Что значит тарифность прибора учета электроэнергии
Ответы на часто задаваемые вопросы для физических лиц
Ответ на вопрос
Выгодно ли ставить многотарифные счетчики электроэнергии?
В качестве одной из мер, позволяющих сэкономить на расходах по оплате электроэнергии, преподносится установка современных счетчиков с возможностью многотарифного учета. Поможет ли такой счетчик экономить средства? Попробуем разобраться…
Объемы потребления электроэнергии в жилом секторе подвержены значительным суточным изменениям. В ночные часы потребление сведено к минимуму, максимума оно достигает, как правило, утром и вечером. Когда есть необходимость собраться на работу и сделать все домашние дела. Подобные колебания расхода электроэнергии и есть суточный график нагрузки. Использовать его для экономии энергоресурсов можно, например, изменив привычный распорядок пользования электрическими приборами и бытовой техникой. Однако для начала необходимо оценить целесообразность таких изменений и их экономическую эффективность.
Если бы тариф на электроэнергию в ночное время был просто ниже, чем тариф в пиковые и дневные часы, установка многотарифного счетчика была бы экономически эффективной. Срок окупаемости в этом случае зависел бы от разницы тарифов, суточного графика нагрузки, стоимости счетчика, работ по его установке и программированию. При многотарифном учете тарифы в пиковые и дневные часы выше, чем одноставочный тариф, а тариф в ночное время ниже. Как же в этом случае можно экономить?
Поможет ли многотарифный счетчик экономить?
Расчет стоимости электроэнергии при двухтарифном счетчике.
По данным Федеральной службы государственной статистики и отчетности поставщиков энергоресурсов, объем электроэнергии, потребляемой населением в ночное время суток, в среднем составляет от 25 до 30% от общего суточного потребления, и такой расход характерен практически для всех регионов России.
Каким же образом можно рассчитать экономический эффект от установки двухтарифного счетчика?
Например, в Ростовской области сейчас для населения действуют: «Одноставочный тариф» – 3,60 руб./кВт∙ч и тариф, дифференцированный по двум зонам суток: «Дневная зона» – 4,14 руб./кВт∙ч и «Ночная зона» – 2,39 руб./кВт∙ч. Сопоставляя с одноставочным тарифом, при использовании двухтарифного учета днем за один кВт∙ч вы платите на 54 копейки больше, а ночью за один кВт∙ч вы экономите 1 рубль 21 копейку. Для уравнивания расхода необходимо, чтобы на каждый кВт∙час ночной зоны суток приходилось не более 2,2 кВт∙ч дневной зоны. Тогда при меньшем соотношении всегда будет экономия, а при большем – перерасход.
Таким образом, в Ростовской области количество электроэнергии, потребляемой населением в ночное время суток (расчетный порог ночного потребления), равно: [1/(1+(3,60-2,39)/(4,14-3,60))=0,3086] или 30,86% от общего суточного потребления. Тариф, дифференцированный по двум зонам суток (День, Ночь), для жителей Ростова и Ростовской области оказывается не совсем выгодным (30,86% > 30%). Они будут платить не намного, но больше, и экономический эффект, в данном случае, отсутствует.
Для трехтарифных счетчиков сутки делятся на три зоны суток: «Ночная зона» – с 23:00 до 7:00, «Полупиковая зона» – с 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00 и «Пиковая зона» – с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00.
Для Ростовской области сейчас тариф «Пиковой зоны» – 4,68 руб./кВт∙ч, «Полупиковой зоны» – 3,60 руб./кВт∙ч и тариф «Ночной зоны» – 2,39 руб./кВт∙ч. Таким образом, в Ростовской области расчетный порог ночного потребления равен: [1/(1+(3,60-2,39)/(4,68-3,60))=0,4716] или 47,16%. Тариф, дифференцированный по трем зонам суток (Пик, Полупик, Ночь), для жителей Ростова и Ростовской области оказывается еще более не выгодным (47,16% > 30%). Они будут платить намного больше, и экономический эффект, в данном случае, также отсутствует.
Если график вашей работы укладывается в период с 8:00 до 17:00, а в квартире или в доме нет большого количества «умной» (программируемой) бытовой техники, способной работать по заданному расписанию, то многотарифный счетчик вам, скорее всего, не нужен. Напротив, при его установке вы можете увеличить расходы на оплату электроэнергии.
Допустим, что в среднестатистической квартире потребляется 300 кВт*ч в месяц. Путем собственных усилий вам удалось добиться 50% расчетного порога ночного потребления. Поверьте, это очень приличный результат, требующий коренной переделки устоявшихся привычек и своего жизненного распорядка.
В таком случае для жителя Ростова и Ростовской области ежемесячный экономический эффект составит:
Современный двухтарифный счетчик стоит примерно 1 800 ÷ 2 000 рублей. Стоимость его установки (демонтаж, монтаж, программирование, проверка и пломбирование) составит около 800 ÷ 1 000 рублей. В этом случае минимальный срок окупаемости замены обычного счетчика на современный двухтарифный получится чуть менее 2 лет 2 месяцев!
Менять исправный обычный счетчик на многотарифный выгодно лишь только в том случае, если в квартире или в доме есть мощные электроприборы, работающие круглосуточно или преимущественно в ночное время суток (электрический бойлер, отопительный котел, климатическая техника, вентиляция, ночное освещение придомовой территории, водозаборный узел, водяные или канализационные насосы и т.п.).
Тарифность прибора учета электроэнергии: что это такое, как узнать?
28.01.2021 1 Просмотры
В наше время практически не осталось приборов, которые не потребляли бы электричество. В домах стоя электроплиты и электродуховки, вода кипит в электрическом чайнике, посуда лежи в посудомойке, телефон нужно заряжать, часы тоже часто требуют зарядки, некоторым требуется даже зарядка для подсветки кроссовок или для стелек с подогревом. Что уж говорить о стиральных машинах или нагревателях для воды, которые помогают избежать проблем с внезапным или плановым отключением горячей воды. Все это потребляет прорву энергии и стоит много денег, которые хотелось бы сэкономить. Именно для экономии люди и задумываются об установке двух- или трехтарифного счетчика.
В случае двухтарифного счетчика, потребление разделяется на две зоны: «дневная зона» – с 7:00 до 23:00 и «ночная зона» – с 23:00 до 7:00. Днем за киловатт придется заплатить даже больше, чем по одноставочному тарифу. За то ночью он выйдет значительно дешевле. Есть даже и трехтарифные счетчики, там день делится на три части: «Ночная зона» – с 23:00 до 7:00, «Полупиковая зона» – с 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00 и «Пиковая зона» – с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00. Здесь самая большая цена в пике, в полупике она примерно равно одноставочному тарифу, а ночью энергия обойдется дешевле всего.
Как узнать о том, какой счетчик стоит в данный момент? Обычно уже один этот вопрос означает, что человек платит по одноставочному тарифу, ведь нужно правильно передавать показания, так что не заметить отличие своего прибора от привычных будет сложно. Тем не менее, можно еще раз подойти к счетчику и посмотреть на него. Многоставочные приборы учета все с электронным дисплеем и на них есть кнопка переключения показателей. Обычно на дисплее отмечается, показатели какой именно временной промежуток сейчас отображаются. Временные зоны обозначены как «Т1», «Т2» и «Т3».
Выгоден ли переход с одноставочного тарифа на многоставочный? Здесь все зависит от самого человека, его расписания дня и дисциплины. Если основное использовать приборов вроде стирки, готовки, нагрева воды происходит днем, то переход может оказаться не выгоден, если же использовать мощные приборы только по ночам, то он отобьется очень быстро.
Приборы учёта
Многотарифный прибор учёта обеспечивает дифференцированный учёт потребляемой электроэнергии в зависимости от времени суток. Сутки разделены на зоны, для каждой зоны установлен свой тариф на электроэнергию.
Многотарифная система учёта предоставляет жителям возможность оплачивать потребление электроэнергии в ночные часы по тарифу, который примерно в четыре раза дешевле дневного, а в период действия тарифов «полупиковой зоны» экономия составляет примерно 25%. Дополнительной экономии можно достичь за счёт перераспределения на полупиковую и ночную тарифные зоны работы энергоёмких домашних бытовых приборов.
В остальных случаях замена/установка прибора учета осуществляется на платной основе за счет собственных средств потребителя. Установленный прибор учёта должен быть опломбирован энергоснабжающей организацией (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6).
Ознакомиться со стоимостью услуг можно на сайте АО «Мосэнергосбыт».
Оформить заявку на замену прибора учёта, вы можете:
Ознакомиться со стоимостью услуг можно на сайте АО «Мосэнергосбыт».
Если прибор учёта входит в систему АИИСКУЭ (Автоматизированная информационно измерительная система коммерческого учета электроэнергии) и находится на балансе АО Мосэнергосбыт» замена осуществляется на безвозмездной основе.
Оформить заявку на замену прибора учёта Вы можете:
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и постановления Правительства от 29.06.2020 № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учёта электрической энергии» с 1 июля 2020 года обязанность по замене неисправных приборов учёта электроэнергии или счётчиков электроэнергии с истекшим межповерочным интервалом, в жилых помещениях многоквартирных жилых домов возложена на гарантирующего поставщика электроэнергии. В Москве и Московской области гарантирующим поставщиком электроэнергии является АО «Мосэнергосбыт». В индивидуальных жилых домах эта обязанность возложена на сетевые организации ПАО «Россети Московский регион». Замена приборов учёта будет осуществляться в следующие сроки:
Если по состоянию на 01.04.2020 или ранее у потребителя отсутствовал ПУ/истёк срок его эксплуатации/вышел из строя, то установка (замена) ПУ осуществляется до 31.12.2023. Если по состоянию на 01.04.2020 или ранее у потребителя истёк МПИ ПУ, то установка (замена) со стороны ГП осуществляется до 31.12.2021. В иных случаях – установка (замена) должна быть осуществлена в течение 6 месяцев.
График замены приборов учёта в многоквартирных жилых домах Москвы и Московской области можно посмотреть на сайте АО «Мосэнергосбыт». В остальных случаях замена/установка прибора учёта осуществляется на платной основе. Заявка выполняется в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента поступления оплаты на расчётный счёт АО «Мосэнергосбыт». После поступления оплаты с клиентом связывается мастер (сотрудник АО «Мосэнергосбыт») для уточнения времени проведения работ.
Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с внесенными изменениями в законодательство будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии.
Как и любой прибор, электросчётчик имеет свой ресурс бесперебойной работы. Он называется межповерочный интервал (или МПИ) – это срок, в течение которого завод-изготовитель гарантирует, что показания прибора будут точны и не будут превышать предел допустимой погрешности приборов учёта. По истечении МПИ прибор начинает неверно учитывать расход электроэнергии. При истечении сроков МПИ необходима его замена или поверка.
Межповерочный интервал указан в паспорте на прибор учёта. Сроки МПИ для приборов учёта разные и варьируются от 6 до 16 лет, зависят от модели и типа прибора учета. Ознакомиться с информацией о сроке окончания МПИ, установленного по Вашему адресу, можно в Личном кабинете клиента в разделе «Реквизиты ЛС».
В связи с тем, что по истечении срока МПИ точность показаний гарантироваться не может, поскольку со временем детали электросчётчика изнашиваются, расход электроэнергии по показаниям может отличаться от фактического как в большую, так и в меньшую сторону.
Можно осуществить поверку прибора учёта, которая проводится в специализированной лаборатории. Поверка является длительным и сложным технологическим процессом, а по результатам поверки может оказаться, что прибор учёта все равно нужно менять.
Внимание! Приборы учёта, у которых истек межповерочный интервал и имеют класс точности ниже 2,0 – не могут использоваться при расчетах (п.139 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442).
При желании осуществить поверку самостоятельно (силами специализированной лаборатории) необходимо заранее сообщить в по телефону Контактного центра + 7(499) 550-9-550 или в обслуживающее отделение АО «Мосэнергосбыт».
В связи с изменениями в Постановлении Правительства №354 с 1 июля 2020 года обязанность по замене неисправных приборов учета электроэнергии или счетчиков электроэнергии с истекшим межповерочным интервалом, в жилых помещениях многоквартирных жилых домов возложена на гарантирующего поставщика электроэнергии. В Москве и Московской области гарантирующим поставщиком электроэнергии является АО «Мосэнергосбыт». В индивидуальных жилых домах эта обязанность возложена на сетевые организации ПАО «Россети Московский регион».
Услуга заключается в предоставлении гарантийных обязательств, включающих в себя замену либо ремонт вышедшего из строя прибора учета электроэнергии, сроком на 2, 4 и 7 лет после истечения гарантийного срока, установленного заводом-производителем (3 года).
Итого гарантийный срок составит 5, 7 и 10 лет (в зависимости от выбранной услуги).
Срок дополнительной гарантии начинается со дня, следующего за днем окончания гарантии завода-изготовителя.
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
ВОПРОС № 1. Нужно ли потребителям* менять счетчики электроэнергии ввиду введения в 2020 году новых правил их установки?
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?
Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.
Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.
Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?
Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.
В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);
с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.
В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:
если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;
если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;
если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.
В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).
В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:
ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.
Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.
Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89