Что значит тайм кафе
Бизнес план тайм-кафе
Финансовая модель тайм-кафе
1. Краткий инвестиционный меморандум
Именно в нашей стране родилась такая бизнес-идея, как тайм-кафе. Уютное местечко «Дом на дереве», открытое писателем Иваном Митиным в 2010 году, принято считать прародителем подобных заведений. Посетители данного кафе могли проводить там целый день за чтением книг, рисованием или просто пить чай. А в качестве оплаты каждый из гостей оставлял «столько, сколько не жалко».
Тайм-кафе представляет собой формат заведений, куда посетители приходят исключительно для встреч, проведения досуга, культурного отдыха и работы. В меню такого кафе не встретишь алкогольных напитков и изысканных блюд.
Основной источник дохода заведения — это оплата за время пребывания. Средняя цена за одну минут — 1,5–2 рубля.
Цель проекта антикафе: получение прибыли за счет предоставления площадки для различного времяпровождения, оказания помощи стартапам, образовательно-развлекательных услуг, социальной работы.
Преимущества заведения:
Сумма первоначальных инвестиций —632 000 рублей;
Точка безубыточности — на 3 месяц;
Срок окупаемости — 12 месяцев;
Средняя ежемесячная прибыль — 82 224 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Тайм-кафе — это особый формат заведений, используемый для проведения встреч, работы и культурного отдыха. В нем посетитель оплачивает времяпровождение, а все остальное — бесплатно. Меню кафе состоит из бесплатного кофе и чая, шоколада, пончиков и конфет. Также посетители могут беспрепятственно принести еду с собой или заказать ее через службу доставки в другом заведении.
Тайм-кафе — это не просто место отдыха, но и место встречи нестандартных идей и интересных людей. Опытные управленцы и молодые предприниматели по достоинству оценят многочисленные залы для отдыха, работы и творчества. Здесь тепло встречают каждого, обеспечивая уникальную атмосферу комфорта и точку доступа ко всем возможностям антикафе.
Для максимального комфорта и большего удобства антикафе подразделяют на несколько основных зон:
Напитки и еда:
— чай в ассортименте (черный, зеленый, пакетированный, листовой);
— зерновой кофе, сваренный в кофемашине (черный, капучино);
— большой выбор печенья на любой вкус;
— у вас всегда есть возможность принести еду и безалкогольные напитки с собой или заказать доставку;
— большой выбор вкусов для паровых коктейлей в вечернее время;
Возможности Тайм-кафе:
— книги, компьютеры и оргтехника, игры и приставки в свободном доступе;
— создание особенных фотографий и видео;
— знакомство с людьми за соседним столиком, дружба с администраторами;
— проведение собственных мероприятий;
— празднование дней рождения;
— услуги аниматора и фотографа;
— бронирование столиков и комнат;
Тайм-кафе не приветствует:
— курение на территории заведения;
— употребление спиртных напитков и нахождение в нетрезвом состоянии;
— игры на деньги;
— употребление нецензурной лексики;
Такие кафе, как правило, пользуются особой популярностью у фрилансеров, которые нуждаются в месте, где можно спокойно поработать; у молодежи, предпочитающей смотреть фильмы, играть в настольные игры и просто общаться; у деловых людей, которым необходимо место, чтобы проводить различные тренинги и переговоры.
Для увеличения прибыли в антикафе размещают товары, которые могли бы быть интересны посетителям данного заведения. Сюда входят:
— Напитки и еда (кофе с собой, брауни, пончики, сэндвичи);
— Сопутствующие товары (термокружки, открытки, бижутерия, одежда, и т.д.);
3. Описание рынка сбыта
В 2012 году началось масштабное открытие тайм-кафе и распространение их по миру. На ноябрь 2014 года количество когда-либо открытых антикафе оценивается в несколько сотен, они присутствуют в более чем восьми странах мира. Хотя основное количество антикафе находится на территории Российской Федерации, формат широко распространён в странах СНГ и выходит на рынок Европы (Чехия, Словакия, Франция, Германия, Англия) и США.
В силу специфики бизнеса — большая роль управляющих по сравнению с обычными кафе и кофейнями — крупнейшие сети антикафе были построены на основе франшизы.
Крупнейшие сети на территории Российской Федерации:
Целевая аудитория
Основную долю посетителей тайм-кафе составляют школьники, студенты, свободные фрилансеры — музыканты, дизайнеры, фотографы, художники, актеры и люди других творческих профессий.
В зависимости от целей посещения заведения под целевой аудиторией будут пониматься:
Средний возраст посетителя — 23 года.
4. Продажи и маркетинг
За несколько недель до открытия тайм-кафе стоит начать заниматься рекламой.
Способы привлечения новых клиентов:
Самая лучшая рекламная кампания тайм-кафе — это сарафанное радио. Довольные посетители с большой долей вероятности поделятся информацией о заведении со своими друзьями или, например, выложат фотографии в социальные сети. Наиболее важным для клиентов является интерьер, уютная, теплая атмосфера, доброжелательный персонал. Важно создать атмосферу, максимально приближенную к домашней, куда хочется возвращаться снова и снова.
Также можно предоставить посетителям возможность приобретения абонементов. Формирование клиентской базы позволит постоянно поддерживать с ними диалог и предоставлять информацию о ближайших мероприятиях и акциях, проводимых в тайм-кафе.
5. План производства
Ключевая цель — открытие тайм-кафе.
1 этап:
Обзор рынка недвижимости для подбора оптимального помещения.
Месторасположение тайм-кафе необходимо выбирать по следующим параметрам:
Наиболее удачное расположение тайм-кафе — это центральные районы города и соседство с бизнес-центрами и студенческими городками. Конечно, арендная плата в таких местах будет значительно выше, чем на окраине или в спальных районах.
Характеристика помещения:
— Площадь помещения 100-250 м2 (меньше рассматривается индивидуально);
— Отдельный вход с улицы или с торца;
— Желательно наличие парковки;
2 этап:
Оформление юридического лица.
Основные аспекты открытия антикафе связаны с получением необходимых разрешений и лицензий:
3 этап:
Время работы
Режим работы тайм-кафе необходимо составлять с учетом движения посетителей. На этапе открытия оптимальным будет график работы с 10:00 до 22:00. Дальнейший анализ загруженности помещения покажет, где необходимо сократить время, а где — увеличить. Если заведение не востребовано в ночное время, то смысла работать круглосуточно нет.
Систему учета времени пребывания можно организовать 2 способами:
6. Организационная структура
Список обслуживающего персонала:
Общее количество персонала — 4 человека.
Требования к кандидатам:
7. Финансовый план
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 10 000 |
Ремонт помещений | 90 000 |
Аренда на время ремонта | 72 000 |
Вывеска | 25 000 |
Рекламные материалы | 20 000 |
Закупка оборудования | 405 000 |
Прочее | 10 000 |
Итого | 632 000 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 112 744 |
Аренда | 72 000 |
Коммунальные услуги | 15 000 |
Реклама | 15 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 10 000 |
Непредвиденные расходы | 10 000 |
Итого | 234 744 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
8. Факторы риска
Перед открытием тайм-кафе стоит учесть возможные риски, связанные как с финансовыми убытками, так и с потерей репутации.
К ним можно отнести:
Опытные бизнесмены советуют начинать свой бизнес в этой сфере с приобретения франшизы, поскольку так легче освоить все тонкости и нюансы этого вида предпринимательской деятельности. Однако, если проводить грамотную финансовую и маркетинговую политику и быть подготовленным к непредвиденным ситуациям, вполне можно открывать заведение самостоятельно. По прогнозам экспертов, популярность заведений подобного формата в современном мире будет увеличиваться, поскольку тайм-кафе выполняют важнейшую социальную функцию — предоставляют образованным интеллигентным людям без вредных привычек удобную площадку для приятного времяпровождения, образовательно-развлекательных услуг, оказывают помощь начинающим талантам и интересным проектам.
Как открыть антикафе: пошаговая инструкция
Культура антикафе появилась в России как ответ на негласную политику классических заведений общепита о запрете «пустого стола». Гостей, просиживающих долгое время за одной чашкой кофе, официанты откровенно недолюбливали, а иногда могли и вовсе попросить удалиться. В антикафе, или еще по другому тайм-кафе, платят не за еду и напитки, а за проведенное время, поэтому там всегда рады любителям почитать, поиграть в настольные игры, позаниматься рукоделием или стать участником мастер-класса.
Данный бизнес при правильной организации может принести владельцу хороший доход. Давайте пошагово разберем, как открыть антикафе с нуля и какие есть особенности.
1. Анализ рынка
«Стандартный» формат кафе остаётся при своих посетителях, а антикафе набирают обороты. Сама идея является достаточно новой, но уже полюбившейся во многих городах страны. Нельзя сказать, что ниша рынка уже занята. Тайм-кафе по-прежнему интригуют клиентов своим форматом.
Подобные заведения открываются уже и в небольших городах, а, значит, для успешной реализации проекта мало быть просто новым форматом, нужно удивлять постояльцев. Люди приходят не только поесть и развлечься, они ждут чего-то необычного. Конкурентов в этой сфере становится все больше, поэтому перед открытием антикафе стоит проанализировать аналогичные предложения и определиться, в чем именно будет состоять уникальность нового заведения.
2. Формирование концепции
Основная часть посетителей антикафе – это молодежь, фрилансеры, люди творчества и бизнесмены. Часто клиентами становятся и люди, желающие просто скоротать время. Разрабатывая концепцию заведения, стоит учитывать ожидания и потребности своих клиентов. Большая часть прибыли поступает за счёт проведения мероприятий, мастер-классов и тематических вечеров.
Возможен вариант заведения, ориентированный в большей степени на одну категорию потребителей. Например, в тайм-кафе вблизи учебного заведения можно повысить посещаемость, оборудовав помещение большим числом ноутбуков и предоставив стабильное интернет-соединение, а также организуя открытые лекции по выбранной тематике.
Важным моментом является и система оплаты. Первые антикафе работали с условием, что клиент оставляет сумму денег по собственному желанию, никаких конкретных ценников не было. Сегодня подавляющее большинство заведений работает по принципу поминутной тарификации, когда первый час нахождения рассчитывается по цене 1 – 3 рубля за минуту. После первого часа цена может быть снижена. Практикуется и продажа абонемента на целый день по цене до 500 рублей. При этом в цену посещения входит стоимость напитков и угощения.
Посещение мероприятий в большинстве кафе не оплачивается отдельно, но есть и другая практика. Например, человек платит за входной билет на конкретный мастер-класс, но не платит за минуты пребывания.
Успех антикафе во многом определяется правильным выбором тематики заведения, царящей внутри атмосферой и разнообразием предоставляемых развлечений.
3. Регистрация бизнеса
Перед открытием антикафе обязательно требуется государственная регистрация бизнеса. Неофициальная деятельность чревата штрафами и санкциями, которые навредят и без того слабому стартовому бюджету. Кроме того, для сохранения репутации лучше избегать проблем с контролирующими органами.
Выбор организационно-правовой формы
Антикафе не самый крупный бизнес. Для его регистрации подойдут два варианта: ИП или ООО. Выбор объясняется минимальными требованиями к руководству и большей гибкостью в управленческих вопросах.
Для регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя потребуются документы:
Регистрация ООО с одним учредителем подразумевает свой набор бумаг:
Как и другим организациям, антикафе приходится платить налоги. Самый выгодный вариант – перейти на упрощенную систему налогообложения. В этом случае в бюджет перечисляют 6% дохода, или 15% прибыли, не учитывая налоги.
Коды ОКВЭД
В нашей стране пока не существует специального кода ОКВЭД для антикафе. Накопленный опыт работы подобных заведений позволяет выделить несколько позиций:
Выбранные коды указываются при регистрации деятельности.
Выбирая между ИП и ООО, учитывают, что штрафы для ИП значительно ниже. Если планируется деятельность в больших масштабах, лучше зарегистрировать ООО.
4. Поиск помещения
Открытие антикафе требует большого пространства. Отдать предпочтение стоит площади от 100 кв. м. Помещение должно вмещать несколько зон:
Зонирование может быть и другим. В любом случае, у тайм-кафе большей площади значительнее шансы на успех.
Хорошо подойдет помещение, расположенное в центре города, на первой линии. Место должно быть обеспечено высокой проходимостью. Если рядом находятся торговые центры, учебные заведения и места развлечений, вероятность увеличить число клиентов растет. Нахождение рядом остановки общественного транспорта и парковки также является важным условием.
Центральная улица города
Проконтролировать нужно и оснащенность помещения коммуникациями. Проблемы с электросетью или водопроводом возникают в самый неподходящий момент, поэтому заранее проверяется работа всех систем и способы устранения неполадок.
Идеальное помещение для антикафе – 100 и более кв. м, расположенное в центральной части города в новом здании вблизи бизнес-центров, торговых комплексов, учебных заведений.
5. Составление дизайн проекта
Первое впечатление о тайм-кафе создаётся именно по внешнему виду. Это пространство, связанное с творчеством, что обязывает создать уникальный дизайн помещения. Если руководитель обладает дизайнерскими способностями, можно создать проект самостоятельно. Если же нет, то лучше воспользоваться услугами дизайнера.
Все пространство антикафе можно объединить единым стилем или разработать индивидуальную концепцию для каждой зоны. Среди клиентов заведения есть творческие личности, которые почувствуют себя комфортно в оригинально оформленном месте, но не стоит забывать о чувстве меры.
В интерьере присутствуют перегородки для разделения комнат. С этой целью используют не только двери, но и ширмы, резные дизайнерские перегородки и вариации из ткани. Оригинальные картины, шторы, комнатные цветы создадут домашнюю атмосферу, располагающую к общению.
Важный момент – освещение. Некоторые зоны требуют уютного полумрака, например, небольшой столик в уголке, другие – хорошей освещенности, например, зона проведения мастер-класса.
В среднем разработка стандартного проекта дизайна обойдется около 20 000 руб. Цена на услугу зависит от популярности дизайнера или студии, в которую обратился руководитель, и объёма работы.
6. Ремонт помещения
Стоимость ремонта зависит от первоначального состояния и разработанного дизайн-проекта. Верхняя граница затрат ограничена только фантазией и бюджетом. В среднем ремонт обходится около 500 000 руб. В эту сумму включается:
Речь идет именно о внутренних работах, без внешнего благоустройства. Если помещению требуется капитальный ремонт и перепланировка, сумма значительно вырастет. Бюджет уменьшится, если помещение в хорошем состоянии и замена окон не требуется.
На стоимость влияет и выбор материалов. Отделка натуральным камнем, стеклянные перегородки и шторы из дорогой ткани значительно увеличат расходы.
7. Закупка оборудования, мебели, инвентаря
Антикафе не подразумевает наличия кухни в классическом представлении, поэтому мебели и оборудования требуется меньше. Общий список для обустройства кухни включает:
Оборудование | Цена (руб.) |
Микроволновая печь | 7000 |
Электрический чайник | 4000 |
Кофемашина | 40 000 |
Термопот | 5000 |
Тостер | 8000 |
Холодильник (мини) | 6000 |
Посуда | 4000 |
Итого | 74 000 |
*В таблице приведены средние цены на технику.
Кухня антикафе
Можно расширить список оборудования. Например, приобрести соковыжималку, стоимость которой составляет 4 000 руб., или сэндвичницу, она обойдется в сумму 2 000 руб.
Не рекомендуется экономить на оснащении, поскольку нагрузка на технику в процессе работы высокая.
Посуду для чая и кофе лучше купить керамическую, она добавит уюта. Но стоит приобрести и одноразовую. Чтобы расставить посуду и технику, потребуется стол или барная стойка. Примерный список для оборудования кухни:
Предмет мебели | Цена (руб.) |
Мойка | 4 500 |
Барная стойка | 20 000 |
Стол (2 шт) | 8 000 |
Стул (2 шт) | 1 500 |
Итого | 34 000 |
Отдельно рассмотрим список мебели для зала:
Предмет мебели | Цена за шт. (руб.) | Количество | Общая цена (руб.) |
Диван | 10 000 | 5 | 50 000 |
Стол | 5 500 | 7 | 38 500 |
Кресло-груша | 5 000 | 3 | 15 000 |
Пуфик | 1 700 | 7 | 11 900 |
Светильник | 3 500 | 14 | 49 000 |
Итого | 164 400 |
Итоговая сумма может отличаться от рассчитанной, если список будет дополнен или приобретены товары по более высокой цене. При этом всегда следует искать пути экономии. Например, следующие:
Может потребоваться установка новой сантехники, которая будет стоить до 20 000 руб.
Помимо мебели и кухонных принадлежностей нужно приобрести товары для развлечения и работы посетителей:
К выбору развлечений нужно подойти основательно. Клиент не захочет читать любую книгу, здесь нужен бестселлер. Из множества игр лучше выбрать Монополию, Манчкин и аналогичные.
Значительная сумма тратится и на игры для приставок. Чем больше представленный ассортимент для досуга, тем выше вероятность, что клиент посетит антикафе снова. Цена общего набора для развлечений начинается от 100 000 руб.
8. Получение разрешительных документов
Сама концепция антикафе подразумевает отсутствие спиртных напитков. Кроме того, посетители не курят. Этот факт не только помогает поддерживать здоровый образ жизни, но и освобождает от необходимости получать разрешения. Некоторые бумаги требуются в обязательном порядке.
Посетители антикафе могут заказать готовую еду или принести её с собой, а ассортимент заведения подразумевает простой набор угощений. Необходимости готовить нет, поэтому служба СЭС будет более лояльна к оформлению документов.
Список разрешений, которые нужно получить:
Отсутствие одного из документов может привести к расходам в виде штрафа. Штрафные санкции применяет служба СЭС.
Для получения перечисленных бумаг руководитель лично обращается в уполномоченные организации.
9. Найм персонала и составление должностных инструкций
Относительная самостоятельность клиентов антикафе сокращает штат сотрудников. Нанять стоит несколько человек:
Последние три вакансии могут быть заняты специалистами по принципу аутсорсинга, то есть привлечения сотрудников сторонней организации. В отдельных антикафе выделяют должность специалиста по продвижению. Работу, связанную с рекламой, можно поручить администратору. Руководитель тоже участвует в работе своего заведения, частично выполняя обязанности и администратора, и специалиста по продвижению, и бухгалтера. Если кафе небольшое, постоянно в штате сотрудников числится всего 2-3 человека. С учётом аутсорсинга ежемесячные расходы на персонал начинаются от суммы 40 000 руб. в зависимости от региона.
10. День открытия антикафе
Открытие своего заведения должно стать запоминающимся днем не только для бизнесмена, но и для будущих клиентов и конкурентов. Хороший старт – залог стабильного движения вперед. Организовать день открытия можно в формате мероприятия. Для яркого начала работы можно использовать следующие приёмы:
Перед открытием антикафе проверяют работу техники, освещения и коммуникаций. Безусловно, ремонт должен быть закончен, а продукты закуплены.
Режим работы – еще один вопрос, который нельзя оставить без внимания. Раннее открытие не имеет смысла, поскольку клиентов утром не будет. Начинать работу лучше с 10-11 часов, закрывая заведение около 23:00. В выходные дни антикафе работают и после полуночи.
11. Реклама
Стандартные способы рекламы в газетах не работают. Удобный во всех отношениях вариант – реклама в интернете. Её реализуют несколькими способами:
Лучше всего в качестве рекламы работает сарафанное радио. Довольный клиент придет еще раз и приведет с собой друзей. Постоянных посетителей нужно знать в лицо.
Для продвижения антикафе прибегают и к другим методам:
Подойдет любой способ рекламы, если он действительно работает. При этом не обязательно это будет стоить дорого.
Финансовые расчёты
Перечислив основные организационные моменты, стоит подвести итог в виде финансового расчета. Сколько потребуется средств для открытия антикафе и поддержания его работы?
Стартовые вложения
Статья расходов | Стоимость (руб.) |
Регистрация бизнеса | 800 или 4000 |
Дизайн-проект | 20 000 |
Ремонт помещения | 500 000 |
Закупка мебели (включая сантехнику) | 184 000 |
Оборудование кухни | 108 000 |
Развлечения | 100 000 |
Дополнительные расходы | 20 000 |
Итого | 932 800 |
Для начала работы может потребоваться большая сумма, если помещению нужен серьёзный ремонт, большая площадь требует больше мебели или руководитель решил купить более качественное оборудование.
Ориентировочная стоимость открытия антикафе – 1 000 000 руб.
Ежемесячные расходы
Некоторые статьи расходов повторяются из месяца в месяц. На чем-то можно сэкономить. Антикафе постоянно расходует средства по следующим статьям:
Статья расходов | Стоимость (руб.) |
Аренда помещения | 50 000 (в зависимости от региона) |
Зарплата персонала | 40 000 |
Коммунальные услуги | 5 000 |
Продукты и напитки | 50 000 |
Амортизация | 15 000 |
Реклама | 5 000 |
Итого | 165 000 |
Уменьшить расходы можно за счёт поиска более выгодного поставщика продуктов, контроля потребления электроэнергии, совмещения ставок сотрудников, рекламы.
Сколько можно заработать
Если антикафе в среднем будет посещать 40 человек в день, задерживаясь там на 2 часа, то дневная выручка составит (по цене 1,5 руб. за минуту времени):
40*120*1,5 = 7 200 руб.
За месяц заведение получит 7 200*30 = 216 000 руб.
Вычитая ежемесячные расходы получаем 216 000 – 165 000 = 51 000 руб.
Если стартовые вложения составили 932 800, срок окупаемости инвестиций будет равен 18 месяцам.
Прибыль можно увеличить, продлив время пребывания клиента в антикафе. Количество минут посещения зависит от качества предоставляемого досуга.
В расчете не учитывалось проведение мероприятий. Если в заведении активно проходят игры и мастер-классы, срок окупаемости вложений может уменьшиться, поскольку один клиент заплатит не 180 руб. (120 минут * 1,5 руб.), а 350 руб. (средняя стоимость мастер-класса). Периодичность проведения мероприятий зависит от выбранной управленческой политики.