Что значит тактильное восприятие

Тактильное восприятие. Что это и почему важно его развивать?

Что значит тактильное восприятие

Что это и почему важно его развивать?

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Им ещё столько всего предстоит узнать и усвоить. А базовый объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы воспринимают сенсорные сигналы и считывают информацию. Они расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека. Благодаря такому восприятию ребенок может формировать образы, делать связанные с ними умозаключения.

Развитие тактильного восприятия.

Как его развивать? И стоит ли это делать или дети справятся с этим сами?

В первые годы жизни основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия, пробуют их «на зубок».Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается и сохраняется в памяти ребёнка.

Благодаря тактильному восприятию ребёнок непроизвольно накапливает базу характеристик объектов и использует ее для понимания свойств и особенностей всего, что его окружает.

В психологической науке тактильное восприятие даже называют тактильным зрением, настолько оно важно. И если говорить о его развитии, то это тот случай, когда начать никогда не поздно.

Что понадобиться для развития?

В настоящее время выбор развивающих пособий огромен, это и разного рода тактильные досочки, и бизикубы и мешочки с наполнителями. Все, что может подарить ребёнку новые ощущения и познакомить с новыми формами и текстурами. В нашем магазине ознакомится с такими пособиями вы можете по ссылке СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства, которые безопасны и экологичны для ребёнка. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Совсем маленьким деткам достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся в мешочке или завернуты во что-то, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования.

Вот несколько вариантов таких игр:

Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы и т.д. Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Надеюсь благодаря этой статье, вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

Источник

Значение тактильного восприятия в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста

Что значит тактильное восприятие Татьяна Шурыгина
Значение тактильного восприятия в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа всех органов чувств. На основе ощущений дети получают представление о свойствах окружающих объектов, чувственный опыт формирует целостный образ предмета. Существует пять основных видов восприятий, без которых невозможно полноценно познать окружающий мир (тактильное, зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное). Так, зрительное восприятие позволяет различать объекты по цвету, форме, размеру, слуховое восприятие дает возможность различать речевые и неречевые звуки. Кожное восприятие включает в себя: тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Сенсорный канал восприятия информации у детей в раннем возрасте основной. Поэтому необходимо давать ребенку как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов.

Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловлены в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы. Умственное, физическое, эстетическое воспитания в значительной степени зависят от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого предмет познается целостно (форма, размер, пространственное расположение).

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека. Речевые моторные и двигательные центры расположены близко в головном мозге, что обуславливает связь мелкой моторики и речи. Любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет на формирование речи. Узнавание ребенком предметов на ощупь дает возможность правильно держать кисть, у ребенка активируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь.

Существует множество игр и упражнений, помогающих детям совершенствовать чувствительность пальчиков. Организация большинства занятий в детском саду с детьми раннего возраста прямо или косвенно способствует развитию тактильных ощущений (лепка, аппликация, конструирование, рисование (пальчиками, ладошками, собирание пазлов, игры с прищепками, сортировка мелких предметов, игры с песком и прочие).

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает взрослый. Для улучшения сенсорной чувствительности будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки. Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения. Особенно приятны и полезны в игре природные материалы (дерево, песок, камушки, орешки, шишки, крупы). Предметы, созданные природой, обладают естественной текстурой, красками, они отражают реалистичную картину мира, помогают познанию окружающей действительности.

Вот несколько дидактических игр и пособий, помогающих развивать сенсорную чувствительность, в частности, тактильное восприятие детей раннего возраста.

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не заглядывая в мешочек.

Другой вариант с крупами. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Дидактическое пособие «Тактильные карточки». Их можно изготовить самостоятельно и играть в различные сенсорные игры. Наклейте небольшие лоскутки ткани различной фактуры на картон. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру (охарактеризовать ткань на ощупь, найти парные карточки, найти по заданию «Найди гладкую/шершавую/пушистую/колючую карточку»).

Другой вариант «Тактильное лото». Здесь вместо картона используем крышечки от бутылок, куда также приклеиваем различные материалы, крупы, бусины, все, что создает разнообразные на ощупь поверхности.

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо /поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, солнышко). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики ребенка.

Игра «Геометрические фигуры на ощупь»

Вырежьте несколько фигур небольшого размера (около 5 см) из бархатной бумаги. Это может быть круг, квадрат, треугольник, звезда. Наклейте их на лист картона. Скажите ребенку, что его пальчики могут видеть, но для этого нужно закрыть глаза. Когда ребенок закрывает глаза, ему проще сосредоточиться на ощущениях руки. Возьмите его ручку и поводите пальчиками по контуру, пусть он ощутит всей ладошкой и отгадает геометрическую фигуру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики.

Исследуем наше тело.

Подобный вариант игры можно проводить с перышком, вместо карандаша. Рисовать простейшие рисунки пальцем на спине (линии, кружочки, предлагая детям отгадывать нарисованную фигуру.

Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

Что значит тактильное восприятиеФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Что значит тактильное восприятие«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Что значит тактильное восприятиеКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Что значит тактильное восприятиеМастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Что значит тактильное восприятиеРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Источник

Особенности тактильного восприятия — Психофизиологические основы чувства осязания

Органом тактильного восприятия у человека является рука. Чувство осязания в полном смысле слова, как способность кожно-механического и двигательного анализаторов отражать многочисленные пространственные и физические свойства и качества предметов, врождено только человеку и является результатом его общественного и трудового развития. Выделяя (с. 184) и воздействуя на окружающий человека мир, рука является органом познания и труда.

В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельс показал объективные условия, которые создали предпосылки для развития руки и тактильного восприятия. Это был переход к вертикальной позе, что привело к освобождению руки и вовлечению ее в трудовую деятельность, которая начинается с изготовления орудий труда. Благодаря этому, писал Ф. Энгельс, «рука стола стала свободной и могла теперь приобретать все новые и новые навыки, а приобретенная ею большая гибкость передавалась по наследству и увеличивалась из поколения в поколение». Поэтому рука — это не только орган труда, но и продукт труда «*.

В процессе развития в процессе трудовой деятельности рука человека изменяет свое анатомическое строение — большой палец противопоставляется остальным, происходят другие изменения, которые делают руку очень сложным органом с точки зрения ее анатомического строения. Однако самое главное — это появление новых функций в процессе трудовой деятельности, которыми, кроме человека, не обладает ни одно живое существо.

Вместе с появлением новых функций в процессе работы происходит разделение функций для правой и левой руки. Возникновение функциональной асимметрии (разных функций) рук объясняется тем, что человек в процессе работы оперирует двумя предметами:

Предмет труда и инструмент труда. Необходимость удерживать предмет труда в определенном положении для успешной обработки привела к специализации левой руки в качестве естественной опоры. Кроме того, левая рука также выполняла функцию управления. Правая рука специализирована для манипуляций с инструментами.

В рабочих действиях, помимо разделения функций рук, существует также специализация пальцев рук. В качестве примера можно привести процесс чтения и письма у слепых людей, в котором разделение функций руки и специализация пальцев проявляются с предельной ясностью. Указательный палец правой руки берет на себя функцию поиска, условно выделяя группы рельефных точек — буквы, слоги, слова; указательный палец левой руки уточняет полученные впечатления; пальцы правой руки (стр. 185) читают одну строку, а пальцы левой руки находят следующую; большие пальцы берут на себя функцию поддержки и так далее.

Разделение и специализация функций позволяет воспроизводить кривизну контура и неоднородную структуру тактильно воспринимаемых объектов. Усложнение функций руки в трудовой деятельности сопровождается повышением кожной и мышечно-суставной чувствительности.

В тактильном восприятии могут быть одновременно задействованы различные пилообразные ощущения: тактильные, температурные, болевые и мышечно-суставные. В зависимости от того, какие анализаторы участвуют в процессе тактильного восприятия, существуют формы осязания, отличающиеся друг от друга по степени полноты и точности отражения объективной реальности.

Что значит тактильное восприятие

Что значит тактильное восприятие

Психофизиологические основы чувства осязания

Чувство осязания (кинестетическое, тактильное ощущение) — одно из пяти первичных чувств, на которые мы способны, то есть способность ощущать прикосновения, воспринимать что-то с помощью рецепторов, расположенных в коже, мышцах, слизистых оболочках. Ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, воздействием текстуры и растяжением, имеют различную природу. Они вызваны работой двух видов кожных рецепторов: Нервные окончания, окружающие волосяные фолликулы и капсулы, состоящие из клеток соединительной ткани.

Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение определенных свойств и состояний внешней среды, происходящее под непосредственным воздействием органов чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних раздражителей и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущение считается первым этапом (на самом деле оно туда не входит) серии биохимических и неврологических процессов, которые начинаются с воздействия внешней (экологической) среды на рецепторы органа чувств, а затем приводят к восприятию или перцепции (познанию).

В соответствии с типом стимуляции, прикосновение — это непостоянная нагрузка, давление — статистическая нагрузка, а вибрация — пульсирующая нагрузка. В органолептике тактильные ощущения являются наиболее важными.

Кожная чувствительность включает ощущения прикосновения, боли, тепла и холода.

Термин осязание используется в двух различных значениях: как синоним кожной чувствительности; как тактильная чувствительность, которая включает в себя осязательные и кинестетические ощущения. Тактильная чувствительность проявляется при прикосновении к предмету рукой.

Если объект находится на руке, то это пассивное прикосновение. Если субъект активно прикасается к объекту (сочетание осязания и кинестезии), мы можем говорить об активном осязании.

Основными характеристиками, отражающимися в тактильных ощущениях, являются:

Взаимодействие тактильных и кинестетических ощущений обеспечивает отражение основных механических свойств объекта — твердости, упругости, непроницаемости.

При нарушении осязания любой части поверхности тела человек перестает ощущать эту часть как свою, она кажется ему чужой.

Различные участки кожи человека характеризуются различной абсолютной чувствительностью к прикосновениям и давлению. Мы используем набор волосков Фрея для определения порога тактильных ощущений. Диаметр каждого волоска измеряется с помощью микроскопа. Порог тактильных ощущений измеряется путем расчета величины диаметра волоска при его давлении на 1 кв. мм кожи.

Чувствительность тактильных рецепторов кожи зависит от изменения давления, которое возникает, когда предмет и кожа трутся друг о друга. При отсутствии или незначительном изменении давления происходит быстрая адаптация тактильного датчика к стимулу. Мы чувствуем кольцо на пальце, когда снимаем или надеваем его, т.е. когда происходит трение или изменение давления.

Если стимул действует на орган чувств постоянно, происходит «усталость» рецептора, и сигнал не доходит до мозга. Однако соседние рецепторы становятся более чувствительными. Это явление называется тактильной индукцией.

Тактильная чувствительность наиболее развита на участках тела, наиболее удаленных от центра тела: Руки, кончики пальцев, кончик языка, кончики пальцев ног.

Классификация терминов тактильных ощущений

Тактильные ощущения — это ощущения от прикосновения. Наибольшая острота тактильной чувствительности характерна для тех частей тела, которые активно выполняют двигательные функции. Это кончики пальцев рук и ног, кончик языка. Гораздо менее чувствительными являются живот, спина, внешняя сторона предплечья.

Во-первых, необходимо определить, что такое тактильная чувствительность. Тактильная чувствительность — это вид чувствительности кожи и некоторых слизистых оболочек человеческого тела — носа, рта и т.д. Он возникает в результате взаимодействия между нервными сплетениями вокруг волосяных фолликулов и нервными окончаниями. Эти рецепторы стимулируются ощущением давления или прикосновения.

