Что значит свято место пусто не бывает

Что означает выражение «свято место пусто не бывает»?

Что значит свято место пусто не бывает

Латинский аналог поговорки «свято место пусто не бывает» — природа не терпит пустоты.
Мысль эта приписывается древнегреческому философу Аристотелю (384-322 г. до н.э.), но что он имел ввиду — неясно.
Возможно это:

Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка, и так ad infinitum* (Джонотан Свифт)

Применение фразеологизма в литературе

«Три года назад, когда фирма «Индиго» осталась без «крыши», в чью-то сметливую голову пришла мысль, что свято место пусто не бывает и почему бы не заполнить его по своему разумению» (Н. Леонов, А. Макеев «Ментовская крыша»)
«Ночью разговаривать нельзя, и Нэди шепчет, что это произойдет сейчас, вот-вот, свято место пусто не бывает, тюрьма лопается от количества людей, и в это время в Москве начинаются аресты» (Татьяна Окуневская «Татьянин день»)
«Куда денешься, природой поставлено. А свято место пусто не бывает. Нюра сбросила в угол малицу, сверху шапку, тут же оставила великаньи валенки с загнутыми носами, но пошла в передний угол с пестерем и громоздко поставила берестяной кузов на лавку» (Владимир Личутин «Вдова Нюра»)
«Вместе с Эстер, вопреки нашим просьбам и убеждениям, ушла из ассоциации Дунечка Макарова. Но свято место пусто не бывает. Ушли две, пришли три и между ними ― писаная красавица, царевна из русской сказки и набитая дура, ― Аня Фартовая, на которую тогда оглядывался весь Павловск, до чего великолепно хороша» (А. В. Амфитеатров «Марья Лусьева»)
«Они несли из перевязочной бледного человека в свежих бинтах ― на его освободившуюся койку: свято место пусто не бывает» (Г. Я. Бакланов «Южнее главного удара»)

Источник

Свято место пусто не бывает

(значение) — на важное место или должность всегда найдется много охотников – не долго оно будет пустовать, если его покинет тот, кто сейчас это место (должность) занимает (русская пословица).

«43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».

В словарях

Что значит свято место пусто не бывает

✍ Примеры

Дункан Кларк

«Alibaba. История мирового восхождения» (2016 г.), перевод Сарычева К. М., гл. 1:

«Свято место пусто не бывает, и Интернет в Китае заполняет те пустоты, которые появились как следствие государственной собственности и планирования.»

В. А. Пьецух

«Сравнительные комментарии к пословицам русского народа», 2002 г. // «Октябрь» :

«Свято место пусто не бывает. Китайцы говорят прямее: «В святых местах много нечисти».»

Лев Корнешов

«Свято место пусто не бывает, но не каждому оно достаётся.»

Андрей Ростовский

«По законам волчьей стаи», 2000 г. :

«Погибали одни лидеры преступного мира, на их место сразу приходили другие. Свято место пусто не бывает. И опять передел.»

Г. Я. Бакланов

«Южнее главного удара», 1957 г. :

«Они несли из перевязочной бледного человека в свежих бинтах — на его освободившуюся койку: свято место пусто не бывает

С близким значением

Король умер. Да здравствует король

О такой смене деятелей, когда ушедший сразу оказывается забытым.

Незаменимых людей нет

Поговорка о том, что любого человека можно заменить.

Я устал. Я ухожу

Слова, приписываемые первому Президенту России Ельцину Борису Николаевичу (1931 – 2007), якобы произнесенные им в обращении, в связи со своей добровольной отставкой.

Источник

Значение словосочетания «свято место пусто не бывает»

Что значит свято место пусто не бывает

свято место пусто не бывает

1. на смену чему-либо отсутствующему, на место, которое освободилось, обязательно приходит что-то другое ◆ Они несли из перевязочной бледного человека в свежих бинтах — на его освободившуюся койку: свято место пусто не бывает. Г. Я. Бакланов, «Южнее главного удара», 1957 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Погибали одни лидеры преступного мира, на их место сразу приходили другие. Свято место пусто не бывает. И опять передел. Андрей Ростовский, «По законам волчьей стаи», 2000 г. ◆ Свято место пусто не бывает, но не каждому оно достаётся. Лев Корнешов, «Газета», 2000 г. ◆ Свято место пусто не бывает. Китайцы говорят прямее: «В святых местах много нечисти». Вячеслав Пьецух, «Сравнительные комментарии к пословицам русского народа», 2002 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит свято место пусто не бываетПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: орбитальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Свято место пусто не бывает

Что значит свято место пусто не бывает
Игумен Игнатий (Бакаев)

В Рождество Иоанна Предтечи после литургии я служил молебен в профилактории, где поправляют здоровье социально ослабленные люди. Они были напряжены, глядели подозрительно. Даже молебен их не успокоил. Особенно воинственна была одна из женщин, лет 37, в футболке с короткими рукавами и с короткой стрижкой. Когда сели побеседовать, она расположилась напротив меня. Ноги закинула одну на другую, руки заложила за голову. «А можно вопрос?» – говорит. «Нет», – отвечаю я, потому что по поведению было ясно, что вопрос будет провокационным, из тех, на которые бессмысленно отвечать: тебя всё равно не услышат. «Он вор! – завопила женщина, тыча в меня указательным пальцем. – Он лжец, он баламутит вас, он хочет от вас денег, а сам даже имя Бога не знает! Ну, скажи, скажи, как имя Бога?» Стало ясно, что передо мной иеговистка. И ещё шестеро из присутствовавших, как я понял, подверглись обработке сектантов. Вместе с моей яростной недоброжелательницей они приехали в профилакторий из одного и того же интерната, где вовсю действуют иеговисты.

А потом нас спрашивают, почему мы так настроены против сект, почему нам не хватает толерантности. Практически все они настроены против православия, и осуждение нашей веры – краеугольный камень их пропаганды. Так дробится наш народ, без того уже разделённый. Это не разномыслие, это война.

Но хватает и богоборцев, доставшихся в наследство от прошлого. В Петров день отслужил литургию в Свято-Вознесенском храме села Озёл. Окрестил нескольких ребятишек. Пробыл на ногах более шести часов и очень устал. Выхожу на улицу и слышу обращённое ко мне: «Эй ты, дармоедище!» – и прочее, и прочее. Ругается пожилой мужчина, держится при этом на безопасном расстоянии. Не зная, что ответить, ухожу в квартиру Александры Васильевны – самой активной озёльской прихожанки. Когда вышел от неё, смотрю, мой оскорбитель стоит у калитки, закрывая мне проход. Спрашиваю: «Чем я тебя обидел? Что тебе сделал плохого?» Он опустил голову. Молчит. Я отстранил его, а человек, споткнувшись вдруг, начал падать и, схватив меня за цепочку священнического креста, буквально повис на ней. (Весу в нём было, наверно, около 90 кг, слава Богу, не повредил шейные позвонки, хотя шея потом болела несколько недель.)

Слышу, сзади бегут мои спутники – Александр и Андрей, крепкие, здоровые мужики. Обидчик испугался, отпустил крест и закричал: «Не бейте меня!» Потом встал на четвереньки и уполз куда-то. Я подумал: хорошо иметь рядом своих Ослябей и Пересветов. Плохо, когда их нет. Ведь из таких, как мой оскорбитель, и формировались ненавистниками Церкви – Троцким, Зиновьевым и др. – расстрельные команды, только в России убившие десятки миллионов христиан. Недавно в воронежских меловых горах нашли в раскопанных ямах более десяти тысяч человек. При них были кружки, ложки, то есть люди до последнего момента не знали, что их ведут казнить. В каждой яме лежало по шестьдесят наших соотечественников и единоверцев, убитых без суда и следствия. А сколько их ещё не найдено! И сейчас из-за богоборцев в России на троих рождённых приходится пять покойников. Случайные люди занимают посты, где можно господствовать над народом, а не служить, подобно апостолам.

Но и те христиане, которые даже в Церкви превозносятся над другими, имеют ту же закваску – фарисейскую и саддукейскую. Почему же Господь даже на Святой Руси открывается не всем, кто считает себя христианами? Мы превратились в горькое посмешище. Поленницы дров сложить вместе не можем, стали ни на что не годны, кроме как к угрызению и уничтожению друг друга.

Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Если народ российский покается и призовёт Его, в тот же миг исчезнут все внутренние и внешние враги России». Покаемся и призовём Его, и Бог через выборы и назначения расставит во власти не чьих-то марионеток и наёмников от мамоны, а Своих людей, не столько деловых и требовательных, сколько совестливых и богобоязненных, любящих свой народ, земное Отечество.

Можно быть хорошим, порядочным человеком, если ты неверующий, мусульманин, иудей. Но нам в правителях нужно ещё и другое. Ведь только для христианина мало быть порядочным – он ещё обязан любить. Потому что наш идеал – Бог-Любовь, послуживший народу. Господь кормил его, поил, исцелял, искупил его у зла, омыл Своей кровью, научил хранить добро в мире зла. И сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Что мы и делаем. Расточаем. Без Бога все наши недра, леса и озёра, данные нам, – вовсе не наши, а мировой закулисы. Всё расхищается. И кажется, нет надежды, но это не так. Главное богатство у нас не отнять, просто слишком многие им пренебрегают. Это богатство – святое православие, которое одухотворяет деятельность человеческую (если, конечно, она не преступна). И если страна поймёт это, прекратится нынешнее безобразие.

Однажды нас пригласили на праздник в селе Шошка, устроенный местной администрацией. И мы ехали с намерением помолиться на этом празднике, пообещали это устроителям. Праздник проводился в высохшем русле реки. Людей было несколько сот – пришли семьями, с детьми и бабушками. Ребята играли в пляжный волейбол на нескольких площадках. Было весело. Поразмыслив, что там, где люди, должна быть и Церковь, мы стали служить водосвятный молебен. Сильный ветер уносил слова, динамики что-то кричали. Но ничего. Народ принял участие, собралось вокруг более ста человек, у девушек откуда-то платочки появились. А когда стали окроплять святой водой, восторгу не было предела. Люди бежали из кустов, из ближайшего леса. Так пустое времяпровождение стало благословенным, благодатным отдыхом. Некоторые, может, впервые поняли, о чём молится Церковь. Так бы всю Россию освятить. А если не сделать этого…

Есть пословица: свято место пусто не бывает. Её я знал всю жизнь. Но открылась она мне только сейчас. В России – святом месте, или в семьях, или в ваших душах, если нет места Богу – это место займёт дьявол со своими клевретами, под видом ангела света придёт душегуб, человекоубийца от начала. Поймите, пощады нам не будет, если проиграем. Современный мир жесток, как никогда, деловито-рационально-безжалостен. Мы можем только победить, у нас нет другого выхода.

Источник

Святое место пусто не будет

Смотреть что такое «Святое место пусто не будет» в других словарях:

Святое место не будет пусто. — Святое место не будет пусто. См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

МЕСТО — ср. пространство, занимаемое каким либо телом или предметом; известное пространство вообще, занятое либо порожнее; ширь, простор, пустота. | В утробе беременной: placenta, послед, сосудистая лепешка, из коей, через пуповину, зародышу собщается… … Толковый словарь Даля

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Киреевский, Иван Васильевич — критик и мыслитель, род. в Москве 22 марта 1806 года, ум. 11 июня 1856 года в Петербурге. Он принадлежал к одному из самых старинных родов белевских и козельских дворян. Отец его, Василий Иванович Киреевский, служил в гвардии и вышел в отставку… … Большая биографическая энциклопедия

храм — центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5 ), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар.3:1 ), затем возобновленный Зоровавелем и… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

храм — центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Цар.5:5 ), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар.3:1 ), затем возобновленный Зоровавелем и… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Вималакирти — (санскр. «Прославленный непорочностью», по китайски Вэймоцзе, по японски Юймаки) первый упасака, ставший бодхисаттвой, современник Шакьямуни, прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нём описана в Вималакирти нирдеша сутре,… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *