Что значит технические способности
СПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ
Смотреть что такое «СПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ» в других словарях:
Способности — Способности это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в… … Википедия
Технические науки — комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо её саму (изучает техносферу). Эволюционировали из ремёсел. Огромный вклад в развитие технических наук сделали великие инженеры древности: Архимед, Герон, Папп, Витрувий,… … Википедия
технические характеристики потолочных систем — [Интент] К техническим характеристикам потолочных систем относятся: акустические и гигиенические показатели, влагостойкость, пожарно технические характеристики, ударопрочность, светотехнические показатели и долговечность. Рассмотрим их подробнее … Справочник технического переводчика
Технические — 19. Технические указания по технологии производства строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройства электроснабжения). М.: Оргтрансстрой, 1966. Источник: ВСН 13 77: Инструкция по монтажу контактных сетей промышленного … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Технические характеристики цифровых фотоаппаратов — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Технические средства — 3.2 Технические средства систем автоматизации, комплекс технических средств (КТС) совокупность устройств (изделий), обеспечивающих получение, ввод, подготовку, преобразование, обработку, хранение, регистрацию, вывод, отображение, использование и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
технические характеристики — 3.48 технические характеристики: Ряд номинальных параметров и условий эксплуатации. Источник: ГОСТ Р МЭК 60079 0 2011: Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Технические характеристики (параметры) выключателей — А.4 Технические характеристики (параметры) выключателей А.4.1 номинальное значение параметра (номинальный параметр): По ГОСТ 18311. А.4.2 номинальное напряжение выключателя Uном: Междуполюсное напряжение (действующее значение), равное… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
технические средства организации дорожного движения — 3.93 технические средства организации дорожного движения : Комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги. Источник: СП 78.13330.2012 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СПОСОБНОСТИ — – 1. Психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой л. деятельности. Наиболее общая С.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Техническая способность
Смотреть что такое «Техническая способность» в других словарях:
ТЕХНИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ (или СКЛОННОСТЬ) — Совершенно простое значение – способность или склонность к технике. Обычно рассматривается как относительно низкоинтеллектуальная способность и, следовательно, часто противопоставляется способности или склонности к абстрактному мышлению … Толковый словарь по психологии
Техническая система — (ТС) это материальный объект искусственного происхождения, который состоит из элементов (составных частей, различающихся свойствами, проявляющимися при взаимодействии) объединённых связями (линиями передачи единиц или потоков чего либо) и… … Википедия
Техническая совместимость высокоскоростного железнодорожного подвижного состава — техническая совместимость способность высокоскоростного железнодорожного подвижного состава к взаимодействию с другим железнодорожным подвижным составом и с инфраструктурой высокоскоростного железнодорожного транспорта в соответствии с… … Официальная терминология
Техническая совместимость подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта — техническая совместимость способность подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта к взаимодействию друг с другом и с железнодорожным подвижным составом в соответствии с установленными настоящим техническим регламентом требованиями;. … … Официальная терминология
Пропускная способность — расход воды через водосливную арматуру при незатопленной воронке выпуска. Источник: ГОСТ 23289 94: Арматура санитарно техническая водосливная. Технические условия оригинал док … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РД 45.047-99: Линии передачи волоконно-оптические на магистральной и внутризоновых первичных сетях ВСС России. Техническая эксплуатация. Руководящий технический материал — Терминология РД 45.047 99: Линии передачи волоконно оптические на магистральной и внутризоновых первичных сетях ВСС России. Техническая эксплуатация. Руководящий технический материал: 3.1.18 «АВАРИЯ» параметры качества вышли за пределы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 23346-78: Эксплуатация транспортного морского флота техническая. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23346 78: Эксплуатация транспортного морского флота техническая. Термины и определения оригинал документа: 4. Ввод судна в эксплуатацию D. Inbetriebsetzung des Schiffes E. Ship entering in exploitation F. Mise du navire en… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 23289-94: Арматура санитарно-техническая водосливная. Технические условия — Терминология ГОСТ 23289 94: Арматура санитарно техническая водосливная. Технические условия оригинал документа: Выпуск узел водосливной арматуры, предназначенный для приема сточной воды из санитарно технического прибора. Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52212-2004: Тиры стрелковые закрытые. Защита броневая и техническая укрепленность. Общие технические требования — Терминология ГОСТ Р 52212 2004: Тиры стрелковые закрытые. Защита броневая и техническая укрепленность. Общие технические требования оригинал документа: 3.2 безопасность: Согласно Закону Российской Федерации «О техническом регулировании».… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 20911-75: Техническая диагностика. Основные термины и определения — Терминология ГОСТ 20911 75: Техническая диагностика. Основные термины и определения оригинал документа: 7. Алгоритм технического диагностирования Алгоритм диагностирования D. Algorithmic der technischen Diagnose E. Algorythm of technical… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Технические способности человека и его профессия
Все люди с рождения очень разные. Умные взрослые люди в разных странах, давно такими вопросами задаются. Они давно поняли, что все дети отличаются друг от друга генетически, психологически, особенностями физического развития. И никакие нравоучения, тренировки, разные научные методы воспитания, и даже ремень, не сделают их одинаковыми. Разных детей нужно воспитывать по-разному. Когда дети вырастут, профессии сами выберут их. Но от способностей, которые проявляются с раннего детства, мы никуда не денемся. Способности бывают технические, организаторские, художественно – эстетические. Практически все они, каким то, образом влияют на выбор наших профессий. Часто бывает так, что наши способности руководят нами при выборе профессий. Рассмотрим более детально технические способности и их влияние на нашу жизнь.
Представьте себе, что вы пошли на курсы таможенного оформления, впоследствии через ваши руки пройдёт большое количество транспортных средств. Что будет, если вы не научитесь во всём разбираться. Вы просто не сможете соответствовать выбранной профессии. Что же подразумевают технические способности?
Непременный атрибут технических способностей — интерес к технике, желание работать на машинах, с инструментами и с оборудованием.
Составляющие технических способностей:
а) способность разбираться в чертежах, схемах, графиках; б) умение читать чертежи, графики, живо представлять реальные объекты, стоящие за ними, очень важно для технических профессий;
в) способности к физике, математике, химии. Техника тесно связана с этими науками. От вас нужны, не только хорошее усвоение математического материала и память, но и умение работать с цифрами и формулами;
г) способность понимать и рассуждать, анализировать и обобщать — логическое мышление;
д) развитая пространственное воображение — очень значимая составляющая технических способностей.
Диагностика собственных способностей — дело очень тонкое. Вполне вероятно, что вы не нашли у себя вышеперечисленные технических способностей. Не пугайтесь. Это нормально. Во-первых, люди, обладающие полным набором качеств, только для одной профессии встречаются редко — один из тридцати. Называется это призванием. Остальные, как правило, имеют набор качеств, которые одинаково подходят для нескольких профессий, а недостающие способности им приходится либо производить в себе путем постоянных тренировок, или компенсировать чем-то другим. Насторожиться надо, если ваши способности слишком явно не стыкуются с требованиями профессии, которую хотите выбрать. Прислушайтесь к себе, и все обязательно получится, и вы станете мастером своего дела.
10 САМЫХ НЕОБЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ
Люди со странными супер способностями.
Супер способности людей, хоть и странные!
Обещаем только качественные видео ролики!
Понятие и сущность технических способностей
Можно ли говорить о технических способностях как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию?
Просмотр содержимого документа
«Понятие и сущность технических способностей»
Со времени появления первых технических устройств и простых механизмов человечество непрерывно ставит перед собой и решает технические задачи различной степени сложности. Техника возникает, функционирует и развивается как специфическое общественное явление.
Можно ли говорить о технических способностях как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию? Ведь область техники чрезвычайно разнообразна, и очень резко отличается, например, деятельность человека в сфере машиностроения и в области химии, а тем более радиотехники. Что же может быть общего между разными видами деятельности? Однако это общее есть. У всех людей, успешно работающих в различных областях техники, имеется комплекс психических качеств, называемых общими техническими способностями. Комплекс таких качеств является существенным для работы в любой отрасли техники без исключения.
Развитие науки и техники показало, что технический прогресс требует усилий большого количества специально подготовленных людей, имеющих технические способности. Сегодня без творчески работающего инженера, токаря, слесаря, невозможно изготовить ни отечественный конкурентоспособный трактор, автомобиль, космический корабль, ни автомат для приготовления и отпуска напитков.
Изучение данного явления с позиции общего подхода предполагает рассмотрение способностей к разнообразным видам технической деятельности, которые включают весь ансамбль психических процессов и функций (интеллектуальных, сенсорных и психомоторных). Профессиональный подход направлен на выявление способностей к отдельным группам видов деятельности: конструированию, рационализаторству и изобретательству, общетрудовым умениям. Узкий аспект – это узконаправленные способности – авиамоделирование, собирание электрических схем, конструирование одежды и т.п.
Для «техника» характерно активное, положительное отношение к технике, трудолюбие, целеустремленность, организованность, настойчивость, самостоятельность, наличие определенных знаний и умений, проявление в деятельности благоприятных психологических состояний, наличие собственно технических способностей.
Наряду с некоторой общей способностью, которая может рассматриваться как общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание.
Пространственные представления (англ. spacerepresentations) — представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д.
Пространственные представления — необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т. п.).
По содержанию пространственные представления подразделяются на:
1) представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа);
2) представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ радиотехнической схемы, структурной химической фор-мулы и т. п.).
Структура технических способностей включает:
развитое техническое мышление,
развитое пространственное воображение,
способность к комбинированию,
личностные качества (интерес к технике, любознательность, активность),
умение учитывать свойства используемых материалов, деталей и форм.
Особую роль в структуре технических способностей играет наблюдательность.
Наблюдательность – особая форма восприятия, характеризующаяся организованностью, целенаправленностью, осмысленностью и активностью. Относительно технических способностей наблюдательность проявляется в своеобразном восприятии технических объектов и технической деятельности.
В технической деятельности большое значение имеет восприятие пространственных отношений, расстояния, величины, формы, фигуры. Наблюдательность обычно заключается в умении подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. В структуре технических способностей наблюдательность проявляется в своеобразном восприятии технических объектов и технической деятельности. Отличается хорошо развитым глазомером, гибкостью и легкостью переключения внимания с одного объекта на другой, умением подмечать характерные, но мало заметные конструктивные особенности деталей и узлов машин и механизмов, малейшее отклонение от нормального протекания технологических процессов. Человеку с хорошо развитой технической наблюдательностью присущи критическое восприятие технических объектов и процессов, умение своевременно подметить неисправности и недостатки, и сформулировать задачи по их устранению. Это дает право говорить, что наблюдательность является неотъемлемым качеством личности, успешно занимающейся технической деятельностью, опорным компонентом технических способностей.
Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительное (графическое). В ходе овладения ими, целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке. Мысленно видоизменять их и создавать на этой основе новые, в соответствии с созданным образом, планировать результаты своего труда, а также основные этапы его осуществления, учитывая не только временную, но и пространственную последовательность их выполнения
Для успешного изготовления механизма или той или иной сложной детали у школьника должно быть более или менее отчетливое пространственное представление будущей работы, иначе неизбежно возникнут ошибки, которые приведут к неудаче. В формировании пространственных представлений большое значение имеет умение пользоваться чертежом, умение изобразить в чертеже различные технические детали. Еще большее значение имеет умение читать чертеж, понимать, что на нем запечатлено, представлять себе реально детали механизма на основе чертежа. Если же школьник умеет увидеть весь механизм, представленный на чертеже, то можно сказать, что он обладает развитым пространственным воображением, необходимым для технического творчества.
Ведущей характеристикой технических способностей является техническое мышление, которое проявляется в понимании и самостоятельном творческом, продуктивном решении технических задач.
Бурное развитие науки и техники, возрастающая потребность в более эффективных средствах передачи информации требуют более широкого использования возможностей технического языка и активизации технического мышления. Техническое мышление является процессом, в котором отражаются все существующие взаимосвязи и богатство реального мира.
Техническое мышление так же, как и любое другое, осуществляется в процессе решения технических задач. Именно особенности технического материала во многом определяют своеобразие деятельности, способа действий с этим материалом. При этом происходит преимущественное развитие определенных сторон мышления, определенное структурирование компонентов этого мышления, оно приобретает свою специфичность.
Техническое мышление осуществляется с помощью известных мыслительных операций: сравнение, противопоставление, анализ, синтез, классификация и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развиваются на техническом материале.
Исследования структуры технических способностей и технического мышления характеризуется главным образом практической, а не теоретической направленностью, достаточно развитым пространственным воображением, способностью к комбинированию.
Своеобразие технического труда вызывает преимущественное развитие определенных сторон мышления. Характеризуя направленность технического мышления многие выделяют такие особенности:
а) техническое мышление отличается четкостью и точностью мыслительных операций, направленностью на точные расчеты;
б) техническое мышление – практическое мышление;
в) технический ум – ум гибкий, чуждый шаблонности;
г) деятельность технического мышления выражается главным образом в схеме, чертежах, м-кетах и т.д.
Оперативность технического мышления, с одной стороны, характеризуется умением эффективно применять знания в различных производственных условиях, с другой стороны – принятие решений в дефиците времени. Техническое мышление включает в себя образные компоненты интеллектуальной деятельности. Необходимость широкого использования чертежей, схем, графиков требует развития пространственных представлений, зрительного восприятия. Большое значение в связи с этим приобретает умение переводить усвоение обозначение чертежей, схем и наглядно – конкретные образы и оперировать ими.
Технические способности развиваются с раннего возраста. В детстве – посредством моделирования, в школе – при изучении математики, физики. Эти предметы считаются основными, которые дают фундаментальное образование будущему инженеру, способствуют развитию технических способностей.
Конечно, само по себе наличие таких знаний никак еще не стимулирует технического творчества — для этого нужна глубокая заинтересованность школьника в построении достаточно сложных моделей, увлеченность творческой работой в этом направлении. Однако серьезные пробелы в физике и математике очень мешают техническому творчеству учащихся и ограничивают проявления технических способностей.
Как часто мы любуемся умелыми руками подростка или юноши, когда он уверенно пользуется тем или иным инструментом, ловко разбирает испорченный прибор механизма, быстро находит причину неисправности и устраняет ее! Но нельзя забывать, что умение быстро найти причины плохой работы или неполадок того или другого механизма или прибора — будь то электрическая кастрюля, радиоприемник, пылесос, стиральная машина, мопед, — и умение устранить эти недостатки является существенной чертой технических способностей.
Развитие технических способностей детей дошкольного возраста
Развитие технических способностей детей дошкольного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена такая задача, как сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [6]. В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию творческого потенциала и способностей личности. Этой проблеме посвящены работы Е. А. Глуховской, С. Р. Евинзон, Н. В. Клоповой, В. Ф. Копосовой, Л. В. Мещеряковой, В. Ф. Овчинникова, В. Г. Рындак и др. Мы склонны рассматривать творческий потенциал личности как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и самореализации на основе нравственных ценностей. С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности [4]. Мы поддерживаем точку зрения ученого и подчеркиваем, что способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. К этим способностям можно отнести музыкальные, художественно-творческие, литературные, лингвистические, математические, технические, спортивные и другие. Остро встает проблема развития технических способностей детей дошкольного возраста средствами современных информационных технологий. Проанализируем особенности развития технических способностей детей дошкольного возраста. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные. Исследователи В. Ю. Шурыгин, А. В. Дерягин под техническими способностями понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Это те способности, которые проявляются в непосредственной работе с различным техническим оборудованием или его частями. Под техническими способностями В. А. Крутецкий понимает следующее:
На наш взгляд, технические способности – это личностные качества человека, позволяющие ему достигать особых успехов при создании различных приспособлений, механизмов и устройств. У такой личности должна быть хорошо
1. развитие мелкой моторики рук (младший возраст);
2. развитие пространственного мышления ребенка (средний возраст);
3. развитие логики, включение в продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, черчение и рисование, решение творческих задач и изобретательских задач (основы ТРИЗ) (старший возраст).
Опора на возрастные особенности обеспечивает поступательность развития психических процессов и индивидуальных способностей детей. При этом мы ориентируемся на результаты деятельности детей в продуктах творчества. Если в продуктах творчества детей проявляется опережение в развитии сверстников на 1,5-3 года, то мы можем говорить о признаках одаренности. В области развития технических способностей это может реализовываться в способностях ребенка 4–5 или 5,5–6 лет в установлении закономерностей, выполнении логических операций таких, как анализ и синтез, обобщение, установление связей между системами и их частями, в способности разрешить противоречие и объяснить прием его разрешения (например, в основе нового для ребенка решения заложены объединение объектов, чередование функций, переход признаков объекта в новое качество и т.д.).
Приведем пример творческих технических задач для детей старшего дошкольного возраста: представить проект кошкиного дома, который не сгорит; придумать экодом, модельустановку, обеспечивающую охрану окружающей среды, идею прибора нейтрализации радиации, модель технического средства для экологического туризма.
Рассмотрим подробнее особенности развития технических способностей детей в различные возрастные периоды. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Работа заключается в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. О значимости развития мелкой моторики рук говорили такие ученые как Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, М. М. Кольцова, М. Монтессори, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова и др. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития в будущем. Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте станет пропедевтикой развития конструкторских способностей в последующих возрастных этапах. При конструировании и сборки технических моделей в старшем возрасте важно уметь скреплять мелкие детали, устанавливать датчики, крепить шестеренки, моторы и т.д. Так конструкторы Lego для детей дошкольного возраста делятся на 4 основных блока: «Время играть», «Творческое конструирование», «Ранняя математика и английские буквы» (АВС), «Простые механизмы», которые максимально отвечают возможностям и требованиям развития детей дошкольного возраста.
Каждый из 4-х блоков содержит в себе наборы конструкторов Lego для детей раннего возраста (от 1,5 лет), среднего возраста (от 3 лет) и дошкольного возраста (от 5 лет). Для каждой возрастной группы специально разработаны удобные по размеру детали: крупные (DUPLO) – для малышей от 1,5 до 5 лет; мелкие (SYSTEM) – для детей постарше, от 5 лет, что постепенно усовершенствует развитие мелкой моторики, концентрации внимания и памяти ребенка. Наборы конструкторов Lego для детей более старшего возраста (от 5 лет) дают ребенку возможность получить первые представления о технике и науке. Конструкторы Lego содержат в себе детали, оси, болты, колеса, балки, рычаги и шестеренки, что позволяет ребенку собирать технику различной тематики и уровня сложности: домик, вертолет, подъемный кран и т. д., что дает возможность поближе познакомиться с принципами работы простейших основных механизмов.
Развитие пространственного мышления является следующей ступенью развития технических способностей детей. Проблемой формирования пространственных представлений занимались многие ученые: Б. Г. Ананьев, О. И. Галкина, Л. Л. Гурова, В. П. Зинченко, Е. Н. КабановаМеллер, A. M. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Сазонтьев, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и другие. В их исследованиях раскрывается природа восприятия пространства и возникновение пространственных представлений, в частности, процессы ощущений, восприятий и представлений рассматриваются в неразрывном единстве. Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения прикладных и теоретических задач. Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов. Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее, сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Учет всех этих моментов и заставляет с особым вниманием отнестись к развитию образного мышления дошкольников.
Что же касается мышления отвлеченного, логического, то возможности его формирования следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний. Умение ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте заключается в том, что дети выделяют отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими). В младшем школьном возрасте речь идет о пространственных соотношениях элементов: правее – левее, выше – ниже; умении понимать расположение деталей: если один элемент выше, то другой оказывается ниже. Ребенок 5–6 лет способен выйти на новый уровень пространственного мышления, избавившись от мыслительного эгоцентризма. Самостоятельно избавиться от мыслительного эгоцентризма ребенок сможет не ранее 8 лет. Приведем пример мыслительного эгоцентризма ребенка 4–5 лет. На рисунке слева направо изображено три горы (вторая больше первой, третья больше второй). За самой высокой горой (правый угол рисунка) изображено дерево, а на самой маленькой горе сидит человека. Логика рисунка такова, что человек на маленькой горе видит только большие горы, но он никак не может увидеть дерево. Взрослый спрашивает ребенка: «Что видит человек, сидящий на горе. ». Ребенок младшего дошкольного возраста не умеет мысленно поворачивать объекты, он не видит объекты глазами другого человека, поэтому ответ ребенка будет следующим: «Человек видит дерево». Младший дошкольник не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого человека может находиться слева.
Профилактику пространственного мыслительного эгоцентризма можно проводить через игры, направленные на освоение пространства, например, игра «Найти клад» по плану квартиры (дома, участка) или игра «Да-Нетка» (линейная, плоскостная, пространственная). Также развитию зрительноинтеллектуальных операций способствует срисовывание (продолжение) клеточных орнаментов. Преодолению мыслительного эгоцентризма служат и логические задачи: «У Пети было две сестры: Маша и Катя. Сколько сестер было у Маши. ». Пятилетний мальчик, идентифицирующийся с персонажем «Петя», делает ошибку в подсчете сестер. Преодоление мыслительного эгоцентризма позволит ребенку (в дальнейшем) понять все математические операции и причинно-следственную логику.
Формируются пространственные представления у детей дошкольного возраста в процессе обучения следующим путем:
2) восприятие и осмысливание информации;
3) практическая деятельность (измерение, построение, рисование, моделирование, конструирование, решение задач и др.);
4) мысленное оперирование пространственного представления.
На основе этих умений выделяются уровни сформированности пространственного представления детей.
Пространственное мышление служит основой развития логического мышления, а целенаправленное развитие логического мышления ребенка является базисом развития индивидуальных способностей в области технического творчества.
Абстрактно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства (6 лет), многие дети еще не владеют логикой. Н. Н. Поддьяков изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерного для логического мышления. Вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач».
Развитие технических способностей детей старшего дошкольного возраста опирается на уровень развития мелкой моторики ребенка, его пространственные представления, основы логического мышления, индивидуальные творческие способности в области моделирования и конструирования, элементарную компьютерную грамотность, умения управлять бытовыми техническими средствами. «Информационный взрыв» сыграл огромную роль в средствах развития технического творчества детей дошкольного возраста. Это связано в первую очередь с ранней доступностью средств массовой информации, ранним освоением мобильной связи и компьютерных игровых комплексов. Средствами развития технических способностей детей дошкольного возраста выступают легоконструкторы и первороботы. Например, работа с легоконструктором «Роболаб» и «WeDo» развивает навыки программирования. Дети имеют возможность дистанционно строить карусели, машины, роботов, подъемные краны и многое другое. Программирование моделей требует от детей большой сосредоточенности и логического построения действий, чтобы модель могла прийти в движение. Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что развитие технических способностей детей дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.
1. Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов (в процессе изучения математики): дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. – 182 с.
2. Кураев Г.А. Психология человека – DJVU. – Ростов н/Д, 2002. – 232 с.
3. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера.–2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.–272 с. 4. Емельянова И.Е. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов – Челябинск: Рекпол, 2011. – 131 с.