Тактильное восприятие в сочетании с двигательными ощущениями называется чувством осязания. Очень часто тактильное развитие используется для компенсации дефектов у глухих или слепых людей с помощью особых вибраций и ощущений.

Существуют различные виды тактильного общения и прикосновений. Тактильное общение относится к невербальному общению. Тактильное общение включает в себя разнообразные прикосновения человека, к которым относятся объятия, поцелуи, поглаживания, рукопожатия. Каждый человек в той или иной степени нуждается в тактильных средствах общения. Важно отметить, что потребность в интенсивности и частоте прикосновений у всех разная и может зависеть от пола, социального статуса, характера и культуры.

Существуют различные виды прикосновений, вот наиболее распространенные из них:

Тактильные ощущения — это разновидность кожных ощущений, вызываемых двумя типами кожных рецепторов: сплетением нервов, окружающих волосяные фолликулы, и капсулой, состоящей из клеток соединительной ткани. Ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, текстурой и растяжением, имеют различную природу.

Качество — это фундаментальное свойство конкретного ощущения, которое отличает его от других типов ощущений и варьируется в пределах конкретного типа ощущений.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения — это его временная характеристика. Он также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Когда стимул действует на орган чувств, ощущение возникает не сразу, а через некоторое время, которое называется латентной (скрытой) длительностью ощущения. Латентность различных типов ощущений различна: для тактильных ощущений, например, она составляет 130 миллисекунд; для болевых ощущений — 370 миллисекунд.

Поскольку ощущение не возникает одновременно с началом действия стимула, оно не исчезает одновременно с прекращением действия последнего. Эта инертность ощущений проявляется в так называемом афтерэффекте.

Понятие и характеристика осязательного восприятия

Тактильное восприятие относится к способности кожно-двигательного анализатора отражать пространственные и физические свойства предметов. В тактильном восприятии участвуют различные виды ощущений: тактильные, болевые, температурные, мышечно-суставные.

/Различают одноручное (мономануальное) и двуручное (бимануальное) тактильное восприятие. Оба метода восприятия создают изображение, соответствующее тактильному прикосновению к объекту. При касании сложных объектов одной рукой наблюдается прерывистость сигналов, нарушается соразмерность и взаимосвязь частей объекта и между другими объектами,

скорость восприятия снижается по сравнению с двуручным прикосновением (Б. Г. Ананьев и др.).

Более эффективным методом тактильного обследования объектов является двуручное осязание. Он состоит из трех основных фаз: 1) фаза ориентации, в которой движения определяют положение объекта в тактильном поле; 2) фаза касания объекта, в которой анализируются детали контура; 3) фаза касания объекта, в которой синтезируются тактильные сигналы и формируется когерентный пространственный образ.

Проиллюстрируем это на примере восприятия рельефных изображений слепыми людьми. Анализ движений, выполняемых пальцами во время восприятия рельефных изображений, показывает, что существует несколько типов движений. Первые из них направлены на ориентацию в зоне работы и нахождение изображения на листе бумаги. Эти движения характеризуются относительно высокой скоростью. Как правило, они являются непрерывными. Обе руки двигаются синхронно и симметрично, затем приближаются и снова удаляются друг от друга. Пальцы рук слегка скользят по рабочему листу и полю рисунка. Тактильная информация, получаемая в это время, минимальна и фрагментарна» Она состоит из данных, характеризующих рабочее пространство, и нахождения листа бумаги с изображением. Эти движения завершаются контактом руки с изображением. Последующие движения пальцев сканируют изображение, его форму, размер и пропорции, т.е. исходные данные, на основе которых формируется соответствующее представление.

Используя терминологию Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера и Б.Ф. Ломова, движения, связанные с ориентацией на поле изображения и нахождением реального изображения, можно назвать поисковыми движениями, а движения, связанные с его распознаванием, — движениями преследования.

Поисковые движения обычно выполняются успешно. Это объясняется тем, что они часто используют эти движения при ориентации в тактильном поле. Что касается движений преследования, то их рациональность зависит от знания правил чтения изображения, уровня представлений о форме и размере изображения.

В некоторых случаях слепые люди используют оральное чувство осязания для восприятия особо мелких деталей, например, чтобы вставить нитку в ушко иголки, определить толщину нитки и так далее. Обладая высокой тактильной чувствительностью, слепые люди с частичной ампутацией руки используют чувствительность культи, пальцев ног, подбородка, носа и других частей тела.

Виды осязательного восприятия

Общая психология и тифлопсихология выделяют три типа (формы) тактильного восприятия: пассивное осязание, активное (гаптическое) и опосредованное L (инструментальное).

Пассивная форма осязания наблюдается при сочетании различных видов кожной чувствительности в условиях относительной безопасности.

Покой поверхности рецептора и контактирующего с ним объекта. В результате контакта возникают ощущения, которые перцептивно отражают ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений объектов. Пассивное осязание не отражает полного набора признаков объекта и не представляет полной картины.

Активное осязание (тактильные ощущения) происходит при активном прикосновении к объектам. Активное осязание основано на совместной деятельности опорно-двигательного и двигательного анализаторов. Слепые и слабовидящие люди распознают контуры и формы предметов, когда двигают руками. Активное чувство осязания, в сочетании с остаточным зрением, является основным методом, используемым слабовидящими детьми для отражения пространственных особенностей и характеристик предметного мира. Активное чувство осязания является основой сенсорного восприятия у слепых и имеет фундаментальное значение для обучения и трудовой деятельности.

Опосредованное (инструментальное) осязание — это форма тактильного восприятия, при которой объект осязается с помощью инструмента или устройства, например, осязание дороги тростью слепого человека, чтение слепыми людьми рельефно-точечного письма грифелем или осязание рельефа дороги подошвами обуви. Опосредованное восприятие может быть выгодным в условиях, когда объекты трудно осязать непосредственно (А.Г. Литвак).

В связи с этим в последнее время, чтобы значительно расширить границы сенсорного восприятия, используются различные устройства, позволяющие людям с ограниченным или отсутствующим зрением косвенно воспринимать информацию, недоступную для восприятия. Восприятие слепых и слабовидящих людей с помощью приборов для коррекции зрения называется инструментальным восприятием. Для этого существуют фотоэлектрические сигнальные устройства, измерительные устройства, устройства для ориентации в пространстве с тактильной индикацией. В будущем инструментальное восприятие займет более значимое место в процессе познавательной и компенсаторной деятельности слепых и слабовидящих людей и расширит их возможности, приблизив их к возможностям зрячих людей.

Тактильное восприятие пространственных свойств объектов. Как упоминалось ранее, пространственное восприятие состоит из восприятия размера, формы, глубины и расстояния. В отличие от зрячих людей, слепые люди различают пространственные свойства не визуально, а на ощупь. В основном тактильное восприятие пространства происходит благодаря совместной деятельности опорно-двигательного и двигательного анализаторов с участием периферического, проводникового и центрального отделов тактильной системы.

Специальное обучение позволяет слепым детям в совершенстве развить тактильное восприятие пространственных признаков (форма, размер и т.д.) и пространственных отношений. Так, под влиянием обучения они легко различают и идентифицируют круглые и овальные (овощи, фрукты, ягоды и т.д.), прямоугольные и квадратные (конверт, линейка, тетрадь и т.д.) объекты. Им несколько сложнее различать и идентифицировать объекты, содержащие сложные геометрические формы (технические игрушки, предметы быта и т.д.), поскольку для этого требуется знание особенностей конструкции и принципа действия. Значительные трудности для восприятия представляют динамические изменения формы, размера, отношений частей объекта (птиц, животных, людей и т.д.).

