отрицательные качества они приобрели в той обстановке, в которой они выросли. Дикой и Кабанова всегда будут дружить. Везде и всегда они ходили вместе.
В обществе всегда есть люди, которые скрывают свое безрассудство, необразованность под маской прогрессивности и интеллигентности. Кабанова и Дикой мучают и эксплуатируют окружающих, при этом не страшатся последствий. Дикой и Кабанова были настоящими приверженцами «темного царства». Представители проповедовали грубость, лицемерие, скудоумие и жадность. Кабанова и Дикой питали ненависть ко всему прогрессивному и новому.
Сочинив поэму, Островский намеревался показать народу всю сущность «темного царства» через поступки Дикого и Кабановой. По словам автора, богатые вельможи были подлыми и бездуховными. Большинства состоятельных людей России 19 столетия обладали такими качествами как у представителей «темного царства».
Также читают:
Картинка к сочинению Темное царство в пьесе Гроза
Популярные сегодня темы
Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед.
Практически во всех произведениях русской классической литературы немаловажную роль играют образы природы. Пейзажи, в которых живут герои книг, не только раскрывают внутреннее состояние персонажей
Один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский. Потомственный военный, красавец с гордым профилем. Я бы сказала – идеалист, в тайне мечтающий быть похожим на Наполеона
У мальчика был товарищ, который однажды предложил ему в подарок маленькое рыжее существо с черными лапками, сморщенной мордочкой и живыми глазками. Звали обезьянку Яшкой.
Город Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города, быт и нравы обитателей
Город Калинов и его обитатели. Художник С. В. Герасимов |
Город Калинов является одним из центральных образов в знаменитой пьесе «Гроза» А. Н. Островского.
В этой статье представлено описание города Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы «Гроза»
— Все материалы по пьесе «Гроза»
Город Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города, быт и нравы обитателей
«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.»
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.»
Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха.
«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.» (слова Дикого)
Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого.
Малограмотный Дикой, например, называет электричество «елистричеством». Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:
«Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»
«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.»
«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. «
«А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. «
«Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.»
«А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…»
«. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет.»
«А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.»
Это было описание города Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.
Темное царство в пьесе «Гроза»
сочинение по литературе 10 класса
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда русское общество задавалось вопросом о дальнейшей судьбе России. Сам автор разочаровался в патриархальном укладе и в идеях построить на его основе процветающее государство. Поэтому проблемы, освещённые в «Грозе» свидетельствуют о несовершенстве именно этих порядков, и таких же городов, как Калинов.
Судьба Катерины
Кадр из фильма «Гроза». 1933
Детство и юность Катерины были счастливыми и радостными, но после замужества всё изменилось. Жизнь в доме мужа сделала её существование невыносимым, несмотря на то, что Катерина отдавала всю себя, для того чтобы наладить отношения с новой семьёй.
Тихон беспрекословно подчинялся воле своей деспотичной матери, которая считала, что взаимоотношения внутри крепкой семьи должны основываться на страхе. Кабаниха следовала патриархальным устоям, которые стали частью её образа жизни. Её очень волновало мнение окружающих. Марфа Игнатьевна боялась выглядеть неправильно в глазах других людей, поэтому старалась во всём следовать патриархальным традициям. А Катерина не могла соблюдать подобные порядки, потому что они противоречили её искренней натуре и представлениям о полноценной жизни.
Однако мечтам Катерины о крепкой и счастливой семье не суждено было сбыться. Судьба, которая ожидала её в замужестве, была совершенной иной. Ни детей, ни любви в ней не было.
Катерина осознала, что больше не сможет так жить, поэтому решилась на отчаянный поступок, который поможет ей освободиться от ненавистных оков. И именно этот поступок стал камнем преткновения в отзывах критиков о пьесе Островского.
Конфликт между Катериной и городом Калинов
Город Калинов выступает в пьесе символом всей патриархальной России. Не случайно, Н.А. Добролюбов называет его «тёмным царством». Это провинциальный, типичный для того времени городок. Здесь царят жестокие нравы. Все люди в Калинове или бедны или довольствуются своей властью. Единственную угрозу «тёмному царству» представляет Катерина, представляющая собой «луч света», способный рассеять эту тьму. Она не забыла о собственном человеческом начале, её характер поражает своей силой и стойкостью. Добролюбов называл этот характер идеальным.
Катерина, несомненно, представитель новой эпохи. Её протест «тёмной силе» и «миру тихо вздыхающей скорби» состоит в том, что нельзя жить в мире, где всё основано на угнетении и подчинении. Отсюда следует, что конфликт между главной героиней и «тёмным царством» неизбежен.
Главным противником Катерины в этом противостоянии выступает Кабаниха, власть и тирания которой основывается на переиначенном Домострое. По её мнению, крепкая семья должна держаться на страхе и повиновении. Поэтому Катерина, для которой семья основывается на любви и свободе, занимает противоборствующую сторону.
Катерина и «тёмное царство»
Несмотря на то, что Катерина рождена в патриархальном мире, она резко отличается от него и не может принять его законы. Её стремление к свободе противоречит общепринятым в Калинове порядкам. Именно поэтому «тёмное царство» так сильно ненавидит этот «луч света» в лице Катерины, чувствует исходящую от неё угрозу своему существованию.
Благодаря своему детству и полученному воспитанию, Катерине удалось сохранить правильные представления о том, как нужно жить. У неё совсем другие жизненные ценности, непохожие на те, которыми руководствуются жители Калинова. Поэтому стремление «полететь как птица» воспринимается окружающими как непростительный проступок, непременно требующий наказания. И чувство неоспоримой вины неумолимо ведёт Катерину к гибели.
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описана русская действительность 19 века, социальные проблемы и конфликты того времени. В вымышленном городе Калинове, как и во всём государстве, у власти находятся богачи, деспоты и самодуры, которые наживаются на труде простых людей. Таким образом, пустые и жестокие Кабановы и Дикие процветают, а народ еле выживает в этом несправедливом мире. Всё это Н.А. Добролюбов назвал «тёмным царством», и это определение оказалось настолько точным, что остаётся актуальным до сих пор.
Тёмное царство
Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова
Тёмное царство в пьесе «Гроза» — это образ жизни мещанства и купечества России 19 века. В этом обществе главенствующие позиции занимают зажиточные и наглые купцы. Весь мир, в котором находятся вымышленные жители города Калинова, пропитан ложью и жестокостью, а власть принадлежит деспотам и обманщикам. Бедные люди настолько привыкли подчиняться богатым, что это стало уже для них нормой жизни. Поэтому именно в этом мире должен появиться тот долгожданный «луч света», которым стала главная героиня пьесы.
Представители «тёмного царства»
Одним из главных представителей «тёмного царства» является помещик Дикой. Именно его появление становится причиной того, что Кулигин начинает рассуждать о жестоких нравах Калинова. Даже фамилия у этого персонажа говорящая. Автор сравнивает его с диким зверем, настолько он жестокий, бесчеловечный, вспыльчивый и упёртый.
Дикой – настоящий тиран, как в своей семье, так и за её пределами. Он не даёт жизни не только своему племяннику, а и всему простому народу. Дикой очень любит унижать других, тем не менее, люди, знающие об этом, всё равно обращаются к нему за помощью. Это говорит о нежелании местных жителей противостоять окружающей их тьме. Сам же Дикой – глубоко безнравственный человек, но он богат, а поэтому имеет власть над другими.
Недалеко от него ушла и Кабаниха. Марфа Игнатьевна не уступает своему соседу ни в лицемерии, ни в жестокости. Её фамилия также говорит о бездушности и свирепости своей хозяйки. Она издевается над своими домочадцами, заставляет их жить по своим правилам. Особенно достаётся её невестке Катерине, которой из-за этих нападок стал противен родной дом, и опостылела вся жизнь.
Особую роль в пьесе играет образ барыни, которая олицетворяет дух и нравы «тёмного царства». Именно она говорит Катерине, что красота приведёт её в омут. И эти слова вынуждают бедную девушку задуматься о своей участи.
Катерина – луч света в тёмном царстве
Отношение критиков к главной героине пьесы «Гроза» сложилось неоднозначное. Для одних она представляется сильной и решительной личностью, ставшей настоящей угрозой для патриархального мира, а для других – слабой женщиной, которая выбрала гибель, потому что была не в силах себя защитить.
Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». Прежде всего, она сильно отличается от остальных жителей Калинова своим виденьем картины мира. Несмотря на то, что Катя воспитывалась согласно прежним традициям, у неё совсем другое представление о жизни. Она – добрая, отзывчивая, честная натура с чистой душой. Катерина искренне хочет помогать бедным, служить Богу, вести хозяйство и растить детей. Но это всё оказывается невозможным в «тёмном царстве», где люди постоянно находятся в страхе, пытаясь не обращать внимания на неприглядные стороны жизни. В такой обстановке не получается не то, чтобы быть честным с окружающими, а даже трудно быть честным с самим собой. И, к сожалению, одного «луча» недостаточно, чтобы осветить это «тёмное царство», погрязшее в пороках и лжи.
Катерина ни в ком не может найти того, что было в ней самой. Никто не может понять её, поддержать её идеи. Даже Борис, изображавший родственную душу, оказывается слишком зависимым от общественного мнения.
Получается, что из «тёмного царства» Островского невозможно найти выход. Оно давит на Катерину, заставляет её жить в повиновении. И не оставляет ей другого выбора, кроме как покончить жизнь самоубийством, для того чтобы обрести долгожданную свободу.
Однако её протест не прошёл бесследно. Катерине удалось положить начало разрушению этого царства, пошатнуть его устои. Вслед за осмелевшим Тихоном, поднимутся с колен другие угнетённые, и у них обязательно получится освободиться от окружающей их тирании. Рано или поздно юди вспомнят о собственном достоинстве, и рассеют тучи, сгустившиеся над «тёмным царством».
Драма «Гроза» написана А.Н. Островским в преддверии крестьянской реформы в 1859 году. Автор раскрывает перед читателем особенности социального уклада того времени, характеристику общества, стоящего на пороге знаменательных изменений.
Два лагеря
Действие пьесы разворачивается в Калинове – купеческом городке на берегу Волги. Общество поделилось в нем на два лагеря – поколение старшее и поколение молодое. Они невольно сталкиваются между собой, так как движение жизни диктует свои правила, и сохранить старый строй не удастся.
«Темное царство» — мир, характеризующийся невежеством, необразованностью, самодурством, домостроем, неприятием перемен. Главными представителями становятся купчиха Марфа Кабанова – Кабаниха и Дикой.
Мир Кабанихи
Кабаниха мучает родных и близких беспочвенными упреками, подозрениями и унижениями. Для нее важно соблюдение правил «старины», пусть даже за счет показушных действий. Того же она требует и от своего окружения. За всеми этими законами не приходится говорить хоть о каких-то чувствах по отношению даже к собственным детям. Она жестоко властвует над ними, подавляя их личные интересы и мнения. Весь уклад дома Кабановых основан на страхе. Запугивать и унижать – жизненная позиция купчихи.
Дикой
Еще более примитивен купец Дикой, истинный самодур, унижающий окружающих громкими криками и бранью, оскорблениями и возвышением собственной личности. Почему он так ведет себя? Просто для него это своеобразный способ самореализации. Он хвастает Кабановой, как изощренно поругал того или иного, восхищаясь своим умением придумывать новую брань.
Герои старшего поколения понимают, что их поре приходит конец, что на смену их привычному образу жизни приходит нечто иное, свежее. От этого их злость становится все безудержнее, яростнее.
Поддерживает философию Дикого и Кабанихи странница Феклуша, уважаемая гостья для того и другого. Она рассказывает устрашающие истории о чужих странах, о Москве, где вместо людей ходят некие существа с собачьими головами. Этим легендам верят, не понимая, что тем самым выставляют на показ собственное невежество.
Подданные «темного царства»
Молодое поколение, вернее более слабые его представители, поддаются влиянию царства. К примеру, Тихон, который с детства не смеет сказать матери ни слова против. Сам он страдает от ее гнета, но у него не хватает сил, чтобы противостоять ее характеру. Во многом из-за этого он теряет Катерину, свою жену. И только склоняясь над телом погибшей супруги, он осмеливается обвинить мать в ее смерти.
Племянник Дикого, Борис – возлюбленный Катерины, тоже становится жертвой «темного царства». Он не смог противостоять жестокости и унижениям, начал воспринимать их как само собой разумеющееся. Сумев соблазнить Катерину, он не смог спасти ее. Ему не хватило мужество увезти ее и начать новую жизнь.
Луч света в темном царстве
Получается, что только Катерина выбивается из привычной жизни «темного царства» своим внутренним светом. Она чиста и непосредственна, далека от материальных желаний и устаревших жизненных принципов. Только ей хватает смелости пойти против правил и признаться в этом.
Думаю, что «Гроза» произведение замечательное своим охватом действительности. Автор словно побуждает читателя обратиться вслед за Катериной к правде, к будущему, к свободе.