Что значит тематическое единство
Ровеньковский факультет
Тематическое единство – показатель смысловой завершенности текста (Марданова Я.В.)
«Тематическое единство – показатель смысловой завершенности текста»
Марданова Яна Витальевна
4 курса, специальность «Педагогическое образование.
Начальное образование. Информатика»
Ровеньковский факультет
ЛНУ имени Тараса Шевченко
Научный руководитель: Тыщук Д.С. – ассистент кафедры филологических дисциплин, Ровеньковский факультет ЛНУ имени Тараса Шевченко
Аннотация. В статье рассматривается один из аспектов понимания смысловой целостности текста как коммуникативного явления – тематическое единство. Возможность установление единства темы в тексте – условие эффективности его восприятия учениками младшей школы как первой ступени совершенствования коммуникативных навыков.
Ключевые слова: текст, тематическое единство.
Качество образования в начальной школе сегодня пребывает в зависимости от способностей и педагога, и ученика владеть словом как средством освоения новых знаний, выражения мыслей, устремлений. Системно-деятельностный подход имеет итогом обучения в формате диалога, когда увлеченный учитель представляет материал ищущим воспитанникам. Первая шаг к подобному образовательному уровню – пересмотр значения ресурса текста, который является средством обучения не только в цикле лингвистических дисциплин, а и в целом.
Так как традиционно текст воспринимается как дидактическое средство уроков языка и литературного чтения, изначально следует говорить о пересмотре сути текста.
Цель представленной статьи – рассмотреть тематическое единство как свойство текста, формирующее его коммуникативный потенциал.
Теоретическая основа – в работах Э. Бенвениста [1], Н. Валгиной [2], И.Гальперина [3].
Многосторонность понятия «текст» обязывает выделить в нем то, что является ведущим, вскрывающим его онтологические и функциональные признаки. Текст – это «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [1, с. 433].
«Лишь с помощью этого понятия, удается правильно отразить такую существенную особенность языка, как его членоразделительный характер и дискретность его элементов. Только понятие уровня поможет нам обнаружить во всей сложности форм своеобразие строения частей и целого» [1, с. 434].
Текст – это речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности.
Для речевой организации текста определяющими оказываются внешние, коммуникативные факторы. И потому порождение текста и его функционирование прагматически ориентированы: текст создается при возникновении определенной целеустановки и функционирует в определенных коммуникативных условиях.
Тематическое единство текста выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой говорящего (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.
Проанализируем следующий текст – рассказ для маленьких Л.Н.Толстого «Старик и яблони»:
«Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут» [4].
В этом тексте все слова так или иначе связаны с предметом речи (как старик сажал яблони) с желанием автора внушить читателю мысль о том, что надо уметь жить для других. Не случайно в этом маленьком тексте, состоящем из тридцати двух слов, дважды употребляется слово старик и пять раз соотносительные с ним по смыслу местоимения (ему, я, мне и т. д.); пять раз – слова яблони, яблочко, плод, три раза – глагол съесть (не съешь, не съем, съедят).
Также тематически обусловлено употребление слов сажал, зачем, долго ждать, спасибо скажут: эти слова и словосочетания несут большую смысловую нагрузку в раскрытии коммуникативной установки автора (основной мысли высказывания).
Повторяемые слова, последовательно проводимые через тот или иной ряд предложений, сшивают этот ряд в единое целое.
Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который обозначает предмет высказывания или коммуникативную установку автора. Заголовок, его наличие или потенциальная возможность, по мнению И.Р.Гальперина, – один из существенных признаков текста. С этим признаком связан другой – завершенность текста. «Она проявляется в соотнесенности содержания текста, в частности его концовки, с заголовком» [3, с. 59].
Заголовок приведенного выше текста с легкостью могут сформулировать учащиеся: «Как старик сажал яблони», «Зачем старик сажал яблони», «Спасибо скажут» (последний выражает основную мысль высказывания). Содержание текста соотносится с любым из этих возможных заголовков, конечное предложение текста говорит о его завершенности.
Следовательно, данный текст состоит не только из «последовательности предложений», но еще из некоего «знания», вербально невыраженного, знания, которое участвует в формировании общего смысла текста.
Тематическое единство представленного текста (Л.Н. Толстой «Старик и яблони») подтверждает его смысловую доступность, возможность выполнения упражнений коммуникативного содержания с учащимися начальной школы.
Единство темы и идеи как основа цельности текста
Первые два вида информации – о чем говорится и что говорится – в школе называют темой и основноймыслью (идеей) текста. Говоря о смысловой цельности текста, надо иметь в виду единство предмета речи (темы) и единство идеи речевого произведения. В тексте большого объема предметное единство проявляется в иерархии тем. Ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем, подтемы членятся на более мелкие, вплоть до микротем. Мельчайшая частная тема – тема, заключенная в СФЕ. СФЕ монотематично. Переход от одной микротемы к другой есть сигнал границы СФЕ. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов, в их синонимизации, повторной номинации.
Ключевые слова, становясь доминантными обозначениями, создают вокруг себя единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова, ситуативно связанные с ключевым словом – понятием.
Связующим элементом текста на уровне содержания является и авторская оценка и осмысление отображенных предметов, авторская позиция. Психолингвисты предпочитают говорить, что текст обладает эмотивностью – он отражает отношение автора к действительности. За интересом к тексту стоит интерес к языковой личности и образу мира человека (автора), проявляющимся в тексте. С собственно лингвистических позиций, авторский замысел выражается через категорию модальности текста, которая может быть реализована различными языковыми средствами – грамматическими, лексическими, фразеологическими, интонационными, стилистическими (например, использованием грамматических форм слов, модальных слов, частиц, эмоционально-экспрессивной лексики, экспрессивных интонационных конструкций, тропов и фигур речи и т.п.), а также композиционными средствами. Различается объективная и субъективная модальность. Объективно-модальное значение отражает отношение сообщаемого к действительности (реальность-ирреальность и т.д.). Субъективно-модальное значение – это отношение говорящего (пишущего) к сообщаемому. Через модальность проявляется личность автора, его мировоззрение, мироощущение, эмоциональный настрой. Авторская модальность скрепляет все элементы содержания текста. Для художественного текста это «образ автора» (по терминологии В.В. Виноградова), для нехудожественного – это авторская концепция, точка зрения. Организация речевых средств для передачи содержания под углом зрения, отражающим авторскую позицию, и определяет целостность текста.
Принципиальная невозможность включить в текст в полной мере личностное отношение автора ко всем описываемым аспектам действительности обусловливает наличие в тексте (прежде всего художественном) подтекста. Подтекст – это скрытая информация, извлекаемая из текста благодаря способности его единиц (высказываний внутри СФЕ) к приращению смысла на основе ассоциативности. Художественный текст часто лишь намекает на выводы и отсылает читателя к тем или иным оценкам (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок). Для того, чтобы подтекст был замечен читателем, необходимо опознание имеющихся в тексте сигналов как отсылающих к неявному содержанию и оценкам автора.
Вот стихотворение А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»:
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать!
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Над нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно…
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!»
Очевидно, что данный текст несет в себе и целостное представление о фрагменте действительности, описанном в том ракурсе, в котором он видится автору, и содержит в себе подтекст как неявный смысл, извлекаемый из описания событий, явлений и тесно связанный с авторским замыслом.
Таким образом, целостность текста проявляется в единстве тематическом, концептуальном, модальном. Текст состоится, если он обладает двумя основополагающими признаками – структурной связностью и содержательной цельностью. Последнее включает в себя такой факт, как коммуникативная установка (замысел, цель). Гиперсвязность (глобальная связность) достигается именно коммуникативной установкой, в то время как структурная связность – это связность локальная, это связность линейных последовательностей (высказываний, СФЕ, фрагментов текста).
Со смысловой цельностью связана и категория завершенности текста. Текст считается завершенным, если, с точки зрения автора, его замысел получил исчерпывающее выражение. Понятие завершенности приложимо лишь к целому тексту, а не к его частям. (Применительно к части целого текста, например абзацу, говорят не о завершенности, а об относительной автономности высказывания, так как в нем раскрыта микротема). Можно выделить внешние признаки завершенного текста. В частности, это выражается в наличии в тексте определенных формул начала и конца. Например, в фольклоре это зачины (В некотором царстве…; Жили-были… и т.п.) и концовки (Тут и сказке конец … и т.п.). К начальным сигналам текста относят название (Крошечка–Хаврошечка), указание на тип документа (Доверенность), обращение (Дамы и господа!), различные этикетные фразы и т.д.
Сигналы завершения текста – также этикетные фразы (Благодарю за внимание), формулы прощания (До встречи в эфире), подпись автора в конце документа и т.д. Таким образом, текст в правильно оформленном виде имеет начало и конец.
Один из главных признаков категории завершенности текста – это ее сопряженность с заглавием. Показателем законченности текста (или относительной автономности абзаца) является возможность подобрать к нему заголовок. В заголовке может быть обозначена тема или основная мысль высказывания. Название и есть не что иное, как представленная в сжатом виде содержательно-концептуальная информация, которая в процессе развертывания текста раскрывается, линейно организуется и в предметно-смысловом плане исчерпывается (ср.: Гадкий утенок, Приключения Незнайки и его друзей, Дядя Федор, пес и кот и т.п.).
Презентация по родному языку на тему «Тематическое единство текста. Тексты описательного типа».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тематическое единство текста. Тексты описательного типа.
Описание слайда:
Описание слайда:
Тематическое единство текста
выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой говорящего (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.
Описание слайда:
Описание слайда:
ВСПОМНИТЕ!
Описание- это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания: чтобы читатель(слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
Описание слайда:
Виды текстов-описаний:
Описание предмета
Описание состояния человека
Описание состояния среды
Описание слайда:
Описание предмета
( Каков предмет?)
На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)
Описание слайда:
Характерные элементы композиции описания
Общее представление о предмете
Отдельные признаки предмета
Авторская оценка,вывод, заключение
При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определённая последовательность в описании
Описание слайда:
Описание слайда:
Текст построен по «законам» описания места:
Показываются отдельные детали
Указание на то, ГДЕ что-то находится
Потом указывается на то, ЧТО находится
(На занавесе…зигзаг молнии; с боков занавеса…башни; на левой… часы; на правой…окошко; над окошком …Сверчок)
Описание слайда:
Описание состояния человека
(Каково ему?)
Луна светит тихо…
Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое:чудится, ждётся. Подойдёшь к цветущей вишне – сердце замирает от необъяснимой, тайной радости.
Описание слайда:
Проанализируем текст-описание состояния человека.
Сколько частей выделяем в тексте?
Каково,по-вашему,значение каждой?
Как можно озаглавить текст? Обоснуйте.
Какими частями речи передано состояние человека?
Определите время и вид глаголов-сказуемых в данном тексте.
Описание слайда:
Описание слайда:
Дефиниция
Научное определение понятия, в котором названы важнейшие (существенные) признаки этого понятия, позволяющие его опознать (квалифицировать), называется дефиницией.
Чтобы построить дефиницию, необходимо назвать термин, обозначающий понятие, определить родо-видовую принадлежность этого понятия и перечислить его отличительные признаки.
Описание слайда:
Пример дефиниции
Например:
Гражданское право — одна из основных отраслей права в РФ, представляет собой систему норм, регулирующих на началах равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы заключения договоров совокупность имущественных, а также связанных с ними личных неимущественных отношений.
Описание слайда:
Итоги занятия
С каким типом речи работали?
Какие виды описаний повторили?
В чём особенности построения текста-описания?
Описание слайда:
Домашнее задание
п. 19, 20
Упр.159, 165
Описание слайда:
Использованные ресурсы
1) https://studme.org/166360/literatura/funktsionalno_smyslovye_tipy_rechi
2) https://ru.tax-definition.org/65015-descriptive-text
3) https://school-of-inspiration.ru/tipy-rechi-povestvovanie-opisanie-rassuzhdenie
4) https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1438
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Изучение родного языка через дидактические игры Счёт на песке
Календарно-тематическое планирование 2 класс » Развитие речи»
Конспект 2 урока по русскому родному языку на тему «Язык языку весть подает».
Конспект 1 урока по русскому родному языку на тему «Язык языку весть подает».
Конспект 3 урока по русскому родному языку на тему «Красное словцо не ложь».
Конспект 2 урока по русскому языку на тему «Красное словцо не ложь».
Урок башкирского языка 2 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5421173 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учебное пособие подготовлено кафедрой русской языка филологического факультета Казахского национального университета имени аль-Фараби
Назва | Учебное пособие подготовлено кафедрой русской языка филологического факультета Казахского национального университета имени аль-Фараби |
Сторінка | 2/17 |
Дата конвертації | 09.01.2014 |
Розмір | 3.29 Mb. |
Тип | Учебное пособие |
mir.zavantag.com > Философия > Учебное пособие
Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.
Проанализируем следующий текст- отрывок из романа М.О. Ауэзова «Путь Абая»:
«Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. По ее лесистым склонам, покрытом богатой растительностью, протекает бурная река. Тал, осина, кривая горная береза стоят здесь в пышном наряде полного расцвета. Здесь сочные пастбища, привольные места. Издавна обосновавшиеся здесь бокенши и борсаки никому не уступали их».
В тексте, состоящем из 47 слов, слово Карашокы употребляется только один раз, но у нас нет сомнений в том, что речь идет именно о вершине Карашокы. Такую уверенность нам придает употребление вместо предмета речи (Карашокы) соотносительных с ним местоименных слов «ее», «здесь». Повторяемые слова, последовательно проводимые через тот или иной ряд предложений, «сшивают» этот ряд предложений в единое целое.
Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который обозначает предмет высказывания или коммуникативную установку автора. Заголовок, его наличие или потенциальная его возможность – один из существенных признаков текста, с этим признаков связан другой – завершенность текста. В приведенном в качестве примера тексте нет заголовка, но заголовок нетрудно сформулировать: «Вершина Карашокы».
Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении (в начальных предложениях). Так, в первом предложении рассматриваемого текста «Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара» уже обозначен предмет высказывания – в этом предложении использованы слова, которые непосредственно связаны с темой. Дальнейший отбор языковых средств связан с развитием мысли, выражаемой в первом предложении, т.е. обусловлен темой текста и коммуникативной установкой автора – задачей сообщения, основной мыслью (идеей) высказывания.
Наш текст представляет собой художественное описание, выполняет важную функцию – создание образной картины природы. Этому способствует подбор определенных языковых средств. В первых двух предложениях дается общая картина природы. Но в третьем предложении усиливается крупный план пейзажа перечислением существительных, обозначающих названия деревьев в форме единственного числа. Текст не просто совокупность предложений, сумма предложений, а целостное сложное образование.
^ 2. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).
В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.
^ 3. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это сочетание нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически.
В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно выделить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. Мысль этой микротемы выражена в одном предложении. Микротема (как часть текста) может состоять и из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.
4. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.
Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.
^ Виды цепной связи
Примеры взаимосвязи предложений | Способы связи |
1.Одно из великолепных полотен Кастеева – портрет Амангельды Иманова. Работа над портретом была затруднена из за отсутствия прижизненных изображений и фотографий («Казахстанская правда»). | Лексический повтор. |
2. У Барласа узкая серебряная борода, почтенная внешность и звонкий голос. Он сразу понравился Абаю (М.Ауезов). | Местоименная замена. |
3.Как-то в разгар их захватывающей беседы издалека приехали два гостя: старик и юноша. Молодого Абай знал раньше и страшно обрадовался, увидев его (М.Ауезов). | Синонимическая связь. |
4.Выпал снег. Чистой, белой скатертью покрылась и отдыхает земля. | Замена слова образным выражением. |
Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.
При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых.
(Ч. Айтматов).
В данном высказывании мы наблюдаем параллелизм синтаксических конструкций. Это редкий случай полного параллелизма, когда сказуемые, выраженные глаголами несовершенного вида прошедшего времени стоят после подлежащего.
Для связи предложений в тексте, а также между отдельными его членами используются не только собственно синтаксические средства (структурная соотнесенность предложений), но и средства лексические и морфологические, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа – прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т.д.), последние особенно характерны для научной и деловой речи.
^ Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.
Например:
Пахло морем – йодного духа влагой, а от земли – нагревающимися камнями и листвой деревьев. И еще существовал мул на острове, возможно, один – единственный, чудной и старый. (Ч.Айтматов. Бахиана).
В приведенном примере второе приложение присоединяется к первому с помощью союза «и» и частицы «ещё» и сообщает дополнительную информацию.
^ 5. Абзац и сложное синтаксическое целое.
Например:
Весь остаток дня они неспешно плыли в тумане. Бесцельно и неизвестно куда.
После того как люди пришли в себя и осознали свое положение, стоять на месте было уже невозможно.
И они плыли. Быть может, приближаясь к земле, а возможно, напротив, удаляясь от нее.
Но все-таки в этом имелась какая-то иллюзия движения.
Вся надежда была на то, что туман рассеется и тогда станет ясней, что к чему.
Во всяком случае, ночью можно будет увидеть звезды, если рассеется туман. Перво-наперво необходимо было ухватиться за звезды.
И еще была надежда, что натолкнутся на какой-либо остров. А там будет легче сориентироваться.
Так они и плыли пока в никуда – все время в туман.
(Ч.Айтматов. Пегий пес, бегущий краем моря).
Нетрудно представить себе этот текст, оформленным в один или два абзаца, но автор посчитал нужным выделить восемь частей. Выделение каждого абзаца в данном тексте создает такое впечатление, словно мысль – волна медленно выплывает в сознании автора-рассказчика. Если представить себе этот отрывок, написанным слитно, то потеряется его эмоционально-экспрессивная нагрузка.
Контрольные вопросы и задания
И мы должны быть глубоко благодарными предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык.
В нем самом уже есть все элементы искусства и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись. (С.Я.Маршак).
Прочитайте высказывание А.М.Горького. Какими признаками текста оно обладает?
Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль другому человеку ясно и просто.
Будешь понимать людей и их мысль – легче будет жить, и умнее станешь, да и тебя все сразу будут понимать, а это – хорошо!
Глава 1. Описание как функционально-
смысловой тип речи
Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета.
В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предметы (или части предметов) и их признаки; главным, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей. При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей:
1) введение (общее впечатление);
2) описание деталей;
3) заключение (вывод, оценка).
Этим различием определяется и своеобразие языковых средств в описаниях разных стилей.
В целом для текстов описательного типа характерно выражение значения одновременности действия и его статичности соответствующими видо-временными формами глаголов-сказуемых. Например, только в настоящем времени: «На дворе, в городе Одессе, зима. Несет острым мелким снегом, снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту пустого приморского бульвара… Мол весь дымится густым серым дымом: море с утра до вечера переваливается через мол пенистыми волнами. Ветер звонко свищет в телефонных проволоках». (И.Бунин). Или только в прошедшем: «Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, изрезанная колеями, следами давней жизни отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака…». (И.Гончаров).
Для описания также характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных членов предложения с соответствующими союзами и обобщающими словами: «Чистый четверг. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег. В полях к горизонту, все серебристо ». (И Бунин).
Часто в описании употребляются эллиптические предложения (предложения с пропущенным сказуемым, не восстанавливающимся из текста): «День был жаркий, слегка мглистый. Повсюду под ленивым ветром – вертящиеся крылья мельниц, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав. В голубоватой дымке – очертания городов, соборов, башен». (А.Толстой)
Характерной особенностью структуры сложного синтаксического целого описательного типа является параллельная связь предложений: «Спокойное солнце северной Сирии только что начинала свой обход… Огромная синяя чаша озера золотилась под утренними лучами. Густая трава на берегах была влажной и прохладной. В ранней тишине особенно четко слышались голоса птиц, доносившихся из густых тростниковых зарослей…». ( А. Алимжанов).
Контрольные вопросы и задания
Прочитайте тексты. Проанализируйте их с точки зрения сферы их использования и принципов отбора языковых средств.
Образец анализа текста: Текст относится к научной сфере общения. В нем сообщаются точные сведения, научно проверенная информация. Подобный текст можно встретить в энциклопедии, справочнике и т.п. Для него характерны объективность, обобщенность, неэмоциональность, которые проявляются благодаря целенаправленному отбору содержания и языковых средств.
Париж… Я шел и смотрел: какая музейная чистота в этом городе, какой порядок! И что за день, что за красота! Сколько ослепительной белизны, во всяческих видах сверкающей в небесной сини, среди еще сквозной черноты деревьев, осыпанной изумрудными мушками! Сколько пышных живых цветов на картинах, на мраморных и гранитных плитах!
Задание 2.
Прочитайте текст. Установите видо-временную форму глаголов – сказуемых. Определите перспективу описания по обстоятельственным словам. Выпишите предложения со сравнительными конструкциями и выявите их текстовые функции. Озаглавьте текст.
Когда мы обогнули восточный берег острова и повернули к южному, нас ослепила великолепная и громадная картина … Группа гор тесно жалось к одной главной горе – это первая большая гора, которую увидели многие из нас. Как она была хорошо убрана! На вершине белелся снег, а бока покрыты темною, местами бурою растительностью; кое-где ярко зеленели сады. В разных местах по горам носились облака. Там белое облако стояло неподвижно, как будто прильнуло к земле, а там раскинулось на горе другое, тонкое и прозрачное, как кисея, и сеяло дождь; гора опоясывалась радугами. В одном месте кроется целый лес в темноте, а тут вдруг обольется ярко лучами солнца, как золотом, крутая окраина с садами. Не знаешь, на что смотреть, чем следить за этой игрой света. (И. А. Гончаров).
•Расскажите, какую картину увидели путешественники. В чем, по – вашему, заключалось великолепие увиденного?
•Найдите в тексте следующие структурно – композиционные части: 1) общее впечатление от увиденного, пережитого; 2) собственно описание природы; 3) обобщение (оценка).
Задание 3.
Опишите раннее утро в городе, опираясь на собственные наблюдения. Используйте слова и словосочетания, данные ниже.
Ключевые слова, словосочетания и выражения: розовые облака, вершины гор заалели, плыть по небу, заискрились, аромат цветов, переливались снежные вершины, струился, ветви деревьев, алые, сверкающие лучи солнца, разливались по небосклону, ожившая земля, прохладный ветерок.
^ Обстоятельственные слова: вдали, на верхушках, в воздухе, недалеко, в небе на склонах гор.
Оценочные слова: нравится, не нравится, запомнится, незабываемая картина, действительно, поистине.
Прочитайте и запишите прилагательные, связанные с описанием осенних листьев. Какие из них передают: а) чистый цвет; б) оттенки, переходность тонов; в) форму; г) осязательные впечатления; д) в каких из прилагательных изображение качеств соединено с эмоциональным отношением к ним?
Лист красный, кожаный листок, зеленуший листище, желтенький листок, бледно – зеленый, нежно – оранжевый, золотистый, рыжий темно – оранжевый, озорной, веселый, жесткий, багровый, яркий, лимонный, желтый, прозрачный, золотой, мертвый, последние листы, осенний.
Составьте небольшой текст – описание осени.
Задание 5.
Опишите один из портретов художников («Джоконда» Леонардо да Винчи. «Незнакомка» Крамского. « Пушкин» О. Кипренского и т.п.) Используйте в работе портретную лексику.
^ Обратите внимание : художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке; в работе важно не перечисление всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного человека, составляет его индивидуальность, главное в нем. В связи с этим текст, содержащий описание портрета, обладает следующими структурно – композиционными особенностями: общая характеристика, история создание портрета; собственно портрет – внешние данные (лицо, глаза, волосы, одежда); особенности душевного состояния, характера, отраженные в портрете; оценка портрета.
Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, темные, светлые, добрые, узкие, большие, раскосые, хитрые, со смешинкой, дикие, приветливые, серьезные, задумчивые, мутные, холодные, выразительные, тусклые, продолговатые и т.д.
Нос – прямой, с горбинкой, горбатый, курносый, вздернутый, широкий, узкий, острый и т.д.
Лицо – овальное, круглое, вытянутое, открытое, гладкое, подвижное, смуглое, бледное; черты лица – выразительные, мелкие, крупные, резкие, красивые, мягкие и т.д.
Волосы – каштановые, светлые, русые, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие, взъерошенные, прилизанные, рыжие, пепельные, распушенные и т.д.
Улыбка – милая, злая, презрительная, веселая, вымученная, приветливая, насмешливая, очаровательная, жалкая, кривая, лукавая, счастливая, слабая и т.д.
Задание 6.
Прочитайте текст. Определите, какими языковыми средствами добивается М. Ауэзов изображения внутреннего состояния героя. Отметьте прилагательные, подчеркивающие внешние качества персонажа.
В этой юрте он казался каким – то особенным человеком, непохожим на других. Короткие темные волосы, гладко – зачесанные назад, открывали обширный лоб. Прямой нос, хорошо очерченные губы, тонкие, как у Абая, брови, живые черные глаза делали Абиша самым красивым жигитом в семье. Длинные белые пальцы его быстро летали по струнам, но в движениях их не чувствовалось никакого напряжения, самые сложные места он исполнял легко, изящно. (М. Ауэзов).
•Проверьте, знаете ли вы значение следующих слов и словосочетаний. Подберите к ним синонимы: обширный лоб, хорошо очерченные губы. Не широкая кость, хрупкий, напряжение, изящно.
•Придумайте заголовок к данному тексту.
Задание 7.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Какие свойства предметов передаются с помощью качественных прилагательных? Почему зрительные образы преобладают в этом тексте?
Большая светлая комната была устлана пестрыми коврами с причудливыми узорами. На стенах, как принято в городе, висели дорогие меховые шубы, вышитые молитвенные коврики, изречения, писанные на материи арабской вязью. Вдоль стен блестели металлические кровати, высились груды пуховых подушек, шелестели шелковые занавески. На дверях и окнах висели красивые сюзане.
За большим низким складным столом, облокотившись на белые пуховые подушки, сидели на груде одеял Кунанбай и Алшинбай. (М. Ауэзов).
•Объясните значения следующих слов и словосочетаний: причудливые узоры, молитвенные коврики, изречения, арабская вязь, груды подушек, сюзане.
•Опишите свою комнату, используя односоставные предложения номинативного характера.
Задание 8.
Прочитайте текст. Определите основную мысль текста.
Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона было одним из величайших археологических открытий 20 века. После долгих терпеливых поисков были обнаружены каменные ступени, ведущие к запечатанной двери в скале. За дверью оказалось помещение из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки и исследования понадобилось пять лет. Тут были большие статуи и малые статуэтки, золотые ларцы, золотые модели колесниц, расписанные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения. В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотым. Внутри него – три таких же ящика. В одном ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золоченных гроба, один в другом, имеющие форму человеческого тела. В последнем из них сделанном из чистого золота, лежала запеленутая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной маской на лице.
• Ответьте на вопросы: 1) В какой сфере деятельности человека чаще встречаются подобные тексты? 2) Какие признаки предметов в тексте передаются относительными прилагательными? (Выпишите из текста словосочетания «относительное прилагательное + существительное»).
• Обратите внимание на: а) обстоятельственные слова пространственного значения, используемые в качестве средств смысловой связи между предложениями; б) определения, имеющие особое смысловое значение при описании окружающей обстановки. Выпишите их.
Задание 9.
Прочитайте текст.
Часто я бывал и в нижних залах. Ты знаешь мою страсть к книгам, а там, в этих сводчатых залах, книгохранилище. Там прохладно и вечная тень, окна с железными толстыми решетками, сквозь решетки видна радостная зелень кустов, радостный солнечный день все такой же, такой же, как и сто, двести лет тому назад. Там устроены в стенах ниши с полками, и на этих полках мерцают тусклым золотом десятки тысяч корешков, чуть ли не все главнейшее достояние русской и европейской мысли за последние два века. В одной зале – огромный телескоп. В другой – гигантский планетарий. На стенах – снова портреты, редчайшие гравюры. …И долго я стоял очарованный. (И. Бунин).
• Часть признаков обстановки в данном тексте – описании передается эллиптическими предложениями, указывающими только на наличие предметов в каком – либо месте. Выпишите эти предложения. Что придает тексту такая структура предложений?
• Какой вид описания представлен в данном тексте (художественный, публицистический, научный, деловой)? С помощью каких выразительных средств дано описание обстановки и внутреннего состояние персонажа? Выпишите их из текста и прокомментируйте.
Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их. Предварительно ознакомьтесь со словами и словосочетаниями.
Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью; инкрустация – украшения (узоры, рисунки), врезанные в изделия из иного материала; мемориальный – служащий для увековечивания памяти кого–либо.
Музей расположен в доме, где Джамбул Джабаев прожилпоследние годы своей жизни. Здесь им были задуманы и исполнены многие произведения, представляющие классические образцы художественно – словесного творчества. Над входом дома – музея круглый барельеф с портретом Джамбула, рядом даты жизни акына – 1846- 1945. К дому прилегает сад, посаженный Джамбулом, его переводчиками, многочисленными друзьями и гостями. Рядом гараж, в котором помещена легковая автомашина «М-1»- подарок поэту в день празднования 70-летия творческой деятельности. В глубине сада среди пышных яблонь и груш – мавзолей, построенный в 1946 году по проекту архитектора А.Белоцерковского.
Напишите сочинение – миниатюру на одну из тем: «Дом – музей М.О.Ауэзов», «Достопримечательности нашего города».
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Одним из крупнейших на древнем караванном пути был Тараз – «город купцов», о котором сохранилось немало интересных сведений восточных авторов, в том числе византийского посла Земарха, побывавшего в 586 году в ставке западнотюркского кагана Дизабула. По данным арабского путешественника Х века аль – Максиди, он был густозастроенным, с многолюдным предместьем, обнесенным крепостными стенами, со рвом и четырьмя воротами городом. Окружность города составляло тогда 4-4,5 километра. Тараз был столицей тюрок – караханидов. В городе чеканились монеты.
Исследования, проведенные археологами, выявили, что еще в 1 тыс. до н.э. Тараз представлял собой город классического образа с цитаделью, шахристаном, торгово-ремесленными рядами, имел мощеные улицы, водопровод, канализацию, общественные бани. Судя по размахам градостроительства, памятникам материальной культуры, выявленным при раскопках, перед нами огромный средневековый город, достигший своего наивысшего расцвета в IX-XII веках.
Развитие же местной строительной культуры можно проследить и по архитектурному облику многих городов, и по конструкциям культовых сооружений. Не вызывает сомнений, что зодчие этих городов отлично владели не только строительными приемами, складывавшимися на протяжении многих столетий, но и сложной теорией архитектуры. К примеру, выдающимся памятником архитектуры XI-XII вв. является мавзолей Айша-Биби близ Тараза. Он имеет кубическое основание, стены соразмерные одной четвертой диагонали исходного квадрата, по четырем углам которых возвышаются изящные колонны, облицованные, как и стены, разной терракотой. Система небольших ниш, колонок, сводов, арок придают памятнику законченный вид, создавая впечатление гармонии, внутреннего совершенства и согласованности.