Основные характеристики образа восприятия

1) Активность — заключается прежде всего в участии эффекторных компонентов в перцептивном процессе, которые выступают в виде движений рецепторов и перемещений тела или его частей в пространстве. Анализ движений рук и глаз делится на два класса. К первому классу относятся поисковые и позиционные движения, с помощью которых осуществляется поиск определенного объекта, установка глаза и руки в наиболее благоприятное для восприятия положение и изменение этого положения. В этот класс также входят движения головы на внезапно услышанный звук, отслеживание движений глаз и т.д. Второй класс включает в себя собственно познавательные движения. При их непосредственном участии происходит оценка размера, распознаются уже известные объекты, осуществляется сам процесс построения изображения. Происходит непрерывное сравнение изображения с оригиналом. Любое несоответствие между ними немедленно приводит к коррекции изображения. Поэтому роль двигательной активности в восприятии не ограничивается созданием наилучших условий для работы аффективных систем, но и сами движения участвуют в формировании субъективного образа объекта.

2) Историчность. Восприятие — это система перцептивных актов (восприятие — непосредственное отражение объективной реальности органами чувств), овладение которыми требует специальной подготовки и достаточно длительной практики. Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а вместе с развитием самой деятельности проходят значительный путь развития. Это означает, что важнейшим свойством восприятия является его историчность — обусловленность конкретными условиями протекания действия и прошлым опытом субъекта. Наблюдение за человеком, который ослеп в возрасте десяти месяцев и обрел зрение в возрасте 52 лет, было сделано английским психологом Р. Грегори. Зрительное восприятие этого человека было ограничено распознаванием на ощупь. Он так и не научился читать с помощью зрения, но зрительно распознавал заглавные буквы и цифры, которым его научили в школе для слепых. Рисунки этого человека также показывают неспособность воспроизвести то, что он ранее не воспринимал на ощупь.

3) Субъективность. Восприятие объектов — это отношение всей информации о внешнем мире, полученной с помощью органов чувств, к самим объектам. Это способность субъекта воспринимать мир не как набор несвязанных между собой ощущений, а как отдельные объекты, обладающие свойствами, которые вызывают эти ощущения. Поскольку перцептивные акты направлены на объективное отражение ситуации, значение предметного окружения оказывается решающим для нормального функционирования восприятия. Испытуемый погружался в ванну с физиологическим раствором при комфортной температуре. Во время этого процесса испытуемый слышал только монотонные ритмичные звуки и видел рассеянный белый свет, а покрытие на руках препятствовало получению тактильных ощущений. Через несколько часов испытуемые стали беспокойными и попросили прекратить эксперимент. Они отметили появление галлюцинаций, а также нарушение восприятия времени. После опыта испытуемые испытывали дезориентацию в пространстве, нарушение восприятия движения, формы, цвета и тому подобное.

4) Целостность. Восприятие является целостным, поскольку отражает не отдельные качества стимулов, а отношения между ними. Целостность восприятия выражается в том, что образ предметов не дается в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а мысленно выстраивается в целостную форму на основе наибольшего набора элементов.

5) Понятность. Высшей формой восприятия объектов является когнитивное восприятие. Благодаря своей осмысленности, наше восприятие больше не является биологическим процессом, как это было у животных. В процессе своего развития человек приобретает социально-исторический опыт, но при этом он также отражает значения предметов, выработанные в практической деятельности предыдущих поколений. Поэтому по мере восприятия объекта понимаются и его функции, так что восприятие обобщается и классифицируется.

Понимание сознательного восприятия позволяет нам познать реальность глубже, чем это возможно при отражении отношений между объектами, действующими на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия достигается высший уровень объективизации перцептивного образа. Большую роль в формировании перцептивного смысла играет язык, с помощью которого осуществляется обобщение и категоризация информации, полученной от органов чувств.

6) Константа. Каждый организм живет в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Перемещение объектов в пространстве, движение самого организма приводит к тому, что условия восприятия объекта постоянно меняются — меняется форма его проекции на сетчатку глаза, меняется степень его освещенности и оттенки.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Что значит тактильное восприятие

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *